Средние века

Тема в разделе "Эпохи и стили", создана пользователем La Mecha, 15 май 2014.

  1. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.384
    Симпатии:
    2.436
    О Каролингском Ренессансе:

    " Западная Церковь приняла важнейшее решение.
    Она решила переориентироваться с византийских
    императоров на полуварваров — франков, которые
    никогда не были арианами.

    В VIII веке Церковь благословила
    официальный переход власти от Меровингов
    к Каролингам — к семье Карла Мартелла, знаменитого
    победителя мусульман при Туре в 732 году, и в конечном
    счете — к Карлу Великому (или Шарлеманю), со
    временем ставшему признанным отцом Европы.
    Каролинги возвысились в результате упадка Меро -
    вингов. Они занимали ставшую наследственной
    должность майордома, примерно соответствующую
    нынешней должности премьер-министра. Майордо-
    мы - Каролинги были гораздо более искусными и хит -
    рыми правителями, чем меровингские короли, и постепенно
    они все больше и больше овладевали браздами
    правления в королевстве франков. В середине VIII века
    Каролинги, чья власть фактически была королевской,
    пожелали получить королевский титул...

    Карл Великий не умел писать, хотя апо -
    крифическое народное предание и говорит о том, что
    в последний год жизни он вносил исправления в перевод
    Священного Писания. Несмотря на это, он поощрял
    образование и искусства, в частности он призывал
    епископов создавать школы при кафедральных соборах.
    Историк Джозеф Линч пишет:

    «Работа авторов и переписчиков книг, художников, строителей, а также
    сама мыслительная деятельность людей, воспитанных
    в церковных и монастырских школах, позитивно
    влияли на интеллектуальную жизнь — как в количественном, так и в качественном отношении».
    Результатом такого активного поощрения образованности,
    искусств и ремесел стала эпоха культурного
    расцвета, известная под названием Каролингского
    Возрождения." (Томас Вудс)

    Евангелие Годескалька

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Евангелие Эббона

    [​IMG]

    [​IMG]

    Утрехтская Псалтырь


    [​IMG]

    [​IMG]
    Меня поражают масштабы. Даже не приходит в голову, что вот так могло быть... Европа этого времени мне всегда представлялась почти царством дикой природы...
     
  2. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.384
    Симпатии:
    2.436
    В аббатстве Св. Петра в Корби возникает средневековый латинский шрифт - каролингский минускул, основа современной латиницы.

    [​IMG]



    Из "Энциклопедии" Исидора Севильского

    [​IMG]
     
  3. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.384
    Симпатии:
    2.436
    "...Каролингская реформа образования была основана
    на возрождении древнеримской модели семи сво -
    бодных искусств: квадривиума астрономии, музыки,
    арифметики и геометрии и тривиума логики, грамматики
    и риторики. С учетом особой актуальности в эту
    эпоху гуманитарного знания, квадривиум в начале
    Каролингского возрождения не играл большой роли.
    Однако каролингская модель стала основой для последующего
    интеллектуального развития.

    ...несмотря на очевидное культурное отставание
    от классической древности, христиане эпохи Карла
    Великого верили, что они строят основы цивилизации,
    которой суждено превзойти Грецию и Рим.
    Ибо, как подчеркивал Алкуин, у людей VIII и IX веков
    было то, чего не было у древних: христианская вера.
    Современники Алкуина подражали классическим
    Афинам, но при этом были уверены, что их Афины
    будут лучше; ведь они обладали драгоценной жемчужиной,
    которой древние греки, при всем их величии,
    не владели.

    Алкуин (глава архиепископской школы в Иорке, потом - аббат монастыря св. Мартина в Туре, ) так горячо верил в это, что писал Карлу Великому о блистающих высотах новой
    цивилизации в следующих выражениях:

    «Если у вас будет много сподвижников в вашем деле, во Франции
    воздвигнутся новые Афины, нет! лучшие Афины,
    ведь наши Афины, облагороженные учением Христа,
    превзойдут всю мудрость Академии. Старые Афины
    давали в распоряжение учителя лишь дисципли -
    ны, созданные Платоном, но, вдохновленные семью
    свободным искусствами, они до сих пор осиянны славой;
    наши же Афины семикратно заблистают полнотой
    Святого Духа и затмят собой любые светочи мирской
    мудрости».

    Дух Каролингского возрождения не угас
    и в IX—X веках, несмотря на вторжения викингов,
    венгров и мусульман. Даже в самые трудные дни дух
    учености продолжал жить в монастырях, и это позволяло
    быстро возрождать ее в более мирные времена.

    После смерти Карла Великого инициатива в области
    распространения образования переходит к Церкви.
    К открытию школ призывают местные церковные
    соборы, такие как синод в Баварии (7 9 8 ) и соборы
    в Шалоне (8 1 3 ) и Эксе ( 8 1 6 ) . Друг Алкуина Теодульф, епископ Орлеанский,
    а позже — аббат Флерийский, тоже призывал к распространению образования:
    «Священники должны открывать школы
    в городах и деревнях. Ежели кто из прихожан обращается
    к священнику с просьбой обучить грамоте сынов
    его, тому не пристало отказываться от благородного
    дела... Священники, взявшиеся за это дело, не должны
    просить за него платы и могут принимать от родителей
    учеников лишь малые дары»
    В роли учителя Европы Церковь оставалась единственной
    организацией, пережившей многочисленные
    варварские нашествия.
    Вторжения варваров в IV и V веках подорвали самые основы цивилизации:
    городскую жизнь, культуру, науку.
    В IX—X веках Западная Европа вновь стала жертвой набегов: на
    этот раз ее опустошили викинги, венгерские племена
    и мусульмане.
    (Для того, чтобы представить себе эти
    вторжения, достаточно упомянуть о том, что одним из
    самых известных вождей викингов был некто Торфинн,
    известный под именем Раскалывателя Черепов.)
    Благодаря решительности и мужеству монахов, священников,
    ученых и гражданских администраторов Европа не погрузилась в хаос
    во второй раз.

    Историк Кристофер Доусон пишет о том, что по сле
    распада империи Каролингов монахи приступили
    к воссозданию системы образования: «Последними
    островками интеллектуальной жизни среди
    волн варварских нашествий, которые вновь поставили
    под угрозу само существование западного христианства,
    были великие монастыри, особенно монастыри
    Южной Германии, Санкт-Галлен, Рейхенау
    и Тегернзее. Хотя на первый взгляд монашество кажется
    институтом, плохо приспособленным для противостояния
    войне, хаосу и беззаконию, на самом деле оно
    обладает поразительной способностью к выживанию
    и возрождению».
    Эта способность выражалась в том, что монастыри
    удивительно быстро залечивали раны, нанесенные
    им вторжениями и крахом политической системы.
    «Варвары могли сжечь девяносто девять монастырей
    из ста, убить или изгнать монахов, но достаточно было
    одного выжившего монаха, чтобы восстановить традицию.
    Руины монастыря возрождали к жизни новые
    насельники, продолжая прерванную традицию, следуя
    тому же самому монастырскому правилу, служа ту же
    самую литургию, читая те же самые книги и думая так
    же, как их предшественники.
    Так в эпоху св. Дунстана монахи и монастырская культура вернулись из Флери
    и Гента в Англию и Нормандию спустя сто лет после
    того, как они были там уничтожены, а спустя еще его
    лет нормандские и английские монастыри вновь стали
    яркими звездами на небосклоне Запада".

    Беда Достопочтенный "Церковная история народа англов":

    "
    Книга I

    ...

    23. В год от воплощения Господа 582-й императором стал Маврикий, пятьдесят четвертый после Августа; он правил двадцать один год. На десятом году его царствования понтификом Рима и апостольского престола был избран Григорий, прославленный как ученостью, так и своими деяниями, и правил он тринадцать лет, шесть месяцев и десять дней.
    На четырнадцатом году правления того императора, спустя 150 лет после прибытия англов в Британию, Григорий, движимый божественным наущением, послал слугу Божьего по имени Августин и с ним еще нескольких богобоязненных монахов проповедовать Слово Божие народу англов.
    Подчинившись велению папы, они отправились в путь и уже отошли на некоторое расстояние, когда их вдруг охватил ужас. Им захотелось вернуться домой вместо того, чтобы идти к варварскому, свирепому и недоверчивому народу, говорившему на непонятном для них языке.

    Думая о собственной безопасности, они отправили назад Августина, которого предполагалось посвятить в епископы в случае, если англы их примут. Августин слезно умолял блаженного Григория позволить им отменить столь опасное, трудное и ненадежное путешествие, но тот послал им ободряющее письмо, в котором велел не ослаблять усилий в проповеди Слова Божьего и уповать на помощь Господа. Письмо это было таково:

    "Григорий, раб рабов Божьих — слугам Господа нашего.

    Куда лучше было бы вам, любимейшие чада, вовсе не предпринимать сего благородного дела, чем отступаться от него в самом начале. Вам долженствует со всем прилежанием вершить ваш благой труд, начатый с упованием на помощь Господа. Поэтому не позволяйте ни тяготам пути, ни злым людским языкам смутить вас, но продолжайте со всем постоянством и рвением творить то, что начали под водительством Божьим. Верьте, что, как ни велика трудность вашей задачи, еще более будет ваше небесное воздаяние.
    По возвращении Августина, вашего старшего, а отныне моим назначением вашего аббата, повинуйтесь ему во всем с сознанием, что все, сделанное вами под его началом, благотворно для ваших душ. Да сохранит вас Бог Всемогущий своею благодатью. Молюсь о том, чтобы увидеть плоды трудов ваших в нашем Граде Небесном. Не могу трудиться вместе с вами, хоть и был бы рад, но надеюсь разделить с вами радость воздаяния. Да хранит вас Бог, мои возлюбленные чада.

    Дано в десятый день до августовских календ, в четырнадцатом году царствования господина нашего, благочестивейшего августа Маврикия Тиберия и на тринадцатом году после консульства того же нашего государя, в пятнадцатый индиктио".

    "Епископ Григорий — славнейшему и достойнейшему сыну нашему Эдильберту, королю англов.

    Всемогущий Бог восставляет править народами добрых мужей, дабы через них сеять дары праведности среди их подданных. Мы знаем, что так случилось и с народом англов, которым правит Ваше Величество, и что дарованной вам благодатью ваши подданные сподобились небесных милостей. Посему, славнейший сын, храните дарованную вам благодать Божью и спешите распространить христианскую веру среди подвластного вам народа. Направьте все ваше праведное рвение на их обращение, запретите служение идолам, низвергните их храмы и капища, улучшайте нравы ваших подданных чистотой собственной жизни, наставляйте их, устрашайте, увлекайте и поправляйте. Показывайте им пример добрых дел, дабы вы могли быть награждены на небесах Тем, чье имя и деяния вы прославили на земле. Ибо Тот, чьей славе вы служите среди вашего народа, сделает и ваше славное имя еще более славным для потомков.

    Случилось так, что Константин, благочестивейший император, отвратил римское государство от ложного идолослужения и подчинил его и себя Всемогущему Господу Богу нашему Иисусу Христу, обратясь к нему всем сердцем вместе с подвластными ему народами. Потому он сделался знаменитее всех прежних правителей и превзошел своих предшественников как славой, так и добрыми делами. Пусть же Ваше Величество не медлит в научении подвластных вам королей и народов знанию о едином Боге, Отце, Сыне и Святом Духе, дабы могли вы превзойти древних королей вашего рода по славе и заслугам. Побуждая ваших подданных очиститься от грехов, вы и сами сможете менее беспокоиться о собственных ваших грехах перед Страшным Судом Господним.

    Наш преподобнейший брат епископ Августин, воспитанный в монашеских правилах, полон знанием Святого Писания и милостью Божьей прославлен добрыми делами; посему с готовностью внимайте всем советам, что он вам дает, исполняйте их и храните в памяти. Если вы прислушаетесь к тому, что он говорит от имени Всемогущего Бога, то и сам Всемогущий Бог прислушается к его молитвам, возносимым за вас. Если же, упаси Бог, вы пренебрежете его советами, то что заставит Всемогущего Бога слушать его молитвы за вас, если он увидит ваше непослушание тому, что говорится от Его имени? Посему помогайте ему всем сердцем в делах праведных и присоедините к его трудам власть, возложенную на вас Господом, дабы Он мог даровать вам долю от Царствия Своего, если вы распространите веру Его в вашем королевстве.

    Кроме того, мы хотим, чтобы Ваше Величество знали, что близится конец света, как о том говорят слова Всемогущего Бога в Святом Его Писании, и грядет уже Святое Царство, которому не будет конца. С приближением конца света нам грозит многое из того, чего не было ранее; будут волнение в воздухе, и ужас с небес, и внезапные бури, и войны, и голод, и чума, и землетрясения в различных места. Не все из этих событий случатся в наши дни, но все они придут вслед за нашими днями. Поэтому, если вы увидите какие-либо из них в вашей земле, не падайте духом; ведь все эти знамения конца света посылаются нам в предостережение, дабы, когда придет Судия, мы были бы приуготовлены к его встрече нашими добрыми делами. Мы пишем об этом вкратце, славнейший сын, но когда вера в вашем королевстве укрепится, наши с вами сношения станут более постоянными, и мы сможем обсудить это все подробнее по мере того, как радость в нашем сердце умножится полным обращением вашего народа.

    Посылаю вам скромные дары, которые не должны казаться вам скромными, ибо с ними вы получаете благословение блаженного апостола Петра. Пусть Всемогущий Бог довершит начатое Им через вас доброе дело и продлит жизнь вашу на много лет, а в положенное время примет вас в Своем Небесном Царстве. Да хранит вас милость Господня, господин наш и сын.

    Дано в десятый день до июльских календ, в девятнадцатом году царствования государя нашего, благочестивейшего августа Маврикия Тиберия и в восемнадцатом году после консульства того же государя, в четвертый индиктион".
     
  4. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
    Я отделил эту ветку от "Римского мира" из хронологических соображений.
    Карл начинает новую эпоху в истории Западной Европы - историю воссозданной Римской империи.
    А Средние века это то, что находится между двумя Возрождениями. А "возрождений " в 9 -10 вв. было несколько: Каролингское, Македонское, Оттоновское...
     
  5. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.384
    Симпатии:
    2.436
    Так я поняла , что по хронологическим.
    А дальше?:)
     
  6. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
    ну если есть интерес, буду грузить картинки помаленьку.
     
    Sielicki и La Mecha нравится это.
  7. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.384
    Симпатии:
    2.436
  8. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
    2 империи

    [​IMG]

    Христианский мир (бывший римский) теперь (к началу 9 в.) имел два ядра - Западную и Восточную империю - "франкскую" и "византийскую"- "латинскую" и "греческую". В первой жило ок. 14 млн. человек, во втрой ок. 10 млн.
    Западная включала как старые римские земли, так и те которые ранее в империю не входили (Германия).
    В восточной , сохранившей прямую преемственность уровень урбанизации и плотность бюрократии были заметно выше. военную службу здесь несло особое сословие - военные поселенцы -стратиоты, на западе теоретически военнообязанными были все землевладельцы, достаточно богатые, чтобы самостоятельно снарядится на войну.
    Но сходства тоже было немало. Дело в том, что Карл Великий (особенно после принятия императорского титула) действительно попытался возродить Римскую империю (на основании наглядного византийского образца): была создана чёткая административная система с графами и епископами на местах (византийский аналог графств - фемы), влиятельная канцелярия (из духовных лиц), велось масштабное строительство, делались попутки возродить систему образования (с опорой на церковные организации), была создана придворная академия для возрождения наук и искусств. И император несомненно был главой Церкви, посредником между Богом и людьми, унифицирующим каноны изменяющим символ веры, ответственным за спасение душ подданных, назначавшим епископов и аббатов.

    Различие было в том, что на западе делали особую ставку на личный вассалитет. каждый человек должен был выбрать себе господина. Так было удобней для организации военной службы, когда вассалов ставили в строй сами крупные землевладельцы.
     
  9. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.384
    Симпатии:
    2.436
    В. Рабинович, Исповедь книгочея:

    "
    ТЯЖЕЛЫЙ СОН, жаркий и душный, свалил молодого послушника. Сквозь сон гулко доносились удары в доску. Это звал монастырский сторож к ночному богослужению. И вдруг в рваный и смутный сон ворвались хриплые дьяволы и принялись лупцевать бедного монаха. А один дьявол будто бы и говорит: "Кто там в одеяло укутался, лежит себе и посапывает?" Несчастный собрался в комок и стал молиться, обещая больше никогда не пропускать ночных богослужений и, конечно же, никогда даже в руки не брать Вергилия-язычника. А молитва все громче и громче. Сон слетел, как не был. И опрометью в церковь на полуночную службу.

    Этим соней, за полночь зачитавшимся Вергилием и потому проспавшим всё на свете, даже - подумать страшно - всенощную, был Алкуин (Alcuinus), или Альбин (Albinus), a если по-англосаксонски, то Алхвине (Alchvine), тогда только еще смиренный ученик (хотя уже и тогда был не прочь почитать язычника Вергилия), но вскоре - великий учитель, блистательно отметивший своим учительством не только свой VIII век, но пожалуй, все целиком Каролингское возрождение (купно с VIII еще и IX век). Прозвище у него было Флакк (в честь Горация, конечно).

    Родился он около 730 года в Нортумбрии и был по рождению знатным англосаксом. Учился в Йорке у архиепископа Эльбарта. В 778 году стал главой школы, заслужив сан диакона. Пошли собственные стихотворные сочинения, ученые трактаты. Пошли и ученики. В 781 году побывал на франкской земле, заезжал в Рим, а по дороге назад, в Парме, познакомился с Карлом Великим, который пригласил ученого англосакса послужить у него при дворе. Алкуин долго раздумывал и только в 793 году насовсем поселился при дворе Карла вместе с верными своими учениками, возглавив придворную школу для научения франкского духовного сословия риторике, диалектике и астрономии, но и для выполнения функций министра культуры, если сказать по-нынешнему. Он же советовал королю по части школьных, церковных, юридических и политических дел, за что сам Карл и его домочадцы очень его любили. Алкуин к тому же неплохо управлял аббатством Святого Мартина в городе Туре.

    Вместе с тем смиренен и мал, беспомощен и сир... Во всяком случае таким представлял себя Алкуин своим адресатам и, конечно же, самому себе - в тон учительскому образцу, восходящему сами знаете к кому (вспомним слово евангелиста Иоанна...). Американская исследовательница Л. Валлах, как бы переча Алкуину, пишет о нём так: "Его достижения как воспитателя, государственного деятеля, администратора, поэта, писателя и учёного не имеют параллелей среди его одаренных друзей-сотоварищей по придворной школе, хотя гот Теодульф Орлеанский был, возможно, лучшим поэтом, лангобард Павел Диакон - лучшим историком, а патриарх Павлин Аквилейский - более оригинальным теологом". И в этой интернациональной академии - роль Алкуина-англосакса особая: она учительская прежде всего и потому политическая, ибо учительство в те времена было первее всего. Школы, церкви, аббатства... Именно сюда прежде всего необходимо нести свет бога. И это делает Карл - помазанник бога. А как донести этот свет, научит Алкуин верный друг и смиренный учитель. Но свет бога несёт не только Карл, но и каждый, кто рядом: свет своего дела - политического, солдатского, послушнического...

    В 804 году Алкуин умер. Вот, пожалуй, и всё.

    Учитель и только учитель. Всю свою послеученическую жизнь.

    Что он за свою жизнь сочинил? Все его сочинения - только для преподавания. И ни для чего более. Учебник грамматики построен в форме учительско-ученических словопрений двух отроков - франка и сакса. Веков шесть или семь учили в школах по Алкуиновой грамматике. Пособие по риторике и книга по диалектике тоже были представлены в виде учительско-ученических бесед Алкуина и Карла. Здесь же и книжица с задачами по арифметике, предназначенная "для изощрения ума юношей", извлечение из Беды Достопочтенного по орфографии, комментарий к Присциановой грамматике латинского языка. Но даже сочинения о луне и високосном годе, трактат о Троице и толкования к Писанию тоже были учебными пособиями, призванными в форме упрощенных компиляций легко войти в пустые, но емкие, как губка, головы глазастых и ушастых учеников. Конкретное послание. Диалог вымышленный или реальный... Но всегда - живой адресат неизбывной учительской энергии Алкуина-учителя.

    Да и стихотворения его тоже были служебного, учебно-наставительного, свойства. Однако иногда такого свойства, что только оно и определяло структуру совершенно новой художественности, никоим образом не связываясь с критериями художественности ни античных, ни новых времен. Совершенно новый художественный жанр, выговаривающий подспудные смыслы средневековой учительской учености. Потому что художественная "модель" соответствует не столько историческому прототипу, сколько структурообразующей сути явления. Речь идет о художественно значимом слове по поводу школьных учительско-ученических слов. Но здесь я опять тороплю события: анализ Алкуинова учительства как текста художественного еще предстоит, только еще намечается.

    А пока не приведи господь проспать ночное богослужение, с вечера зачитавшись язычником Вергилием. И ночью тоже надлежало учиться. Учебно-ученические ночные времена. Эпоха, только-только начавшая понимать, что "ученье свет, а неученых тьма". Тьма неученых, подлежащая первому рассеянию стараниями каролингских возрожденцев VIII-IX веков, и едва ли не главным из них (а уж первым, так это совершенно точно) - Алкуином-Флакком. ..

    ...
    Монастырь жил достаточно обособленной жизнью, опираясь скорее на местную епископскую власть, чем на власть папы или - и того меньше - на уже в это время (IX век) вовсе номинальную власть короля. Имперское политическое единство кончилось, а единство церковное хоть и оставалось, но сильно пошатнулось: укрепилась власть епископов, правда, при одновременном возвышении авторитета папы.

    В этих условиях, как и должно, монастырь вновь проявил свою социальную, а вместе с нею и культурную жизнестойкость. Благоговейное отношение к книге, но и принятие народной культуры с ее rusticitas, и есть одно из прочнейших оснований монастырской учености, в значительной мере явившейся стимулом развития учено-народной литературы на национальных языках. Но пока что все-таки пусть варварская, но латынь - надежная языковая скрепа книжно-учительского канона для всех. Этот канон, собственно, и поддерживал достаточно массовый ликбез (сказали бы мы теперь, если бы совсем уже ничего не понимали в сем предмете) раннесредневекового всеобуча, выразительно представленного монастырской школой. Конечно, из таких школ выходили в основном монахи. Но среди учеников были и миряне тоже. Вот как один мальчик-школьник пишет своим родным на волю: "Батюшке и матушке своим (имярек), барашек, ими вздоенный, добросыновнее блеяньице свое посылает..." В стенах же школы это блеяние было замечательно артикулировано по возрастам и представало в форме латинских приветствий настоятеля латинской ли прозою (так должны были поступать младшие ученики) или же ритмическими стихами (с чем должны были легко справляться старшие).

    Обучение шло по Алкуину: сперва начатки чтения, счёта и церковного пения, а потом грамматика с элементами свободных искусств с германскими глоссами на полях латинских книг, "диктаменами", выписками и толкованиями. Не обходилось и без римских авторов (все тот же Вергилий, например). А с греческим было хуже - знали только отдельные слова, но зато пиетет перед греческим был большим.

    В монастырях книгу не только читали, но как бы и печатали: переписывая, сохраняя, распространяя. Монастырским скрипториям IX века будущие поколения обязаны сохраненной именно тогда древней литературой, тщательно переписанной и критически сверенной. Но главное дело делали "дайджесты" (опять для красного - модерного - словца) - сборники компиляций, выписок, эксцерптов. Это был век мудрости для всех.

    "Мудрость, по-моему, заслуживает достижения уже ради ее самой", - писал Серват Луп из того же IX века. Конечно, это было сказано сильно; но пафос всеучености - взахлеб и залпом - к этому располагал.

    Трактаты тех времен - поистине склад разных разностей, предназначенных для книжной учебы. Всё и вся было в "коробушках" этих ученых коробейников, придававших, однако, своим пособиям некое художественное единство. Вот как описывает содержание одного из таких трактатов М. Гаспаров. Это письмо Эрменриха Эльвангенского (середина IX века), ученика Храбана Мавра, Гримальду Санкт-Галленскому: "Оно начинается похвалой учености Гримальда, затем говорится о пользе философии, о частях диалектики, о долгих и кратких гласных, о буквах и спряжениях, о жизни созерцательной и деятельной, о Вергилии, которого он видел во сне, положив под голову "Энеиду", о пользе древних поэтов для понимания Писания, опять об учености санктгалленцев, о прилагаемом при письме житии Гермольфа Лангрского, потом следуют выписки из стихов Теодульфа, Муадвина и Авсония, рассуждение в прозе и стихах о Троице, выписки по географии с большими стихотворными цитатами и, наконец, шутливый рассказ о том, как некий "новый Гомер", объевшись полбенного хлеба, видел во сне самого Орка, коловшего вшей трезубцем, но только рассмеялся, перекрестился, выбросил из головы мифологию и решил взяться за воспевание Св. Галла, основателя Санкт-Галлена". Как говорится, "что угодно для души". Но и Вергилий-язычник, тот самый, из-за которого чуть не проспал все на свете монастырский отрок Алкуин..."

    [​IMG]




    CОЧИНЕНИЯ

    Словопрение высокороднейшего юноши Пипина с Альбином Схоластиком

    1. Пипин. Что такое буква? - Алкуин. Страж истории.

    2. Пипин. Что такое слово? - Алкуин. Изменник души.

    3. Пипин. Кто рождает слово? - Алкуин. Язык.

    4. Пипин. Что такое язык? - Алкуин. Бич воздуха.

    5. Пипин. Что такое воздух? - Алкуин. Хранитель жизни.

    6. Пипин. Что такое жизнь? - Алкуин. Счастливым радость, несчастным горе, ожидание смерти.

    7. Пипин. Что такое смерть? - Алкуин. Неизбежный исход, неизвестный путь, живущих рыдание, завещаний исполнение, хищник человеков.

    8. Пипин. Что такое человек? -Алкуин. Раб смерти, мимоидущий путник, гость в своем доме.

    9. Пипин. На что похож человек? - Алкуин. На плод.

    10. Пипин. Как помещен человек? - Алкуин. Как лампада на ветру.

    ...
    48. Пипин. Что такое свет? - Алкуин. Лик всех вещей.


    49. Пипин. Что такое день? - Алкуин. Возбуждение к труду.

    50. Пипин. Что такое солнце? - Алкуин. Светоч мира, краса небес, счастье природы, честь дня, распределитель часов.

    51. Пипин. Что такое луна? -Алкуин. Око ночи, подательница росы, вещунья непогоды.

    52. Пипин. Что такое звезды? - Алкуин. Роспись свода, водители мореходов, краса ночи.

    53. Пипин. Что такое дождь? - Алкуин. Зачатие земли, зарождение плодов.

    ...

    67. Пипин. Что такое осень? - Алкуин. Житница года.

    68. Пипин. Что такое год? - Алкуин. Колесница мира.

    69. Пипин. Кто ее везет? - Алкуин. Ночь и день, холод и жар.

    70. Пипин. Кто ее возницы? - Алкуин. Солнце и луна.

    71. Пипин. Сколько у них дворцов? - Алкуин. Двенадцать.

    ...
    80. Пипин. Что такое сон наяву? - Алкуин. Надежда.


    81. Пипин. Что такое надежда? - Алкуин. Освежение от труда, сомнительное достояние.

    82. Пипин. Что такое дружба? - Алкуин. Равенство душ.

    83. Пипин. Что такое вера? - Алкуин. Уверенность в том, чего не понимаешь и что считаешь чудесным..."
     
    Последнее редактирование модератором: 11 дек 2017
    Ондатр нравится это.
  10. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
    Да, юмор в том, что в варварские 7-8 вв. свет учёности распространялся г.о. с Британских островов. С югу на север переориентировалась и торговля. Главным торговым путём был Балтийский - от Бретани до Ладоги.
    Нортумбрия это крайний север будущей Англии, на границе с будущей Шотландией. (на карте Северная Умбрия).


    в целом в основе педагогической программы Алкуина лежала система Боэция (6 в.)

    В империи Карла (и его сына Людовика Благочестивого) церковь была частью имперского аппарата. Она играла роль и министерства культуры. и минитерсва здравоохранения и образования и социальной защиты да и в правильных методах хозяйствования играла лидирующую роль. Так получилось, что ко временам Карла все образованные люди принадлежали исключительно к духовном сословию. И хотя активно востаналивалась система светского образования (высшей школой был императорский двор) принципиально ситуация в 9 в. не изменилась. Города с их епископскими кафедрами нового подъёма не пережили, поэтому естественно главными центрами стали монастыри. в 7 в. в Галии , как я уже писал, возникло 200 монастырей, в 8 в. ещё 400. За счёт даров и завещаний в их руках сосредоточилась львиная доля земельной собственности.


    на фотографиях результат готических перестроек.
    ОТ времён Каролингов сохранилась центральная часть - октогон бывшая капелла (дворцовая церковь - Ахен был столицей империи)
    aachener_dom_4.jpg


    Cappella1.jpg 7b6128ce3f1f02c55acea9f4a442f136.jpg


    дворец Карла в Ахене

    Aachener_Pfalz_(rus).jpg
     
    Последнее редактирование: 11 дек 2017
  11. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
    ворота аббатства в Лорше (считаются самым сохранным из каролингскис памятников

    1217028557_i3.jpg
     
    Последнее редактирование: 11 дек 2017
    list нравится это.
  12. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
    Санта Прасседе. Рим. мозаики

    [​IMG] 59bce4d7b2404dde10b724615770bd8e.jpg

    800px-SPrassede.jpg
    03082.jpg
     
    Последнее редактирование: 12 дек 2017
  13. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
    Жерменьи де При

    middle_03жерменьи де при.jpg
    2fd9a70fbac8.jpg


    0199жерменьи де при.jpg

    721.jpg
     
    Последнее редактирование: 12 дек 2017
    list нравится это.
  14. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
  15. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
    00034.jpg 00122.jpg 00123.jpg 00125.jpg 00146.jpg 00179.JPG 00250.jpg 2039.Strashnyj_sud_Germaniya_ili_Italiya..jpg 2817.Hristos_Severnoj_Rejn-Vestfalii_._87.jpg


    Blagoveshenie_Rozhdestvo_Hristovo_Evangeliarij_BSB_Clm_4451_9_v._Majntc.jpg

    BM_na_trone._850h875_Metc_Mss_Latin_323_23.5h17_BNF.jpg

    Dominus_Legem_Dat_850h875_Metc_Mss_Latin_323_23.5h17_BNF.jpg

    Dve_stceny_Hrista_s_apostolami.._9v._Rejms._Frantciya._9_9_h_7_8.Metm.jpg

    cm714-preview.jpg

    2935.Zalzburg_8v._.jpg
     
    Последнее редактирование: 12 дек 2017
    La Mecha нравится это.
  16. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
    Evangelie_Gana_Evang_liaire_de_Gannat_._9v._Maas._Gana.jpg
     
    list и La Mecha нравится это.
  17. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
    Последнее редактирование: 27 июн 2017
    La Mecha нравится это.
  18. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
    Теперь, я думаю, никто не сомневается, что главной драгоценностью в то время была книга )

    в искусстве каролингский ренессанс начинается в 790-е гг. и прямо продолжает наследие "римского мира" после векового перерыва.
    старые образцы в то время были ещё на виду. а римские сооружения уже три века служили каменоломнями для заготовок архитектурных деталей.
     
  19. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
    внутри этих роскошных переплётов тоже было на что посмотреть

    10._Hristos_Pantokrator.jpg 19._Blagoveshenie._Vstrecha_Marii_i_Elizavety._Istoriya_Iony.jpg 26.jpg 78._Muchenichesivo_apostolov.jpg 148._Videnie_Isaaka._Postavlenie_vo_Episkopy_sv._Grigoriya_sv._Vasiliem_Velikim.jpg 169_soshestvie_manny_nebesnoj.jpg 406._Voskreshenie_Lazarya._Pir_v_Kane_Galilejskoj._Vhod_Gosopden_v_Ierusalim.jpg 888._Videnie_Iezekiilya.jpg Evangelia_quattuor_vangiles_dits_de_Fran_ois_II_1r_186r_007r.jpg 1348516199bsb00015213_Page_029.jpg Evangelia_quattuor_vangiles_dits_de_Fran_ois_II_1r_186r_012v.jpg Evangelia_quattuor_vangiles_dits_de_Fran_ois_II_1r_186r_095r.jpg Evangelist_Matfej.jpg f.4r._Imperator_Lotar_I..jpg
     
    list нравится это.
  20. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
    f.24v._Matfej_Evangelist_ap..jpg f.25vMoisej_i_skrizhali._Moisej_i_Aaron_Ishod_.jpg f.35r._Initcial_V.jpg f.80r._Initcial_O.jpg f.349r._Initcial_B.jpg gold_codex1.jpg gold_codex10.jpg gold_codex11.jpg gold_codex193.jpg


    а это астрологический трактат

    harley_aratus_cignus.jpg


    harley_aratus_perseus.jpg


    harley_aratus_pleiades.jpg
     
    list нравится это.
  21. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
  22. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
    Британские острова сыгравшие столь значительную роль в развитии каролингского ренессанса , сохраняли однако собственную ("варварскую") художественную традицию.

    Англия

    f.30v._David_s_psaltiryu_i_muzykantamiанглия.jpg f.27v._Initcial_Dангл.jpg f.53r._Initcial_D_Dixit_insipiens_-_Skazal_bezumetc_Ps.52.2_англия.jpg
     
  23. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
    Ирландия

    j29ир9.jpg j30ир9.jpg j31ир9.jpg j32ир9.jpg j33ир9.jpg j34ир9.jpg
     
  24. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806
    Келльская книга (800 г)

    140425011932.jpg

    33_jesus.jpg 438px-KellsFol034rChiRhoMonogramирландия.jpg 450px-KellsFol292rIncipJohnИрландия.jpg 781_kells.jpg image003.jpg kells1.jpg middle_05.jpg sv_bok_18_big-1y96k.jpg sv_bok_16_big-f5gy2g.jpg vs406_book2_1.jpg 260460_original.jpg kells_93v_A.jpg

    kells062.jpg

    kells134.jpg
     
    list нравится это.
  25. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.916
    Симпатии:
    7.806

Поделиться этой страницей