понятней особо не стало ) получается это тоже что-то новое. ) Но как я понял, он обучался в Бирме, а не на Цейлоне. так что м.б. речь о бирманской традиции.
Что ведь не значит, что его школа годится только для американцев. Интересно, на мой взгляд, то, что подобный "очищенный" текст, как у Бханте В., представляет собой чистую технику, которой можно пользоваться не только буддистам, но и людям, не имеющим к нему отношение. Например, брошюра по практике Принятия говорит с читателем максимально простым языком, вообще не проводя внешней связи с буддизмом как учением. То есть по сути это психопрактика универсального применения, и делается это, как я понимаю, для максимального расширения круга практикующих. В ней весьма трудно найти то, что отталкивало бы из религиозных, атеистических или других идейных соображений. В этом добрая весть. И одновременно, при отсутствии прямой внешней связи, в самой практике мною например совершенно ясно ощущается связь с тем, что проводит собой буддийское учение.
Имеется в виду, что это буддийская секта, берущая начало сугубо в США. Вообще это довольно-таки значимое явление, которое является проявлением процесса пускания корней буддизма на западе. И да, Бханте Ви прямо задался целью освобождения учения от культурно-исторических и узко-религиозных наслоений, говоря,что с точки зрения Дхаммы, говоря, что таковые наслоения к собственно Дхамме отношения не имеют.
Можно сказать, что это тенденция возвращённой простоты - той простоты, которая познала всю сложность развития и дробления и, усвоив и преодолев тенденцию усложнения, вышла из неё. Со стороны такая простота зачастую принимается за примитив, но отличие от примитива в том, что эта простота возвращённая - из усложнённости и дробности мира/учения, то есть включающая в себя "подтекстом" все её измерения и меняющая направление - поворачивая его "вспять".
Да, по сути это одно из проявлений глобалистского, надкультурного или интеркультурного тренда. Национальные формы буддизма остаются своего рода заповедниками или частными случаями, а в мире нарождается всеобщая его форма. Это, видимо, и есть проявление образования Розы Мира. Так что формально этот буддизм американский, но по сути это явление нового порядка, видимо.
если кто-то из вас таки читал ветку про Индию и ЮВА , то мог заметить, что национальные формы тхеравады там условность, постоянно проходила передача туда-обратно ) и глобальные формы буддизм начал приобретать ещё больше века назад.
Я как раз вот это и имел в виду: А именно - что Суттавада это проявление нового, глобального, буддизма. Интересно, что, выйдя из Азии и окрепнув на Западе, Суттавада вернулась в Азию и теперь оказывает влияние на традиционный местный буддизм. Например, регулярно проходят ретриты, а в Шри Ланке, как я понимаю, образовался уже целый монастырь, придерживающийся Суттавады. Там сейчас организовывается женская половина, где наставницей будет монахиня-американка.
Метод 6R является тем фундаментом, на котором стоит всё здание медитации в Суттаваде. Собственно, согласно учению школы, этот метод является по сути формальным изложением того, что в Восьмеричном Пути называется "Правильным Усилием". То есть это не что иное как методологическое воплощение слов Будды (Саччавибханга и Вибханга сутты): "И что такое, монахи, правильное усилие? Вот, монахи, Монах порождает желание к не-возникновению невозникших плохих, неблагих состояний [ума]. Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум, старается. Он порождает желание к отбрасыванию возникших плохих, неблагих состояний. Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум, старается. Он порождает желание к возникновению невозникших благих состояний. Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум, старается. Он порождает желание к поддержанию возникших благих состояний, к их не-угасанию, увеличению, разрастанию, осуществлению посредством развития. Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум, старается. Это называется правильным усилием." О содержании этого метода можно прочесть практически в каждой книге Бханте Вималарамси. Сейчас же я хотел бы рассказать об интересной аналогии, которую приводит Кханти Кхема, объясняя этот метод. Представьте, говорит она, что перед вами возник некий предмет и вы схватили его. Это - аналогия ума, прилепившегося к тому или иному объекту - мысли, эмоции, ощущению. Если мы просто разжали руку и предмет упал, рука остаётся в напряжении, ведь мы просто разжали ладонь, но не расслабили руку. В этом состоянии она готова и дальше хватать всё, что перед нами возникнет. Поэтому нужно не только отпустить предмет, но и опустить руку. Точно так же и в методе 6R: когда наш ум увлекается чем-то, вовлекается во что-то, мало просто увести внимание от этого объекта, нужно устранить тонкое напряжение, возникающее в результате вовлечения. Вовлечение включает в себя два аспекта: объект вовлечения и состояние вовлечения. Если мы устраняем только первое, ум будет оставаться возбуждённым и блуждание не прекратится, либо же нам необходимо будет перевести ум в режим сверх-напряжения, полностью насильно вовлекшись в какой-либо объект. Именно такова "медитация поглощения": мы полностью погружаемся в какой-либо объект, силой удерживая на нём ум. Метод Будды, согласно Суттаваде, был другим: мы устраняем саму склонность ума вовлекаться. Переобучаем ум. Нейтрализуем оба аспекта вовлечения, погружаясь во всё большую безмятежность и бодрствование. Раз за разом мы производим это действие, это правильное усилие, пока ум не отвыкнет цепляться за всё подряд. Бханте Вималарамси говорит, что это напряжение связано с тем, что при акцентированном сосредоточении на чём-то (при цеплянии за некий объект), происходит некоторое увеличение мозга в объёме ("голова пухнет" - сказано неспроста), и он начинает давить на мозговую оболочку, которая даёт сигнал в виде ощущения напряжённости или стеснённости в голове. Именно эту напряжённость-стеснённость мы и расслабляем на стадии "Relax" в методе 6R. Не знаю, насколько эти физиологические выкладки Бханте соответствуют действительности, но могу засвидетельствовать, что эту напряжённость можно начать ощущать, при определённом навыке. Именно рост этой напряжённости соответствует тому, что в китайской традиции называется "скоплением ци в голове", что в итоге приводит к плачевным результатам. Резкое повышение степени аффектированности психики. В моём случае это в итоге приводило к приступам жестокой мигрени. К слову, окончательное устранение мигреней у меня произошло именно благодаря методу 6R, развившему навык наблюдения за этим напряжением в голове и его, напряжения, регуляции. Что такое по сути своей это "расслабление"? Это не что иное как смещение в состояние безмятежности. В методе 6R мы уводим внимание от объекта вовлечения, а затем - практически "одним движением" - впрыгиваем в состояние безмятежности, которое субъективно ощущается как расслабление. Постепенно мы научаемся пребывать в состоянии безмятежности постоянно. Первичное значительное облегчение этого состояния произошло благодаря практике цигун, которая, ретроспективно, тоже служит снижению уровня этой напряжённости, но скорее косвенным образом.
Об этом сам Будда рассказывает в Маха-сакчака сутте (Maha-Saccaka-sutta). Не нашёл её на русском языке, буду переводить скоро.
В общем в Махасакчака сутте мы можем видеть, что после того как он нашёл учения Алары Каламы и Уддаки Рамапутты неудовлетворительными* , он предпринял ещё долгие поиски и аскетические упражения, пока однажды не вспомнил о некоей джхане, испытанной им в детстве на празднике урожая. Он воспроизвёл это состояние, а потом проследовал дальше, от первой джханы до четвёртой. И в четвёртой джхане, направив внимание на соответствующие объекты, он достиг пробуждения. Там, в общем, всё выглядит так, что эти джханы были его открытием, а не чем-то, преподанным ему учителями. *Они обучали, судя по всему, классическому йогическому сосредоточению вплоть до мира ни восприятия ни не-восприятия. При этом эти сферы даже не называются джханами.
Именно. Но это состояние в сутте никак не увязывается с тем, что он изучал до того, в частности у Алары и Уддаки.
с этого и начинается отличие буддизма. и суть его в ом , что был включён момент размышления ) и дальше в каждой следующий дхъяне (которые имеют прямое соответствие с системой Арада Калама) присутствовал уже новый аналитический компонент.