На пробу сделал электронную начитку Чачакка Сутты (МН148). Просьба заценить и покритиковать. Стоит ли вообще это выкладывать на сайте. Оригинал текста (в моей редакции) здесь: http://dhammasukha.ru/mn148-rus/ Другие сутты здесь: http://dhammasukha.ru/suttas/
Ну не знаю, финал на меня подействовал прямо противоположным образом - и теперь, когда я читаю текст, особенно финальную часть, освобождение, меня всегда разбирает смех. ) Шаман однако! И сутта эта особо шаманская.
Я специально заполнил все сокращения, чтобы всё было по-взрослому. Внимательное слушание этой сутты - уже само по себе сильная практика. И я подозреваю, что электронное чтение для этой цели подходит даже лучше, чем если бы читал человек.
Только бы кошмары потом не мучили. ) Послушал пару минут. Что-то в этом, конечно, есть. Мне вдруг показалось, что я присутствую на проповеди Дхармы в чистилище для душ вышедших из строя бытовых приборов. )
Так он освобождается от чар глаза, а в аудиоварианте он освобождается от чар уха ) А как это ты так сделал? Есть программа перекодировки?
Ага. Смотря какую цель ты ставишь. Если выбить слушателя из колеи обыденного сознания, то вполне эффективное средство. )
Это инопланетное вещание. ) В перекодировке на человеческий, так сказать. На сайт, конечно, я бы поостереглась выкладывать. Но кому-то конкретно, адресно давать можно.
А чего ты боишься, кто не заценит, всё равно больше двух минут не выдержит ) Так что почему не выложить?
Вы меня извините, я не буддист, но как представитель некой возможной аудитории, мне очень хотелось бы знать следующее: почему так монотонно читается - то есть, никак по-другому нельзя, кроме как настолько отстраненно, то есть это максимально правильно? Текст ведь и так очень сухой. То есть вот так прямо "воды нет, растительности -нет, населена роботами" (с). Если бы я была вообще никак не знакома с буддизмом, и мне для знакомства предложили этот текст, то его было бы достаточно, чтобы понять, что буддизм - видимо - разновидность учения для интеллектуальных машин. Извините, если что сказала не так - я не профи таких сложных доктринальных и философских переводов и, конечно, повторюсь, не буддист.
У Будды, надо полагать, было отличное чувство юмора. В суттах оно то и дело просверкивает. ) Взять хотя бы окончание Сатипаттхана Сутты (МН 10):
Меня буквально на днях об этом спрашивали. ) Другой пример в сутте МН38. Там есть такой персонажпо имени Сати. Он вырос в семье рыбака и при этом ненавидел всё что связано с рыбой. Запах, вкус и т.д. Так Будда его именует не иначе как "Сати, сын рыбака". Кроме того он страшно и явно преувеличенно укоряет его за неправильные взгляды, что выглядит скорее как подтрунивание. А потом он беседует с монахами и этот разговор, абсолютно выверенный по смыслу, по своей форме трудно расценить иначе чем подтрунивание и мягкая ирония. Типа - Ну что, монахи, придерживаетесь ли вы таких-то совершенно неправильных взглядов? - Нет, Учитель, как можно! - Вот и я всё время говорю, что эти взгляды ну совершенно не правильные. А правильные ... (далее идёт изложение правильных взглядов). И так далее в таком же духе. Человек явно от души веселится.
Правда при этом он удивительно точен. Например он говорит, что теперь тебя навсегда запомнят именно за эти неправильные взгляды. И вуаля, прошло 2600 лет и мы до сих пор помним бедолагу Сати, сына рыбака, и именно в связи с его взглядами. Сам диалог между ними забавен: - Друг Сати, сын рыбака, неужели ты действительно считаешь, что я учу таким-то совершенно неправильным вещам, хотя я постоянно говорю обратное? И честный Сати отвечает: - Да, Учитель, именно так я и считаю. Дальше Будда устраивает ему форменный разнос, от чего Сати в итоге сидит понурившись, с поникшими плечами, но почему-то, читая эти строки, так и видишь скрытую улыбку, с которой Будда всё это говорит. Сати, видимо, был очень простодушным и наивным парнем, робевшим перед этим учителем из принцев-кшатриев. Сутты, к сожалению, действительно как правило очень сухи и не передают таких деталей, а жаль.
Да, в этой сутте Будда кажется очень суровым к этому парню. Испытываешь глубокое сострадание к тому Сати, который "замолк, смутился, сидел с опущенными плечами и поникшей головой, ушёл в себя и не мог что-либо ответить", - к человеку, погружённому в личностность. А к фигурке Сати, которая стала причиной этой лекции Будды, - исключительно радость и благодарность. Потому что они сказаны из состояния "сукхи" - которое неслучайно фонетически близко к "суккхе", в которой нет всей этой мокрой воды потока ЗВ. ) (это, конечно, игра с игрой слов)
Возможно, из-за того, что Будду всегда изображают с полуулыбкой, и в другом образе его представить сложно. )
Иногда думаю, подействовала ли лекция на сознание Сати? Смог ли он прислушаться к словам Будды - или его верования и убеждения были для него настолько дороже реальности, что он лишь сказал: "Благодарю тебя, Благословенный, за разъяснения. Я подумаю над твоими словами. Но у меня на этот счёт было и останется своё мнение"... ? История умалчивает. Но хотелось бы надеяться. ) Легко. Сколько угодно: