Тайная вечеря или о стилях.

Тема в разделе "Эпохи и стили", создана пользователем Ондатр, 22 авг 2013.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.952
    Симпатии:
    6.512
    Из переписки:
    [20 августа 2013 г. 16:08] Василий:
    приходила в голову идею - дать художникам разных -измов один объект для написания, а потом сравнить
    как вариант - подобрать из существующих работ
    на материале таких подборок было бы проще объяснять специфику каждого из стилей.

    Джотто (раннее итальянское Возрождение)

    [​IMG]



    —— добавлено: 22 авг 2013 в 14:19 ——
    Дирк Боутс (северное Возрождение)

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование модератором: 5 июн 2016
    La Mecha нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.952
    Симпатии:
    6.512
    Леонардо (Высокое Возрождение)

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование модератором: 5 июн 2016
    La Mecha нравится это.
  3. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.718
    Симпатии:
    1.248
    Пардон за невтемный вопрос, проблемы с перспективой стола технические или доктринальные? )
     
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.952
    Симпатии:
    6.512
    [​IMG]
    —— добавлено: 22 авг 2013 в 14:49 ——
    скорее технические )
     
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.952
    Симпатии:
    6.512
    Тинторетто (маньеризм)

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование модератором: 5 июн 2016
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.952
    Симпатии:
    6.512
    Рубенс (барокко)

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование модератором: 5 июн 2016
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.952
    Симпатии:
    6.512
    Де Шампень (барокко - Болонский академизм)

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование модератором: 5 июн 2016
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.952
    Симпатии:
    6.512
    Пуссен (классицизм)

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование модератором: 5 июн 2016
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.952
    Симпатии:
    6.512
    Браун (романтизм)

    [​IMG]
    —— добавлено: 22 авг 2013 в 15:32 ——
    Ге (реализм)

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование модератором: 5 июн 2016
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.952
    Симпатии:
    6.512
    Ла Туш (модерн - постимпрессионизм - символизм)

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование модератором: 5 июн 2016
    La Mecha нравится это.
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.952
    Симпатии:
    6.512
    Нольде (экспрессионизм)

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование модератором: 5 июн 2016
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.952
    Симпатии:
    6.512
    Филонов (авангард)

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование модератором: 5 июн 2016
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.952
    Симпатии:
    6.512
    Дали (сюрреализм)

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование модератором: 5 июн 2016
  14. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.718
    Симпатии:
    1.248
    А все ли художники были верующими христианами?
     
  15. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.743
    Симпатии:
    2.098
    Perdoneme, а какое это имеет значение?
    —— добавлено: 22 авг 2013 в 22:09 ——
    Красивая ветка - без всяких измов даже...
     
  16. Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.954
    Симпатии:
    2.647
    И всё же, чтобы это снова не напоминало пародию на поиск в Гугле, стоит поговорить по существу темы.
    То, что сюжет "Тайной вечери" величественный и драматичный, не опровергается ни одним из направлений живописи, предложенных Ондатром. Но выражаются драматичность сюжета и значительность образов разными методами, диапазон выразительности разный.
    Ведь, кажется, для разговора об этом и была открыта ветка?
     
  17. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.743
    Симпатии:
    2.098
    Ну, да...
    Просто тема картин красива и интересна.
     
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.952
    Симпатии:
    6.512
    Почему бы вам, Мила, не высказать свою оценку представленных произведений в свете стилевых различий? )

    Я же, исходя из дидактических соображений, дам обширные цитаты из монографии Владимира Бранского "Искусство и философия".
     
    Последнее редактирование модератором: 5 июн 2016
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.952
    Симпатии:
    6.512
    В "высоком жанре" европейского искусства меня прежде всего занимает то, что предметом его изображения является миф. Причём мифологическая природа изображаемого первична независимо от его исторической реальности.
    Сюжет из древнеримской истории в этом отношении ничем не отличается от сюжета из древнегреческой мифологии , он интересен художнику исключительно в качестве культурного архетипа.
    Тайная вечеря в основе это идеальный мифологический сюжет - установление таинства причастия, воспроизводящегося бесконечно снова и снова. Хотя предельно чётко обозначен историзм события (точное место и дата), но по мифологической логике это "время сновидения", "мифическое время, которое всегда сейчас.
    Но одновременно это "драма", возможность раскрытия сложных психологических коллизий.
    Так вот, Что акцентирован художником, и Как акцентировано, это не только его личный взгляд, но и хронотоп, взгляд из определённого пространства/времени, составляющий сущность стиля.
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.952
    Симпатии:
    6.512
    Начнём с истоков Возрождения, с античности.
    Греческое искусство в сравненнии с "восточным" резко выделяется своим "реализмом". Но "тема" этого искусства отнюдь не земная. Это мир Олимпа (условно "Траянистринса" см. Мифическая география) и мир идей ("ментальный мир", совпадающий для греков с "астральным"), т.е. мир Разума - абсолютный, неизменный (подвижно-неизменный как движеине небесных сфер), гармоничный, но имеющий тем не менее неизменно пластическое выражение. Мир греков вообще был пластичен. Понятия небытия и бесконечности для них были просто бессмыслены. Но в рамках пластичности он предельно абстрактен, т.е. гармония описывается математически.
    Мир идей доступен через земные образы и предметы, поскольку это мир их идеальных праобразов. Олимпийские боги (для уже изрядно секуляризованного сознания) это высшее воплощение совершенных качеств - Любви, Войны, Совершенного правления и т.д. Совершенство это земное максимальное приближение к идеальному праобразу. Это разумеется элеатско-платоновская философия, но она не находится в резком противоречии и с остальными школами.
     
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.952
    Симпатии:
    6.512
    Духовное совершенствование в рамках неоплатонизма, пифагореизма и т.д. связано с развитием способности абстрактного мышления, достигаемого в частности , через созерцание прекрасного (искусства) и занятие математикой (в .т.ч. астрономией и музыкой) , а также изучение истории как набора образцов совершенного поведения.
    Разум и красота совпадают в совершенной гармонии физического и нравственного совершенства.
     
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.952
    Симпатии:
    6.512
    краткий хронограф )

    7 в до н.э.

    [​IMG]

    6 в до н.э.

    [​IMG] Moschophoros (570 a.C.).jpg

    5 в до н.э.

    [​IMG]

    жертвоприношение Ифигнии . римская копия оригенла 5 в до н.э.

    [​IMG]

    4 в до н.э.

    [​IMG]
    [​IMG]


    умирающий галл 3 в до н.э.

    [​IMG]

    Филоксен Битва Александра с Дарием 3 в до н.э.(римская копия)

    [​IMG]


    Ника Самофракийская (фигура с носа корабля) 2 в до н.э.

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 12 июл 2014
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.952
    Симпатии:
    6.512
    2 вдо н.э. (римс. копия)

    [​IMG]


    1 в . до н.э.

    [​IMG]
    —— добавлено: 24 авг 2013 в 14:24 ——
    Идеальный, героический человек, мудрец, остаётся таковм в любой ситуации, но максимально его качества проявляются именно в борьбе, в жизненных колизиях, провостоянии року, выполненнии долга. Т.е. в драме.
     
    Последнее редактирование: 12 июл 2014
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.952
    Симпатии:
    6.512
    но параллельно появляются и более "секулярные" интимные сюжеты.

    вилла Боскореале 1 в до н.э.

    [​IMG]
    —— добавлено: 24 авг 2013 в 14:29 ——
    [​IMG]
    —— добавлено: 24 авг 2013 в 14:29 ——
    вилла мистерий

    [​IMG]

    1 в н.э.

    [​IMG]

    [​IMG] 2 в.
    [​IMG]

    [​IMG]

    Далеко не всё это было уже открыто во времена Возрождения. Но многие тексты по эстетике и скульптуры (и даже некоторые картины) в это время стали известны.
     
  25. Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.954
    Симпатии:
    2.647
    Только коротко.
    Очевидно, что во все времена (до расцвета сюрреализма) интерьер, одеяния, прочие детали в подобных сюжетах были для художников вещами, приближающими зрителя к сюжету, делающими его ближе и понятней. Это относится почти ко всем эпохам.
    Несколько нюансов композиции обнаруживают эволюцию самоосознания человека разных эпох.
    Это перспектива: фронтально развёрнутый стол и упорядоченное расположение фигур Возрождения выдают искусственность норм. Маньеризм любопытно развернул перспективу и поднял точку схода, отчего взгляд художника и за ним - зрителя приобрёл уникальность, самостоятельность, заинтересованность. Зато Болонский академизм выхолостил нормы окончательно. Художник Барокко укрупнил первый план, и это открывает новое отношение к телесности: личное телесное пространство даже самых возвышенных персонажей оказывается смело затронуто, это уже не запретно. Затем вопрос конструкции перестаёт быть сферой смелых решений и революций, и композиция может быть любой - даже "архаичной", она уже не заявляет нечто принципиальное.
    Это детали и выбор персонажей: аскетичный подход раннего Ренессанса сменяется нагромождением деталей и "посторонних" персонажей - многозначительных и "говорящих", чтобы потом тоже стать неинтересным для художника.
    Сюрреализм наиболее вычурен в форме. К сожалению, не интересовалась по-хорошему работой Дали над библейскими сюжетами - а он оставил большое наследие - поэтому сомневаюсь, разглядывая главного героя его "Тайной вечери": это женщина или гермафродит? Интерьер фантастичен, но зато телесность выпирает.

    При всех особенностях решений образ Иуды трактуется в нескольких традиционных вариантах: либо на его лицо или целиком на фигуру падает тень, либо мы видим лишь его затылок при открытых лицах прочих героев, либо он отвернулся от всех, либо противопоставлен остальным персонажам. Мне нравится идея Филонова, который превращает Иуду в этакого модного прощелыгу - веет чем-то булгаковским, уродливой мистикой современности художника.
     
    Ондатр нравится это.

Поделиться этой страницей