Тайная вечеря или о стилях.

Тема в разделе "Эпохи и стили", создана пользователем Ондатр, 22 авг 2013.

  1. Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    619
    Э-э-э... А нет ли здесь идеализации, а точнее замазывания основной, если не сказать движущей, оппозиции Софизма (а потом Скептицизма) с одной стороны, и Платонизмом и прочими примкнувшими течениями с другой?

    Ведь основная идея Платонизма заключается в том что, да, существует Абсолютная Идеальная Истина (и наш мир, и сам человек это тень, проекция ее, и задача человека дотянуться до Идеала).

    В то время как у Софистов, действительно "человек - мера всех вещей" (если не ошибаюсь, навскидку, цитата из Протагора), но в смысле что Истина - это то что выгодно конкретному человеку. Не даром что основа софистского тренинга (да и современной риторики) это взять некую тему и вдохновенно позащищать две противоположные точки зрения.
     
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    есть ). Но для развития искусства и восприятия античного наследия Возрождением это не принципиально.
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Сейчас мы видим, что античное искусство прошло долгий путь развития. От выского пафоса и героики к "реализму" 1 в., интомности и лиризму, адриановскому романтизму (именно тогда перестали раскрашивать статуи, чтобы их белизна напоминала о древности) и даже к своего рода импрессионизму.
    Для Возрождения античность представлялась как нечто единое - тот самый вечный идеал красоты, утраченный в "средние века".

    Действительно, мы видим как в 3 в. происходит стремительная ориентализация империи и культуры.
    Эпоха Галлиена (сер. 3 в.) - поздняя осень античности.

    [​IMG]

    [​IMG]

    На смену ей с Ближнего Востока идёт совсем другая художественная система, которая и олицетворяла в глазах гуманистов средневековье. Это случилось даже ранее принятия христианства.

    император Проб кон. 3 в.

    [​IMG]

    [​IMG]

    Константин нач. 4 в.

    [​IMG]

    фрески Дура-Европоса (Месопотамия) сер. 3 в.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]


    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 19 сен 2015
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Она приходит вместе с новой мифологией - живой, а не символическо-эстетической, какой стала античная.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    И вот это уже Рим 4 в. Тайная вечеря.

    [​IMG]
     
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    [​IMG]

    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Последующие века - время сосуществования, борьбы , синтеза этих художественных систем.

    5 век



    [​IMG]

    6 век

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 19 сен 2015
    La Mecha нравится это.
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    6 век

    тайная вечеря

    [​IMG]
    Юстиниан со свитой
    [​IMG]
     
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Кастельсеприо 7-8 вв.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]


    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    кон. 8 в.

    [​IMG]


    кон. 9 в.
    [​IMG]

    нач. 10 в.

    [​IMG]
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    11 в. Греция

    [​IMG]

    [​IMG]

    Русь

    [​IMG]

    [​IMG]

    Франция

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    В 11 в. христианский Восток торжествует победу. Но не надолго. С 12 в. начинается новое медленное смещение к античности.
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    12 в. Византия

    [​IMG]

    [​IMG]

    Каталония

    [​IMG]

    тайная вечеря

    [​IMG]


    Франция

    [​IMG]
     
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    13 в.Франция
    [​IMG]

    [​IMG]

    Италия (Чимабуэ)

    [​IMG]

    (Каваллини)


    [​IMG]

    [​IMG]

    Византия

    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    14 в.

    Византия

    [​IMG]

    [​IMG]

    Италия (Джотто)

    [​IMG]


    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Ну и наконец у Лоренцетти (сер. 14 в.) по небу залетало уже что-то совсем не-христианское

    [​IMG]
     
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    1420-е гг. роковой рубеж окончательно разделивший европейское искусство на три разных направления

    [​IMG]

    Андрей Рублёв

    [​IMG]

    [​IMG]



    [​IMG]



    [​IMG]

    Ян ван Эйк

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Мазаччо

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Донателло
    Давид (нач. 1430-х)
    [​IMG]
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    сер. 15 в. Андреа дель Костаньо Тайная вечеря

    [​IMG]
    фрагмент
    [​IMG]
     
    La Mecha и Sielicki нравится это.
  21. Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    619

    Частично это, возможно и офф-топ, но частично эта тема таки релевантна для философии искусства античного и Возрождения вообще, и теме Тайной Вечери в частности.

    Ведь сам по себе Платоновский выхлоп апологии Абсолютной Истины (и ее проекции на наш мир) возник как некая аллергическая реакция на философию Софистов в целом и на ее роль в казни своего учителя Сократа.
    Потому как с практической, политической точки зрения все эти поиски истины Сократом (а точнее его разоблачения не-истины) привели к реальной катастрофе Афин. Сократовские ученики-друзья были заметными политическими и военными деятелями вовлекшими Афины в Пелопонесскую войну. Так что суд над Сократом был отнюдь не индивидуальным делом, а только первым судом из планировавшейся цепи показательных судов над его друзьями-учениками и вообще его философией.

    Сам же Сократ, хотя и был в некотором роде "Последним Софистом" (смотрим как он прокручивает вокруг своей оси своих обвинителей, судей и публику с целью получения желаемых результатов на суде (отнюдь не связанных с сохранением своей жизни:) но специальным таким Софистом, подвинутым на Откровении Бога (в единственном числе) давшем ему команду и искать эту Истину. И уже потом, на суде, Сократ защищает не себя, а своих друзей и свою философию-откровение. Добиться собственного условного оправдания или совсем легкого приговора он мог бы просто, но Сократу надо было или абсолютное оправдание себя, своих друзей и своей философии, или провокация несоразмерного эмоционального вердикта, которого бы сами Афиняне бы потом застыдились бы и больше так не делали. Чего (последнего) Сократ и виртуозно добился.

    Но это все слова, которые бы так и остались пустыми софизмами если бы Сократ не заплатил за них своей жизнью. Собственно Ареопаг достаточно быстро опомнился и понял что натворил и дал достаточно времени и поводов друзьям Сократа организовать побег из тюрьмы где тот ожидал исполнения своего приговора. И там имеет место своеобразная Последняя Вечеря Сократа со своими учениками которые уговаривают своего Учителя спастись, а тот отвергает такой вариант потому что это было бы предательством с его стороны и их и всего того чему он их учил.

    Причем, повторюсь, это не (только) мои измышления, а параллели между Сократом и Иисусом проводили ранние Отцы Церкви.
     
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Надо сказать что оперирование сразу двумя мифологиями, образными системами и мировоззрениями, порой придаёт искусству кватроченто несколько шизофренический характер ). Идея была как раз в окончательном снятии оппозиции между языческой мудростью и христианской верой.
    Ведь действительно Иисус жил в эпоху античности, так почему бы тайной вечере не произойти в роскошной римской вилле, а Давид такой же древний персонаж, как Геракл , к примеру , и значит его можно наделить героической наготой.
    Античная мифология уже не несла никакой самостоятельной нагрузки и стала мифом в квадрате - частью мифа об античности.
    Сократ и Иисус равно оказались частью возрожденческого мифа о герое (совершенном человеке) перед лицом смерти.
     
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Фра Беато Анжелико

    [​IMG]

    Филиппо Липпи Пир Ирода

    [​IMG]
     
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Боттичелли (вт. пол. 15 в.) Иллюстрация к Декамерону

    [​IMG]
     
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    15 век - рубеж, с которого начинается новый большой этап развития европейского искуства , для гуманистов " прерванного" средневековьем. Конец века это уже Высокое Возрождение. С 16 по 19 вв. искусство развивалось на основе на найденных тогда решений. В 19 в. появилось ощущение исчерпанности традиции. И первым шагом было обращение к тому же 15 в. (романтики, прерафаэлиты), как к порубежью. Затем начинается новый виток, полная смена парадигмы. И как и в 3 в. он начинается с заметной ориентализации европейского искусства (на этот раз под воздействием Японии), но на этом не остановился...
     

Поделиться этой страницей