Торчинов . конспекты.

Тема в разделе "Буддизм", создана пользователем Соня, 21 ноя 2012.

  1. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    11.185
    Симпатии:
    558
    Полностью - тут:
    http://anthropology.ru/ru/texts/torchin/buddhism.html

    [​IMG]


    Нирвана – не субстанция (субстанций буддизм вообще не признает), а состояние, состояние свободы и особой внеличностной, или надличностной, полноты бытия. Но это состояние также абсолютно трансцендентно всему нашему сансарическому опыту, в котором нет ничего, подобного нирване.

    Этап сосредоточения.
    О «правильной решимости» здесь говорится в смысле развития установки на углубленное и соответствующее традиции занятие йогическим созерцанием для перехода в нирвану.
    7. Правильное памятование. Целостный и всеохватный контроль над всеми психоментальными и психофизическими процессами при развитии непрерывной осознанности. Главные методы здесь – шаматха (успокоение сознания, прекращение волнения психики, избавление от аффектов и психоментальной нестабильности) и випашьяна (аналитическое созерцание, предполагающее культивирование благих, с точки зрения буддизма, и отсечение неблагих состояний сознания).
    8. Правильное сосредоточение, или правильный транс. Достижение собственно самадхи, предельной формы созерцания, при которой исчезают различия между созерцающим субъектом, созерцаемым объектом и процессом созерцания. Буддийская традиция описывает многочисленные виды самадхи, некоторые из которых не ведут к нирване. Правильная практика самадхи в конечном итоге приводит монаха к освобождению.

    Сразу отметим (это важно для рассмотрения некоторых дальнейших тем), что буддизм ничего не говорит об Атмане, описанном в Упанишадах, то есть об абсолютном субъекте, некоем высшем надличностном Я, едином для всех существ и в конечном итоге тождественном Абсолюту (Брахману). Этот Атман не признается и не отрицается буддизмом.

    для буддийского мыслителя не существует отдельно «человека» и «солнца», а есть некое единое поле опыта – «человек, видящий солнце». Здесь солнце есть уже не внешний объект, пребывающий вне личности, а часть личности, включенная в нее через процесс восприятия. Это уже не «солнце в себе» (таковое буддистов интересует очень мало), а солнце, уже воспринятое человеком и ставшее посему частью его внутреннего мира, частью данной человеческой личности. Это не мир, в котором мы живем, а мир, который мы переживаем.


    Таким образом, резюмируя выше сказанное, следует отметить, что буддизм смотрит на личность как на только лишь имя, призванное обозначить структурно упорядоченную комбинацию пяти групп несубстанциальных и мгновенных элементарных психофизических состояний – дхарм. Это и есть достаточно строгая формулировка принципа анатмавады («без-я», «без-души»), точнее (по крайней мере, с точки зрения махаянского буддизма), одного из его двух аспектов – «бессущностности личности»

    Таким образом, нельзя не только дважды войти в одну и ту же реку, но нет и того, кто мог бы дважды попытаться это сделать.

    По существу, каждое новое мгновение существует новая личность, причинно связанная с предыдущей и обусловленная ею.

    Таким образом, согласно теории мгновенности, поток дхарм, образующий живое существо, не только континуален, но и дискретен в одно и то же время. Используя современную метафору, его лучше всего сравнить с кинопленкой: она состоит из отдельных кадров, которые, однако, мы не видим, когда смотрим фильм и воспринимаем его как чистый континуум. При этом различия между двумя соседними кадрами совершенно ничтожны, и они представляются невооруженному взгляду практически тождественными, различия же нарастают и проявляются постепенно. В этом примере каждая новая жизнь – новая серия безначального сериала, нирвана – конец фильма.

    Человек в буддизме не есть воплощенная душа Он – поток состояний – дхарм, серия кадров – мгновений.

    Пусть я буду лекарством, кому нужно лекарство;
    Пусть я буду рабом, кому нужен раб;
    Пусть я буду мостом, кому нужен мост.

    «чаньский» субстрат сохранился в тибетском буддизме. Свидетельством этому является теория и практика течения Дзог-чэн, или Дзог-па чэн-по (маха ати-йога), считающегося высшей йогой тибетской школы Ньингма
    «Смотри в свою природу, и станешь Буддой»
    любой человек может усмотреть, непосредственно узреть эту природу в качестве своей собственной сути, своего истинного «я», осознать себя как «пребывающего в мешке из плоти»
    Большинство направлений Чань предписывало монахам пребывать в состоянии созерцания при любых формах деятельности. А продвинутые монахи должны были уметь заниматься созерцательной практикой даже во сне.

    С точки зрения этой истины (парамартха сатья) все элементы психики изначально упокоены и пребывают в нирване, а все живые существа уже здесь и теперь являются Буддами: сансара (круговерть рождений-смертей) и нирвана суть одно и то же. Усмотрение различий между ними – плод заблуждения, впрочем, тоже пустого и иллюзорного, лишенного своей собственной природы.



    Сутра сердца праджня-парамиты
    Чувственно воспринимаемое не отлично от пустоты. Пустота не отлична от чувственно воспринимаемого. Чувственно воспринимаемое – это и есть пустота. Пустота – это и есть чувственно воспринимаемое. Группы чувств, представлений, формирующих факторов и сознания так же точно таковы.
    Для всех дхарм пустота – их сущностный признак. Они не рождаются и не гибнут, не загрязняются и не очищаются, не увеличиваются и не уменьшаются. Нет неведения и нет прекращения неведения и так вплоть до отсутствия старости и смерти и отсутствия прекращения старости и смерти. Нет страдания, причины страдания, уничтожения страдания и пути, ведущего к прекращению страданий. Нет мудрости, и нет обретения, и нет ничего обретаемого.
    По той причине, что бодхисаттвы опираются на праджня-парамиту, в их сознании отсутствуют препятствия. А поскольку отсутствуют препятствия, то отсутствует и страх. Они удалили и опрокинули все иллюзии и обрели окончательную нирвану. Все Будды трех времен[87] по причине опоры на праджня-парамиту обрели аннутара самьяк самбодхи.
    Посему знай, что праджня-парамита – это великая божественная мантра, это мантра великого пробуждения, это наивысшая мантра, это несравненная мантра, наделенная истинной сутью, а не пустопорожняя. Поэтому и называется она мантрой праджня-парамиты. Эта мантра гласит:
    Гате, гате, парагате, парасамгате, бодхи, сваха - «О, переводящая за пределы, переводящая за пределы, уводящая за пределы пределов, уводящая за пределы пределов беспредельного к пробуждению, славься!»
    Сутра сердца праджня-парамиты закончена.


    Ваджраччхедика Праджня-парамита сутра
    (сутра о запредельной премудрости, отсекающей заблуждения алмазным скипетром)


    Ваджраччхедика Праджня-парамита сутра, более известная в Европе как «Алмазная сутра»,
    1. Бессущностна не только личность, но и образующие ее (равно как и всю сферу опыта) элементарные психофизические состояния – дхармы. Более того, наличие представления о самосущей единичности, или элементе, является источником всех заблуждений и корнем сансарического существования. Именно из соответствующего представления вытекают и все прочие ложные идеи – о вечном «я», душе, субстанциальной личности и прочие.
    2. Пребывание живых существ в сансаре иллюзорно. В действительности все живые существа являются Буддами и изначально пребывают в нирване. Только неведение порождает мираж сансарического существования. Эту истину постигает бодхисаттва, осознавая, что с точки зрения абсолютной истины, спасать некого и не от чего. И вместе с тем, руководствуясь этим знанием, он на уровне относительной истины стремится спасать эмпирически наличные живые существа. Для бодхисаттвы не существует представлений о «я», личности, душе и дхармах.
    3. Будда не есть человеческое существо, пусть даже и совершенное в своей святости. Будда – синоним истинной реальности как она есть (бхутататхата)
    4. Истинная реальность не может быть описана и обозначена. Она, в принципе, несемиотична и недоступна для языкового выражения. Все описываемое не есть реальность, и все реальное не может быть выражено в языке и представлении.
    5. Истинная реальность постигается благодаря йогической интуиции, которая и есть праджня-парамита. Праджня-парамитские тексты предназначены для порождения в воспринимающем их человеке соответствующего состояния.
    Следовательно, если учесть невыразимую природу реальности, праджня-парамитская сутра есть текст, отрицающий сам себя.
    Ваджраччхедика праджня-парамита сутра


    Компендиум Махаяны
    (Махаяна сампариграха шастра) Асанга


    Из «Трактата о пробуждении веры в Махаяну»
    (Махаяна шраддхотпада шастра; Да чэн ци синь лунь)


    Из трактата «О началах человека»
    (Юань жэнь лун) Цзун-ми


    Авалокитешвара (кит. Гуаньшиинь – Созерцающий Звуки Мира) «Внимающий Звукам Мира», тогда как позднейшее «Авалокитешвара» означает «Господь, Внимающий Миру».
     
  2. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    11.185
    Симпатии:
    558
    Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного, психотехника и трансперсональные состояния

    Полностью - тут:
    http://psylib.org.ua/books/torch01/index.htm


    [​IMG]
     
  3. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    11.185
    Симпатии:
    558
    Тоpчинов Е. А. Религии миpа: Опыт
    запpедельного: Психотехника и тpанспеpсональные состояния.

    Религия появляется вместе с homo sapiens и всегда существует с ним;
    науке неизвестны ни религия без homo sapiens , ни homo sapiens без религии. религиозный опыт и религиозное чувство имманентны самой природе человека.

    . К анимизму близок аниматизм, то есть представление о тотальной, всеобщей
    одушевленности как жизненности: все живо, мертвой материи не
    существует. Аниматизм отнюдь не остался достоянием только
    примитивной религиозности; в древних цивилизациях он стал объектом
    теоретической, философской рефлексии и под названием "гилозоизм" (от
    греч. hylo -- материя, zoe -- жизнь) вошел в историю философии,
    существуя в таком виде и в настоящее время, в частности в научных и
    паранаучных теориях, рассматривающих нашу планету как организм или
    живое целое.

    Отметим, что культы, предполагавшие ритуальное оскопление,
    имели широкое распространение в Передней Азии и обычно были
    характерны для культа великих богинь (Астарты-Афродиты, Артемиды
    Эфесской -- восточной многогрудой богини с греческим именем).
    Например, в Иераполисе (Сирия), центре культа Астарты, жрецы-евнухи
    приводили себя в исступленное состояние, после чего под бой
    барабанов и звуки флейт начинали наносить себе раны. Верующие
    поддавались этому экстатическому исступлению, скидывали одежды и
    принимались оскоплять себя специально приготовленными орудиями.
    После этого новый скопец богини бежал через весь город с отрезанными
    гениталиями в руке и наконец бросал их в один из домов, его жители должны были дать скопцу украшения и женскую одежду, которые тот
    носил до конца жизни.
    В Сирии эллинистического периода оскоплений было так много,
    что царь Авиар даже повелел отрубать виновным руки, но это не
    оказало значительного воздействия на популярность ритуала.

    РЕЛИГИИ ЧИСТОГО ОПЫТА:
    ДАОСИЗМ, ИНДУИЗМ, БУДДИЗМ

    Это состояние неpожденного младенца есть состояние
    бессмеpтия, покоя, пpебывания в единстве со всем сyщим и в согласии
    со своей собственной исконной пpиpодой ("Возвpащение к коpню
    называют покоем, покой называют возвpащением к жизненности,
    возвpащение к жизненности называют постоянством. Знающего
    постоянство называют пpосветленным"

    Вполне очевидно, что
    "киноваpные поля" являются даосским аналогом индийской йоги
    Аккyмyляция энеpгии пpиводит к ощyщению тепла и света,
    котоpые начинают вместе с дыханием циpкyлиpовать по энеpгетическим
    каналам (цзин) тела адепта посpедством сосpедоточения и
    медитативного пpедставления (визyализации). Эта циpкyляция откpывает
    запеpтые пpоходы тела и yдаляет из него все шлаки и нечистоты.
    Затем жизненная энеpгия, очистившись, пpевpащается в
    чистейшyю эссенцию, напpавляемyю в "желтый двоp" (хyан тин) --
    втоpое "киноваpное поле" (в области солнечного сплетения), откyда
    исходит свет жизненности. Циpкyляция энеpгии по телy пpодолжается до
    тех поp, пока ей не yдастся пpойти чеpез пpоход, ведyщий к веpхнемy
    "киноваpномy полю" (головной мозг). Вслед за этим пpоисходит
    пpояснение дyха -- откpытие пpохода "сокpовенной заставы" (сюань
    гyань), ощyщаемое адептом как появление света в пpостpанстве междy
    бpовями (подобный феномен хоpошо известен и по матеpиалам индийской
    йоги).

    для "океанического" экстаза (вспомним о
    моpских волнах, на котоpых покоится неpожденный Младенец-Мyдpец "Дао
    дэ цзина") хаpактеpно свободное от напpяжения блаженство, yтpата
    гpаниц "эго" и абсолютное единство с пpиpодой, космическим поpядком
    и Богом.

    Вспомним
    в связи с этим, что идеалом даосизма является спонтанное и абсолютно
    естественное следование своей собственной глyбинной (восходящей к
    самомy пyстотномy дао-Пyти) пpиpоде (цзы жань) и пpиpоде дpyгих
    вещей, всего миpового целого, пpедполагающее отсyтствие
    отpефлектиpованной целеполагающей активности ментально
    сконстpyиpованного, но лишенного pеального онтологического статyса
    сyбъекта деятельности (недеяние).
     
  4. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    11.185
    Симпатии:
    558
    Ваджраяна - ТОРЧИНОВ

    Полностью - тут:
    http://violetsun.narod.ru/vajra1.html

    [​IMG]


    ВАДЖРАЯНА (ТАНТРИЧЕСКИЙ БУДДИЗМ)

    "ВВЕДЕНИЕ В БУДДОЛОГИЮ - КУРС ЛЕКЦИЙ"
    (лекция 7)


    В рамках буддизма со словом “ваджра” начали ассоциироваться с одной стороны, изначально совершенная природа пробужденного сознания, подобная несокрушимому алмазу, а с другой – само пробуждение, просветление, подобное мгновенному удару грома или вспышке молнии. Ритуальная буддийская ваджра, так же, как и древняя ваджра, представляет собой вид скипетра, символизирующий пробужденное сознание, (праджню и пустоту символизирует ритуальный колокольчик; соединение ваджры и колокольчика в ритуально скрещенных руках священнослужителя символизирует пробуждение как результат интеграции (юганнадха) мудрости и метода, пустоты и сострадания. Следовательно, слово Ваджраяна может быть переведено как “Алмазная Колесница”, “Громовая Колесница” и т.п. Первый перевод наиболее распространен.
    (“Ом! О уводяще за пределы, переводяще за пределы пределов, ведуще за пределы пределов запредельного, пробуждение. Славься!”) (“Ом! Чисто своебытие, своебытие всех дхарм чисто. Хум!”). Ом мани падме хум” – “Ом! Драгоценно-лотосовый! Хум!”

    Техника визуализации божеств также чрезвычайно разработана в Ваджраяне. Практикующий йогин должен научиться представлять того или иного Будду или бодхисаттву не просто как некое изображение, а как живого человека, с которым можно даже беседовать.
    Говоря о махасиддхах, нельзя хотя бы предельно кратко не упомянуть о шести йогах Наропы:
    1) йога промежуточного состояния;
    2) йога внутреннего тепла;
    3) йога сновидений;
    4) йога иллюзорного тела;
    5) йога переноса сознания;
    6) йога ясного света.

    В поздних тантрах даже появляется понятие Адибудды (Изначального, или Превечного Будды), персонификации единого абсолютного Ума, объемлющего собой все бытие (Дхармовый мир – дхармадхату), как сансару, так и нирвану, а многие йога-тантры говорят о “Великом Я” (махатман) как синониме Дхармового Тела Будды. Недвойственная Дхармакая зачастую описывается в этих текстах в тех же терминах, что и божественный Атман Упанишад и других брахманских текстов, а иногда даже прямо называется именами индуистских богов (Вишну, Шивы, Брахмы и т.д.)
    Ваджрасаттва (Алмазно-несокрушимое Существо, еще одно имя для высшей реальности Единого Ума) гораздо выше всех названных здесь богов, ибо он есть единство их всех.

    Кроме того, Ваджраяна рассматривала блаженство, наслаждение (сукха, бхога) как важнейший атрибут природы Будды и даже провозгласили тезис о тождестве пустоты и блаженства. В некоторых тантрах вводится понятие Тела Великого Блаженства (махасукха кая), которое рассматривается как единая сущность всех трех Тел Будды. А наслаждение оргазма рассматривалось тантриками как наиболее адекватное сансарическое выражение этого трансцендентного блаженства. В сексуальной йоге тантр оргазм должен был переживаться максимально интенсивно, используясь в психопрактических целях для остановки концептуального мышления, ментального конструирования (викальпа), избавления от субъектно-объектной двойственности и перехода на уровень переживания абсолютного блаженства нирваны.


    ***


    Кроме того, адепты Алмазной Колесницы соотнесли сексуальные образы подсознания с основными положениями махаянской доктрины. Напомним, что, по учению Махаяны, пробужденное сознание рождается (не будучи, между тем, рожденным) из соединения искусного метода бодхисаттвы и его великого сострадания (каруна, ее символ – скипетр—ваджра) и премудрости как непосредственного интуирования пустоты в качестве внутренней природы всех феноменов (праджня, ее символ – колокольчик). Эта интеграция сострадания/метода и мудрости/пустоты (юганаддха) и есть пробуждение (бодхи). Поэтому ничто не мешало тантрической традиции соотнести сострадание и метод – с мужским, активным началом, а мудрость – с женским, пассивным и метафорически представить пробуждение, обретение состояния Будды в виде находящейся в соитии мужской и женской фигур божеств—символов. Таким образом, тантрические изображения сизигий (пар) сочетающихся божеств есть не что иное, как метафорические образы единства сострадания—метода и пустоты—мудрости/блаженства, порождающих в экстазе любовного единения и наслаждения (в тантрах встречается даже каламбур бхога—йога, наслаждение суть йога, психопрактика) пробуждение как высшую целокупность, интегрированность всех психосоматических аспектов личности—микрокосма (в соответствии с тантрическим принципом тождественности, единосущности тела и сознания—ума).

    Таким образом, йидамы символизируют совершенное и всецелое пробуждение и посему по своему статусу соответствуют Буддам и тождественны им.
    Их же грозный вид, оскаленные клыки и прочие воинственные атрибуты помимо высокого психологического смысла демонстрируют готовность уничтожить все пороки и страсти, превратив их кровь в вино пробуждения и амриту (амброзия, напиток бессмертия), наполняющие капалы – чаши из черепов, на многих тантрических иконах. В процессе йогического созерцания йогин визуализирует соответствующее божество, отождествляет себя с ним, перенося на себя его атрибуты, и в конечном счете растворяется вместе с йидамом в безграничности пустого “ясного света” природы Будды, которая есть и его собственная природа.


    ***


    1. Отвлечение чувств от их объектов и введение пран из боковых каналов в центральный канал (пратьяхара);
    2. Созерцание и достижение однонаправленности сознания (дхьяна);
    3. Дыхательные упражнения, контроль над дыханием в сочетании с произнесением мантры для очищения боковых каналов и введения праны по среднему каналу в чакру области сердца (пранаяма);
    4. Концентрация, или сосредоточение сознания для интеграции всех пран, окончательного искоренения всех аффектов—клеш и их “следов” — васан, а также для достижения переживания чувства блаженства во всех четырех чакрах (дхарана);
    5. Практика осознанности—памятования (анусмрити) – на этом этапе практикуется и сексуальная йога на уровне карма-мудры, джняна-мудры или маха-мудры (см. выше) для осознания пустотности тела, его трансформации в божественную форму йидама и достижения переживания состояния неизменного блаженства;
    6. Предельное сосредоточение или йогический транс (самадхи), то есть обретение “тела гносиса” (джняна деха) и реализация в себе всех четырех Тел Будды, то есть актуализация их в непосредственном психическом опыте.
    Те же тексты рекомендуют и занятия хатха-йогой (позы—асаны, дыхательные упражнения и т.п.). Считается, что в процессе этой практики йогин не только овладевает своим психофизическим комплексом во всех его аспектах и на всех его уровнях, но и всеми силами и энергиями вселенной в соответствии с принципом точного подобия (или даже тождества) тела и космоса.


    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
    1. Анагарика Говинда, лама. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб., 1992.
    2. Гунтан Данби Донме. Обучение методу исследования текстов сутр и тантр. Пер. с тиб., предисл., коммент. Е.А. Островской-младшей. М., 1997.
    3. Карма Агван Йондан Чжамцо. Светоч уверенности (методы Карма Кагью). СПб., 1993.
    4. Мачиг Лабдон. Отсекая надежду и страх. СПб., 1998.
    5. Тантрический буддизм. Предисл., перев., коммент. А.Г. Фесюна. М., 1999.
    —— добавлено: Jun 2, 2013 8:06 AM ——
    Буддизм Карма Кагью - - Ваджраяна: Йидам – источник вдохновения

    Полностью - тут:
    http://www.vajrayana.ru/biblio/jamgon.h ... nt_version


    Фаза развития состоит из нескольких элементов: вначале мы визуализируем себя в форме божества, затем визуализируем божество в пространстве перед собой, делая подношения, молитвы и т.п. Причина, по которой мы вначале визуализируем себя как божество заключается в том, что все мы рассматриваем себя как очень важных. Если кто-то говорит нам: "Ты в действительности не существуешь", нам очень трудно это воспринять. В фазе развития мы не думаем, существуем мы или нет, мы просто отбрасываем этот вопрос и визуализируем себя в форме божества. Когда мы это делаем, осознавая, что йидам - выражение полной ясности, цепляние к "Я" действительно исчезает.

    Визуализация йидама в пространстве перед собой работает подобным образом. Сейчас мы цепляемся ко всем воспринимаемым объектам. В фазе развития мы представляем весь внешний мир как дворец йидама. Йидам в середине, и все существа проявляются в форме йидама. Визуализация неочищенных проявлений в чистой форме преодолевает цепляние к ним.
    более глубокое понимание того, что все есть союз радости и пустоты.
    Тело йидама - союз формы и пустоты, мантра - союз звука и пустоты, ум - союз знания и пустоты.
     

Поделиться этой страницей