а жаль. —— добавлено: 7 ноя 2013 в 22:04 —— а так суфизм мог бы сыграть лидирующую роль в грядущем евро-исламе
А это тоже вполне возможно, в лице отдельных представителей, которые ведут свою деятельность в основном среди мусульман. Думаю, как раз суфизм с его стихийностью способен дать наибольший веер возможностей, одна из которых может сработать.
Имхо, перспективы у евро-ислама, как и у евро-буддизма открываются при де-спецификации, лишении этих учений специфических религиозных черт. Т.е. идеально, на мой взгляд, на Западе прижился бы суфизм вообще абстрагированный от исламского бэкграунда. )
Это среди европейцев. А вот среди мигрантов всё немного иначе. Тут выбор больше стоит между традиционным, хоть и просвещённым, суфизмом и салафизмом. Это кстати одна из причин идейной несовместимости суфизма и салафизма.
Ну, совсем изначальная причина, видимо, в политическом и духовном авторитете. Конкурентов салафиты не хотят. Культ святых - да, но это по большей части причина внешняя, предлог. Если бы даже суфии отказались от этого культа и если при этом не учитывать политический весь орденов, суфизм и салафизм всё равно оказались бы несовместимы именно из-за разницы в подходе к священным текстам. Салафиты придерживаются однозначного толкования. Те места, которые нельзя истолковать буквально, они просто принимают на веру. Духовное толкование Корана и хадисов для них совершенно не допустимо (если такое толкование не следует прямо и однозначно). Плюрализм толкований для них тоже немыслим. Культ святых, кстати, стал возможен именно благодаря такому подходу суфиев. Относительно этого вопроса в писаниях возможны варианты толкований и суфии как раз играют на этом. В целом, причина несовместимости, видимо, тройственная, поскольку если убрать два компонента из трёх - третий всё равно будет достаточной причиной для несовместимости.
Интересен также феномен увайси, который даёт весьма широкую возможность для модификации практики и опыта. ... Известно также, что о многих ранних суфиях просто неизвестно, кто был их учителем и в какую цепь преемственности они входили (и сейчас они не входят ни в одну силсилу). Власти в Пакистане выявили, что таковых святых - более половины из захороненных. ... Опыт некоторых суфиев был настолько необычен, что их впоследствии пришлось вписывать в цепь преемственности, чтобы подтвердить их опыт, тогда как сами они не ссылались ни на каких учителей. Так было, например, с Рузбиханом Бакли. ... В целом, в суфизме любой мистический опыт считается релевантным, если можно обосновать его непротиворечие писаниям и хотя бы какую-нибудь преемственность - хотя бы как у увайси. Таким образом, можно увидеть, например, что фана трактуется в довольно широких пределах, о чём я уже писал раньше.
А чего стоит например разница между концепциями вахдат аль-вуджуд и вахдат аш-шухуд? Разница фундаментальная, и она существует в рамках суфизма. Первое учит о том, что каждое явление есть манифестация Бога, что Бог проявлен в мире также в виде атрибутов, и цель мистика - собрать в себе эти атрибуты, соединиться с Реальностью. Второе же отвергает учение о вахдат аль-вуджуд и утверждает отдельность мира и Бога и целью мистика ставит не соединение с Богом (таухид), а встречу с Ним. Первое пошло от философии Ибн аль-Араби и принято к настоящему времени в большинстве орденов, а второе характерно для некоторых ветвей Кубравийя и Накшбенди. Возможно оно имеет место и в некоторых других ветвях.
Конечно. А внутри, скажем, православия? Или католицизма? Индуизм же вообще слишком растяжимое понятие.
внутри католицизма - да, только одно из направлений считается находящимся на грани (или за гранью) ереси. в православии тоже велись активные дискуссии о тварости божественных энергий.
Между тем, это влечёт за собой далеко идущие последствия относительно того, что такое фана. Можно выделить, таким образом, как минимум три разных понимания этого состояния внутри суфизма.
Велись, но в конце концов победила какая-то одна точка зрения, а остальные были признаны ересью? —— добавлено: 8 ноя 2013 в 16:10 —— Фана как экстатическое самозабвение. Крайняя степень божественного опьянения, т.с.
Не совсем так. Для последователей концепции вахдат аш-шухуд фана может и есть, только в их глазах это как минимум, говоря православным языком, прелесть.Возражали они против вахдат аль-вуджуд весьма яростно и категорично. То есть три понимания фаны: 1. Это фана как высшая реализация таухид. 2. Фана как прелесть, ложное состояние 3. Фана как экстатическое самозабвение. Все эти три понимания бытуют в суфизме на равных. Первое характерно для "философского" суфизма, второе - для некоторых ветвей, которые придерживаются особо строгих суннитских взглядов. Условно - для "строгого" суфизма. Третье - для "народного.
т.е. одни вообще отрицают фану как цель (что весьма хараткерно для любого строгого теизма) , а два других понимания вполне возможно говорят об одном, но на "народном" и "философском" уровне?. Или из последних каждое концептуализировано?
в смысле, является альтернативным учением. а не просто мифо-поэтическим описанием то которого придерживался Мейстер Экхарт в той части в которой был вынужден отречься перед смертью и Скотт Эриугена. а что-то неточно ? )