Эти три суфизма отличаются весьма заметно. Являясь все, тем не менее, тасаввуф. Третий, как я понимаю, концептуально оформлять себя не склонен. —— добавлено: 8 ноя 2013 в 17:27 —— Видимо, Юля хочет узнать подробнее. Вот здесь можно почитать.
Да, я неточно выразился. Имел в виду только европейцев. Выходцам для начала неплохо подошла бы либеральная версия традиционного ислама, чтобы интегрироваться. В Германии нечто такое складывается.
И здесь суфизм как нельзя кстати. Причём власти, как я понимаю, его намеренно раскручивают и почти пропагандируют.
Ну это же не симбиоз. И этот орден вряд ли может быть назван мистическим. Это уже политическое нечто.
в том, что помимо политической программы, отношения к раннему исламу и другим религиям у него есть и другие составляющие.
Нет, просто он специфический. И кстати появился примерно одновременно и по тем же причинам что и салафизм.
Салафизм термин специфический. в принципе, он более широкий , чем ваххабизм. Т.е. к салафитам можно отнести очень многие течения и движения в исламе, например альморавидов и альмохадов. В них сенуситы имеют самых прямых предшественников в регионе. Особенность в том , что в данном случае эту роль стал исполнять суфийский орден.
Интересно, что другой вариант развития суфийской традиции подразумевает всё-таки наличие в её истоках фигур великих основателей и т.д., но в этом случае она уходит корнями во времена задолго до ислама. Возможно также (и даже наиболее вероятно) сочетание этих двух сценариев. Т.е. с одной стороны это были первые богобоязненные мусульманские аскеты, а с другой - то, о чём писал Шихабоддин Яхъя Сухраварди: наследование традиции Единства из глубоких времён. От греков, египтян и персов. Поскольку то, что называется одним словом - "суфизм" - весьма и весьма разнообразно. Так, только по отношению к одному ключевому понятию - фана - можно выявить как минимум три основных подхода (повторюсь): 1. Фана трактуется как высшая реализация таухид, состояние, близкое к буддийской нирване (представители - уджуди, приверженцы концепции вахдат аль-вуджуд, линия Джунайда - "философский суфизм"). 2. Фана как своего рода прелесть, ложное состояние (шухуди, приверженцы концепции вахдат аш-шухуд - "суфизм богобоязненности"). 3. Фана как экстатическое самозабвение (приверженцы линии Баязида и его единомышленников, которые вообще не склонны к философствованию - "суфизм экстаза" (мой термин). Разделение на "три суфизма", конечно, не имеет чётких границ. Поэтому суфизм в целом это скорее вообще весь мистицизм, родившийся в исламском мире и доставшийся ему по наследству.
Основных замечаний три. 1. скептическое отношение к чудесам ты напрасно распространяешь на весь суфизм. святые и чудеса в распространении суфизма играли колоссальную роль (если не решающую) 2. относительно "незадействованной среды". это ты зря ). и в буддийской сангхе и тем паче в христианских монастырях (особенно общежительных) это весьма разработанный фактор 3. возможно (хотя и не обязательно) стоило в сравнении с суфизмом упомянуть исламский рационализм (вообще тема суфии - мутазилиты, суфии - исмаилиты у тебя и в этом разделе вообще нигде даже не упоминается). Ведь Халладжа казнили именно мутазилиты ).