Три версии христианства

Тема в разделе "Христианство и иудаизм", создана пользователем Ондатр, 27 ноя 2011.

  1. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    А почему ты про герметизм забыл?:dunno: Герметический дуализм подревнее проповеди Иисуса и к гностицизму отношение имеет самое прямое. Ранних гностиков приведённые слова Иисуса вдохновили наверняка, но истолковались в герметическом смысле "пропащести" внешнего мира уже без особого к нему отношения.
     
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    А что Павел был герметиком?
    Но герметизм ближе к делу, во всяком случае его мифологемы ближе к гностическим и указывают на сходную идейную среду формирования обоих течений. Но дело в том , что большинством исследователей герметические трактаты датируются тем же временем, что и гностические. Первые упоминания герметического корпуса. если не ошибаюсь, у Ямвлиха и Порфирия (3 в.). а самые первые упоминания герметических книг вообще у Афинагора и Тертуллиана (кон. 2 в).
     
  3. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Павел уже взаимодействовал с самыми ранними гностиками, валентинианами. У Иисуса такая возможность была вряд ли.
    Такое "оперативное" появление явно не иудейской трактовки только народившегося христианского мифа, полагаю, служит достаточно верным указанием на существование широкораспространённых герметических или, если угодно, "прагерметических" представлений.
    Герметические трактаты вполне могли быть, и вернее всего были, радикальной редакцией не сведённых ещё ни в какой корпус пёстрых писаний греческих авторов и переводов худо подходивших содержанием древнеегипетских текстов, которые ещё Манефон поминает. О происхождении "генеральной линии" незадолго до начала эры достаточно убедительно, как мне видится, пишет Зелинский.
     
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    судя по языку, герметические трактаты писали египтяне, для которых греческий не был родным, знакомые с идеями около-платоновских "теологов". Магическо-оккультные настроения были распространены, также как синкрететизм, "ангелология", но сама гностическая концепция вполне вероятно зародилась именно в раннем христианстве.
    Валентин умер в 160 г.
     
  5. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Да, тут я лоханулся, валентиниане в каноне только в Откровении поминаются.

    Стало быть ещё не гностиками.
    Александрийское койне совсем плохое?
     
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    неважное)
     
  7. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Не всех гностиков даже формально относят к христианам. Некоторые гностические сочинения вообще ничего христианского не содержат.
    —— добавлено: 3 дек 2011 в 21:04 ——
    Эллинизирующееся египетское жречество "среднего звена"?:think:Похоже, к тому времени египетский культ выродился окончательно и ничего кроме "древней славы" предложить господствующей кульуре не мог.
     
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Письмо Адриана:
    «
    Адриан Август шлет привет консулу Сервиану . Насколько мне
    приятен Египет, дорогой Сервиан , ты легко можешь узнать по слухам, наверное
    долетающим до тебя. (2) Здесь поклонники Сераписа одновременно являются
    христианами, а те, которые зовутся служителями Христа (Cristi episcopos
    dicunt), поклоняются Серапису. (3) Нет такого иудея, главы синагоги, ни
    самарянина, ни христианского священника (Cristianorum presbyter), который не
    был бы также астрологом, прорицателем или лгуном (поп matematicus, non
    haruspex, non aliptes). (4) Когда сам патриарх (patriarch)20 прибывает в Египет,
    одни заставляют чествовать ради него Сераписа, другие — Христа. (5) Все это мятежное племя исполнено тщеславием, и этот богатый город как никакой
    другой обилен пустословием и праздностью. (6) И плавильщики стекла, и
    изготовители бумаги заняты гаданиями на сочленениях и суставах, ищут
    знамений, будто их профессия — провидцы; даже страдающие подагрой
    бывшие всадники, раненые и немощные, и они ведут такую же праздную
    жизнь. (7) Их общий бог — деньги. Что христиане, что иудеи, ему поклоняются
    все. (...)»:)
    —— добавлено: 3 дек 2011 в 22:09 ——
    гностические идеи вылились в общий котёл:dunno:
     
  9. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Скорее вылились из общего котла.
    —— добавлено: 3 дек 2011 в 22:18 ——
    Александрия, надо полагать? Но там вроде и евреи владели койне достаточно прилично.
     
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    египтян в Александрии было совсем мало
    —— добавлено: 3 дек 2011 в 23:37 ——
    гностицизм хорошо был представлен в Египте но далеко не только том. В не меньшей степени (и не позднее) он проявился в Малой Азии и Сирии
     
  11. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Они там не долго оставались египтянами. Позорно было. Тогда что за город? Где предположительно путешествовал Адриан? В отрывке, впрочем, египтяне и не упоминаются. И едва ли культ Сераписа был хоть сколько-нибудь популярен за пределами Александрии.
    Тем не менее "древнее египетское знание" продолжало пользоваться спросом, и едва ли египетские жрецы этим не пользовались. Составление герметического корпуса, видимо, было "спецзаказом" (стало быть было кому и под кого заказывать). Как такие "древние памятники" появляются едва ли великая тайна, дрянной греческий, возможно, только "очарования и достоверности" добавлял.

    Ранняя форма гностических писаний, "речения2 (по Маэ) могла вполне и по тем местам хождение иметь.
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Город-то Александрия. А герметический корпус видимо составляли египетские "интеллигенты" чтобы греки не слишком задирали нос)
     
  13. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    То же ничего себе версия.:) Хотя странные интеллигенты, греческого путём не знают, но миф кроить явно на греческий лад стараются, аутентично-древнеегипетского там всё-таки маловато, как ни гляди.
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    образованцы8-)
     
  15. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    С хорошим нюхом на то, что народ зохавает. Да, убедительная версия.)
     
  16. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Если б мне не сказали энциклопии, что это гностики, я б не поверил.:) По дискурсу ближе к неоплатоникам. Но уж никак не гностикам. И так видно, что в Александрии подобные вещи происходили.

    Так по тексту довольно поздное время идентификации. Время Ямвлиха. Определять их ранее довольно подозрительное подтягивание фактов.
     
  17. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Герметизм - параллельное гностикам течение, в целом контр-христианское скорее.
    А гностики неоплатоникам совсем не близки по дискурсу?:)

    А христианские тексты тогда какого? Не того же ли самого, если "по тексту"?
     
  18. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    В целом вываливается из общего контекста. Читаем неоплатоников и видим герменевтиков. Я ж говорю по складу текстов. Ты думаешь ранее? Возможно я смотрю другие переводы? Вальтера так говоря о позднем происхожденнии этих текстов свидетельствует. Или если о раннем, так независимом. Слишком правильные они для первого века и раньше.8-)

    Нет конечно. Разные планеты. Ты в каком переводе читал? Конечно разное. Ближе к александрийской школе и довольно поздней. Ты, Рауха, отголоски судя по всему зацепил.

    Эти вещи уточнять надо. Устно передаваться начали сразу из-за исторического контекста! Убивали и жгли. Опасно было быть христианином. Это ж не 4-век огосудордаствления христианства Константином.
    —— добавлено: 4 дек 2011 в 19:26 ——
    Ты сам-то сравни: рваный текст гностиков, почти вульгарный.И аристократическая речь нео платоников. Там даже через переводы видно.
    —— добавлено: 4 дек 2011 в 19:47 ——
    До Маркиона никто о конанических текстах даже и не заикался. Всё в катакомбах передовалось изустно.
     
  19. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Отнюдь. Порождение тогдашнего "ньюэйджа".
    Чего там правильного?:dunno:Многозначительная каша-малаша, по большей части. Концептуальная основа "корпуса" совершенно размытая, то, что предположительно было до корпуса, видимо было ещё более аморфно.
    Даже настолько? В чём ты видишь столь радикальное отличие?
    Не помню.
    Единственный эпизод - при Нероне в Риме. Просто подвернулись как объект для перевода стрелок. А в целом - радикальная иудейская секта, мало кому интересная. Для герметизма "устный", а точнее "не организованный период" ничуть не менее вероятен, с поправкой на то, что герметизм в основном сектантским движением не был, это скорее достаточно аморфное синкретическое течение с неопределёнными рамками. И неоплатоническая "доктринальная основа" для него - не более чем "декорация".
    Однако при этом упор на "потустороннесть", "избранничество по уму" и "приобщённость к сакральному" со всеми сопутствующими прибамбасами наверняка отличали герметизм даже на самых ранних стадиях, позже эта тенденция и в "строгую философию" широко занеслась, сказавшись и на неоплатонизме.
    А чего перст с афедроном то сравнивать?:dunno: Неоплатоники - строгая философская школа, а герметисты с гностиками - вульгарные "ширпотребные" течения. По этому критерию гностики с герметистами вполне в одной нише.
    Ко времени Маркиона уже нет. Но это очевидно только если не только голый текст клевать.
     

Поделиться этой страницей