"Три оттенка белого" - три качества, или аспекта, сопереживания: эмпатия, жалость и сострадание. О том, как их различать, и о роли "трёх оттенков белого" в человеческих взаимоотношениях, в "качестве" социума - выдержки из статьи Валерия Веряскина (опубликована в его блоге "Будда в городе").
Ну а если нехватка белого в сознании (если недостаточно эмпатии, если отсутствует сострадание), то на поверхность автоматически выступает чёрное. Наша ненависть и агрессия вспыхивает, когда мы соприкасаемся с неким качеством, которое нам по тем или иным причинам неугодно, которое мы расцениваем как аморальное или не соответствующее нашим представлениям о должном, и проецируем его на всего человека. В нашем уме мгновенно создаётся шаблон-проекция, и с этого момента мы начинаем видеть только её. А человека мы расчеловечиваем - мы просто перестаём его видеть как живого человека, с его ошибками, заблуждениями и пр., с его светлыми сторонами личности (светлые стороны для нас перестают существовать, т.к. всё теперь мы видим только через наше собственное чёрное, выступившее на поверхность ума). Мы начинаем думать и говорить о нём только как о носителе этого качества. Но самое интересное, что расчеловечивая кого-либо другого, мы на самом деле расчеловечиваем не его, а себя. Это в нашем уме вспыхивают все оттенки красного и чёрного (злобы, ненависти, ярости, презрения и т.п.), а не в чьём-то другом. Это наш ум наполняется высокомерием, а не чей-то другой. То есть вся эта агрессия во всём её спектре бьёт не по кому-либо, а по нам самим. И эта эмоциональная заряженность самым прямым образом отражается и на нашем мышлении, и на нашей речи, и на нашем поведении и соответственно на нашей судьбе в целом. А потом мы удивляемся, когда всё, что мы запустили в пространство, бумерангом возвращается к нам из него совсем с другой стороны. Что делать, когда в нас происходит вспышка несогласия, вспышка отвержения неугодного нам? Ну, по меньшей мере вспомнить, что с чем бы мы ни встречались, мы всегда имеем дело только с собой, со своим собственным умом.
В общем, христианство говорит именно об этом бумеранге "не судите, да не судимы будете". Наша речь, наши мысли говорят о нас самих, как слова Павла о Петре (которые, как мы помним, говорят о Павле больше, чем о Петре). Именно об этом говорил востоковед Юрий Рерих своим ученикам, критикующим окружающий мир и своё начальство, руководство, коллег: "Это же вы сами и есть". Об этом же и одна из известных притч о Будде: Забирайте своё себе Да даже грибоедовское "а судьи кто?" тоже в каком-то смысле (и немалом) именно об этом. *** Что возникает в уме, наполненном состраданием, при встрече с теми же явлениями? Разве он видит всех и каждого белыми и пушистыми зайчиками и живёт "в мире бабочек"? Нет. Такой ум распознаёт всё, но в состоянии различать качество и его носителя и не проецировать одно на другое. Такой ум видит обусловленность возникающих явлений, и какая эмоциональная реакция возникает в нём? Правильный ответ: не возникает в нём эмоциональной реакции. Он воспринимает это как данность. Таковость. Даже если вспышка отвержения и негодования всё же произошла, подобно молнии, сострадательный ум сразу же видит природу её происхождения и аффектированное состояние сменяется в нём принятием происходящего: так есть. То есть нездоровое состояние он в состоянии сменить на здоровое. Агрессию он в силах погасить, нейтрализовать. Соответственно, и агрессивного поведения, недостойной речи не возникает из такого ума. И цепочка ненависти прерывается. Эту способность даёт уму прежде всего то, что мы называем состраданием.