Три характеристики бытия

Тема в разделе "Буддизм", создана пользователем plot, 28 окт 2016.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    В буддистском дискурсе довольно часто встречается понятие «трёх характеристик бытия» (на пали — тилаккхана, на санскрите — трилакшана). В данном случае речь о том, что на пали именуется аничча, дуккха, анатта — непостоянство, неудовлетворительность, не-личностность. Что же здесь имеется в виду?

    Это – описание фундаментальных атрибутов, присущих всему, что мы так или иначе воспринимаем, всему нашему опыту.

    Аничча
    Всё, что мы воспринимаем, – непостоянно, причём во всех масштабах. В микромасштабе элементарные частицы, атомы и молекулы находятся в беспрестанном движении и взаимопревращении, абсолютно любое явление спустя долю секунды уже не то, что было только что. В макромасштабе также нет ни одного постоянного явления. Всё существующее перестанет быть, перейдя в какую-то другую форму. В психологическом плане наше «я» есть поток сменяющихся состояний и психических явлений, и всё, что мы воспринимаем, это тоже поток «кадров восприятия». Всё находится в непрерывном изменении. Постоянно только изменение.

    Дуккха
    Если мы питаем иллюзию постоянства, принимая за постоянное то, что непостоянно, мы страдаем из-за того, что то, что мы принимаем за постоянное, неизбежно прекратится. Если мы пытаемся удержать нечто, стараясь придать ему статус постоянного, мы страдаем из-за того, что по сути сражаемся с самой Реальностью, пытаясь добиться невозможного. Ничто в этом мире или в других мирах не принесёт нам удовлетворения и настоящего покоя, как бы мы ни искали. Это – вторая характеристика, дуккха. Повторимся: ничто, абсолютно ничто не несёт удовлетворения и покоя.

    Анатта
    Согласно анатта, нет такого самосущего явления, как «я». Все явления есть смена состояний, смена восприятий, и в этой смене нет «я», это абсолютно не-личностный процесс. Что же такое «я»? «Я» — это не явление, а состояние, не существительное, а скорее прилагательное, не предмет, а процесс. Не «я», а «яшность». Это значит, что отождествление и присвоение – «это я, это моё, это мои качества» — это заблуждение. И это заблуждение, опять же, приводит к страданиям, ведь удержать приятное или оттолкнуть неприятное стремится именно «я», мы испытываем эти помрачённые состояния именно исходя из пресуппозиции, что «я» – есть. Если есть «я», есть «моё», есть «не-я», есть война между «я» и «не-я», есть персонально желаемое и персонально ненавидимое и прочее и прочее. Предполагая существование «я» как некой константы, мы тем самым также забываем и об аничча, о том, что нет ничего постоянного. Заблуждения порождают страдание.

    Три Характеристики и Зависимое Возникновение
    В процессе продвижения по Пути мы всё отчётливее постигаем Три Характеристики. Однако нужно понимать, что в когнитивном плане и в рамках целеполагания Дхаммы постижение Трёх Характеристик второстепенно по отношению к постижению Зависимого Возникновения. Если человек постигает Зависимое Возникновение, он тем самым постигает и Три Характеристики: он видит непрерывную смену состояний, видит, что они пронизаны дуккхой и, наконец, что в этом всём нет никакого «я», что всё это совершенно не-личностный процесс.

    Однако постигнув Три Характеристики, мы не обязательно постигаем Зависимое Возникновение. Мы можем видеть непостоянство всего, его неудовлетворительность и не-личностность, но при этом не различать, КАК всё происходит, т.е. собственно Зависимое Возникновение. В то же время именно постижение Зависимого Возникновения является фундаментом Дхаммы.
     

Поделиться этой страницей