Три шкалы развития

Тема в разделе "Интегральная теория", создана пользователем plot, 27 сен 2014.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.799
    Симпатии:
    2.003
    Суммирую здесь итоги бесед с Ондатром и размышлений.

    Три шкалы

    Кен Уилбер, проводя свои «направляющие обобщения» в области психологии, пишет, что современные учёные сходятся на общей схеме развития человеческой личности, в которой она, личность, постепенно удаляется от эгоцентризма. А точнее – она проходит от до-эгоического состояния через эгоическое к пост-эгоическому. Более детально этот процесс описывается, в частности, теорией Спиральной динамики.

    Помимо этой шкалы или направления развития Кен Уилбер говорит также о мистической шкале или лестнице мистических состояний, которая оказывается во многом независима от шкалы личностного развития. То есть, оставаясь в рамках своего ценностного уровня или цМема, в терминах Спиральной динамики, человек может испытывать трасперсональные переживания вплоть до самых утончённых.

    Кроме этих двух можно ввести и третью шкалу, которую назовём «организационной».

    Дело в том, что, во-первых, если рассматривать путь личностного развития как трансформацию сознательной части психики, то таковая может происходить не только по вертикали, но и по горизонтали. Иными словами, наша личность может переходить в новое качество, развиваясь по ступеням Спиральной динамики, а может оставаться на прежнем уровне, но, скажем так, становиться всё более опрятной и упорядоченной.

    С другой стороны, мистический путь как путь погружения в бессознательное совсем не обязательно связан с практикой как с целенаправленным и дисциплинированным самоупражнением. Это может быть и нечто спонтанное как у поэтов-мистиков или разного рода любителей психоделики.

    Таким образом, по-видимому, можно выделить и третий аспект пути - восхождение в уровнях психической самоорганизации. Что же это такое? Степень психической организации показывает, насколько психика очищена от паразитических процессов. Насколько развит самоконтроль и самодисциплина, насколько человеку послушно собственное внимание. Насколько ясно он мыслит. Насколько он здоров психически, в конце концов.

    Человек весьма пластичен психически. Он может изменять свои личностные характеристики в весьма широких пределах. Например, можно на корню задавить похоть или склонность к раздражению, была бы мотивация. Если человек, скажем, стремится к некоему "совершенству", это может дать силу задавить все остальные нежелательные проявления. Выморозить их.

    Уровень психической организации довольно отчётливо виден в человеке даже чисто внешне. Это определённого рода собранность, но не напряжённость, целесообразность, но не зарегулированность, естественность, но не расслабленность, это также и самодостаточность. Его взгляд никогда не скучающий, не тупой, не блуждающий. Он внимателен, либо полностью сосредоточен на внутреннем. И так далее.

    Все три шкалы - личностная, мистическая и организационная - относительно (но не полностью) независимы друг от друга. Иными словами, человек может до определённой, весьма высокой, степени развиваться в сторону всё большего совершенства психической организации, не затрагивая две другие шкалы. Скажем, Ганнибал Лектор - это человек с высочайшей степенью психической организации, который при этом остаётся на весьма низкой ступени личностного развития, рафинированно эгоической.

    Человек также может быть весьма развит в личностном плане - вплоть до бирюзового уровня - но совсем при этом не обладать сколько-нибудь регулярным мистическим опытом и быть не слишком организованным внутренне.

    И наконец, человек может иметь очень богатый мистический опыт, но при этом находиться на эгоическом уровне и быть совершенно безумным и дезорганизованным.

    Независимость в развитии по этим трём шкалам, конечно, относительная. Подняться по одной из них, игнорируя две другие, человек может лишь до определённой степени, а дальше упрётся в потолок. Эти три аспекта поддерживают друг друга в процессе трансформации.

    Здесь возникает опасность путаницы: зачастую довольно трудно отличить, скажем, высокую степень самоконтроля от непрерывной осознанности или невозмутимости. И поэтому часто бывает что духовным лидером становится человек, развитый в «организационном» плане, но не более того.

    Надо подчеркнуть, что с позиции каждой из этих шкал, остальные две являются не столько «горизонтальными», сколько (в значительной степени) независимыми. Если человек в своём развитии производит сугубый акцент на одну или две шкалы, оставляя остальные без внимания, эти незадействованные шкалы оказываются не в замороженном, а в латентном состоянии и в крайних случаях невозможно сказать, на какой стадии в этих незадействованных шкалах находится человек.

    Для примера рассмотрим, например, традицию, описанную Кастанедой (оставляя в стороне вопросы о её достоверности). В учении дона Хуана сталкинг – т.е. работа с тоналем – сводится к сугубо организационной шкале. То есть сталкер становится существом с крайне высокой степенью психической организации. Практика сновидения, естественно, это то, что выше названо «мистической шкалой». Эти два аспекта в учении новых видящих идут рука об руку (в учении древних видящих организационный аспект был упущен и это в значительной степени стало причиной их печального конца). Однако «личностный» аспект в этом учении совершенно игнорируется. В результате толтек это именно маг, то есть человек, манипулирующий изменёнными состояниями сознания. Невозможно сказать, к какому цМему относится дон Хуан. Он вне-духовен, находится вне области, описываемой теорией Спиральной Динамики.

    Можно привести примеры, в которых развитие идёт преимущественно по одной или двум шкалам:

    «О» - (сугубо организационное развитие) – это, например, люди из разного рода спецслужб, где требуется полная самодисциплина. Однако в этом случае развитие по организационной шкале происходит в рамках какого-либо цМема. Характерная черта подобных течений - это советы типа "хочешь быть осознанным - просто будь осознанным", "хочешь быть безмятежным - просто перестань беспокоиться". Или можно вспомнить эпизод, когда дон Хуан сказал Кастанеде, что ему надо покончить с похотью. Просто взять и завязать. Интересно, что таков же и путь самурая, скажем. Самураи, что примечательно, взяли из Дзэн-буддизма только системный аспект, остальные два оставив без внимания.

    «Л» - (сугубо личностное развитие) – это разного рода высокодуховные люди, не имевшие при этом склонности к мистицизму и самодисциплине. Писатели, поэты и мыслители гуманистической направленности и т.д.

    «М» - (сугубо мистическое развитие) – это некоторые из хиппи и шаманов, которые интересуются лишь мистическими состояниями и их приложением. Самодисциплина и какая-либо духовность отсутствуют в принципе. Так же сюда видимо можно отнести значительную часть донхуановских древних видящих. Кроме того, сюда же можно отнести и разного рода «хитрые» методы самовнушения.

    «О+Л» - это типичный религиозный аскет, соблюдающий заповеди (причём вдумчиво, проникая в их суть; тот, который не вдумчиво – это чистое «О»), человеколюбивый, совершенствующийся в самодисциплине и т.д. Но не обязательно здесь речь идёт о религиозности. Духовность такого человека может быть и светской. Примеры - Януш Корчак, Мать Тереза, Махатма Ганди и т.д. Эраст Фандорин, наконец.

    «О+М» - это маг по типу новых видящих дона Хуана. Но кроме того, это и "сугубые практики" - йоги-медитаторы по типу может быть махасиддхов. Кроме того, сюда же относятся, видимо, и гурджиевские течения, по крайней мере из "продвинутых". Начинающие гурджиевцы как правило сосредотачиваются на чисто-организационном аспекте.

    «Л+М» - это – «духовный хиппи», нью-эйджевец, который одновременно интересуется мистическими состояниями и «духовностью», следует пути человеколюбия и т.д., но для которого чужда самодисциплина. Т.е. классика хиппи-движения, заданная ещё Джоном Ленноном со товарищи.

    При этом, если акцент в развитии производится только на одну из шкал, то шансов зависнуть на одном уровне в других двух шкалах выше. Если развитие идёт по двум шкалам, то третья с большой вероятностью выходит в латентное состояние. В этом случае человек оказывается вне области, описываемой третьей шкалой и невозможно сказать, на какой её ступени он находится.

    Это не значит, что, например, человек, идущий по пути "О+Л" не будет иметь мистических переживаний. Совсем нет, просто его мистические переживания не будут укладываться в традиционную шкалу мистических состояний. Он может, например, иметь очень высокое мистическое переживание, а потом всю оставшуюся жизнь не иметь их вовсе. Однако, даже если человек интенсивно движется только по одной из шкал, его идентификация в других шкалах становится сильно затруднена.

    Видимо, излишне говорить, что общеизвестные духовные традиции имеют тенденцию сочетать в себе движение по всем трём шкалам. Рассмотрим ли мы суфизм, или буддизм или исихазм – везде есть место и личностному, и организационному, и мистическому развитию.

    Более того, во всём разнообразии медитативных практик можно выделить те же три основные направления.

    1. Развитие по организационной шкале. Здесь основа пути - развитие внимательности, саморефлексии, самодисциплины. Мы совершенствуемся в навыке наблюдения за психическими процессами и, соответственно, в управлении ими. Постепенно элиминируются все паразитические процессы. Одной из стадий здесь является "безупречность", как её трактовал кастанедовский дон Хуан. Однако, в целом, безупречность может видимо иметь довольно широкий диапазон проявлений, в зависимости от поставленных целей. Безупречность, по сути, это состояние, в котором психика сознательно приведена в полное соответствие поставленным целям. Наиболее рафинированная практика, развивающая организационный аспект – это формальная практика сосредоточения внимания.

    2. Развитие по мистической шкале. Здесь самым прямым методом является классическая практика медитации, описанная ещё до Будды - дхарана, дхьяна, самадхи. В самых различных её вариациях (коих можно выделить как минимум несколько). Сюда входят и рафинированные практики типа Махамудры, и бхакти-подобные практики, и образные мистические практики и т.д. и т.п. К этим методам можно также добавить практики, связанные со сновидениями.

    3. Развитие по цМемовой (личностной) шкале. Тут может быть два варианта, направленные на развитие в сторону «холодного» цМема или – в сторону «горячего»*.

    В первом случае основным средством продвижения по духовной шкале будет совершенствование мышления. От развития дискурсивного логического аппарата к углублению в высшие проявления интуиции. Здесь нужна философия, диспуты и т.д. Одним из средств для развития высшей интуиции является дзэн-буддийская практика вглядывания в коан и разного рода медитации над текстами.

    Во втором же случае прямым инструментом является медитация гуру-йоги, а также методы, направленные на развитие сострадания, охватывающего всё сущее. Кроме того, сюда же относятся и методы, развивающие отрешённость: классический буддийский «океан скелетов», тибетский чод, медитация на отвратительных феноменах и т.д.

    "Горизонтальный гуру"

    Ещё один момент, на котором бы хотелось заострить здесь внимание - это явление, которое можно назвать "горизонтальным гуру". Речь вот о чём: для неискушённого взгляда очень трудно отличить высокую степень самоконтроля от, скажем, экзистенциальной безмятежности, которая приходит на высоких уровнях личностного развития. И так далее.

    В результате получается, что человек, достигший определённого организационного совершенства, даже находясь на одном из уровней первого яруса Спиральной динамики, будет восприниматься многими людьми как человек, достойный того, чтобы быть "духовным учителем".

    Если такой "горизонтальный гуру" пребывает на одном из уровней первого яруса, то его учениками становятся как правило в основном люди этого же цМема. Такой гуру особенно привлекателен ещё и тем, что с одной стороны полностью понятен человеку его цМема, а с другой стороны - недосягаемо опережает его по своей степени организации. Человек поражается тому факту, что его гуру говорит именно то, что он сам чувствует, но формулирует это невероятно точно и доступно.

    Зачастую именно такие люди становятся лидерами человечества. Какой-нибудь древний конунг был горизонтальным гуру своих дружинников, поскольку все они принадлежали к красному цМему, но конунг в нём достиг архетипических высот. Это чувствовали и связывали это с благоволением богов. В наши дни синий Праведник (опять же архетип) Аятолла Хомейни становится идолом для синих же народных масс Ирана.

    И для гуру и для его поклонников такая ситуация чревата длительным застреванием на одной стадии личностного развития, а значит торможением всего развития в целом.

    -----------------------------------------

    *Имеются в виду ценностные мемы теории Спиральной динамики, которые обозначаюстя соответственно холодными цветами – синий, зелёный, бирюзовый цМемы (о фиолетовом говорить в данном случае не имеет смысла), и тёплыми цветами – красный, оранжевый, жёлтый.
     
    La Mecha нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.799
    Симпатии:
    2.003
    Судя по всему, помимо этих трёх шкал, можно выделить и другие шкалы развития, другое дело что собственно к "духовному пути" они имеют либо косвенное отношение, либо не имеют вообще.

    Такой шкалой является, например, интеллектуальная шкала. Но сейчас хотелось бы подробнее поговорить о шкале социального развития человека. Это - та степень, в которой человек социально адекватен. Степень, в которой человек может скажем предугадывать эмоциональные реакции других людей, выбирать правильное поведение, тон беседы и прочее. Правильное - т.е. социально адекватное.

    К вопросам "духовной трансформации" этот аспект имеет очень опосредованное отношение. Например, какой-нибудь просветлённый старый монах может вести себя социально совершенно неадекватно. Люди от его поведения будут в шоке. Эмоциональные реакции окружающих он учитывать никак не будет совсем, хотя при этом сам будет и добр и сострадателен, и помрачения не будет продуцировать. Духовные традиции полны таких историй. С другой стороны, такое во-первых совершенно не обязательно, а во-вторых, более того, коммуникационные способности могут стать и одним из плодов медитативной практики - сиддхи. Проблема в том, что сиддхи такие появляются далеко не у всех практикующих и контролировать это невозможно.
     
  3. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.799
    Симпатии:
    2.003
    "Мистическая" и "цмемная" шкалы это видимо просто две стороны процесса познания. Можно сказать, что мистическая шкала - это шкала экзистенциального познания, цмемная шкала - шкала адекватности интерпретации опыта. Они взаимосвязаны, хотя каждая из них может быть гипертрофирована по сравнению с другой шкалой.
    Организационная - это шкала устойчивости положения сознания в целевом состоянии.
     

Поделиться этой страницей