Устремление к Духу

Тема в разделе "Психопрактика", создана пользователем plot, 8 апр 2014.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.975
    Симпатии:
    1.858
    Попробую здесь описать практику, которой пользовались герои повести "Устремив взгляд", поскольку она на самом деле далеко не выдумана.

    Первое, что человек делает на этом пути - находит Имя Духа для практики. Это Имя может остаться с ним надолго, а может и неоднократно поменяться в ходе практики. Необходимо найти некий символ, который олицетворяет собой Запредельное. Красота, Любовь, Истина, Дух, Ом, Сила, Жизнь, Сознание, Тишина - вариантов тут множество и для каждого человека это вопрос индивидуальный.

    Далее приходит черёд собственно практики. Мысленно мы очень внимательно произносим Имя и дальше наблюдаем паузу, так внимательно, будто прямо здесь и сейчас должна проявиться эта Красота, эта Любовь, эта Истина и т.д. Но ожидание это должно быть лишено напряжения. Мы должны быть полностью принимающими всё, что происходит, ничего не делая от себя. Только воспринимая. Только режим принятия данных, а не передачи. Стать как чистая прозрачная вода. Когда способность к только-восприятию исчезает - мы опять произносим Имя. Ещё раз: мы произносим его очень внимательно. Мы наблюдаем момент перед произнесением, во время произнесения и после. Мы наблюдаем, какие изменения происходят в пространстве нашего сознания после произнесения.

    Если наш ум сегодня возбуждён и не умолкает, мы повторяем имя чаще, иногда - совсем часто. Здесь полезны чётки. Так же этот процесс можно практиковать и во время нашей повседневной деятельности. Кроме того, возможно кому-то будет более подходящим призывать Дух в сердце. Т.е. при призывании внимание направлять в область сердца и наблюдать паузы именно там. Либо - наблюдать таким же образом не сердце, а как бы чистое пространство сознания вокруг себя или прямо перед собой.

    Иногда наше призывание Духа становится горячее и отчаяннее. Если мы сейчас в отчаянии или в тоске, необходимо направлять это отчаяние и эту тоску в призывание, ведь на самом деле это тоска по Духу. Призывать Дух с отчаянием и тоской. Это - своего рода трансмутация свинца отчаяния в золото устремления.

    В целом, на мой взгляд, эта стадия соответствует тому, что Иисус в беседе с Никодимом назвал "водным крещением", т.е. очищением сознания. В конце концов мы приходим к состоянию чистого внимания, подобного прозрачной воде. Оно близко к буддийской шаматхе.

    Через какое-то время происходит крещение "огненное", т.е. крещение Духом. Что это такое? Когда мы сидим бодрствуя с нерассеянным вниманием, тихо сидим с прозрачным сердцем, в один из моментов внезапно приходит необычайное ощущение, которое можно назвать "прикосновением Духа". Спутать его с чем-то другим невозможно. Вдруг эта тихая прозрачная вода словно бы озаряется живым светом. Сквозь пелену бытия словно бы протаивает Реальность. Это переживание переворачивает всё внутри нас. Сердце словно бы тает, плавится.

    С этих пор устремление к Духу становится по-настоящему сосредоточенным и страстным, игольно-острым, перерождающим всё в нас. Это - випашьяна в полном смысле слова. Теперь мы полностью погружаемся в это устремление, отбрасывая даже Имя. Однако, это устремление приходит волнами. После мощного натиска опять наступает период "тихой воды", а потом опять приходит устремление. Постепенно мы продвигаемся всё глубже, уничтожая завесы феноменов, пока не подходим к Порогу.

    Эта практика по сути своей видимо довольно близка к Махамудре.
     
  2. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.975
    Симпатии:
    1.858
    Из обсуждения в Фейсбуке:

    Vladimir Pupochkin Не порождаем ли мы таким образом ненужные сущности (и не существующие на самом деле)?

    Олег Павлов Какие например? )

    Vladimir Pupochkin Красота

    Олег Павлов Красота - отнюдь не несуществующая сущность. ) Это, можно сказать, данный нам в ощущениях факт. Просто относится он не к объективной, измеримой приборами, стороне бытия, а к внутренней. К той же, к которой относится любовь, истина и т.д. Иными словами...Еще

    Олег Павлов В буддизме говорят, что природа Будды изначально проявлена в человеке в виде необусловленных дхарм, т.е. того самого стремления к истине и проч. В суфизме говорят, что Абсолют проявлен в виде атрибутов (в числе которых и Красота). То есть, когда мы восхищаемся Красотой, причина этого восхищения и того, что мы вообще её, Красоту, видим, кроется в тяготении всего (и нас в том числе) к "Истинной Реальности".

    Олег Павлов С другой стороны, ты прав, конечно, в том смысле, что человек может заморочиться и на этом. Но с равным успехом он может заморочиться и на концентрации на дыхании или скажем на идее просветления.

    Vladimir Pupochkin Просто иногда надо это специально указывать, что это - не цель, а промежуточный этап
     

Поделиться этой страницей