Фэнфик. Народный миф

Тема в разделе "Человеческий опыт", создана пользователем Мила, 13 мар 2012.

  1. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.939
    Симпатии:
    2.647
    Открываю эту тему только ради одной обстоятельной и интересной статьи. Однако народная любовь и народное творчество - тема масштабная. Может, и будет у этой ветки развитие.
    Лишь позволю себе, как автору темы, высказать пожелание, чтобы, во-первых, она не съехала в политику (для политики есть свои разделы), а во-вторых - не приобрела особенностей местного междусобойчика (поскольку многие черты фэнфика, а главное - одновременно и объекта фэнфика, есть и у нашего форума - это и вовлечённость в жизнь форума, и личные мифы персонажей, и свои Мэри Сью, и наша мощная графомания).
    Если возникнет необходимость рассматривать разные стороны политической или форумской жизни в аспекте фэнфика, можно просто цитировать и давать ссылки.


    [​IMG]

    Линор Горалик
    "Как размножаются Малфои.

    Жанр «фэнфик»: потребитель масскультуры в диалоге с медиа-контентом"

    "...Чтобы говорить о фэнфике, необходимо прежде сказать несколько слов о более широкой субкультуре, частью — а в некоторых аспектах и апогеем — которой он является. Это субкультура “фанатства”, представляющая собой совершенно неотъемлемую часть масскультуры вообще. Применительно к теме назовем “фанатством” определенную приверженность потребителя масскультуры к ее продуктам, будь то телесериал, книга, музыкальная группа или спортивная команда, — а именно приверженность, заставляющую “фаната” предпринимать какие-нибудь активные действия в рамках своей тяги к тому или иному культурному явлению. Минимальным действием такого рода я считала бы покупку диска, постоянный (запланированный) просмотр телепередачи, посещение концерта. Более активная вовлеченность в субкультуру фанатства обычно подразумевает взаимодействие с другими фанатами: обсуждение любимого феномена, толкование его преображений, обмен слухами и мнениями, игры в персонажей книги или сериала, участие в конкурсах двойников и, наконец, организационную деятельность в пространстве самой субкультуры, как-то: организация фанатских съездов или создание сайтов, посвященных любимой теме. В отличие от, скажем, простого зрителя сериала фанат знает массу закадровых подробностей, касающихся режиссеров, актеров, сценариев, случаев на съемочной площадке... Он лучше вникает в сюжет, потому что пристально следит за эпизодами сериала, по возможности не пропуская ни одного, а часто даже просматривая один и тот же эпизод, записанный на видео, по нескольку раз. Он держит в уме подробности жизни персонажей, возможные варианты развития сюжета, заложенные в сценарий, но еще не реализованные перипетии, ожидающие героев. И, наконец, вдаваясь в детали происходящего, воспринимая просмотр очередной серии “мыльной оперы” уже не как сорокапятиминутное развлечение, но как удаление с общей картины альтернативного мира еще одного белого пятна, фанат, в отличие от простого зрителя, создает собственную версию событий, оставшихся за кадром. Он подозревает персонажей в отношениях, неназываемых вслух; он предполагает, что злодей замыслил очередной ход, но положительные герои еще не ведают об опасности ни сном ни духом; он сильно сомневается в том, что новый полицейский действительно является таким ангелом, каким хочет казаться, и что почтенная школьная учительница действительно провела всю свою непорочную жизнь в этом маленьком тихом городке... Я ни в коем случае не говорю сейчас об элементах патологии, хотя таких хватает. Я веду речь о тех, кто прекрасно различает вымысел и реальность и для кого подобная игра в интерпретации является именно игрой — захватывающей, щекочущей нервы, позволяющей реализовать личные фантазии и спроецировать волнующие личные или социальные проблемы на вымышленный мир, удобно созданный другими людьми. Эти интерпретации и проекции прекрасно существуют в устной форме, они возникают всякий раз, когда обычные зрители, отнюдь не фанаты, обсуждают происходящее на экране — так, как оно видится им. Там, где подобные интерпретации приобретают письменную форму, начинается фэнфик".

    "...в первую очередь фэнфик возникает вокруг явлений культуры, предлагающих читателю-фанату хорошо разработанный, полный подробностей мир (фэнфикеры пользуются термином “вселенная”, universe), допускающий широкое пространство альтернативы. Огромный пласт фэнфика существует, например, в привязке к сериалу “Секретные материалы” и к саге о Гарри Поттере, но фэнфикеров, работающих с сюжетом и персонажами суперхита “Титаник”, оказалось до смешного мало. Очевидно, одной популярности для возбуждения писателей-последователей недостаточно.
    Чаще всего фэнфикеры оперируют с мирами, способными без особых проблем выдержать довольно резкие изменения под влиянием креативного порыва — и при этом сохранить связность и узнаваемость. Так, вселенная Хогвартса видится идеальным пространством для фэнфикеров: простота мифологии в сочетании с обилием магии позволяет интерпретатору делать самые странные, самые дикие допущения — а потом с помощью пары заклинаний выруливать на проторенную сюжетную дорожку. Большим плюсом является и тот факт, что простота мифологии “Гарри Поттера” не исключает детальности мира, в котором живут обитатели Хогвартса: обилие мелких прелестных финтифлюшек — всех этих мантий, книг, заклинаний, бешеных деревьев, бессмертных преподавателей, летающих автомобилей и сговорчивых мячей — позволяет фэнфикеру чувствовать себя ребенком, дорвавшимся до гигантского конструктора “Лего”... <...> Аналогичной, на мой взгляд, оказывается ситуация с теми же “Секретными материалами”, “Баффи — истребительницей вампиров”, “Звездными войнами”, “Матрицей”, фанаты которых создают, судя по активности на соответствующих интернет-сайтах, сотни текстов в день. Предлагаемые исходные миры — в жаргоне фэнфикеров именуемые “каноном” — великолепно растяжимы; всегда можно создать еще одно странное дело для Скалли и Малдера, организовать еще один слет демонов в Саннидейл или отправить Оби Вана в путешествие на новую, еще не изведанную планету. <...>
    Другое удобное качество, позволяющее фэнфикерам со вкусом разрабатывать тот или иной канон, — обилие персонажей, как центральных, так и второстепенных. В этом случае желание создать альтернативную ситуацию не наткнется на недостаток действующих лиц; вдобавок всегда найдется персонаж, с которым автор может более или менее идентифицироваться; кроме того, среди множества лиц легко вклинить кого-нибудь новенького, не присутствующего в каноне, но позарез нужного фэнфикеру для развития собственной идеи. <...>
    Третьим фактором, способным превратить тот или иной канон в площадку для фэнфика, является наличие недоговоренностей в сюжете, в мифологии “вселенной” или в отношениях героев. Гигантский пласт фэнфика по произведениям Толкиена порождается не в последнюю очередь именно отсутствием очевидных объяснений массе исторических моментов, посылок, мотивов героев, частей мифической “вселенной”. То же самое происходит со “Звездными войнами” — особенно благодаря манере Лукаса выпускать серии саги вне связи с хронологией событий. Заполняя эти пробелы, фанаты создают новые смыслы увиденного и получают контроль над “вселенной” канона".

    "Что же касается Интернета — всемирная Сеть открыла перед фэнфикером совершенно новые возможности. На смену любительским журналам, распространявшимся в нескольких десятках (в лучшем случае — сотнях) экземпляров, пришли сайты, наиболее популярные из которых посещают по 10 000 человек в день. Круг читателей и писателей фэнфика разросся в тысячи раз — в первую очередь за счет того, что в доинтернетовскую эпоху потенциальные фэнфикеры просто не знали о существовании подобного занятия и уж тем более — о существовании потенциальных читателей их экзерсисов. Кроме того, Интернет создал фэнфикерам среду взаимной поддержки, оценки, обсуждения, обмена мнениями и информацией — словом, все то, что воодушевляет и стимулирует 90 процентов авторов, работающих в фэнфике. На сегодняшний день в Сети существуют тысячи сайтов, посвященных исключительно фэнфику в целом или определенным его ветвям (канонам, отдельным авторам и т. п.)".


    "Главное мастерство хорошего фэнфикера заключается в умении балансировать на тончайшей грани между соблюдением канона и созданием альтернативы происходящему в исходном фильме, книге или сериале. Одно неловкое движение и — “вселенная”, на которой основан очередной рассказ в жанре фэнфик, развалится; недостаток дерзости — и рассказ попадает в категорию “опять двадцать пять”. Искусству вносить изменения во “вселенную” канона посвящены целые трактаты мастеров фэнфика. Внося небольшое изменение — например, делая Малдера вурдалаком, — писатель должен просчитать все последствия такого шага для “вселенной” канона. Он обязан ответить читателю на вопросы исторического характера (как Малдер стал вурдалаком? почему мы не знали об этом раньше? как ему удалось скрывать такую нехилую фишку все эти годы — и не только от нас, но и от Скалли, что уж совсем неправдоподобно...), на вопросы персонального толка (что, собственно, подразумевает его метаморфоза: у него появляется желание пить кровь? или настоятельная потребность? может ли он с ней бороться? а хочет ли? а страшно ли ему? — и т. п.), наконец, на вопросы “вселенского” масштаба (что следует из существования такого вурдалака? выходит ли, что вурдалаком может стать каждый? есть ли способ решения этой проблемы? значит ли это, что мы упускаем что-то коренное в нашем понимании “вселенной”?). Ситуация делается еще хуже, если вурдалаком становится, скажем, Фиби из сериала “Друзья”, где не существует вообще никаких мистических явлений, — тут уж читатель имеет право обалдеть и потребовать от автора немедленных и крайне серьезных объяснений: что это за неприличные шалости? И если автор не отмажется, превратив свой сюжет в сон Фиби... ну, или в сон Малдера, собратья по перу имеют полное право от него отвернуться".

    [​IMG]

    "В целом подходы к канону, так или иначе используемые авторами фэнфика, более или менее четко распределяются по трем категориям: детализация, заполнение пробелов и альтернативное развитие. При первом подходе автор стремится изобразить в подробностях заинтересовавший его, но нечетко прописанный в каноне поворот сюжета: взаимный интерес Скалли и Малдера, семейные обстоятельства двоюродной сестры Фиби, проблемы размножения Малфоев... При заполнении пробелов автор ставит перед собой задачу дать ответы на некоторые вопросы, поднятые, но недостаточно уясненные в каноне. Почему эльфы движутся на юг? Как получилось, что Курильщик избежал сожжения заживо вместе со всем Синдикатом? Что на самом деле думают родители Гермионы Грейнджер о том, что их единственная дочь — ведьма? Такой подход обычно очень одобряется читателями фэнфика — если ответ на поставленный вопрос оказывается остроумным и внятным, они и сами начинают чувствовать себя спокойнее по поводу Курильщика".


    "Фэнфик ценится читателями и коллегами по перу тем выше, чем более детальное знание канона проявляет его автор. Под детальным знанием подразумевается как учет мелочей, так и удерживание в голове основной канвы повествования, называемой “мифологией”. Некоторые части сериала или главы книг могут никаким образом не развивать мифологию, обходясь описанием мелких событий, но фэнфик, способный интерпретировать именно основные особенности “вселенной”, ценится выше всего. С другой стороны, хороший фэнфикер, работающий с персонажами “Секретных материалов”, никогда не позволит себе написать текст, где не фигурировало бы время “21:11”. Эта дата (21 ноября) — день рождения создателя сериала Криса Картера. В той или иной форме она фигурирует практически во всех сериях шоу и почти во всех книгах, созданных на их основе официальными авторами. Хороший фэнфикер всегда учинит что-нибудь ровно в 21:11. А если вдобавок он сумеет внедрить в текст — в качестве намека “для своих” — еще какие-нибудь детали, известные только заядлым фанатам, его работа пройдет на “ура”..."

    "В 1973 году фэнфикер “Звездных войн” Паула Смит пишет пародию на некоторых собратьев по перу. В этой пародии фигурирует персонаж, не присутствующий в каноне, — роскошная голубоглазая блондинка по имени Мэри Сью. Мэри Сью сексуальней всех на свете, Мэри Сью — технологический гений, рядом с Мэри Сью Шварценеггер выглядит хлипким парнишкой с плохой координацией — и, конечно, Мэри Сью спасает весь экипаж корабля, а заодно и человечество от страшной катастрофы. В этой пародии Смит удивительно верно подметила наиболее распространенную методику огромной массы фэнфикеров: внесение в текст “идеального себя” и использование фэнфика только затем, чтобы проявить на бумаге свои высочайшие, но никем покуда не замеченные личные качества. То, каких именно персонажей выбирает автор для написания фэнфика, ситуации, в которые он их ставит, манера речи, подтекст, вычитываемый им из канона, альтернативные вселенные и стилистические приемы — все это представляет собой прекрасный полигон для исследователей психологии творчества — тем более что фэнфик в силу непрофессионализма основной массы пишущих позволяет сравнительно легко разглядеть автора сквозь фигуру повествователя.
    Социальный портрет фэнфикера пытались рисовать не раз. Наиболее внятные и свежие статистические выкладки, которые мне удалось найти, показывают, что девять десятых авторов фэнфика — женщины. Этот факт настолько принят самими фэнфикерами, что мне доводилось видеть рекомендации начинающим, в которых о потенциальном авторе прямо говорилось “она”. В том, что касается возраста и занятий авторов, разные фэндомы дают разные показатели: так, поклонники “Гарри Поттера”, естественно, в общей массе очень молоды. В фэндоме “Секретных материалов” — одном из самых активных на сегодняшний день — возраст авторов колеблется между 19 и 45 годами, но большинству от 27 до 35. Практически все фэнфикеры этого фэндома полностью заняты в рамках профессиональной или административной “мужской” карьеры, и только некоторые женщины имеют типично женские специальности: няня, воспитатель детсада, медсестра. Больше половины авторов — семейные люди.
    Разброс факторов, указываемых авторами в качестве причин для написания (и регулярного писания; очень редко автор останавливается на одном тексте) фэнфиков, довольно велик. В качестве общего мотива можно указать на желание “поиграться” с любимыми персонажами на манер того, как дети играют в куклы, создавая для них все новые ситуации. Когда читаешь подобные признания, начинаешь остро чувствовать, сколько в фэнфике детского. Один из авторов пишет в ответ на вопрос исследователя: “Я представляла себе другие ситуации для тех же героев уже после просмотра самой первой серии сериала. Я даже не знала, что это фэнфик, но я как бы писала фэнфик в голове каждый день”. Другой автор объясняет, что его “захватила идея контроля над персонажами. Вау! Я могу заставить Гарри и Драко делать все, что я хочу, так, как я хочу! Раньше это не приходило мне в голову”. Некоторые авторы сами употребляют в разговоре о фэнфике слово “игра” — “play”, вполне сознательно развивая метафору, но не находя в ней, по видимости, ничего инфантильного".


    [​IMG]

    "Одной из главных составляющих пространства фэнфик-сайтов являются форумы и чаты — то есть зоны интерактивного общения, что делает сообщество таким привлекательным для фанатов, ищущих родственную душу. Обычно тексты здесь обсуждаются в крайне корректной манере, необоснованное высказывание считается неприемлемым, а автор, что бы он ни думал о критике на самом деле, обязан изображать готовность прислушаться к советам на будущее. Даже сайты, посвященные badfic — bad fiction — плохому фэнфику, обычно заявляют на первых же страницах, что все опубликованные здесь тексты были специально написаны плохо, чтобы продемонстрировать главные ошибки авторов фэнфика, а если кто и найдет сходство со своим собственным текстом, то это чистая случайность. Конечно, и в этой среде порой возникают личные конфликты между авторами, форумные войны, расколы, в результате которых закрываются сайты или отделяются сайты-конкуренты. Но общая доброжелательность обстановки позволяет считать такие конфликты редким в этой среде исключением. Та же доброжелательность дает толчок многочисленным соавторствам, порой весьма продолжительным, а также опытам коллективного письма, — например, подобием ренга, когда авторы продолжают текст по очереди, кусок за куском. На счет той же располагающей обстановки можно отнести и сравнительное обилие интертекстуальных связей — между версиями внутри одного сообщества, а не только связей с общим для всех каноном; нередко авторы берутся развивать сюжеты друг друга.
    Лейтмотив всех инструкций, призванных наставлять начинающего автора в сложном деле писания фэнфика: “Пишите! Пишите!” Даже если вашу рукопись отклонили, на конкурсе вы оказались последним, на форуме обругали ваше новое произведение, да и сами вы чувствуете, что что-то идет не так, — пишите. Есть желание писать? Обязательно пишите, совершенство приходит с опытом, а чем больше авторов, тем лучше для всех".


    "Жанр фэнфика видится мне превосходным инструментом для исследования взаимодействия масскультуры и социума. Получая мессидж от медиа, фактически любой потребитель масскультуры более или менее неосознанно проделывает ту же работу, какую проделывает фэнфик: это работа по интерпретации, вычитыванию подтекста, проецированию личных переживаний на события, происходящие в книге, фильме, песне, сериале. Этот процесс интерпретации представляет собой форму диалога с масс-медиа, ответа реципиента на директивно подаваемый сигнал. Фэнфик вербализует такой ответ, предоставляя нам уникальную возможность посмотреть на масскультуру глазами реципиента и понять, каким образом все мы воспринимаем изливающиеся на нас потоки развлекательной информации и что позволяет этой информации стать частью нашего сознания и нашего повседневного мира.
    И, конечно, получить ответ на животрепещущий вопрос о том, как размножаются малфои".


    [​IMG]
     
  2. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.939
    Симпатии:
    2.647
    "...отношение к фанфикам:
    Я понимаю, зачем их пишут. Очень хорошо понимаю!
    Я не понимаю, зачем их читают".

    из сети

    Как я поняла, фанфикеры заполняют пробелы, освобождаются от мучающих вопросов, равняются на любимых авторов, создают интимные отношения с любимыми персонажами, хотят владеть ситуацией.
    Читатели фанфиков делают почти то же самое. Наверное, уровень творения в фанфике таков, что роли писателя и читателя начинают почти совпадать, как роли зрителей и бродячих актёров ярмарочного балагана, когда живые реплики зрителей и их живая реакция вплетаются в представление.
    Не зря обсуждение фанфика является одним из главных творческих стимулов для фанфикера, важной составляющей творческого акта.

    Ещё от Линор Горалик:

    "...исследователи истории фэнфика любят начинать рассуждения с легенды о святом Граале, утверждая, что многочисленные интерпретации и дополнения к истории о короле Артуре являют нам пример раннего устного фэнфика. Возможно, с ними и стоит согласиться, — но тогда в область фэнфика попадет едва ли не весь фольклор. Я бы предпочла ограничиться случаями с письменно фиксированным каноном и теми ситуациями, когда римейкеры не стремились соперничать с автором исходника, представляя свою версию вместо его версии (как, скажем, это происходило с многочисленными изводами “Тристана и Изольды”). Мне нравится думать, что история фэнфика в моем понимании начинается с Льюиса Кэрролла. “Алиса” и другие сочинения Кэрролла породили не только шквал пародий и подражаний, но и настоящие “фанские” произведения — опусы людей, писавших интерпретации или подражания “Алисам” ради чистого удовольствия играть в предложенную игру. Наиболее известные вещи в этом направлении были сделаны Кристиной Росетти и Френсис Барнет. Полвека спустя сентиментальные поклонники Джейн Остин начинают писать собственные произведения, используя персонажей этой королевы мелодрам, и публикуют их в собственных же маленьких журнальчиках — ранних версиях любительских “зинов”, начавших бурно размножаться в середине шестидесятых годов XX века.
    В тридцатые годы XX века в Англии возникает едва ли не первое в истории подлинное сообщество фэнфикеров — “Литературное общество Шерлока Холмса”, созданное для того, чтобы продолжать и развивать дело сэра Артура Конан Дойла. Члены общества, в основном дамы, самостоятельно писали детективы о великом сыщике и его недалеком помощнике, издавая их в журнале общества".


    [​IMG]

    "Одним из самых весомых является поджанр “развития”. В этом случае авторы фактически не меняют никаких установок, заданных в каноне, но позволяют себе интерпретировать исходное положение дел или “заполнять” пробелы в полученной информации, самостоятельно досочиняя недостающие сюжетные ходы. Прямой оппозицией этому поджанру, построенному на покорном следовании канону, выступает важнейший для фэнфика поджанр “альтернативной вселенной” (Alternative Universe, AU). Здесь автор вносит в установки канона свои изменения — например, делает агента Малдера инопланетянином или кэрролловскую Алису — мальчиком (последнее, признаюсь, — мой личный вымысел; но я дорого дала бы, чтобы прочитать такое произведение, при условии, что автор не поленится как следует подумать о викторианстве и гендерной ситуации применительно к этой эпохе). При всей его привлекательности, поджанр этот крайне опасен для автора... <...> ...скажем, если автор заявляет, что в его версии “Секретных материалов” все жители земного шара будут верить в действенность магии, это может дать интересное развитие некоторым аспектам ситуации, но не перевернет мир Малдера и Скалли с ног на голову. Ну а если автор заявит, что он напрочь лишает школу Хогвартс магии, лично мне будет нелегко представить, что же он собирается делать с такой “альтернативной вселенной”. Единственное объяснение, которое удалось бы придумать, — это желание автора прекратить волшебное бла-бла-бла, чтобы полностью сосредоточиться на отношениях героев. На поверку это предположение оказывается не таким уж наивным: большинство авторов, работающих в жанре AU, однозначно заявляют, что все вносимые ими изменения служат единственной цели: создать среду, где характеры, манеры, отношения и намерения героев могут быть представлены под другим углом и оттого еще лучше раскрыты. Сильно обобщая, можно, видимо, говорить о том, что AU в некоторой мере является квинтэссенцией фэнфика: авторы уходят в интерпретации исходника так далеко, как только можно, и делают это затем, чтобы лучше понять исходник. Особенно ярко это проявляется в тех ситуациях, когда AUшники идут на очень резкие перемены во “вселенной”, окружающей персонажей канона: например, переносят их в другой исторический период (приключения Малдера и Скалли в эпоху охоты на ведьм пользуются особой популярностью). Кстати, сами фанаты часто различают понятия “альтернативной вселенной” и “альтернативной истории”: первое служит для обозначения перемен ситуационного порядка в настоящем, второе — для обозначения перемен, вносимых в более или менее отдаленное прошлое героев и влекущих каскад последствий (например: сестра Малдера не похищена инопланетянами; Саманта страдала от приставаний своего отца; Бедная Лиза не встретила Эраста, Эраст Петрович не стал статским советником...). Здесь степень вырванности персонажа из контекста так велика, что можно позволить себе полностью сосредоточиться на сложностях его внутреннего “я” — если, конечно, это кому-нибудь интересно..."

    "Очень плотно к поджанру AU примыкает еще один достаточно популярный, но все-таки менее массовый вид фэнфика: crossover, “скрещивание”. Это когда персонажи канона не просто переносятся в выдуманную автором альтернативную вселенную — они переносятся в рамки другого канона. Создавать качественный фэнфик такого рода крайне сложно — нужно держать в голове массу мелких деталей, сглаживать острые углы и так или иначе отвечать на неизбежно возникающие у читателей неприятные вопросы. Дела обстоят сравнительно неплохо, если мифологии двух “вселенных” (а иногда и большего числа; мне доводилось видеть тексты, где совмещались четыре канона из трех разных жанров и двух разных эпох бытования масскультуры) хоть сколько-нибудь близки друг другу: так, в Саннидейле Скалли и Малдер явно будут чувствовать себя лучше, чем Саманта и Миранда. Впрочем, при выборе пересекающихся канонов очень многое зависит от готовности автора прорабатывать детали. Приключения Миранды в Саннидейле, по сути, мало чем отличаются от тех странных историй, в которые попадают ничего не ведающие о потусторонних силах агенты Скалли и Малдер из их собственной “вселенной”. Скрещивание представляет собой наиболее удобную игровую площадку для авторов с высокими креативными амбициями: возможности варьировать происходящее тут поистине бесконечны. Лично меня совершенно поразил текст, где профессор Северус Снейп из “Гарри Поттера” встречает следователя Давида Фридмана из “Поцелуя Иуды” и обнаруживает, что перед ним его собственный двойник. Вся соль заключается в том, что Снейпа и Фридмана играл один и тот же актер — Алан Рикман. Здесь, кстати, надо отметить, что к скрещиванию — как и к AU — несколько раз прибегали сами создатели канонов. Та же DC не раз переносила своих героев из вселенной во вселенную, да и в телесериалах в последние шесть-семь лет подобный прием — не редкость: “Зена, королева воинов” в какой-то момент слилась с “Геркулесом”; из “Баффи”, наоборот, выделился “Ангел”..."

    [​IMG]

    "...очень важное разделение “жанра отношений” проходит по линии slash/gen. Gen (“general” — “обычный”) означает гетеросексуальные отношения партнеров; slash — гомосексуальные. Термин происходит от принятых маркировок на текстах такого рода — например, “Superman/Batman” (“Superman slash Batman”), что означает “внутри находится описание сексуальной сцены между Суперменом и Бэтменом”. Слэш чаще всего сочиняется о героях, в рамках канона никаким образом не состоящих в сексуальной связи и по большей части готовых убить каждого, кто заподозрит их в подобных наклонностях. Керк и Спок, Малдер и Скиннер, Супермен и Бэтмен, наконец, вряд ли готовы разделить друг с другом постель; но их упорно укладывают туда поклонники. <...> Причины, порождающие slash, станут понятнее, если учесть, что здесь подавляющее (около 90 процентов) большинство авторов — женщины в возрасте от 15 до 35 лет. Исследователи, занимавшиеся темой гендера в области фэн-фикшн, строили неоднократные спекуляции насчет этого феномена. Мне кажется вполне очевидным, почему слэш почти никогда не пишут мужчины, — видимо, из страха быть заподозренными в наклонностях. Касательно же того, почему слэш пишут женщины (и пишут зачастую гораздо охотнее, чем традиционный гетеросексуальный pairing), существует множество предположений. Наиболее популярно среди самих фанатов, насколько мне удалось выяснить, мнение, что за редкими исключениями масскультура не поставляет зрителю образа равноправных отношений между мужчиной и женщиной. Мужчина оказывается сильнее и влиятельнее, и дамы-фэнфикерши, желающие изобразить секс на равных, не могут найти подходящей гетеросексуальной пары. <...>: ...они хотят наблюдать сексуальные отношения не только между равными, но и между сильными существами, каковыми женские персонажи редко оказываются в рамках канона. Не берясь оспаривать эти утверждения, выскажу собственную гипотезу. При обильном чтении текстов этого поджанра у меня сложилось стойкое впечатление, что изображение мужчин — сексуальных партнеров здесь очень далеко от образа “сильных” и “равных”. Супергерои, несгибаемые капитаны, всемогущие демоны и покорители вселенной ведут себя, по выражению американского поэта Витаутаса Плиуры, “как котята, лакающие первую в жизни мисочку молока”. Они нежничают; они часами предаются прелюдии; во время секса они постоянно думают о переживаниях партнера; они изнывают от благодарности к человеку, доставившему им такое наслаждение, и клянутся партнеру в вечной любви. “Навсегда?” — спросил капитан Керк. “Навсегда”, — ответил Спок и поцеловал его мускулистое плечо. Одним словом, в слэше женщины изображают сексуальное поведение мужчин таким, каким они хотели бы видеть его в реальной жизни. Это идеальный любовник... <...>
    Фэнфик с сексуальным подтекстом вызывает массу нареканий не только у сторонних наблюдателей и у “Высших Сил”, но и у самих читателей фэнфика. Очень многие сайты отказываются публиковать тексты категории pairing, особенно слэш. Между тем совершенно очевидно, что эта разновидность текста неистребима и популярность ее будет неизменно оставаться высокой".


    [​IMG]

    "Фанаты — это наиболее активная и преданная часть потребителей, и малочисленность этого круга не мешает ему в большой мере задавать модус отношения к шоу, книге, кинопроекту — особенно в эпоху существования Интернета и соответствующей прозрачности информации. Практически все крупные теле- и кинопродюсеры пристально следят за реакциями фэндома в целом и фэнфика в частности на перипетии развития канона. Фанаты оказываются наиболее вдумчивой, наиболее внимательной, а главное — наиболее активно озвучивающей свое мнение частью аудитории, подлинным раем для маркетологов “Высших Сил”. Корпорация “Lucas Films”, например, известна тем, что она официально поддерживает и подпитывает фанатов “Звездных войн”, справедливо считая их серьезной промоутирующей силой. Так, корпорация поддерживает некоторые фанатские сайты и журналы, публикующие фэнфик, и ежегодно устраивает конкурсы фэнфика и фэнфилма — фанатских кинофильмов. Однако даже “Lucas Film” время от времени рассылает по сайтам фэнфика, публикующим материалы на основе “Звездных войн”, свои инструкции. В них не должно быть порнографии, насилия, прямых оскорблений и прочего неполиткорректного содержания — тогда у корпорации нет претензий к нарушению ее копирайта, каковым, по сути, является использование сюжета, имен героев, топонимов и прочих объектов авторского права в публикацих, не авторизованных корпорацией.
    Однако многие продюсерские компании куда менее толерантны по отношению к авторам и издателям фэнфика. Несмотря на дисклеймеры, выставленные на всех уважающих себя фэнфик-сайтах и заявляющие о некоммерческой цели написания текстов, время от времени корпорации устраивают рейды среди нарушителей авторских прав. Например, в 1996 году компания “Paramount” провела огромный рейд по борьбе с сайтами фэнфика, посвященного сериалу “Звездный путь”.<...>
    ...страдающей стороной нередко оказываются актеры, исполняющие роли в том или ином каноне: некоторые авторы фэнфика предпочитают заниматься не столько их персонажами, сколько ими самими. Впрочем, такие тексты — как и все тексты вида RPS (Real People Stories, “истории о реальных людях”) — считаются “низким жанром” и не поощряются престижными сайтами и журналами".


    [​IMG]
     
  3. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.926
    Симпатии:
    6.497
    Двигаясь дальше, придём к ролёвке )
    —— добавлено: 13 мар 2012 в 22:18 ——
    Но андреевцы пока остановились на начальном уровне фэнфика 8-) .
     
  4. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.939
    Симпатии:
    2.647
    Форумы наподобие нашего не могут продвинуться дальше, потому что структура у них упорядочена недостаточно целенаправленно. Как авторский коллектив мы не можем тягаться с клубами фанатов - у нас нет канона, а есть коллекция разных объектов, на которые равняются, из которых черпают мудрость, размышляя в русле которых находят ответы и пр.; каноны низвергаются; почти нет сотрудничества.
    Вот цитаты из статьи Горалик, которые, описывая феномен фэнфика, содержат вполне правдоподобные приметы сообществ "андреевцев". Последняя цитата, впрочем, нашего сообщества не касается и может показаться одним из нас описанием хорошей системы работы, а другим - совершенно неприемлемым вариантом сотрудничества.

    "...и в этой среде порой возникают личные конфликты между авторами, форумные войны, расколы, в результате которых закрываются сайты или отделяются сайты-конкуренты".

    "Фанатство — это метод, которым потребитель культуры взаимодействует с медиа. Интерпретируя, разыгрывая заново — но уже по-своему, в собственном изводе, — события, директивно заданные с экрана, со страниц журнала, книги или со сцены, фанат обретает некоторый контроль над полученным мессиджем, персонализируя его, делая его более близким и приемлемым лично для себя. В фэнфике, где подобное преображение мессиджа оказывается более или менее сформулированным и вербализованным, такая попытка “диалога” с медиа просматривается легче всего".

    "Интернет-сайты, публикующие фэнфик, различаются степенью престижности. За наиболее престижными стоит серьезная редколлегия, обсуждающая каждый представленный текст и решающая, достоин ли он публикации. Надо отметить, что это обеспечивает очень и очень приличный, на мой вкус, уровень по крайней мере на трех-четырех сайтах такого рода. Но даже в тех ситуациях, когда рукопись отклоняют, автор обычно получает от редколлегии комментарий касательно недостатков его текста, а иногда и советы по его улучшению. На некоторых сайтах работают виртуальные мастер-классы, в ходе которых заслуженные фэнфикеры делятся опытом с молодежью. Помимо этого повысить качество публикуемых на сайтах текстов часто пытаются посредством обращения к “бета-ридерам” — “читателям-экспертам”, редактирующим текст вместе с автором и указывающим на ошибки, — практика, аналога которой я не нашла ни в каком другом литературном любительском сообществе.
    Значительная часть серьезных фэнфик-сайтов предоставляет читателю не только художественный, но и критико-аналитический материал — чаще всего в формате авторских колонок, посвященных новым публикациям, а иногда и общим проблемам жанра. Надо отметить, что основными — и очень рьяными — исследователями фэнфика сегодня являются сами фэнфикеры.
    Одной из главных составляющих пространства фэнфик-сайтов являются форумы и чаты — то есть зоны интерактивного общения, что делает сообщество таким привлекательным для фанатов, ищущих родственную душу. Обычно тексты здесь обсуждаются в крайне корректной манере, необоснованное высказывание считается неприемлемым, а автор, что бы он ни думал о критике на самом деле, обязан изображать готовность прислушаться к советам на будущее".

    И как объект фэнфика мы можем претендовать на статус канона с натяжкой. Фэнфикеров нам приходится выделять из нашей же среды. Мы и питаем их вдохновение, и кормимся им.
    То есть ни как субъект, ни как объект мы не представляем собой достаточно чистый образец.
    Лучше поговорить об этом в другом разделе, если жизнь сообщества интересует кого-то в подобном аспекте. Хотя участие в форумах можно рассматривать и как явление поп-культуры.

    Исследование Линор Горалик, кроме его собственных замечательных качеств интересной, богатой на разные любопытные подробности литературы, не является узкоспециальным. Фэнфикеры - это представители среды, которая должна нас интересовать. Её стимулы к активной деятельности, к творчеству должны быть нам известны. Так мы не только лучше поймём их, но и сами можем стать более близкими и понятными.
    Этот "слой" общества - тот самый народ, который не шокирует нас поклонением грубой силе и леностью мысли и, одновременно, не прячется ни на интеллигентской кухне, ни в кабинете, находясь в сфере народной культуры.
     
  5. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.970
    Симпатии:
    1.857
    У розамирцев, нмв, всё же есть общие черты с фанфикерами:
    1. Погружённость в среду, в миф, в котором имеются свои герои и т.д.
    2. Относительная свобода интерпретирования, разработки темы.
    Например, в христианской среде есть первый пункт, но нет второго. И фанфикерства не сложилось. Если не считать апокрифы, производство которых было задавлено.
     
  6. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.939
    Симпатии:
    2.647
    Предлагаю религиозные учения не включать в сферу поп-культуры.
     
  7. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.970
    Симпатии:
    1.857
    Отличия, как мне кажется, скорее номинальные. Но если мы таки не будем включать, то розамирское движение не может быть причислено к фанфику скорее именно из этих соображений.
     
  8. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.939
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    "...удобное качество, позволяющее фэнфикерам со вкусом разрабатывать тот или иной канон, — обилие персонажей, как центральных, так и второстепенных. В этом случае желание создать альтернативную ситуацию не наткнется на недостаток действующих лиц; вдобавок всегда найдется персонаж, с которым автор может более или менее идентифицироваться; кроме того, среди множества лиц легко вклинить кого-нибудь новенького, не присутствующего в каноне, но позарез нужного фэнфикеру для развития собственной идеи. Таким образом, Хогвартс с несколькими сотнями учеников, школа, в которой учится Баффи и еще триста человек, Соединенные Штаты Америки, по которым колесят как хотят детективы из “Секретных материалов”, и другие многофигурные среды естественным образом порождают большее число интерпретаций, чем тот же выхолощенный в плане действующих лиц “Титаник”..."
    "Еще одним распространенным приемом, используемым фэнфикерами с целью развить ту или иную интерпретацию сюжета, является выдвижение на первый план второстепенных персонажей. Такой ход позволяет, во-первых, вырваться из круга постоянно топчущихся на одной полянке главных действующих лиц, а во-вторых, перераспределить акценты. Кроме того, обычно слабо прописанные в каноне второстепенные персонажи оказываются куда более податливы и позволяют делать более свободные допущения, чем выверенные до мельчайших деталей главные герои".
    Линор Горалик

    Это важные замечания: не только "полиморфизм" второстепенных персонажей и в целом богатство выбора героя, дающие свободу фантазии фэнфикера, привлекательны для последнего. Само погружение в большое сообщество, чувство нахождения среди многих и многих персонажей притягивают внимание фэнфикера.
    Насколько ему не интересно вкладываться в ограниченный жёсткими условиями сюжет, в разработку негибкого героя и пр., настолько ему интересно, когда в каноне есть атмосфера огромного мира и возможностей. Потому же фэнфикер вступает в сообщество фанатов и реализуется при множестве свидетелей - участников ресурса, своих читателей.

    [​IMG]
     
  9. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.714
    Симпатии:
    1.247
    Думаю, у фаната формируется привязанность к объекту интереса, старая информация после энного просмотра / прочтения теряет когнитивную привлекательность, поэтому очевидный выход - искать новую информацию на ту же тему, при этом привязанность, или точнее - зависимость, снижает чувствительность человека к качеству материала (то же самое мы видим и с физическими зависимостями, алкоголику уже почти все равно что пить, лишь бы булькало :) ), поэтому фанат готов читать и белиберду, лишь бы на любимую тему.
     
  10. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.939
    Симпатии:
    2.647
    Этому есть и другое название.
    Выбор деятельности, объекта внимания требуют обоснования - оправдания, которое не вредит самооценке и само становится стимулом для внимания и деятельности. Уважающий себя фэнфикер не удовольствуется мотивом "лишь бы булькало". Булькать должно по его оценке интересно. Думаю, если содержание становится просто бульканьем, немало фанатов отваливается от движения. Именно когнитивный аспект (очень разного уровня) - конструктивный, несущий элемент в фанатских движениях.
     
  11. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.714
    Симпатии:
    1.247
    А причем тут наш форум? :)
    —— добавлено: 15 мар 2012 в 20:45 ——
    Мне одному кажется, что мы ушли от этой дорожки?
    —— добавлено: 15 мар 2012 в 20:48 ——
    Может, это судьба любого клуба по интересам, необязательно группирующегося вокруг какого-либо произведения?
     
  12. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.939
    Симпатии:
    2.647
    Если поглядеть чуть выше, можно увидеть, что это был ответ Ондатру.
     
  13. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.714
    Симпатии:
    1.247
    Сия среда безусловно интересна как социальный феномен. Мне, по крайней мере. Но фэнфикерские творения на меня неизменно наводят тоску. :)
    —— добавлено: 15 мар 2012 в 20:52 ——
    Да, но Ондатр сказал "андреевцы", а ты - "наш форум", и я подумал... Ок, замнем для ясности. :)
    —— добавлено: 15 мар 2012 в 21:03 ——
    Не знаю, вероятно, у меня просто мало опыта. То что мне попадалось из "перепевов", было очень жалким, но, наверно, я просто не наткнулся на что-то стоящее. Может, Мила, ты тогда приведешь какой-то удачный, на твой взгляд, пример фэнфикшена? Желательно не очень объемный. :)
     
  14. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.939
    Симпатии:
    2.647
    Вот я попала. И пришлось же мне сейчас в этом покопаться.

    Про что - сами догадайтесь.;)

     
  15. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.714
    Симпатии:
    1.247
    Какие ты интересные скрипты вставляешь. (про кнопки с разворачивающимся текстом) :)

    По поводу приведенных отрывков, затрудняюсь сказать, хорошо это или плохо. Некоторая искусственность, а может, я предвзят. Стиль в каждом случае достаточно ровный. Наверно, написание фэнфикшна неплохой способ развития навыков письменной речи - своего рода игра.

    Мила, а сама ты как оцениваешь приведенные отрывки?
     
  16. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.714
    Симпатии:
    1.247
    Про что-то типа жюль-верновского фэнфика Сартр писал, кажется, в повести "Слова". Как он, будучи ребенком, исписывал толстые тетради "романами" в стиле Ж.В. с многочисленными вставками из энциклопедий.
     
  17. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.939
    Симпатии:
    2.647
    Первый - добротный любительский текст. Переживание героини естественное и узнаваемое (я допускаю, что здесь - конъюнктурный выбор сюжета, потому что на такие тексты есть заказ, но почему бы тексту не быть искренним?). Второй текст я привела, как образец хорошего следования канону с лёгким намёком на модный слэш. Третий - отличный пример потока сознания живой, одарённой девушки из сети.
    Я отношу их к явлениям поп-культуры, а не литературы. Это игра в литературу, такая же, как игра детей в театральные представления или во взрослую жизнь. Для профессионалов разных областей культуры в фэнфике и других имитациях вряд ли есть откровение, но фэнфик представляет собой культурную ценность. Это и народный отклик на послание деятелей культуры, и хороший вариант самореализации.
     
  18. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.970
    Симпатии:
    1.857
    Для профессионалов фэнфик зачастую является средством заработка :) .
     
  19. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.714
    Симпатии:
    1.247
    И хорошо платят? :)
     
  20. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.970
    Симпатии:
    1.857
    Ну уж в карман я им не заглядывал... Например, ниперумовское "Кольцо тьмы" это по сути фэнфик, так ведь? А серия S.T.A.L.K.E.R.? А по Метро 2033 Глуховского тоже было написано не мало годных фэнфиков.
     
  21. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.714
    Симпатии:
    1.247
    вроде как да (сам Перумова не читал, других тоже)
    С другой стороны, зарабатывать на фэнфике, по-видимому, можно лишь с согласия правообладателя основного произведения. Хотя "зависит от страны".
     
  22. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.970
    Симпатии:
    1.857
    Это да.
     
  23. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.939
    Симпатии:
    2.647
    Мы на грани того, чтобы отправить в фэнфик литературные переводы, переложения для детей и художественные заимствования и пародии?[-X
    Дабы не растягивать термин (а он не резиновый) так, как хочется, добавлю пару цитат от Горалик. Она беспримерно углубилась в изучение феномена фэнфика, в отличие от нас, так послушаем её.
    Одна из специфических черт фэнфика - его бессребреничество. Вполне возможно, любая корысть настоящим фэнфикером была бы с гневом отвергнута, как непотребное действо, пятнающее его чистое чувство в отношении канона:

    "...всемирная Сеть открыла перед фэнфикером совершенно новые возможности. На смену любительским журналам, распространявшимся в нескольких десятках (в лучшем случае — сотнях) экземпляров, пришли сайты, наиболее популярные из которых посещают по 10 000 человек в день. Круг читателей и писателей фэнфика разросся в тысячи раз — в первую очередь за счет того, что в доинтернетовскую эпоху потенциальные фэнфикеры просто не знали о существовании подобного занятия и уж тем более — о существовании потенциальных читателей их экзерсисов. Кроме того, Интернет создал фэнфикерам среду взаимной поддержки, оценки, обсуждения, обмена мнениями и информацией — словом, все то, что воодушевляет и стимулирует 90 процентов авторов, работающих в фэнфике".
    "...единственной характеристикой, различающей, скажем, “Идиота” Федора Михайлова (издательство “Захаров”, перевод рогожинских рублей в баксы и проч.) и фэнфик-историю на том же исходном материале, является авторская интенция: автор фэнфика, практически никогда не преследует коммерческих целей и в качестве читательской аудитории представляет себе главным образом других представителей той же субкультуры, а не неведомые народные массы. Между тем многие современные авторы-фантасты начинали с фэнфика, а часть из них, честно говоря, продолжает работать фактически в том же жанре: например, многотомные сочинения разработчиков эпоса Толкиена зачастую представляют собой чистый фэнфик, поставленный на коммерческую ногу".

    "Фэнфик, поставленный на коммерческую ногу" - это как любовь, но за деньги)
    Впрочем, это не стоит наших споров.
     
  24. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.970
    Симпатии:
    1.857
    А, понятно. Это многое проясняет. С другой стороны, Перумов "Кольцо тьмы" изначально писал просто ради удовольствия, насколько я знаю. Как типичный фэнфикер. И только потом стал носить его по изданиям. Поэтому, возможно, вот именно этот случай можно отнести к фэнфикерству, которое неожиданно обернулось ещё и коммерческой прибылью. И популярностью не только в узких кругах.
     
  25. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.939
    Симпатии:
    2.647
    И всё же подумалось: как в изобразительном искусстве есть первичность и вторичность образов и сюжетов, так и в литературе. Это понятно, идея не свежа. Держа в уме фэнфик как жанр, посмотрим на некий эпохальный роман (или философский труд, или поэму) и - следом за ним - длинную вереницу книжек "подобных", "созвучных", "в стиле", "в русле", "на тему" и так далее. Если пренебречь благодарной памятью читателей (она коротка), гонораром (он ничтожен) и возможностью обессмертить себя и книгу (её обычно нет), чем это не фэнфик, лишь не названный, ещё не выкристаллизованный? Обаяние чужой идеи и чужой формы, из-за которого хочется сделать их своими, сам механизм творчества после мгновений восторга от чужого творчества - это по смыслу, по содержанию глобальный фэнфик.
    Так же и с живописью, и с музыкой, и с кино, и с театром.

    Может быть, осознание этого, как база, без самообмана относительно мотивов и плодов труда, вернее всех красивых концепций о загадке вдохновения? Правда всегда вернее и надёжнее.
     

Поделиться этой страницей