Халладж

Тема в разделе "Ислам и суфизм", создана пользователем plot, 17 окт 2012.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Действительно. Однако я говорил о Христе, а не о христианстве.

    Трактовка всего этого как волений некоей сверхличности - это своего рода дорисовка, в лучшем случае - условность. То же самое можно рассматривать как Танец Бытия, Узор. Подчеркну: я не говорю про "слепую силу". Дуальность "личность-слепая сила" существует только у нас в голове.
    Нет никакой сверхличности, заставляющей умирать детей под бомбёжками: бытие само умирает в этих детях и само присутствует в каждой бомбе. Даже не так: оно есть каждый ребёнок и каждая бомба и каждый одуванчик, растущий на обочине и осыпаемый щебнем от взрывов. Оно умирает и взрывается, но ничто не умирает и не взрывается. Бытие вечно и абсолютно.
    Как тебе такой вариант?
     
  2. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    А есть ли у потока бытия воля? Про волю говорю потому, что часто считают, что именно она направляет поведение, а поведение мы уже наблюдаем. И еще - если человек ошибается (здесь я опираюсь на посылку, что существует "правильное" понимание, что, вообще-то, не совсем очевидно), и видит поток бытия как-то по-своему, и начинает воплощать что-то эксцентричное (например, требует, чтобы его во что бы то ни стало убили), обязательно ли это правильный путь. И отсюда еще вопрос - какова практическая ценность соответствия потоку бытия, какие есть критерии того, что оно, скажем так, "протекает успешно". Олег, не подумай, что я кого-то критикую, просто задаю такие философские вопросы. :)
     
  3. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Правильный путь - тоже штука непонятная, а перефразировать сложно. Скажем, путь, "не содержащий ошибки в терминах некой парадигмы, если человек этой парадигме следует". Так как о каком-то над-парадигмальном "правильном пути", наверно, говорить бессмысленно.
     
  4. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Понятие "воля" вряд ли к нему применимо.
    Такое может быть. На это есть духовная традиция с её системой верификации. Однако, в случае с Халладжем очень вероятно что он до этой стадии не дошёл, в отличие от его мастера.
    Про практическую ценность - странный вопрос. Каковы критерии практической ценности? Здоровое состояние человека более ценно чем больное? А если, будучи больным, этот человек не замечал своей болезни и думал что так и надо?
    По поводу же критериев успешности, боюсь, оценить успешность может только тот, кто сам этого уровня достиг. Остальные параметры пожалуй косвенные и не надёжные, хотя и имеют место. Где-то у Будды есть такое: "Признак Татхагаты состоит в том, что у него нет не-признаков."
    В рамках каждого "парадигмального" пути ставятся определённые цели и формулируются определённые критерии. Они помогают, но далее чисто вспомогательной роли не тянут.
     
  5. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    О болезни или здоровье хорошо рассуждать, когда выявлены критерии того и другого. А если они выявлены, можно их и взять за основу "практической ценности". Большой вопрос - окажутся ли эти критерии внепарадигмальными.
    Т.е. оценить эффективность парадигмы мы сможем, лишь если примем ее?
     
  6. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Во-первых, не понятно что ты подразумеваешь в данном случае под парадигмой и под её принятием. Во-вторых, в рамках, скажем, суфийского пути любые "цели" являются не более чем морковками для осла и ценность пути заключается в нём самом. Видишь ли, суфийский путь - это путь любви. Если ты влюблён в женщину, ты следуешь некоей парадигме? Как ты оцениваешь эффективность этого пути?
     
  7. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Конечно, этот путь уже пройден многими и довольно подробно описан. Эти описания могут составлять нечто вроде путевой карты. Однако, поскольку речь идёт об уилберовской "я-области", конечным критерием тут всё же является человек-носитель опыта.
    —— добавлено: 26 окт 2012 в 20:49 ——
    Другое дело, что для кого-то будет вполне удовлетворительно иметь тот путь, который он имеет безо всякой верификации со стороны другого человека.
     
  8. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Парадигма - это, например, некий духовный путь, вступая на который человек принимает некоторые постулаты. В частности, о том, какое развитие понимать правильным, а какое - неправильным. Принятие парадигмы - это когда человек принимает постулаты, т.е. соглашается с тем, что они на его взгляд отражают истинное положение вещей.
    Под любовью разные люди имеют в виду разное. Наделение этого слова конкретным концептуальным содержанием - тоже своего рода постулирование. И то, что любви надлежит следовать - тоже постулат.
     
  9. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Нет такого постулата. И под любовью имеется в виду совершенно определённое чувство.
    Ну, и человек влюблённый в женщину и стремящийся к ней, по-твоему, принимает постулаты и парадигму?
     
  10. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Вот слово "определенное" и свидетельствует о постулате. Определение - это постулат, закрепляющий понимание слова. Определение ключевого слова в учении - очень важный постулат, а то, что он дается невербально, не очень важно. Главное - как-то же достигается верификация понятия среди адептов суфизма. Наверно, кстати, вербальный компонент тоже все-таки есть, даже если он играет вспомогательную роль.

    Думаю, да, хоть и бессознательно - гормоны и т.п. Парадигму поиска женщины для продолжения рода и некий образ подходящей партнерши в голове. Это до знакомства. А после знакомства и наступления влюбленности - другая стадия, но парадигма та же.
     
  11. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    ок. Термины прояснили. Мы о чём говорим-то?
     
  12. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Это сложный вопрос. :)
    ...
    Если после прояснения вопроса об определениях явных расхождений не осталось, возможно, весь спор был об определениях.
     
  13. Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    131
    И все же я возражаю- против абсолютного
    ,азиатского ,сказал бы я растворения "Я" -В ЛЮБОЙ ИНОЙ ВОЛЕ. Любой тоталитаризм требует этого. И мы хорошо знаем результат. Рабби Гиллель,насколько помню, дал великую формулу:" Если я не за себя - то кто же за меня? А если я только за себя - зачем я?"
     
  14. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Здесь, кажется, никто об этом не говорил.
    :dunno:
     
  15. Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    131
    И все же тут дело наверное, шире чем рамки одной традиции. как понять - я хочу это или Он хочет через меня? Вот Авраам тащит под нож сына - первенца Исаака. И совершенно в воле Божией архай- времен! Так бывало во многих семитических и другх культах Средиземья древнего . Но что-то ломается в пиковый момент. БОГ МЕНЯЕТ СЕБЯ. Отклоняет руку Отца-убивца. Подсовывает козла. Но Бог это содеял или ЧЕЛОВЕК возрос и прорвался к ОБРАЗУ НОВОГО БОГА? Религиозный гений человека? Вот я за этот духовный тандем. Диполь что ли?
    Мне не нравиться, что Халладж сам рвался к смерти. Но все же он, объявив себя Истиной, остался в веках примером великого Дерзнвения мистического. Как тот же Алигьер, обьявивший Урби ет Орби, что он прошел, Ад, Чистилище и вознессся в Эмпирей к лепесткам Райской Розы.

    Я без Него ничто.
    Но что Он без меня?

    Ангел Силезский, насколько помню
     
  16. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Тут весь вопрос в том, есть ли тут вообще полюса. Хотя бы один.
     
  17. Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    131
    Для меня тут нет сомнений. Вся истрия вер и культов наполнена тяжбами верующих разных толков меж собой и их же - с их богами. Книга Иова - величайший пример.

    Не только Бог тащит человека на Суд, но и наоборот!
     
  18. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Боюсь, что некоторые философско-мистические традиции с Вами не согласились бы. Я просто к тому, что тут всё не так однозначно. Вы пытаетесь выносить суждения исходя из своей системы мировоззрения относительно другой системы. Вряд ли это корректно, как мне кажется.
     
  19. Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    131
    Перун ослаб ,не мог обеспечить новых нужд племени и князя и его спихнули в Днепр,недолгого говоря...
     
  20. Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    131
    Я , конечно, рассуждаю на основании истории религий с опорой больше на библейскую и средиземноморскую традиции. Просто считаю что Боги и Люди творят взаимно друг друга в Природе и Культуре. Может в чем-то и ошибаюсь, но так.
    Еще раз повторю великого мистика:

    Я без него ничто,
    Но что Он - без меня?

    А что Халладж?

    Вот он мой Бог.
    Он бесконечен и безвременен.
    Но весь он - во мне. И вот я-Бог!
     
  21. Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    131

    Джалал ад-дин Руми.

    Я долго искал Бога y христиан,
    Но его не было на кресте.
    Я побывал в индуистском храме
    И древнем буддийском монастыре,
    Но и там не нашел я даже следов его.
    Я дошел до Герата и Кандагара, искал его повсюду,
    Но его не было ни внизу, ни вверху.
    Решившись, я дошел до горы Каф,
    Но и там я нашел только птицу Анка, а не Бога.
    Я отправился к Каабе, но Бога не было и там.
    Я спросил о нем Ибн Сину,
    Но он был выше суждений философов...
    Тогда я заглянул в свое сердце.
    И только там я узрел Бога,
    Которого не было больше нигде...

     
  22. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Он говорил: «Все религии — стволы от единого Корня; выбрав один из стволов, ты предаешь Корень».

    Он рассказывал: «Мотылек стремится в огонь светильника, не довольствуясь теплом и светом. Влетев в огонь, он стал огнем — и к чему ему возвращаться?»

    Он напоминал: «Светоч может быть затеплен только от светоча — так свет всех пророков занялся от пророка Иисуса, духа Божьего, бывшего до всякого бытия, а его огонь — от Единого Огня Божьего и един с этим Огнем».

    Он учил: «Радости — это дар Божий, а страдание — это Сам Бог».

    Он толковал: «Бог ревнив великой ревностью, и один из ее признаков — то, что нет у человека пути к Нему, кроме как через собственную душу. Ищешь Огонь — ищи в себе. А войдя в сердце, Истина не оставит там места ни для чего прочего. Тот, кто взглянул на Солнце, а потом — на себя, должен увидеть, что нет в нем ничего, кроме Солнца. Первый шаг к Истине — перестать отличать себя от нее. Тот, кто любит, — един с предметом своей любви: возлюбите же Бога!».

    Он пел:
    «Я – Тот, кого я люблю,
    а Тот, кого я люблю, – это я.
    Мы – два духа, обитающие в одном теле.
    Если ты видишь меня, ты видишь Его;
    и если ты видишь Его, ты видишь нас обоих»

    Он рассказывал: «Бог создал Человека и велел ангелам поклониться ему; но Иблис сказал: «Никому, кроме тебя!» Бог пригрозил: «А если я низвергну тебя в ад?» Иблис повторил: «Никому, кроме тебя!»

     
  23. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    оттуда же:

    Это производило сокрушительное впечатление: пророками себя кое-кто объявлял, но Богом — еще никто; а аль-Халладж прямо заявлял: «Я есмь Сущий!». Вернувшись из одного странствия, он велел встретившей его невестке отвесить ему поклон, как при молитве; она спросила: «Но можно ли поклоняться кому-то, кроме Господа?», он ответил: «Господь пред тобою — всмотрись и поклонись!» Ему говорили: «Ты нарушаешь Закон!», он отвечал: «Друг Всевышнего не нуждается в законах»; ему возражали: «Твое учение безнравственно», он смеялся: «А ты не стремись к нравственной жизни, а стремись к божественной — она лучше, и грош цена любой нравственности для обретших Бога!» Проходя мимо читающих Коран, он между делом заметил своим ученикам: «Эту книгу и я мог бы написать, но нам с вами это уже не нужно!» Он показывал восторженные письма почитателей на непонятных языках, приходившие к нему якобы из Туркестана и Китая. Ученики множились; он сообщал им, в ком из них живет дух Ноя, в ком — Моисея, в ком — самого Мухаммеда. Они его обожали в прямом и переносном смысле; прозвище «аль-Халладж», «чесальщик», они толковали как «вычесывающий Истинное Знание», давали и новые прозвания — Хусейн слыл и Очарованным, и Странником, и Отцом рабов Божьих… И шиитскими, и даже исмаилитскими прозвищами — Вратами, Владыкой Времен, Законодателем Законодателей (что впоследствии дорого обошлось аль-Халладжу).
     
  24. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Угу.
     
  25. Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    131
    Да.дорогой Олег!
    "Радость- Страданье - одно!"-Рыцарь Бертран у А.Блока.
    Увы, на земле столько страданья!.. Взгляните только на богатую Америку - Жуткая турбина Урагана убила под сто человек и тысячи и тысячи домов со всем скарбом и уютом тысяч семей, накопленным тяжким трудом десятилетий- проглочены его безумием... Мы получили письмо оттуда. Куда им бедным деваться и утешат ли их воспевания Страдания?... Может быть, лучше радость Св.Франциска?
    ..............................................................................................................................................
    Бахаи стремились объединить веры. Я говорил о"Куполах Софии". Мудрецы говорят о Боге - недостижимой Вершине и разных тропинках к Нему Единому.
    Но их взаимо-вражда и часто злоба конечно удручительны.
    Великий Хайам, который мне ближе всех - сказал:

    *
    Давно меж мудрецами спор идет-
    Который путь к познанию ведет?
    Боюсь что крик раздастся: Эй, невежды!
    Путь к Истине - не этот, и не тот!..
     

Поделиться этой страницей