1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    Оккультное возрождение. сер. 19- нач. 20 в.

    Свет с Запада 8-)


    И так уж получилось, что искать теперь пришлось с самого низа, самой примитивной но эффектной практики. Речь идёт о спиритизме.
    Почти все оккультные западные традиции нашего времени, даже если претендуют на происхождение от Адама в действительности берут своё начало именно здесь, в спиритических сеансах сер. 19 века.
    А родом спиритизм был из США.
    Э.Д. Дэвис американский духовидец, периодически впадавший в транс, в 1847 пишет книгу Принципы природы..., в которой объединяет Сведенборга и Месмера и дополняет их новыми откровениями духов.
    В 1848 он получает сообщение о начала новой эры: в этом годы три сестрички Фокс наладили коммуникацию посредством стуков с местным привидением. Очень быстро был разработан весь сценарий спиритического сеанса. И спиритизм стремительно распространяется по свету. Он был прост, нагляден и эффектен. И благодаря этому претендовал на статус научности.
    Кроме Дэвиса интерпретатором и теоретиком спиритизма стал француз Кардек (в 1856 написал Книгу духов). Отличием его взглядов было учение о реинкарнации .
     
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    Свет с Востока

    Следующий шаг был сделан тоже в США когда познакомились исследователи спириты Оллкот, Синнет и Блаватская. В 1875 г. они учреждают Теософское общество.
    Елена Петровна Блаватская была его душой, за много лет странствий она несколько раз обогнула земной шар и понабралась разной информации, в т.ч. о восточных традициях. И главное она утверждала что находится в постоянной переписке с махатмами - великими посвящёнными, обычно пребывающими в Тибете. Де факто связь с ними поддерживалась г.о. медиумически. В том же 1875 г. Блаватская пишет книгу Разоблачённая Изида.
    В 1880 г. Блаватская и Оллкот официально принимают буддизм. Далее деятельность общества г.о. была связана с Индией , но по всему миру стремительно растут его филиалы. В 1888 г. Блаватская пишет (надиктованную махатмами) книгу Тайная доктрина. Махатмы пишут и Оллкоту с Синнетом.
    Именно теософия создаёт миф 19-20 века (первым был спиритический мир , который отчасти и лёг в основу).
    Новый ключ к тайне был воспринят с энтузиазмом. Были и техники позволяющие дополнять его новыми подробностями. Многих смущал однако ориентальный колорит.

    В 20 в. на смену паре Блаватская- Оллкот приходит новая: Безант- Ледбиттер. здесь Ледбиттер был медиумом, а Анна Безант организатором. И организатором она была мощным - это был смерч в юбке - активистка, феминистка, масонша, и даже председатель Индийского национального конгресса.
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    Особенность спиритического мифа - максимальное сближение образов этого и загробного миров.
    Теософского - идея прогресса, эволюции как космического принципа в сочетании с учением о "коренных расах" (предшествующих человечествах), тоже увязанных с идеей эволюции.
    Высшей практикой по-прежнему остаётся контакт с высшими силами и получение от них информации. Только место ангелов заняли махатмы (причём вторым главным контактором с той стороны является граф Сен-Жермен).
    Очень скоро появится и миф о Шамбале (точнее его западная интерпретация). Первые версии впрочем появились не в теософии.
     
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    В 1871 г. вышел роман Бульвер-Литтона "Грядушая раса", где описывает сверхчеловечество живущее под землёй и владеющая мистической энергией Врил.
    В 1886 "Миссия индийцев в Европе" Сент-Ива дАльвейдра, где описывается подземная страна Агарти, жители которой владеют сверхъестественными силами и технологиями и тайно управляют событиями происходящими на поверхности.
    Блаватская говорила о Великом белом братстве, руководящим духовной эволюцией на Земле и его центре в Шамбале (подробно тему последней не развивая)
     
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    Европа

    В старой Европе оживление оккультизма связано с деятельностью аббата Констана (Элифаса Леви -псевдоним, не еврей. 1810-75). В 1854-56 он издаёт "Учение и ритуал высшей магии", а затем ряд других трудов. Фактически он просто систематизировал материал из старых книг, но даже это произвело ошеломляюще впечатление. Леви был другом Бульвер-Литтона и вместе они вступили в общество розенкрейцеров .Розенкрейцерские ложи стали "пробуждаться" как раз в этот период - в Англии в 1860, в США в 1861, была ещё ложа Тулузских розенкрейцеров во Франции. Есть подозрение, что учение они заимствовали как раз у этих двух авторов.

    Ещё одной заметной фигурой на оккультном горизонте был скандальный аббат Буллян. Начал он с экзорцизма, но в 1860 сам отслужил чёрную мессу, а дальше посвятил себя сексо-магии (при этом сана его лишили только через 15 лет). Похоже, аббат был порядочным извращенцем.
    в 1887-93 он прославился магической войной с другим оккультистом - де Гуайятой - они долго наводили друг на друга порчу. Буллян умер первым (де Гуайята через 4 года после него от передозировки морфия).
    Это была эпоха декадентов, когда всякая некрофилия была в моде.

    Всё это происходило на фоне антимасонский истерии, подогреваемой мистификациями Таксиля, но одновременно дававшей неплохую рекламу чёрной магии.
    Настоящий оккультный бум начался в Европе в 1887/88 гг. уже под воздействием успехов теософии и проникновения восточных техник.
     
    Последнее редактирование: 1 сен 2016
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    Эпоха модерна (ар нуво)

    Этот довольно короткий отрезок времени на рубеже веков может считаться новым "золотым веком" оккультизма. Стремление "заглянуть за границу видимого" было колоссальным. Практически вся богема и значительная часть интеллектуалов так или иначе были причастны к тем или иным оккультным или мистическим группам, направлениям и практикам. Мейнстримные направления искусства - символизм, экспрессионизм - стремились к непосредственному выражению архетипической реальности или во всяком случае - иного (нередко через изображение патологии) .

    Научная парадигма 19 в. с её воинствующим позитивизмом казалась невыносимо скучной и остановившейся в развитии.
    Новая неклассическая парадигма, которая только начала создаваться в нач. 20 в. явно выходила за пределы традиционной логики и потому казалась чем-то мистическим.
    Тема космоса, межпланетных странствий стал вызывать повышенный интерес и тоже толковалась в оккультном контексте.
    кстати, помню, у розамиристов не раз возникал вопрос о мистическом сладострастии ) так вот это оно самое, секс с ангелами и т.п. )
     
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    В этот период возникает несколько тайных организаций, считавшихся внутренним кругом внутреннего круга масонства.

    Возможно, первой из них было Герметической братство Луксора (1870). где состояла Блаватская ещё до основания Теософии, а магистром внешнего круга был Макс Теон (Бимштайн .1848-1927)

    Франция

    Здесь это был "Каббалистический орден Розы и Креста" основанный ок. 1888 розенкрейцерами деГуайятой (1861-97), Пеладоном (1858-1918) и Папюсом(1865-1916). Папюс около того же времени основывает орден мартинистов ("Высших неизвестных"). утверждая ,что у него оказались подлинные записи Мартинеса да Паскуали. Занимался каббалистический орден практикой лурианской каббалы.
    Пеладон вскоре отходит , переключившись на христианскую каббалу, деГуайята умирает, а Папюс разворачивает бурную деятельность направленную на то, чтобы собрать под одной крышей все масонские тайны. В 1901 он возглавляет остатки вымирающего египетского масонства и сведеборгианцев, в 1908 проводит уникальный съезд розенкрейцерских организаций, которые он считал носителями знания.
    Папюс , впрочем, был недостаточно таинствен - он был популярным писателем. оотно раскрывающим магические тайны. Его можно считать крупнейшим систематезатором и популяризатором герметического наследия Европы.

    Помимо этой линии можно вспомнить Дуанеля - основателя Гностической вселенской церкви (нео-катарской). Началось с того, что в 1888 г. он нашёл древнейший катарский документ 1022 г., а затем создал церковь, связываясь с духами альбигойцев на спиритических сеансах.
    А также Макса Теона , обосновавшегося в Алжире и издающего"Космическое обозрение", он был наставником Мирры Ришар (Мать).

    К кон. 1 мировой структуры Папюса и гностическая церковь фактически находились под общим руководством.
     
    Последнее редактирование: 7 сен 2016
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    Британия

    В Британии это был орден Золотая заря основанный розенкрейцерами Уэсткотом и Мазерсом, на основании расшифрованных масонских документов смутного происхождения с описанием ритуалов. Прабраз, кажется , находился в Германии и высшим руководством считались высшие неизвестные.
    В 1892 был создан внутренний круг ордена, где занимались практической магией и астральными путешествиями. Орден стремился собрать всё герметическое наследие. но основной практикой ,кажется, была енохианская магия Джона Ди. Хрмамы ордена посвящались египетским богам. Среди членов были поэт Йейтс и писатель Льюис.
    В 1900 г. Золотая заря раскололась на несколько частей, Уэсткот покинул орден ещё раньше, Мазерс умер в 1916 г.
    Именно здесь начал свою оккультную карьеру Алистер Кроули.
     
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    Мазерс о высших неизвестных (цитата по Повелю/Бержье, надеюсь, они не сильно наврали)

    "По поводу этих Тайных владык, на которых я ссылаюсь, и от кого я получил мудрость Второй степени, сообщенную вам, - я не могу сказать ничего. Я даже не знаю их земных имен, и очень редко видел их в физических телах. Они встречались со мной физически в назначенное заранее время и в условленном месте. Думаю, что это человеческие существа, живущие на этой Земле, но обладающие ужасным, сверхчеловеческим могуществом... Мои физические отношения с ними показали мне, насколько трудно смертному, как бы развит он ни был, переносить их присутствие. Я не хочу сказать, что в этих редких случаях встреч с ними действие, производимое на меня, состояло в сильной физической депрессии вследствие потери магнетизма. Наоборот, я чувствовал себя в контакте с такой ужасной силой, которую я мог бы сравнить только с близким ударом молнии во время сильной грозы, сопровождающейся затрудненным дыханием... Нервная прострация, о которой я говорю, сопровождалась холодным потом и кровотечением из носа, рта, а порой и из ушей".
     
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    Кроули (1875-1947) - одна из самых ярких фигур. Можно сказать, архетипическая фигура для эпохи.
    Именно его посвящение во внутренний круг вызвало раскол Золотой зари. Дальше он действовал сам.
    Альпинист, поэт, гордившийся репутацией "самого аморального человека на Земле" и писавший нежные стихи Богоматери. Во время первой мировой он, кажется, служил агентом-провокатором у британской разведки. В 1904 в Египте он вызвал бога Гора и получил откровение с главным девизом :"Твори свою волю". Он практиковал церемониальную магию с дополнением из раджа-йоги и какими тантрическими практиками. В 1907 во время церемонии установил связь со своим ангелом-хранителем и основал орден Серебряной звезды. Учение Кроули (а он действительно сказал новое слово) именовалось Телема (в память Рабле). Он воглашал полную внутреннюю свободы и нарушение всех табу, мистические практики, ритуальный секс (и не ритуальный) во всех видах, наркотики и приключения всё это у него гармонично сочеталось. (По психотипу он был Гам ярко выраженный)
    http://oto.ru/cgi-bin/article.pl?articles/crowley/Aleister_Crowley.txt
     
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    Германия

    В Германии был Орден Храма Востока (восточных тамплиеров) - ОТО.
    Его основали Кельнер (1851-1905), Гартман (1838-1912) и Ройсс (1855-1923) ок. 1902 г.
    Гартман бы теософом и большой роди не сыграл.

    Кельнер - известный химик - активно практиковал хатха-йогу и то , что он считал тантрой.
    Тантра появилась в Европе в обрывочном виде и практически была отождествлена с сексо-магией (отсюда и её современная репутация). В это время многие были необычайно озабочены вопросом пола (сказывался кризис викторианской морали). тоже время даже доступные тантрические техники давали интересный эффект. Именно Кельнер был инициатором создания ордена.

    Ройсс был масонским деятелем, как и другие, стремящийся собрать все масонские и оккультные тайны под одной крышей. В 1890 г. он воскресил орден иллюминатов. в 1901 он получил (вроде бы_ посвящения в мартинизм и Золотую зарю , в 1902 от масонского раскольника Яркера в Англии патент на основание ордена и какие-то ритуалы египетского и шотландского масонства.

    В 1912 Ройсс принимает в орден Кроули и попадает под его влияние. Кроули возглавил филиал ОТО в Британии, а в 1921 потребовал передать ему высшую власть. Так или иначе после смерти Ройсса орден действительно большей частью попал под власть Кроули.
    Австро-Венгрия

    Здесь получил распространение орден Цепь Мириам, основанный Джулиано Креммерцем (1861-1930)
    http://www-free-info.narod.ru/index/0-12
    в основе тоже лежала квази-тантра.

    Продолжения эта линия не имела. Известно об участии в ней некоторого времени Майринка (в дальнейшем принял буддизм). Как для Льюиса орденской оккультный опыт послужил для него скорее полем для собственного осмысления.
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    в целом эта оккультная ветвь может быть охарактеризована словами:

    "в зле есть добро, в добре есть зло, летим, вскочив на помело" 8-)
    Читая Андреева, человека культуры серебряного века, надо понимать, какой именно контекст он имел ввиду.
     
    list нравится это.
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    Но вообще мейнстримом в австрийском оккультизме было совсем другое напраавление.

    Фёлькише

    Фёлькише (оно же порой именуется ариософией) - движение сочетающее оккультизм с расовой теорией и антисемитизмом/антииудаизмом.
    Оно объединяло много кружков - от неоязыческих, до тех, кто считал Христа прародителем германцев.
    С большинством фёлькишистких идей сейчас легко познакомиться на просторах Рунета, где они пользуются исключительной популярностью (без указания первоисточника и с заменой германцев на славян). Большинство произведений отечественного фолькхистори тоже написано в этом русле.
    Ключевыми фигурами идеологии фёлькише являются Гвидо фон Лист (1848-1919) и Йорг Ланц фон Либенфельс (1874-1954) (аристократическое "фон" у обоих самозванное, равно как и учёные степени).

    Лист развил учение Блаватской о коренных расах, в том духе , что арийская раса это и есть исключительно германцы (или во всяком случае голубоглазые блондины) - истинные творцы мировой культуры. Он много занимался магическим значением рун и изобрёл йогу рун (с использованием восточных практик). Его учение именовалось арманизмом.
    Ланц описал происхождение рас: высшей - от Евы и Адама, низшей (полуживотной) от Евы и демона. Всё зло на земле происходило от их смешения. Помимо "учёных " трудов он издавал лихой журнальчик Остера, сыгравший ,видимо, не последнюю роль в формировании взглядов Гитлера.

    В 1905/8 Ланц сотоварищи создаёт Общество Листа и Орден нового Храма.
    В 1911-12 Тедор Фрич и Герман Поль - последователи Ланца, создают парамасонский Германский орден (т.е. орден принципиально антимасонский, но построенный по масонскому принципу). Туда принимали только тех кто мог доказать расовую чистоту (свою и супруга)

    В 1918 член ордена Зеботтендорф (поклонник суфизма и каббалы) основал как его отделение в Мюнхене Общество Туле. А это общество в свою очередь создало Германскую Рабочую партию (будущую НСДАП)
    (членами общества Туле были Гесс и будущий генерал-губернатор Польши Франк, гостями были Розенберг, будущий рейхсляйтер и автор "Мифа 20 века) и Дитрих Эккарт - поэт и оккультист, как считается, связавший Гитлера с "высшими неизвестными".

    Надо сказать, что после прихода нацистов к власти все эти общества и ордены были закрыты, а их руководители рассматривались как особо подозрительные персоны.
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    Младшие теософы

    старшие теософы это те кто создавал и развивал Теософское общество:

    Блаватская 1831-91
    Олкотт 1832-1907
    Синнет 1840-1921
    Джадд 1851-96

    Безант 1847-1933
    Ледбиттер 1854-1924

    младшие создавали собственные версии теософского учения:

    Рудольф Штейнер (Штайнер) 1861-1925 - исследователь Гёте, человек многообразных талантов, руководил германскими теософами, был связан с ОТО. В 1912/13 создал собственое Антропософское общество (менее ориентальное)

    Пётр Дынов 1864-1944 - христианский проповедник из Болгарии, заимствовал многие теософские учения. в 1918 основал Универсальное Белое братство

    Макс Гендель 1865-1919 - вице-президент американского отделения, в поездке по Европе в 1907 встретил какого-то розенкрейцера ("Старшего брата") и под впечатлением создал в 1909 г. Братство розенкрейцеров. Учение которого, впрочем, осталось почти чисто теософским. Известный астролог. С его трудами можете познакомиться в соседней ветке )

    Рерихи (Н.Рерих 1874-1947, Е. Рерих 1879-1955) - пришли к теософии ок. 1920 г. в Финляндии, от магистрального русла отошли довольно быстро (им не нравился Ледбиттер) , когда Елена сама установила медиумическую связь с махатмами и начала писать Живую Этику..

    Алиса Бейли 1880-1949 тоже в 1919 установила медиумическую связь с неким махатмой, которого она называли Тибетцем.
     
    Последнее редактирование: 3 сен 2016
  15. list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.287
    Симпатии:
    2.114
    Почему некоторые последователи Рерихов часто воспринимают писания Алисы Бэйли как нечто идущее "не из того источника", вплоть до "анафемы"? Хотя, видимо, тут дело не в источниках, а в авторитарности сознания. Это обычно называется преданностью учению.
     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    Это как куст - корень один ,а ветви расходятся. И каждая претендует на исключительность.
     
  17. list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.287
    Симпатии:
    2.114
    Да, только вот этика, тем более Живая, при таком отношении оказывается уже совсем ни при чём. Как-то они этого не замечают.
    Точно так же, как и Роза мира.
     
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    Кризис

    1920-е гг. это мощная, но затухающая инерция оккультного возрождения модерна.
    Интерес в обществе к эзотеризму быстро падает. Звучат новые песни - песни торжества воли и преобразования мира.
    Тоталитарные режимы объявляют войну тайным обществам (включая вроде бы идейно созвучные).
    Масон Муссолини, придя к власти, немедленно запрещает масонство . Гитлер расправляется со своими фёлькишисткими предтечами, которые слишком много знали. В СССР разгром оккультизма завершается в 29 г. (арестом членов теософского общества).
    Это впрочем не исключало использование подконтрольных спецслужбам оккультистов.
    В СССР например главным "колдуном" был чекист Глеб Бокий с которым работал оккультист Барченко (их расстреляли в 37-38 гг.)
    В Германии оккультистов -фёлькишистов (Вирт, Веллигут и др.) объединили в институт Аненербе при личном штабе оккультно-настроенного рейхсфюрера СС Гимлера.
     
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    Русские


    конечно среди нео-теософских учений рерихианство отличается наибольшим своеобразием входя и в русло русского космизма.

    Софиология

    философское направление представленное Соловьёвым, С. Булгаковым, Флоренским и др.
    проблематика которую они ставили, восходила к патристике и гностицизму. Соловьёв проявлял большой интерес к каббале, но резко отвергал теософию, как слишком ориентальную. Флоренский, Булгаков жаждали православной ортодоксии, но так и не были приняты ей - слишком много было нео-платонических конструкций.

    Космизм

    Космизм в узком смысле подразумевает крайний активизм , природы как место человеческого творчества, человека как завершителя божественного плана и колонизацию космоса как цель и высшее предначертание. По духу он был близок ренессансному герметизму, хотя в союзники призывал современную науку.
    У его истоков Фёдоров (1829-1903) считавший ,что воскресение мёртвых - это задача науки, а затем должна последовать колонизация других планет, чтобы не было перенаселения. К нему примыкает учение "Всемира" Сухово-Кобылина.
    Циолковский (очень мистически настроенный человек) поставил дело освоения космоса на практическую основу. Но полагал, что в будущем люди эволюционирут так, что смогут обходиться в космосе и без техники.
    Вернадский говоря о ноосфере имел ввиду превращение в неё биосферы - т.е. полное господство человека над природой. (в этом русле и диковатые писания Малевича).
    В этом русле активизма, направленной эволюции и господства посредством знания (научного и оккультного) и Живая Этика. В ней чувствуется и явная попытка оседлать волну большевизма.

    (такая же попытка оседлать волну нацизма была и у немецких оккультистов.
    Альберт Хаусхофер в концлагере в "Моабитских сонетах" писал:

    Есть на Востоке сказка: демоны земли,
    Что горести и смерть несут народу,
    В кувшины загнаны и спущены под воду
    Пучина скрыла их Над ними - корабли...

    Но вот рыбак кувшины вынул из воды.
    И знать не зная, кто в них заключен,
    Открыл...И демоны на волю вышли вон.
    И землю вновь объял пожар беды...

    Так мой отец, найдя кувшин в воде,
    Мог демона в кувшине удержать.
    Но он с кувшина снял печать.


    И демон на свободе - быть беде...
    Отец, ты снял печать - на волю вышло Зло...
    Отец, ты близорук! Нам вновь не повезло... )


    Продолжателем космизма был фантаст Ефремов - в описании коммунизма он опирался именно на Живую Этику.
    Дух его чувствуется и у Андреева.

    Хотя как визионер Даниил Андреев явление вполне самостоятельное (хотя конечно в русле той же "русской школы"). Но его миф появился слишком поздно, чтобы оказать существенное культурное влияние.


    Четвёртый путь

    Самое влиятельное в мире направление русской эзотерики. Прежде всего по тому, что там есть не только оригинальное учение, но и оригинальная техника.
    Создатель его гениальный шизофреник Георгий Гурджиев (ум. 1949) - прежде всего практик.
    Главным теоретиком на первом этапе (1915-24) был Пётр Успенский, на втором Джон Беннет.
     
    Последнее редактирование: 3 сен 2016
    La Mecha нравится это.
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    Традиционализм


    Заявил о себе в 1921 г. когда вышла книга Рене Генона (1886-1951) об индуизме.

    Генон в молодости был последователем Папюса и гностической церкви. Потом увлёкся суфизмом и принял ислам.

    Традиционализм очень серьёзно (на общем фоне) подошёл к исследовании мистицизма и пришёл к выводу о существовании «вечной философии» (примордиальной традиции) единой для всех мистических систем (кроме отвергаемого Геноном буддизма). Философия эта близка неоплатонизму.

    Но центром учения стал принцип иерархии и касты. Всё то что современность считала прогрессом – демократию, равенство прав, гуманизм, либерализм – традиционализм считал признаками глубокой деградации, о воспевающие прогресс учения – теософию прежде всего – антитрадицией.


    Последователи Генона ещё более заострили данные тезисы: Раймон Абелио – идеолог правительства Виши – вместо триады свобода-равенство и братсов , провозгласил другую: молитва – война – труд. Юлиус Эвола вообще стал главным идеологом послевоенного фашизма.

    В России философию традиционализма развивают Дугин и Джемаль.
     
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    Неоязычество.

    Неоязычество появилось ещё в начале 20 в.
    Но перелом наступил в 1954 г. когда вышла книга Джеральда Гарднера посвящённая практике языческого колдовства (викка). Сам Гарднер был членом ОТО и описывал то, что видел и считал древнейшей традицией. Но скорее всего эта традиция возникла в нач. 1920-х гг. в кругах близких к Золотой заре.
    Новым явлением стал эффект появления книги. Папюса и Леви читали в общем-то немногие ,а ещё меньшее число следовало. Книга же Гарднера сразу стала феноменом массовой культуры.

    Наступали новые времена.
     
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    Наука 20 в.

    Как я уже писал, в нач. 20 в. началась смена парадигмы.
    Не первый план выход принцип релятивности, взаимозависимости параметров.

    в физике появляется теория относительности (Специальная 1905 и Общая 1916)
    и квантовая теория (первый этап - исследование строения атома - от открытия радиоактивности в 1896 до модели в 1900, второй этап - квантовая механика - 1924-29 (начиная с предположения де Бройля о корпускулярно-волной природе частиц)
    в биологии развивается генетика в 1901 были переоткрыты законы Менделя, в 1910 Морган доказал, что гены находятся в хромосомах, в 1913 составлена первая генетическая карта хромосомы. Наконец на втором этапе - в 1944 выделено ДНК.
    В философии начинается лингвистический период - исследования атомарных суждений (третий позитивизм) и переход к исследованию структуры (структурализм) - попытка превратить философию в точную науку

    До оккультизма принцип релятивности доходит только в 50-х гг. - с появлением аутентичных восточных школ.

    Наука обращает внимания и на оккультные явления.
    вт. пол. 19 в. это исследования спиритизма (возобладала точка зрения о шарлатанстве)
    с нач. 20 это психоанализ Фрейда (проявление бессознательного)
    Прорывом стало учение Юнга (1875-1961. отошёл от фрейдизма в 1912) об архетипах. Юнг сам был человеком мистически одарённым. Его теория перевела вопрос из области индивидуального бессознательного к коллективному.
     
    La Mecha нравится это.
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    С сер. 20 века

    Нью Эйдж

    Я не собираюсь подробно рассматривать это направление. Перечислю только основные тенденции сер. 20 в.
    К сер. 20 в. основные линии западного оккультизма и эзотерики распадаются на множество небольших групп.
    Рождается коммерческий и поп-оккультизм.
    В 50-е на Запад приезжают учителя аутентичных восточных (индийских и дальневосточных) школ.
    Появляется в 1957 г. такая интересная организация как Новый акрополь (в каком то смысле подхватившее знамя теософии в борьбе за единение религий и культур)
    Начинает новый массовый рост интереса к потустороннему. (В литературе и искусстве это выражается в появлении фэнтези и магического реализма). Роль двигателя массового интереса теперь играл не спиритизм, а контакты с инопланетянами, ченнелинг (напр. Книга Урантии 1955) , НЛО-религии.

    Всё это и выливается в синкретическое движение Нью-эйдж (термин Алисы Бейли).
    Из западной традиции наибольшее влияние на него оказали теософия и американское "Новое мышление" 8-) (если ты не веришь в болезнь, то и не заболеешь). Но главной составляющей всё же стали заимствования из разнообразных восточных учений.
    Последним словом собственно западного оккультизма стали сатанизм и археософика (с 60-х).
     
    Последнее редактирование: 7 сен 2016
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    Наука

    Неклассическая парадигма достигает высшей зрелости к кон. 70-х-80-м гг. когда была окончательно сформулирована Стандартная модель в физике и началась расшифровка генома.
    Но параллельно в 70- х развиваются новые направления, которые считают "постнеклассическими" : синергетика, экология и др. основной посыл которых - междисциплинарность и стремление к созданию "единой модели" (в физике решительный поворот в этом направлении произошёл в 21 в.).
    Это было и время возникновения (69) трансперсональной психологии, приступившей к экспериментальному исследованию изменённых состояний сознания.
    В философии постмодернистский подход (постструктурализам, Фейерабенд) санкционировал многовариантность парадигм и методов.
    Капра в 75 г. пишет "Дао физики" о мировоззренческих параллелях современной научной картины мира и восточного мистицизма.

    Т.е. в этот период происходит явное сближение науки и герметических настроений всеединства. Тем более , что наука начала решать те магические задачи которые ставил оккультизм (осуществлена трансмутация, подошли к созданию гомункула ) ) . Но зазор между наукой и оккультизмом заполнила не слишком продуктивная паранаука.
     
    La Mecha нравится это.
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    В 70-е формируется и "классический" нью эйдж

    на периферии которого продолжают существование и вариации западных оккультных течений 19-20 вв.
    (из обобщающих работ по масонско-розенкрейцерскому кругу можно назвать сочинения Мэнли Холла, в литературе ехидный "Маятник Фуко" Эко, в массовой культуре детективы Дэна Брауна).
     

Поделиться этой страницей