1. TopicStarter Overlay
    Владимир К

    Владимир К Гость

    Сообщения:
    1.122
    Симпатии:
    298
    ЧЕЛОВЕК ИЗ «ДОМА С ХИМЕРАМИ»

    pamyatnik-vladislavu-gorodetskomu_1.jpg

    Безудержная фантазия Городецкого до сих пор околдовывает, хотя вызванные ею чувства противоречивы, от восхищения до возмущения столь явным «вызовом» привычной архитектуре.

    К примеру, поэтесса Ольга Анстей (1912 - 1985) написала пасторальный сонет об одном из лучших образцов «киевского модерна», известном киевлянам как «Дом с химерами» — бывшем доме архитектора Владислава Городецкого на улице Банковой, 10.

    b0c8b53f913b6bec26e48ac0d3a28e47.jpg

    Безвкусный фантазер, манерный мим
    Тебя
    придумал в сне самолюбивом.
    Над
    площадью заносчивым массивом
    Ты
    вырос, удивлен собой самим!..
    Ты
    весь кричишь, недвижностью томим,
    Но
    суждено коснеть хвостатым дивам
    И
    необузданных нереев гривам
    Застынуть
    в судороге пантомим!..

    Полное имя Лешек Дезидерий Владислав Городецкий родился 4 июня 1863 года в старинной польской семье, в живописном селе Шелудьки, что на Южном Буге.

    Один дед Городецкого отличался свободолюбием и участвовал в польском восстании 1831 года; другой — был знаменитым этнографом и теоретиком аграрного дела.
    Отец архитектора, Владислав Городецкий участвовал в Крымской войне 1853-1856 годов, за что получил бронзовую медаль. Когда вспыхнуло польское восстание 1861-го, Владислав-старший, с его солидным боевым опытом, стал командиром отряда повстанцев. Но повстанцы были разбиты; имение Городецких — конфисковано, семья осталась без средств...

    Мать будущего зодчего переезжает в Одессу, где мальчика отдают в реальное училище при лютеранской церкви святого Павла. У Лешека рано проявился талант к рисованию; после окончания училища он поступает в Императорскую академию искусств в Петербурге, которую блестяще заканчивает в 1890 году.

    В 1891 году Владислав Владиславович сошел с петербургского поезда на киевскую землю. С этого времени и вплоть до Гражданской войны судьба связывает Владислава с Киевом.


    Городецкому посчастливилось творить во время «строительной лихорадки» — в конце XIX века. В Киеве тогда начали то и дело появляться многоэтажные жилые дома, разнообразные общественные сооружения – училища, храмы, гимназии, театры. Многие здания Городецкого, до сих пор являются «визитной карточкой» города.
     
    La Mecha, list и Ондатр нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    Владимир К

    Владимир К Гость

    Сообщения:
    1.122
    Симпатии:
    298
    ГОРОДСКОЙ МУЗЕЙ ДРЕВНОСТЕЙ И ИСКУССТВ.

    GorodMuzey.png
    Городской музей древностей и искусств (Национальный художественный музей).

    Первые кирпично-каменные постройки Городецкого, обращены к популярному в то время историзму. Городецкому поручили доработать Городской музей древностей и искусств (ныне — Национальный художественный музей Украины). Заимствование архитектурных форм прошедших эпох Владислав Владиславович прекрасно воплотил в здании Городского музея. Античный храм, с шестью дорическими колоннами и портиком, удачно вписался в архитектурный пейзаж на Липках. Городецкий блестяще справился с поставленной задачей — благодаря своему недюжинному таланту ему даже удалось скрыть скудность бюджета строительства. В величественном здании были и античные колоны, и вычурная лепнина.

    gorod_muz.jpg


    5_k_n_muzey4.jpg

    Городской музей древностей и искусств (Национальный художественный музей).
     
  3. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    4.060
    Симпатии:
    747
    мне страшно нравится Дом с химерами. Мне он с первого посещения Киева больше всего запомнился и полюбился. Я собственно больше ничего и не помню из киевской архитектуры (досоветской). Кроме храмов, разумеется. Ну и еще Мариинский дворец люблю. Молодец Городецкий. Помнится еще, что дом стоит на косогоре и там разное кол-во этажей с разных сторон.
     
  4. TopicStarter Overlay
    Владимир К

    Владимир К Гость

    Сообщения:
    1.122
    Симпатии:
    298
    Да Яник, дом с химерами – одна из достопримечательностей Киева. Это новая инженерная мысль. А вот с эстетической точки зрения его оценка не так однозначна.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Владимир К

    Владимир К Гость

    Сообщения:
    1.122
    Симпатии:
    298
    КОСТЁЛ СВЯТОГО НИКОЛАЯ.

    вот-эти-башни.jpg
    Костел святого Николая. (Дом органной и камерной музыки).

    Николаевский костел в Киеве является одной из самых красивых архитектурных достопримечательностей города.

    nikolaevskiy_kostel.jpg
    Костёл святого Николая.

    Работы по возведению храма начались в 1899 году. Строительство велось по конкурсному проекту молодого архитектора Станислава Воловского. Поскольку Воловский в то время являлся студентом Петербургского Института гражданских инженеров, и был еще недостаточно опытным, доработку проекта и руководство строительством поручили архитектору Владиславу Городецкому, который переработал проект, внеся в него ряд изменений, улучшивших внешний вид здания.

    577373.jpeg

    Храм возводился в долине реки Лыбидь. Место оказалось не очень удачным, т.к. грунты были влажными, поэтому, чтобы укрепить фундамент здания строители применили новую технологию набивания бетонных свай, предложенную инженером А.Э.Страусом. Конструкции здания также были сделаны из железобетона.

    svnikolai_3.jpg

    Строили Николаевский костел в течение 10 лет на пожертвования, поступавшие от частных лиц. Всего при возведении храма было потрачено около 500 тысяч рублей. В 1909 году ещё недостроенный Николаевский костел освятили. Из-за начала первой мировой войны работы по внутренней отделке храма были практически прекращены.
    nikolaevski_kostel_14.jpg Николаевский костел, построенный в стилизованном готическом стиле, являлся мощной доминантой тогда еще мало застроенного района. Здание имеет форму продолговатого григорианского креста, разделенного на три наоса. На западном (самом живописном) фасаде расположены три входных портала, в тимпанах размещены барельефы на религиозные темы. Над центральным порталом находится большое, традиционно круглое, витражное окно в форме готической розы с насыщенным лепным декором, а над ним, завершая архитектурную композицию фасада, располагается треугольный фронтон. Особое впечатление производят ажурные стрельчатые башни высотой 64 метра. В боковых галереях размещены изображения гербов представителей польских шляхетских семей, принимавших участие в основании Николаевского костела.

    костёл.jpg вход.jpg

    Городецкому удалось придумать храм-загадку. Скульптуры чудовищ установлены для отпугивания злых сил. Украшают храм грифоны, наполовину звери, наполовину птицы, обосновавшиеся над карнизом и по углам строения, а в щелях здания видны маленькие ящерицы. Грифон является символом бдительности и силы, а саламандра символизировала в христианском искусстве приверженность к вере и добродетели.

    66684970.jpg Костёл_св._Николая_Киев_2011_02.jpg

    Изнутри Николаевский костел был богато украшен настенными росписями и витражами (витражи, их было 40, не сохранились). Стены храма были частично облицованы красной керамической плиткой, а крыши покрыты узорчатой марсельской черепицей.

    1.jpg 2а.jpg 3.jpg

    В 1978 году Советом Министров УССР было принято решение о создании в Киеве Республиканского Дома органной и камерной музыки, и в Николаевском костеле начались реставрационные работы. В процессе реставрации восстановили черепичную крышу собора, заменили паркет, взамен утраченных цветных витражей установили новые, которые изготовили для Николаевского собора в Прибалтике, фасады облицевали плиткой (из-за недостатка средств во время строительства костела облицовка не была доведена до конца). Авторами проекта реконструкции и реставрации были О.Граужис и И.Тукалевский.

    488090.jpg

    Кстати, существует и такая версия, что писательница Ванда Василевская (полька по происхождению), умирая, завещала определенную сумму на преобразование костела Святого Николая в органный зал.

    1259571976_844_.jpg

    В 1981 году после реставрации и реконструкции Дом органной и камерной музыки, рассчитанный на 748 посадочных мест, был открыт. Специально для Николаевского костела в чехословацком городе Крнове фирмой Rieger-Kloss был создан орган. Конструкция органа и его внешний вид приближены к архитектурному стилю костела. Орган разместили в алтаре, он занял три этажа. Орган состоит из 3960 труб различной величины (самые короткие - 13 миллиметров, самые длинные - 6 метров), выполненных из ценных пород дерева и из металла, всего у этого инструмента 55 регистров.

    Согласно интернет-опросам орган Николаевского костела в Киеве входит в десятку лучших в Европе. Уникальная акустика зала позволяет ценителям органной музыки наслаждаться широким тембровым диапазоном инструмента, на котором исполняются как произведения современных композиторов, так и старинная музыка.

    4208963685_315c4ddc90_o.jpg

    В 1992 году Николаевский костел снова освятили, и он стал действующим храмом. В здании Костела теперь поочередно проходят церковные службы и концерты Дома органной и камерной музыки.
     
    La Mecha и list нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    Владимир К

    Владимир К Гость

    Сообщения:
    1.122
    Симпатии:
    298
    КЕРАИМСКАЯ КЕНЕСА.

    9838c1beed7aca7235944a0a3d768beddbc76415.jpg 5c800ce10a2c.jpg
    Караимская кенаса на старинной открытке

    Караимская кенаса в Киеве по проекту архитектора Владислава Городецкого была построена в 1902 году. Оно восхитила всех. Дворец из «Тысячи и одной ночи» в мавританско-арабском стиле заказал великому Владиславу Городецкому Соломон Коген, табачный король Украины и глава киевских караимов — ветви иудаистской религиозной общины, почитающей Ветхий завет вместо Талмуда. Коген купил участок на Ярославовом Валу, но увидеть свою мечту не успел, умер в 1900-м. Прекратилось финансирование, остановилось и строительство. Тогда подключились все караимы, и ажурное чудо распахнуло свои двери.

    кенасса2.jpg

    image 1.jpeg 1003695127446216944.jpeg
    Кераимская кнеса. (Дом Актера)

    Постройка отличалась красотой и роскошью оформления. Стены кенасы были декорированы каменной резьбой и лепкой, автором которой является известный итальянский архитектор Элио Саля. Архитектор использовал новейший в то время материал, который к тому же был еще и очень дорогим, - цемент. Новинками также были электрическое освещение, паровое отопление и вентиляция, которыми было обеспечено здание.


    903fe9be9f4bb9ab630bd8b34e95f3a23a40c8d3.jpg karaimskaya_kenassa_5.jpg

    Резьба на цементе Элио Саля

    Кенаса - молитвенный дом, называемый до 1911 года караимской синагогой, сами караимы называют "кенаса" ("кенеса") или "бет гаккенесет" или "бейт-кнессет", что означает "дом собрания". По планировке и обстановке кенасы близки и к синагогам иудеев-раввинистов, и к мусульманским мечетям.

    Все караимские кенассы имеют ориентацию с севера на юг.


    1264a79fbac4e3122fa01b1cd315a6e098853d45.jpg
    Интерьер кенасы

    530e890109bcf.jpg

    Внутри здания была гостиная, две небольшие комнаты и главный молитвенный зал, разделенный аркой на две неравные части. Зал поражал всех совершенством и разнообразием орнаментов, которые заполняли всю площадь стен, и сохранились до наших дней. Не дожила до наших дней роскошная баня, которая украшала крышу кенасы, и создавала на Ярославовом валу уголок восточного колорита в центре Старого Киева.

    530e890d1c4b1.jpg

    530e891390425.jpg
     
    Последнее редактирование: 9 авг 2016
    La Mecha и list нравится это.
  7. TopicStarter Overlay
    Владимир К

    Владимир К Гость

    Сообщения:
    1.122
    Симпатии:
    298
    ДОМ С ХИМЕРАМИ

    36863699_04_dim_himerami.jpg

    82209179_1.JPG

    82209184_6.JPG

    Дом с химерами.

    После этого Городецкий решил построить собственный дом. Выбор неугомонного архитектора пал на совершенно непригодный для строительства участок земли — мало того что над обрывом, так еще и перепад высот значительный. Через два года на неприглядном участке по улице Банковой появился Легендарный дом с химерами. Этот дом уникален — не только необычной внешней и внутренней отделкой здания, в нем с одной стороны три этажа, а с другой — шесть. Кроме того, здание построенно из цемента — абсолютное архитектурное новаторство.

    41.jpg
    Дом с химерами, сторона 6 этажей


    Однако, самое интересное в доме с химерами это сами химеры — фасады дома облеплены скульптурными изображениями всевозможных мифологических чудовищ. Водосточные трубы выполнены в виде змей, каждый из углов дома венчает фигура русалки. Гигантские жабы настолько правдоподобны, что кажется вот-вот спрыгнут под ноги прохожим.

    82209181_3.JPG

    Дом скорее напоминает таинственный замок. Головы носорогов, жирафов слонов, ящериц, оленей издалека бросаются в глаза прохожему. Гигантские жабы с лилиями, русалки, морские чудовища фантастично декорируют фасад этого удивительного дома.

    82209182_4.JPG

    82209190_9.jpg

    82209192_11.jpg

    Охотничьи фантазии архитектора воплотились и во внутреннем убранстве дома. Парадная лестница обрамлена с двух сторон сказочными птицами, которые держат в своих когтях белые мраморные ступени. Над всем этим возвышается скульптурная композиция, состоящая из двух гигантских рыбьих фигур, которых обвивают водоросли. Комнаты особняка расписаны под морское дно.

    интерьер.jpg

    9.jpg

    10.jpg

    Этот дом Городецкий строил как доходный. Шесть из семи комнат хозяин сдавал в аренду. Конечно, жилье в этом доме было экстра класса. 8-комнатные, 9-комнатные и 10-комнатные квартиры плюс 2-3 комнаты для прислуги, персональный винный погреб на каждую семью, конюшня для экипажа и… коровник. Молоко жители этого дома пили всегда свежее. Конечно, позволить себе такую квартиру могли только очень состоятельные люди.

    82209180_2.JPG

    82209189_8.jpg
     
    La Mecha нравится это.
  8. TopicStarter Overlay
    Владимир К

    Владимир К Гость

    Сообщения:
    1.122
    Симпатии:
    298
    Другие проекты Городецкого.


    content_nikol2.jpg

    На рубеже двух столетий в Киеве начинается строительный бум. Городецкий буквально завален высокооплачиваемой работой. В это время им были возведены: здание для мебельной фабрики в районе улиц Ольгинской и Институтской (для австрийского фабриканта Кимаера), корпус Южнорусского машиностроительного завода на улице Жулянской, 107, гостиница «Континенталь» на улице Николаевской (теперь — Архитектора Городецкого, 5), павильоны на Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке в районе Черепановой горы. До нашего времени так же сохранились такие творения архитектора как здание завода «Фор» (Кирилловская, 102) и пристройка к жилому дому на Владимирской, 30.

    2635.jpg

    Проект дома на Прорезной, где размешалась киевская штаб квартира Первого русского страхового общества, тоже принадлежит руке Городецкого. Клиентами этого общества были весьма состоятельные люди. Недаром герой романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок» лже-слепой Паниковский поджидал именно здесь своих «клиентов».

    Городецкий был всесторнне розвитой личностью. Кроме архитектуры он увлекался ювелиирным делом, писал акварелью, делал гравюры, создавал дизайн костюмов для актёров театру Соловцова та для своей жены Корнелии.

    Работа в эмиграции

    В 1920 году Городецкий вместе со своей семьей уезжает в Польшу. Там он сначала реставрирует старинный дворец князей Вишневецких в городе Вишневце на Тернопольщине (тогда польской) а так же проектирует несколько сооружений на знаменитом курорте Хельм. В польских городах Пётркове Трибунальском, Радоме, Ченстохове, Люблине, Отвоцке, Згирже, где работал архитектор, можно увидеть здания построенные им.

    В 1928 году Городецкий, по приглашению американской компании «Неrrу Ulen & Со», отправляется в Тегеран. Там 65-летний архитектор строит дворец для шаха и первый в иранской столице железнодорожный вокзал. Также им были спроектированы здания отеля и театра.

    2.jpg

    Дворец шаха

    3 января 1930 года Владислав Городецкий отошел в вечность и был похоронен на римо-католическом кладбище Долаб в Тегеране. На сером камне вычеканили польским языком эпитафию со
    словами: «Профессор архитектуры».

    А улица в центре Киева, которую он проектировал, на которой стоят построенные за его чертежами дома, где он жил, названа именем архитектора Городецкого.

    51ad8055a6310.jpg
    28 мая 2004 года в Киеве был установлен памятник Владиславу Городецкому.

    Памятник выполнен из бронзы где архитектор Городецкий сидит за столиком в уличном кафе с чашкой в руке. Памятник состоит из скульптурной композиции, включающей стол и два стула, где каждый желающий может присесть возле зодчего. Расположен памятник в Пассаже.

    Авторы памятника скульпторы — Владимир Щур и Виталий Сивко, архитектор Владимир Скульский.




    В ДЖУНГЛЯХЪ АФРИКИ (Дневникъ охотника)

    САФАРИ

    Городецкий сам по себе был сенсацией. У него появился едва ли не первый в Киеве автомобиль. Когда архитектор выезжал в нём на Крещатик, толпы зевак собирались поглазеть на чудо-машину и её водителя в кожаной куртке и шортах, шоферских очках, кепке и крагах. Интересовался он работами и другого известного киевлянина Игоря Сикорского. Заядлый охотник, бесстрашный «летчик», поднимавшийся с первыми авиаторами на глазах изумленных зевак в небо, франт, любивший эпатировать всех и вся (например, прогуливаться по городу с обезьянкой, что в те времена шокировало).

    За период до 1912 года он побывал в шести охотничьих экспедициях. Азербайджан, Каспий, Туркмения, Персия, Афганистан, Алтай, Семиречье и Западная Сибирь - вот далеко неполный перечень его путешествий. В своих странствиях он постоянно ведет охотничий дневник, собирает коллекции птиц и зверей для музея Отдела Императорского общества правильной охоты, членом которого он был, помогал ему собственными средствами.

    В 1903 году его избирают почетным членом Императорского общества правильной охоты.

    Зимой 1911 - 1912 гг. В.В. Городецкий наконец-то осуществил свою детскую мечту — сафари!

    В те времена российские охотники фактически не бывали в Африке, и книга «В джунглях Африки», написанная Городецким после сафари и изданная в 1914 году, стала большим событием в охотничьей литературе России. Иллюстрировал книгу автор и рисунками и фотографиями. Это настоящий дневник охотника. Не упущена ни одна мелочь — описан почти каждый день охоты, все трофеи подсчитаны, «работа» оружия тщательно изучена, вплоть до выводов о поражающем действии пуль «Маузера» и «Голланд-Голланд».

    73c7b87579fe472d76ec952743d3d840.jpg


    От автора:

    В 1911 году мне наконец представилась возможность осуществить то, о чем я мечтал столько лет, что с раннего, чуть ли не с детского возраста, под влиянием рассказов Жуля Верна, Майна-Рида и других возбудило мое детское воображение и, став заветною моею мечтою, послужило причиной целого ряда предпринятых мною путешествий. В течение последних двадцати лет я совершил пять экскурсий в разные места Сибири, Средней Азии, Персии и Афганистана, но ни одна из них не удовлетворила меня. Несмотря на огромный интерес, который представляет для путешественника, как в охотничьем, так и в бытовом отношении Средняя Азия, она ни в смысле флоры, ни фауны не может сравниться с Африкой, с этой сказочной страною, раем охотника в буквальном смысле этого слова! Ни один из пяти материков земного шара не может дать уму натуралиста такой богатой пищи, как тропическая часть Африки. (…) В моих кратких путевых заметках я далек от намерения дать полную картину африканской природы и охоты. Это задача с таким художественным чутьем выполнена многими авторами; мне остается добавить ничего нового к этим прекрасным сочинениям. Мне хотелось бы только поделиться с молодыми сотоварищами кое-какими сведениями, могущими принести им хоть долю пользы на случай, если бы кому-нибудь из них, как и мне, преставилось возможность увидеть и испытать то, что суждено и доступно далеко не каждому.

    В. Городецкий


    http://blog.imhonet.ru/author/irabarinova/post/6712662/

    http://news.online.ua/593649/vladislav-gorodetskiy-znametyy-kievskiy-arhitektor-6-foto/

    http://www.vokrugsveta.com/S4/nasledie/gorodezki.htm

    http://www.diary.ru/~gothic-architecture/p86598716.htm?oam

    http://www.oldkiev.info/progulki_ulicami_Kieva/Nikolaevskiy_kostel.html

    http://blogs.privet.ru/community/Kiev-Gorod/93775114

    http://lifeglobe.net/blogs/details?id=142

    http://uateka.com/ru/article/culture/architecture/1213

    http://blog.imhonet.ru/author/nattrety/post/5480671/

    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4236008
     
    list нравится это.
  9. TopicStarter Overlay
    Владимир К

    Владимир К Гость

    Сообщения:
    1.122
    Симпатии:
    298
    От автора темы
    Как относится к столь противоречивой оценке творчества архитектора?
    В истории искусства не единичны случаи, когда при жизни талант художника не признавался обществом. Его или безжалостно критиковали или не замечали совсем, но после смерти оказывалось, что человек был не признанный и непонятый гений.
    Городецкий, на мой взгляд, заслуживает звания талантливого архитектора. Но другие два, таланта коммерческий и инженерный, были причиной того, что он не очень требовательно относился к эстетической стороне своей профессии. Все его здания тяжеловесны. Даже выдержанный в классическом стиле Городской музей древностей и искусств кажется приземистым. Здания в восточном стиле тоже, не смотря на их незначительные размеры, тяжелые, перегружены деталями, детали не подчинены целому. Ну а по поводу дома с химерами творческая интеллигенция начала 20-го века высказалась в лице Ольги Анстей.
    Единственным его творением, которое по праву можно назвать гениальным, является костел святого Николая? Этому есть объяснение. Ведь не Городецкий был автором проекта, автор Станислав Воловский. Городецкий только доработал его, уловив волну автора.
    Что касается его увлечения охотой, участием в охотничьих экспедициях, то им двигали исключительно азарт, авантюризм. Выпущенная Городецким книга «В джунглях Африки» лишний раз подтверждает сказаное.
    Видимо это тот случай, когда можно, не рискуя быть осмеянным, сказать – не читал, но осуждаю. Узнав о существовании книги, я загорелся желанием ее прочитать, но пожар был потушен аннотацией к ней.
    «Не упущена ни одна мелочь — описан почти каждый день охоты, все трофеи подсчитаны, «работа» оружия тщательно изучена, вплоть до выводов о поражающем действии пуль «Маузера» и «Голланд-Голланд»

    Я конечно совсем не собираюсь умалять значения Городецкого как архитектора и отрицать неординарность его личности, просто необходимо расставить некоторые акценты. Нужно учитывать следующее. С позиций культурного и эстетического уровня интеллигенции конца 20-го и начала 21-го века творчество архитектора может вызывать восхищение. Но с позиций утонченного эстетического восприятия конца 19-го и начала 20-го, это безвкусица.
    Нельзя отрицать ни его талант, ни значение его творений для города, но он больше инженер и предприниматель. А вот с эстетическим вкусом не сложилось. Во всяком случае, по меркам эстетов его времени.
     
    Последнее редактирование: 14 авг 2016

Поделиться этой страницей