Честное пенсионерское

Тема в разделе "Человеческий опыт", создана пользователем Мила, 11 окт 2017.

  1. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    Прочитала в рассказике, который будет ниже, это старинное "СчастлИво" и поразилась. Ведь я тоже когда-то говорила "Счастливо!" вместо "До свидания!" и "Прощай!" И писала так в конце тех, забытых, бумажных писем. Когда я перестала так говорить? Наверное, тогда же, когда перестала писать письма? Не помню.
    Итак, старческое, стариковское, старинное, пенсионерское, пенсионное. Нет про это веток на форуме. Должна быть такая ветка.


    [​IMG]
    Александр Петросян


    "Звонила тетя Катя. И своим дребезжащим голоском с места в карьер:
    - Танечка, я с просьбой. Не могу вспомнить слово в стихотворении.
    - Одно? - осведомилась я мрачно, поскольку за минуту до звонка пыталась сообразить, куда засунула записку с напоминаниями, что сегодня нужно сделать.
    - Ну конечно, - слегка обиделась тетьКатя. - Остальное помню. Там начало: "...зайцы, погремушки. Детям дарят с елки детские игрушки". Что может быть перед зайцами? Я его лет пятьдесят помню и вообрази - забыла первую строчку! И еще меня смущает рядом "детям" и "детское". Танечка, как ты думаешь... и ты хотела заехать в пятницу... а терапевт мне посоветовал... в два часа была очень интересная передача...

    Теть Катя богатырь - не я. К слову о советских людях. Все-таки это поколение, лихо десятилетиями выращивавшее на заветных шести сотках ассортимент овощного и цветочного магазинов, намотавшее бессчетные километры в очередях, между делом запустившее в космос Гагарина и считавшее, что без ПСС классиков дом не дом, всем нам, онлайновым маразматикам и нытикам, фору даст. Тете Кате восемьдесят. Блокадница в анамнезе, спасенная и выращенная родственницей. Соответственно, болячек воз, от трясущихся рук до опухоли в почке. Муж умер, детей нет. Зато дача есть. На эту дачу, где-то в Парголово, тетя Катя, с рюкзаком за спиной и сумкой в руках, таскается электричкой обихаживать свои ирисы. От поезда - два километра пешком. Все это называет "смоталась". На мои страстные уговоры похерить дачу оскорбленно поджимает губы.

    - ...Тетя Катя, а что онколог сказал, у вас ведь плановое обследование было недавно?
    - А ничего не сказал, наблюдаться сказал. Мне, Танечка, Господь Бог ручки подставил, живу. Так что там со стихотворением?
    - "Плюшевые волки, зайцы, погремушки". А дальше все верно.
    - Конечно, верно, Танечка. Дальше я прекрасно помню. Ну, приходи в пятницу, я тебя жду. Храни Бог, - церемонно прощается она и неожиданно добавляет легкомысленное "счастлИво" - из своей шестидесятнической юности.
    А я перечитываю симоновские строчки, написанные в мае 1941 года, когда тетя Катя была совсем маленькой и родители ее были живы.

    Плюшевые волки,
    Зайцы, погремушки.
    Детям дарят с елки
    Детские игрушки.

    И, состарясь, дети
    До смерти без толку
    Все на белом свете
    Ищут эту елку.

    Где жар-птица в клетке,
    Золотые слитки,
    Где висит на ветке
    Счастье их на нитке.

    Только дед-мороза
    Нету на макушке,
    Чтоб в ответ на слезы
    Сверху снял игрушки.

    Желтые иголки
    На пол опадают...
    Все я жду, что с елки
    Мне тебя подарят".


    Татьяна Мэй
     
  2. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    Возвращаясь к старой теме размышлений.
    Тому, что всякие духовные движения и учения представляют как высшее человеческое достижение, - к примеру, остановке внутреннего диалога, неделанию, отказу от "я", всеобъемлющей любви, единению с некой высшей силой и прочим ступеням совершенства очень способствует старческое слабоумие. Ясная голова, интеллектуальное и душевное здоровье в старости - это, скорее, обострение противоречий с миром, духовные сомнения, глубокий духовный кризис, депрессии. Я пишу это, исходя из опыта общения с разными стариками - и с глупеющими с годами, и с сохраняющими трезвый ум.
    Вообще, следование какому-то учению до последнего вздоха - это, скорее, из области аномалий, если не касаться массовых суеверий и религий в популярном формате, их ритуальных частей. Впрочем, я к теме старости тоже подхожу "узко", поскольку меня интересует в первую очередь старость мыслящая, деятельная.


    [​IMG]


    Хрестоматийно, по учебнику - вот из чего состоят два последних кризиса развития человека:

    Кризис зрелости

    "...Кажется, что все ценностные ориентиры необходимо пережить заново. Ещё раз нужно пройти через «умри и восстань». Найденные ценности, как правило, не подвергаются сомнению, но становится ясно, что они ещё по-настоящему не усвоены. Если честно спросить себя, что из результатов своей жизни можно взять с собой, проходя врата смерти, то отпадает многое из того, что связано со знаниями, положением и опытом.
    Многие переживают начало кризиса как преддверие ещё больших испытаний, возникает чувство, что на них надвигаются такие задачи, которые они себе и помыслить не могли. <...>
    В определённом отношении развитие жизни к 63 годам предварительно завершилось. <...> В последние годы перед библейским возрастом мы должны подвести итоги и настроиться на тишину и покой старости, но и на её повышенную внутреннюю активность, из которой вырастает доброта. <...>
    Отменить прогресс нельзя. Но трудно спокойно смотреть на то, что устаревает, отходит на второй план, а затем в небытие то, что было сделано с таким трудом, ценой огромного напряжения. Всё это может вызвать не только «предметную смерть», как логическое завершение деятельности человека в определённом предмете, но и... кризис идентичности.
    <...> Кризис зрелости соотносится с заключительным (восьмым) кризисом, выделяемым Э.Эриксоном, который связан с переходом человека на уровень интегративности - завоевания всех семи предшествующих стадий развития. <...>
    Человек с интегративным уровнем внутреннего мира... уверен, что индивидуальная жизнь есть случайное совпадение конкретного жизненного цикла с единственным сегментом истории и что вся интергативность существует и исчезает вместе с тем уникальным стилем интегративности, к которому он причастен.
    Э.Эриксон отмечает, что отсутствие или утеря такой нарастающей «эго-интеграции» приводит к расстройству нервной системы или полной безысходности: судьба не принимается как обрамление жизни, а смерть – как ее последняя граница. Отчаяние вызывается прежде всего временной ограниченностью дееспособности человека, поскольку он не имеет возможности опробывать иные пути, ведущие к интеграции. Такое отчаяние часто прячется за демонстрацией отвращения, за мизантропией или хроническим презрительным недовольством определёнными социальными институтами и отдельными людьми и свидетельствует только о презрении человека к самому себе.
    <...> «Искусство старения – это в какой-то степени искусство созревания. Главные элементы и условия «третьего возраста» - физическое и психическое здоровье, глубокая жизненная мудрость и опыт, открытая альтруистическая позиция. Этот идеал реализовать нелегко, но стоит его осмыслить и встать на путь достижения. Осень своей жизни человек должен встретить подготовленным, чтобы его «третий возраст» стал для него «золотым» (К.Висьневска-Рошковска)".


    Кризис индивидуальной жизни

    "У старых людей резко меняется структура их психологического времени. В субъективном восприятии времени жизни резко уменьшается доля будущего времени и увеличивается роль прошлого. Для многих пожилых людей выход на пенсию - это потеря будущего. Прошлое, не будучи оттесняемым будущим, начинает господствовать над жизненным миром человека.
    <...>
    В исследовании памяти у лиц высокоинтеллектуального труда в пожилом возрасте было установлено, что запоминание осуществляется у них в процессе активной мыслительной деятельности. Она включает в себя глубокое продумывание и переработку материала, его перестройку. Задача запомнить что-либо чисто механически, как правило, вызывает у них внутренний протест... <...>
    Другая особенность памяти у научных работников пожилого возраста - её резко выраженная профессиональная направленность, избирательность. Лучше всего запоминается то, что особенно важно и значимо для профессиональной деятельности. <...>
    А.В.Толстых полагал, что основная причина психологических переживаний в поздней старости состоит в противоречии психических, духовных способностей и биологических возможностей человека.
    <...>
    Э.Эриксон полагал, что окончание жизненного цикла порождает «последние вопросы» о шансах человека трансцендировать за пределы своей идентичности и своего часто трагического или даже горько трагикомического участия в собственном неповторимом жизненном цикле, в исторической цепи следующих друг за другом поколений. Все великие философские и религиозные системы, имеющие дело с крайней индивидуализацией, ответственно оставались верными современным им традициям, культурам и цивилизациям. Находя трансценденцию в самоотречении, они оставались всё же этически озабоченными «сохранением миропорядка».
    «Любая цивилизация, - пишет Э.Эриксон, - может быть оценена по тому, какое значение она придаёт полному жизненному циклу индивида, так как такое значение (или его отсутствие) не может не затронуть начал жизненного цикла следующего поколения и, таким образом, шансов других людей на то, чтобы встретиться с этими конечными вопросами с некоторой ясностью и силой»".


    Виктор Слободчиков, Евгений Исаев, "ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Развитие субъективной реальности в онтогенезе"


    [​IMG]

    Фотографии Анри Картье-Брессона
     
  3. list

    list Автор

    Сообщения:
    4.369
    Симпатии:
    1.353
    «Мне повезло: я сильно переболела раком и в какой-то момент, когда болезнь отступила, я поняла, какое счастье просто жить. В такой момент спадает пелена с глаз, и ты понимаешь, что смотреть на дерево — большая радость, что пробегающие мимо дети, которые дерутся на ходу — это тоже большая радость.

    У меня изменилась оптика. Я живу не в напряженном состоянии поиска ответа на вопросы, а в состоянии радости от клубящейся вокруг меня жизни. И я понимаю при этом — абсолютно, до глубины — что есть вопросы, на которые ответить невозможно. Например, на вопрос о смысле жизни.

    В молодые годы ты еще пытаешься как-то найти положительный ответ, но с годами понимаешь, что человек конечен, а жизнь бесконечна, и мир бесконечен, и что наши вопросы на самом деле значения не имеют, но большое значение имеет само их вопрошание. Когда мы задаем вопросы… и полагаем, что получаем ответы, это очень хорошо. Потом проходит время и ты понимаешь, что нет, не годится — ты вырос из того ответа, который ты вчера себе дал, и уже как-то по-другому видишь жизнь.

    … Я поняла, что мне не удастся построить цельного мировоззрения. Мне так хотелось, чтобы здание было красивым, чтобы все узлы совпадали, чтобы приходили ответы на все вопросы. Я поняла, что все мои концепции рухнули, и я стою по колено в руинах. И тут мне стало хорошо, потому что пришло ощущение: ты не обязан отвечать на все вопросы, а должен просто жить и радоваться жизни.

    Поэтому я вам желаю просто радоваться жизни, потому что она дает ужасно много поводов порадоваться. И наша задача, на самом деле, так себя выстроить в этой жизни, надышать вокруг себя такое личное пространство, в котором тебе хорошо, и в котором хорошо людям вокруг тебя».

    Людмила Улицкая
     
    La Mecha нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    [​IMG]


    [​IMG]



    [​IMG]



    [​IMG]


    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  5. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    Нет, наверное, большей меж-поколенческой пропасти, чем между долговязым, почти усатым десятиклассником и крошкой-первоклассницей в огромных бантах и с золотым звенящим колокольчиком, которую он проносит на руках по кругу на школьной линейке 1 сентября. Есть поколение дедушек и бабушек, поколение отцов и матерей и поколение их детей. Условно между ними - 20-25 лет. А есть ещё промежуточные поколения, старше-младше их на 10-12 лет. У них там тоже проблемы отцов и детей, свои дедушки, бабушки, дети, внуки. Но они существуют словно бы в другом измерении.
    То, что отчётливо вырисовывается как конфликт или преемственность между 20-, 50-, 75-летними, размыто и аморфно, когда разница в возрасте людей - 10, 30-35 лет. Феномен любопытный.
    Не потому ли, задумалась я сейчас, тут у меня не оказалось собеседников? Я ведь здесь среди 35-45-летних, чужих мне. Кто-то полагает себя старым мудрецом, и это забавно, потому что мудрости нет (её и в 50 не будет), но есть острое её желание (через десяток лет оно притупится, поверьте); слышали, наверное, не раз от сорокалетних "в мои годы...", "стар я уже...", поживи с моё...". А кто-то до сих пор цепляется за юность, и это ещё забавнее, потому что это - как детские лепет и сюсюканье под трёхлетнего у того же первоклашки, поздно уже и глупо. Они не стары и не молоды, и не легкомысленны, и не мудры. Лет через десять мы бы поговорили - если бы я, как муха в янтаре, застыла, ожидая этого. Но через десять лет меня тут и не будет, конечно, да и состарюсь я ещё на десять лет. Так и будет, пока я здесь, тянуться шлейфом это бесформенное, нелепое десятилетие между нами.
     

Поделиться этой страницей