Честное пенсионерское

Тема в разделе "Человеческий опыт", создана пользователем Мила, 11 окт 2017.

  1. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.943
    Симпатии:
    2.647
    Прочитала в рассказике, который будет ниже, это старинное "СчастлИво" и поразилась. Ведь я тоже когда-то говорила "Счастливо!" вместо "До свидания!" и "Прощай!" И писала так в конце тех, забытых, бумажных писем. Когда я перестала так говорить? Наверное, тогда же, когда перестала писать письма? Не помню.
    Итак, старческое, стариковское, старинное, пенсионерское, пенсионное. Нет про это веток на форуме. Должна быть такая ветка.


    [​IMG]
    Александр Петросян


    "Звонила тетя Катя. И своим дребезжащим голоском с места в карьер:
    - Танечка, я с просьбой. Не могу вспомнить слово в стихотворении.
    - Одно? - осведомилась я мрачно, поскольку за минуту до звонка пыталась сообразить, куда засунула записку с напоминаниями, что сегодня нужно сделать.
    - Ну конечно, - слегка обиделась тетьКатя. - Остальное помню. Там начало: "...зайцы, погремушки. Детям дарят с елки детские игрушки". Что может быть перед зайцами? Я его лет пятьдесят помню и вообрази - забыла первую строчку! И еще меня смущает рядом "детям" и "детское". Танечка, как ты думаешь... и ты хотела заехать в пятницу... а терапевт мне посоветовал... в два часа была очень интересная передача...

    Теть Катя богатырь - не я. К слову о советских людях. Все-таки это поколение, лихо десятилетиями выращивавшее на заветных шести сотках ассортимент овощного и цветочного магазинов, намотавшее бессчетные километры в очередях, между делом запустившее в космос Гагарина и считавшее, что без ПСС классиков дом не дом, всем нам, онлайновым маразматикам и нытикам, фору даст. Тете Кате восемьдесят. Блокадница в анамнезе, спасенная и выращенная родственницей. Соответственно, болячек воз, от трясущихся рук до опухоли в почке. Муж умер, детей нет. Зато дача есть. На эту дачу, где-то в Парголово, тетя Катя, с рюкзаком за спиной и сумкой в руках, таскается электричкой обихаживать свои ирисы. От поезда - два километра пешком. Все это называет "смоталась". На мои страстные уговоры похерить дачу оскорбленно поджимает губы.

    - ...Тетя Катя, а что онколог сказал, у вас ведь плановое обследование было недавно?
    - А ничего не сказал, наблюдаться сказал. Мне, Танечка, Господь Бог ручки подставил, живу. Так что там со стихотворением?
    - "Плюшевые волки, зайцы, погремушки". А дальше все верно.
    - Конечно, верно, Танечка. Дальше я прекрасно помню. Ну, приходи в пятницу, я тебя жду. Храни Бог, - церемонно прощается она и неожиданно добавляет легкомысленное "счастлИво" - из своей шестидесятнической юности.
    А я перечитываю симоновские строчки, написанные в мае 1941 года, когда тетя Катя была совсем маленькой и родители ее были живы.

    Плюшевые волки,
    Зайцы, погремушки.
    Детям дарят с елки
    Детские игрушки.

    И, состарясь, дети
    До смерти без толку
    Все на белом свете
    Ищут эту елку.

    Где жар-птица в клетке,
    Золотые слитки,
    Где висит на ветке
    Счастье их на нитке.

    Только дед-мороза
    Нету на макушке,
    Чтоб в ответ на слезы
    Сверху снял игрушки.

    Желтые иголки
    На пол опадают...
    Все я жду, что с елки
    Мне тебя подарят".


    Татьяна Мэй
     
  2. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.943
    Симпатии:
    2.647
    Возвращаясь к старой теме размышлений.
    Тому, что всякие духовные движения и учения представляют как высшее человеческое достижение, - к примеру, остановке внутреннего диалога, неделанию, отказу от "я", всеобъемлющей любви, единению с некой высшей силой и прочим ступеням совершенства очень способствует старческое слабоумие. Ясная голова, интеллектуальное и душевное здоровье в старости - это, скорее, обострение противоречий с миром, духовные сомнения, глубокий духовный кризис, депрессии. Я пишу это, исходя из опыта общения с разными стариками - и с глупеющими с годами, и с сохраняющими трезвый ум.
    Вообще, следование какому-то учению до последнего вздоха - это, скорее, из области аномалий, если не касаться массовых суеверий и религий в популярном формате, их ритуальных частей. Впрочем, я к теме старости тоже подхожу "узко", поскольку меня интересует в первую очередь старость мыслящая, деятельная.


    [​IMG]


    Хрестоматийно, по учебнику - вот из чего состоят два последних кризиса развития человека:

    Кризис зрелости

    "...Кажется, что все ценностные ориентиры необходимо пережить заново. Ещё раз нужно пройти через «умри и восстань». Найденные ценности, как правило, не подвергаются сомнению, но становится ясно, что они ещё по-настоящему не усвоены. Если честно спросить себя, что из результатов своей жизни можно взять с собой, проходя врата смерти, то отпадает многое из того, что связано со знаниями, положением и опытом.
    Многие переживают начало кризиса как преддверие ещё больших испытаний, возникает чувство, что на них надвигаются такие задачи, которые они себе и помыслить не могли. <...>
    В определённом отношении развитие жизни к 63 годам предварительно завершилось. <...> В последние годы перед библейским возрастом мы должны подвести итоги и настроиться на тишину и покой старости, но и на её повышенную внутреннюю активность, из которой вырастает доброта. <...>
    Отменить прогресс нельзя. Но трудно спокойно смотреть на то, что устаревает, отходит на второй план, а затем в небытие то, что было сделано с таким трудом, ценой огромного напряжения. Всё это может вызвать не только «предметную смерть», как логическое завершение деятельности человека в определённом предмете, но и... кризис идентичности.
    <...> Кризис зрелости соотносится с заключительным (восьмым) кризисом, выделяемым Э.Эриксоном, который связан с переходом человека на уровень интегративности - завоевания всех семи предшествующих стадий развития. <...>
    Человек с интегративным уровнем внутреннего мира... уверен, что индивидуальная жизнь есть случайное совпадение конкретного жизненного цикла с единственным сегментом истории и что вся интергативность существует и исчезает вместе с тем уникальным стилем интегративности, к которому он причастен.
    Э.Эриксон отмечает, что отсутствие или утеря такой нарастающей «эго-интеграции» приводит к расстройству нервной системы или полной безысходности: судьба не принимается как обрамление жизни, а смерть – как ее последняя граница. Отчаяние вызывается прежде всего временной ограниченностью дееспособности человека, поскольку он не имеет возможности опробывать иные пути, ведущие к интеграции. Такое отчаяние часто прячется за демонстрацией отвращения, за мизантропией или хроническим презрительным недовольством определёнными социальными институтами и отдельными людьми и свидетельствует только о презрении человека к самому себе.
    <...> «Искусство старения – это в какой-то степени искусство созревания. Главные элементы и условия «третьего возраста» - физическое и психическое здоровье, глубокая жизненная мудрость и опыт, открытая альтруистическая позиция. Этот идеал реализовать нелегко, но стоит его осмыслить и встать на путь достижения. Осень своей жизни человек должен встретить подготовленным, чтобы его «третий возраст» стал для него «золотым» (К.Висьневска-Рошковска)".


    Кризис индивидуальной жизни

    "У старых людей резко меняется структура их психологического времени. В субъективном восприятии времени жизни резко уменьшается доля будущего времени и увеличивается роль прошлого. Для многих пожилых людей выход на пенсию - это потеря будущего. Прошлое, не будучи оттесняемым будущим, начинает господствовать над жизненным миром человека.
    <...>
    В исследовании памяти у лиц высокоинтеллектуального труда в пожилом возрасте было установлено, что запоминание осуществляется у них в процессе активной мыслительной деятельности. Она включает в себя глубокое продумывание и переработку материала, его перестройку. Задача запомнить что-либо чисто механически, как правило, вызывает у них внутренний протест... <...>
    Другая особенность памяти у научных работников пожилого возраста - её резко выраженная профессиональная направленность, избирательность. Лучше всего запоминается то, что особенно важно и значимо для профессиональной деятельности. <...>
    А.В.Толстых полагал, что основная причина психологических переживаний в поздней старости состоит в противоречии психических, духовных способностей и биологических возможностей человека.
    <...>
    Э.Эриксон полагал, что окончание жизненного цикла порождает «последние вопросы» о шансах человека трансцендировать за пределы своей идентичности и своего часто трагического или даже горько трагикомического участия в собственном неповторимом жизненном цикле, в исторической цепи следующих друг за другом поколений. Все великие философские и религиозные системы, имеющие дело с крайней индивидуализацией, ответственно оставались верными современным им традициям, культурам и цивилизациям. Находя трансценденцию в самоотречении, они оставались всё же этически озабоченными «сохранением миропорядка».
    «Любая цивилизация, - пишет Э.Эриксон, - может быть оценена по тому, какое значение она придаёт полному жизненному циклу индивида, так как такое значение (или его отсутствие) не может не затронуть начал жизненного цикла следующего поколения и, таким образом, шансов других людей на то, чтобы встретиться с этими конечными вопросами с некоторой ясностью и силой»".


    Виктор Слободчиков, Евгений Исаев, "ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Развитие субъективной реальности в онтогенезе"


    [​IMG]

    Фотографии Анри Картье-Брессона
     
  3. list

    list Администратор

    Сообщения:
    4.467
    Симпатии:
    1.434
    «Мне повезло: я сильно переболела раком и в какой-то момент, когда болезнь отступила, я поняла, какое счастье просто жить. В такой момент спадает пелена с глаз, и ты понимаешь, что смотреть на дерево — большая радость, что пробегающие мимо дети, которые дерутся на ходу — это тоже большая радость.

    У меня изменилась оптика. Я живу не в напряженном состоянии поиска ответа на вопросы, а в состоянии радости от клубящейся вокруг меня жизни. И я понимаю при этом — абсолютно, до глубины — что есть вопросы, на которые ответить невозможно. Например, на вопрос о смысле жизни.

    В молодые годы ты еще пытаешься как-то найти положительный ответ, но с годами понимаешь, что человек конечен, а жизнь бесконечна, и мир бесконечен, и что наши вопросы на самом деле значения не имеют, но большое значение имеет само их вопрошание. Когда мы задаем вопросы… и полагаем, что получаем ответы, это очень хорошо. Потом проходит время и ты понимаешь, что нет, не годится — ты вырос из того ответа, который ты вчера себе дал, и уже как-то по-другому видишь жизнь.

    … Я поняла, что мне не удастся построить цельного мировоззрения. Мне так хотелось, чтобы здание было красивым, чтобы все узлы совпадали, чтобы приходили ответы на все вопросы. Я поняла, что все мои концепции рухнули, и я стою по колено в руинах. И тут мне стало хорошо, потому что пришло ощущение: ты не обязан отвечать на все вопросы, а должен просто жить и радоваться жизни.

    Поэтому я вам желаю просто радоваться жизни, потому что она дает ужасно много поводов порадоваться. И наша задача, на самом деле, так себя выстроить в этой жизни, надышать вокруг себя такое личное пространство, в котором тебе хорошо, и в котором хорошо людям вокруг тебя».

    Людмила Улицкая
     
    La Mecha нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.943
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]


    [​IMG]



    [​IMG]



    [​IMG]


    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  5. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.943
    Симпатии:
    2.647
    Нет, наверное, большей меж-поколенческой пропасти, чем между долговязым, почти усатым десятиклассником и крошкой-первоклассницей в огромных бантах и с золотым звенящим колокольчиком, которую он проносит на руках по кругу на школьной линейке 1 сентября. Есть поколение дедушек и бабушек, поколение отцов и матерей и поколение их детей. Условно между ними - 20-25 лет. А есть ещё промежуточные поколения, старше-младше их на 10-12 лет. У них там тоже проблемы отцов и детей, свои дедушки, бабушки, дети, внуки. Но они существуют словно бы в другом измерении.
    То, что отчётливо вырисовывается как конфликт или преемственность между 20-, 50-, 75-летними, размыто и аморфно, когда разница в возрасте людей - 10, 30-35 лет. Феномен любопытный.
    Не потому ли, задумалась я сейчас, тут у меня не оказалось собеседников? Я ведь здесь среди 35-45-летних, чужих мне. Кто-то полагает себя старым мудрецом, и это забавно, потому что мудрости нет (её и в 50 не будет), но есть острое её желание (через десяток лет оно притупится, поверьте); слышали, наверное, не раз от сорокалетних "в мои годы...", "стар я уже...", поживи с моё...". А кто-то до сих пор цепляется за юность, и это ещё забавнее, потому что это - как детские лепет и сюсюканье под трёхлетнего у того же первоклашки, поздно уже и глупо. Они не стары и не молоды, и не легкомысленны, и не мудры. Лет через десять мы бы поговорили - если бы я, как муха в янтаре, застыла, ожидая этого. Но через десять лет меня тут и не будет, конечно, да и состарюсь я ещё на десять лет. Так и будет, пока я здесь, тянуться шлейфом это бесформенное, нелепое десятилетие между нами.
     
  6. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.943
    Симпатии:
    2.647
    "Ветер перемен
    Старение — странный процесс. Настолько странный, что часто нам трудно поверить в это. Только когда мы видим, какое воздействие время оказало на наших ровесников, мы, как в зеркале, наблюдаем, что оно сделало с нами. Ведь в своих собственных глазах мы всё ещё молоды. У нас те же надежды и страхи, что и в молодости. Наш ум всё ещё остаётся живым, а наши силы, казалось бы, не иссякли. Мы проводим эксперимент: «Смогу ли я взобраться на этот холм так же быстро, как я это делал, будучи молодым? Да, я немного задыхался, дойдя до вершины, но я потратил столько же времени, и, скорее всего, я и раньше немного задыхался».
    Переход от молодости к старости происходит так медленно, что тот, с кем это происходит, едва ли его замечает. Когда осень сменяет лето, то эти превращения настолько постепенны, что их невозможно уловить. Однако в некоторых случаях осень «атакует» внезапно. До поры она скрывается за слегка «обесцвеченными» листьями деревьев, но однажды ноябрьским утром ветер вдруг срывает золотую маску, и за ней обнаруживается изможденный скелет зимы. Листья, которые мы считали живыми, были, оказывается, мертвы и еле держались за ветки. Сильный ветер только обнажил зло, а не вызвал его. <...>

    Осеннее равноденствие
    Когда же в нашей жизни наступает осеннее равноденствие?
    Известный философ Конрад сказал, что, когда человеку исполняется 40 лет, он как бы видит перед собою линию тени и, пересекая её, с грустью отмечает, что очарование юности ушло от него навсегда. Потом мы проводим линию тени в 50 лет, и те, кто пересекает её, испытывают некоторый страх и непродолжительные приступы отчаяния, хотя они всё ещё достаточно активны.
    Старость — это гораздо больше, чем седые волосы, морщины и мысли о том, что игра сыграна, что сцена принадлежит молодым.
    Настоящее зло в старости — это не слабость тела, а безразличие души.
    За теневой линией мы видим людей и мир такими, каковы они есть, без иллюзий. Старый человек задаёт себе вопрос: «Зачем?» Это, возможно, самая опасная фраза. Однажды старый человек скажет себе: «Зачем бороться? Зачем выходить из дома? Зачем вставать с постели?»
    За исключением простейших организмов, которым удается избежать старения путем деления на два новых организма, для каждого живого существа наступает старость. Почему майской бабочке отведено всего два часа для любовной игры, а черепаха и попугай могут жить два века? Почему щуке и карпу отпущено жить 300 лет, а Байрону и Моцарту только 30? Средняя продолжительность жизни 150 лет назад была 40 лет, сегодня в наиболее цивилизованных странах она составляет около 70 лет. Если войны и революции не ухудшат экологической обстановки, то 100 лет будут нормальной продолжительностью жизни в следующем веке. Но это не повлияет, однако, на проблему старения.

    Кокосовое дерево жизни
    Чем живые существа ближе к природе, тем жёстче они относятся к своим старикам. Стареющий волк пользуется уважением своей стаи только до тех пор, пока он может настичь жертву и убить её. Киплинг в своей «Книге джунглей» описал ярость молодых волков, которых вёл на охоту старый волк, теряющий свои силы. День, когда Акела упустил добычу, стал концом его карьеры. Беззубый старый волк был изгнан из стаи своими молодыми товарищами.
    В этом отношении примитивные люди похожи на животных. Один путешественник, посетивший Африку, рассказал о том, как старый вождь умолял его дать ему краску для волос. «Если люди моего племени заметят, что я седею, они убьют меня».
    Жители одного из островов Южного моря заставляли стариков залезать на кокосовые деревья, а затем трясли их. Если старый человек не падал, то получал право жить; если же он падал с дерева, то его приговаривали к смерти. Этот обычай кажется жестоким, но ведь у нас тоже есть свои кокосовые деревья!
    О государственных деятелях, актерах, лекторах могут однажды сказать: «Он кончился». Во многих случаях это означает смертный приговор по той причине, что вместе с уходом на пенсию приходит бедность, или в результате отчаяния возникает слабость. Общим кокосовым деревом для всех становятся войны.
    Среди крестьян, где жизнь ближе к природе, физическая сила всё ещё регулирует взаимоотношения между поколениями. В городах триумф молодости более заметно проявляется во время революций и быстрых перемен в обществе, так как молодость быстрее адаптируется к переменам, чем старость.
    И, напротив, в цивилизованных странах, где много состоятельных людей, существует тенденция заботиться о пожилых людях и отдавать им дань уважения. Старых людей не бросают, потому что в мире, где долгое время не было перемен, опыт приобретает особую ценность. <...>

    Тирания прошлого
    Старость приносит бесконечные трудности. Однако если вы хотите с ними бороться, вы должны спокойно признать их. Когда доктор приходит к серьезно заболевшему пациенту, он говорит: «Вот что случится, если вы не будете заботиться о себе». Затем он перечисляет симптомы, каждый из которых тяжелее предыдущего, и заверяет: «Ни один из этих симптомов не разовьётся, если вы примените превентивные меры».
    Вот и я хочу рассказать вам о том, с какими неприятностями вы можете столкнуться в старости и как их избежать, если предупредить.
    Стареющее тело — как долго работавший двигатель. При внимательном к нему отношении, уходе и своевременной профилактике он может ещё хорошо послужить. Конечно, он будут уже не тот, что прежде, и от него нельзя требовать слишком многого. Но при разумном отношении к своему организму можно сохранить активность и в старости.
    У старых людей развивается удивительный эгоизм, который им мешает дружить с молодыми. Если бы не он, то тепло, будучи соединенным с опытом, напротив, привлекало бы молодых.
    <...>
    Одиночество — самое большое зло в старости; один за другим уходят старые друзья и родственники, и заменить эти потери нельзя. Старость уносит силы и отнимает удовольствия.
    «Старость — это тиран, — сказал Ларошфуко, — который запрещает удовольствия юности, грозя наказанием смертью». Прежде всего «запрещается» бурная любовь, характерная для молодых. Пожилые люди порой переживают, что их физические желания не совпадают с возможностями. Во многих случая стареет не только тело. Но и душа.
    <...>
    Бабушки и дедушки часто находят общий язык с внуками быстрее, чем с детьми. Даже физически они ближе к внукам. Они не могут бегать с сыном, но они могут бегать с внуком. Наши первые и последние шаги имеют одинаковый ритм.
    Кроме того, люди стареют медленнее, если у них есть обоснованные причины, чтобы жить. Считается, что человек изматывает себя, если он очень активен в старости. Как раз наоборот. Старение — это не более чем плохая привычка, которой занятой человек не имеет времени следовать.
    Во многих случаях старые люди являются лучшими лидерами, нежели молодые. Старые дипломаты и доктора опытны и мудры, так как их не отвлекают молодые страсти, и они могут рассуждать спокойно.
    Цицерон сказал: «Великие дела совершаются не посредством физической силы, а благодаря зрелой мудрости, присущей старости».

    Линия света
    Есть два разумных способа стареть. Первый — не стареть. Он для тех, кому удаётся избежать старости, ведя активный образ жизни. Второй — принимать старость со спокойствием и отрешенностью. Время борьбы прошло. Есть старые люди, которые не только завидуют молодым, а жалеют их, потому что штормящее море жизни всё ещё лежит у их ног. Лишённые некоторых удовольствий молодости, эти люди с особой остротой ощущают те удовольствия, которые у них остались.
    Существует несколько способов стареть неприятно. Самый худший из них — пытаться удержать то, что нельзя вернуть. К сожалению, встречаются такие люди, чья жизнь отравлена до последних дней постоянной неудовлетворенностью.
    Искусство стареть — это искусство вести себя так, чтобы быть для следующих поколений опорой, а не камнем преткновения, доверенным лицом, а не соперником.
    Следует поговорить также об уходе на пенсию. Некоторые тяжело это переживают. Между тем для человека, сохранившего способность удивляться, уход на пенсию может быть приятным моментом в его жизни. У себя дома, в своём саду он может, наконец, заняться любимыми делами.
    Ещё интереснее будет жить тому, кого всегда волновали поэзия, книги, красоты природы. Произведения великих писателей — наши бессмертные друзья.
    Музыка — также чрезвычайно преданный друг. Для тех из нас, кто разочаровался в людях, музыка — уход в другой, прекрасный мир.
    <...>
    Таким образом, через 10 или 20 лет после того, как человек пересёк «линию тени», он может пересечь «линию света». Он покоен и счастлив. Его открытость и приветливость говорят о состоянии его души. Нет, старость — это не ад, над входом в который начертано: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Если старые люди достойны дружбы, они окружены друзьями и в старости. И, наконец, страх смерти в старости можно преодолеть верой и философией.

    Просто пора спать
    Сможет ли когда-нибудь наука сделать так, чтобы старость не разрушала наше тело? Возможно ли создать фонтан молодости, в чьих водах мы могли бы искупаться, чтобы снова стать юными? Биологам удалось этого добиться в опытах над простейшими организмами. Но нужно ли человеку жить так долго?
    В 80 лет человек уже всё испытал: любовь и её конец, амбиции и последующее опустошение; несколько наивных иллюзий и отрезвление, наступающее после их крушения.
    Страх смерти не очень велик в старости; все привязанности и интересы остались в прошлом и касаются тех людей, которые уже умерли.
    Когда Герберта Уэллса чествовали по поводу его 70-летия, он произнёс речь, в которой заметил, что это событие воскресило его детские впечатления. Няня, бывало, говорила ему: «Генри, вам пора спать». Он обычно протестовал, но в глубине души знал, что сон принесёт ему отдых.
    «Смерть — это такая же добрая и одновременно строгая няня, и когда приходит время, она говорит: «Генри, вам пора спать». Мы немного протестуем, но хорошо знаем, что пора отдыхать, и в глубине души ждём этого".

    Андре Моруа


    512950_pribeh-sedlaka-v0.jpg
    Ибра Ибрагимович
     

Поделиться этой страницей