1. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.647
    Симпатии:
    2.604
    ...что я это уже говорила)

    [mod=Мила]Из "Заповедника Омелы"[/mod]
    Извините, я зануда. Но я всё ещё пребываю в надежде, что говорю на этом форуме о волнующем меня не зря. И есть люди, к которым я обращаюсь, не называя их имён, и собираю для них этот урожай из знаков и звуков. Иногда я совсем не уверена, что меня хоть кто-нибудь услышал. Может быть, услышат, если я повторю.
    Это отсюда.

    В "Копилку" брату орму в этой теме: свидетельства... не очевидцев, а самих участников этой драмы - творцов.
    Если Андрей захочет, я буду складывать цитаты с этот пост, постепенно его подновляя. Могу и складывать их в самой ветке постепенно. Брат, скажи, как лучше.
    Писать обстоятельно сейчас не могу, потому что уже одной ногой на пороге. А вот небольшое высказывание, попавшееся удачно под руку, приведу.
    Итак, начнём для разминки с Востока.

    "Здесь уместно напомнить, что творчество требует времени. Это означает, что писатель должен иметь возможность потратить на работу столько времени, сколько необходимо для хорошей вещи. А тут всё решает одно великое слово: "еда". Часто приходится слышать вопли: увы, нет великих произведений!!! Внимая этим воплям, я думаю: неужели эти крикуны представляют себе писателяв виде крошечного насекомого, питающегося росой? Я понимаю, что мой талант не так уж значителен и вряд ли в этой жизниможно ждать от меня великих творений. Но я уверен, что, если бы мне дали достаточно времени и еды, я мог бы написать неплохие вещи..."
    Лао Шэ, "Старый вол, разбитая повозка".
     
  2. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.647
    Симпатии:
    2.604
    А это отсюда.

    А ведь это вещь, которая разумеется сама собой, filus. «Жизнетворение» можно счесть не самым заметным явлением культуры. Каким образом можно искать подтверждения этому суждению? Историю творчества собственной жизни можно, например, назвать не самым оформленным жанром в искусстве, если искать в произведениях искусства буквальные подтверждения замысла автора выразить саму технологию «жизнетворчества» – через близкую читателю или зрителю для этого выражения терминологию. Однако процесс «жизнетворчества» выражается через явления культуры самыми разными способами, без обращения к какому-то особому языку, без фиксации на процессе. И это касается не только жанров, которые имеют дело с протяжёнными во времени сюжетами, а также психологического или духовного направления. Чего стоят автопортреты, сделанные между делом, наброски художников или, например, вдруг врезающиеся протяжённые по времени эпизоды спектаклей и фильмов, скудные по выразительным средствам и лишённые динамики – сколько в них скрытой жизни, каков по мощности авторский посыл к зрителю, какие раскрываюся в момент созерцания этих предметов и моментов потенциальные возможности для самоуглубления зрителя и его качественно нового шага вперёд… Собственно, последнее, что я написала в этом перечислении – и есть то главное, ради чего художники и творят, если оставить в стороне тему самореализации. И «жизнетворение» авторов и зрителей со слушателелями осуществляется, filus, - даже в состоянии полной неготовности в осознанию самого этого процесса. И то же самое можно сказать о самом жизненном пути - при отсутствии контактов с искусством. Остаётся только повторить: творчество не ограничивается рамками создания продукта культуры.

    И ещё один частный момент.
    Лис, это сейчас твоими устами заговорил обыватель. Обычно это звучит так: «Больно много корчат из себя». Конечно, и это относится к опасностям при углублении в творческий процесс одновременно с процессом собственной оценки, но это одна из самых безобидных опасностей. Опасность чувства избранности для художника сильно преувеличена потребителями искусства:)
    Причём то, что видится снобизмом со стороны творческой среды, получает симметричный отклик со стороны потребительской среды. И не будем здесь судить, какие проявления группового мышления агрессивнее и дестуктивнее...

    Добавлено спустя 20 минут 18 секунд:

    "События - удел его, Борхеса. Я бреду по Буэнос-Айресу и останавливаюсь - уже почти машинально - взглянуть на арку подъезда и решетку ворот; о Борхесе я узнаю из почты и вижу его фамилию в списке преподавателей или в биографическом словаре. Я люблю песочные часы, географические карты, издания XVIII века, этимологические штудии, вкус кофе и прозу Стивенсона; он разделяет мои пристрастия, но с таким самодовольством, что это уже походит на роль. Не стоит сгущать краски: мы не враги - я живу, остаюсь в живых, чтобы Борхес мог сочинять свою литературу и доказывать ею мое существование. Охотно признаю, кое-какие страницы ему удались, но и эти страницы меня не спасут, ведь лучшим в них он не обязан ни себе, ни другим, а только языку и традиции. Так или иначе, я обречен исчезнуть, и, быть может, лишь какая-то частица меня уцелеет в нем. Мало-помалу я отдаю ему все, хоть и знаю его болезненную страсть к подтасовкам и преувеличениям. Спиноза утверждал, что сущее стремится пребыть собой, камень - вечно быть камнем, тигр - тигром. Мне суждено остаться Борхесом, а не мной (если я вообще есть), но я куда реже узнаю себя в его книгах, чем во многих других или в самозабвенных переборах гитары. Однажды я попытался освободиться от него и сменил мифологию окраин на игры со временем и пространством. Теперь и эти игры принадлежат Борхесу, а мне нужно придумывать что-то новое. И потому моя жизнь - бегство, и все для меня - утрата, и все достается забвенью или ему, другому.
    Я не знаю, кто из нас двоих пишет эту страницу".

    Хорхе Луис Борхес, "Борхес и я".

    Добавлено спустя 13 минут 11 секунд:

    И один из самых моих любимых рассказов.

    "Сам по себе он был Никто; за лицом (не схожим с другими даже на скверных портретах эпохи) и несчетными, призрачными, бессвязными словами крылся лишь холод, сон, снящийся никому. Сначала ему казалось, будто все другие люди такие же, но замешательство приятеля, с которым он попробовал заговорить о своей пустоте, убедило его в ошибке и раз навсегда заставило уяснить себе, что нельзя отличаться от прочих. Он думал найти исцеление в книгах, для чего - по свидетельству современника -- слегка подучился латыни и еще меньше - греческому; поздней он решил, что достигнет цели, исполнив простейший обряд человеческого общежития, и в долгий июньский день принял посвящение в объятиях Анны Хэтуэй.
    Двадцати с чем-то лет он прибыл в Лондон. Помимо воли он уже наловчился представлять из себя кого-то, дабы не выдать, что он - Никто; в Лондоне ему встретилось ремесло, для которого он был создан, ремесло актера, выходящего на подмостки изображать другого перед собранием людей, готовых изображать, словно они и впрямь считают его другим. Труд гистриона принес ему ни с чем не сравнимую радость, может быть первую в жизни; но звучал последний стих, убирали со сцены последний труп - и его снова переполнял отвратительный вкус нереальности. Он переставал быть Феррексом или Тамерланом и опять делался никем. От скуки он взялся выдумывать других героев и другие страшные истории. И вот, пока его тело исполняло в кабаках и борделях Лондона то, что положено телу, обитавшая в нем душа была Цезарем, глухим к предостережениям авгуров, Джульеттой, проклинающей жаворонка, и Макбетом, беседующим на пустыре с ведьмами. Никто на свете не бывал столькими людьми, как этот человек, сумевший, подобно египетскому Протею, исчерпать все образы реальности. Порой, в закоулках того или иного сюжета, он оставлял роковое признание, уверенный, что его не обнаружат; так, Ричард проговаривается, что он актер, играющий множество ролей, Яго роняет странные слова "я - это не я". Глубинное тождество жизни, сна и представления вдохновило его на тирады, позднее ставшие знаменитыми.
    Двадцать лет он провел, управляя своими сновидениями, но однажды утром почувствовал отвращение и ужас быть всеми этими королями, погибающими от мечей, и несчастными влюбленными, которые встречаются, расстаются и умирают с благозвучными репликами. В тот же день он продал театр, а через неделю был в родном городке, где снова нашел реку и деревья своего детства и уже не сравнивал их с теми, другими, в украшеньях мифологических намеков и латинских имен, которые славила его муза. Но здесь тоже требовалось кем-то быть, и он стал Удалившимся От Дел Предпринимателем, имеющим некоторое состояние и занятым теперь лишь ссудами, тяжбами и скромными процентами с оборота. В этом амплуа он продиктовал известное нам сухое завещание, из которого обдуманно вытравлены всякие следы пафоса и литературности. Лондонские друзья изредка навещали его уединение, и перед ними он играл прежнюю роль поэта.
    История добавляет, что накануне или после смерти он предстал перед Господом и обратился к нему со словами:
    - Я, бывший всуе столькими людьми, хочу стать одним - Собой.
    И глаc Творца ответил ему из бури: - Я тоже не я: я выдумал этот мир, как ты свои созданья, Шекспир мой, и один из признаков моего сна - ты, подобный мне, который суть Все и Ничего".

    Хорхе Луис Борхес, "Everything and Nothing"
     
  3. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.647
    Симпатии:
    2.604
    Отсюда.

    "...В коротком наброске, подаренном Александру Штиху, Пастернак подводил итоги десятилетия... [с 6 августа 1903 года] Он называет этот день началом своей творческой "композиторской биографии". Начав с воспоминаний о лете 1903 года, он говорит далее, что теоретизируя в минуты упадка творчества, человек вправе поставить вопрос, чего же хочет художник, чего он добивается, и отвечает:
    "Стать источником наслаждения и такого, которое, будучи обращено на человека, по своей природе и по своим размерам таково, что предполагает не человека вовсе, но какие-то "все четыре стороны" приятия наслаждения; - послать волну такого наслаждения и благодаря его особенности испытать его со своей стороны в другом; отдать, чтобы получить его в ближнем, - в этом цельное, замкнутое, к себе возвращающееся кольцо творчества.
    Если чувственность вообще - слой, спаивающий две величины, лежащие по обе стороны от него, то чувственность искусства - это спай цельного обруча", - формулировал он. Понятие эстетического наслаждения, общепринятое в лексике мирного времени, вскоре стало в России пошлым и неуместным, - история разомкнула эстетическое кольцо сознания.

    В 1953 году Пастернак заметил, что настоящее искусство, далекое от притязаний и самоутверждения, "робко желает быть мечтою читателя, предметом читательской жажды, и нуждается в его отзывчивом воображении не как в дружелюбной снисходительности, а как в составном элементе, без которого не может обойтись построение художника, как нуждается луч в отражающей поверхности, или в преломляющей среде, чтобы играть и загораться".

    "...Пастернак писал в очерке "Люди и положения", что уже тогда, в 1913 году, постоянная его забота обращена была на содержание, "постоянной мечтою было, чтобы само стихотворение нечто содержало, чтобы оно содержало новую мысль или новую картину". Требование концентрированной, живой передачи атмосферы бытия никогда не оставляло его. В стихотворении "Памяти Марины Цветаевой" 1943 года оно формулируется:

    Я жизнь в стихах собью так туго,
    Чтоб можно было ложкой есть...

    Для того чтобы написанное "было вгравировано внутрь книги и говорило с ее страниц всем своим молчанием и всеми красками своей черной бескрасочной печати", оно должно привести в действие воображение. Впечатление передается иносказательно. Пластическая достоверность передачи натуры вызывает у пишущего физическое чувство откровения.
    Можно ли ему верить? Можно ли считать, что воображение читателя воспримет картину его записи? Для начинающего художника это предмет чистого риска. Без существенной доли такого риска и беззащитности живое искусство не существует. Недавние предшественники создали исключительную восприимчивость публики. Эстетическое кольцо восприятия, в котором, как писал Пастернак, художник должен "роковым, инстинктивным и непроизвольным образом видеть так, как все прочие думают, и наоборот, думать так, как прочие видят", на каждом шагу давало свидетельство своего существования. Символисты и их последователи пользовались иносказанием с неслыханной перед тем смелостью. Доступность обеспечивалась условным, как говорил Пастернак - "лиловым" языком, к которому привыкли как к общепринятой норме. Пастернак, по воспоминаниям Вяч. Вс. Иванова, говорил, что Блок пользовался лиловым языком потому, что перед ним были лиловые люди..."


    Е.Б.Пастернак, "Борис Пастернак. Биография"


    "...Всей своей жизни поэт придает такой добровольно крутой наклон, что ее не может быть в биографической вертикали, где мы ждем ее встретить. Ее нельзя найти под его именем и надо искать под чужим, в биографическом столбце его последователей. Чем замкнутее производящая индивидуальность, тем коллективнее, без всякого иносказания, ее повесть. Область подсознательного у гения не поддается обмеру. Ее составляет все, что творится с его читателями и чего он не знает".

    Борис Пастернак

    Добавлено спустя 2 минуты 22 секунды:

    "В минуты упадка творчества". Sic.

    Добавлено спустя 1 час 5 минут 11 секунд:

    "Упадок творчества", Андрей, - это не унизительная слабость у художника.
    Это то же, что и сон после бодрствованя, отлив после прилива, сезон засухи после сезона дождей - или наоборот, кому какой образ ближе...

    Время осмысления.


    И вот я возвращаюсь к цветку в руках Жана Кокто.

    Реальность растерзана от её перманентного употребления из-за всякой нужды. А художник бережной рукой возвращает ей цельность и жизнь - вот аллегория, заключённая в эпизоде фильма, который я попросила Володю Камского сделать доступным для форума. Это очевидно - настолько же, насколько красиво воплощено в фильме.

    Однако я подкину вам парадокс, который так же заключён в этом эпизоде, и он тоже вписывается в смысл эпизода - возможно, уже как игнорируемая Жаном Кокто, поглощённого творением фильма, но имеющая право там присутствовать часть смысла. Форма эпизода фильма, которую мы, зрители, тоже употребляем по своей нужде, которую предоставил нам Кокто, красивая и даже печальная, имеет подкладку, не очень красивую и не особо печальную. Она суха и трезва.
    Итак, вот вам парадокс: чтобы создать образ художника-творца, вдыхающего жизнь в свои творения, Кокто-художник должен был растерзать и убить этот цветок. Кто понимает кинематографическую технологию, понял меня. То есть во имя вдыхания жизни в предметы идеальные художник бывает вынужден и способен убить жизнь матерьяльную. И это так. Вот такая изнанка волшебной ткани повествования в фильме тоже присутствует и выдаёт себя стежками и пятнами на лицевой стороне полотна.
     
  4. Лис

    Лис Активный участник

    Сообщения:
    1.354
    Симпатии:
    86
    :clapping: Услышал.

    "Случайные" пересечения: я ещё добавил химизм нагрузок, а еду "усилил" духовным подтекстом. Правда настрочил я это немного по другому поводу .
    -----
    В определённые эмоциональные состояния жизни мне намного весомее и значительнее узнавать биографию творца, чем то, что он и донёс до людей как мастер своего дела. До странности. Как будто он ещё ничего не создал и самым главным для него и для нас, интересующихся и любопытствующих, являются факты его судьбы.

    Жития, биография, автобиография, мемуарная проза, сама историческая наука, документальное кино, в живописи - портрет и реализм как направление, в фотографии - домашние альбомы, больное созидание папарацци, ежедневная газета, новостные блоки телевидения, общение в чатах?! Жанрообразуется понемногу. :)

    Плюс.

    Разговор с самим собой - один из мотивационных двигателей творчества.

    Плюс.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.647
    Симпатии:
    2.604
    «Мы дни за днями шепчем "Завтра, завтра".
    Так тихими шагами жизнь ползёт
    К последней недописанной странице.
    Оказывается, что все "вчера"
    Нам сзади освещали путь к могиле.
    Конец, конец, огарок догорел!
    Жизнь - только тень, она - актёр на сцене.
    Сыграл свой час, побегал, пошумел -
    И был таков...»
    Уильям Шекспир, "Макбет"

    Но:

    «Когда меня отправят под арест
    Без выкупа, залога и отсрочки,
    Не глыба камня, не могильный крест, -
    Мне памятником будут эти строчки.

    Ты вновь и вновь найдёшь в моих стихах
    Всё, что во мне тебе принадлежало.
    Пускай земле достанется мой прах, -
    Ты, потеряв меня, утратишь мало.

    С тобою будет лучшее во мне.
    А смерть возьмёт от жизни быстротечной
    Осадок, остающийся на дне,
    То, что похитить мог бродяга встречный.

    Ей – черепки разбитого ковша,
    Тебе – моё вино, моя душа».
    Уильям Шекспир, Сонет №74
     
  6. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.647
    Симпатии:
    2.604
    Из "Мне бы в небо..." (полуторалетней давности:)

    Есть такая тема в разделе "Психология", напомнили мне сегодня о ней.


    Это вот очень интересная тема. «Душа, рвущаяся ввысь…»

    Ввысь, и совершенно конкретно, топографически, в земных измерениях – туда (тычу пальцем вверх). Почему? Почему мы воспринимаем вот эти энергетические связи, всю эту паутину, в которой перемещаемся, как пауки, очень чётко дифференцируя то, что на наш человеческий взгляд способствует воплощению Божественного замысла, и то, что ему, опять же на наш взгляд, препятствует? То, что способствует – наверху, то, что нет – внизу. Творческий порыв тоже просто физически приподнимает и вызывает чувство полёта.
    Может, потому, что перемещение сексуальной энергии, расходуемой на творчество, так отзывается в ментальном теле?
    Так почему в творческом полёте мы приподнимаемся над собой и парим в небесах?

    Есть в этом месте, где мы пребываем, такая штука, которую не нарисуешь – гравитация. Не пускает она нас в небо… И есть у нас такие штуки, которые тоже не нарисуешь – чакры. И расположены они в нас в определённом порядке и ориентированы по отношению к гравитации именно так…
    И этот вид энергии (сексуальная она просто по общему определению, на самом деле это определение – от человеческого несовершенства, загнали её в эту сферу, как доминирующую) единственный, с которым мы можем что-то сознательно делать. Творить детей, приподнимая до пупка – овладеть ремеслом, добравшись до Анахаты – затронуть эмоции слушателей и зрителей, подняв её до Вишудхи – постигать философию… Тем, кто отдаётся творчеству, воздаётся, и их посещает вдохновение (в виде дополнительной энергии «свыше»)… Чем выше её поднимают – тем выше творчество, тем далее оно уходит от простого умножения форм к творчеству самого себя, со-творчеству с Богом – к творению Человека…

    Потому мы и парим? И стремимся – даже физически – ввысь? Интуитивно ощущая «верность» этого направления?
     
  7. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.647
    Симпатии:
    2.604
    Из "Несовместимости парадигм" (в "Гипотезах&a

    Отсюда.

    А может быть, следующая ниже мысль хоть немного примирит уверовавших, но терзающихся сомнениями, с тем, что "мир как представление, который только и рассматривается здесь нами, начинается, конечно, лишь тогда, когда раскрывается первый глаз: без этого посредника знания мир не может существовать"?

    Итак, вот эта мысль:

    "Непросвещённый человек, которому ещё далеко до Полного пробуждения, считает себя обладателем неповторимого, ему одного присущего ума... Но тибетские Учителя утверждают, что неповторимым является только Единый Космический Ум, что на каждом из бесчисленных небесных тел в космосе, на которых существует жизнь, о Едином Космическом Уме имеется неправильное представление, так как такое представление создаёт отражённый, то есть вспомогательный ум, которым обладают все существа, живущие на них, включая планету Земля...
    Также человечество является единым источником иллюзий. Если бы люди не были связаны единым умом, не было бы коллективных галлюцинаций...
    Именно благодаря тому, что умы людей, или их сознание, являются одним коллективным целым, всё человечество одинаково воспринимает весь мир явлений, видит одни и теже горы, реки и океаны...одни и те же цвета, одинаково воспринимает звуки и запахи, обладает одинаковыми вкусовыми ощущениями и испытывает одинаковые чувства.
    ...На этом коллективном человеческом уме основана человеческая наука. Он обеспечивает единообразие и преемственность всему человеческому знанию".

    И чтобы совсем уж расшатать непоколебимую уверенность в незыбленности реальности и вторичности восприятия, от себя добавлю свою ложечку дёгтя и в этот академический текст: а вы уверены, что мы действительно воспринимаем явления реальности одинаково - мы, живущие на Земле?
    Вы уверены, что собеседники, говорящие об одном и соглашающиеся друг с другом в том, что воспринимают это одинаково, действительно видят одну и ту же картину мира? Что то, как вы видете красный или зелёный цвет, ощущаете боль от упавшего на вас тяжёлого предмета или вкус пищи, универсально для всех? Мы даже разными глазами видим по-разному и разными ушами слышим по-разному, наше тело по-разному разными участками реагирует на раздражители, и после этого можно брать на себя смелость утверждать, что другой человек воспринимает реальность ТОЧНО ТАК ЖЕ, как и мы? Мы называем феномены, которые наблюдаем, одними определениями и на этом успокаиваемся, однако я не уверена, что синее небо, которое мы называем синим, мой собеседник не воспринимает ВНУТРЕННЕ именно так, как я, вполне возможно, что он "видит" его таким, что я бы, например, назвала жёлтым или розовым. Мы говорим о кислом или сладком, но как влезть в сферу ощущений собеседника, чтобы убедиться, что он называет так именно то, что и я так называю? Я даже не уверена в идентичности определений и самих языковых, звуковых элементов. Это я так "слышу" и "вижу", и существо рядом со мной находится на моём поле, это не его идентификация, а моя интерпретация его идентификации, перевод на мой язык восприятия.
    Есть прорехи, в которые мы можем иногда случайно или осознанно заглянуть, чтобы убедиться в иллюзорности этой незыблемой реальности. Есть люди, воспринимающие, например, звуки как цвета, есть кожное видение, есть прорывы в другой уровень восприятия у экстрасенсов, когда они вообще не находят обиходных определений для своих ощущений. Даже "видение" ауры и прочих тел у человека приобретает комический оттенок, когда обученные ради эксперимента видеть одно и то же в разных цветовых гаммах видят одно и то же по сути (т.е. работают хорошо), но в разных цветах.
    Мы с вами - неоткрытые друг для друга вселенные, несмотря на то, что являемся частями одного единого целого. И данная нам в ощущениях реальность вокруг нас так же не открыта для тех, кто с нами рядом.

    Да, забыла написать в прошлый раз, это я там Шопенгауэра цитировала, а сейчас - Эванса-Вентца.

    Добавлено спустя 1 час 19 минут 49 секунд:

    Да, вспомнила ещё одно: есть такой закон этой печальной реальности - смена парадигм происходит с уходом последнего сторонника старой парадигмы... Может быть, кто-то знает более точную формулировку.
    Картина того, как схлёстываются материализм и идеализм, если помнить об этом, выражает непримиримое противоречие такой глубины и степени неразрешимости, что - на мой вот взгляд, конечно - пропадает всякое желание участвовать в этой битве, дабы не поддерживать своей маленькой искоркой этот неугасимый огонь...
     
  8. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.647
    Симпатии:
    2.604
     
  9. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.647
    Симпатии:
    2.604
     

Поделиться этой страницей