Что знает слепой?

Тема в разделе "Религия без credo", создана пользователем Соня, 14 сен 2011.

  1. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    /Развитие темы "Видеть дерево и знать о нем"/
    http://forum.arimoya.info/threads/Найди-десять-отличий-или-по-картинке-Бога-мы-призваны-искат.308/


    Апофатическое, "отрицательное" богословие является истинным.
    Дионисий Ареопагит и Нагарджуна прекрасно бы поняли друг друга.
    (Предпочитая, все же, свою картину чужой).

    [​IMG]

    Апофатическое богословие является истинным. Но не "путеводным".
    Катафатическое, "положительное", дающее какие-то образы, смыслы, утверждения, -
    является "условно истинным".
    Истинным, при условии, что воспринимающая сторона, верующий, искатель, - имеет представление о чем идет речь, об источнике образа.
    Поэтому на Востоке так часто предупреждают:
    "Учение - лишь палец, указывающий на луну. Но не сама луна.
    "Сообщить" луну (как учение) невозможно. Луны можно достичь только самостоятельным поиском, движением ей навстречу, открытостью лунному лучу.

    Палец-учение очень красив, правилен и убедителен. Так и хочется за него схватиться.
    Потому что это относительно просто. Тут тоже требуется работа и ума, и сердца.
    Но работа это относительно легкая, относительно безопасная; она не требует тотального самоотрицания, "отвергнись себя и иди за Мной".
    Движение же к луне по лунному лучу более требовательно, более тотально; такое движение дает начало "алхимии преображения".

    я без всякого пренебрежения отношусь к катафатике; к писаниям и учениям.
    Просто надо более отчетливо сознавать их смысл и цель.

    Апофатика тоже таит в себе опасности. Она дает мгновенное экстатическое видение, интеллектуально-эмоциональное головокружение, восторг.
    Но не дает опоры, метода, надежды.
    После такого сногсшибательного путешествия, "нети-нети", остается легкое самодовольство своей продвинутостью и мысль: "До Бога высоко, до луны далеко".
    До нее, как до хармсовского носа, "не допрыгать, не достать".

    Положительное богословие дает учение, интеллектуальное понимание, образы, смысл и цель.
    Порой, даже дает и значительные переживания.
    Просто ни на чем этом нельзя останавливаться; надо идти дальше.

    Искатель пришел в собрание старцев.
    Слепой пришел в собрание зрячих. "Что есть свет?", - спросил он.
    Зрячие только покачали головами. "Свет нельзя объяснить. О свете нельзя рассказать. Свет можно только увидеть. Увидеть самому. Прозреть".
    Но слепой был так опечален; он был так чист и искренен в своем устремлении ... , что один из зрячих подошел к нему и положил свою прохладную ладонь ему на глаза.
    (Представьте себе: добрая прохладная ладонь действительно может дать понятие о свете).

    "Я понял! Я понял"", - воскликнул слепой и радостно умчался прочь.
    Зрячие осуждающе покачали головой. "Из добрых побуждений, брат, ты сделал недоброе дело.
    Раньше слепой знал, что он слеп. Теперь он думает, что знает."

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 4 авг 2023
  2. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Пока никто не спорит. А подтверждать очевидное - излишне. :)
     
  3. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Вопрос о способах передачи.
    (В частности, о соотношении апофатики и катафатики.)
     
  4. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Передачи чего и кому конкретно? Таким вопросам очень редко бывает полезна широкая обобщённость (о чём ты и сама написала). И то, что они худо подходят для роли сырья к ментальным идеологическим матрицам, только плюс.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Передачи опыта в широком смысле:
    - от
    А
    душеполезности рассказа о своих высоких переживаниях /опыта начального/
    (три противоположных принципа:
    - мысль изреченная и искажает и убивает
    - опасности услады тайным самолюбованием
    - напротив! вдохновляет и помогает отождествляться со своими более высокими состояниями)

    до
    Я
    передачи словами опыта "финального" (просветления, "Я и Отец - одно" и пр.)
    - Будду под древом боги долго уговаривали, пока тот не согласился, что может парочке человек на свете его слова и могли бы в чем-то помочь.
    Т е, невыразимость опыта и бессмысленность передачи (созреют - сами дозреют).

    - Соня (в ответ на упреки Миркиной, что та слишком много говорит о молчании):
    Напротив!
    О молчании можно говорить бесконечно.....
    А о тишине - хочется петь во весь голос.

    или, словами притчи, приведенной де Мелло:
    - Передача словами возможна (поскольку единственно возможна)
    тогда что требуется для ее действенности:?
    Типа:
    - слова носителя опыта всесильны, слова повторюшки - бессильны
    - степень готовности ученика
    - искажение "лжеименным разумом" ап. Павла, бытовым пониманием слов, говорящих не о быте, а о Бытии,
    исправление имен Конфуция...

    И Т. Д.! :D

    Впрочем, раз не "понеслось", можно
    http://forum.rozamira.ws/viewtopic.php?t=5210
    и
    http://forum.rozamira.ws/viewtopic.php?t=5215
    сразу уже переносить в разделы.
     
    Последнее редактирование: 4 авг 2023
  6. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Сущие пустяки. Верное осознавание единства с Богом в этом занятии (степень может изрядно варьироваться). В де-теистическом описании - наличие приписываемых Ему атрибутов.
     
  7. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    «На нас надвигается новое Средневековье…»
    Размышления над «Дневниками» протоиерея Александра Шмемана
    (Священник Филипп Парфенов)
    http://magazines.russ.ru/continent/2007/132/pa16.html

     

Поделиться этой страницей