Что такое нирвана?

Тема в разделе "Буддизм", создана пользователем plot, 2 июн 2013.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.920
    Симпатии:
    1.805
    Что такое нирвана.

    Понятие о нирване вводится в третьей Благородной Истине. Вот как это звучит в оригинале:
    Е.А.Торчинов в "Религиях мира: опыт запредельного" пишет:
    В четвёртой печати буддизма говорится: "Нирвана есть покой". Имеется в виду успокоение вечно волнующихся из-за постоянной фрустрации-дуккхи дхарм.

    При этом буддийское учение различает различные виды нирваны. Далай Лама XIV, "Гарвардские лекции":
    Тхеравада и Махаяна разнятся в понимании нирваны: для Тхеравады нирвана является контраспектом сансары, т.е. нирвана и сансара принципиально несовместимы. Однако в Махаяне, с лёгкой руки Нагарджуны, нирвана тождественна сансаре. Вот что говорит об этом Е.А.Торчинов во "Введении в буддологию":
     
  2. list

    list Автор

    Сообщения:
    4.371
    Симпатии:
    1.355
    Возник вопрос:
    как соотносятся нирвана в буддизме с нирваной в интегральной йоге Шри Ауробиндо (от которой он оттолкнулся) и возможно ли провести какое-либо соотношение? Если нет - почему.
     
  3. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.533
    Симпатии:
    1.187
    А тебя не затруднит привести из Шри Ауробиндо определение?
     
  4. list

    list Автор

    Сообщения:
    4.371
    Симпатии:
    1.355
    Методологически очень верный ход. )

    Определения я не встречала, а есть описание. Позволю себе привести довольно большой фрагмент, с тем чтобы избежать неясностей:

    (из книги Сапрема "Шри Ауробиндо, или Путешествие Сознания")
    курсив автора
     
    Владимир К и Василий нравится это.
  5. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.533
    Симпатии:
    1.187
    А можешь заодно привести описание более продвинутых опытов, чем Нирвана? )
    Я просто с его трудами практически не знаком.
     
  6. list

    list Автор

    Сообщения:
    4.371
    Симпатии:
    1.355
    космическое сознание:

    Но это ещё не то.

    сверхсознательное:


    супраментальное сознание:




    я ещё не дочитала )
    и вообще это выходит за рамки темы ветки )
     
    Последнее редактирование: 9 авг 2016
    Владимир К нравится это.
  7. list

    list Автор

    Сообщения:
    4.371
    Симпатии:
    1.355
    Ну и, как я понимаю, Максим намного подробнее осветил эти состояния в ветке "Восхождение в сферу разума".
    И вот в связи с этим меня и интересует соотношение "конечной" буддийской нирваны с "серединной" нирваной Ауробиндо.
     
    Последнее редактирование: 9 авг 2016
  8. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.533
    Симпатии:
    1.187
    Если понимать нирвану исключительно в смысле Ауробиндо, то может и выходит. )
     
  9. Борис

    Борис Участник

    Сообщения:
    149
    Симпатии:
    5
    А окончательная градация стадий нирваны существует? Чтобы покинуть мир без страданий Будда, насколько я помню, сошел с 8-ой стадии на 4-ю. Где находился тогда Шри Ауробиндо? Или об этом можно судить, лишь повторив опыт обоих?
     
  10. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.533
    Симпатии:
    1.187
    Это вы о дхьянах, стадиях сосредоточения.
     
  11. Владимир К

    Владимир К Автор

    Сообщения:
    1.133
    Симпатии:
    298
    Нирвана в индуизме совсем другое чем нирвана в буддизме. Это понятие заимствовано из индуизма и, как мы видим, индусы пошли дальше.
     
  12. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.533
    Симпатии:
    1.187
    А Д.Андреев пошел еще дальше?
     
  13. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.920
    Симпатии:
    1.805
    Честно говоря, опыт Ауробиндо больше напоминает психоделику. Ярко разукрашенный опыт дхьян. Причем не описаны даже самые высшие дхьяны. Но не буду настаивать. С наследием Ауробиндо почти не знаком.
     
  14. list

    list Автор

    Сообщения:
    4.371
    Симпатии:
    1.355
    Просто возможно эти опыты нельзя соотносить. Скорее всего, действительно опыт нирваны Ауробиндо ближе к какой-то из дхьян буддизма, чем к нирване. Но дхьяной как таковой он не является, т.к. лежит в другом культурно-бытийном поле.
    Тем более что он говорит, что опыт переживания нирваны полезен, но не обязателен для выхода в Высшую половину. Так вот нирвана ли это? С т.з. индуизма да, но это не буддийская нирвана, как я понимаю.

    Так вот что это за феномен, выпускающий сознание в Сверхсознательное? Или лежащий на границе с ним.

    Что говорит в пользу того, что это нирвана: факт выхода из сансарического бытия-мышления.
    (Полный ли это выход или "с остатком", к слову?)

    Характерно, что в тибетском буддизме есть практики, раскрывающие нечто подобное супраментальному сознанию. Там о нирване речи нет вообще, т.е. всё в рамках доступного.

    Собственно, противоречие только в том, есть ли жизнь после нирваны или нет. ) По Ш.А. жизнь только начинается, по буддизму, надо полагать, это не нирвана. Но что тогда - тот опыт, который кардинально меняет вИдение - ? Возможно, в буддизме он "рассеян" по дхьянам?

    Подождём, что скажет Максим.
     
  15. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.920
    Симпатии:
    1.805
    В традиционной буддийской практике дхьяны проскакиваются, скажем так, мельком, а в случае Ауробиндо, похоже, он каждую дхьяну проходил тщательно, со вкусом и с максимальными психоделическими эффектами, придавая им некое особое значение (чего в буддизме нет). Причём, повторюсь, кажется оставался в рамках четырёх материальных дхьян. Четвёртой он явно не достиг, поскольку в этом случае у него открылись бы сверхспособности, о чём сведений вроде бы нет. Сансарическое бытие-мышление в любом случае в этом процессе претерпевает фундаментальные трансформации.
     
  16. list

    list Автор

    Сообщения:
    4.371
    Симпатии:
    1.355
    Супраментальное видение это сверхспособность. Речь не о переживаниях в медитации. Это реальное видение.
    Его рабочий режим и вся жизнь проходили в условиях сверхспособности.
    Думаю, лучше отделить беседу от заглавного поста. Что-нибудь вроде "Нирвана в буддизме и интегральной йоге". Спасибо.
     
  17. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.920
    Симпатии:
    1.805
    Ну значит четвёртой он таки, возможно, достиг. ) Что, впрочем, не меняет основного предположения. Каждая из дхьян, будучи достигнута достаточно акцентированно, может быть принята за просветление, за нирвану, и т.д.

    Буддийская нирвана это не какая-либо из дхьян, и "возникает" она при определённых условиях, которые задаются учением Будды. Говоря очень общо, буддийская нирвана есть результат рассмотрения реальности под определённым углом или в определённых ключевых точках, о которых и говорил Будда. Именно в этом оригинальность его учения.
     
  18. list

    list Автор

    Сообщения:
    4.371
    Симпатии:
    1.355
    Грубо говоря: буддист, достигший нирваны медитативным путём, продолжает жить (если не умрёт)? Живёт он с новым видением реальности?
     
  19. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.920
    Симпатии:
    1.805
    Если это не паринирвана, то да. ) Будда вон 40 лет ещё прожил.
     
  20. list

    list Автор

    Сообщения:
    4.371
    Симпатии:
    1.355
    Думаю, то же, но немного в другом бытийном контексте, пережил и Ауробиндо. Просто космос интегральной йоги дихотомичен, он делится на верхнюю и нижнюю половину, на подсознательное и сверхсознательное. При этом данная дихотомическая "внешне" структура рассматривается адуально. Всё во всём. Деление есть, но его нет, т.к. всё исходит из Единого и являет собой нераздельное Целое, которое дробится только на уровнях неведения (сансарических планах).

    Тогда как буддийский космос не делится на половины - имею в виду в плане практик! - и подобных рассмотрений там нет. Он не ставит такую цель. Его цель - освободить сознание. Отличие в этом. Отсюда разные пути решений дальнейшей работы после достижения нирваны. Они не отрицают друг друга, их нельзя свести в одно поле, но скорее они одно и то же в разных "аспектах Истины". Ни одно не идёт дальше другого, т.к. они расположены в разных континуумах.

    Если пытаться сводить их, мы неизменно будем заходить в логические, умозрительные тупики.
     
  21. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.715
    Симпатии:
    6.371
    никак не соотносится.
    Нирвана у Шри Ауробиндо может соотносится с безобразными дхъянами как состоянием (но не стоянкой).
    Т.е с тем что в дзен называет "горы перестают быть горами , в воды водами"
    В тюрьме он переживает сатори.
     
  22. list

    list Автор

    Сообщения:
    4.371
    Симпатии:
    1.355
    Т.е., выходит, его супраментальное сознание и видение - это видение непробуждённого сознания?
     
  23. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.715
    Симпатии:
    6.371
    нужно вспомнить, когда у Ауробиндо был опыт "нирваны". это было до сатори в тюрьме и тем более до супраментальных переживаний.

    он назвал этим словом переживание пустоты-шуньи. не более.

    что касается супраментального опыта, то он несомненно "рупалочный" (видимо, 2-я дхъяна как стоянка)
     
  24. list

    list Автор

    Сообщения:
    4.371
    Симпатии:
    1.355
    Спасибо.

    И дабы закрыть вопрос по нирванам вообще, отвлечённо от опыта Ауробиндо: можно ли приравнивать нирвану буддизма и нирвану индуизма по "качеству"? Т.е. достигший нирваны йогин и достигший нирваны буддист - это разные состояния сознания, это разные конечные точки по сути (не форме)?
     
  25. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.715
    Симпатии:
    6.371
    в индуизме вообще-то как правило используется слово мокша
    те описания мокши, которые у нас есть, указывают скорее на высшие дхъяны (как стоянку)
     
    Последнее редактирование: 10 авг 2016

Поделиться этой страницей