Шесть врат

Тема в разделе "Психопрактика", создана пользователем plot, 15 май 2015.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.051
    В современной психологии принято разделять людей на три типа: "визуалов", "аудиалов" и "кинестетиков". Трактуется это так, что каждый из этих типов получает основную информацию о мире через зрительный, слуховой или "телесный" каналы. Однако, мне кажется, что это не совсем адекватное представление, поскольку у любого человека, если только он не слеп, 90% информации поступает по визуальному каналу. Тогда в чём же тут дело? Возможно, эту классификацию стоит трактовать так, что человек является визуалом, если он получает через зрительный канал не основную информацию о мире, а наиболее сильные впечатления. Мозг наиболее живо реагирует на зрительные, слуховые или тактильные раздражители.

    То есть такой человек любит смотреть на красивые виды, а если его спросить, какое впечатление в его жизни было самым сильным, он ответит что-то вроде: "вот я однажды видел...". И т.д. Касаемо аудиалов и кинестеков можно сказать то же про звуки и телесные ощущения. Картинки не сильно трогают аудиала или кинестетика. Он не будет покупать навороченный дисплей, например. Но, скажем, любимая музыка это жизненная потребность такого человека, если он аудиал. У него есть любимые звуки. Или любимые ощущения, если он кинестетик. Кинестетик, скажем, может любить тёплую ванну или, скажем, танец. И так далее.

    Так вот. Если принять этот вариант трактовки, то помимо этих трёх типов должны быть ещё как минимум три, если вспомнить наиболее распространённую в буддизме классификацию органов чувств - зрение, слух, осязание (и всё связанное с ощущениями на коже, в мышцах и во внутренних органах), обоняние, вкус и ум. Людей, которые получают самые сильные впечатления через обоняние, не так уж много, хотя они и есть. Назовём их, скажем, одоралами. Тех, для кого самые сильные впечатления - вкусовые, довольно много. Их можно назвать например густалами. И наконец те, кто самые сильные впечатления получает во время мышления - их можно назвать менталами.

    Эти шесть органов чувств в буддийском учении традиционно называют шестью вратами. Ну или пять плюс один, поскольку ум имеет свои особенности.

    Так вот, из всего этого можно вынести массу чисто-практических профитов: каждой из этих разновидностей будет соответствовать свой бранч объектов для сосредоточения. Скажем, визуалу бесполезно сосредотачиваться на звуках и ощущениях. А аудиалу будет более или менее трудно работать с визуальным каналом - скажем созерцать пламя свечи или визуализировать какой-то образ. Нужно выбирать тот объект, который наибольшим образом подходит для нашей психической конституции. Хотя при этом, конечно, нужно учитывать, что совершенно чёткого разделения тут нет и человек может иметь склонность к нескольким каналам. И всё же как правило один из них всё равно наиболее активен.

    Поэтому если вы визуал, вам больше всего подойдут разного рода зрительные сосредоточения. Пламя свечи, внутреннее "небо", визуализации и прочее. Если вы - аудиал, то ваши методы связаны со слуховым восприятием: музыка и другие звуки, созерцание внутреннего звука, слушание тишины, воображение особых звуков и прочее. Если вы - кинестетик, то ваши методы связаны с физическими ощущениями: дыхание, осязание, созерцание ощущений в теле, сердцебиения, созерцание движения, позы, точки в теле, воображение, связанное с ощущением и т.д. Если вы - одорал, то ваши методы будут связаны с обонянием. Созерцание запаха или ощущений в носу, воображение скажем божественного запаха, поиск запаха Истины (очень сильная практика, кстати ) ). Для густала всё то же, но касаемо вкуса. А для ментала - это созерцание мысленных объектов сознания - протекающих мыслей, эмоций, состояний - как явлений. Также - вглядывание в процесс мысленного произнесения мантры, созерцание пространства сознания и прочее.
     

Поделиться этой страницей