1. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Язык религии и языки догмы 1
    Совмещения несовместимого 1

    Дело не в общечеловеческой сути движения к Богу, а в словесном его выражении.
    При этом знающие о чем идет речь обычно довольно легко могут понимать язык другой религиозной системы и даже переходить на него.
    Так, теисты адвайты легко цитируют "атеиста" Будду и приводят буддийские аргументы, азалось бы, отрицающие существования Атмана, Брахмана и проч.
    Потому и цитирование кого угодно имеет мало смысла.
    В Буддизме нет души и "я" - ан вот пожалуйста:*

    *)

    (на картинке: ни рыба, ни мясо)
    [​IMG]
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 20 янв 2023
  2. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Языки религий и язык догмы 2
    (сПХБ: с полей христианских баталий)
    Совмещения несовместимого 2

    Это долгий и, скорее всего, бессмысленный разговор. Ибо речь идет не просто о том, что плохо выражается словами, но и выражаются словами, прямо противоположными с точки зрения норм мирского языка и привычной логики.
    Поэтому ходжа Насреддин и не хотел говорить о Боге
    "Правоверные, я собираюсь говорить о том, что больше слона и меньше комара"
    "Ты ошибся? Так не бывает!"
    "Тогда мне не о чем с вами говорить".

    Меньше мухи и больше слона.jpg
     
    Последнее редактирование: 5 сен 2021
  3. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Языки религий и язык догмы 3

    Интересно при этом заметить, что христианство, как ни одна другая религия,
    изначально принимает позицию отказа опоры на логику и совмещения несовместимого.
    От приевшихся нашему послушливому уху,
    но совершенно до абсурдности алогичных логий (высказываний) Иисуса,
    (примеры?)
    до "... верую ибо абсурдно" Тертуллиан
    и "неслиянно и нераздельно"(каппадокийский символ).
    Само понятие "Троица" - по сути дела - коан.
    (Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, но не три особые отдельные существа, но Единый Бог - Вики))
    "Догмат о Святой Троице – это краеугольный камень христианской веры, ее Святая Святых, великая и неизъяснимая тайна всего, тайна всех тайн единой, святой, соборной и апостольской Церкви, богооткровенная истина Священного Писания. Учение о Святой Троице – это основа всего христианского вероучения."
    В самом сжатом виде догмат о Троице - это невозможное для эллинского ума утверждение: 3=1
    Почему же это коан(а не нонсенс)?
    Потому что возможно лишь словесное пояснение; но не изъяснение сути и смысла этого постулата.
    /Несмотря на все усилия великих мыслителей и святых богознанцев, Отцов Церкви,
    в многовековых дебатах которых и вызрело христианское учение. См прекрасную о том статью Вики/
    Отчего же это "тайна неисследимая"? И в каком смысле "тайна".
    Разумеется не в том, что кто-то что-то таит и открывает лишь посвященным.
    В медитативном и молитвенном усилии постичь это воззрение
    происходит созревание и развитие "внутреннего человека"
    "сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа" 1 Пет: 3: 4-4
    это — то же, что апостол Павел называет внутренним человеком в противоположность внешнему (Рим. 7:22; 2 Кор. 4:16; Еф. 3:16).
    И никакое словесное выражение сути и смысла этого парадоксального высказывания - ответом быть не может:
    иначе его можно было бы просто выучить, перенять от других.
    "Ответом" является метанойя, преображение, просветление.
    Полно изменение мировосприятия и самоощущения.
    Видение и чувствование Бога во всем и себя в Боге.
    Тут, чтоб раскрыть этот тезис, нужен целый трактат.
     
    Последнее редактирование: 20 янв 2023
  4. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Языки религий и язык догмы 4
    (сПХБ: с полей христианских баталий)

    [​IMG]

    Но если претензии на религиозную исключительность
    (свойственные всем авраамическим религиям) - /и неизбежным предположением, что все остальные люди либо идиоты, либо немножечко нелюди/ -
    оставить там где только они и могут безопасно пребывать: за оборонительным частоколом своей конфессии, - то для любого серьезного религиоведения очевидно совсем другое:

    Выдающийся российский учёный-религиовед Евгений Алексеевич Торчинов пишет:



    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 20 янв 2023
  5. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Языки религий и язык догмы 5





     
  6. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Совмещения несовместимого 3
    (как и прочее - сПХБ: с полей христианских баталий)
    /грузилово (имхо - самое тут интересное и содержательное) милосердно отделено в комменты/

    Очевидно, что мейнстрим современного религиоведения исчерпать так же трудно, как и Гольфстрим. Но навскидку приведу распространенную довольно распространенную в сети работу современного культуролога "Франциск Ассизский, русский исихазм и исламский суфизм", начинающуюся характерными словами: "Сопоставление мистических учений в мировых конфессиях дает богатый материал для выявления религиозных и культурных связей между ..."

    [​IMG]

    Конечно, выделила только одну сторону: указание на черты сходства. Бесспорно: каждая глубокая и содержательная традиция вносит свои драгоценности в сокровищницу духовного опыта человечества. И православный исихазм не обнищал этими дарами.
    Хоть традиция его в силу многих обстоятельств давно уж стала прикровенной. И, кроме немногих и хорошо известных текстов, ныне передается в монашеской традиции изустно немногими подлинными опытными старцами.
    Именно в силу своего опыта они и могут легко и с пользой для себя и других сопоставить и творчески, с христианской точки зрения, осмыслить гораздо более обширный и ясно выраженный опыт других религий.

    [​IMG]
    -----------
    -----------
    *) Выдающийся российский учёный-религиовед Евгений Алексеевич Торчинов пишет:
     
    Последнее редактирование: 14 фев 2021
  7. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    "Я - Бог" == "Я - ничто"
    /"Я - Бог" есть высшее смирение./

    (сПХБ: с полей христианских баталий)

    Конечно, коль понимать высочайшее смирение как величайшую гордыню, то о каком еще "понимании" можно говорить?
    Однако же величайшее дерзновение (недоброжелателям вольно обзывать ее гордыней иль как еще угодно) заповедано нам Иисусом:
    "Я — истинная виноградная лоза, и Отец Мой — виноградарь
    Пребудьте во Мне, и Я — в вас. Я — лоза, вы — ветви. Пребывающий во Мне -и Я в нем ...
    Если кто не пребывает во Мне, — он выброшен вон, как ветвь, и засох..."
    /Евангелие от Иоанна. 15 глава/

    Это и есть то, что подразумевает адвайта.
    Но христианство в своем дерзновении простирается далее!
    В Таинстве Святого Причастия мы соединяемся с Богом в всей своей и Его полноте; душевно вкупе же и телесно!
    Внешние могут видеть в том величайшую гордыню. Но для такой "гордыни" потребно высочайшее смирение.
     
    Последнее редактирование: 8 июл 2018
  8. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    А анафематствовать у нас всегда были горазды. Чем дальше, тем более. Смех и грех.
    Потому в семье у нас давно было заведено: во все это сиюминутное (церковные сплетни, церковные дрязги, церковную политику) не углубляться. Потому как в семье есть и сергианцы, и катакобмные ... только начни.
    И мнение свое по таким поводам принято было высказывать однократно, не настаивать и не упорствовать: любой внимательный к себе человек легко увидит, что к отстаиванию истины быстро подключается душевное, самость, гордыня... .

    А Палама попал во святые Отцы так же случайно, как Ориген из них вылетел. Кроме богословских были там и всяческие политические соображения. Так что, будь сей молчальник менее красноречив, да более молчалив, - прозываться исихазму - самому православному в православии - ересью. Как и имяславцам, которых вы так любите цитировать ;)
     
  9. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    (сПХБ: с полей христианских баталий)
    Вы совершенно правы :) я ж упреждала: на уровне слов победа оппонентам заранее гарантирована.
    А Соня и вовсе никого не хочет победить.

    Все эти замечательные рассуждения, а паче различения что есть по естеству, а что по благодати .... :)

    Рассуждая в православных образах, не так уж важно, превратился ли раскаленный в пламени кусок металла в огонь, если он сияет ярче самого пламени.
    Он стал огнем. В своем восприятии себя и в восприятии им всего его окружающего.

    В восприятии же его окружающих, он остается просто железякой.

    [​IMG]

    Как говорит Витгенштейн, опыт мистика "противоречит грамматике", и потому его лучше либо не высказывать вовсе, либо не подвергать логическому анализу и критике.
    А попытаться посредством "неправильных слов" причаститься "правильному бытию".

    [​IMG]
    ------
    Имею в виду, естественно, наиболее известный в РФ "Логико-философский трактат". Это оттуда. Наиболее известная и многожды пересказанная его максима.
    Да божежты мой! Естественно, "ранний". Написано в плену во времена Первой мировой войны .
    «Трактат" - основной труд "раннего" Витгенштейна.

    +++
    "...Куда как более благородны, по сравнению с нынешними "ортодоксами", были Отцы Церкви видевшие в великих греческих философах носителей божественного Слова посеянного везде. Пусть мы, христиане, не будем повторять (старые заблуждения), думая возвеличить Бога путем ненависти и оскорбления всех других религий".

    Stanislaw Sielicki http://ru-historia.livejournal.com/698954.html

    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 8 июл 2018
  10. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    сПХБ (с полей христианских баталий)

    Раньше, в детстве, ликование от слова Божия быо для меня вершиной.
    Потом - восторг превыше ликования.
    Потом - тишина превыше восторга.
    Потом - восторг превыше тишины.

    В анимашке с елкой ( gif; не нашла той что нужно) имелось в виду:
    из тишины созерцания - сам собой вспыхивается и загорается многоразличный свет
    то есть тишина и молчанье должны иметь некий ненапряженный интенсив
    немыслимой силы безусильности.

    [​IMG]

    Тут при полном самоустранении нет никакой пассивности.

    Может я по знаку и баран, но по асцеденту видимо весы:
    я вижу в современном православии сильный протестантский (то есть юридический, законнический) перекос.

    Так что я (хоть и парадоксальным образом) защищаю именно мистический, опытный, медитативно-молитвенный аспект православия.

    я не обсуждаю грамматику слов в молитвослове, точно так же как и не обсуждаю цвет букв и качество бумаги.
    я говорю, что выстраивание логичных схем не всегда помогает проникнуть в сверхлогичный мир.
    Когда словами обычного и привычного языка говорят о необычном и непривычном.
     
    Последнее редактирование: 8 июл 2018
  11. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Дополнение к Языки религий и язык догмы - 2
    Какая разница? :)
    Родившийся в фундаментальном православии*, но вынужденно писавший в атеистическом СССР Леонид Соловьёв
    изобразил Ходжу Насреддина умным, добрым и жизнерадостным остроумным пройдохой; образ мудреца и простака одновременно**
    На самом же деле, Ходжа Насреддин – легендарный суфийский мастер.
    А его притчи (анекдоты) - коаны, дававшиеся шейхом, муршидом своим мюридам, ученикам
    для медитативного переосмысления свой жизни.****)
    [​IMG]
    Ходжа Насреддин. Миниатюра XVII века
    ----------------
    *) Леонид Соловьёв родился в 1906 в Ливане в семье помощника инспектора школ Императорского православного палестинского общества
    **) Повесть о Ходже Насреддине - дилогия Л. В. Соловьева: «Возмутитель спокойствия» и «Очарованный принц» https://ru.wikipedia.org/wiki/Повесть_о_Ходже_Насреддине
    ***0 Идрис Шах - Подвиги несравненного Муллы Насреддина
    Полностью - тут:
    http://ariom.ru/litera/2003-html/shakh/shakh-03.html
    [​IMG]
    ****) Идрис Шах - Завершение исследования притч о Ходже Насреддине
    [​IMG]
    Бухара. Памятник Ходже Насреддину
     

Поделиться этой страницей