1. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.914
    Симпатии:
    471
    Язык религии и языки догмы 1
    Совмещения несовместимого 1

    Дело не в общечеловеческой сути движения к Богу, а в словесном его выражении.
    При этом знающие о чем идет речь обычно довольно легко могут понимать язык другой религиозной системы и даже переходить на него.
    Так, теисты адвайты легко цитируют "атеиста" Будду и приводят буддийские аргументы, азалось бы, отрицающие существования Атмана, Брахмана и проч.
    Потому и цитирование кого угодно имеет мало смысла.
    В Буддизме нет души и "я" - ан вот пожалуйста:*

    *)
     
  2. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.914
    Симпатии:
    471
    Языки религий и язык догмы 2
    (сПХБ: с полей христианских баталий)
    Совмещения несовместимого 2

    Еще раз: это долгий и, скорее всего, бессмысленный разговор. Ибо речь идет не просто о том, что плохо выражается словами, но и выражаются словами, ПРЯМО ПРОТИВОПОЛОЖНЫМИ с точки зрения норм мирского языка и привычной логики.
    Поэтому ходжа Насреддин и не хотел говорить о Боге
    "Правоверные, я собираюсь говорить о том, что больше слона и меньше мухи"
    "Ты ошибся? Так не бывает!"
    "Тогда мне не о чем с вами говорить".
     
  3. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.914
    Симпатии:
    471
    Языки религий и язык догмы 3
    (сПХБ: с полей христианских баталий)

    Интересно при этом заметить, что христианство, как ни одна другая религия, изначально принимает позицию отказа опоры на логику и совмещения несовместимого.
    От приевшихся нашему послушливому уху, но совершенно до абсурдности алогичных логий (высказываний) Иисуса, до "... верую ибо абсурдно" Тертуллиан и "неслиянно и нераздельно"(каппадокийский символ).
    Тут, чтоб раскрыть этот тезис, нужен целый трактат.
     
    Последнее редактирование: 24 май 2018
  4. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.914
    Симпатии:
    471
    Языки религий и язык догмы 4
    (сПХБ: с полей христианских баталий)

    [​IMG]

    Но если претензии на религиозную исключительность
    (свойственные всем авраамическим религиям) - /и неизбежным предположением, что все остальные люди либо идиоты, либо немножечко нелюди/ -
    оставить там где только они и могут безопасно пребывать: за оборонительным частоколом своей конфессии, - то для любого серьезного религиоведения очевидно совсем другое:

    Выдающийся российский учёный-религиовед Евгений Алексеевич Торчинов пишет:



     
    Последнее редактирование: 8 июл 2018
  5. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.914
    Симпатии:
    471
    Языки религий и язык догмы 5





     
  6. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.914
    Симпатии:
    471
    Совмещения несовместимого 3
    (как и прочее - сПХБ: с полей христианских баталий)
    /грузилово (имхо - самое тут интересное и содержательное) милосердно отделено в комменты/

    Очевидно, что мейнстрим современного религиоведения исчерпать так же трудно, как и Гольфстрим. Но навскидку приведу гораздо менее значительного, но довольно известного современного культуролога, интересного разве что тем,что читала его с православных сайтов.



    Конечно, выделила только одну сторону: указание на черты сходства. Очевидно, что каждая глубокая и содержательная традиция вносит свои драгоценности в сокровищницу духовного опыта человечества. И православный исихазм не обнищал этими дарами.
    Хотя традиция его в силу многих обстоятельств давно уж стала прикровенной. И, кроме немногих и хорошо известных текстов, ныне передается в монашеской традиции изустно немногими подлинными опытными старцами.
    Именно в силу своего опыта они и могут легко и с пользой для себя и других сопоставить и творчески, с христианской точки зрения, осмыслить гораздо более обширный и ясно выраженный опыт других религий.
     
    Последнее редактирование: 12 июн 2018
  7. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.914
    Симпатии:
    471
    "Я - Бог" == "Я - ничто"
    /"Я - Бог" есть высшее смирение./

    (сПХБ: с полей христианских баталий)

    Конечно, коль понимать высочайшее смирение как величайшую гордыню, то о каком еще "понимании" можно говорить?
    Однако же величайшее дерзновение (недоброжелателям вольно обзывать ее гордыней иль как еще угодно) заповедано нам Иисусом:
    "Я — истинная виноградная лоза, и Отец Мой — виноградарь
    Пребудьте во Мне, и Я — в вас. Я — лоза, вы — ветви. Пребывающий во Мне -и Я в нем ...
    Если кто не пребывает во Мне, — он выброшен вон, как ветвь, и засох..."
    /Евангелие от Иоанна. 15 глава/

    Это и есть то, что подразумевает адвайта.
    Но христианство в своем дерзновении простирается далее!
    В Таинстве Святого Причастия мы соединяемся с Богом в всей своей и Его полноте; душевно вкупе же и телесно!
    Внешние могут видеть в том величайшую гордыню. Но для такой "гордыни" потребно высочайшее смирение.
     
    Последнее редактирование: 8 июл 2018
  8. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.914
    Симпатии:
    471
    А анафематствовать у нас всегда были горазды. Чем дальше, тем более. Смех и грех.
    Потому в семье у нас давно было заведено: во все это сиюминутное (церковные сплетни, церковные дрязги, церковную политику) не углубляться. Потому как в семье есть и сергианцы, и катакобмные ... только начни.
    И мнение свое по таким поводам принято было высказывать однократно, не настаивать и не упорствовать: любой внимательный к себе человек легко увидит, что к отстаиванию истины быстро подключается душевное, самость, гордыня... .

    А Палама попал во святые Отцы так же случайно, как Ориген из них вылетел. Кроме богословских были там и всяческие политические соображения. Так что, будь сей молчальник менее красноречив, да более молчалив, - прозываться исихазму - самому православному в православии - ересью. Как и имяславцам, которых вы так любите цитировать ;)
     
  9. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.914
    Симпатии:
    471
    (сПХБ: с полей христианских баталий)
    Вы совершенно правы :) я ж упреждала: на уровне слов победа оппонентам заранее гарантирована.
    А Соня и вовсе никого не хочет победить.

    Все эти замечательные рассуждения, а паче различения что есть по естеству, а что по благодати .... :)

    Рассуждая в православных образах, не так уж важно, превратился ли раскаленный в пламени кусок металла в огонь, если он сияет ярче самого пламени.
    Он стал огнем. В своем восприятии себя и в восприятии им всего его окружающего.

    В восприятии же его окружающих, он остается просто железякой.

    [​IMG]

    Как говорит Витгенштейн, опыт мистика "противоречит грамматике", и потому его лучше либо не высказывать вовсе, либо не подвергать логическому анализу и критике.
    А попытаться посредством "неправильных слов" причаститься "правильному бытию".

    [​IMG]
    ------
    Имею в виду, естественно, наиболее известный в РФ "Логико-философский трактат". Это оттуда. Наиболее известная и многожды пересказанная его максима.
    Да божежты мой! Естественно, "ранний". Написано в плену во времена Первой мировой войны .
    «Трактат" - основной труд "раннего" Витгенштейна.

    +++
    "...Куда как более благородны, по сравнению с нынешними "ортодоксами", были Отцы Церкви видевшие в великих греческих философах носителей божественного Слова посеянного везде. Пусть мы, христиане, не будем повторять (старые заблуждения), думая возвеличить Бога путем ненависти и оскорбления всех других религий".

    Stanislaw Sielicki http://ru-historia.livejournal.com/698954.html

    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 8 июл 2018
  10. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.914
    Симпатии:
    471
    сПХБ (с полей христианских баталий)

    Раньше, в детстве, ликование от слова Божия быо для меня вершиной.
    Потом - восторг превыше ликования.
    Потом - тишина превыше восторга.
    Потом - восторг превыше тишины.

    В анимашке с елкой ( gif; не нашла той что нужно) имелось в виду:
    из тишины созерцания - сам собой вспыхивается и загорается многоразличный свет
    то есть тишина и молчанье должны иметь некий ненапряженный интенсив
    немыслимой силы безусильности.

    [​IMG]

    Тут при полном самоустранении нет никакой пассивности.

    Может я по знаку и баран, но по асцеденту видимо весы:
    я вижу в современном православии сильный протестантский (то есть юридический, законнический) перекос.

    Так что я (хоть и парадоксальным образом) защищаю именно мистический, опытный, медитативно-молитвенный аспект православия.

    я не обсуждаю грамматику слов в молитвослове, точно так же как и не обсуждаю цвет букв и качество бумаги.
    я говорю, что выстраивание логичных схем не всегда помогает проникнуть в сверхлогичный мир.
    Когда словами обычного и привычного языка говорят о необычном и непривычном.
     
    Последнее редактирование: 8 июл 2018

Поделиться этой страницей