Язык религии и языки догмы 1 Совмещения несовместимого 1 Дело не в общечеловеческой сути движения к Богу, а в словесном его выражении. При этом знающие о чем идет речь обычно довольно легко могут понимать язык другой религиозной системы и даже переходить на него. Так, теисты адвайты легко цитируют "атеиста" Будду и приводят буддийские аргументы, азалось бы, отрицающие существования Атмана, Брахмана и проч. Потому и цитирование кого угодно имеет мало смысла. В Буддизме нет души и "я" - ан вот пожалуйста:* *) (на картинке: ни рыба, ни мясо)
Языки религий и язык догмы 2 (сПХБ: с полей христианских баталий) Совмещения несовместимого 2 Это долгий и, скорее всего, бессмысленный разговор. Ибо речь идет не просто о том, что плохо выражается словами, но и выражаются словами, прямо противоположными с точки зрения норм мирского языка и привычной логики. Поэтому ходжа Насреддин и не хотел говорить о Боге "Правоверные, я собираюсь говорить о том, что больше слона и меньше комара" "Ты ошибся? Так не бывает!" "Тогда мне не о чем с вами говорить".
Языки религий и язык догмы 3 Интересно при этом заметить, что христианство, как ни одна другая религия, изначально принимает позицию отказа опоры на логику и совмещения несовместимого. От приевшихся нашему послушливому уху, но совершенно до абсурдности алогичных логий (высказываний) Иисуса, (примеры?) до "... верую ибо абсурдно" Тертуллиан и "неслиянно и нераздельно"(каппадокийский символ). Само понятие "Троица" - по сути дела - коан. (Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, но не три особые отдельные существа, но Единый Бог - Вики)) "Догмат о Святой Троице – это краеугольный камень христианской веры, ее Святая Святых, великая и неизъяснимая тайна всего, тайна всех тайн единой, святой, соборной и апостольской Церкви, богооткровенная истина Священного Писания. Учение о Святой Троице – это основа всего христианского вероучения." В самом сжатом виде догмат о Троице - это невозможное для эллинского ума утверждение: 3=1 Почему же это коан(а не нонсенс)? Потому что возможно лишь словесное пояснение; но не изъяснение сути и смысла этого постулата. /Несмотря на все усилия великих мыслителей и святых богознанцев, Отцов Церкви, в многовековых дебатах которых и вызрело христианское учение. См прекрасную о том статью Вики/ Отчего же это "тайна неисследимая"? И в каком смысле "тайна". Разумеется не в том, что кто-то что-то таит и открывает лишь посвященным. В медитативном и молитвенном усилии постичь это воззрение происходит созревание и развитие "внутреннего человека" "сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа" 1 Пет: 3: 4-4 это — то же, что апостол Павел называет внутренним человеком в противоположность внешнему (Рим. 7:22; 2 Кор. 4:16; Еф. 3:16). И никакое словесное выражение сути и смысла этого парадоксального высказывания - ответом быть не может: иначе его можно было бы просто выучить, перенять от других. "Ответом" является метанойя, преображение, просветление. Полно изменение мировосприятия и самоощущения. Видение и чувствование Бога во всем и себя в Боге. Тут, чтоб раскрыть этот тезис, нужен целый трактат.
Языки религий и язык догмы 4 (сПХБ: с полей христианских баталий) Но если претензии на религиозную исключительность (свойственные всем авраамическим религиям) - /и неизбежным предположением, что все остальные люди либо идиоты, либо немножечко нелюди/ - оставить там где только они и могут безопасно пребывать: за оборонительным частоколом своей конфессии, - то для любого серьезного религиоведения очевидно совсем другое: Выдающийся российский учёный-религиовед Евгений Алексеевич Торчинов пишет:
Совмещения несовместимого 3 (как и прочее - сПХБ: с полей христианских баталий) /грузилово (имхо - самое тут интересное и содержательное) милосердно отделено в комменты/ Очевидно, что мейнстрим современного религиоведения исчерпать так же трудно, как и Гольфстрим. Но навскидку приведу распространенную довольно распространенную в сети работу современного культуролога "Франциск Ассизский, русский исихазм и исламский суфизм", начинающуюся характерными словами: "Сопоставление мистических учений в мировых конфессиях дает богатый материал для выявления религиозных и культурных связей между ..." Конечно, выделила только одну сторону: указание на черты сходства. Бесспорно: каждая глубокая и содержательная традиция вносит свои драгоценности в сокровищницу духовного опыта человечества. И православный исихазм не обнищал этими дарами. Хоть традиция его в силу многих обстоятельств давно уж стала прикровенной. И, кроме немногих и хорошо известных текстов, ныне передается в монашеской традиции изустно немногими подлинными опытными старцами. Именно в силу своего опыта они и могут легко и с пользой для себя и других сопоставить и творчески, с христианской точки зрения, осмыслить гораздо более обширный и ясно выраженный опыт других религий. ----------- ----------- *) Выдающийся российский учёный-религиовед Евгений Алексеевич Торчинов пишет:
"Я - Бог" == "Я - ничто" /"Я - Бог" есть высшее смирение./ (сПХБ: с полей христианских баталий) Конечно, коль понимать высочайшее смирение как величайшую гордыню, то о каком еще "понимании" можно говорить? Однако же величайшее дерзновение (недоброжелателям вольно обзывать ее гордыней иль как еще угодно) заповедано нам Иисусом: "Я — истинная виноградная лоза, и Отец Мой — виноградарь Пребудьте во Мне, и Я — в вас. Я — лоза, вы — ветви. Пребывающий во Мне -и Я в нем ... Если кто не пребывает во Мне, — он выброшен вон, как ветвь, и засох..." /Евангелие от Иоанна. 15 глава/ Это и есть то, что подразумевает адвайта. Но христианство в своем дерзновении простирается далее! В Таинстве Святого Причастия мы соединяемся с Богом в всей своей и Его полноте; душевно вкупе же и телесно! Внешние могут видеть в том величайшую гордыню. Но для такой "гордыни" потребно высочайшее смирение.
А анафематствовать у нас всегда были горазды. Чем дальше, тем более. Смех и грех. Потому в семье у нас давно было заведено: во все это сиюминутное (церковные сплетни, церковные дрязги, церковную политику) не углубляться. Потому как в семье есть и сергианцы, и катакобмные ... только начни. И мнение свое по таким поводам принято было высказывать однократно, не настаивать и не упорствовать: любой внимательный к себе человек легко увидит, что к отстаиванию истины быстро подключается душевное, самость, гордыня... . А Палама попал во святые Отцы так же случайно, как Ориген из них вылетел. Кроме богословских были там и всяческие политические соображения. Так что, будь сей молчальник менее красноречив, да более молчалив, - прозываться исихазму - самому православному в православии - ересью. Как и имяславцам, которых вы так любите цитировать
(сПХБ: с полей христианских баталий) Вы совершенно правы я ж упреждала: на уровне слов победа оппонентам заранее гарантирована. А Соня и вовсе никого не хочет победить. Все эти замечательные рассуждения, а паче различения что есть по естеству, а что по благодати .... Рассуждая в православных образах, не так уж важно, превратился ли раскаленный в пламени кусок металла в огонь, если он сияет ярче самого пламени. Он стал огнем. В своем восприятии себя и в восприятии им всего его окружающего. В восприятии же его окружающих, он остается просто железякой. Как говорит Витгенштейн, опыт мистика "противоречит грамматике", и потому его лучше либо не высказывать вовсе, либо не подвергать логическому анализу и критике. А попытаться посредством "неправильных слов" причаститься "правильному бытию". ------ Имею в виду, естественно, наиболее известный в РФ "Логико-философский трактат". Это оттуда. Наиболее известная и многожды пересказанная его максима. Да божежты мой! Естественно, "ранний". Написано в плену во времена Первой мировой войны . «Трактат" - основной труд "раннего" Витгенштейна. +++ "...Куда как более благородны, по сравнению с нынешними "ортодоксами", были Отцы Церкви видевшие в великих греческих философах носителей божественного Слова посеянного везде. Пусть мы, христиане, не будем повторять (старые заблуждения), думая возвеличить Бога путем ненависти и оскорбления всех других религий". Stanislaw Sielicki http://ru-historia.livejournal.com/698954.html
сПХБ (с полей христианских баталий) Раньше, в детстве, ликование от слова Божия быо для меня вершиной. Потом - восторг превыше ликования. Потом - тишина превыше восторга. Потом - восторг превыше тишины. В анимашке с елкой ( gif; не нашла той что нужно) имелось в виду: из тишины созерцания - сам собой вспыхивается и загорается многоразличный свет то есть тишина и молчанье должны иметь некий ненапряженный интенсив немыслимой силы безусильности. Тут при полном самоустранении нет никакой пассивности. Может я по знаку и баран, но по асцеденту видимо весы: я вижу в современном православии сильный протестантский (то есть юридический, законнический) перекос. Так что я (хоть и парадоксальным образом) защищаю именно мистический, опытный, медитативно-молитвенный аспект православия. я не обсуждаю грамматику слов в молитвослове, точно так же как и не обсуждаю цвет букв и качество бумаги. я говорю, что выстраивание логичных схем не всегда помогает проникнуть в сверхлогичный мир. Когда словами обычного и привычного языка говорят о необычном и непривычном.
Дополнение к Языки религий и язык догмы - 2 Какая разница? Родившийся в фундаментальном православии*, но вынужденно писавший в атеистическом СССР Леонид Соловьёв изобразил Ходжу Насреддина умным, добрым и жизнерадостным остроумным пройдохой; образ мудреца и простака одновременно** На самом же деле, Ходжа Насреддин – легендарный суфийский мастер. А его притчи (анекдоты) - коаны, дававшиеся шейхом, муршидом своим мюридам, ученикам для медитативного переосмысления свой жизни.****) Ходжа Насреддин. Миниатюра XVII века ---------------- *) Леонид Соловьёв родился в 1906 в Ливане в семье помощника инспектора школ Императорского православного палестинского общества **) Повесть о Ходже Насреддине - дилогия Л. В. Соловьева: «Возмутитель спокойствия» и «Очарованный принц» https://ru.wikipedia.org/wiki/Повесть_о_Ходже_Насреддине ***0 Идрис Шах - Подвиги несравненного Муллы Насреддина Полностью - тут: http://ariom.ru/litera/2003-html/shakh/shakh-03.html ****) Идрис Шах - Завершение исследования притч о Ходже Насреддине Бухара. Памятник Ходже Насреддину