1. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    10.197
    Симпатии:
    536
    Прежде всего, эти дайджесты не для информации, а для трансформации.
    Вся суть, информация о христианстве - в одной известной фразе: "Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом".
    Вопрос в том, как это реализовать, да?
    Для этого существует не только необъятный корпус христианской литературы, но и просто бесконечное, ежедневное повторение одного и того же.
    От ежедневного вечернего и утреннего правила (простите, что перехожу на православный язык) до литургии, где всякий раз происходит радикальнейшее таинство: полнейшее соединение нас с Богом, вплоть до телесного нашего состава!
    Однако результаты, гхм... не всегда видны.

    Да что там литургия! Основное ноу-хау православия, запатентованный им метод реализации (настолько эффективный, что его позаимствовали даже суфии) - одна единственная фраза! Ну что вот, спрашивается ее бесконечно твердить? зу-зу-зу..."
    Ну да, "Сыне Божий, Сыне Божий". Мы уже с одного разу все поняли. Ясен пень, что "сыне", а не "мать его".
    Но фишка-то не в информации ...
     
    Последнее редактирование: 19 ноя 2019
  2. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    10.197
    Симпатии:
    536
    Как-то так: "Ну вот "достиг" я бесконечности - и что "дальше"?" :)
    Реализация, пребывание в Боге, в полнoте бытия, - это непрестанный полет, бесконечное погружение и взлет в бесконечность, вечно длящееся, подобно Большому Взрыву, расширение сознания. Ощущаемое изнутри (как и внутри Большого Взрыва) как полнейший запредельный покой,
    /"Подобно огромному неподвижному камню" (заглавие одной из книг Рамеша Балсекара)/

    Именно эта предельная и запредельная интенсивность бытия - "прекращение всякого интереса к дальнейшему духовному поиску". Можно сравнить это с "достижением уровня немедитации" в тибетком буддизме;
    или в "Всевышний Источник. Основная тантра Дзогчен Сэмдэ":
    http://forum.arimoya.info/threads/Ч...а-Суть-учений-Дзогчен.2777/page-2#post-116387
    Текст этот стоит того,чтобы прогуляться по ссылке :)
     
  3. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    10.197
    Симпатии:
    536
    B определенном смысле можно согласиться.

    Зинаида Миркина

    * * *
    Я люблю этот спуск Творца
    В растворившиеся сердца,
    В темноту, в глубину глубин,
    Куда входит лишь Он один.

    Спуск последний, последний вход.
    Мир оборван, но Он идет.
    Почва выплыла из-под ног,
    Но по морю ступает Бог,

    И я чувствую твердь ступней
    В океане души моей.
    Шаг один - и, как тяжкий след
    В темноте проступает свет.

    Шаг, другой, и - из зыбких вод
    Первозданная жизнь встаёт.
    Третий...Господи, погоди!
    Разорваться не дай груди!...


    [​IMG]
     
  4. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    10.197
    Симпатии:
    536
    Сурово, но точно :)
     
  5. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    10.197
    Симпатии:
    536
    Мое вступление к
    Тема: 10 Наставления

    Эта сборная и по необходимости пестрая тема может показать столь разные, но типологически и сущностно единые указания и подходы к "слону" (из притчи о слепых мудрецах). Ошо не раз мудро замечал: лишь окунувшись в кажущийся хаос различных подходов и языков описания, можно нащупать не заимствованный, а свой собственный, органически свойственный каждому путь. Жанр выписок позволяет за малое время прикоснуться к разным авторам, книгам, путям, стилям, подходам, - и, возможно, найти что-то особо для себя близкое. В чужих словах порой можно лучше расслышать голос внутреннего учителя; они могут оказаться камертоном, на который отзовется собственная, прежде неслышно звучавшая нота; чье-то видение может по-новому открыть и наши глаза; чей-то палец может указать на раньше лишь смутно ощущаемую луну или показать нам до того невидимую ее сторону; чей-то рассказ о "слоне" может позволить и нам самим к нему прикоснуться или открыть прежде не воспринимавшиеся его части.
    Непредвзятость - великая сила.

    Как и в большинстве этих сборных веток, список предполагаемых к публикации тут книг весьма велик, и мне нелегко будет его систематизировать. Надеюсь потом привести его задним числом. Чересполосица неизбежна. Это не свалка, а обширное меню на разные вкусы. Ведь именно единый, трудно определяемый вкус и есть то, что отличает сборную солянку от помоев. Лично я вижу и чувствую во всем этом многообразии - интегральную общность. Надеюсь, и читающие найдут здесь нужную им пищу для души. И для практики.
    Поэтому другая сходная и дополняющая эту ветка так и называется: "Практики".

    В силу неразрывности теории и практики, разделение на эти две ветки достаточно условно: в ветке "Практика" содержатся также и наставления, а в ветке "Наставления" - практики.
     
  6. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    10.197
    Симпатии:
    536
    о крышах и крысах
    В словарях в таких случаях (возможности разных значений одного слова) эти значения обозначают цифрами.
    Без этого в разговоре можно и вовсе часами спорить о разных вещах, полагая, что речь идет об одном и том же. Потому как без уточнения - слова мукА и мУка формально совпадают.
    ---
    Чаще всего под "религией" или (что то же -) "йогой" имею в виду ту или иную хорошо или плохо формализованную школу трансформации человеческой личности (или совокупность таких школ и методов).
    Значительно реже (но не меняя термина) - упрощенную мифологию и социальные организации, которые вокруг таких школ существуют.
    ---
    При этом, под "школой" можно понимать школу высокой мысли. А можно - неказистое неремонтированное здание с крысами и тараканами.

    Обычно, оба значения существуют "неслиянно и нераздельно". Так что принципиально противопоставлять их нет необходимости.
    Так, над головами учеников в платоновской Академии могла течь или отсутствовать крыша, а под ногами прогуливавшихся студентов Аристотеля вполне могли бегать крысы.
    Но бывают и дырявые крыши без Платона, и крысы без Аристотеля.


    [​IMG]
     
  7. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    10.197
    Симпатии:
    536
    Все зависит от определения.

    Соня: Обычно, оба значения существуют "неслиянно и нераздельно". Так что принципиально противопоставлять их нет необходимости.
    Так, над головами учеников в платоновской Академии могла течь или отсутствовать крыша, а под ногами прогуливавшихся студентов Аристотеля вполне могли бегать крысы.
    Но бывают и дырявые крыши без Платона, и крысы без Аристотеля.



    [​IMG]

     
  8. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    10.197
    Симпатии:
    536
    Гаутама Сидхартхович Будда учил различать истины абсолютные и относительные. 90%, (а то и все) его высказывания произносились на языке относительных истин. (Строго говоря, на языке абсолютной истины никакое высказывание вообще невозможно.) Поэтому Будда легко и свободно употреблял в Дхаммападе и в других местах: "я", "я", "я"... , не прибегая даже к таким оговоркам, как это делает Сумиран.
    Посему, следуя вашему критерию,
    "у автора (Будды) сильна псевдосущность "я". Следовательно, автор (Будда) либо не следует методике освобождения от псевдосущности "я", либо следует но успехов в этом не имеет или они минимальны. В обоих случаях прислушиваться к такому автору (Будде) как-то глупо кажется. Лапшу себе вешать на уши:) "

    Ровно по той же причине дао-дэ-цзиновское Знающие - не говорят, говорящие - не знают не входит в противоречие с тем, что все знающие (Лао-цзы, Будда, Иисус, Кришна в Бхагават гите; всяк может подчеркнуть ему нужное, вычеркнуть ненужное) именно что - говорили; иначе б содерание их вести осталось никому не известным.

    Посему просветленный легко и свободно пользуется термином "я", просто чтобы указать на некий объект мира, воспринимаемого его слушателями. Ровно так, как пользуется именованиями любого другого воспринимаемого, или умопостигаемого объекта.
    При том что в области абсолютной истины никаких "объектов", никакой отдельности просто не существует, и, следовательно, никакое высказывание прсто невозможно. На худой конец, под дулом пистолета, можно выдавить лишь одно слово. Скажем, "все". И точка. Такое предложение не может никак быть продолжено. Ни какого сказуемого. Никаких дополнений. Оно именно что - назывное.

    Ибо на самом деле есть только Целое. А никакое высказывание "обо всем сразу" - невозможно.
    Любое высказывание обречено быть выражено словами. А любое слово неизбежно должно иметь (словарное) оПРЕДЕЛение. Абсолютная же, подлинная реальность - бесПРЕДЕЛьна. О ней ничего нельзя сказать. Словом на нее можно лишь указать. Как палец указывает на луну. Самой луны коснуться он - не может.
    "Целое", "Абсолют", "Преисполненная Пустота", "Бог", "Смерть"* - это просто такие обозначения, такие указатели, такие "пальцы".
    Так, слово "бесконечность" никакого отношения к реальной бесконечности не имеет. И все же - пытается на нее указать.

    Не говоря уж о вскользь затронутом: любое слово вообще - лишь мало на что претендующее обозначение объекта.

    Ежели коротко, то лучше словами Людвига Витгенштейна: «Мистики правы, но их правота не может быть высказана, она противоречит грамматике».
    В грамматике же, в любом внятном высказывании, местоимение 1 лица ед. числа порою просто необходимо.


    https://books.google.com/books?id=x... правы правота противоречит гамматике&f=false
    ----
     
  9. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    10.197
    Симпатии:
    536
    "Целое", "Абсолют", "Преисполненная Пустота", "Бог", "Смерть"* - это просто такие обозначения, такие указатели, такие "пальцы".
    ------
    *) Это к поминкам (для памяти) по ненаписанной теме "Смертию смерть поправ":
    никакое реальное воскресение невозможно без полной гибели всерьз.

    [​IMG]

    I

    Мир начинается с нуля.
    Из ничего встает Земля,
    И звезд немое волшебство
    Рождается из ничего.
    Из полной тьмы восходит свет.
    Из одного сплошного "нет",
    Как океанская вода, разлилось мировое "Да!"
    О, тот чреватый миром Ноль,
    В котором утихает боль!
    Та точка, где весы стоят,
    Уравновешивая ад,
    Где Дух одолевает вес
    Всех гор и всех семи небес.

    II

    Ноль. Мировая Пустота.
    Сквозь тонкость легкого листа,
    Сквозь озарившуюся боль
    Просвечивает тайный ноль.
    Ноль. Не-бо. Небыль -
    Ничего.
    Растаявшее вещество,
    Вконец растраченный запас -
    Единое, что живо в нас.
    Единый путь, что всем открыт
    Единое, что жизнь творит.
    Единое, что душит смерть.
    Единственная наша твердь.

    III

    Кто не доходит до нуля,
    Под тем колеблется Земля.
    Над тем гремит небесный гром -
    Тот не становится творцом.

    Кто до нуля дойти не смог,
    Тому лишь только снится Бог
    И глаза Божьего овал
    Его пугает, как провал.


    Зинаида Миркина

    [​IMG]
     
  10. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    10.197
    Симпатии:
    536
    Спасибо за просто замечательные вопросы. На некоторые из них можно ответить относительно коротко.
    На другие даже и не знаю стоит ли отвечать.
    Они получали (в том числе и в буддизме) многообразные и весьма содержательные ответы.
    Не столь противоречащие, сколько дополняющие друг друга. Раскрывающие разные уровни и грани экзистенции.

    Тут в принципе предложено ответить на все основные философские вопросы; включая онтологию, гносеологию и чего только не,
    Поэтому относительно них Будда ограничивался Благородным молчанием. "Посмотрите сколько листьев в этом лесу! Я принес вам лишь пригоршню. Но ее вполне достаточно для вашего спасения (реализации)", "Если в вас вонзилась стрела - начнете ли вы раздумывать откуда она прилетела и кто ее послал? Нет! Вы, вскрикнув от боли тут же попытаетесь ее втащить."

    Посему, в силу замечательной его диалектики, Будда говорит: "Кто утверждает, что видимый им мир реально существует, впадает в грех материализма.
    Кто утверждает, что видимый им мир реально не существует, впадает в еще худший грех нигилиста. Нигилист в дальнейшем окажется в еще худшем положении, чем материалист."

    Разумеется, такие загадочные высказывания не разрешают наши недоумения; от них веет апофатической тоской. Поэтому Олег Плот любит напоминать: существующая для нас реальность есть иллюзия, но не галлюцинация. В том смысле как мираж в пустыне действительно видится путником; он ему не пригрезился.
    Это вполне можно считать Summa summarum буддийского взгляда. Это - "буддизм, стоя на одной ноге".
    Хотя в одном только тибетском буддизме есть четыре основные школы (каждая разделяющаяся на еще четыре), которые все дают свои, часто прямо противоположные ответы на эти впросы. В таких случаях говорят, что ответ Олега исходит из великого сострадания.
     
  11. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    10.197
    Симпатии:
    536
    /"Спор о вере" продолжатся :) /
    Религия как фетиш

    Традиционный образ сравнивает Бога с врачом, а нас - с больными (не вошедших в полноту своего жизненного потенциала.)
    Так вот. Вся совокупность традиций в каждой религии - это лекарства, средства. Не надо фетишизировать лекарства, средства. Богу-врачу надо, чтобы мы выздоровели, а не только всю жизнь принимали лекарства.
    Ум очень любит подменять цель средствами; сами средства делать целью.
    Некоторые так увлекаются питьем лекарств, что просто спиваются.
     
  12. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    10.197
    Симпатии:
    536
    Конечно. И сама теистическая религия - есть лишь средство.
    Как говорил Патанджали*: "Бог - это просто колышек, на который можно повесить свою шляпу".
    -----
    *) который (как считают исследователи) в своей системе Йоги ввел понятие личного Бога (Ишвары) лишь позднее; когда убедиЛся, что это значительно облегчает и ускоряет йогу путЬ.
    "без благословений, исповедей" не обойтись. Причем исповедь - важная и в чем-то уникальная фича некогда единой Восточной и Западной Церквей. Буде будет воля столпившегося в этой ветке благородного собрания, могу поведать, как сия фича работает и как она довольно быстро была наполовину превращена в свою противоположность.
    А вот это уже невозможно. Как если бы больной, прослышавший как безвредное плацебо в 70% случаев дает долговременный исцеляющий эффект**, сказал бы врачу: "ну-ка подавай свое плацебо - исцелиться желаю". Выйдет Пшик: весь эффект плацебо основан на вере больного, что он пЬет чудодейственное лекарство.
    ----
    **) (слова священника перед причастием: "Внемли́ у́бо: поне́же бо прише́л еси́ во враче́бницу, да не неисце́лен отыдеши." /"Вразумись же, что ты пришел в лечебницу не для того, чтобы выйти из нее неисцеленным."/
     
  13. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    10.197
    Симпатии:
    536
    .......
    Как же трудно наЙти то, чТо никогда не терялось!
    ... Но надобны времени горы,
    чтоб данное в руки - найти.

    "Жизнь - это предчувствие Бога незрячей личинкой Его" /Миркина/

    * * *

    О, Господи, что это значит -
    поток исчезающих лет?
    Жизнь - это такая задача,
    в начале которой - ответ.

    Но надобны времени горы,
    чтоб данное в руки - найти.

    Жизнь - есть ощущенье простора
    в стенах, в тесноте, в заперти.

    Нечаянный сполох мгновенный,
    прорыв в мировой западне.
    Жизнь есть ощущенье Вселеннной
    в едва различимом зерне.

    Ведущая в бездну дорога,
    где каждый шажок - торжество.
    Жизнь - это предчувствие Бога
    незрячей личинкой Его.
     
  14. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    10.197
    Симпатии:
    536
    Внимание к дыханию - невыполнимо?
    "живите просто безупречно" - выполнимо?
     
  15. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    10.197
    Симпатии:
    536
    Ленин терпел - и Соне велел

    Да уж какая там из меня-то личность! Вот ведь за нежить меня почитают.
    Ну ладно. Я-то стерплю. А вот каково терпеть Ленину?!
    Он ведь - живее всех живых. А народ ему в ответ - мертвяк!
    Так что: Ленин терпел - и Соне велел.
    Дегуманизация непонятного - реакция самая естественная :lol:

    КД (когнитивный диссонанс) обычно приводит к острому (временному) шизофреническому расстройству.
    А что естественно - то не стыдно. :)

    Архивны юноши толпою
    На Соню чопорно глядят
    И про неё между собою
    Неблагосклонно говорят.

    /Евгений Онегин/

    [​IMG]
     
  16. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    10.197
    Симпатии:
    536
    Ныне могу только очень кратко.
    В развитии сознания самый трудный этап - разотождествление со своим телом. По сравнению с этим разотождествление со своим эго - пара пустяков :) Поэтому Будда и говорил: "Из всех животных самое величественное - слон. Из всех медитаций медитация о смерти - наилучшая (наивысшая)
     
  17. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    10.197
    Симпатии:
    536
    А вот непонятно почему. Ошо, ссылаясь на свой громадный практический опыт, утверждает это со всей решительностью.

    Речь, видимо, идет не о последнем переходе (тогда уж все равно никуда не денешься) и не о медитации (когда исчезновение тела доволно скоро становитя привычным).
    Тут говорится о "состоянии постмедитации". Когда в процессе обыденной жизнедеятельности, мы быстро скатываемся с уровня достигнутого понимания на привычную плоскость, в воображаемые границы своего телесного контура.
     
  18. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    10.197
    Симпатии:
    536
    А вот непонятно почему. Ошо, ссылаясь на свой громадный практический опыт, утверждает это со всей решительностью.

    Речь, видимо, идет не о последнем переходе (тогда уж все равно никуда не денешься) и не о медитации (когда исчезновение тела доволно скоро становитя привычным).
    Тут говорится о "состоянии постмедитации". Когда в процессе обыденной жизнедеятельности, мы быстро скатываемся с уровня достигнутого понимания на привычную плоскость, в воображаемые границы своего телесного контура.
     
  19. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    10.197
    Симпатии:
    536
    Иудаизм уж 25 веков занимается углубленной их трактовкой. В НЗ не меньше парадоксов, чем в ВЗ.
    (НЗ, ВЗ - Новый и Ветхий Завет)

    Библию трудно рассматривать как подлинно религиозный текст* (то есть, инструкцию по преображению). Но у иудеев это как-то получается. Вне традиции, Библия это просто впечатляющee собрание древних текстов, часто вызывающих этический протест и оставляющих массу вопросов.
    --
    *) каким несомненно является Бхагаватгита (наставление Кришны) и Дхаммапада (сборник высказываний Будды). Хоть и к ним написано несчетное число комментариев, они могут рассматриваться как пособие по трансформации (трансценденции банальности человеческого бытия) сами по себе.
    ---
    В отличие от этого, НЗ, Евангелия, скорее походят на стрелку компаса: вызывают определенное трогательное состояние души, некое устремление к чему-то довольно неопределенному.

    Дальнейшее церковное развитие христианского учения склонно не исследовать, а сглаживать противоречия, превращая христианство почти полностью в сентиментальное нравственное учение, мало по сути отличающееся от аналогичного содержания прочих религий.

    Плюс, конечно, мистерийные обрядовые элементы (почти исчезающие в протестантизме), которыми можно эффективно пользоваться в подлинно религиозных (трансформирующих) целях.
    /Прежде всего - таинство Причастия, переживающееся как тотальное обОжение не только человеческой души, но и тела./
    Но они типологически не отличаются от других мистерий, от древнеегипетских до масонских.

    Так что религии вообще суть инструменты для преображению, которыми мало кто пользуется по-настоящему, а большинство не только сомневается в их действенности, но и попросту игнорирует такую возможность в принципе.

    И это нормально. 95%, кроме нравственных ориентиров и надежды на рай (то есть идеализированного продолжения своего земного существования), по сути ничего и не нужно.
    95% не чувствуют ограниченность своим привычным личностным существованием как стеснительную.
    Им не душно и не тесно в самих себе.

    Так что банализация религий вполне соответствует довольству своим банальным существованием огромного большинства людей. Не вижу в этом ничего дурного.
     
  20. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    10.197
    Симпатии:
    536
    Ну, у христиан-матросов тут по определению нет вопросов :) .
    По убеждению замечательного протестантского богослова Пауля Тиллиха, "Бог есть смысл"*. Высший смысл нашего существования.
    Понятно, что у большинства их высший смысл, корневые ценности не носят религиозного характера. Семья, дети, здоровье, успех - требуют усилий, не являющихся собственно религиозными. Не уходя далеко от христианских аналогов. этот нехитрый психологический факт выразил Иисус: "где сокровище ваше, там будет и сердце ваше".

    Но у не довольствующихся обыденной жизнью смысл их уже может носить квазирелигиозный характер: любовь, наука, искусство.
    Далее идет искренняя религиозность. То есть духовная работа в рамках какой-то религиозной мифологии (системы).
    И, наконец, приход к пониманию, что "Бог" и "Царство Божие" внутрь нас есть.
    Тат твам аси, моя подлинная сущность и Бог - одно ("Я и Отец - одно");
    что каждое существо изначально обладает природой Будды и пр.

    Только не просто на уровне глубокого убеждения (это все еще предыдущий случай), а в виде интенсивной духовной практики, становящейся главным содержанием и смыслом его жизни:
    монах; будь то в миру, иль временно полностью отрекшийся от мира для интегрирования в своей высшей цели всего своего существа.

    Как же это связать с тем, что мы уже "там"? И это "там" нам уже дано "здесь-и-сейчас"? Как реализовать свою буддовость, когда она уже и так есть? Как христианину реализовать то, к чему призывал его Иисус: станьте как Я (моя и ваша истинная сущность едина). А Я (не Иисус, но Христос) и Отец - одно.
    Или перейти
    (через смерть привычного малого "я", как лопается дождевой пузырь в луже)
    к такому Сознанию, когда Атман есть Брахман, личность стала вселенским сиянием; не то безличной, не то сверхличной
    /чем это отличается от смерти?/; тем, что мы называем "Бог"?

    "Но надобны времени горы,
    чтоб данное в руки - найти."


    "Жизнь - это предчувствие Бога незрячей личинкой Его" /Миркина/

    * * *
    О, Господи, что это значит -
    поток исчезающих лет?
    Жизнь - это такая задача,
    в начале которой - ответ.

    Но надобны времени горы,
    чтоб данное в руки - найти.
    Жизнь - есть ощущенье простора
    в стенах, в тесноте, в заперти.

    Нечаянный сполох мгновенный,
    прорыв в мировой западне.
    Жизнь есть ощущенье Вселеннной
    в едва различимом зерне.

    Ведущая в бездну дорога,
    где каждый шажок - торжество.
    Жизнь - это предчувствие Бога
    незрячей личинкой Его.

    ----------
    *) ". Бог — это в конечном счёте подлинные основы «моего» существования, «моя» истинная сущность. Грех, по Тиллиху, не есть нарушение внешних законов и заповедей; в нём человек теряет себя, а осознаёт потерю в ситуации страха и отчаяния."
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Тиллих,_Пауль
     
  21. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    10.197
    Симпатии:
    536
    Трудно, ох как трудно добраться туда, где ты уже находишься.
    Трудно, ох как трудно рыбешке отыскать океан, в котором она плавает.
    Трудно, ох как трудно найти очки, которые на самом деле на моем носу сидели.
    Трудно!
    Но можно ...
     
  22. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    10.197
    Симпатии:
    536
    Адвайта и Августин
    (Собеседник христианин, а посему чаще обычного перехожу на этот язык)

    Как ни призадумывалась, так и не смогла согласиться.
    На первый взгляд, вы, конечно же, правы. Как говаривал ходжа Насреддин, "сколько не говори 'халва!халва!', во рту слаще не станет".
    Но талант понимания текста - угадать, почувствовать (часто на свой страх и риск) контекст: когда, кому и в какой ситуации такое говорится. Только тогда открывается подлинный смысл высказывания.
    /С этим ну просто беда с пониманием логий(речений) Иисуса. Многие (если не все) его высказывания имеют вовсе не универсальный, а ситуативный характер: они в большой степени зависят от того, к кому они обращены/.

    Насреддин, очевидно, обращается к достаточно продвинутым суфиям, получившим в результате практики зикра (аналог нашей Иисусовой молитвы) значиительный духовный опыт. Тогда уместно остудить слишком горячие восторги.
    В противном случае получилось бы, что суфийский мастер Насреддин отвергает одну из основных суфийских практик. Это как если бы афонский старец отрицал действенность и пользу Иисусовой молитвы. А нам известно, что именно это 'халва!халва!', медитативное повторение имени Иисуса, ценится монахами так высоко, что на Афоне тайно (а в начале прошлого века и явно) такая практика словесного причастия на определенном его уровне ставится выше обычного церковного причастия.
    (С. Булгаков "Философия имени" https://russian_philosophy.academic.ru/461/ФИЛОСОФИЯ )

    Да и неудивительно: зикр и Иисусова молитва - частные проявления (практика бхакти) мантрайоги, пути мантры: способа соединения с Богом (своим высшим Я, с уровнем истинности, подлинного Бытия, - для страдающих аллергией на слово 'бог' выбор куда как велик).
    Этот путь (мантра йога) наличествует (да и не может не существовать) во всех великих религиях, религиозных школах и движениях.

    Особую роль упражнениям в воображении на основании слов отводят в адвайте. Йога Васиштха (классический текст, почитаемый, подобно Бхагаватгите, и прочими религиозными традициями) многократно повторяет: одного внимательного слушания этой книги достаточно для обретению высочайшего уровня сознания. (Что умиляет, часто при этом добавляется: то же, мол, относится и к текстам других высоких традиций.)

    [​IMG]
    https://audioknigi.club/yoga-vashishta

    А как же может быть иначе? Упражнения в воображении на основании слов еще в большей степени, чем в других традициях ставятся на недосягаемую высоту прежде всего в христианстве (и других авраамических религиях). Чтение Евангелия в церкви (как и чтение Торы у евреев) считается сакральным элементом богослужения.
    А слово «Коран» и вовсе происходит от арабского «чтение вслух», «назидание».
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Коран
    Или наставление (как и озаглавлена эта ветка).

    Имхо, если не лучше, то короче прочих роль упражнения в воображении на основании слов
    выразил бл. Августин:
    "Мы сперва должны поверить в то, что потом узнаем".
     
    Последнее редактирование: 26 ноя 2019
  23. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    10.197
    Симпатии:
    536
    Впечатление, что я прочла много книжек часто вызывает сильную реакцию. (Иногда доброжелательную.)
    А между тем не успела (и вряд ли успею) дочитаться и досчитаться до очевидной для Окуджавы нормы:

    "Мы успели сорок тысяч всяких книжек прочитать..."

    (фото клипа хороши)
     
  24. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    10.197
    Симпатии:
    536
    Опять же, дело в определении и словоупотреблении. Религия как я ее понимаю... как реализация глубинного человеческого потенциала; как шаг в сторону некой (может, и воображаемой) трансформации /для тех, кого к этому тянет/... - вот в таком примерно смутно описательном смысле, -
    нужна где-то % пяти.
    Прочие 95% либо следуют общему общественному тренду Принимают идеологические устои своего общества (будь то вера или атеизм), нуждаются в религии для осмысленного и комфортабельного обустройства своего внутреннего мира /как один из вариантов религии-прибежища/ и пр. Бог как мебель. Кому-то комфортно, уютно с богом; кто-то предпочитает без него обходиться.
    То есть, по мере роста птенца в яйце, он может либо иметь какие-то предположения о жизни вне яйца, либо обходиться без этого. Главное в этой ситуации, что яйцо ему в принципе не тесно. Яйцо своего привычного эго, матрица (привычный способ мировосприятия) его не давит, не душит, не стесняет.

    Для пяти же означенных %% все обстоит ровно наоборот.
    я б назвала критерий того, является ли духовный поиск способом увековечить свое "я", почувствовать себя особенным и необыкновенным, добиться внешнего или хотя бы внутреннего самоуважения. Или человеком движет подлинная духовная тяга. Критерий простой: чувствует ли человек тесноту (неловкость, банальность) своего эго, своего "я". Как странник, готовый отправиться в неведомое: уходить из привычного обихода и уюта страшно, боязно. Но и оставаться в нем навсегда тоже совершенно невозможно.
     
  25. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    10.197
    Симпатии:
    536
    Аминь.

    Спелое яблоко

    [​IMG]

    Зеленое яблоко сорвать трудно. Оно упорно держится за ветку и готово оторваться разве что вместе с ней. Напротив, спелому яблоку на ветке трудно удержаться. Созревание дошло до того предела, когда сила Великого Тяготения становится важнее страха полета в неизвестное и привязанности к прежнему привычному положению.

    [​IMG]

    Поэтому подлинную духовную жизнь (в отличие от популярной религии, философии, идеологии) невозможно пропагандировать. Те, кто к ней еще не готов, шарахаются от нее как от чего-то, что претендует нарушить привычный порядок их жизни и сложившиеся представления о себе и окружающем мире.
    Духовная практика (молитвенная, медитативная) кажется уходом от действительности, отрывом от насущных дел и задач, странным перпендикуляром, грозящим перечеркнуть сложившуюся жизнь. Повинуясь этой силе отторжения, люди с готовностью усваивают любые поверхностные представления о состоянии реализации смысла их жизни (погружение в Бога, выход за пределы привычного "я", просветление), к которому они еще не готовы.

    [​IMG]

    Предания повествуют, что достигнувший просветления Будда ничего не хотел проповедовать, хоть все боги и упрашивали его об этом. Как можно рассказать о том, что невыразимо словами; что для своего постижения требует глубокого и проницательного ума, великой готовности, великой решимости и великой мудрости? Те же, кто обладает этими качествами, ни в каких проповедях не нуждаются. Тяга Великого Притяжения сама приведет их к вершинам реализации своего человеческого потенциала.
    А "зеленые яблочки" ничего не поймут и постараются низвести все до своего уровня.

    [​IMG]

    Но быть может, - отвечали ему боги - есть такие редкие созревшие готовые к восприятию души, которые, не имея возможности узнать высшее учение, долго еще будут блуждать в отчаянных поисках во мраке неведения. Великий Магнит будет притягивать их души, стрелка компаса их души будет неизменно указывать им на Северный Полюс, но как же помог бы им маяк, указывающий прямой и верный путь!
    И Будда согласился не покидать этот мир, для тех немногих, кому он сможет помочь.

    Яблочкам невдомек, что не век им оставаться зелеными. Придет время, и они созреют; и в них сила Великого Притяжения станет все настойчивее звать их души.

    Поэтому Будда (а "будда" - это каждое просветленное, реализованное существо) дал обет оставаться в мире до тех пор, пока все души не достигнут освобождения.


    [​IMG]

    Будду привела просто для примера: такой конфликт характерен для всей религиозной истории человечества. Героиня сказки Миркиной с отчаянием восклицает: "у меня на ладонях величайшее сокровище, но я никак не могу его подарить: никто его не видит и никому оно не нужно".
    С одной стороны, даже первые шаги на пути открытия своего подлинного "Я" рождают такую радость, такое чувство счастья и свободы, такую вселенскую любовь, что желание сообщить и приобщить к этому других почти неудержимо.
    С другой, - зов и слова о подлинной жизни в Духе встречают отторжение и вульгаризирующее искажение. Примеры чего всем хорошо известны.

    [​IMG]

    "Свет во тьме светит, и тьма не объяла его". С.Л. Франк задается справедливым вопросом: что это за тьма, которая не исчезает и в присутствии света? Тьма неведения - это особая тьма, обладающая собственной активной силой.
    Свет не может не светить. Тьма в страхе своего исчезновения не может и не хочет им просветлиться.

    Эта человеческая ситуация драматична? Несомненно. Трагична? Не думаю. Процесс созревания человеческих душ таинственен и вряд ли хорошо известен. Легковесным и не ощутившим еще Великое Притяжение зеленым яблочкам созревшие их собратья кажутся безумцами. Спелым же яблокам известно: даже самым непонятливым зеленым завязям предстоит со временем созреть.


    [​IMG]
     

Поделиться этой страницей