01. Шила (нравственность)

Тема в разделе "Буддизм", создана пользователем plot, 30 июл 2016.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Основой духовной практики в буддизме является нравственность, Шила. Нравственность в буддизме не имеет отношения к морализаторству или неким гуманистическим идеалам. Это сугубо практическая дисциплина, подчинённая, как и весь Восьмеричный путь, одной цели - освобождению от страдания. Всё очень просто: если мы нарушаем предписания Шилы, мы создаём условия для порождения нездоровых состояний ума. Тем самым мы увеличиваем сумму страданий в своей жизни, создаём предпосылки для неблагоприятных обстоятельств - внутренних и внешних (т.е. камму/карму). Нам, банально, становится труднее медитировать и сохранять ясное и спокойное состояние ума.
     
  2. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Основных нравственных предписаний для мирян в буддизме пять:

    1. Воздерживаться от умышленного причинения вреда живым существам.
    2. Воздерживаться от воровства, т.е. от того, чтобы брать то, что не даётся нам добровольно.
    3. Воздерживаться от вредоносной речи - лжи, злословия, грубых слов, речей, которые могу поссорить людей, а также от пустословия.
    4. Воздерживаться от сексуальной активности, которая может заставить других людей страдать - причём не только тех, кто непосредственно вовлечён в отношения. Сюда относится, например, сексуальная активность с человеком, уже имеющим пару, с человеком, живущим с родителями и находящимся под их опекой (как правило здесь имеются в виду несовершеннолетние) и т.д.
    5. Воздерживаться от употребления любых опьяняющих и притупляющих сознание веществ.
     
  3. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    В суттах имеется и более подробное описание правил нравственности - речи, поведения и образа жизни.

    Всё это, повторюсь, не является поводом для чувства вины. Если мы нарушаем эти правила, никто не будет грозить нам пальцем с небес. Мы просто получим последствия. Это полностью аналогично, скажем, тому, как если мы привыкли переходить дорогу без светофора. В этом случае когда мы попадаем под машину - это не наказание, а просто следствие неразумного поведения. Мы берём ответственность за своё поведение. Это значит, что следуя против Шилы, мы должны сознавать возможные последствия и заранее быть готовыми принять их в полной мере, какими бы тяжкими они ни были.
     
  4. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Некоторые дополнительные высказывания относительно Шилы:

    * Корысть и нечестивая жадность – это загрязнение, отравляющее ум.
    * Недоброжелательность – это загрязнение, отравляющее ум.
    * Злость – это загрязнение, отравляющее ум.
    * Негодование – это загрязнение, отравляющее ум.
    * Презрение – это загрязнение, отравляющее ум.
    * Нахальство – это загрязнение, отравляющее ум.
    * Зависть – это загрязнение, отравляющее ум.
    * Скупость – это загрязнение, отравляющее ум.
    * Лживость – это загрязнение, отравляющее ум.
    * Притворство – это загрязнение, отравляющее ум.
    * Упрямство – это загрязнение, отравляющее ум.
    * Соперничество – это загрязнение, отравляющее ум.
    * Самомнение – это загрязнение, отравляющее ум.
    * Надменность – это загрязнение, отравляющее ум.
    * Тщеславие – это загрязнение, отравляющее ум.
    * Небрежность – это загрязнение, отравляющее ум.

    Ваттхупама сутта, МН I
     
  5. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Другие могут вредить, но мы не должны вредить.
    Другие могут убивать, но мы должны воздерживаться от убийства.
    Другие могут воровать и грабить, но мы должны воздерживаться от воровства и грабежей.
    Другие могут быть порочными, но мы должны быть непорочны.
    Другие могут быть лжецами, но мы должны быть правдивы.
    Другие могут сквернословить, но мы должны воздерживаться от сквернословия.
    Другие могут клеветать, но мы должны воздерживаться от клеветы.
    Другие могут пустословить, но мы должны воздерживаться от пустословия.
    Другие могут проявлять скупость, но мы должны быть щедрыми.
    У других может быть отравленное сердце, но мы должны быть чисты сердцем.
    У других может быть неправильный взгляд, но мы должны придерживаться правильного взгляда.
    У других может быть неправильное мышление, но у нас должно быть правильное мышление.
    Другие могут иметь неправильную речь, но мы должны придерживаться правильной речи.
    Другие могут действовать неправильно, но мы должны придерживаться правильных действий.
    Другие могут зарабатывать неподобающим образом, но мы должны придерживаться получения средств к существованию честным путем.
    Другие могут проявлять неправильное усердие, но мы должны проявлять правильное усердие.
    Другие могут жить рассеянно, но мы должны быть бдительны.
    У других может быть неправильное сосредоточение, но у нас должно быть правильное сосредоточение.
    Другие могут иметь псевдо—свободу, но у нас должна быть подлинная свобода.
    Другие могут быть окутаны ленью и тупостью, но мы должны освободиться от лени и тупости.
    Других может распирать гордость, но мы не должны быть подвержены гордыне.
    Другие могут иметь сомнения, но мы должны устранять свои сомнения.
    Другие могут злиться, но мы должны устранить злобу.
    Другие могут быть злопамятны, но мы должны освободиться от злопамятства.
    Другие могут быть резкими, но мы должны вести себя мягко.
    Другие могут злорадствовать, но мы должны быть свободны от злорадства.
    Другие могут иметь зависть, но мы должны освободиться от зависти.
    Другие могут быть недовольными, но мы должны освободиться от недовольства.
    Другие могут предавать, но мы не должны предавать.
    Другие могут быть нечестными, но мы должны быть честны.
    Другие могут быть упрямыми, но мы должны быть восприимчивыми и понятливыми.
    Другие могут быть гордыми, но мы должны быть простыми.
    С другими может быть трудно говорить, но с нами должно быть легко говорить.
    Другие могут сходиться с плохими друзьями, но у нас должны быть хорошие друзья.
    Другие могут жить праздно, но мы должны жить собранно.
    У других может не хватать уверенности, но мы должны овладеть уверенностью.
    Другие могут не иметь стыда (совершая дурное), но мы должны стыдиться (совершать дурное).
    Другие могут быть безрассудными, но мы должны быть осмотрительными.
    Другие могут знать мало, но мы должны обладать обширными знаниями.
    Другие могут быть ленивы, но у нас должна быть неослабевающая энергия.
    Другие могут жить рассеянно, но мы должны обладать внимательностью.
    Другие могут быть обделены мудростью, но мы должны иметь мудрость.
    Другие могут быть предвзяты и им может быть трудно отбросить предубеждения, но у нас не должно быть предубеждений и мы должны с радостью приветствовать истину.

    Я говорю вам далее, что даже намерение поступать правильно очень хорошо и полезно, приносит хороший результат, не говоря уже о практике правильной речи и поступков.
    Я говорю вам, что если есть плохая дорога, то должен быть и хорошая, по которой можно пройти: если в каком-то месте нет брода, то где — то обязательно есть брод, позволяющий переправиться на тот берег.

    Саллекха сутта, МН I
     
    list нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    241. – Разрушение жизни живых существ, убийство и заклание, удавление и похищение, ложные речи, обман и обольщение, недостойное слово и прелюбодеяние, – вот что оскверняет человека, а не скоромная пища.

    242. Необузданность в плотских наслаждениях, жадность к сладостям жизни, близкие связи с нечистыми, несправедливость и неуверенность, – вот что оскверняет человека, а не скоромная пища.

    243. Жестокость и грубость, клевета и предательство, безжалостность и надменность, оставление других людей без помощи, – вот что оскверняет человека, а не скоромная пища.

    244. Гордость, пустосвятство и пьянство, лесть, зависть и высокомерие, несправедливость, спесь и надменность, – вот что оскверняет человека, а не скоромная пища.

    245. Зло и недобросовестность, лживость и двуличие, душевная низость и греховность, – вот что оскверняет человека, а не скоромная пища.

    246. Необузданность в отношениях к другим существам, оскорбление благодетелей, злоба и хитрость, жестокость и непочтительность, – вот что оскверняет человека, а не скоромная пища.

    247. Зависть, враждебность, поношение, – вот что оскверняет человека, вот что оскверняет его, привязанного здесь к греху и после смерти идущего во тьму, вниз головою летящего в бездну.

    Комментарий: когда Будда здесь говорит об осквернении, речь идёт о том, что то или иное действие усиливает помрачённость ума, увеличивает присутствие в нём помрачённых факторов.
     

Поделиться этой страницей