1231

Тема в разделе "Вокруг света", создана пользователем Ондатр, 26 янв 2018.

  1. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.508
    Симпатии:
    3.151
    [​IMG]
    Издеваешься, да? )

    Моя башенка, моя Торре дель Оро!!!!!!!!!!! :) :) :) :) :cry2:

    Мой дорогой Гвадалкивир! Зеленый, зеленый, с велосипедами, ботинками и шинами на дне!!!! :cry2:
     
    Последнее редактирование модератором: 19 фев 2018
    Glenn нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    28.041
    Симпатии:
    10.832
    Образ жизни.
    Большой город представлял собой несколько укреплённых городов - первый - цитадель - место нахождения гарнизона, потом город чиновников и знати. иногда именно там находилась пятничная мечеть - куда мог сойтись весь город. обычные же мечети были в каждом квартала - они были и клубами и школами и ночлежками одновременно. к мечети примыкал базар - сердце города - с караван-сараями, складами , рядами... Вблизи него селились "чистые" ремесленники - ювелиры, продавцы благовоний, дальше текстильщики, и у же совсем к окраинам "грязные" (буквально) профессии. обычно застройка была двухэтажной. но в городах аравийского типа - как Каир или Фустат она была многоэтажной и говорили что в иных переулках и базарах светильники горят круглосуточно - дневной свет туда не проникал....
    особое внимание уделялось водоснабжение - были города с водопроводами или акведуками, но вообще самой массовой профессией был водонос. От жары строились подвальные помещения с текущей водой. Были бани, но мода на уже ушла. В Багдаде их осталось всего 2000.
    В еде преобладала зерновая пища с приправами, рис, привозили сушеную фрукты, рыбу. Обожали сладости. престижной была пища смешанная с благовониями. вино пили. главными питейными домами была христианские монастыри.
    Одежду предпочитали белую. элитным развлечением было конное поло. бисексуальность была широко распространена. немалую роль играло рабство и работорговля - все рабы были привозные из не-мусульманских стран и использовались только как домашние. основной спрос был на девушек, покапали евнухов, но также и гулямов - больше в качестве телохранителей и гвардейцев.
    Народ обожал праздники - по большей части они были христианские - но обросли разнообразными необычными обрядами. Например масленица была "вечером ощупываний" - когда женщины гуляли вместе с мужчинами и всех можно было щупать )
    Вообще христиан среди населения было ещё много, они жили в отдельных кварталах. Для евреев важным центром был Египет (альмохады их притесняли). В Египте же у них было самоуправление во главе с нагидом - по совместительству главным придворным врачом . именно эту должность занимал Маймонид и унаследовал его сын Авраам.
     
    Glenn, list и La Mecha нравится это.
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    28.041
    Симпатии:
    10.832
    "Тысяча и одна ночь" в первой редакции скорее всего была составлена именно в эти времена (сер. 13 в.)

     
    Glenn нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    28.041
    Симпатии:
    10.832
    футтува

    Когда я писал, что корпоративный дух в городах ислама был слабее, чем в Европе, это не означало, что его там не было совсем )
    Но основной формой взаимовыручки там стали суфийские братства и дружины футтува (порой совпадающие). Изначально футтува (джаванмарди, ахи) это "удальцы" из ремесленной среды (навроде дружины Васьки Буслаева ) ) Постепенно они стали основной формой самоорганизации городских низов, появились свои кодексы поведения, определённые социальные функции. Халиф ан-Насир (ум. в 1225) преобразовал эти мужские братства в единый орден, который возглавил сам. Он запретил разным бандам враждовать между собой и наделил их функциями народной дружины. При дворе халифа была создана его собственная футтува , в которую принимались и султаны получающие от халифа утверждение. Культивировалась преданность (прежде всего тому кто посвятил неофита в братство) и рыцарские правила.
     
    La Mecha нравится это.
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    28.041
    Симпатии:
    10.832
    Образование
    Уровень грамотности был довольно высок. высшее образование давали медресе - это прежде всего было правоведение (было 8 основных школ-направлений) и калам (теология). Учёные факихи кроме того читали открытые лекции в мечетях. Естественные науки - алхимия, астрология, механика, оптика, медицина были связаны с фальсафа (аристотелизмом) и преподавание их не было столь институализировано. Но вообще развиты они были достаточно высоко (отсюда их и почерпнула христианская Европа).
    Эпоха выдающихся учёных и мыслителей, впрочем, уже уходила. Наверно самым выдающимся учёным описываемого периода был ат-Туси. Он жил в Аламуте при дворе имама исмаилитов (где была и знаменитая библиотека)

    1224Irakischer_Maler_des_Kräuterbuchs_des_Dioskurides_001.jpg


    Syrischer_Maler_von_1222_001.jpg Syrischer_Maler_um_1220_001.jpg

    1229-Arabischer_Maler_des_Kräuterbuchs_des_Dioskurides_001.jpg

    1229-Syrischer_Maler_des_Kräuterbuchs_des_Dioskurides_001.jpg 1229x-Arabischer_Maler_des_Kräuterbuchs_des_Dioskurides_004.jpg

    1224x-Irakischer_Maler_des_Kräuterbuchs_des_Dioskurides_002.jpg 1229Arabischer_Maler_des_Kräuterbuchs_des_Dioskurides_002.jpg 1229x-Arabischer_Maler_des_Kräuterbuchs_des_Dioskurides_003.jpg
     
    Glenn, La Mecha и list нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    28.041
    Симпатии:
    10.832
    Исмаилиты

    Шииты-двунадесятники в то время воспринимались вроде староверов - как допустимая ересь, и даже в некотором роде почтенная. Багдадские халифы пытались преодолеть раскол, оказывая подчёркнутое уважение Али и святыням с ним и его потомками связанными.
    Исмаилиты же традиционно считались ересью вредоносной, отрицающей шариат, обожествляющей своего имама и к тому объединённую в террористическую организацию. Что в общем соответствовало истине.
    Но в начале 13 в. имам Хасан объявил о намерении вернутся в правоверие, ввёл шариат (причём суннитский) и вообще приложил большие усилия для создания более респектабельного имиджа. И действительно его государство получило международное признание. состояло оно из десятков замков сосредоточенных в трёх удалённых друг от друга горных областях - Мазендаране, Кухистане и Ливане. При приемнике Хасана - Мухамаде имаилиты рассматривали возвращение к шариату как такию - внешнюю маскировку. не отказались они и от террора. но так или иначе в исмаилитских замках принимали и учёных иноверцев - особенно много из числа бежавших от монголов. Сирийские исмаилиты платили дань тамплиерам и госпитальерам. Джелал-ад-дин подверг иранские исмаилитские владения жестокому погрому. И когда он был разбит сирийско-румскими войсками, имам немедленно уведомил об этом монголов с приглашением покончить наконец с общим врагом. (вообще этот имам Мухамад был не вполне в себе - он страдал меланхолией и запоями и больше всего любил пасти овечек)
     
    Glenn и La Mecha нравится это.
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    28.041
    Симпатии:
    10.832
    суфизм

    13 век - золотой век суфизма и время его массового распространения
    Айюбидский Египет и Багдадский халифат равно склонились на его сторону. Это была "мистическая революция" резко раздвинувшая границы религиозно дозволенного в исламе и создавшая новые религиозные и общественные институты. истинная иерархия теперь мыслилась невидимой, ханака стала религиозным центром независимым от власти, суфийские братства стали оснвоной формлй организации ремесленного населения наряду с футтува. самые яркие фигуры культуры этого времени - это выдающиеся суфийские шейхи.
    Одной из них был загадочный Шамс Тебризи - по преданию одного из учеников - франка - он отправил в качестве тайного пира на Запад...
     
    La Mecha и list нравится это.
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    28.041
    Симпатии:
    10.832
    пример биографии
    Баха-ад-Дин Валад родом из Средней Азии, известный факих и одновременно сторонник суфизма. в 1219 покинул родной Балх, опасаясь монголов и с многочисленными учениками отправился в хадж. В Багдаде отверг предложение остаться и подверг халифа критике. посетил Мекку, Иерусалим, Дамаск и в итоге обосновался в Румском султанате , через некоторое время возглавив столичное медресе, умер в 1231 г. оставив мистический дневник. Его место при дворе занял старший сын - Джелал-ад-Дин Руми - впоследствии прославленный поэт и суфийский шейх.

    В это время вёл уже скитальческую жизнь, бежав от монголов и Саади
     
    Последнее редактирование: 4 мар 2018
    La Mecha и list нравится это.
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    28.041
    Симпатии:
    10.832
    величайшей фигурой эпохи был Ибн Араби
    Родился в Мурсии (Андалус) в 1165 г. Стал суфием . в 1193 отправился в странствия по Магрибу, где трижды повстречал Хызра. В 1202 отправился в хадж и в Альмохадский халифат уже не вернулся. Жил в Мекке, Руме, Египте, с 1223 в Дамаске. Его сочинения легли в основу почти всей последующий суфийской теории.

     
    Glenn, La Mecha, list и ещё 1-му нравится это.
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    28.041
    Симпатии:
    10.832
    Ибн аль-Фарид (ум. в 1234. Египет)

     
    Glenn, La Mecha, list и ещё 1-му нравится это.
  11. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.508
    Симпатии:
    3.151
    Какая прелесть! )
     
    Glenn нравится это.
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    28.041
    Симпатии:
    10.832
    Если мы будем сравнивать Запад и Восток, то ситуацию в исламском мире удобней скорее сравнивать с закатом Рима.
    Если на Западе (или в Японии) мы видим подъём связанный с вырубками и распашками. То Исламский мир - это цивилизация аридной зоны. Экстенсивный рост там был возможен за счёт ирригации, а она требовала иных институтов. Существующие же были по -сути институтами скрытой варварской оккупации - это был наложенный на исламское общество военный режим. В этой системе "недофеодализма" эмир был предводителем наёмного тюркского отряда, который он содержал за счёт икта (или даже наследного атабекства). Но он не был уверен ни в собственном будущем, ни тем более в будущем своего потомства. Это была жёсткая конкурентная среда, где выигрыш обеспечивала отнюдь не поддержка населения. Такой эмир стремился взять побольше и побыстрее. Но конечно тут произвол натыкался на пассивное сопротивление населения - факихи могли перестать учить, купцы торговать, крестьяне могли бежать - это всё были весьма действенные средства. Поэтому более надёжным были война и грабёж. На рост экономики такая система явно рассчитана не была.
    Но кризис всё же надвигался с окраин - самый центр ещё имел некоторый запас стабильности, пока варваризация ещё не перешла некую невидимую грань..
     
    Последнее редактирование: 18 фев 2018
    Glenn, La Mecha и list нравится это.
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    28.041
    Симпатии:
    10.832
    Периферия

    Для исламского мира периферия на севере это была Волжская Булгария, Саксин, Дагестан (если надо про упомянутый ранее Саксин могу рассказать подробнее).
    Но основной массив периферийных государств был отрезан от центра песками Сахары и аравийских пустынь .
    В пустынях жили кочевые племена, а в оазисах нередко жили общины хариджитов. Через пустыни походили очень активные караванные тропы.

    Южнее Сахары простирался великий суданский пояс из ранних государств, окруженных множеством вождеств и племён, нередко языческих .

    Изначально это были африканские священные царства, подвергнувшиеся исламизации в результате активного участия в дальней торговле.
    Отсюда особая роль в них иноземного купечества. Обычна система гость-хозяин - когда каждый купец должен получит покровителя из числа местной знати - или особые купеческие крепости-города.
     
    Последнее редактирование: 18 фев 2018
    La Mecha нравится это.
  14. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.508
    Симпатии:
    3.151
    Можно про Саксин и еще про Великий суданский пояс. )
     
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    28.041
    Симпатии:
    10.832
    Начиная с запада первым царством был эмират Такрур на берегах Сенегала. Отсюда вывозилось золото и рабы-евнухи, а ввозились шерстяные ткани, бронза и бусы. Вокруг двух городов группировались вождества. Исламизированная элита носила одежду и жила в домах из кирпича и алебастра. Простые из мусульман - набедренные повязки из шкур, язычники ходили голыми. Жители выходили в океан для ловли черепах и чтобы добраться до острова где добывали соль. Соль в странах южнее Сахары была извечны дефицитом и дорогостоящим товаром.

    Дальше к востоку шло царство Гана со столицей Валата (Южная Мавритания). На юге его находились знаменитые золотые приски и царь имел богатую коллекцию самородков (самый большой в 13 кг). Золото на соль это издавна была основная формула транссахарской торговли (облагаемой высокими пошлинами). Царство считалось самым цивилизованным из "царств чёрных": царь жил во дворце со стеклянными окнами, в мечетях возглашалась хутба на багдадского халифа, отсюда совершался хадж. Валата была самым большим городом Судана и состояла из двух крепостей - царской и купеческой.

    Дальше к востоку было языческое царство Сосо против него вёл борьбу лидер местных мусульман Сундиата 9который потом станет эпическим героем).

    На берегах Нигера лежало мусульманское царство Сонгай (Каукау). столица его тоже состояла из двух городов-крепостей. Здесь в ходу были соляные деньги, а главным богатством был скот.
     
    Glenn, La Mecha и list нравится это.
  16. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.508
    Симпатии:
    3.151
    Как использовалась ввозимая бронза?

    Дома из алебастра - что-то фантастическое. Это же недешевый материал, в Др. Египте из него делали всякие сосуды для благовоний, кувшинчики, опять же "алавастровый сосуд"...
     
    Последнее редактирование модератором: 18 фев 2018
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    28.041
    Симпатии:
    10.832
    для изделий , естественно )
    Ввозились и ткани для одежды и зерно (местные выращивали только дурру - африканское просо). Прдемтом вывоза служили и африканские животные.

    Общество местное было не таким уж простым - в основе его лежали кланы, включающие родичей, рабов и клиентов. внутри клана была чёткая иерархия по происхождению (в отличие от центра ислама где все дети - рождённые от жён или от наложниц и независимо от старшинства были равны). кланы тоже различались знатностью и могуществом и выстраивались в иерархическую систему. рабы часто были ближе к главам кланов чем родня.
    Политическая система напоминает Русь века 9-10 (с князьями, которые каждый "с родом своим")

    Дальше на восток на берегу (тогда огромного) озера Чад лежало самое могущественное царство - Канем. Оно уже напоминало Русь времён Владимира Святого- Ярослава Мудрого - в завоёванные области назначались царские сыновья, был совет из 12 вельмож - 4 главных правили сторонами света, полководец завоевавший область получал её в управление. По воде совершались набеги на язычников - пленных продавали арабским купцам. На севере царство подчинило сахарские оазисы до Феццана включительно - т.е. граничило прямо с Магрибом.
    В Египете была канемская фактория, и даже особое медресе для канемцев - настолько их там училось много.
     
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    28.041
    Симпатии:
    10.832
    Общая численность населения стран Западного Судана могла составлять ок. 4 млн. человек.

    картинки, естественно, не 13 века. Но есть подозрение, что изменилось немногое )

    0_8c03c_d18eeb09_orig.jpg 013.jpg 0_8c032_e0d0805d_orig.jpg 0_8c036_ba560594_orig.jpg 120.jpg 154.jpg
     
    Последнее редактирование: 18 фев 2018
    Glenn и La Mecha нравится это.
  19. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.508
    Симпатии:
    3.151
    Да, архитектура архитипична. )
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    28.041
    Симпатии:
    10.832
    Дальше к востоку лежали христианские (монофизитские) царства Нубии и княжества Эфиопии (мусульманские, христианские и иудейские).
    вывозили оттуда г.о. рабов (в т.ч. евнухов). Христиане были под омофором коптского египетского патриарха. Эфиопы имели значительную колонию в Иерусалиме и в монастырях Синая (наряду с греками, грузинами, армянами и коптами)

    столица христианской Эфиопии - Роха. скальные (т.е. высеченные из скалы) церкви

    1024px-Bete_Abba_Libanos.jpg 1024px-Bete_Maryam_01.jpg 1024px-Bete_Medhane_Alem_in_Lalibela.JPG 800px-Bete_Emmanuel.jpg
     
    Последнее редактирование: 19 фев 2018
    Glenn и La Mecha нравится это.
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    28.041
    Симпатии:
    10.832
    главным работорговым портом был вольный город Зейла в районе нынешнего Джибути. Города этих мест были малопрезентабельны, но очень оживлённы.
    Невероятная активность кипела в йеменском порту Аден и египетском красноморском Айзаб в районе нынешней египетско-суданской границы. Последний был в стране беджа - беджа ходили голыми, а женщины отличались доступностью. при этом они считались христианами. вожди беджа за защиту караванов взимали плату. а караваны через Айзаб шли как машины в час пик.
    с одной стороны шли караваны с пряностями из Индии и Индонезии (из Адена) , с другой с паломниками из Магриба, Андалуса и Судана в Мекку (через море в Джидду)
     
    Последнее редактирование: 19 фев 2018
    La Mecha нравится это.
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    28.041
    Симпатии:
    10.832
    целая вереница таких же вольных городов протянулась дальше по южному побережью Аравии и Восточному Африки.
    Жили там арабы и персы из Шираза. Основным занятием была торговля с зинджами (неграми) . Из Африки вывозились рабы, ценная древесина, слоновая кость, золото. Из Аравии ладан, алоэ. И со всего океанского побережья амбра - стоившая в центре цивилизации огромных денег. Города эти (так же как Саксин) нередко не имели правителя, каждый род управлялся своим шейхом, оказывающим платное гостеприимство купцам.

    Могадишо (в Сомали) центр торговли деревом
    мечеть 1238 г.
    1238 могадишо.jpg

    Побережье Кении, Танзании и Мозамбика контролировалось таласократией города Кильва. Это была земля зинджей и говорили здесь на суахили. Но правила персидская династия из Шираза. Исповедовали хариджизм.
    из глубин Африки привозили золото. медь, железо, рога носорга и т.п. Товары отсюда возили в Индонезию и далее до Китая. Города полностью зависели от поставок продовольствия - сами они арспологали только рыбой, черепахами и кокосами.
    Мусульманское владение было и на Коморских островах. и значительное поселение было на севере Мадагаскара.
     
    Последнее редактирование: 19 фев 2018
    Glenn и La Mecha нравится это.
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    28.041
    Симпатии:
    10.832
    Хариджизм был распространён и в Омане , где правила династия Набханидов. А в Йемена хутба была на багдадских Аббасидов.
    остров Сокотра - важный центр торговли благовониями и пиратства - был христианским. Всё это были мест сбора амбры и добычи жемчуга.
    через океан велась регулярная торговля с Цейлоном, Южной Индией, Индонезией , где жили колонии мусульманских купцов.
    Побережье Персидского залива контролировалось атабеками Фарса и Кирмана (в последнем правил Кутлуг-хан - каракитай по национальности - он прикончил своего сеньора - брата Джелал-ад-дина - и получил от халифа титул султана)
     
    La Mecha нравится это.
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    28.041
    Симпатии:
    10.832
    Впрочем, большой нужды в этом не было, потому что решению уничтожить хорезмшаха Джелал-ад-дина уже было принято на курултае. В Азербайджан за ним был послан 30 000-й корпус Чормаган-нойона. В 1230 хорезмшах обратился ко всем мусульманским правителям объединиться и оказать ему помощь против монголов. Но к этому времени он был в ссоре со всеми, включая халифа, чьи владения он тоже атаковал. Хорезмийцы вызывали повсеместную ненависть. В 1231 Чормаган вошёл в Азербайджан и охота началась. В ночной схватке Джелал-ад-дин потерял свой двор и бежал в горы. Там он был убит курдскими грабителями, польстившимися на его богатую одежду. Его жена с отрядам прорвалась в Рум. Рассеявшиеся хорезмийцы стали жертвами мести со стороны населения. Только большой сплочённый отряд организованно отступил в Сирию - эти люди стали наёмниками.(в 1244 они взяли Иерусалим, а потом в битве при Форбии практически полностью уничтожили силы иерусалимского королевства и духовно-рыцарские ордена почти в полном составе.)
     
    Последнее редактирование: 19 фев 2018
  25. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.508
    Симпатии:
    3.151
    Отвратительно! Эта несчастная Африка все время рассматривалась как объект для работорговли...
    Неудивительно, что возник и "черный расизм" и "черный фашизм"...
     

Поделиться этой страницей