Король Джон, как подписал, так и отказался. И война шла до конца его дней. А Генриха бароны возвели на престол конкретно на условиях. и по достижению совершеннолетия Хартия (в несколько отредактированном и сокращённом виде ) была уже подписана как постоянно действующая конституция. дальние от центра - периферия Европы это Шотландия, Ирландия, Скандинавия, Венгрия, Польша, Балканы...
Да-да, с Невским лучше немного повременим... Все же там было так печально - озеро, весенний лед... ((
Если взять средневековую Европу как целое (в основной её части) , то во первых мы обнаружим общество достаточно динамичное, находящееся на стадии хозяйственного подъёма и внедрения (относительно новых) технологий. Этому способствовал благоприятный тёплый климат (примерно такой как установился сейчас в процессе глобального потепления) - в Англии рос виноград. Но основной рост был экстенсивный - за счёт сведения лесов и распашки пустошей. Леса уже стали защищаться королевской властью - они превращались в заказники (охотничьи заповедники). И началась малая лесная война... Основную часть населения составляли крестьяне, из которых свободных крестьян землевладельцев было меньшинство (они жили в горах, или по южному побережью Северного моря. Но и количество лично зависимых крестьян постоянно уменьшалось - они выкупались на волю. Основной категорией были поземельно зависимые крестьяне - платившие разнообразные феодальные платежи и подлежащие сеньёриальному суду, но лично свободные (т.е. не платившие подушной подати , имеющие право менять сеньора и распоряжаться свободно наследством). Всё больше было сельских коммун - заключавших с сеньором коллективный договор о фиксированной сумме выплат и имеющих внутреннее самоуправление. В целом же земли были черезполосны и в одной деревне жили крестьяне разного статуса и зависимые от разных сеньоров. Города в этом отношении продвинулись много дальше. Экономика Европы становилась всё более товарной и денежной. Право на чеканку монеты имели многие десятки сотни сеньоров и корпораций, но конечно были деньги с особенно хорошей репутацией. высший ранг имели византийские золотые солиды (безанты). Но с падения Констанинополя их больше не чеканили (латинские императоры как и все европейские князья регулярно"портили" монету). Ходовой же серебряной монетой был пфенниг (пенни, денье) - его не только портили , но и регулярно перечеканивали - заставляя принудительно обменивать старые монеты на новые. Вообще занятие торговлей было дело очень рискованное. Но выгода перевешивала. Больше всего была распространена речная и морская торговля. Сухопутные пути были перегорожены сотнями таможен и засад. Речную торговлю вели специальные гильдии, морская была в руках нескольких торговых республик. В городах купцы обычно входили в нобилитет (наряду с городскими дворянами, в Испании эти слои окончательно слились). Ремесленники выступали не по одному, а цехами - в больших городах цехов были десятки. каждый цех это был не только профсоюз, но и дружина и религиозное братство. у их мастеров купцы покупали продукцию и возили на ярмарки. Система кредита была зачаточной. были ростовщики - евреи и ломбардцы. Но обычно законодательство исходило из того , что никто не должен отдавать в счёт долга, то что его кормит (орудия труда, землю, товары, из наследство доли вдов и маленьких детей, то что надлежит выплачивать сеньору. Ростовщики в среднем брали где-то 40 процентов годовых. Действительно могущественной финансовой корпорацией был орден тамплиеров. Главной проблемой в то время это было сохранение средств от грабежа . И только тамплиеры обеспечивали защиту сокровищ в своих замках (тамплях) и при перевозках. Поэтому там хранилась и королевская казна и богатства частных лиц. Из этих денег тамплиеры выдавали крупные ссуды (под 10 процентов) под залог. Они первые ввели у себя основные принципы бухгалтерии. Перевод крупных средств между Европой и Палестиной тоже осуществлялся через тамплиеров. Для остальных классов общества главным было получение феодальной ренты. Собственно именно её и передавали в лены и бенефеции (хотя жаловали не сами деньги а источники платежей этой ренты - угодья, земли, крестьян, должности, право суда и т.д).
Каждая структура в обществе была организована иерархически (хотя везде был предусмотрен и статус "равных", включая право на суд равных). Королевство могло иметь миллионы жителей (Франция была суперкоролевством) и включать одну и или несколько архиепархий (если несколько, то старшим считался архиепископ-примас. Герцогство (хотя и было отмирающим институтом политически) оставалось областью во многом совпадающей с "нацией", обычно именно уровень герцогства имел свой язык, образ жизни, законодательную систему отличающиеся от соседей. (хотя вообще свои законы и обычаи были в каждой коммуне и в каждом графстве). население области этого уровня обычно - сотни тысяч человек (до миллиона и крайне редко больше). Графства, епископства, крупные коммуны обычно имели десятки тысяч жителей. Это обозримая и реально управляемая из одного центра область. Графы и высшие министериалы (коннетабль, маршал, канцлер, главный камергер и т.п.) это и есть "бароны" (фюрсты, рикос омбрес и .т.п) Ниже шли шатлэны - вассалы баронов - владельцы замков. Замок, аббатство, город это основная политическая единица - крепость. Наличие укреплений это то что давало право на автономию ). Шатлэн обычно он же "знаменосец" - командир собственного отряда рыцарей и сир - владелиц наследного феода ( в несколько тысяч жителей). Слой рыцарей без наследных владений был во много раз шире. Обычно это младшие сыновья (только королевские и герцогские могли расчитывать на уделы). Часть из них пополняла ряды духовенства (те кто овладевал грамотой). Часть же становилась странствующими рыцарями или жили в замке отца или брата. Они были младшими членами леньяжей (феодальных кланов). ездили с турнира на турнир в надежде подзаработать, шли в крестовые походы, участвовали в войнах , искали выгодных браков или сеньора, который бы дал им фьёф. Духовенство низшего слоя было обеспечено лучше, особенно каноники - составлявшие курию епископа, приходские священники делились на тех кто имел в своём распоряжении все доходы церкви/прихода - бенефеции (ректоры) и те, кто служит в церквах принадлежащих монастырям, больницам, светским сеньорам и т.д. и имел право где-то на треть доходов или просто имел "титул" - установленное кем-то содержание. Эти последине по достатотку и образу жизни мало отличались от зажиточных крестьян. В коммунах был патрициат (нобили)- частью из осевших в городах рыцарей, частью из купцов - который как правло контролировал городской совет и жил за счёт аренды городских имуществ, откупов и торговли . Обычно он вёл образ жизни богатых дворян (хотя за ровню их феодалы не считали), мастера - входившие в цехи и другие бюргеры (буржуа) , все они имели городскую недвижимость и полное гражданство. А подмастерья, слуги, бедняки, евреи просто жили в городах и пользовались их защитой. В деревенских общинах формально все кто имел землю были равны, но имущественное расслоение было сильным. Деревня (обычно сотни жителей), тоже имела укреплённую ограду, общинную благотворительность, совет, общие владения-угодья и оборонялась от чужаков. А так маленькой крепостью был каждый дом.
Милые люди, весёлая жизнь. ) Логично, наверно, будет упомянуть и представителей "дна". Тут занимательная статья про пилигримов и циркачей, бродяг и прочей бедноты. Есть кое-что и конкретно про наш 1231-й: Кармина Бурана - самый яркий образец творческого наследия вагантов
в "массы" они конечно их не несли ) (это был элитарный культ) Жонглёры были тоже желанными особами на пирах и турнирах, у них был широкий репертуар. Просто в замках было скучновато и туда зазывали всех интересных прохожих, даже просто пилигримов.
в средние века было представление о том, как себя вести в том или ином возрасте. для детей было главное выжить (именно в этом возрасте смертность была самой высокой - примерно треть умирала в возрасте до 5 лет) и повзрослеть. Совершеннолетие (брачный возраст) был для мальчиков 14, для девочек - 12 лет. Трудовую жизнь начинали раньше, в качестве учеников (фактически это роль прислуги, вознаграждаемой побоями) для более старшего возраста это статус оруженосца- клирика - послушника - подмастерья. короче молодого холостяка. вот тут уже было принято отрываться по полной - хулиганить, нарушать всяческие табу, драться, пьянствовать, высмеивать всех и вся и гулять с весёлыми девушками (правда обычно впроголодь). а дальше был уже статус остепенившегося взрослого человека - для этого надо было пройти инициацию и стать кем то - рыцарем, учёным магистром, монахом, священником, мастером.
чисто декоративный элемент. на его фоне , видимо, тевтонский рыцарь Если сравнивать образ жизни сословий и соц. групп, то разница будет и в костюме и в еде. Средневековье тяготело к тому чтобы регламентировать всё : от сексуальной жизни до того в какой именно харчевне должен остановится странник и что он там обязан купить. Другое дело что не так то было просто проследить как это соблюдается. Но в целом можно сказать например, что крестьяне питались г.о. зерновой пищей - супами, кашами, хлебом, а феодалы (кроме постных дней) питались почти исключительно мясом. Горожане были где-то посередине - ели мясо три раза в неделю, съедали в день по кило хлеба и выпивали по полтора литра вина. Вино пили все. пиво -напиток для женщин. молоко для младенцев, сидр для бедняков. Лучшее вино это с мёдом и прянностями . Прянности вообще главный признак роскошного стола. Крестьянский дом зависел от традиций данной местности (деревянный, глинобитный, каменный). Но как правило состоял из одного большого помещения с чердаком над ним. У богатых крестьян были хоз. постройки во дворе, у бедных - всё под одной крышей. Женщины активно участвовали в хоз. жизни и поголовно занимались колдовством. Мужчины тоже - но считали его христианством - вроде отлучения от церкви сельхоз вредителей и религии сводящейся к почитанию мощей. Горожане жили в каменно-деревянных домах в несколько этажей , с закрытым двором и обитыми железом дверями и ставнями. на первом этаже была лавка или мастерская. женщин держали в строгости. Феодалы жили в башнях - цокольный этаж кладовая, второй - огромный зал с камином - место собраний. с разноцветными стенами и гобеленами. третий - хозяйская спальня с большой кроватью. четвёртый-пятый - спальни для слуг и гостей. В замке башня была окружена несколькими стенами, между которыми была масса служб и жилищ для челяди, а у донжона был изолированный сад-огород. Была принята куртуазная любовь - супружеская верность скорее удивляла. На пиру двое ели из одной тарелки и пили из одной чаши, в кровать ложились по 4-6 человек, полы застлали соломой или травами, слуги сидели на полу, женщины и оруженосцы на соломе. Образ жизни рыцарей имел гораздо большее оношение к хозяйственности, чем считается - охота основное занятие - доставляла большую часть продуктов к столу, война в основном сводилась к осадам и набегам с целью грабежа. сражения были большой редкостью. смертность в бою для рыцарей не превышала 2 %. основная цель была - взять знатного пленника и получить с него выкуп. На турнирах сражались отрядами - и победителями доставались конь, доспехи и оружие побеждённых и тоже выкуп.
Общество в целом уже никак нельзя назвать варварским. В городах были больницы (они же гостиницы) и бани. Элита придавала огромное значение одежде, ухоженности и манерам. Учёные схоласты толковали об Аристотеле и читали Ибн Рушда. Пришли с Ближнего Востока алгебра и алхимия. Были и свои естествоиспытатели. доминиканец Альберт Великий - универсальный автор (из Баварии) - теологи и физик, по пытался вывести европейские познания на уровень арабской мысли, другим подобным мыслителем был епископ линкольнский Роберт Гроссетест - в частности автор работы о природе света. Ну конечно поэзия менестрелей и немецких миннезингеров рыцарские романы (Тибо Шампанский, Тангейзер, Роман о Розе , артуровский цикл) создавали особый мир идеалов и идеальных отношений, культуры чувств, который наряду (и в противодействии- взаимодействии) с аскетическим идеалом и рождали высокую культуру.
Вот тут очень замечательно было бы привести анекдот Веры Ивановны про возраст "сыночка" в разные времена? А я дословно не помню!!! )
Церковь светский образ жизни не одобряла. Поэтому хотя бы пыталась его ограничить по времени - ввести Божий мир и Божие перемирие, максимально ограничив число дней когда можно воевать и кого можно грабить, вводила посты (плюс два постных дня в неделю) когда можно было есть раз в сутки и надо было воздерживаться от секса. Запрещала хоронить по-христиански погибших на турнирах.Клеймила развратные нравы. В 20-30-ее гг процвела "антифеминистическая " монашеская литература всячески изобличавшая женщин как сосуд греха и вместо идеальной дамы предлагала служить Богородице. основным результатом стало то , что в литературе этого времени вместо чисто идеального образа прекрасной Дамы, появились более земные дамы со всякими недостатками, а воспеваемая идеальная любовь явно стала более плотской ) Это уже готический стиль миниатюры, он распространяется где-то с 40-х гг. Ну, для ответа потребуется не одна диссертация. ) Изменения накапливались не быстро, но в сравнении в 10 веков разница будет разительной. Тогда не было ни учёности, ни куртуазности, ни городов, ни крестовых походов, ни рыцарских идеалов. Сплошные леса да голодуха )
иногда ) примерно так: в 30 лет: 16 век - что ж не плохую я прожил жизнь! 19 век - шестой ребёнок на подходе, а сам всё ещё не генерал! 21 век - я ещё не готов к серьёзным отношениям! 23 век - мама, я уже покакал!
На перекрестье аскетического и куртуазного идеалов находился литературный образ совершенного рыцаря: " В общем виде рыцарский кодекс базируется на трех основных принципах: верность данному слову, порядочность в отношениях с людьми; великодушие; помощь Церкви и защита ее добра. В XII веке образцом совершенного рыцаря еще не стали ни Персеваль, ни, конечно же, Галаад в том виде, в каком они оба появились в 1220 году в «Поисках Святого Грааля». Им не был и Ланселот, чьи любовные приключения с королевой Геньеврой имеют некоторые черты, несовместимые с рыцарскими добродетелями. «Солнцем всего рыцарства» считался Говен, племянник короля Артура, один из участников Круглого стола, обладавший всеми необходимыми для рыцаря качествами – искренностью, добротой и благородством сердца; набожностью и умеренностью; отвагой и физической силой; презрением к усталости, страданию и смерти; сознанием собственного достоинства; гордостью за свою принадлежность к благородному роду; искренним служением сеньору, соблюдением обещанной верности; и, наконец, добродетелями, по-старофранцузски называемыми «largesse» («широта души») и «courtoisie» («куртуазность, изысканность, деликатность, утонченность»). В полной мере это все равно не может передать ни один термин современного языка. Понятие «largesse» включало в себя щедрость, великодушие и расточительность одновременно. Оно предполагало богатство. Противоположность этого качества – скупость и поиск выгоды, характерные черты торговцев и мещан, которых Кретьен неизменно представляет в смешном свете. В обществе, где большинство рыцарей жили весьма бедно и именно на те средства, что благоволили пожаловать их покровители, литература, естественно, восхваляла подарки, расходы, расточительность и проявление роскоши. Понятие «courtoisie» еще труднее поддается определению. Оно включает все вышеперечисленные качества, но прибавляет к ним физическую красоту, изящество и желание нравиться; доброту и нестареющую душу, утонченность сердца и манер; чувство юмора, ум, изысканную вежливость, одним словом, некоторый снобизм. Кроме всего прочего, оно предполагает молодость, отсутствие привязанности к жизни, жажду сражений и удовольствий, приключений и праздности. Ему противоположны «низость, подлость, мужиковатость» (vilainie) – недостаток, присущий вилланам, мужланам, людям низкого происхождения и особенно дурно воспитанным. Поскольку для куртуазности одного благородного происхождения считалось недостаточно, то природные данные следовало облагораживать специальным воспитанием и совершенствовать себя повседневной практикой при дворе влиятельного сеньора" (Пастуро)