к концу 16 века система формального вассалитета дальних стран Китаю практически отмерла, а в отношениях с несколькими ближними вассальные отношения стали вполне реальными. В первую очередь это относится к Вьетнаму (включая сохранившие прямые связи с Пекином индусское княжество Пандуранга - остаток Чампы) Дело в том, что в стране происходили династические войны и все стороны стремились заручиться санкцией Мин. динстия Ле, утвердившаяся в 15 в.практически потеряла власть, которую захватил род Мак. Что добиться признания Мин, Маки пошли на территориальные уступки, и писали что род Ле пресёкся, но поиски наследников продолжаются. Однако в Пекине их утвердили не ванами, а только губернаторами. Меж тем на юге род Чинь объявил что наследник Ле находится у них. Началась война и в 1592 в решающем сражении Чини одолели. Было объявлено о реставрации Ле. В Пекине выразили сомнение и пока что утвердили Ле тоже только в ранге губернаторов. мак сумели удержаь владение на севере, а на крайнем юге складывается владение рода Нгуен (правда лояльное Чиням).
вторым реальным вассалом вынуждено стала Корея. в 16 веке там происходили те же процессы, что в Китае - гибель системы государственной экономики размытой нарастающей коррупцией. В середине века здесь пришлось отказаться от выдачи служебных поместий. стремительно выросло частное феодальное землевладение , значительное число крестьян перешло в разряд частных крепостных. де факто были легализована торговля (хотя местные рынки открывались только по особым дням). появились богатые купцы , порой приобретающие землю. но вся эта рыночная экономика имела хараткер полулегальной и неодобряемой и была завязана на коррупционные схемы. Определённый подъём переживали буддизм и конфуцианство, множество людей от трудной жизни предпочитало уйти в монахи, буддийское духовенство отчасти восстановило свои экономические позиции. параллельно активно строились и приобретали земли конфуцианские "храмы славы" - центры активности местных "учёных" . всего их было 115. и они стали опорными пунктами соперничающих "партий". после победы нео-конфуцианцев, их партия сама раскололась на "западных, северных и южных" - ведущих жестокую подковёрную борьбу. в этой ситуации началось японское вторжение, потребовавшее китайского вмешательства.
Имдинская война 1592 г. ознаменовался одним из самых масштабных военных конфликтов в регионе (вполне сравнимым по масштабам с англо-испаснкой войной). Это японское вторжение в Корею. К кон. 16 в. Япония были одним из самых милитаризованных государств. Бесконечные феодальные смуты продолжались там больше века и закончились только в 1590 г. оставив полумиллионную армию. которую надо было чем-то занять. Победитель - военный диктатор Хидэёси, решил не мелочиться и завоевать Китай. прадва возникли проблемы - португальцы отказались построить для него флот и предоставить свои корабли, а корейцы - пропустить японскую армию через свою территорию. Тогда Хидэёси, собрав все подручные плавсредства провёл гигантскую десантную операцию перебросив в Корею более чем полуторастотысячную армию. Вооружена она была самым современным на тот момент личным огнестрельным оружием (усовершенствованными в Японии португальскими аркебузами), артиллерии , правда, не было. через 20 дней после высадки была взята корейская столица Сеул. Затем , одержав несколько побед, одна японская армия взяла Пхеньян и другая вышла к маньчжурской границе. Дальше начались трудности. корейцы начали партизанскую войну. отряды партизан конечно гибли в первом же столкновении с самураями, но силы это оттягивало. На севере выяснисло, что через земли сопротивляющихся чжурчженей к китайской границе не так то просто пробиться, особенно учитывая, что там холодно и не растёт рис . наконец, удержавший самую южную корейскую провинцию Ли Сунсин не только сохранил боеспособную армию в японском тылу , но ещё и сильный флот , которые в нескольких морских боях просто уничтожил японскую армаду, лишив экспедиционный корпус снабжения с островов. ну и наконец, вняв мольбам корейского короля, обосновавшегося на границе, Мин вступила в войну. Первый китайский отряд в 5 000 японцы заманили в засаду и уничтожили. Но в конце года границу перешли главные китайские силы Ли Жисуна. И быстро выяснилось, что успешно воевать против Китая ни одно государство пока что не может....
Япония Япония о тогдашним параметрам была очень большой страной - с населением в 22 млн. человек (это где-то посередине между Францией и Османской империей). Как и Европа она научилась экономически расти и развивать культуры в условиях перманентной войны (сэнгоку дзидай - сражающихся провинций). Более того , именно в это время стремительно шёл процесс урбанизации и появились мегаполисы (включая города-стотысячники) в ходе войн изменилась вся система земельных отношений, исчезли вотчины сёэны и лены - сики. все уцевшие феодальные владения превратились в княжества - хан - со своими вооружёнными силами из самураев. Сама старая военная каста в значительной степени была перебита и новое дворянство в большинстве случаев были самураями в первом -втором поколении. Ярким представителем этих новых людей был и сам победитель в гражданской войне - правитель Хидэёси.
Хиёси родился около 1536 г. , он происходил из крестьянской семьи и с детства отличался беспокойным нравом. Его отдавалаи послушкником в монастырь, учеником к разным ремесленникам, но он нигде не прижился. В конце концов сбежал из дома и примкнул к разбойникам. потом был учеником ямабуси, по его рекомендации стал слугой самурая, обокрал его, купил оружие и поступил на службу к даймё Ода Нобунага (54 г.) в должности носителя сандалий (своему первому господину впоследствии Хиёси подарит замок). Ода был самым удачливым претендентом в борьбе за власть над Японией, а Хиёси оказался очень дельным помощником. Кнзья обратил на него внимание после того как тот смог так организовать ремонтные работы, что закончил их в три дня. Со временем он станет своего рода завхозом у князя. В какой то момент Ода в раздражении на нерасторопного вассала назначил Хиёси на его место , поручи осаду замка. Неожиданно тот проявил и военные таланты (причём успешно привлёк к операции местный криминал). В дальнейшем восхождение Хиёси (теперь уже Хидэёси) продолжилось. в своих операциях он проявлял незаурядную изобретательность - а каждом случае искал индивидуальный подход - то скупал продовольствие вызывая голод, то подкупал генералов, то устраивал искусственное наводнение. После гибели Ода Нобунага Хидэёси в упорной борьбе добился права стать его преемником и к 90 году завершил объединение Японии. От императора он добился высшего придворного звания - главного министра и советника - кампаку (85-86 г.), который традиционно предоставлялся только высшей аристократии. при Хидэёси же аристократия потеряла всякое значение - все главные придворные посты были заняты его сподвижниками. побеждённым князьям -даймё он оставлял часть владений они становились вассалами, а конфискованные земли передавал как наследные княжества также своим сподвижникам.
Задачей Хидэёси было привести страну к стабильности после многолетней смуты. Указы его были краткими, написанными простым языком, и исполнялись беспрекословно. Всё население страны было разделено на три сословия: военные дома, горожане и крестьяне. перемещение между сословиями (обычное в предшествующую эпоху) было запрещено. По отношению к крестьянам Хидэёси придерживался максимы: "крестьянин как кунжутное зерно, чем сильнее давишь, тем больше выжмешь". Они были разоружены, прикреплены к земле (кроме безземельных) и обложены податью в 2/3 урожая в пользу землевладельца. Разоружено было также духовенство. Города были лишены самоуправления (в Сакаи осталось частичное). Хотя торговле диктатор покровительствовал - были упразднены внутренние таможни и распущены корпорации-монополисты дза. Введены единые системы меры и веса. Началась чеканка монеты. Но все подати и жалование были в коку риса.
правящую элиту японского общества составляло несколько сот даймё (тайсё) - владельцев земель, замков, городов и собственных армий. Они же занимали высшие посты при дворе, в правительстве, армии в Корее, и управляли как наместники главными городами. минимальный доход даймё составлял 10 000 коку (коку 180 литров или 150 кг) три коку риса стоили один рё (15 г) золота. т.е. 1 коку соответствовал 1,4 дуката. 1 коку соответствует двум китайским даням. земли домена Хидэёси приносили ему доход в 2,2 миллиона коку риса земли хана (княжества) Го-Ходзё , конфискованные в 1591 г. и переданные Иэясу Токугава, приносили 1,7 млн. коку. следующими по богатству были даймё Маэда и Мори с доходом в 1,2 млн. коку каждый. каждый даймё лично управлял своими владениями, издавал законы, командовал армией, вершил суд. его самураи были наследными вассалами обязанными личной верностью, составляя своего рода "клан" (хотя и не связанный родством). внутри этого "клана" существовали писанные и неписанные правила поведения, которые не разглашались. вплоть до правил этикета за столом. хороший даймё должен обладать такими качествами как ум, храбрость и сострадание, чувство долга, учтивость и умение вникать в дела.
даймё этой эпохи вели роскошный и расточительный образ жизни , подражая мегаломании Хидэёси. последний это состязание в роскоши всячески поощрял. велось грандиозное замковое строительство. Хидэёси устраивал праздники с тысячами участников (по поводу чаепития, любования снегом, цветами, луной и осенними листьями). Вкусы его отличала определённая экстравагантность. Хотя он держал при себе наставника по эстетике- арбитра изящества - знаменитого чайного мастера Рикю, который пытался привить ему вкус к саби-ваби, Но в 91 г. Рикю приказали покончить с собой (впрочем его судьбу разделили многие в окружении диктатора). особенно страстно любил Хидэёси театр но, он его даже реформировал в пользу большей зрелищности. Сам Хидэёси играл во многих спектаклях, отличаясь неутомимостью часто выступал во многих пьесах подряд. самая известная труппа получила содержание в 500 коку.
Чайная церемония в это время вообще стала главным национальным действом. Её проводили крестьяне, горожане, знать. То что мы знаем под этим названием сейчас ближе к традиции Рикю - вабя-тя. Это был стиль обедневшей старой столичной знати и купцов, обладателей "старых денег". В его основе изысканная простота и элегантность. мастер Тёдзиро нувориши же от знати предпочитали пышный стиль сёин-тя, с богатой утварью, часто китайской. захваченная в Корее во дворце селадоновая чайная утварь стала последним писком моды. Вообще коллекционирование прекрасной и старинной чайной посуды приобрело характер модной мании. За эти вещи платились состояния. В токонама (нишах) стояли масштабные цветочные композиции. У Хидэёси вообще большие сосны в керамических горшках. Себе диктатор оборудовал чайную комнату сплошь обитую золотой фольгой, где вся утварь была из чистого золота. Среди горожан-нуворишей тоже в моде была несколько непристойная экстравагантность, которая называлась кубуку.
замок Хидэёси в Осаке Фроиш: "Замоксильно укреплен, его окружают мощные каменные стены высотой более 13 м, а в отдельных местах еще выше. На территории замка расположено много красивых домов изящной формы, каждый из которых расписан золотом и кажется верхом совершенства. В центре замка находится своеобразная башня, которая называется тэнсю, она намного красивее и величественнее, чем наши башни — тауэры. Башня имеет семь этажей, каждый очень красивой архитектурной формы и раскрашен в свой цвет: белый, голубой, красный. Окна окрашены в черный цвет, как того требует японский обычай. Башня и расположенные поблизости дома крыты черепицей голубого цвета, которая много прочнее и красивее, чем та, что мы применяем в Европе. Коньки крыш округлены [186] и позолочены. Кровля заканчивается желобками изящной формы. Словом, все сооружение выглядит великолепно. Поскольку замок стоит на холме, что само по себе украшает его, он виден издалека за многие километры, и кажется, будто касается облаков" замок Момояма золотая чайная комната
дворец Дзюракудай Хидэёси павильон Плывущее облако В это время вырабатывается новы архетип дворца или богатого дома - с несколькими зонами - в каждой следующий части, по мере продвижения к кабинету хозяина уровень пола выше, а декор богаче. триумфом Хидэёси стало посещение его нового дворца императором в 1588 г. в 1592 г. диктатор передал звание кампаку и дворец своему племяннику и наследнику Хидэцугу и уединился в замке Момояма (сохранив, впрочем, всю полноту власти)
самураи юридически даймё как и самураи были людьми одного сословия. поэтому заслуженный самурай вполне мог быть возведён в даймё. но самураи обычно не имели земли и вассалов. исключение составляли сёмё - владельцы имений дававших менее 10 000 коку. избранные вассалы получившие поместья. и сравнительно многочисленный на севере слой самураев-земледельцев , владевших хуторами (с доходом в среднем в 50 коку). однако большинство самураев жило на жалование , как правило очень скромное, на уровне 30 коку в год. на эти средства они сами должны были приобретать доспехи и оружие. многие самураи вышли из асигару (солдат с мушкетом), имевшие более высокий доход были конниками . весь слой самураев был очень многочисленным - ок. 500 000 мужчин, т.е. всего более 10% населения. постепенно складывается единый кодекс бусидо. в основе которого лежали честь, преданность и готовность к смерти.
Что очень не понравилось иезитам, так это легальность гомосексуализма (распространённого особенно среди духовенства) и вообще лёгкость нравов. общие бани для мужчин и женщин, отсутствие требования девственности у невесты, широкое распространение проституции (г.о. т.н. "банные девушки", причём проститутки не входили в число париев. повсеместные туалеты (их содержимое покупалось и вывозилось на поля). впечатляли исключительная чистоплотность японцев , этикет и правила поведения за столом. всё это относилось и к горожанам (хотя вообще особенной мягкостью и элегантностью отличались жители столицы- Киото) горожан было ок. 10 % (не считая того, что самураи тоже жили в городах) на фоне бурного роста торговлю, горожане богатели и тоже стремились к роскошной жизни. среди них выделялись кпцы ведущие внешнюю торговлю - японские корабли плавали по всем Южным морям, до Малакки. особо выделялись банкиры и подрядчики двора Хидэёси Киото Валиньяно «В центре столицы расположен сильно укрепленный, очень красивый замок. Вокруг него вырос огромный город. В этом городе феодалы построили великолепные особняки. Все здесь достигло степени совершенства. Можно, вероятно, вообразить себе, какой это замечательный город, если учесть, что нигде в Европе не сыщешь такого. Внутри особняков и вокруг них удивительная чистота, а сами строения настолько изящны и красивы, что и представить себе невозможно, чтобы что-нибудь могло быть совершеннее этого» Осака (Сакаи) городская усадьба
Ода Нобунага и Хидэёси нанесли сокрушительные удары по "военно-буддийским орденам" - монастыри были сожжены, монахи перебиты. как военно-политическая сила они прекратили существование. завершением стало полное разоружение духовенства. Теперь Хидэёси мог выделить средства на восстановление погибших храмов и содержание монастырям тэндай и сингон , уже не представлявшим опасности. высший слой буддийского духовенства в это время составляли дзэнские монахи , входившие в централизованную систему монастырей Годзан. Систему впрочем упрекали в бюрократии и формализме. Вообще среди монахов уже мало кто вёл строго монашеский образ жизни. Тем не менее к ним высказывалось традиционное почтение. Определённый подъём переживал синтоизм. В целом общество по сравнению с предшествующими эпохами стало очень светским. Хотя в руках духовенства находилась сисетма образования, интеллектуальные и культурные интересы уходили всё дальше в сторону. Вообще настроения были вполне "ренессансными" - большой интерес к миру, гедонизм, неустойчивость статусов, ценность человека определялась его личными заслугами. святилище синто в Инари святилище Хиёси-тайся буддийский храм Кинпусендзи дзэнский монах
Крестьяне составляли ок. 80% населения. Прекращение войн в стране должно было пойти им на пользу. Общее производство риса вскоре выросло до 18,5 млн. коку. Однако мероприятия Хидэёси были направлены на то, чтобы превратить крестьянство в безропотных крепостных. в 1591 г. он отдаёт приказ о всеобщей земельной переписи, которую проводили чиновники центрального аппарата. её целью было безжалостное утверждение новой стратегии. крестьянское самоуправление по-сути упразднялось и вводилась система коллективной ответственности. любое сопротивление беспощадно подавлялось, вплоть до уничтожения целых деревень. самураям жить в деревне запрещалось и предлагалось сделать выбор или переселиться в город /замок или записаться в крестьяне. государственной собственностью были объявлены все ценные породы древесины. по всей стране велись масштабные лесозаготовки - для строительства замков (центральные районы страны - примерно 25% территории - к этому времени уже обезлесели. среди крестьян наблюдалось расслоение - 2% - богатеи - владели 20% всей земли. в целом же народ был очень бедным. ВВП на д.н. населения в Японии был заметно ниже и китайского и европейского (по оценке Мэдисона 903 доллара 2011 г., я думаю, где то в районе 940 )
Иезуиты: Ксавье Валиньяно "Японцы «очень способны и смышлены, их дети очень быстро схватывают наши уроки и задания. Они овладевают чтением и письмом на нашем языке намного быстрее и легче, чем европейские дети. Низшие классы в Японии не так невежественны и грубы, как в Европе. Здесь они в большинстве своем разумны, хорошо воспитаны, и им легко дается учение».... «они очень сдержанны в своих отношениях с другими, никогда не утомляют кого-либо надоедливыми рассказами о своих заботах и тревогах, как это часто делают жители европейских стран. Когда японец наносит кому-либо визит, то он, как того требует этикет, не станет высказывать ничего такого, что могло бы расстроить хозяина. Он никогда не будет жаловаться и распространяться о своих заботах, оставаясь со своими переживаниями наедине с собой. Для японца страдать — значит проявлять мужество в несчастье. Встречая кого-либо и нанося кому-либо визит, японцы всегда внешне выглядят веселыми и беззаботными, демонстрируя хорошее настроение, и, как правило, вообще не касаются переживаемых ими проблем и трудностей, а если и упоминают о них, то делают это так, будто это совершенно пустячная вещь и не очень-то их заботит».
Европейцы В это время почти исключительно поданные испанской короны - португальцы и испанцы. Ну ещё небольшое количество миссионеров-итальянцев. Как не потрясала их Япония странностью своих обычаев, её социальная структура была из всех восточных стран самой европейской ( с отставанием на несколько десятков лет). И из всех иезуитских миссий на востоке японская оказалась самой успешной. проникновение иезуитов и португальских торговцев происходило параллельно. именно иезуиты де факто основали порт Нагасаки и влдаели им вплоть до конфискации в 1587 г. (в этом году Хидэюси , обидевшись, за отказ в помощи в военно-морском деле, приказал выслать всех миссионеров. и это единственный из его указов который не был исполнен - иезуиты просто покинули столицу и перебрались на Кюсю. впрочем и сам диктатор на исполнении не настаивал, в 91 г. он сам встречался в столице с епископом Валиньяно.) Нагасаки же превратился в крупнейший внешнеторговый порт. там поселились колонии европейцев, жителей Нусантары, китайцев. в свою очередь японская диаспора появилась во всех странах Южных морей. Особо стоит отметить японских наёмников (обычно христиан). как воины японцы ценились очень высоко. Сначала их использовали португальцы, потом и южные султаны. развитию торговлю должен был способствовать и запрет Хидэёси пиратства (все пиратские корабли были реквизированы для вторжения в Корею) Португальцы блигодаря своим кораблям, взяли на себя роль основного торгового посредника, поставляя в Японию тропические товары, и одновременно единственного посредника между Японией и Китаем (Япония была под китайским санкциями). Поэтому китайские товары (особенно в больших количествах шёлк-сырец) перепродавались в стран через Макао или Филиппины. Сообщениями иезуитской миссии о Японии зачитывалась вся Европа. В свою очередь европейцы вызывали здесь живейший интерес. Португальские слова, кресты, костюмы, табак были в большой моде. появилась даже чёрная прислуга. японцев из пленных в свою очередь даймё продавали в рабство португальцам, пока Хидэёси не запретил эту практику.
Валиньяно прибыл в Японию в 1581 г. как инспектор. именно он сыграл здесь роль аналогичную Риччи в Китае. Он потребовал чтобы иезуиты учили язык и тщательно соблюдали японские обычаи (в т.ч. придерживались японской чистоплотности), и не вмешивались в местную политику. проповедь христианства должна вестись "сверху внизу" - т.е. обращать надо князя, а уже князь принудительно обратит всех подданных. получалось очень неплохо. несколько крещёных даймё с Кюсю уничтожили все буддийские храмы и крестили народ . к 1597 г. в Японии насчитывалось уже 300 000 христиан, было открыто несколько семинарий, типография, приехал художник Никколо (довольно скверный) учить японцев иконописи. Кониси Юкинага - командующий первой дивизией (т.е. главный командир) в Корее был христианином, сыном богатого купца- поставщика Хидэёси, даймё с доходом в 120 000 коку Сам Хидэёси интересовался достижениями "южных варваров " - географическим картами, астрономическими приборами, механическими часами... Только математические достижения европейцев японцы не оценили, поскольку математикам не обучались... Посмотреть вложение 99202
Впечатляющим успехом Валиньяно стала японская миссия в Европу (направленная христианскими князьями Кюсю) четверо знатных юношей двинулись в путь в 1582 г. прибыли в Лиссабон в 1584, посетили ок. 70 европейских (католических) городов, включая мадрид и Рим, были приянты Филиппом 2 и папой , отправились в обратный путь в 1586 и возвратились в Японию в 1590. приём устроенный им при европейских дворах был самый торжественный. путь этой миссии в Европу и обратно шёл исключительно через испанские (португальские) владения.