1592

Тема в разделе "Вокруг света", создана пользователем Ондатр, 30 ноя 2019.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Между мирами

    Михайло Литвин

     
    Последнее редактирование: 26 дек 2019
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Крымское ханство

    Было последним осколком Золотой Орды в Европе с ханской -чингисидской династией. оно находилось в османской сфере влияния, но скорее фактически чем формально. Юридически крымский хан был "вольный царь". Однако неизменно участвовали в османских походах.
    нынешний хан Газы-гирей по прозвищу Буря, прославился в турецких походах против Ирана, но там же попал в плен где провёл 7 лет, отказался перейти на кызылбашскую службу, совершил успешный побег, прибыл в Стамбул и несомненно был османским ставленником в Бахчисарае.
    владения ханства в степи простирались от Дуная до Кубани. Собственно татар (кочевников) как кажется было не слишком много - в районе 200 000 человек. в горном и прибрежном Крыму жило земледельческое интернациональное население. оно в большинстве было турецкоподанным.
    земли ханства были разделены между наследными владениями беков знатных родов/племён, 4 карачи-бека (Ширин, Барын, Аргын и Кипчак) составляли ядро ханского совета. младшие члены этих родов были мирзами. беки выбирали наследника престола - калгу и его заместителя нурадина.
    В экономике огромную роль играла война, захват и продажа полона, и международный рэкет (получение "поминков" и Польши и Руссии).
    в походах "за зипунами" участвовало почти всё мужское татарское население.
    помимо этого вывозилась соль, вино, верблюды, сафьян и сафьяновые изделия (их изготовляли женщины).

    Броневский Описание Татарии http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Krym/XVI/Bronevskij/frametext.htm
     
    Последнее редактирование: 31 дек 2019
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Армяне

    В описываемое время большинство армян проживало в Закавказье и Восточной Анатолии, там в Эчимиадзине правил патриарх-католикос всех армян. в условиях войн между османами и кызылбашами, жить там было плохо.
    существование широкой диаспоры превращало армян в народ-посредник между Западом и Востоком .
    в османской империи они составляли важную часть городского населения, населяя и города крымского побережья.
    в Россию армяне ездили торговать через Астрахань, поселившись и в Москве.

    В Польше они были уравнены в правах с католическим купцами и могли строить свои храмы. в основном они обитали в украинских городах. важным центром был Львов и Каменец Подольский, где существовал армянский магистрат. Армяне судились по своим законам. Говорили они на варианте кипчакского (татарского) языка, с использованием армянской графики.

    на востоке армянские купцы были приглашены поселиться в Агре (столице Тимуридов), они имели право беспошлинно торговли по всей империи и право строить церкви.
     
    La Mecha и Glenn нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Евреи

    В эту эпоху центры еврейской цивилизации несомненно смещается к востоку - прежде всего в Османскую империю и Речь Посполитую.
    на западе - из Испании, Франции, Англии - евреи были изгнаны . активность там проявляли только португальские марраны (официально католики, втайне иудеи). торговая активность были довольно значительна , они играли значительную роль в торговле португальским перцем в Европе. 400 марранов поселилось в Антверпене. Переселяясь в Италию, они нередко открыто переходили в иудаизм.

    Впрочем, в Италии, положение евреев тоже ухудшилось. Из испанских владений (неаполь, Сицилия), генуи, Феррары, они были изгнаны (вскоре их изгонят и из Милана). В Риме и в других областях евреи были загнаны в гетто, обязаны носить особые знаки и подвергались дискриминации (им отводилась роль ростовщиков и старьевщиков). Уже с давних времён аналогично было их положение и в Германии.
    несколько отличалась ситуация в Венеции - ведущий обширную торговлю с османами - и посредниками и контрагентами обычно были именно евреи.
    мальтийские каперы обыскивали и грабили любые суда если если подозревали что они перевозят товары принадлежащие евреям.

    Только в Праге евреи чувствовали себя относительно спокойно - банкиры, каббалисты, как Лёв, учёные, как историк, астроном и математик Ганс, были под покровительством императора Рудольфа.
     
    Последнее редактирование: 27 янв 2023
    Glenn нравится это.
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В Речи Посполитой "право гетто" рассматривалось, напротив, как право на самоуправление еврейских общин и правосудие основанное на Талмуде. существовал и высший апелляционный раввинский суд - "ваад четырёх сторон" .
    Республика стала оплотом талмудической учёности и культуры конкретно ашкенази (язык - вариант немецкого). Составленный в середине века в Палестине важнейший талмудический кодекс "Накрытый стол" (Шулхан арух), был уже собственно в Польше дополнен комментарием "Скатерть", отражающий правила принятые именно среди ашкеназов.
    Помимо занятиями ремёслами и торговлей евреи Республики взяли на себя фактически роль посредников между панами и хлопами, откупая феодальные повинности, баналитеты, корчмы и т.д. Что не способствовало их популярности.
     
    Последнее редактирование: 29 дек 2019
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В Османской империи евреи имели те же права самоуправления и внутреннего правосудия во главе с верховным раввином (членом султанского дивана)
    Хотя и здесь встречались ашкеназы, большинство составляли сефарды (язык - вариант испанского) - потомки изгнаных испанских и итальянских евреев. писали , что евреев (ремесленников и мелких торговцев) можно встретить почти во всех османских городах. крупным еврейским центром были Салоники (там евреи составляли большинство населения), а столицей мирового еврейства, несомненно, Стамбул , где было 44 синагоги разных толков и землячеств . и как говорили , жило 160 000 евреев. именно еврейские специалисты принесли в Турцию европейские технологии (прежде всего военные). еврейские банкиры держали на откупе немалую часть налогов, сборов и пошлин.
    чисто еврейскими специальностями считалась таможенная служба и торговля девушками-рабынями.
    в 1579 умер самый влиятельный еврей империи - Йосеф Наси (португальский марран, житель Антверпена, в Турции он вернулся в иудаизм и стал ближайшим советником султана, банкиром и дипломатом. Он был сделан последним герцогом Наксоса и владетелем Тивериады, где он планировал воссоздать палестинское еврейское государство. В 92 г. вдова Наси - донна Рейна - была ещё жива и оказывала большое влияние на еврейские дела (она владела ивритской печатней) .
    так или иначе в Палестине в это время появляется несколько еврейских общин. самая известная -в Цфате - была сообществом учёных каббалистов. именно там был написан Шулхан арух и создана лурианская каббала. её главным теоретиком и пропагандистом в это время был Хаим Витал (писал также стихи на арабском).
     
    Последнее редактирование: 30 дек 2019
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Османская империя

    Великая держава - гибрид Византии и Халифата она объединяла значительную часть мусульманского и православного мира и служила мостом между цивилизациями. Численность её населения была не менее 22 млн. чел (наиболее вероятно 26-28 млн.).
    Стамбул был крупнейшим городом Европы и вторым городом мира, лишь немного уступая Пекину. Его население к 80-м почти достигало 700 000 человек, из которых мусульман было менее 60%. Большие города империи вообще были интернациональны.
    Владения раскинулись по трём частям света - в Европе Балканы и Венгрия, в Африке Египет и Магриб (кроме Марокко), в Азии вся западная часть, до Тебриза включительно. Османский флот бороздил Средиземное, Красное, Аравийское и Каспийское моря.

    Ottoman_Empire_16-17th_century.jpg a5173194a4fd21b1959e0282ed923ae0.jpg
     
    Последнее редактирование: 30 дек 2019
    La Mecha нравится это.
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    политическая система отличалась достаточно высокой степенью централизации , хотя и включала вассальные княжества.
    особенностью её была своеобразная теократия. султан-халиф обладал абсолютной властью, но только в рамках шариата. в случае нарушения он мог быть низложен. шейх уль ислам обладал правом заблокирован любой указ и закон.
    империя делилась на провинции-эйалеты во главе с вали - представителями султана, но заместителем вали (генерал-губернатора) был кади - глава духовенства провинции и одновременно главный судья, прокурор и нотариус в одном лице. в ведении его находилась почти вся гражданская администрация и экономика, и он же обладал правом был визировать любой указ губернатора.
    эта система воспроизводилась на уровне губерний (санджаков) и уездов. третьими лицом в областях были дефтердары - главные финансовые чиновники во галве с великим дефтердаром в Стамбуле.
    самой интересной особенностью была система миллет - согласно короро йвсе не-мусульмане находились по юрисдикцией не кади, своих высших церковнослужителей. вся эта иерархия возглавлялась православным константинопольским патриархом, главным раввином и католикосом армян, в их руках была собственная полиция, суды, и они же собирали налоги со своих единоверцев. кади вступал в дело только в случае конфликта между представителями разных конфессий.
    к эйялетам были приравнены вассальные княжества Молдавия, Валахия и Трансильвания и грузинские государства.
    На уровне санджаков могли быть свои вассалы и миллеты (например друзов или йезидов).

    низший уровень администрции составляли бесчисленные самоуправляемые общины - крестьянские, цеховые, религиозные, и даже "советы солдатских депутатов" )
     
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Юридически население империи делилось на две сословные группы - служилых и податных. В число служилых включались военные, чиновники и духовенство. Город от деревни никак юридически отделён не был, не существовало никакого городского самоуправления. Но экономически города конечно выделялись. Имелись развитые ремёсла - из империи вывозилась промышленная продукция (ткани, посуда), хотя в большей степени кожи и шерсть. Османская экономическая доктрина считала что во главе угла должны стоять интересы потребителя. Самое главное было обеспечить города продовольствием , а служилых доступными товарами. Поэтому импорт поощрялся, а экспорт контролировался (например, часто запрещался вывоз зерна). Всё что было связано с торговлей продовольствием (кроме быстропортящегося) и с ремесленным производством тщательнейше регламентировалось. Вообще каждый санджак имел подробнейшие законы и инструкции по всем поводам. На кади и его чиновников было возложено контроль за соблюдением утверждённых наверху технических регламентов производства. Цены (в режиме реального времени) тоже определял кади (исходя из того, что справедливая норма прибыли производителя-продавца - 10% (в особых случаях 20%). Любые ссуды под процент шариатом запрещены. Поэтому в отношениях с государством "финансисты" занимались почти исключительно откупами - налогов и феодальных рент в крупных имениях. С евреями здесь вполне успешно конкурировали греки из Стамбула (фанариоты)

    значительную часть служилого сословия составляли помещики-тимариоты (130 000), которые испомещались на Балканах, в Анатолии, Сирии и северном Ираке. Положение тимариота-воина (сипахи) наследовалось. Сипахи жили в деревнях, и получали строго фиксированную ренту от крестьян. Они же осуществляли на местах полицейские функции. Во время войны они составляли феодальное ополчение (к описываемому времени как военная сила оно почти утратило значение). Крестьяне крепостными не были. Но свобода выбора места проживания их была ограничена. Положение их по отзывам иностранцев было лучше, чем у европейских. Налоги до последней четверти века были сравнительно невысоки.
    существовали также должностные наделы чиновников, они были велики, но не наследовались. между ними и вакфами (землями для содержания духовенства и благотворительного назначения) была разделена значительная часть городов.
     
    Последнее редактирование: 30 дек 2019
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    вторую часть служилого сословия составляло духовенство, имевшие централизованную организацию во главе с шейх-уль ислмом и тремя региональными кади-акерами. войти в его состав можно было получив духовное образование.

    третья - и самая важная - это "государевы холопы" - капыкулу. формировалась она благодаря девширме - "налогу кровью" - набором мальчиков христианских родителей на Балканах. Они обращались в ислам, воспитывались в семьях азиатских тимариотов, а потом получали специальную подготовку. И них формировался костяк государственной администрации и войско. Вторым источником пополнения были ренегаты - западные европейцы принявшие ислам. Это были влиятельные специалисты. Например итальянец Юсуф Синан занимал пост капудан-паши (командующий флотом, чин приравнивался по рангу к вали)
    Вообще если ещё в 15 веке Запад учился у Востока, то в 16-ом ситуация переменилась - теперь османы активно заимствовали западные знания и технологии.
     
    Последнее редактирование: 29 дек 2019
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Из капыкулу формировалась регулярная армия - прежде всего пехота - корпус янычар, достигший 90 000 человек. из которого треть размещалась в Стамбуле , а остальные по гарнизонам. пять корпусов регулярной кавалерии, инженерный, сапёрный, минёрный, артиллерийский корпуса, весьма значительный военно-морской флот. все они жили на жалование.
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    1580-х вся эта система входит в глубокий кризис и начинает разваливаться.
    причины кризиса были те же , что в Западной Европе - перенаселение и революция цен. Но здесь они воспринимались ещё более болезненно.
    скупка товаров европейцами наводнило империю серебряной монетой. турецкая валюта - акче начала обесцениваться. правительство провело денежную реформу - официально понизив курс акче и одновременно резко испортив её качество. энтузиазма это не вызвало.
    войска и чиновники жившие на фиксированную ренту или жалование начинают испытывать большие финансовые проблемы.
    стремительно падает дисциплина. все начинают работать не на государство, а на себя. в 1589 в Стамбуле янычары восстали и добились казни двух сановников. в Тунисе и Триполи они захватили власть, сместив вали, и установили режим военной демократии. новшества, которые приносили их соперники-ренегаты, янычары не одобряли - в Стамбуле они разгромили современную обсерваторию, а в Дамаске ткацкую мануфактуру использовавшую водяные колёса.
    чиновники сверху донизу пустились во все тяжкие, вымогая деньги у населения, коррупция стала тотальна. сам султан Мурад 3 получал долю со взяток.
    тимары и должности тоже стали распределяться за взятки (в результате доступ к ним получили не только капыкулу). их стали получать придворные, чиновники, фавориты их родня и все кто мог заплатить. началась неофициальная скупка богачами тимаров у мелких сипахов
    сипахи утратили боеспособность и перестали являться на службу. налоги выросли, откупщики выжимали соки. крестьянам пришлось обращаться за кредитом, а поскольку он был не вполне легален процентная ставка составляла 50 % годовых.
    сами крестьяне в силу многочисленности, в Азии начали нелегально дробить участки, а Европе появилась масса безземельных холостяков из числа младших сыновей. народ устремился в города , зарплаты рабочих упали. старя система снабжения забуксовала - в 89 г. в Стамбуле был бунт янычар и пожар уничтоживший 20 000 домов, в 90-м голод, а в 91-м чума. (весьма импозантная со стороны, внутри, столица, представляла скопление узких, кривых и грязных улочек с одноэтажными тесно стоящими лачугами).
    бандитизм достиг невиданных масштабов. и в Анатолии и на Балканах наблюдалось всеобщее недовольство (причём на Балканах оно приобрело антимусульманский и антиосманский характер)
    в 90 г. победоносно завершилась война с Ираном и 64 000 наёмных солдат остались без работы - часть из них пошла в разбойники, а част в военные отряды созданные пашами для борьбы с разбойниками. на эти последние бюджетные расходы не были предусмотрены и финансировались они за счёт новых поборов с населения.
     
    Последнее редактирование: 30 дек 2019
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    на этом фоне роскошь и стяжательство элит выглядели особенно вызывающе.

    На престоле был 46-летний султан Мурад 3 - грузный, неповоротливый, крайне сластолюбивый и алчный человек,
    Murad_iii_Sahand_Ace.jpg Murad_III-_Sahand_Ace.jpg
    Золото было его страстью. Сокровищница находилась прямо под его спальней. Её распечатывали только 4 раза в год, чтобы поплнить новыми богатствами.
    наряду с диваном (советом), параллельным центром власти при нём становится гарем. там царила его любимая наложница Сафие (венецианка с островов). начальник чёрных евнухов был почти столь же значим как визирь (в частности он был инспектором всех вакфов). Гарем утопал в роскоши - шёлковыу простыни, стулья обитые золотом, туфельки усыпанные драгоценными камнями и пр.
    Все во дворце обитало 10 000 придворных.

    Гарем

    Harem_(Topkapi_Palace)_-_2014.10.23_(86).JPG 20131204_Istanbul_143.jpg 20131204_Istanbul_145.jpg 1024px-Fontaine_chambre_Murad_III_harem_palais_Topkapi.jpg 1024px-Topkapi_Palace_Harem_Dome.jpg 20131204_Istanbul_147.jpg Harem_(Topkapi_Palace)_-_2014.10.23_(81).JPG Harem_(Topkapi_Palace)_-_2014.10.23_(92).JPG Harem_(Topkapı_Palace)_05.JPG

    20131204_Istanbul_161.jpg

    20131204_Istanbul_150.jpg

    20131204_Istanbul_147.jpg
     
    Последнее редактирование: 30 дек 2019
    La Mecha нравится это.
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    функции великого визиря в основном были исполнительские - все важные дела султан решал сам, но с коррупционной точки зрения должность была весьма привлекательно.
    высшие должности почти открыто продавались (говорили что должность великого визиря стоит 80 000 дукатов, а дефтердара 40 000). и на посту периодически сменяли друг друга родственники-соперники албанцы Синан-паша и Ферхад-паша. служебное поместье, прикреплённое к должности, приносило 2,25 млн. акче годового дохода (18 750 дукатов). У Синан-паши 100000 акче приносили его мульковые владения. основанный им вакф имел денежный капитал в 1,6 млн. акче
    наследство же составило 600 000 дукатов золотом и 29 млн. акче серебром.

    девальвированный акче содержал 0,34 грамма серебра. (равен московской деньге или половине копейки). формально 0,38 г.
    официальный курс - 120 акче за дукат
    фактический курс его к полновесной испанской монете был во много раз ниже соотношения по весу - 120 акче за реал в 1595 г. (реал 3 г. серебра)

    доходы казны составляли ок. 300 млн. акче (2,5 млн. дукатов, но называется и сумма в 10 млн. возможно с учётом доходов от султанских имений)
     
    Последнее редактирование: 30 дек 2019
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    доход ремесленника в среднем составлял 3-4 000 акче в год (25-33 дуката), доход крестьянского хозяйства 2-3 000 акче в год (16-25 дукатов).и столько же примерно получал и строительный рабочий в Стамбуле. фактически столько же стал приносить большинству сипахи и их тимар.
    доходы вали зачастую равнялись всей сумме доходов тимариотов его провинции.

    подушный налог с иноверцев составлял 40 акче (с 1592 г. - 70 акче). военный налог авариз - 8о акче со двора, в 1592 увеличен до 160 акче

    жалование янычара после восстания 1589 г. - 40 дукатов (султани).
    средняя цена девушки-рабыни 100 дукатов
     
    Последнее редактирование: 30 дек 2019
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Образ жизни

    панорама Стамбула
    1024px-Panorama_of_Constantinople,_Melchior_Lorck,_Sheet_14,_1559_(cropped).jpg 1280px-Mosque_of_Sultan_Ahmed_I_in_Constantinople_-_Lorck_Melchior_-_1559_(cropped).jpg 1024px-The_mosque_of_Meh.jpg
    1024px-Panorama_of_Constantinople,_Melchior_Lorck,_Sheet_17,_1559_(cropped).jpg

    g04_364.jpg

    в городе было ок. 15 000 купцов -оптовиков, 48 000 лавочников, не считая торгующих ремесленников и разносчиков.
    ремесло было цеховым, мануфактуры немногочисленны и в значительной степени казённые. государственный сектор экономики был значителен и относительно изолирован - гигантские государственные и дворцовые закупки совершались не на свободном рынке, а до того как товары на него поступали. здесь находились венецианский и генуэзский байли (управлявшие своими общинами, генуэзцев было мало) а также французский и английский послы (фактически игравшие роль генеральных консулов - французы и англичане, по капитуляциям, имели право свободы от налогообложения, консульскую юрисдикцию, право иметь свои церкви и отправлять богослужение)
     
    La Mecha нравится это.
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    инфраструктуру любого османского города составляли базары, каравансараи, ханэ (складские комплексы), гостиниц в европейском смысле не было.
    фонтаны . строительство их было богоугодным делом, а снабжение чистой водой значило не меньше , чем снабжение дешёвым продовольствием. в Стамбул вода к фонтанам подавалась по акведукам. по домам её развозили водовозы, наполнявшие частные цистерны.

    бани - хамамы - посещали их регулярно, были мужские и женские дни. в каждом обычно было три зала - холодный, тёплый и горячий
    0 (4).jpg
    они играли и роль клубов. были элитарные хамамы, и хамамы для иноверцев (но любом случае мусульмане и иноверцы должны были находится в бане только раздельно и не пользоваться общим инвентарём.

    вакфные благотворительные учреждения - обычно рядом с мечетями - медресе, школы, больницы, бесплатные столовые для бедняков. толп нищих, бродяг и попрошаек в отличие от Западной Европы здесь не было.

    завии дервишей - монастыри тарикатов - прежде всего мевлеви и бекташи. множество членов тарикатов не полного посвящения жило в миру и приходило на зикры.

    кофейни - страна переживала кофейный бум (попытки запрета ни к чему не привели). в кофейнях встречалась благородная публика, там играли музыканты и пели певцы.

    трактиры. где продавали вино. держали их исключительно иноверцы. это были заведения с плохой репутацией, где работали проститутки и обычно проводили время янычары.

    за городом обычно были луга для гуляний.
    улицы убирали только центральные.

    0 (5).jpg 0.jpg 0 (2).jpg 0 (1).jpg 0 (3).jpg

    как уже говорилось, османские города отличала многонациональность. практически везде кроме турок , встречались албанцы, греки, армяне, евреи, левантийцы, итальянцы.
     
    La Mecha нравится это.
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Большинство домов было одноэтажными хибарами из дерева или самана.

    Дома среднего класса были двухэтажными, с внутренним двором и садом, с зарешеченными выступающими балконами.
    Главным было жёсткое деление любого дома на две половины. мужчины и женщины практически не должны были пересекаться . для передачи предметов использовались вращающиеся шкафы между половинами. жили большими семьями, но на женскую половину мог ходить только хозяин дома. также чётко делилась и раздельно жила и мужская и женская прислуга.
    Впрочем мальчики до 7 лет жили на женской половине, а девочки могли с ней свободно выходить до первой менструации.
    несколько жён могли себе позволить только богатые люди. но почти весь средний класс владел домашними рабами. обычно их привозили из Крыма - это были черкесы и славяне. вопреки современным фильмам, осмотр рабынь с раздеванием при покупке происходил не на площади а в специально отведённом для этой процедуры помещении.
    слугами, покупками и ведением домашнего хозяйства занимались мужчины. женщины - только детьми и ублажением супруга.
    женщины разных домов могли общаться между собой, и принимать друг друга в госте, тусоваться в хамаме.
    жену сыну тоже находила мать.

    на первом и втором этаже было по залу. в основном же первый этаж и доровые постройки занимали служебные помещения и жилища прислуги. семья жила на втором. в залах (особенно верхнего этаже) были простые коыры на полу и роскошные на софе - возвышении с матрасами, на ковры клали подушки , где и сидели. пищу приносили на подносах, столики были только для кофейных чашек. кувшины с водой стояли в специальных нишах.

    ели по европейским меркам мало и скромно. пили в основном воду (хотя напитков было много), простой едой считался хлеб, соль, лук, чеснок. обычной - рис на мясном бульоне, топлёное масло. реже баранина в разных видах. рыбу ели греки.

    В саду устраивали открытые беседки-киоски - время для прятного времяпровождения в жару. вообще комфорту и сладкому ничегонеделанию уделялось большое внимание. слово "кайф" турецкое и означает времяпровождение с чашечкой кофе.
    более серьёзные прсихоактивные вещества чем кофе и вино употребляли обычно только дервиши.
    богемный образ жизни предполагал бисексуальность. корпоративы с приглашение артистов и танцовщиц (цыганок и черкешенок) обычно завершались оргиями.

    любимыми развлеченияи вне дома были театральные представления - турецкий вариант комедии дель арте (кажется в Италию он пришёл отсюда). выступления фокусников и рассказчиков и особенно театр теней.
    главными комическими героями обычно были образованный и опасливый горожанин и авантюрный разбитной малый из народа.

    начальное образование могли получить все городские мальчики - учили молитвам, ритуальным формулам, арабскому письму.
    более серьёзное образование можно было получить в медресе и начальных школах при них. там обучались литературному языку - весьма далёкому от народного, с преобладанием арабской и персидской лексики.
    на нём писали богословские сочинения и стихи (царём поэтов в это время был Бакы)
     
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Sueleymaniye_painting_by_Osman.jpg Surname_290a.jpg Surname_341a.jpg Surname-i_Hümayun_-_glassblowers_parade.jpg Surname-i_Hümayun_1-_Architects_parade.jpg

    Taqi_al_din.jpg
    обсерватория, где в течении трёх лет, до её разрушения янычарами успели сделать ряд важных дополнений к улугбековым таблицам.
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    сборник сказаний посвящённый жизни Мухаммеда (художник Лютфи Абдулла)

    800px-La_Bataille_de_Badr_-_Siyar-i_nabi_-_1595_ca_-_Turkey_-_Louvre_-_MAO_928.jpg
    800px-Le_Miracle_des_abeilles_-_Siyar-i-Nabi_-_Turkey_-_1595_ca_-_Louvre_-_MAO_927.jpg 800px-thumbnail.jpg
    Siyer-i_Nebi_158b.jpg Siyer-i_Nebi_298a.jpg

    Siyer-i_Nebi_-_Geburt_des_Propheten_Muhammad.jpg


    Abdullah_ibn_MasNebi_1595_n.Chr.).jpg Siyer-i_Nebi_-_Imam_Ali_erkundigt_sich_bei_Schäfer.jpg

    Mahoma_Y_Sus_Seguidores,_Parten__Del_S.XVI.jpg
     
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Стамбул
    1024px-İstanbul_-_Şemsi_Paşa_(Kuşkonmaz)_Camii,_Üsküdar_r4_-_Şub_2013.jpg

    Измаил

    тур измаил 1590мечеть-мирахор.jpg

    Баку
    баку Eastern_portal_(Ichery_Sheher).JPG
    Eastern_portal_(Ichery_Sheher)_2.JPG
     
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Европейские провинции

    на севере они включали вилайеты Венгрии и вассальное княжество Трансильванию. девширме сюда не распространялось.
    дело в том, что области вкусившие западной цивилизации с её сословным строем в лояльные подданные уже не годились.
    сохранялось местное самоуправление и свобода вероисповедания - как католического так и протестантского. активно выозился скот в габсбургскую Венгрию .
    Трансильвания пользовалась полной автономией во внутренних делах. Князь избирался сословиями и утверждался султаном.
    Область была достаточно централизованной с преобладанием господарского домена и с экономикой на подъёме. правил здесб Жигмонт Батори.
    в стране было 4 официальные конфессии: католическая, лютеранская, кальвинистская (большинство населения) и арианская.
    православие не преследовалось.
    половину населения (из примерно 670 000) составляли венгры, четверть православные влахи, третьей крупной общиной были немцы (саксы)
    но влахи были бесправными крепостными, а в сословном собрании были представлены венгерское дворянство, немецкие города и и как третье сословие венгерское племя секеи - имевшее поголовное дворянство.
    сословное собрание собиралось 7-8 раз в год. в последний раз Жигмонт вошёл с ним в конфликт - сословия не одобрили его союз с Габсбургами. в этот раз победа осталась за князем.
    транс Victoria_and_Albert_Museum_Jewellery_11042019_Necklet_About_1595_E.jpg

    дальше , за Карпатами, были влашские православные княжества Молдова и Цара Ромыняска (Молдавия и Валахия). официальным языком здесь был "славянский"
    население здесь было очень малочисленно. князья-господари менялись часто в зависимости от борьбы боярских партий и османского вмешательства. постепенно всё шире утверждалось крепостное право. (первыми были порабощены цыгане).
    Для экономики особое значение имела продажа скота - прежде всего в Польшу (Каменец, Львов). (от трети до половины купцов составляли евреи). Только пошлины приносили в Молдавскую казну 200 000 дукатов (из примерно 340 000 всех доходов). 60-80 000 дукатов выплачивалось Молдавией как дань в Стамбул.
    в 92 г. молдавский господарь Аарон Тиран,был смещён Александром Злым, того сверг Пётр Казак (приведший запорожцев), Александра султан назначил в Валахию, а на Петра послал войска - он был разбит, пленён, и задушен. В Молдавии был восстановлен Аарон.

    Область вдоль южного берега Дуная была житницей империи. именно здесь власти развернули активную деятельность - рытьё колодцев и т.д. чтобы иметь базу снабжения и для армии в Венгрии и для столицы. здесь начинались области с преобладанием славянского населения.

    славяно-православным был регион Западных Балкан - в основном Сербия и Западная Болгария. здесь существовала православная патриархия с центром в г. Печ. начеление часто вело полунатуральное хозяйство и жило большими семьями-задругами. существовало общинное самоуправление с местной элитой. некоторые области в горах вообще не знали османского прямого контроля.
    Значительное поместное землевладение с мусульманским дворянством было в Боснии - это вообще был самый исламизированный район западных Балкан, находящийся под жёстким контролем.

    В Албании исламизация пускала первые ростки. часть населения была православной , часть католической. очень много албанцев было в правящей элите османов. комический образ албанца в фольклоре был янычар - пьяница, задира и хвастун.

    пустынной страной с самоуправляющимися общинами была Греция.

    Вообще Балканы в представлении современников это полупустынная область с дешёвым продовольствием - прежде всего скотом.
    Сельхозтовары отсюда вывозились на Запад через Рагузу(Дубровник) - процветающую католическую республику под протекторатом султана. Рагузинцы имели свой торговый флот, фактории во многих балканских городах и пользовались правом беспошлинной торговли.

    Наконец область Восточной Болгарии относилась к центральному региону под полным контролем правительства. турецкое население здесь было в большинстве и в немалой степени состояло из кочевников-юрюков.
    болг 1280px-_The_Hunchback_Bridge__-_built_in_1585.jpg
    Все Балканы был и охвачены эпидемией агарного бандитизма - разбойники-гайдуки становились героями местного фольклора (как Старина Новак). считалось что они почитают православие и убивают турок.

    балканские турки на европейских гравюрах
    1920px-Ces_Moeurs_et_fachons_de_faire_de_Turcz_(Customs_and_Fashions_of_the_Turks)_MET_DP828162.jpg
    женщины видимо цыганки
    1920px-Ces_Moeurs_et_fachons_de_faire_de_Turcz_(Customs_and_Fashions_of_the_Turks)_MET_DP828163.jpg 1280px-Ces_Moeurs_et_fachons_de_faire_de_Turcz_(Customs_and_Fashions_of_the_Turks)_MET_DP828165.jpg 1280px-Ces_Moeurs_et_fachons_de_faire_de_Turcz_(Customs_and_Fashions_of_the_Turks)_MET_DP828166.jpg 1280px-Ces_Moeurs_et_fachons_de_faire_de_Turcz_(Customs_and_Fashions_of_the_Turks)_MET_DP828167.jpg
     
    Последнее редактирование: 31 дек 2019
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Азиатские провинции

    здесь обитала большая часть населения. например в Ираке жило 5 млн. чел., в Сирии 2,8 млн.
    серьёзное перенаселение испытывала Западная Анатолия.
    в этих провинциях мусульмане составляли большинство, но также повсеместно присутствовали иноверцы - в западной Анатолии греки, в восточной и Закавказье - армяне, в Сирии и Ираке ассирийцы и часть курдов.
    здесь проходили важнейшие караванные тропы от берегов Индийского океана в Брусу.
    В Анатолии и Халебе была главная база тимарной системы. но постепенно она распространилась также на большую часть Сирии и Ирака. в Принципе, все земли кроме вакфов считались принадлежащими султану.

    немалую часть жителей составляли кочевники - турки, курды, луры, бахтияры . к этому времени кочевники в основном были переведены в разряд райя - т.е. податных. кочевья их пролегали через чужие имения , где было положено платить ренту. в земледельческих районах было строго регламентировано поведение и время остановки - чтобы не пострадали поля. вожди кочевых племён на самом деле имели практически неограниченную власть над своими подданными.

    города Леванта были центрами морской торговли, там существовали европейские консульства. вывозилась продукция местных ремёсел. Жителей Леванта, как и болгар, турки считали людьми неотёсанными.
    после победы над Ираном в состав Османской империи входил и Азербайджан, многие области там были сильно опустошены (особенно Ширван), в подданстве империи оказались очень много тюркских племён исповедующих шиизм. часть пленных была обращена в рабство.
    в некоторых областях сохранялись местные феодальные владетели, к примеру в Южном Ливане, в горах Курдистана и в Грузии (там были царства Картли, Кахети, Имерети, и княжества Самцхе, Мегрелия, Гурия).
    духовная власть над христианами и миллет принадлежали нескольким патриархиям - православным и монофизитским.
    определённую автономию имели шерифы Мекки и Медины, арабские князья Южной Аравии. и только номинально признавали власть султана аравийские бедуинские племена.
     
    Последнее редактирование: 31 дек 2019
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Африканские провинции

    Самой значительной аграрной областью был Египет (ремёсла здесь постепенно приходили в упадок)
    Здесь тимары не вводились. Вместо них были ильтизамы - имения-откупа во главе мультазимами - основная функция которых был сбор налогов. себе мультазим мог взять оставшееся. зачастую он рассматривал крестьян как своих крепостных, и учреждал в имении рассеянные мануфактуры с принудительным трудом или барщинные хозяйства. они же осуществляли и управление. мультазимами становились и турки и мамлюки, и бедуинские шейхи, и просто богатые горожане.
    мамлюки - египетское дворянство - составляли гвардейскую часть при паше, наряду с янычарским соединением.

    Триполи и Тунис были главными пиратскими базами. В Триполи реальная власть принадлежала янычарам и раисам (капитанам корсаров). пашей которые им не нравились они могли смещать или убивать. В Тунисе в результате мятежа вообще установился режим янычарской республики с выборным управлением.

    Алжир и внутренние районы примыкающие к Сахаре были в основном скотоводческими областями с племенным устройством. по сравнению с изысканными тунисцами их жители считались почти варварами.

    вдоль побережья Красного моря османская власть простиралась до Сомали (Хабеш), для контроля над альтернативными португальским путям связанным с пряностями. оттуда привозили и чёрных рабов для султанского гарема.
     

Поделиться этой страницей