Nota bene

Тема в разделе "Опыт художников и его синтез", создана пользователем Мила, 13 фев 2012.

  1. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    Поразительную вещь можно наблюдать, рассматривая картины, созданные художниками в течение веков. Во все времена светило солнце, бушевали бури, цвели цветы и падал снег. Художники "по состоянию души" - самые глазастые среди людей. Они видели все полутени и рефлексы, все разные планы натуры во все времена. Но в разные эпохи были свои догмы и предел в изображении действительности. Бесспорно, что всегда происходили прорывы, и это было частью развития искусства, смены парадигм.
    Восхитительное преображение живописи произошло на рубеже позапрошлого и прошлого веков, и художники смогли наконец воспроизвести на бумаге и холсте то, чем они любовались в реальности, почти с предельной правдивостью. Иногда возникает в мыслях глупый вопрос: ну почему так долго? Почему преодолеваются века норм и догм, чтобы стало наконец можно за десятилетия перевернуть основы? В этом, конечно, есть смысл, ибо искусство - часть культуры, подчиняющаяся общему процессу...

    Словом, посмотрите маленький ролик, который мне попался почти случайно и который жалко оставить и забыть.
    Клод Моне + Фредерик Шопен. Думала, куда его поместить - в Музыку или в Изобразительное искусство, выбрала то, что мне ближе.

     
  2. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.922
    Симпатии:
    6.497
    А это тот же случай, что и с технологиями (см. ветку Альтернативы обществу потребления в Глобалистике:)
     
  3. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    "Тщательно заранее вычитав из накупленных нами в Кларане книг и из Бедекера все, что имеется замечательного в сем граде и, обсудив, что можно осмотреть в три дня, мы тронулись в путь и, хоть поверхностно, но (высунув языки рыскали и частили город все эти три дня) все же высмотрели многое. Разумеется, не буду описывать в коротеньком письме моих (наших) восторгов по поводу миллиона произведений искусства, но скажу, что многое, к чему я приступал с некоторым предубеждением, оказало как раз обратное ожидаемому действие. Так, "все", разумеется, стремятся в Брера, миновав многочисленные залы, поскорее в комнату, где одиноко стоит Sposalizio (кажется, так пишется) Santi, я же нисколько туда не стремился, ничего кроме академической forza [силы (итал.)] от этого не ожидал, сильно обманулся. Оказалось как раз наоборот — forza была направлена как раз академией, но они по свойственной им толстокожести ее не чувствуют.
    Для них, что Santi, что открытки крашенные с него, очевидно то же самое — эти бесчисленные и (что ужасно) все лучше и лучше вопроизводимые "шедевры" становятся положительно моим кошмаром. Не раз я вспоминал нашего незабвенного, чудного Серова и пришел к тому заключению, что чем сильнее впечатление от произведения искусства получаешь, тем ревнивее ты должен охранять это первое впечатление от всяких покушений, на которые явно претендуют "художественные" произведения, а претендуют они на замену подлинного произведения собою — по крайней мере к этому стремятся. Маленькая фотография, приготовленная к тому же домашним способом, как мы с Вами это делаем, во сто крат больше нам скажет и напомнит нам наши переживания, чем дорогая какая-нибудь Medici-Druck. И все-таки, говоря совершенно откровенно, я имею один Medici-Druck, но куплен он не здесь и ничего общего с теперешней поездкой он не имеет — куплен он в Кларане и представляет из себя картину Фрагонара ("Поцелуй украдкой"), которую я совершенно себе не припоминаю (в красках, понятное дело) — конечно, я буду теперь бояться взглянуть на оригинал, ибо, верно, придется тогда мне расстаться с моей репродукцией. Буду кончать, ибо завтра надо рано вставать и ехать домой, а теперь довольно поздно".
    И.Стравинский

    [​IMG]
    Рафаэль Санти, "Обручение девы Марии", фрагмент.

    Мне пришлось написать это вчера, когда я рассматривала современную живопись:
    ...Когда проходят десятилетия (а ещё лучше - века), патина времени превращает пошлый новодел в драгоценное свидетельство эпохи. Не всем поделкам, конечно, так повезёт.
    Заслуга в том, что мы имеем именно эту историю культуры, во многом принадлежит торговцам и коллекционерам - к ним я отношу и учёных музейщиков со всякими священниками. И порнографические открытки с календарями и модными листками становятся произведениями искусства. Одновременно мы утрачиваем то (даже если оно более заслуживает быть частью истории искусства), что не прошло необходимое количество рук. Необходимое для того, чтобы стать или модным, или предметом изучения, а значит - уже предметом культуры. И это утраченное я не могу назвать, потому что оно осталось в мёртвой зоне. Оттуда иногда возвращаются некоторые вещи, если их за время забвения не сгноят...

    А ещё происходит обратный процесс - когда последователи затаптывают путь, который проделали до них пионеры искусства, и следующие поколения с трудом отличает первых от последних. Так, мы не можем без иронии или даже раздражения воспринимать, к примеру, Пуссена или Энгра... А у меня трудности с Буше и Ватто. Требуется изрядная доля ироничной снисходительности, чтобы погрузиться в творчество Рубенса, младших Брейгелей или Ван Дейка...
    И ко всему этому - ещё и преимущественное созерцание репродукций. Как прав Стравинский! И лучшие полотна спустя века превращаются в открытки. И восприятие отупляется и глохнет.

    Нет, дорогие мои, ходите на выставки и в музеи при любой возможности. Против этой заразы других настоящих лекарств нет.
     
    Нафаня нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    Диего Веласкес

    [​IMG]
    Пабло Пикассо


    "Живопись - не болтливое искусство,
    и в этом, по-моему, ее немалое достоинство".
    Эжен Делакруа
    Когда-то нам, студентам, говорили, что по палитре можно понять, насколько её хозяин хороший колорист. Да по палитре можно понять про художника ещё очень многое! Насколько он педантичен или экспрессивен, насколько рационален, насколько скрытен или демонстративен, насколько скуп или щедр...
    Что любопытно, палитры многих художников намного пережили своих хозяев и часто выбалтывают мысли художников, как будто всё было вчера.

    Всё тот же очевидный поиск натуральности в живописи, та же пастозность и экспрессия, что и на холсте:

    [​IMG]
    Винсент Ван Гог
    [​IMG]

    Почти пейзаж - вот так "берёт рука", ничего художник с собой не может поделать...

    [​IMG]
    Эдгар Дега
    [​IMG]

    А вот та самая сдержанность, которая утверждает отсутствие болтливости настоящей живописи. Ничего лишнего.

    [​IMG]
    Эжен Делакруа
    [​IMG]


    Зрителю ремесло не менее интересно, чем дар художника, - как и другие вещи, открывающие секреты художественной мастерской. А зачем это зрителю?
    Что для него все эти второстепенные предметы, все эти клочки бумаги с набросками, почеркушки и картоны, старые коробки с засохшими красками, кисти и палитры?


    [​IMG]
    Рембрандт ван Рейн

    [​IMG]
    Зинаида Серебрякова
     
    Нафаня нравится это.
  5. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    Леонардо да Винчи
    "Тем, кто понимает, слова не нужны.
    Вы говорите «Гм…» или «О!»— и этим сказано все".
    Эдгар Дега

    Долгие века мастерская художника была местом, закрытым для любопытствующих, а художественная ценность набросков едва признавалась. Не все художники способны на перфоманс. Я, к примеру, от этого обычно отказываюсь. Но поразмышлять, какие мотивы объединяют зрителя и художника на всяких репетициях, работах с черновиками и этюдах, могу.

    Если не брать в расчёт игру автора в импровизацию и спонтанность, а также отсутствие взаимного понимания автора и зрителя, то присутствие зрителя в буднях художника может быть вот чем. Художник испытывает удовольствие от работы, а зритель удовлетворяет своё любопытство; художник приглашает зрителя участвовать в творении, и тот переживает свою сопричастность; для художника представляют важность промежуточные решения, а у зрителя обнаруживается приоритет собственного впечатления; и главное - зритель и художник доверяют в это время друг другу.

    [​IMG]
    Орест Кипренский

    Очень эффективный союз художника и зрителя - когда они вместе располагаются в сфере открытой импровизации, где художник непосредственен и импульсивен, а его произведения рождаются на глазах зрителя и живо меняются. Это - не замена встречи зрителя с итогом работы художника, с завершённым произведением. Это - своего рода любовные игры, да простится мне этот образ.

    [​IMG]
    Анри де Тулуз-Лотрек
     
  6. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    Альбрехт Дюрер


    "Искусство не изображает видимое,
    но делает его видимым".
    Пауль Клее
    Рисунки, наброски для меня - существенная часть работы. Мне когда-то говорили в институте, что такой графики, как моя, не видели уже десятилетия. Однако моя эскизная работа остаётся дома, в папках и стопках бумаги. Она остаётся сугубо личной частью работы.
    Впрочем, это не мешает мне с любопытством смотреть на чужие наброски и пытаться понять тех, кто не рисует, но рисунком интересуется.
    Скорее всего, обаяние графики и подготовительной работы к живописи в достаточной степени заключается в том, что в эту часть работы и в графику художник вкладывается более энергично и непосредственно, и в этой части работы часто остаётся больше тех смыслов, которые заставили приняться за работу. То есть художники - и даже мастера - часто не могут мудро распределить энергию и сохранить свежесть идеи. Зритель ревностно следит за актом творчества. И хороший зритель способен это прочувствовать.

    [​IMG]
    Велимир Хлебников

    Мысль о том, что сопричастность труду художника - способ подпитки, слишком проста. Не может быть всё так плоско.
    Хотелось бы верить, что для зрителя маленький акт художественного творения от первых почеркушек до последнего штриха или мазка - маленький выход в иной срез реальности, может быть, иногда более важный для зрителя, чем для художника.

    [​IMG]
    Александр Лабас

    И стоит помнить про мотив ироничности, лёгкой несерьёзности происходящего, который делает наброски и эскизы едва ли не равными итогу работы. Незавершённость и недосказанность нынче признаются артистичными и осмысленными. И эта осмысленность, как новая точка отсчёта, добавляет осмысленности и остальному из того, что обычно удручает хаосом.
    Но на таком пути есть свои волчьи ямы. Невозможность завершения работы может стать для художника фатальной. И тут ироничность, художественный "стёб" могут оказаться отвергнутыми, а наброски займут своё место в папке на нижней полке (если не сгорят в огне), потому что трудится художник ради итога, а не ради сопереживания с любопытными зрителями.

    Так что снова у меня не выходит светлый, полный дружественной открытости финал...

    [​IMG]
    Леонардо да Винчи
     
  7. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    "История была - улет. Иду с заказчицей по улице и объясняю про полимент. "Золото кидают на водочную лужу". А рядом тинейджер идет, под пивом, лохматый балбес такой, вдруг обернулся, дико посмотрел, и протянул: "Прикооольно!!!" - то есть все архетипы столкнулись главные, золото, водка -- и как столкнулись! Водки - лужа. Золото - кидают".
    из рассказа изографа

    Вот она, проблема языка. А также проблема рокового несходства миров. С годами привыкаешь не вздрагивать, когда слышишь в художественном салоне "Ой, очень хорошая краска! Я ей полы покрасила!" (про охру красную, в тюбиках, для живописи), когда каждый подошедший к художнице на пленэре восклицает с одной и той же интонацией одно и то же - "Срисуй меня!", когда спрашивают, что сейчас делаешь, а в ответ на твои слова "Сейчас ничего" понимающе говорят "Исписалась?", когда тычут пальцем в твою работу и спрашивают, откуда срисовала... Правда, на последний вопрос я однажды любезно ответила, что будь я художником-мужчиной, я бы, наверное, в морду дала за такой вопрос.

    Помню, учитель досадил нам, не отставая от нас с вопросом, как нести искусство ИванИванычу (и МарьИванне, насколько я помню). На все наши доводы он ехидно отвечал "А ИванИванычу не нравится!" Не смогли мы ответить ему на этот вопрос при всём нашем юном и свежем энтузиазме. Я и сейчас на него ответить не смогу.
    Кроме того, что искусство - это то, что способно объединить людей, это ещё и то, что укрепляет границы. Явственные формы искусства сами производят отбор. Эта драма всего самого значительного, что предпринимает человек в своей жизни. Находя единомышленников и тех, с кем у него общий язык, человек теряет других людей, близких ему прежде, а ясные раньше вещи становятся бессмыслицей.
    Так что шутил над нами учитель, он и сам не знал ответа на свой вопрос.

    [​IMG]
     
    Нафаня нравится это.
  8. Яник

    Яник Автор

    Сообщения:
    3.833
    Симпатии:
    571
    Ровно вчерась был в этом зале, который на картинке сверху.
    Случайно зашел в Русский Музей (я туда нередко захожу случайно)
    Там еще выставка была Лабаса, о к-ром я никогда не слышал, вчера увидел первый раз, а сейчас тоже на картинке увидел еще выше. Но он мне не понравился, дирижабли и т.п.
    Но Лабас не виноват. Просто до того еще две выставки там же посмотрел.
    Нестеров. Его собрание в Русском огромное, но тут много-много Третьяковки и разных поскромнее. Портрет митрополита Антония Храповицкого понравился, первый раз видел.
    А вторая выставка: Фешин. Абалдеть. Я фамилию в тумане помнил, а работы - нет. Оказывается потрясающий художник. Пойду еще, выствка до 14 мая.
     
  9. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Да, хороший был художник. Что интересно, нас учили приёмам живописи, которые легче было бы рассмотреть прямо на его картинах (потому что всеми этими приёмами он успешно пользовался), а было это невозможно...
     
  10. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    ПИСЬМО К ЛЕОНАРДО БУОНАРРОТИ ВО ФЛОРЕНЦИИ ОТ КАМЕНОТЕСА ПЬЕТРО ДИ ДОМЕНИКО В РИМЕ


    "Рим, 27 февраля 1563

    Дорогой Лионардо, настоящим вас уведомляю, что мастер Антонио, каменщик, который живет в доме мессера Микеланьоло, просил меня написать вам о том, что слуга мессера Микеланьоло Антонио и еще некий Пьер Луиджи, который также обретается в доме, очень плохо за ним ухаживают и крайне плохо с ним обращаются: если мессер скажет им что-нибудь, они заявляют, что хозяева они; а если в дом приходит какой-нибудь человек, чтобы поговорить с мессером, они отвечают, что это невозможно, и никого не впускают. Поэтому если у вас есть здесь друзья, то они не могут сообщить вам, что происходит, потому что, как вы уже знаете, они никому не позволяют говорить с мессером и обходятся с ним, как им вздумается. Я еще пишу вам не все, что он мне сказал, а если бы вы оказались вместе с этим мастером Антонио, он поведал бы вам разных вещей, потому что он уже двадцать лет как пребывает в доме мессера и знает, что там было и что есть, и такого, что я не скажу, как вы понимаете. Примите от меня поклон и коли я могу быть в чем-нибудь полезен, прикажите мне, ибо я ваш покорный слуга.

    Пьетро ди Доменико, каменотес
    при Санто Пъетро в Риме, к вашим услугам.
    Достойнейшему мессеру Лионардо Буонарроти во Флоренции"

    [​IMG]

    Я думаю про совершенно несносных художников, вздорных литераторов, неадекватных музыкантов, развратных актёров, которые успевали в своей жизни и творить, и грешить, и про почтенную публику, которая и знала, и знает всю подноготную этих несносных художников, литераторов и пр., и судила, и судит их, и будет судить.
    А защитить всех этих художников и пр. я могу только так: эти грешники хорошо делали и делают свою работу.

    Однако всегда "они заявляют, что хозяева они" - это я про публику.
    А я остаюсь со своим "нехозяйским" мерилом - творцы мне дороже публики.

    [​IMG]
     
  11. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    Снова думаю о разных несовпадениях языка и запросов в искусстве.​
    То, что я сейчас напишу, будет, возможно, звучать снобистски, потому что я снова уверенно разделю талантливое несовершенство и довольно ловкую пошлость. Однако мысль эта не даёт покоя, и записать её где-то нужно.

    ***

    - Как птичка хорошо поёт!
    - Она засэмплированная. Один сэмпл гоняет, прислушайся.
    - Но сэмпл отличный!
    - Да, ничего...
    Из разговора с сыном
    Мучает смутное ощущение того, что, кроме публичной безоглядной откровенности и полной продажности - со всей градацией целей творчества между этими полюсами - есть ещё один, не так усердно изученный мотив творчества. Иногда он легко определяется как личное, лирическое в творении, иногда - как традиция, иногда - как творческая скудость. А ведь это может быть чем-то совершенно иным.​
    Художник, если он одарён (что в большинстве случаев очевидно), способен генерировать самые разные образы. Отчего же талантливые, многогранные мастера так часто ограничивали и ограничивают себя в образах?​
    [​IMG]
    Ян ван Эйк, Гентский алтарь
    Этот феномен кажется мне проявлением мотива творчества, который превосходит любую практическую цель и любое авторское откровение. Именно странное художественное косноязычие, обнаруживаемое вдруг у мастера, похоже, и есть свидетельство его приближения к невыразимому. Да, в момент работы над этими одноликими ангелами, повторяющимися жестами мастер совсем не художник. Но он и правда не художник в этот момент.​
    Это также тот жизненный мотив, который может не материализоваться ни в какой форме, оставшись смутным устремлением человека на большой промежуток времени. Этот мотив не поддаётся определению - часто даже для самого его носителя. Зато он, смутный и неопределимый, позволяет находить общий язык тем, кто, казалось бы, никогда не сможет заговорить на общем художественном, чувственном языке. И близким личности вдруг оказывается то, чего прежде она не принимала. Да и до сих пор толком не понимает...​
    ***​
    "Это не живопись, это какой-то сифилис!"
    Илларион Прянишников
    о картине В.Серова "Девушка, освещённая солнцем"
    "Пятеро или шестеро сумасшедших
    художников (одна из них женщина)
    продемонстрировали всю глупость своих амбиций...
    Ужасающее зрелище человеческого тщеславия,
    граничащего со слабоумием... "
    Альберт Вольф о второй выставке импрессионистов
    "Господин президент, эти люди позорят Францию!"
    Жан-Леон Жером,
    сопровождавший президента Франции Эмиля Лубе
    во время посещения Всемирной выставки 1900 года,
    об импрессионистах
    А теперь о прозаическом.

    Так, как это вышло в разговоре о песне птички, ещё можно договориться тем, кто и меряет всё по-разному, и хочет разного, но хранит душевное единство, но случаются сокрушительные столкновения, когда нельзя найти никаких совпадений.

    Как хотелось бы сейчас сказать, что мы-то переросли заискивающее, межеумочное "искусство для обывателей", что мы-то сейчас можем помочь тем, кто по судьбе не смог развиться, понять, начать усваивать культуру и т.д., что народ нынче не такой и готов к любому революционному прорыву и художественному открытию, а художники приобрели к пошлости иммунитет...

    Но стоит взглянуть на то, что, даже не глядя на плоды творчества выше процитированных мной авторов, хочется из-за их резких высказываний сразу отнести к сфере глупого и бездарного - только потому, что авторы имели глупость не признать то, что теперь мы признаём, как проверенное временем искусство. Стоит взглянуть, чтобы горько согласиться со мной - ничего не изменилось.
    В этих картинах спрятано то, что я называю пошлостью. Но не каждый её раскусит и многие ещё будут принимать её за чистую монету.
    И многие художники так работают до сих пор, отточив мастерство на фальшивках. Если что-то и изменилось, так только бутафория.

    [​IMG]
    Жан-Леон Жером, "День Страшного Суда"

    [​IMG]
    Жан-Леон Жером, "Фрина перед ареопагом"

    [​IMG]
    Илларион Прянишников, "Пасха"

    [​IMG]
    Илларион Прянишников, "Воробьи. Ребята на изгороди"

    Живо дело Прянишникова, живо!
     
  12. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    Я оправдываю лукавство художников, которые создавали персонажей, нуждавшихся, как может показаться, в большем многообразии. Это приём изобразительного "рефрена", многократного повторения образа, который может увлечь зрителя. Несколько веков назад, возможно, этого было легче достигнуть. Сейчас мы, индивидуалисты, превозносящие характерное, с трудом поддаёмся подобным приёмам.

    [​IMG]
    Феофан Грек, "Преображение Господне", фрагмент

    А то, что нет отчётливых правил для различия оригинального и фальшивого, также идёт на пользу продажному искусству (это я пишу, возвращаясь к "прозаической" части предыдущего сообщения). Когда это проходимцы упускали свою выгоду?
    И против этого не будет оружия. Потому что это серость хочет знать секреты и вооружается, и именно в безоружности - залог художественной правды.
     
  13. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    НАДПИСЬ К ПОРТРЕТУ УНТИКУ*

    Монах Унтику из столицы нарисовал какого-то почтенного наставника — уж не себя ли? — который сидел, отвернув лицо, и сказал мне: «Сделай надпись к этой картине». Ему уже за шестьдесят, да и я скоро перевалю через пятый десяток. Оба живем словно во сне, вот он и запечатлел себя спящим**. Под стать и надпись — словно бессвязное ночное бормотанье...

    Оглянись же!
    И меня настигли унылые
    Осенние сумерки.
    __________
    * Унтику — Монах Китамуки Унтику (1630—1702), знаменитый японский каллиграф, оказавший на Басе большое влияние.
    ** Оба живем словно во сне... — образ из «Чжуан-цзы»: «Когда ему что-то снится, он не знает, что это сон. Во сне он даже гадает по своему сну и только после пробуждения знает, что это был сон. Но существует еще великое пробуждение, после которого сознают, что это был великий сон... И я, и ты — все мы лишь сон. И то, что я называю тебя сном, — это тоже сон» (Древнекитайская философия: Собрание текстов в 2-х тт. М.: Мысль, 1972. Т.1. С. 260).

    Мацуо Басё

    [​IMG] Л.Ростовцева. Басё

    Наша культурная среда - это среда из подписей. Мы не знаем, что вложено в произведение, мы его трактуем и подписываем...
    Даже сама история Басё не может быть теперь сопережита так, как пережили её поэт и художник. Мы знаем, что в ней участвовали "знаменитый японский каллиграф, оказавший на Басе большое влияние", и сам великий Басё, и содержание картины и стихотворения величественны и перекликаются с этой знаменитой историей про бабочку. А то, что в ней участвуют два страдающих и печальных художника, накопивших за свою жизнь и горечь, и усталость, совсем не нужны в подписи к истории...
     
  14. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    Подумать только, сколь многие полагают, что искусство - это такой способ самовыражения. Непостижимо, насколько эта идея жизнестойка! Видимо, она очень хорошо укореняется, потому что самовыражение творческим способом апробируется человеком в самом раннем детстве, и потом, спустя время, остаётся иллюзия, что искусство - это продолжение того детского удовольствия.
    Однако это не так. Наименее интересная часть для тех, кто искусство потребляет - личное, наболевшее автора. Оно их интересует только тогда, когда личность автора уже имеет какой-нибудь приобретённый разными путями (и не обязательно - в искусстве) ореол.
    Люди ищут в произведениях искусства резонанса с собственным опытом. И это не дурно. Кто-то ищет того, что "без задёва" вмещается в его опыте, но ведь другие ищут то, что перекрывает их опыт с лихвой. Вот ради этого и стоит работать.

    Оттого, что искусство - нива, где пасутся разные твари, с разными нуждами и опытом, и не прекращается битва за красоту. Для одного некое творение - откровение и волшебная новизна, для другого - общее место, избитая истина. Оттого нет общепризнанных рамок для пошлости, нет незыблемых критериев художественности.
    Да, а второстепенность личного в искусстве (не путать с лиризмом, лишь боком задевающим раздевание и оголение в творчестве!), как ни странно, не публикой навязана. К этому приходят сами художники - после долгого и трудного пути.
     
    La Mecha нравится это.
  15. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    Лоренцо Лотто, "Св.Лючия перед судьёй", фрагмент

    Не так давно слышала в каких-то поэтических чтениях проскользнувшую между прочим мысль... И ведь не помню, кто её высказал (не Норштейн ли?)... А мысль заключалась в том, что поэзия, язык не являются инструментом поэта, а поэт является инструментом, орудием языка и поэзии.
    Вспомнила тогда ещё одну мысль известного писателя о том, что жест как особое, принадлежащее личности качество, не существует, жестов меньше, чем личностей, и все эти наборы телодвижений, отображающих движения души, одновременно нам не принадлежат и в виду своей малочисленности более уникальны, чем человеческая личность.

    [​IMG]
    Ян Вермеер, "Мастерская художника"

    И таким образом - на фоне высящихся над человеком нескольких ходульных сюжетов мироздания - передо мной развернулась иная картина, изображающая натуру.
    Любопытно, что, оказавшись без венца творения сверху, менее величественной эта картина не стала. Образ человека, создающего вокруг себя, как среду обитания, оболочку культуры, тоже не унижен, хотя эта оболочка больше свидетельствует об обстоятельствах творения и внутренней природной необходимости, чем о хитроумии и самобытности человека-творца.
    Литература убедительнее, когда выбрано самое точное слово, картина ближе к совершенству, если каждый цвет и каждая форма на месте, музыка сильнее проникает в сердце, когда звучит вовремя, в лад, в тональности момента, люди лучше понимают друг друга, если находятся в одной знаковой системе...
    Всё это не противоречит картине мира, пронизанной иной уникальностью, по отношению к которой человек не является главным модулем, а служит лишь инструментом.
    Прочувствуем же своё присутствие в этой декорации в качестве реквизита.

    [​IMG]
    Диего Веласкес, "Сдача Бреды" ("Копья"), фрагмент
     
    La Mecha нравится это.
  16. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    "Обед подавали на крытой веранде. Усевшись около Болотовых и распуская сметану в красной ботвинье, где тренькали красноватые кубики льда, Пнин машинально возобновил прежний разговор.
    — Обратите внимание, - сказал он, - на значительное расхождение между духовным временем Левина и телесным - Вронского. К середине книги Левин и Китти отстают от Вронского с Анной на целый год. А к тому воскресному вечеру в мае 1876 года, когда Анна бросается под товарный поезд, она успевает прожить с начала романа больше четырех лет; для Левина за тот же период - с 1872-го по 1876-й - минуло едва ли три года. Это лучший пример относительности в литературе, какой мне известен".
    В.Набоков, "Пнин"

    Что может быть артистичнее авторской сути?..

    Как можно обращаться к предмету искусства как к объективному факту? Всё это чрезвычайно сложно. Тексты, "проверенные временем", нынешняя литература, задевающая за живое, картины, как часть хроник, как подтверждающие какую-то правоту и истину документы...
    Стержнями, скрепляющими расползающиеся свидетельства художников в объективную данность, остаются единодушие, единомыслие, совпадения, тождественность этих свидетельств. Однако насколько эти стержни надёжны сами по себе? Что может скрепить их?..
     
  17. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    "Слишком правдивый" (как выразился Римский папа, принимая в дар свой портрет) Диего Веласкес. И даже Веласкес - не слишком правдивый.

    [​IMG]

    В момент очень противоречивого созерцания картины обнаруживается качество, более ценное, чем объективность, - переживание, то, что нередко определяют как "движение души".
    Наверное, душе неважны доказательства, а исследователю необходимо хранить различие между стремлением к предельному уточнению результата и потребностями своей души. Впрочем, могу допустить, что такого различия может и не быть - Творение так богато на разные вариации.
     
  18. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    М.Врубель, "Жемчужина"

    Если зритель не знал прежде тех чувств, что выражает художник, ему трудно их угадать.

    Ребёнком я могла сколько угодно сидеть на корточках у лужи с бензиновой плёнкой и созерцать переливы цвета, если взрослые не тащили меня за руку куда-то прочь. Перья павлина, когда я увидела их впервые совсем маленькой на юге, показались мне посланием из мира фей.
    А когда от стекла в буфете на стену падал блик от солнца, разложенный на радугу, я, даже будучи большой девочкой, не могла оторвать глаз от этого волшебного пятна, пока луч не переставал так удачно светить на стекло буфета и волшебное пятно на стене не пропадало.
    И радуга в небе, пока горит, и перламутр на ракушке завораживают так же и по сей день.

    Чудо радуги, отблеск нездешнего света, которые Врубель старался выразить в живописи, мне так же близки, как были близки и ему. Никакого рационального зерна, только детское замирание сердца.


    [​IMG]
    М.Врубель, "Демон поверженный"
     
    Нафаня и La Mecha нравится это.
  19. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    "Если искусство рождается, спонтанно вырастает, то оно действительно ничем не отличается от других явлений этого мира, живет по его законам, дышит, как живой организм, имеет сердце. Потому Судзуки и говорит: предмет искусства — та же реальность. В японском языке не было ни термина «искусство», ни представления об искусстве как создание чего-то нового. Для японцев само слово «искусство» воспринималось как нечто сотворенное, а сотворенность противоречит дао. Художник лишь улавливает ритм вещей. <...>
    При ритмическом созвучии начинает действовать закон резонанса, и когда сердце художника и «сердце» предмета бьются в унисон — рождается подлинное искусство..."
    Татьяна Григорьева

    Нам со своей ментальностью при полном понимании, что перед нами фальшивка, сложно отказаться от "искусственных соловьёв и роз", от того, что очаровывает похожестью с жизнью. Мы уже вкусили то, что "идентично натуральному", и оно показалось вкусным.
    Из-за этого мы толерантны к нравоучительности, идейности и воспитательности искусства, а также к вещам, авторы которых спекулировали чувствами. Мало того, естественность и недосказанность стесняют и раздражают.
    Причём всё настолько "запущено", что мы этого в себе не замечаем и легко оперируем восточными истинами, не следуя им по сути.

    "Если художнику не удалось вдохнуть в картину жизнь, если он создал застывший, остановившийся образ, значит, он воздвиг препятствие на Пути, нарушил закон Единого, пришел в противоречие с мировым ритмом..."
    Татьяна Григорьева

    Потеря чувства естественности привела и к трудностям в различении многих других категорий.
    В искусстве тоже есть "улучшители вкуса", которые действуют наподобие наркотика. И это - тоже человеческая драма.
     
    Нафаня нравится это.
  20. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    "...стоит только упомянуть о германском вопросе, как тут же всплывают имена Гёте, Гёльдерлина, Бетховена, Моцарта, всех, кого на протяжении столетий дала миру Германия, и неизменно только ради одного: чтоб утвердить гениальность как возможное алиби. По существу, это все то же безобидно-тошнотворное представление, будто мы имеем дело с культурным народом, если у народа этого есть симфонии; сюда же, естественно, относится и исполненное возвышенности представление о художнике, свободном от всех проблем современности и парящем исключительно в сферах чистого духа, так что в остальном ему дозволено быть полнейшим ничтожеством..."
    Макс Фриш

    Гражданская скорбь, да. И высокая этическая требовательность, конечно.
    Искусство не может стать индульгенцией государству, творящему злодеяния. Принадлежность к искусству не может оправдать подлость личности. Однако восстаёт мой собственный романтизм художника, и я пытаюсь взглянуть на отношения с искусством в другом ракурсе, со стороны искусства, а не люда.

    Предполагаю, что в его отсутствии больше опасности, чем мы думаем. Трудно проверить это как раз потому, что злодеи и вправду обычно склонны к изысканным поделкам, а честная простая жизнь обходится без украшений.
    Что это такое - жизнь без красоты? Даже в самой грубой и скупой на привычную эстетику среде существует иная эстетика, да хотя бы короткая незамысловатая песенка или прибаутка...
    Но среда без всякой эстетики и свободного творческого вмешательства человека существует, и я видела её не раз. Это обычно - какие-нибудь совсем запущенные уголки технократического ландшафта или интерьера. Там у человека пробуждается разрушительность. Кто-то плюёт на пол и давит окурки, а кто-то ожесточается и отчаивается...

    Может, и правда Фриш не справился с горечью честного человека и поэтому отринул спасительность красоты? Или он возмущён уродством подлости, которая пытается объявить о родстве с искусством?
    Не знаю, какой печали больше в размышлении Макса Фриша. И не знаю: то, что сказала Шимборска - лишь утешение для страдающих и совестливых или правда.

    "Покуда эта женщина в Риксмузеум
    в написанной тишине и в средоточенье
    молоко из кувшинчика в миску
    каждодневно переливает,
    Свет не заслуживает
    конца света".
    Вислава Шимборска

    [​IMG]
    Ян Вермеер Дельфтский
     
    La Mecha нравится это.
  21. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    Бывает, пасмурно на дворе, пасмурно на душе, и я снова задумываюсь: художнику нужно быть некрасивым, старым и печальным. Как существуют эталонный чёрный и белый цвет, рядом с которым любой другой обретает правильные плотность и оттенок, так лицо и руки художника не дают ему увидеть характерность других рук и черт без машинальной сверки со своими чертами. Собственная красивость или некрасивость договаривает, нашёптывает что-то про созерцаемый образ.
    Мудрость может быть и у зрения. И так же, как жизненная мудрость приобретается с годами, страданиями и опытом, так глаз становится мудрым с годами, с морщинами и сединой, которые он видит в зеркале. Я жду, когда мои руки станут узловатыми и пергаментными, когда лицо исчертят складки кожи, чтобы увидеть в мире что-то, что я ещё не вижу. Ту красоту, которая будет говорить мне, шептать: ещё стоит жить, ещё стоит...
     
  22. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.737
    Симпатии:
    2.096
    "Покуда эта женщина в Риксмузеум
    в написанной тишине и в средоточенье
    молоко из кувшинчика в миску
    каждодневно переливает,
    Свет не заслуживает
    конца света".
    Вислава Шимборска

    Я так люблю этого художника!
     
  23. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    Я тоже люблю Вермеера. В свой главный период он был волшебником света.
    И мастером тишины.
     
  24. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.737
    Симпатии:
    2.096
    Самое прекрасное в "малых" голландских художниках - это тишина. Она струится с полотен. ​
    Люди на картинах погружены в глубокое созерцание. Среди повседневности и подробностей быта - светит вечное.
    Отрешенность удивительна - кружевница плетет кружева, девушка читает письмо, дама стоит у приоткрытого окна - и понимаешь, что так будет всегда.
    Картина "Женщина, взвешивающая жемчуг" вообще поразительна - я не могу описать свои чувства.
    Смотрю, и на глаза наворачиваются слезы.
    Так бывает, стоишь у картины, и вдруг - проваливаешься в другое время, в иной мир. Словно начинает звучать музыка, слышная только тебе. И все окружающее знакомое исчезает, словно ты глядишь в окно, а там - вечность.
    [​IMG]
     
  25. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    Малые голландцы волнуют, конечно. При банальных, а иногда - не особо пристойных, куртуазных сюжетах, в их небольших картинах есть мощный, сложный по влиянию дух. Он был приобретён, я думаю, не сразу. Были времена, когда эти картины устарели и обесценились, зато в 20-ом веке они стали свидетельствами эпохи. И их воздух, их атмосфера и документальность стали самоценны. Видимо, это – замечательный результат кропотливого труда голландцев, стремящихся к особой достоверности и проникновенности.
    Но когда «проваливаешься в другое время, в иной мир», это – скорее ответ зрителя с определенной внутренней культурой. Мы же не проникаемся тем, каково было то время в реальности. Это, скорее, действительно ближе к вечности, и это – уже участие зрителя в труде художника. Думаю, голландцы были бы счастливы, если бы знали, как будут любить их работы спустя несколько столетий.
     
    La Mecha нравится это.

Поделиться этой страницей