Nota bene

Тема в разделе "Опыт художников и его синтез", создана пользователем Мила, 13 фев 2012.

  1. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.950
    Симпатии:
    6.511
    А это зависит от автора ). Иногда вдохновение приходит именно тогда, когда все посторонние мысли и мотивы устранены.
     
  2. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Остаётся ощущение: при видимости того, что мы говорим на одном языке, эти языки разные.
    - не совсем то, о потере чего я говорила. Есть условия существования художника, среди которых нет посторонних. В отсутствие некоторых из них ломается весь механизм.
     
  3. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.950
    Симпатии:
    6.511
    Не берусь говорить о художниках, могу говорить только о личном опыте )
     
  4. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Изумительно в жизни бывает. Ракурсы, в которых её созерцаешь, могут оставаться одинаковыми на протяжении лет, а могут вдруг меняться, напоминая движение поезда, стремительно уходящего в тёмный тоннель и стремительно вырывающегося из него на свет. И так снова и снова.
    Так гнев, который зреет из-за чьей-то тупости, сменяется снисходительностью до нежности к слабоумию людей. И так далее.
    Что с того, что многое, созданное для всех, окажется невостребованным почти никем в отдельности? Слабо уловимое ощущение соседства и слияния разных миров и мирков, наверное, - малая часть какого-то большого понимания, и это ощущение - такая же ерунда, как остающиеся для меня непостижимыми в других ограниченность и самодовольство. Это те же ограниченность и самодовольство. Вот такая фрактальность.
    Вот, собственно, и всё, что я хотела сказать.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Сколько историй кануло в вечность, не доставшись людям.
    Не все люди осознают, что носят в себе целые вселенные, а ведь носят. Не знаю даже, правильно ли мы так просто капитулируем перед бездной. Много ли в этом мудрости? Впрочем, на то, чтобы не поддаваться, и рождаются художники.

    [​IMG]
    Пьер Боннар
     
  6. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Многие художники считают себя хорошими пейзажистами, многие - хорошими портретистами. Про меня всегда говорили, что я хорошая портретистка. Да, я считаю себя плохой пейзажисткой, человек для меня вполне достаточен, когда я постигаю природу и мир. Но мой отказ от выражения идей и чувств в пейзаже в чистом виде произошёл именно из-за того, что к пейзажу я очень требовательна. Изображение человека - это лёгкая часть для меня и потому вне жёстких критериев, я этим дышу, тут я дома. Пейзаж - это всегда опасное путешествие.
    Возможно, напишу потом об этом подробней.

    Впрочем, главное, что я знаю, о чём говорю. Нужно ли это популяризовать - тот ещё вопрос.
     
  7. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Не могу сказать, что сейчас я наблюдала любопытный феномен.
    Во-первых, ничего любопытного в нём нет. Скорее наоборот - эта особенность людского вкуса вызывает скуку, до сведения скул. Речь пойдёт о штампах.
    Во-вторых, любопытный феномен - это тоже штамп. Поэтому лучше скажу, что я наблюдала, как люди с удовольствием погружаются в сферу вторичности.

    Детский грешок подражательности человек постепенно перерастает, становясь личностью. Хотя и это у всех по-разному.
    Такой этап есть в любой деятельности, где человек имеет дело с предметами, живыми, неживыми и даже абстрактными. От сходства одного с другим возбуждается именно детская радость, то бишь незрелая. Можно застрять в этом на всю жизнь - и радуясь этому, и спекулируя этим. Художники, бывает, тоже страдают таким грешком.
    Но то, что нечто сделано "ах, как по-японски!", "ах, как по-испански!" или "ой, совсем как у такого-то...", "прямо как там-то..." и так далее, скорее, может быть оплеухой художнику, чем похвалой. В конце концов, самое драгоценное в художественном поиске обнаруживается, когда та же Япония открывается не "как Япония", нечто становится уникальной вещью, не похожей на те, что были раньше.
    Но "народный вкус" подобные тонкости в себе не содержит. Помню байку одного уважаемого человека про то, как в молодости ему и его товарищам по мореходке, чтобы сходить в кино, нужно было хорошенько подумать. Они скидывались на билет курсанту Рыбкину, и когда тот возвращался, решали, идти всем остальным или нет. Если курсант Рыбкин говорил, что было "барахло, а не картина!", они шли, если хвалил, не ходили. То есть остальные, конечно, прислушивались к этому гласу народному, но ставили перед ним знак "минус". Вот так же я, бывает, за неимением лишнего времени, решаю, уделять чему-то внимание или нет. Если вокруг вещи собирается восторженная компания и я слышу "как похоже!... совсем как!..", то там, скорее всего, задерживаться не за чем.
    Повод для того, чтобы это написать, был, конечно, пустяшный, но что-то грустно стало...

    А про "архитектуру - застывшую музыку" и прочее подобное этому, выходящее за пределы художественности куда-то в глобальную пошлость, говорить вообще не стоит.
     
  8. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Вопрос вторичности - не праздный.
    Может показаться, что я противоречу себе, говоря, что нужно опасаться штампов. Это - после того, как я с удовольствием собирала в заповеднике разные приветы "через головы густой толпы", помните, дорогие мои, те, кто читал мой заповедник ещё во времена ws? Однако штампы и эти "приветы" - не одно и то же, хотя кажутся похожими чем-то. Едва видимая цитатность, аллюзии, которые связывают художественные вещи из разных эпох, не фиксируется любителем клише. Недаром Симонович-Ефимова говорила о том, что этот волшебный контакт из эпохи в эпоху происходит над головами густой толпы.

    А ещё есть занятия, более благородные, чем рассуждения о том, что "на собор, картину, сад и пр. можно смотреть бесконечно...", что "этот собор - музыка в камне...", а "эта музыка - живопись в звуках..." и так далее.
    Это - популяризация любимых нами видов искусств или авторов. Чем я тоже тут иногда занимаюсь. Однако я смотрю на эти занятия трезво. Это, позволю всё же себе такое сравнение, деятельность второго сорта. Рядом с деятельностью третьего сорта - перебором штампов и поиском простого сходства - она, может, и выигрывает, но вторая свежесть - это уже не свежесть (прошу прощения за штамп).
    Мне случается иногда грустно размышлять о том, что же ценнее в общем поле созидания: умножение уже отработанных форм или создание хоть одной новой? На мой взгляд, повторение отработанных форм, какими бы совершенными они ни были, мало стоит в сравнении с самостоятельной работой, как бы она ни была несовершенна.

    Возможно, меня трудно понять. Ведь Леонардо да Винчи - "это такой Леонардо да Винчи!" И Рафаэля "много не бывает".
    Но тот, кто знает, что наполняет душу в момент настоящего созидания, и может это сравнить с чувствами в момент контакта с чужим произведением, поймёт меня. И тот, кто ищет в искусстве преображения, а не только созерцает накопленные сокровища, тоже меня поймёт.
    Ведь я не адресую свои рассказы "густой толпе".

    Но, может быть, это нужно здесь - я говорю об этих страницах - цитировать старых. Хотя меня в последнее время одолевают тяжёлые чувства.
     
  9. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Мало кому в интеллигентных семьях с детства не объяснили, почему у Иванова в "Явлении Христа народу" все эти голодранцы такие большие, а Христос такой маленький. И про то, что истинное величие не идентично физическим размерам, и про человеческую скромность Христа, и про композицию, и про то, как короля делает свита, наконец.
    В "Падении Икара" Брейгеля дети реже задаются вопросом, где же Икар, да и взрослые редко думают о смыслах, вложенных в картину, кроме описательского - как величественна природа и её ритмы...

    Все эти маленькие человечки на полотнах, как место, куда воткнут циркуль чертёжника, одновременно ничтожны и диктуют все смыслы. Без человека, как меры вещей, художнику сложно. Горечь или радость символизирует пейзаж, кочка, холм или исполинская гора на картине - это часто читается лишь в присутствии человека.
    Я это к чему?
    Когда человек доносит что-либо до другого человека, невозможно не соотносить смыслы с присутствующими фигурами. Дополнительные смыслы не только обогащают главный, но могут менять его коренным образом. То ли законы композиции имеют природу общих законов, то ли мы - просто персонажи картины.
     
  10. Яник

    Яник Автор

    Сообщения:
    3.833
    Симпатии:
    571
    Странно союзы выбраны. Логичнее имхо "Законы композиции имеют природу общих законов и мы - просто персонажи картины".
    Вообще любопытные мысли высказаны, однако, пронизанные немотивированным унынием (сорри).

    И боязно комментировать. А ну как меня курсантом Рыбкиным сочтут. И тогда достойные люди не заглянут в эту ветку. ((((
     
  11. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Мне приводилось объяснять детям, когда они были маленькими, что такое для нас, людей, сфера, не фиксируемая органами чувств. Я сравнивала людей с нарисованными на листе бумаги двухмерными человечками, а непознаваемый человеком мир - с пространством вокруг листа. Дети легко вживались в роли нарисованных человечков и представляли себе, как они могли бы рассуждать о трёхмерности и вообще о возможности существования третьего измерения.
    Моё "или-или" - от отношения к подобным образам как к сниженным, упрощённым.
    Да ничего. Но, Яник, мотивы не ограничиваются желаемым, представляемым или допустимым. Как и образы.
     
  12. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Иногда кажется, что в искусстве до сих пор длится период своеобразного "каменного века": следование школам и стилям выдаёт первобытный страх отбиться от племени. Разные ответвления и вольности всегда несут риск для деятелей искусства не выжить в своей среде.

    [​IMG]
    Гюстав Курбе

    Я задумалась: почему я не подписываю названия картин, которые здесь показываю? Трепет перед авторством не распространяется у меня на названия. Наверное, потому, что их часто дают не авторы, и, даже данные авторами, названия перегружают впечатления от картин. Они чрезмерны, всё, что хотел сказать художник, должно звучать в самой картине.
    Ну, разве что имена портретируемых не лишние.

    [​IMG]
    Сильвио Консадори
     
  13. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Жизнь муз вписывается в схему того старинного анекдота про немого мальчика. Молчал ребёнок до трёх лет, а потом сказал: "Овсы горят". Когда потушили, спросили его: "Что ж ты раньше не заговорил?" "А раньше всё в порядке было", - ответило дитя.
    Каков "порядок", когда музы молчат, - не всегда очевидно. У всех по-всякому, а в мировом процессе - так сложно, что я не распишу.
    Зато очевидно, что глаз не подводил художника во все времена - и тогда, когда его сковывала школа, и тогда, когда нельзя было что-то изображать. Но отчего в фантастике вдруг возникает остро-реалистичный образ, а в реализме - фантастика, почему в эпохи, когда все пишут так, а не иначе, художник решается или не решается выдать, насколько у него острый глаз, так хитро обусловлено, так лично, что остаётся только созерцать, не пытаясь искать объяснение этому.

    [​IMG]
    Бревиарий Марии Савойской
     
  14. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Масштаб - большая сила.
    Взглянем на великую живопись и на бездарную мазню. Мы видим разницу. В определённой системе координат мы можем смело разместить две эти вещи на разных полюсах.
    Расширим охват. Пусть в системе будут не только человеческая жизнь и её шкала ценностей, но и жизнь целых поколений. Расстояние между шедевром и мазнёй заметно сокращается. Некрасивые и нелепые вещи получают название материальной культуры и становятся важными и значительными.
    Посмотрим на жизнь планеты. Люди рождаются, живут и умирают - вот суть нашей суеты. Там шедевр и мазня уже находятся плотно рядом друг с другом.
    А если вообразить вечность, бездну, хотя бы вселенную или мир без человека, нет уже ни шедевра, ни мазни. Всё - пыль.

    Время и пространство задают масштаб, для людей - бытие и небытие весьма важны в его измерении.
    На чём же я останавливаюсь? На философии пылинки.
    Я в микрокосме способна различить другие пылинки, и я их различаю. Все эти эстетические и идейные принципы, наверное, - лишь вариации в разных способах находить радость в жизни или - если человек лишён радости - находить баланс, чтобы существовать. Гарантия существования искусства - жажда чуда, мощного стимула к существованию. Ремесло и эстетизм питаются большей частью цинизмом художника и зрителя, которые знают, что чуда не бывает, и высоко ставят его имитацию. Но всё остальное - это искреннее ожидание чуда. Все туманные дали и дымки живописи, загадочный обрыв пространства творения в скульптуре, обещание новых открытий по мере перемещения в книге и архитектуре - это посулы чуда.
    Что это в масштабе бездны?
    Но мы ещё с ней не слились.
     
  15. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    О чём и думается долгое время.
    Две - видимо, неразрывные - составляющие обязательны для художника, как кандалы для настоящего каторжника. Невозможность не сказать и осознание тщетности; снова невозможность не сказать, снова осознание... Это зубья одной шестерни.
    Есть лишь один честный способ освободиться от ужаса противоречия - признать, что это обязательные условия созидательного существования (невозможность не сказать без осознания тщетности - балаган в чистом виде, наоборот - выход из сферы созидания).

    [​IMG]
    Кузьма Петров-Водкин
     
  16. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Я уже не однажды писала в заповеднике о цвете как части художественного языка. Его роль в картине мира как избыточности, изыска, подобного розам на торте, одновременно делает его сомнительным для художника и очаровательным, многозначительным для зрителя. Любопытно наблюдать это противоречие.
    Автор то лукавит и потакает зрителю, то хлещет его неожиданным впечатлением от цвета. Зритель содрогается, наслаждается и просит ещё. Цвет в живописи более всего приближает искусство к ярмарочному балагану. Ни свету, ни форме, ни динамике с ним в этом не сравняться.
     
  17. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    L'ESPRIT DE VENISE

    Крыса сидела на кромке канала.
    Вся в забытьи, она созерцала
    Плывущие корки, бутылки, зерцала,
    Но заслышав шаги, в ноябрьскую прыгнула воду

    Едва я вошла и вдруг оглянулась,
    Огромная черная крыса в дверях подбоченясь стояла
    И что-то в сердцах бормотала:
    «Я бы выпила, я б закусила».
    К себе придвинув чарку, замолчала,
    Чуть отхлебнула кьянти молодого.
    Она была метаморфоз купца
    Венецианского расчетливого злого
    И маску сдвинула, но треть лица скрывала

    Елена Шварц

    "Едва я вошла и вдруг оглянулась", - это же картина жизни человека. Образ не слабее, чем в той истине: "Люди рождаются, живут и умирают".
    И это история жизни не каждого человека, потому что не каждый оглядывается. Кажется, что только что вошли, оглянулись - а в дверях уже стоит чёрная крыса.
     
  18. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    "Как многообразен внешний мир, как будто дело чести Создателя, чтобы на огромном пляже не было двух одинаковых песчинок".
    Е.Шварц

    Этому вечно изумлялись и будут изумляться люди, преобразовывая изумление в художественное видение. Однако одновременно с пониманием уникальности всего, выходящего из природы и из-под руки человека, художественными приёмами и методами были и будут ритм, рифма, рефрен, множества, серии, и они приносят в подражание Творцу настоящую художественность. Самые лучшие плоды творения человека не могут остаться без повторения мотива, умножения формы.
    Обойдёмся без очернения этого метода: именно невозможность абсолютной копии, созданной рукой художника, подтверждает художественный принцип в мироздании: ни единой пары одинаковых песчинок.

    [​IMG]
    Клод Моне
     
  19. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Убеждение в том, что для человека состояние вдохновенного порыва естественно, присуще юности. Что-то происходит с нашим нутром в течение жизни, от чего проявляется граница между телом и способностью творить, граница, не заметная в молодости. Вспоминаю размышления старого музыканта о том, как само тело сопротивляется творчеству.
    Это находит свои определения - ну как не дать определения ещё чему-то. Впрочем, странности творческих порывов не делаются от этого более подвластны человеку.
    Эта граница отчётливо проявляется с годами, но состояния вдохновения становятся из-за её пронзительности ещё более ценны. Нет, старые художники и поэты не исписываются, не растрачиваются. Эта граница изменяет "субстанцию" творчества.
    Я читаю ранние и поздние стихи поэтов, гляжу на ранние и поздние картины художников. Способы старых художников отдаваться творению не добавляют власти над вдохновением, но полны изощрённых хитростей. Как у старого морского волка в открытом море во время непогоды.
    Простые и глубокие вещи не делаются просто.

    Наступило такое время, когда становится жаль тратить силы на бессмысленную деятельность, в том числе - и на тексты, адресованные неизвестно кому, неизвестно куда. Пока мне не всё равно, читает ли кто-то из юзеров форума или не читает написанное в "Nota bene", читатели, дайте мне знать о том, что вы читаете написанное мною здесь и вам это нужно.
     
    Нафаня и Ондатр нравится это.
  20. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    "Я непрофессионал, и это заставляет меня на каждом этапе придумывать кино — свое, которое мне интересно. Какое-то другое, чем у всех. Так не делали? А я попробую. Плохо получается? В другую сторону метнусь. Поэтому я немного выделяюсь на общем фоне. А к себе как к художнику отношусь достаточно иронически. Мне достаточно посмотреть кусок «Андрея Рублева» Тарковского или кусок «Рима» Феллини, чтобы поставить себя на место".
    Алексей Герман

    Безымянные дряхлые старушка-кружевница и старик-резчик по дереву, ещё молодые съеденные болезнью Пётр Чайковский и Андрей Тарковский - что между ними общего, кроме того, что они могли трудиться вдохновенно?
    Они унесли с собой в могилы то, что нельзя передать - Божий дар. Сделанная ими работа, как бы она не была велика, не охватывает этого дара.

    "Как жаль, что я должен умереть, когда только начал читать по слогам в своей профессии".
    Микеланджело Буонарроти

    Мне - кроме сожаления о том, что мастерство, как одну из самых неуловимых субстанций, не передать по наследству ни ученикам, ни детям, - не даёт покоя невозможность соразмерить: что ради чего присутствует в жизни, человеческий творческий дух ради своих плодов или плоды творения ради поддержания этого духа?
    Тоже своего рода неразрешимый вопрос бытия. Он требует ответа, потому что благодарность за дары легко сменяется ропотом против них. Но на него нет ответа.

    [​IMG]
    Пабло Пикассо, рисующий светом.
    Фотограф Гьен Мили
     
  21. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    "…«внутренний мир», кажется, обладает способностью пополняться иным содержанием, которое дает возможность остаться художником не только замшелому рутинеру. Это не прихоть, а древний, унаследованный от предков художнический инстинкт, побуждающий людей, иногда даже в жесткой нужде, упорствовать в своем желании быть художником, только художником. Они неколебимо верят, что есть в мире такое, о чем может сказать только художник, о чем должно сказать. И если настоящее к ним глухо, они утешаются тем, что в будущем, пусть даже после их смерти, потомки, может статься, оценят по справедливости их творения. Да и теперь выставки, приуроченные к тому или иному веку, вдруг открывают доселе неизвестное имя и вызывают внезапный ажиотаж на рынке искусств толками о славе «не признанного» при жизни художника. Беззаветная вера в то, что они создают вечные ценности, дает им силу сопротивления, помогающую беспечно переносить равнодушие или осуждение современников. Мы наблюдаем такое удивительное явление, когда некоторые, подчас высокоразвитые, люди всю жизнь работают явно бесцельно, и опорой им служат лишь два слова: «будущее» и «вечность»..."
    Георг Гросс

    Такого рода "оптимизм" не только "дорогого стоит", но и стоит дорого. Может быть, и правда, это необходимая составляющая потенциала художника. А может быть, эта составляющая описана всё же неточно, подсобными средствами.
     
  22. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Собирая здесь, в своём Заповеднике, высказывания разных деятелей культуры, подбирая слова для собственных суждений, выделяя важные для меня составляющие человеческого творения, я почти уверена: большинству читающих непонятно, что за особое внимание у меня и у тех художников, которых выделяю я, к достоверности? Что за стремление к какой-то неопределимой подлинности, изношенным, почти мёртвым корням, скучной реальности при таких широких возможностях для создания искусственных вещей, чего-то не существовавшего до сих пор, "творения вселенных", наконец? Наверняка много кому кажется, что люди искусства просто бесятся с жиру.
    Я сужу об этом, видя, что большее внимание авторов форума отдано вещам "надстроечным" над реальностью, сделанным, прелестным (в изначальном смысле) или умозрительным. Одновременно я осознаю, что этот интерес органичен для этого места. У меня уже почти не осталось сожаления об этом.
    Больше жаль того, что я, попробовав несколько способов объяснения важности моментов, о которых я здесь пишу, не выбрала из них ничего, что могло бы стать для читателей близким и понятным.
    Но так и должно быть, наверное.

    [​IMG]
     
  23. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    "Всегда, даже в самых абстрактных или глубоко концептуальных работах видно, откуда они происходят, какая культурная база, культурная коннотация в них присутствует. В латвийской культуре, например, больше чувства, лиричности. Это странные категории по отношению к современному искусству, но в то же время никто их не отменял, они сами по себе являются ценностью, и для зрителя, их понимающего, это тоже ценность. Даже самый радикальный, самый жёсткий концептуализм не может игнорировать подсознание, не исключает опыт сюрреалистов или экспрессионистов. Постмодернистские течения восстановили многие ценности, казалось бы, сметённые на свалку истории. Они вновь становятся актуальны для людей".
    Леонид Бажанов
    "Я всегда сомневаюсь, если кто-то пытается провозгласить что-нибудь oбъективным или пробует достичь такого отношения. Это – ошибочные ожидания, которые никогда не исполняются. Критика в принципе не может быть объективной. Попытки стать таковой могут закончиться тем, что рецензии станут двойниками рекомендаций для путешествий. Чем больше вы ждёте объективных оценок, тем большая вероятность столкнуться с интеллектуальной недобросовестностью. Я лучше доверюсь очень субъективной, но честной и открытой критике, чем такой, которая не открывает истинные мысли автора".
    Пьер Витторио Аурели

    По Леониду Бажанову, в новейшее время "в искусство был привнесён мощный интеллектуальный компонент, оно было напрямую связано с новейшей философией, с интеллектуальными конструкциями, концепциями". В то же время сохранились, что радует, ценность интонации, лиричность в искусстве и - одновременно - субъективность в критике.
    И такой же вечный вопрос, как о курице и яйце. Что относительно чего является основанием: взгляд на искусство с позиции знания законов бытия - относительно искусства или, наоборот, сам творческий поиск - относительно его оценок? А также что более непосредственно и свободно, имеет больше прав на ошибку? Для чего угроза забронзоветь на пьедестале реальней?
    Я не задаюсь вопросом, что в чём нуждается сильнее. У меня на это есть ответ, и он для меня очевиден так же, как очевидно для взгляда со стороны, каков у меня ответ. Такая субъективность.
     
  24. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    "Бесполезное совершенство", конечно, существует. Но то совершенство из природы, которое мы записываем в бесполезное, всё же имеет свои рациональные основания, как и всякие аэродинамические прекрасные формы и прочее подобное, что создано людьми. Красота же "истинная", "вечная", "великая", "бескорыстная", независимая от уродств мира, та, что с большой буквы, синтезированая человеком, та, что, наверное, как Супермен, должна спасти мир, вызывает странные чувства. Не декорации ли это, в которых человек прячется от природы и жизни, не совпадающих эстетически с идеалами человека? Да и может ли она, как явление надуманное, что-то спасти?
    А ведь в самом деле, восторженный эстетизм в человеке часто соединяется с гневом на разные некрасивости жизни. Может быть, это и правда два конца одной верёвки.
     
    Последнее редактирование: 22 фев 2014
  25. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Случается, что безобразное сливается с прекрасным в объятиях, как - по свежему моему впечатлению - в последнем фильме Германа (да и в прочих его фильмах), и этому подтверждение читаю у Мартынова во "Времени Алисы": "...мне на память приходит облупившаяся и заплесневевшая стена туалета в нашей квартире на Новослободской улице. Разглядывая эту стену, я мог просиживать в туалете буквально часами. На этой стене можно было увидеть почти все что угодно, но самое главное заключалось в том, что, постоянно глядя на какую-то определенную группу пятен, можно было увидеть в ней самые разные образы в зависимости от собственного желания. Иногда образы начинали меняться сами по себе, то пугая, то веселя меня, а иногда на протяжении долгого времени я не мог ничего изменить и постоянно видел один и тот же образ... <...> Характерно отношение корифеев западноевропейской цивилизации к этой игре вообще и к факту рассматривания облупившейся и заплесневевшей стены, сформулированное Леонардо да Винчи в пересказе его полемики с Боттичелли относительно писания пейзажей: «Если кому-либо не нравятся пейзажи, то он считает, то эта вещь постигается коротко и просто; как говорил наш Боттичелли, это изучение напрасно, так как достаточно бросить губку, наполненную различными красками, в стену, и она оставит на этой стене пятно, где будет виден красивый пейзаж. Правда, в таком пятне видны различные выдумки, — я говорю о том случае, когда кто-либо пожелает там искать, — например, головы людей, различные животные сражения, скалы, моря, облака и леса и другие подобные вещи. Но если эти пятна и дадут тебе выдумку, то все же они не научат тебя закончить ни одной детали. И этот живописец делал чрезвычайно жалкие пейзажи». Видимо, Боттичелли со своим пятном на стене очень рассердил Леонардо..."

    По поводу этого есть пара мыслей. Чтобы уродство с красотой вот так слились воедино, требуется талантливый посредник - ребёнок или художник (в широком понятии). И главная безобразность бытия - смерть - соединится для человека с красотой мироздания, когда он сможет высвободить свою талантливость в миросозерцании (для чего есть подпорки в виде философий, впрочем, совсем не обязательные). И если у ребёнка его талант видеть изумительные вещи в трещинках и грязи - от его наивного прекраснодушия, то у художника это выстраданный опыт. Между этими видениями обычно лежит долгий путь, на котором красота и безобразность занимают разные, не соединимые территории.

    [​IMG]
    Андрей Тарковский, "Андрей Рублёв"
     

Поделиться этой страницей