Nota bene

Тема в разделе "Опыт художников и его синтез", создана пользователем Мила, 13 фев 2012.

  1. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    В этой ветке висит моё августовское извещение о том, что я больше не стану здесь писать никаких собственных суждений "из-за новых обстоятельств, которые, к сожалению, можно назвать "обстоятельствами непреодолимой силы"". Обещание это я, конечно, неоднократно по мелочи нарушала, но, когда я заходила в эту ветку, оно за эти месяцы расхолаживало меня не один раз. Однако, прямо сейчас думаю я, что же происходит?
    Есть много людей, которые воспринимают отвлечённые суждения как личные выпады, разные суждения как разные выпады, - смотря что беспокоит этих людей. Мне "повезло" на этом форуме - мои суждения о разных эстетических пристрастиях оказались похожи на такие личные выпады. Так я оказалась под особым контролем местной администрации. В общем-то, это проблема не моя. Но её, возможно, целенаправленно намеревались сделать моей проблемой. А ведь это не я примеряла все виды пошлости на одного человека - сам человек зачем-то примерял их на себя. И администрация оскорбляла его добавочно, допуская, что мои суждения - именно про этого человека.
    Хотя - кто ж его знает - для того, может, несколько месяцев назад и появились все эти "обстоятельства непреодолимой силы", чтобы я просто перестала тут писать?

    Хотелось сейчас написать о впечатлениях от старых художественных работ - в живописи и в кино, в мыслях уже сложилось несколько высказываний, открыла эту ветку и снова вспомнила, что некая израненная душа опять может быть ранена тем, что я чуть не написала...
    Всякое я видела в интернете и в жизни, а того, что на этом форуме появятся ограничения (персонально для меня) для суждений о красивом и безобразном, осмысленном и бессмысленном, я не могла предвидеть.
     
  2. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]


    А в общем-то, мне даже нравится, что реализм, мутировав в фото-, гиперреализм, романтический реализм и пр., отделился, освободив от себя остальное в живописи и графике. Это время разбрасывания камней, время расширения. И хорошо, что конформный по сути реализм дал нонконформизму в искусстве свободу, пошёл, хотя бы на время, в услужение к конформистской публике, которая, может быть, хоть временно оставит в покое некрасивое непонятное искусство.


    [​IMG]

    Репродукции работ Леонида Цхэ
     
  3. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    "Культура - долгоиграющий продукт, и производит она не только вещи, нужные для выживания, но и совершенно избыточные. Горшок глиняный - нужен, вареное мясо лучше усваивается, чем сырное. А вот рисунок на горшке - не нужен. Однако и то, и другое - предмет культуры.
    В антропологическом смысле - культура единый поток. И в этом же смысле она начинается с человека и человеком заканчивается. У нее есть периоды всплесков, застоев, даже обратного развития.
    Каждый из народов делал в общечеловеческую культуру свой вклад - одни меньший, другие больший. Во времена постмодерна, во времена новых технологий культура приобрела планетарный характер. Сегодня культура - это кроссовки, которые носят во всем мире, песни Битлз, которые поет весь мир, фастфуд и кока-кола, которые завоевали планету. Но «Дягилевские сезоны», кино Феллини, живопись Пикассо тоже принадлежат культуре, возможно, истории культуры".

    Людмила Улицкая, из интервью

    Это очень характерный пассаж, касающийся культуры. Я не иронизирую, скорее отдаю должное тому, как Улицкая дистанцируется от злобы полемики и старается быть объективной (даёт знать о себе, видимо, прошлое учёного). Как популярен мотив полезности и избыточности в культуре, которую рядовые потребители культуры обычно путают в споре с искусством, - из-за чего спор становится ещё драматичнее, деля собеседников на разные лагеря, - я знаю давно. Бывают вариации про красоту, которая всегда функциональна (а функциональность всегда прекрасна).
    Искусство ли создание табуретки - это вопрос из вступления и к другому традиционному спору, про долг художника перед народом и необходимость публичности в искусстве.

    И ещё пара мыслей Улицкой из того же интервью, которые будят во мне скептика:

    "Пока живо человечество, культура не кончится - она будет менять формы, переливаться из одного сосуда в другой, будет менять свой язык, писать новые тексты. Это самый увлекательный процесс, который только может быть - читать эти тексты. Вот когда человечество перестанет существовать, это и будет означать конец культуры.
    Вот мы сейчас как раз и наблюдаем этот яростный процесс внутри человечества: часть его, и притом большая, наивно полагающая, что она владеет ситуацией и знает, где надо остановиться, чтобы не уничтожить всю планету, стремится сегодня культуру подмять под вне-культурные цели, и другая часть человечества, меньшая, отдает себе отчет в том, как близко разного рода безумцы подошли к краю, за которым не будет ни культурного объекта, ни наблюдателя.
    А что собой представляет мраморная статуя, на которую некому смотреть, я не знаю. Точно, не объект культуры… Это и есть приговор".

    Людмила Улицкая

    Неясно: во время, когда часть человечества пытается "культуру подмять под вне-культурные цели", каков может быть процесс уничтожения культурного объекта вместе с наблюдателем - при условии, что конец культуры должен случится следом за концом человечества. Заявление это, может, и не апокалипсическое, но оно полно пессимизма и тревожит читателя. Я тоже не блещу оптимизмом, но надеюсь на живучесть культуры и человечества. И для меня остаётся не доказанным, что "мраморная статуя, на которую некому смотреть... Точно, не объект культуры". Не стоит вычитать художника с его глазами. Погребённые природными катаклизмами и историческими катастрофами культуры тоже существуют, даже без нас. Хотя я, наверное, отступаю от определения культуры, которая не может существовать вне социума.

    Положение художника, человека-творца, всегда довольно нелепо. Он делает свою работу, но путается с её смыслами, отрицает очевидное для всех, делает противоречивые заявления, не понимает своих собратьев по цеху, обычно избегает школ и направлений, часто боится деклараций и программ, спорит и страдает из-за неважных вещей и, конечно, постоянно ошибается.
    А может, в этом и состоит особая ценность его положения - вне твёрдых определений, заявленных смыслов, течений и направлений, пока он жив? Остальное пусть исследуют другие.
     
  4. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    Артур Рэкхем


    Я всё понимаю: есть литературные памятники, которые, как настоящие монументы, уже испещрены барельефами на одни и те же сюжеты. Снежная Королева в своих санях обнимает засыпающего Кая. Алиса знакомится с Синей Гусеницей. Наташа танцует с Андреем. Маргарита взлетает над Москвой. Иуда украдкой покидает тайную вечерю.
    Но, господа графики-иллюстраторы, вы бы хоть смотрели на эти сюжеты в разных ракурсах. Это же не иконопись, в самом деле, с её канонами и законами. Часто приходимлось об этом задумываться, но это, конечно, я адресовала не Тенниелу и Рэкхему, а тем, кто шёл за ними, особенно - дамам.
    Это уже не вопрос композиции, она может быть и безупречна. Это вопрос мышления.
    [​IMG]
    Джон Тенниел
     
  5. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Э-э... В предыдущем своём тексте я слегка ехидничала, а сейчас я буду сама ехидность.


    [​IMG]


    Жаждущие увидеть Серова сломали входную дверь в ЦДХ. Есть травмы. Время в очередях в несколько раз превышает время на самой выставке (в самом деле, выстоять трёхчасовую очередь и пробежать всё за полчаса - это для нашего человека нормально).
    И всё это - за несколько дней до закрытия выставки. Публика открытия и публика закрытия выставок - это особые виды публики. Настоящие зрители - это люди, находящиеся между этими видами. Собственно, можно больше ничего не говорить. Но я скажу, потому что это - ещё один штрих в картине отношений публики с искусством.
    Я уже рассказывала пару раз историю про ИванПетровича и МарьИванну перед автопортретом Гойи. Кто-то её, может быть, ещё помнит. Так вот, это было в день закрытия выставки Прадо в Эрмитаже. Мы попали в Эрмитаж именно в этот день, так сказать, "волею судеб", мы туда приехали на музейную практику, мне-то нужно было в зал Антониса Ван Дейка, реферат писать, но - вот счастье! - мы и Прадо застали.
    Таких злющих на это самое искусство зрителей, как на закрытии той выставки, больше я в музеях, кажется, не видела.
    Те страждущие испанского искусства в далёком 1980 году тоже выстояли многочасовую очередь, толкались в толпе в мрачную октябрьскую непогоду. Думаю, легендарные гигантские очереди в Макдоналдс были из того же социального слоя. Но если там, в Макдоналдсе, удовлетворение всё же пришло, когда всё было прожёвано и проглочено, Гойя, Веласкес, Эль Греко, Серов не могут дать им этого удовлетворения. Тем острее раздражение.
    Несколько месяцев им было плевать на Серова. Но ведь надо "собирать купоны": был, видел, знаю, я один из вас, я свой, я принадлежу... И надо же, ради этого можно и двери, и рёбра стоящим рядом ломать...

    P.S. Теперь можно смеяться уже вслух. Вот то, чего не хватало для полноты картины: городские власти собираются поставить рядом с очередью полевую кухню (а чего ж передвижные телевизоры не подогнали, как в Крыму, лишённом электричества? люди же несколько часов оторваны от телевизора). Не прожёвано и не проглочено, писала я о живописи выше. Теперь публике будет, что прожевать и проглотить. Да, и просят продлить выставку на месяц - видимо, именно для этого народного гуляния в очереди с полевой кухней. Не ради Серова же.
     
    Последнее редактирование: 23 янв 2016
  6. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Вадим Жук к моим впечатлениям от выставочной публики добавил своё: "Увы, Людмила, это очень часто так. Реплика вашего мужика-зрителя ["Вот все они, художники, такие! Грязные, нечёсаные, драные!" по поводу автопортрета Гойи, как вы помните. - Мила] - замечательная. А я давным-давно в Лувре наблюдал японцев. Гид-щебетун вел их, аккурат от одной обнаженки к другой. Подошли. Глянули. Аппараты - щелк-щелк-щелк. Экскурсанты ха-ха-ха. И вперед!" Ещё одну замечательную фразу сказала мне однажды дама из конторы, рядом с которой я работала одно время. Зимним утром я забежала в этот кабинет. В окне сквозь занавеску горит рассвет с совершенно безумными пронзительными розовым и золотым оттенками. Я этим дамам и сказала меж разговора о работе: "Посмотрите в окно, какой рассвет!" А мне ответили: "Мы в этом ничего не понимаем. Вы вот нам нарисуйте, а мы тогда посмотрим".
    По-моему, это ещё один штрих, нужный для цельности картины.
    Ганс Христиан Андерсен увековечил такую девицу в сказке. Это принцесса из "Свинопаса". "Надеюсь, птица не настоящая?" Это любопытно и в простецком (чтобы похоже было, но ещё лучше, красивее), и в высоколобом варианте (всё майя, всё мираж, но от гиперреализма и 3D просто мурашки).
    Почему вызывают трепет прорывы реализма в живописи и скульптуре из старины и древности? Неужели и правда думается, что художники тысячи лет назад видели хуже, чем теперь? Неужели свидетельства острого внимательного взгляда художника из Древнего мира - это какое-то чудо? Нет, конечно. Да у современников (художников и не-художников) бывает больше различий в видении мира, чем у художников, между которыми - сотни, тысячи лет. Коренное различие глаз художника и не-художника - именно в этом: художник ищет впечатления к природе, в натуре и запечатлевает их с помощью несовершенных средств, которые ограничены эпохой, менталитетом и пр., то есть он с трудом прокладывает путь от натуры к зрителю; не-художник ищет впечатления во вторичности - в том, что уже отработано художником, и признаёт эту вторичность совершенным источником, то есть он, не напрягаясь, застревает во вторичности. Оттого автопортрет Гойи - это для публики достоверное свидетельство грязи и нищеты, на рассвет публика будет смотреть, когда он, ещё наряднее и ярче, чем на самом деле, перекочует с горизонта на картинку, а в музее она будет бегать от "обнажёнки" до "обнажёнки" (или от кринолинов до кринолинов, или от церковных луковок до церковных луковок).
     
  7. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Явление в искусстве, которое озадачивает меня многие годы - незавершённый жест, невыразительная форма, опрощение темы, когда автор сознательно отказывается от глубины и многозначности в угоду аристократической или простецкой скуки, неумные вязкие тексты, амёбо-образность персонажей - имеет, оказывается, аналог в психологии. Это та самая модная прокрастинация.
    Это не сдержанность, это другое явление. Оно так же разнузданно, как и игра фантазии художника. Но у него другие цели. Искусство таким образом не даёт разрядки напряжению, развенчивает ожидания, не позволяет им не только развиться, но даже зародиться.
    Это явление не заключает в себе загадку, зародыш продолжения сюжета, приглашения помечтать. Оно - это всё, что есть.
     
    Натаха Мостовенко нравится это.
  8. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Я, конечно, погорячилась. Эта "разнузданность" имеет границы.

    "...во мне живут два дурака, не считая прочих; один жаждет остаться там, где он оказался, в то время как другой воображает, что чуть дальше его ждет жизнь менее ужасная. Таким образом, я никогда не был разочарован, так сказать, как бы я ни поступил. В этой области. А двух неразлучных дураков я по очереди выдвигал на первый план, чтобы каждый из них мог убедиться в своей глупости".
    Сэмюэл Беккет

    "…конечно, нас многие могут обвинить в том, что мы страдаем morbo litterario, – нет, уничижает нас плохая литература, а крупная литература всегда открывает нам неизвестную часть нашей души".
    Марсель Пруст

    "...что мы знаем про Пушкина? Это был очень нервный, мучающийся человек, который заглядывал туда, куда лучше бывает не заглядывать: «Не дай мне Бог сойти с ума…» И заглядывал не просто любопытствуя, а по-серьёзному, «до полной гибели». Но у него почти нет произведений, в которых он перекладывает на читателя свой непреодоленный ужас".
    Александр Архангельский

    Я смотрю на разные картинки из нынешнего времени, сортирую их мысленно. Очень много претензий на особое видение и очень мало характерности, которая может стать потом узнаваемой. Впрочем, одно то, что люди реализуются с помощью красок (или слова, или движения), можно приветствовать. Я же всегда считала любой творческий порыв вне зависимости от результата добрым порывом.
    Однако позвольте сказать.
    Зритель (читатель) любит красоту? Так вот она, гипертрофированная, отполированная, не содержащая в себе ничего, кроме красоты, означающая только красоту. Зритель хочет ужаснуться - вот ужасный ужас, ведущий к ещё более ужасному ужасу, без разрядки, без ответвлений смыслов. Зрителю захотелось умилиться - пожалуйста, умиляйтесь до изнеможения... А можно совсем иначе: боль и смерть страшны - так покорчим им страшные рожи; цунами уничтожает жизнь и культуру - так возьмём милое цунами, красиво взбудораживающее природу и культуру; а пустотой и бессмысленностью можно сознательно заполнить всё, как и содержанием со смыслами. Откровение - так до кишок, потом оно зачеркнётся авторским смешком, а потом вернётся с авторским смехом над тем смешком... А совсем скоро, наверное, мы сможем не просто иронизировать над предметом или над этой иронией, а будем иронически наблюдать ироническое отношение автора к тому, как он иронизировал над своим проявлением иронии к ироническому взгляду на некий предмет.
    Недавно на форуме была высказана идея (в ответ на мой вопрос о нынешнем времени и биполярном расстройстве), что нынешние времена именно таковы: нормой становится то, что раньше считалось аномальным. Такие вот времена, богатые на формы сознания, когда кругом - одни "сквожения" и "многослойность". Я бы высказала обратную мысль. Нужно иметь недюжинное психологическое здоровье для таких экспериментов. Многослойность смыслов и переживаний требует хорошей способности к рефлексии, а не развинченной самоидентификации. Если основа вдохновения - второе, то вряд ли посыл автора дойдёт через плоды этого вдохновения к зрителю, не растеряв смыслы. Чтобы убедительно врать, нужно иметь хорошую память.
    Я недаром посчитала нужным помянуть здесь вначале Александра Пушкина. Его душевное здоровье было таково, что не допускало в его жизнь в искусстве почти ничего из болезненного экзистенциаального опыта, который у него наверняка был. Теперь в искусстве иной предел возможного.
    Да и массы снизу напирают на территории "прекрасного".


    [​IMG]


    Александр Архангельский в одном интервью сказал о настоящем времени то, что заставило меня всё это написать:
    "Есть рафинированное масло, есть неочищенное, а есть ошмётки. Литература – это нерафинированное масло, рафинированное – это глянец. А отжатая забродившая масса, жмых – самопрезентация в сети".
    "В культуре ведь нельзя выносить окончательные приговоры, только тебе показалось, что явление себя исчерпало – глядь, оно возрдилось. Я помню девяностые годы: всё хорошее кино шло в кинотеатрах, олицетворением примитива был сериал. Что сегодня в кинотеатрах? Сплошной «Трансформер», за редкими исключениями. А где длинная, сложная история с социальными проблемами, с маленьким человеком, с обществом, которое виновато перед ним, и человеком, который виноват перед обществом, с подсознанием, которое виновато перед всеми? В сериалах.
    Поэтому рано хоронить большую форму – равно как бесполезно отрицать малую. Можно сказать: «Ну и что? Да, сегодня спрос на «крохотки», а я хочу писать большое, независимо от того, будут это читать или нет». И всё".

    "Крохотки" в нынешней ситуации - это бесконечное разложение на фракталы (как ирония; ирония над иронией; ирония над иронией над иронией...). Так вот, о разнузданности. Во-первых, автору требуется для этого самодисциплина. Во-вторых, зритель должен стать безупречным приёмником.
    Происходящее - не картина освобождения вдохновения и творчества. Это тоже механизм со своими рычагами и пределами, не более свободный, чем бывали прежде механизмы художественной деятельности и усвоения её плодов.
     
  9. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    "Кстати, объектами +u (plus_u, add-u-art, addu) может стать просто человек, меняющий ситуацию.
    Например, человек, стоящий на табуретке не там, где люди обычно стоят на табуретках... <...> Или даже сидящий.
    Этакая магриттовская тема".

    Юрий Гордон

    Вот так прочитаешь что-нибудь у кого-то другого и остро осознаёшь вдруг: а ведь это то, о чём давно думаешь, что уже почти оформлено в собственное представление. Ещё несколько лет назад я находила, что фигура человека в 90% композиций удешевляет замысел (не считая композиций, закрученных вокруг человека). Потом я стала искать фигуру там, где её нет, потому что без неё всё стало отдавать бутафорией. И, наконец, человек стал в моих глазах не реквизитом, которым удобно нечто объяснить, а элементом загадки, как закрытая дверь. Или только чуть приоткрытая - когда буквально щёлочка видна, тёмная или светящаяся. То есть человек ничего не объясняет, а приносит ещё больше необъяснимого.


    [​IMG]
    Юрий Гордон
     
    list нравится это.
  10. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    Анри де Тулуз-Лотрек



    "Исследователь Бабак Салей и его команда (Ратгерский университет, США) попытались компьютерными методами решить задачу установления меры влияния одного художественного текста на другой. 1710 картин 66 художников, начиная с эпохи Ренессанса, были классифицированы с помощью выделения семантических кластеров (частей изображения, имеющих семантическую нагрузку, — классем, включающих разной степени сложности объекты, от песка и воды до описания сложных состояний и движений) и их распределения по поверхности изображения. С помощью стандартных алгоритмов машинного обучения ученые проанализировали статистические распределения влияний, которым подвергся каждый художник из списка: на Микеланджело больше всего повлияли Рафаэль, Дюрер, Тициан, Мантенья и Леонардо, тогда как на Мунка — Сезанн, Пикассо, Дюрер, Брак и Мантенья.
    Увы, это типичный случай нерелевантной для классического искусствоведения постановки проблемы. Вопрос «влияний» давно потерял актуальность для искусствоведческих исследований. В частности, его развенчал Майкл Баксандалл в своей книге «Узоры интенции»: ученый показал, что невозможно доказать, в какую сторону работает «влияние», кто тут активный субъект, а кто пассивный. Кроме того, полученные информатиками результаты с точки зрения истории искусства выглядят банальными общими местами — о взаимоотношениях Микеланджело, Рафаэля и Дюрера дисциплине давно известно, и математический расчет «меры» влияния спроецировать на гуманитарное исследование вряд ли удастся".

    Источник.


    [​IMG]
    Леон Бакст


    Если не стеснять себя сутью исследования - учёные интересовались взаимными влияниями художников-современников, значительными фигурами в искусстве разных эпох - можно добавить, что тема "влияния" исключительно сложна и в судьбе не таких великих художников.
    Как бы я не иронизировала по поводу соцреализма, а он влияет на художников до сих пор. Здесь, конечно, есть опосредованное влияние ренессанса, барокко, мирового наследия в "лайт-версии" для малокультурных советских граждан, но реалисты советского периода, право, очень старались. Одни лактионовские просвечивающий рукав и папиросный дымок чего стоят - с детства они так волновали меня.


    [​IMG]
    Александр Лактионов. "Письмо с фронта", фрагмент


    И Анри Руссо - как маяк, хотя я совершенно далека от дадаизма. А Марк Шагал, а Тулуз-Лотрек, Винсент Ван Гог, Шиле, Бакст, Остроумова-Лебедева?..
    И ещё маячок помню, который до сих пор светится издалека: записанный учителем кусок работы сокурсницы. Жёлтый, охра, сепия...
    Сложно это всё, чрезвычайно сложно.


    [​IMG]
    Эгон Шиле
     
  11. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG][​IMG][​IMG]
    Игорь Олейников



    В жизни художника обязательно наступает момент, когда он начинает от чего-то отказываться. Кто-то - от лишних деталей, кто-то - от больших форматов, кто-то - от многоцветности.
    Я не буду подключать к этому рассуждения о физиологии или психологии. Лучше назову это "уйти в скит". Приходит время - и художник обязательно уходит в скит. Кто в какой.

    Не люблю многоточие, но оно тут требуется...
     
  12. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Когда читала Илью Доронченкова, подумалось вот что.

    Ведь это касается всей культуры.
    Помню ещё из до-"кликовых" времён, как в ответ на сладострастно-плотоядную реплику молодого художника "А вот тут надо что-нибудь готическое..." старый художник вздохнул с тоской: "Да что вам сдалось это "готическое"! Суёте везде это "готическое"! Вы не знаете готики, а вам всё "готическое" подавай!"
    Как лет сорок-пятьдесят назад картина старой Европы состояла из замков, рыцарей с менестрелями, кринолинов с лютнями вперемешку, так она и состоит из этого до сих пор. Всё так же и с "диким Западом", и с "пряным Востоком".
    Из этого, собственно, снова тянется мысль о вкусовщине и народном вкусе.
    Тема "вкуса" (и в еде, и в искусстве) не отпускает людей никогда, и наш форум это накрывает периодически вполне закономерно. Если не хватает профессиональной базы, всегда можно помериться "вкусом" с художником. Если нет уверенности в любимых художественных вещах, можно размахивать "вкусом", как дубиной. А художники, говорящие не то, что хотелось бы, разумеется, демонстрируют "безвкусие".
    А ведь "вкус", наравне со "стилем", - слово в художественной среде почти ругательное, низкого пошиба. То, что публике представляется отсутствием "вкуса" у художника, некой беспринципностью, - прекрасное качество, дающее понимание многообразных форм, позволяющее художнику свободно маневрировать и расти.

    Здесь эти мысли я могла бы и не записывать. Но в последнее время на форуме столько ситуаций, когда вкусовщина заявляет права на общее пространство, что остаётся либо плюнуть, растереть и молча уйти прочь, либо всё же напомнить о реальной ситуации, чтобы не дать вкусовщине цвести без помех.
     
  13. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Хотя мой собственный голос на этом форуме не приветствуется, я всё же напишу нелицеприятное вступление к истории от другого автора.
    История эта о вещах не возвышенных, не благородных, а приземлённых и грубых - о материальной поддержке художника, просто о деньгах. Об уважении к труду художника, о времени, над которым мы не властны, - тоже.

    Помню один разговор со старым художником, к которому подключилась его жена, и после её наивного вопроса, к чему такие предосторожности, когда даже не продаёшь, а только показываешь работы человеку с толстым кошельком, он в сердцах стал объяснять ей (как будто она этого не знала), насколько не ценится труд художника. Он с непередаваемой презрительной интонацией произнёс "Ещё нарисует!", изображая заказчика "с жирными пальцами" - не в том смысле, что они толстоваты, а в том, что грязны - хватающего живописные и графические листы не так, как берут их в руки художники - за ребро бумаги по углам - а обеими нечистыми пятернями, как придётся.
    Вообще то, что выходит у художника из-под рук, выглядит легко и сделанным словно бы невзначай, играючи - особенно, если художник одарён именно таким талантом лёгкой руки и работает, не кряхтя и не потея, словно каменотёс. За это платить не хочется. Наоборот, хочется получить что-нибудь в дар, просто прибрать эскизы и наброски, этюды и рисунки, как не нужное художнику. Он ещё нарисует.
    Художник же, как бы чудесно-легко он ни творил, не парит над землёй и нуждается в приземлённых вещах, а иногда просто нуждается; как бы нематериально ни выглядел его труд, этот труд требует и физических, и интеллектуальных, и душевных сил, а ещё прорву времени. К тому же художники часто бывают очень непрактичны, вот тут-то и открывается раздолье для заказчиков с немытыми руками.
    Но иногда художники похвально предприимчивы, как Юрий Норштейн, о котором написана история ниже, или Иван Максимов. Иван, помню, продавал футболки с картинками из своих фильмов. Когда я увидела объявление Максимова о продаже этих футболок, я предложила одному рафинированному эстету купить такую - конечно, он отказался, видимо, персонажи были недостаточно эстетичны. А меня рядом, в Москве, не было, а то я бы купила - и графику максимовскую люблю, и художников нужно, нужно поддерживать. Объявления Миши Алдашина о еже-субботней торговле книгами Юрия Норштейна, открытками, календарями и прочими сувенирами с работами Норштейна и Ярбусовой я когда-то активно размещала на этом форуме. Почти уверена, что ни единая душа отсюда не откликнулась на мои призывы съездить, что-то купить, поддержать мастера. Размещать эти объявления я перестала.
    Художник должен быть голодным. В трудностях творчество расцветает. И вообще - он ещё нарисует. Ещё и ещё. А сытой должна быть публика.

    Что касается рассказанной ниже истории, то в ней кое-то весьма странно, и это нужно отметить. Юрий Борисович просил не беспокоить его до 19 декабря, а автор этим пренебрёг. Также Норштейн принципиально не берёт денег от государства. Люди же с кошельками, предлагавшие поддержку, слишком часто тут же исчезают со своими деньгами, поэтому можно понять настороженное отношение художника к таким предложениям.
    Он слывёт среди не компетентных и не думающих людей чудаком. Им непонятно, как личность с таким именем не устраивается получше и не продаёт себя подороже. Им сам смысл его жизни непонятен: зачем он столько лет делает этот фильм? Нет, чтобы набрать дорогих заказов... И даже думающие люди не понимают, что настоящих художников - кроме того, что нельзя ставить в общий строй, - нужно беречь и поддерживать там, где они сами хотят быть, в том, что они сами хотят делать. Это и есть культура, уважаемые.


    [​IMG]


    "Я сегодня был в студии у Юрия Борисовича Норштейна. После визита остался в полнейшем смятении.
    Посмотрев на сайте приемные часы, я приехал по адресу на окраине Москвы. Смотрю на обычный жилой дом, нет никаких вывесок, вокруг солнце, мороз и снег. Дергаю одну из четырех подъездных дверей наугад и вдруг, прямо за ней, вижу сидящего в метре от входа Юрия Борисовича в штанах и рубашке с закатанными рукавами. Судорожно пытаюсь как можно скорее захлопнуть дверь в зиму, нет никакого предбанника, человека может элементарно продуть, 75 лет, простите.
    Оглядываюсь, вокруг подъезд кое-как переоборудованный в какое-то подобие приемного помещения. На самодельных витринах разложена небогатая сувенирная продукция с персонажами знакомыми всем с детства. Юрий Борисович на табуретке за самодельным столом подписывает покупки посетителей.
    Признаюсь, у меня был хитрый план на визит, я подумал, что куплю, в качестве новогодних подарков для моих дизайнеров, десяток его самых дорогих иллюстрированных двухтомников, а пока Юрий Борисович их будет подписывать, смогу как-нибудь разговориться и передать ему основную часть денег (которые он по слухам собирает на новый фильм), в принципе, довольно серьезную сумму, и, может, выяснить сколько еще необходимо собрать.
    Мы и правда разговорились, но позиция Юрия Борисовича меня поразила. Он категорически не приемлет краудфандинга, хотя и знает на опыте Гарри Бардина, что это такое. Он считает, что деньги ему дать должно только государство. Никакие мои очевидные аргументы не были восприняты. Тема была ему не интересна. Зато, Юрий Борисович долго и с жаром учил меня, как воспитывать детей. Я не знаю почему, я был слишком растерян, чтобы понять.
    Ушел я и правда в некотором недоумении. Впервые я не смог с самыми добрыми намерениями передать деньги человеку, которые, очевидно, будут для него не лишними.
    Может вы мне что-нибудь посоветуете? Может это можно сделать через ближний круг...
    По дороге домой накатила злоба. Сидит в подъезде гений русской анимации, известнейший во всем мире человек. Сидит на сквозняке, подписывает открытки. Нельзя ли как-нибудь потрясти это создание, нашего министра культуры. Может там очнется кто-нибудь?"

    Антон Синельников


    [​IMG]
     
  14. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Расскажу в продолжение предыдущего текста сетевую историю. Моя дочка подписана в ФБ на одного известного сценариста. Так я попала к нему, когда она прокомментировала его просьбу оценить, какой вариант переплёта книги людям нравится больше. На выбор предлагалось четыре сорта говна четыре решения в разных цветах одного и того же дизайна, совершенно никакого. Дочь написала "Простите, ничего не нравится". Чуть выше был кокетливый комментарий самого автора про то, что, хотя на обложке и написано про 43 тайны творчества, на самом деле в книге - 42 тайны. Я возьми и напиши: "Сорок третья тайна творчества была, видимо, для дизайнера обложки. Так она и осталась нераскрытой. И дизайнером тоже".
    Вечером я вспомнила про это и полюбопытствовала, какой же переплёт выбрали. Но страницу этого сценариста я так и не нашла. Я предположила, что автор меня забанил. Дочь проверила ФБ и предположила, что и её тоже забанили. Не велика потеря, конечно.
    Я не про гиперобидчивость, а про никакой дизайн.
    Возможно, что автор книги сам слепил обложку (не платить же художнику!). Тогда понятна его авторская ранимость.
    А может быть, кто-то сварганил ему это по дружбе, бесплатно, за пять минут. И мне вспомнилось моё горячее выступление, которое можно прочитать выше. Иван Максимов рассказывал:
    "к анимации заказчики относятся еще легкомысленней.
    Типа, "маленький мультик на минутку можете сделать к выходным? За десять тысяч рублей."
    при этом минута это 60 секунд. Это полторы тысячи кадров.
    Работы на месяц, и стоит это обычно порядка миллиона рублей.
    я многим делал обложки и логотипы бесплатно, чтоб не соглашаться на те суммы, которые они могли предложить. Было неловко друзьям называть реальную цену..."
    Секунда анимации в рекламе стоит 300$, и это не самая высока цена.
    Бесплатная работа может, конечно, быть и талантливой, но чаще всего получается продукт, который сценарист предложил к обсуждению в ФБ. Я не знаю нынешних расценок у книжных иллюстраторов. Я непрактична и так и не осознала истинной цены своего труда. Меня тоже обманывали и пытались заплатить "символически" или получить работу в подарок. Поэтому для меня эта тема живая.
    А что касается истории со сценаристом, более детскую реакцию на критику (которая могла бы привести к конструктивному диалогу и улучшению эскиза) трудно представить. Хотя я соврала бы, если бы сказала, что подобных глупостей не видела прежде.
     
  15. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Один сегодняшний разговор вывел из равновесия. Опять про "глаз зрителя", без которого не существует искусства.

    Вот лежит на чердаке спрятанное когда-то и забытое полотно известного художника. Никто его не видит. Существует ли оно, имеет ли какую-то ценность? Что, лишь в момент находки картины или после заключения экспертов она снова всплывёт из небытия? Бриллиант в шкатулке не существует и цена ему - грош, пока он не блестит на балу?
    Представим, вокруг обнажённой натуры, написанной Рубенсом или Шиле, столпились пошляки. Переходит ли в этот момент картина Рубенса или Шиле в категорию порнографии? Бездарную картинку увлечённо рассматривают рафинированные эстеты. Становится ли картинка от этого талантливее?

    И зачем я задаю такие глупые вопросы мирозданию?
     
  16. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Татьяна Малкина об очереди на Альбера Марке:

    "чуть не забыла рассказать. может, пригодится тем умным людям, которые все пытаются понять природу и значение феномена "очередь на серова (айвазовского, рафаэля, ватикан и проч.)".

    похоже, действительно что-то странное происходит. три дня назад, когда было еще совсем тепло, всего минус 12, мы с семейкой поспешили на марке в пушкинский. учитывая наличие в моей компании стариков, детей и плохо переносящих холод, я купила электронные билеты заранее.
    уже на месте выяснилась, что отдельного прохода для обладателей электронных билетов предусмотрено не было. электронщикам следовало подходить к началу общей очереди, к двери, в которую время от времени охранник впускал по 15 человек, и там уже реализовывать свое право на немедленный вход. сама очередь была невелика, часа на полтора навскидку. и люди в ней стояли, напомню, даже не на серова, а на альбера марке (еще там был кандинский, тоже не серов ни разу).
    но у дверей дрались. жестко, физически и с чувством. простые очередники решительно не хотели пропускать электронных, а те, наоборот, настаивали. любая попытка самоорганзиоваться на низовом уровне и ввести, например, квотирование и чередование, тут же закачивалась остервенелой кучей малой. одна женщина плакала. престарелый муж другой скорбно ушел, были разорванная шуба и угроза суда линча над привратником. своих - после превращения электронных билетов в бумажные - я ввела под прикрытием администратора через выход.
    выставка небольшая и очень хорошая. завтра последний день:) "
     
  17. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Для кого-то искусство равнозначно и равносильно всей культуре (вместе со всеми духовными поисками и воззрениями), кто-то относится к нему с подозрением, как к опиуму для народа, отвлекающему от тех же духовных поисков, которые для них - вершина и смысл всей культуры. Я скажу здесь только об одном явлении, связанном с этим.
    Людей, которым чужд религиозный, мистический дух, и разных эзотериков и прихожан может объединять или разводить вот что: одним ближе искусство без глянца, без приятности, другим, наоборот, роднее приятность и красивость.
    Эту красивость для простецов, которую искренне, без затей любят люди, у которых нет особых духовных запросов, я оставляю за пределами моего рассуждения - там ей и место, этой красоте.
    Чуждые разным духовным практикам, не религиозные по натуре люди и те, кто что-то практикует или молится, тоже могут иметь общее в виде близкого им мыслящего, не брезгующего некрасивостью мира, не озабоченного глянцем искусства. И это радует. Это то пространство, где без одевания на собеседника никаких неудобоносимых вериг у людей могут обнаружиться взаимопонимание и сочувствие к позиции друг друга.
    А когда я вижу тех, кто, рассуждая об "Истине" и прочих "ваби-саби", неожиданно предпочитает всему открыточную эстетику, я не знаю, что сказать. Досадно. И их мудрствования об "Истине" кажутся заёмными, если признавать за искусством не декоративно-вторичную, а важную роль в осознании человека себя как части мира.
    Видимо, и правда, духовный поиск - не прививка от пошлости. Спорно и то, что через любовь к прекрасному человек обязательно придёт к Богу. Все эти красивые формулы и создавались для утешения, украшения и упорядочивания бытия. Сострадательность, мудрость и тонкое чувство прекрасного - тоже не прививки от зла. Культура вообще раздроблена на более мелкие элементы, чем хотелось бы сторонникам единого высшего смысла.
     
  18. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]


    Испытываю раздражение - не в том смысле, что злюсь, а в том, что беспокоюсь, как собака Павлова, - когда меня спрашивают про условность в художественном языке. Эта тема не нуждается в её многословном обкатывании, но всегда присутствует как насущная забота.
    Что интересно, самозабвенное озорство художника для одних его свидетелей может быть абсолютно непонятным, диковинным высказыванием, а для других - скучным повторением устаревшей традиции. А традиционное вдруг становится для кого-нибудь откровением, свежим и новым.


    [​IMG]


    Степень условности в языке отдельно взятого художника зависит от всех помех и дополнительных смыслов, которые появляются на пути между чистым впечатлением автора, его размышлением и тем, что выходит из-под его рук. Она, конечно, может быть не органичной мироощущению автора (пишут же заказные вещи или подносы с вазами расписывают), но обычно художники стремятся к максимуму свободы. Так язык с течением жизни претерпевает метаморфозы, становять то более абстрактным, то более предметным.
    Остальные рассуждения о языке, жанрах и стилях, чем они пространней и глубокомысленней - от лукавого.


    [​IMG]

    Репродукции работ Татьяны Яблонской
     
  19. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Акварель не может служить языком злободневности. Масло - да (хотя оно тяжеловесно), гуашь, темпера - да, карандаш и перо, гравюра - да, но не акварель. То бишь изобразительно злободневность, требующая обличения или восхваления, заслуживает только реплики, а не полноценного высказывания. Однако на неё тратили и тратят жизни, опошляют техники, насилуют культуру.
     
  20. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Настроение ни к чёрту плоховатое.
    Рассматриваю недавние работы молодых и не очень молодых художников, в последние дни - студенческие штудии. Старшие товарищи чем-то довольны, вывешивают то, что их порадовало. Смотрю и погружаюсь в уныние. Чему они радуются? Что некоторые из студентов умеют рисовать? Ну ещё бы студент художественного вуза не умел рисовать. И ведь - бог ты мой! - у этих умеющих рисовать штамп на штампе (штамп ставить негде), сплошь реплики из игрового кино и анимации, чужих картинок, классики фотографии. Огорчилась.
    Ещё сильнее огорчилась, подумав потом, что эти молодые люди потом будут или спекулировать своей одарённостью рисовальщика в каком-нибудь занюханном гиперреализме, или закопают её, ударившись в условность, доводящую всё до пупсов и знака вместо натуры, в кривляния под детскую беспомощность.

    А может, это у меня кризис из-за собственного изощрённого видения. Тяжёл гнёт долгого опыта.
     
  21. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Первое художественное произведение в эмиграции - всегда дело рискованное. Части публики искренне любопытно: ну как, вдохнул воздух свободы? давай, покажи нам, на что ты способен! Другая часть ждёт, что этот неприятный художник наконец заткнётся, отогревшись и поев досыта, и оставит всех в покое. Первое произведение декларативно. Я вспоминаю "Ностальгию" Тарковского. После этого перфоманса Павленского и массового улюлюканья ему вслед больше никогда не буду критиковать "Ностальгию".
     
  22. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    "Посмотрел в окно и вдруг устал. Удивился: почему б? И тут же понял: всё, что вижу — знаки.
    Бедный мозг успевает не только распознать объекты, но и вчитать в них дополнительные смыслы.
    Каждая мелочь налету получает эмоцию и символ.

    Мокрый лист — смирение, безнадежность
    Балконная решетка — стесненная свобода
    Квадратные окошки лестничной клетки — ложный ритм, запинка...

    Пока набирал пост, наваждение ушло. Но это не значит, что его не было".


    Юрий Гордон


    Когда я пожаловалась однажды, что устаю от наработанных способов видения, Миша Алдашин ответил: "Чем больше у тебя глаз, тем лучше". Я восприняла тогда его ответ этак скептически, однако спорить не стала.
    Как универсальная "мудрость" ответ, конечно, хорош. Но высказывание Юрия Гордона всколыхнуло мои чувства. Ведь это правда. Знают ли люди, что часто художники устают от изощрённого видения так же, как каменотёсы от своего труда?
    Вот это лицо, этот жест запомнить, и вот это ещё пригодится (когда, зачем?); плохо скомпоновано, пересчёт пошёл; здесь нужна фигура, а здесь лишняя фигура (какая разница для живой натуры?); цвет диссонирует, это должен быть монохром; это живопись, это графика; знаю, как это сделать в макете, знаю, как это сделать в кукле... И так далее.
    Оттого, наверное, мы и любим побыть в сумерках, в одиночестве. Реальность иногда орёт и слепит.
     
  23. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Незнакомое или узнаваемое?
    Спроси любого не чуждого, так сказать, прекрасному, и он будет рассказывать, как вечно ищет в искусстве новое, а объективно он ищет знакомые формы и известные смыслы.
    Спроси художника, и он будет говорить о своём самобытном пути и только ему близких и понятных образах, а в работе мы снова увидим цитаты и повторения, снова и снова - спуск к тому, что поймут и поддержат.
    Узнаваемое - это обоз, ни шатко, ни валко движущийся за авангардом. И большинство из нас в обозе.
     
  24. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Уходящая натура

    Я фотографирую только для собственного удовольствия. Поэтому фотографии у меня получаются порой странными, имеющими смысл и ценность только для меня. У меня свои причуды, и я не люблю, когда в кадр попадают не колоритные фигуры, автомобили, антенны-тарелки и так далее.
    Фотографируя старинные улочки в родном городке, я часто мечтаю о таком стаффаже: чёрная, сгорбленная фигура, хорошо бы с клюкой. Простите за банальный образ, но очень хочется. Нарисовать-то можно что угодно, а вот чтобы настоящий, живой человек, такой, как хотелось бы, сам забрёл в кадр. Но такие старики и старухи теперь редкость, уходящая натура. Они теперь больше тучны, не горбятся - и пузо, и двойной подбородок мешают, одеты не так...
    И вот сегодня я увидела вдалеке её, мою натуру.
    Чёрная горбатая старуха с палкой, в чём-то длинном. Фотоаппарата под рукой не было. Я просто смотрела на неё, воплощённый, живой замысел художника, который уходил от меня всё дальше. Я смотрела, пока она не пропала из виду.

    Пришлось всё-таки нарисовать.


    P1220419 - копия.JPG
     

Поделиться этой страницей