Русская дворянская усадьба

Тема в разделе "Ландшафт", создана пользователем Ондатр, 4 июл 2010.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Сколько времени просуществовал этот феномен в России?
    В той форме, к которой мы привыкли, она начала, по сути, складываться во второй половине 18 в. вместе с «вольностью дворянства». Уже в 1820-е гг. прошла первая волна разорений, многие усадьбы, включая вельможные резиденции, были проданы или заброшены. Отмена крепостного права подорвала корень существования множества других. Революции уничтожили явление как таковое.
    Но, не вникая в проблему, почти невозможно представить насколько масштабным было его воздействие на природный, антропогенный, исторический, культурный ландшафт большей части Европейской России.
    В своё время, занявшись историческим краеведением, я испытал настоящий шок, когда понял, что почти всё, что служило украшением ландшафта, формировало дружелюбную среду, было создано именно тогда: парки, рощи, пруды. Холмы, леса, луга, русла рек и заводи, не говоря уже про более-менее примечательные постройки, всё это несёт на себе отпечаток усадебной культуры. Массивы липы, дуба, клёна, боярышника, не говоря уже про вяз, ясень, лиственницу на огромных территориях это наследие усадебных парков. Совершенно иррационального с экономической точки зрения стремления держать десятки, сотни десятин земли просто для красоты. В степных районах тоже можно сказать про большинство древесных массивов среди голых полей. И практически НИЧЕГО подобного (кроме мелиорационных сооружений и лесополос) во времена СССР (а ведь был даже сталинский план «украшения природы»).
    Как культурный феномен усадьбы создали в российской провинции целый мир, оказавшийся миражом. Несмотря на все усилия земств, встречи мира усадьбы и крестьянского «мира» не произошло, и столкновение оказалось гибельным для обоих…


    подробнее
    http://forum.arimoya.info/threads/Акупунктура-Подмосковья.5644/
     
    Последнее редактирование: 31 мар 2018
    list нравится это.
  2. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Как ни странно, но, думаю, этот феномен можно отнести к тенденции "охлаждния" (по Леви-Строссу), возвращению социальной системы в состояние гомеостаза, стабильности, стагнации. Состояние характеризующееся снижением социальной динамики и усилением вписанности в экологическую среду. Соц.системы сложившиеся в усадьбах были гораздо ближе к "естественному биологическому состоянию" для человеков чем крестьянские миры (как бы странно это не выглядело) и, видимо, представляли для вторых основной "консервирующий" фактор.
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Едва ли. Речь идёт об активном воздействии на ландшафт, его усложнении.В противовес экстенсивной эксплуатации и в конечном счёте деградации.
    На севере ту же роль успешно играл и крестьянский мир.
     
  4. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Вопрос - можно ли такое усложнение назвать однозначно позитивным с точки зрения экологии? Или всё-таки общая экологическое состояние улучшалось невзирая на излишние для экологии мероприятия? Скажем, для природы в данной местности хорош был бы смешанный лиственный лес, но за неимением лучшего и организованный помещиком парк с одними дубами да клёнами и небольшой берёзовой рощицей оказался кстати...
    Вот-вот. Смотря что с чем сравнивать...
    Что на севере (или в иных не простых для жизни местах) - не странно.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    С точки зрения экологии, наверно, лучше всего чтобы людей не было :) .
    А так усадебное строительство и хозяйствование развивалось в районах уже давно подвергающихся сильному давлению. Например в Подмосковье привычные нам смешанные леса это результат человеческого воздействия, это вторичный, третичный лес на месте неоднократно сведённого хвойного и хвойно-широколиственного. Создание парков и феодальные ограничения по эксплуатации лесов, распространение помещичьего лесоводства, во всяком случае, несомненно способствовало увеличению биоразнообразия.
     
  6. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Едва ли всё так однозначно. Экологические катастрофы и без людей случаются, а "антропосферу" едва ли можно назвать окончательно сформировавшейся.
    Скорее - его сохранению или даже только "торможению деградации".

    Добавлено спустя 3 минуты 47 секунд:

    Первое такое тотальное сведение, видимо, где-то в середине 16-го столетия. Распространение поместного землевладения в 17-ом, наверно, можно назвать следствием. :-k
     
  7. Guest

    Guest Guest

    А не "покорения природы" часом?
     
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Не считая парков.
    Нет, такой план действительно существовал ("улучшения" точнее). В его рамках производились посадки деревьев (тополями можем насладится), вводились жёсткие санкции против вырубки в населённых пунктах и т.д.
    Покорение это уже стратегия.

    С 13-14 вв. начинается новый расцвет подсечно-огневого земледелия, в 16 в. видимо лесные массивы и почвы были уже сильно деградированы. Вторая половина 16 в. - по сути социально-экологическая катастрофа с массовым исходом населения на новые земли - в степи и в Поволжье. Следствие - крепостное право.
     
    Последнее редактирование: 31 мар 2018
  9. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    И заболочены.
    А потом - массовое кровопускание в Смуту.
    И подъём дворянства. "Отставание о Европы" лет на 800...
     
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Подмосковные парки. Топ 10. :) :
    Архангельское
    Васильевское
    Горенки
    Никольское-Гагарино
    Обольяниново
    Райки
    Сенницы
    Середниково
    Суханово
    Ярополец

    + самые "стихиальные" :)

    Богородское
    Болдино
    Горки (Фруктовая)
    Успенское
    Федино
     
  11. Мила

    Мила Guest

    А что с понятием "экология" в отсутствие человека? Вообще - в отсутствие сознания?

    Интересно, что представляют собой эти искусственные (объективно - как соревнование с Создателем, уж простите за ортодоксальный язык) клочки ландшафта, между прочим, не менее жизнеспособные, чем естественный ландшафт. Одни из лучших примеров со-творения, по-моему.

    Что ж, слава парковому искусству.
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    С понятием без человека может и будут проблемы ), а собственно экология проблематична только при отсутствии жизни.
    В общем-то природа без труда забирает назад старые парки полностью лишённые ухода, и чтобы отличить такой участок от леса нужен очень намётанный глаз.

    Добавлено спустя 12 минут 32 секунды:

    Кстати , развиваясь параллельно с пейзажной живописью, они заметно обогащали друг друга. (и параллельно в этот процесс не раз вклинивалась литература:)
     
  13. Мила

    Мила Guest

    "Без просвещения напрасны все старанья: скульптуры - кукольство, а живопись - маранье".
    Я.Княжнин

    [​IMG]

    "Бывало, всякое воскресение, от мая до августа, дорога Кусковская представляла улицу многолюдного города, и карета обскакивала карету. В садах гремела музыка, а в аллеях теснились люди, и венецианская гондола с разноцветными флагами разъезжала по тихим водам большого озера (так можно назвать обширный Кусковский пруд)".
    Н.И.Карамзин

    [​IMG]
    Дворец в Кускове. Северный фасад

    "Человек действительно со вкусом, который живёт для того, чтобы жить... умеет располагать сад себе, чтобы он ему во все часы дня мог нравиться и быть приятным; но вкупе был бы так прост и натурален, чтоб казалось, что им ничего тут не сделано; он соединяет землю, воду, тени и холодки, ибо всё это соединяет и натура".
    "Садовый словарь", XVIII в.

    [​IMG]
    Кусково. Голландский домик
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Барочный парк-декорация и сам украшался картинами-обманками - нарисованными видами и перспективами. Отсюда кажется и началась русская пейзажная живопись).
    Именно этот дух театральности очень точно словили мирискусники.

    Добавлено спустя 43 минуты 34 секунды:

    Все вот эти львы и сфинксы не были просто абстрактной парковой принадлежностью. Они были очень конкретными аллегорическими львами. все они населяли сцену бесконечного спектакля где герои странствовали между аллегорическими Олимпами, Аркадиями, Голландиями, Китаями, Египтами с их мифологическими обитателями и сами постоянно что-то символизировали.
     
    La Mecha нравится это.
  15. Мила

    Мила Guest

    Пыталась начаться она, конечно, немного раньше...

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Но с 17-18 веков начался прорыв в развитии живописи - у живописцев появились новые надёжные заказчики с новыми запросами.

    Лицедейство, конечно, - не правда, но оно ближе к правде, чем твёрдо предписанная условность.
     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Это не попытка. Пейзаж появляется только тогда, когда именно он становится главным действующим лицом, а не примерно набросанным задником.

    Добавлено спустя 1 минуту 11 секунд:

    Если бы в них ещё верили, было бы почти странствие по андреевским затомисам8-)
     
  17. Мила

    Мила Guest

    [​IMG]
    Константин Сомов
     
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Вообще всё было очень конкретно, как в Агитропе. если предполагалось, что в источнике должна бы обитать нимфа, то мраморная нимфа немедленно являлась собственной персоной. Зато среда её обитания была обозначена очень условно.
    В этом отличие символизма барочного парка от символизма, например, китайского сада.

    Добавлено спустя 6 минут 26 секунд:

    Оно не должно было быть правдой. Оно символизировало (аллегоризировало) должное. И даже не должное само по себе а аллегорию должного, в виде символического Олимпа где обитают боги и герои принесшие стране "всеобщее шастие и благоденствие".
    И даже "старательный ребяческий разврат" был частью этого "олимпийского" образа жизни.
     
  19. Мила

    Мила Guest

    Чистый жанр - это отлично, но жанр, если живой, и проявляется мизерными элементами, и мигрирует, протекает по разным жанровым смешениям. И портрет, и пейзаж, и натюрморт развивались из множества семян, из которых пекли другой хлеб.

    Добавлено спустя 6 минут 9 секунд:

    Ну, вы же поняли, Ондатр, что я написала это, говоря о толчках к развитию пейзажа в живописи)
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    В случае России он не развился, а был заимствован как эйдос. Я думаю, это ключевой момент, когда становится возможной сама идея, что можно рисовать конкретно пейзаж.

    Добавлено спустя 3 минуты 3 секунды:

    И это был конкретно усадебный пейзаж )
     
  21. Мила

    Мила Guest

    Да, что интересно, утверждение идей происходит толчками, без плавности. Однажды открываются некие шлюзы, и то, что считалось невозможным или совсем не звучало, становится очевидным.
     
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Добавлено спустя 8 минут 30 секунд:

    Семён Щедрин (кон. 18 в.)
    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Добавлено спустя 14 минут 43 секунды:

    Это конечно уже несколько иная эпоха. Английский парк екатерининской эпохи конечно не менее насыщен символикой, чем барочный, но она уже не столь навязчива. Гамма чувств и эмоций которую должен вызывать парк более сложна и насыщена. Но повествовательность никуда не исчезает : литературные произведения описывают парки, парки создаются как иллюстрация литературный произведений. Паркоустроителями порой выступают театральные декораторы.

    Добавлено спустя 1 час 36 минут 40 секунд:

    Галактионов. пер. пол 19 в.
    [​IMG]

    [​IMG] Италия, городской вид, усадебный пейзаж по-прежнему доминируют.
     
  23. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.755
    Симпатии:
    833
    Вообще прелестная ветка. Спасибо, Максим.
    Я эти парковые пейзажи очень люблю. Около них в Русском Музее много времени провожу. (В меру). Их там навалом. А вот эти извращенцы из XVIII-XIX вв в парках еще помимо сфинксов еще искусственные руины строили! Вот это да.
     
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Как раз тот случай, когда парковый пейзаж строили по образцу картины)

    Добавлено спустя 20 минут 43 секунды:

    Сохранился очень интересный документ это альбом и статьи Болотова о его работах по устроению парка в Богородске (1780-е).
    Там сам замечательный мастер садового искусства подробно описывает свои действия, и сам же зарисовывает результат.
    Без руины не обощлось естественно:
    "Разсудил я всю сию часть горы обработать получше и из всей оной сделать развалину, дабы она представляла образ некоего огромного мраморного и разавалившегося дома или храма. Вырубленные и отчасти ещё стоящие, отчасти лежащие остатки столбов без капителей, коробок, сводов, карнизов, ступеней, крылец и других архитектурных частей здания придали месту сему отменную красу и вид такой развалины, какой подобную едва ли где найти можно"
     
    La Mecha нравится это.
  25. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.755
    Симпатии:
    833
    Так выпьем же за Советскую Власть, которая прекратила эти безобразия (С) :sad: :)
     

Поделиться этой страницей