Здесь я буду складывать материалы о таких усадьбах на пространстве бывшей Российской империи. В это понятие войдут классические "барские усадьбы" - центры сельхозвладений, усадьбы фабрикантов при их предприятиях и крупные виллы с лесными дачами во много гектар. Дачам с участками до 3 га в пригородах и дачных посёлках будет посвящена отдельная ветка. о первой здесь http://forum.arimoya.info/threads/История-русской-усадьбы.5634/page-3#post-130293 ) Поленово
Абрамцево С.Т. Мамонтова - железнодорожного магната. старая усадьба с деревянным ампирным домом, среди павильонов есть постройки в ропетовском стиле. абрамцевский художественный кружок - исток русского модерна. последний собственно представлен усадебной церковью Спаса Нерукотворного (1882) и в особенности примыкающей к ней часовней-усыпальницей (1892) и садовая скамья (1915 г.)
Усадьба Липгарта в Коломне (собственно в Щурово) https://ojkumena-od.blogspot.ru/2013/03/blog-post_1429.html
Фленово и Талашкино Небольшая усадьба с деревянным ампирным домом была приобретена предпринимателем кн. Тенишевым и его супругой (владельцами соседнего Талашкина) для устройства сельскохозяйственной школы. модерн был представлен зданием школьной библиотеки ("Теремок", 1901), церковью-усыпальницей (1900-5 (15) в самом Талашкино был дом Малютина (руководителя талашкинских художественных мастерских ) ворота и театр
Тарасково Графическая реконструкция западного фасада флигеля (проект восстановления усадьбы, данные Минкульта МО). (https://deadokey.livejournal.com/136494.html)
вилла Мариоки Картавцевых. Южная Карелия (Лестница грешниц) (Могила любви) неорусский храм "М. Крестовская превратила Мариоки в удивительный памятник садово-паркового искусства, не сохранившийся, к сожалению, до наших дней. Представление о нем мы можем получить только по описаниям самой М. Крестовской и ее современников. В 1907 году в письме своей подруге она как бы подводила итоги своей работы: "Мариоки еще никогда не были так прекрасны, как нынче, не говоря уже о парке и цветах, все .улучшающихся и размножающихся, но нынче та прибавился еще водопровод по всему дому и саду, прелестный фонтан прямо перед домом и на большом газоне... И, наконец, верх всего, что сделалось даже гордостью всей окрестности, начиная с крестьян, в парке и над рекой прибавилось несколько каменных лестниц, из которых одна 76 ступеней с 6-ю площадками, и с которых с каждой открывается изумительный по красоте вид чуть не на 40, верст, если не больше, вокруг, и на каждой площадке стоят по две каменных же скамейки и по огромной клумбе цветов подле них с каждой стороны, а наверху, на самой верхней, огромная полукруглая в греческом стиле, скамья, за которой будет стоять статуя фавна и нимфы, а пока посажены вьющийся виноград и... пламенные азалии, и масса роз. Эта лестница сделана с верхнего парка... в нижний парк. Она опускается у пруда к широкой аллее, по обеим сторонам которой посажены непрерывной массой яркие многолетники, маки, флоксы, дельфиниумы и другие; пересекается эта .аллея гигантской группой сирени а круглой каменной чаше, а заканчивается такой же греческой полукруглой скамьей... Все ходят глядеть на мое. новое и положительно лучшее .произведение, и восхищаются 'и изумляются на .все лады, льстя этим, конечно, моему авторскому самолюбию. Все лето я работала над всем этим, одних различных корней всевозможных растений и цветов посадила около шести тысяч, разделяя наполовину старые, наполовину, выписывая новые из Франции, Германии и Голландии, провела сотни саженей новых дорог и дорожек, прикупила еще;десятину наверху в парке, чтобы сделать его шире"." Щепкина-Куперник : "Нигде не было такой великолепной сирени, как в Мариокском парке, тянувшемся на 40 десятин, таких огненных азалий, пылавших, как живые костры в июньские белые ночи, таких изящных красивых кленов, пестролистных ясеней, лиственниц...""
А с чем связаны эти "волчьи" названия: Волчий замок в Англии, Волчий сад здесь? Какая-то легенда эпохи Тюдоров?
Подозреваю, что вот этот небольшой парк тоже был в стиле модерн Кропотово (на Оке) дом вероятно 1870-х
Скорее, об элементах модерна можно говорить применительно к парку усадьбы Цинандали (изначально 20 га, сейчас 12) , реконструированном Регелем начиная в 1887- 1891 г. после перехода имения в удельное ведомство. Но здесь уже можно видеть характерный рисунок дорожек
В большей степени можно отнести к паркам модерна, усадьбу "Случайное" Драчевского в Адлере (по проекту Регеля в 1910-11 гг.). 11 га.
Наталиевка Харитоненко (Харьковщина) конечно не является чистым образцом стиля. но важным его памятником - несомненно. Дом - в стиле историзма. регулярный сад с клумбами и оранжереей был разбит наверху у дома. б.ч. парка имела подчёркнуто естественный характер с сосняками на холмах и дубравами внизу. отдельной частью был дендрарий с экзотами. каштановая аллея половецкие ворота Поющие террасы
" В Воробьево был высажен большой плодовый сад, разбит сквер, оранжерея, создан парк с прудами. Парк был распланирован на плато и на склоне к Суходреву. Из известного краснодарского питомника были привезены 100 лиственниц, 25 кедровых сосен и пихт, около 200 душистых туй и столько же кустов боярышника, почти 1000 яблонь (после революции урожаи продавались даже в Англию), голубые ели, грабы, ясени… Были посажены сиреневая и розовая аллея, за ней была насыпана и украшена цветами небольшая горка, обрамленная розовым кругом. Напротив дома спуск к пруду Сад и огород поливались из четырех бассейнов. Для реки прорыли новое русло — ближе к дому, плотиной образовали пруд, на берегах которого устроили лодочную станцию и две купальни. На северо-востоке усадьбы по склону к реке спускается массив соснового бора."
Белогорка Елисеевой по Петербургом. достроена 1912. неороманский особняк. парк старинный. подвергался ли переустройству, неясно. усадьба имела солидный хоз. комплекс - многочисленные хозяйственные постройки, включая молочную ферму, кузницу, каретник, кирпичный завод, дачи и гидроэлектростанцию на реке Оредеж. церковь Николая Чудотворца.
усадьба Льялово Морозова (Морозовка) Посмотреть вложение 77873 Посмотреть вложение 77872 Посмотреть вложение 77874