Можно здесь чуть подробнее. Как система выглядела до этого года и что кардинально изменилось после? Правильно ли я понимаю, что после этого Запад и Восток стали жить своей жизнью, т.е. образовалась классическая вилка путей развития? До этого, надо понимать, шли общемировые процессы взаимного познания, заимствований и т.п.? Или всё не так и имеется в виду вообще что-то другое?
Имеется ввиду, что именно после этого лидерство Запада стало бесспорно. До этого пару веков было равновесие сил, довольно равноправное восприятие друг друга, заимствования в обе стороны. А ещё в более ранние времена Европа заметно отставала. С сер. 18 начинает складываться отношение к Востоку как отсталому, застойному , деспотичному миру, как к потенциальным колониям. Собственно, тогда и формулируется сама дихотомия Запад-Восток. И действительно в этот период все основные неевропейские цивилизации вступают в глубокий кризис (с отдельными исключениями вроде Японии)
Несколько слов надо сказать о климате. В 18 веке он был заметно холодней. Один из пиков похолодания пришёлся на 1740-е гг., когда в Лондоне, Париже и Вене зимой мели метели и лежали сугробы. В Германии пурга заметала дороги. В 1762 г. было конечно теплей, но далеко не так как сейчас.
Каковы тому причины? Можно ли сказать, что с "этого момента" оценка сил и вердикт Запада в отношении восточных и других миров каким-то образом повлияли на законсервирование Востока? Почувствовав себя слабым в отношении к захватническим силам западной цивилизации, он стал более защищаться и выживать, чем развиваться? А в торгово-экономическом смысле запустился некий поток, от которого они оказались отрезанными?
Причины в каждом случае были свои. Но результаты совпали. На Ближнем Востоке первичен был кризис институтов. В Китае и Индии демографический кризис. На решение дальневосточных стран "закрыться " усиление Запада конечно повлияло и способствовало консервации. Равно как открытость Индии способствовала тому что именно она стала жертвой экспансии. Реально же Запад начал оказывать влияние на экономику восточных стран только когда в результате промышленной революции стал массово производить и сбывать дешёвые товары. в 18 в. до этого было далеко.
Сам я склоняюсь вот к чему. Я думаю, что кризис 18 века, поразивший восточные страны был кризисом глобальным. Подобным мировому цивилизационному кризису 3 века. Просто вступали в него цивилизации как всегда не одновременно. На Ближнем Востоке и в Индии кризис был очевиден уже в нач. 18 в. в Китае только во второй пол. века. Как я уже говорил, в Индии и Китае причины был демографические, т.е. рост населения всё более опережал темпы роста экономики, что приводило к падению душевого ВВП , рост нищеты и социальной напряжённости. Т.е. я полагаю, что Европа в это время уже стояла на пороге кризиса, и если бы не произошла удачная мутация, приведшая к промышленной революции и обществу модерна, Закат Европы стал бы очевидным фактом. В Европе в сер. 18 в. признаков кризиса ещё не было. Напротив в 1756 г. вышел "Друг людей" Мирабо с доказательствами того что рост народонаселения - главный путь к процветанию (до поры до времени это так и есть). Но уже 1798 г. вышли "Очерки о законах народонаселения " Мальтуса фиксирующие опасность перенаселения. Косвеным доказательством служит и состояние европейской культуры. Дело в том, что Шпенглер писал свой труд не на пустом месте. И это именно культурологический анализ, причём более адекватный , чем у Гегеля, который поразительным образом избрал в качестве мирового итога свою эпоху . И когда Шпенглер пришёл к выводу, что золотой осенью европейской культуры (кроме музыки) было рококо, он был прав. В сер. 18 в. произошла не просто смена одного стиля другим (вместо рококо- классицизм), а смена большого стиля, смена эпохи. В развитии цивилизации есть момент когда её основное высказывание уже сделано и начинаются стилизации и игры с наследием. Обычно это и есть симптом надвигающегося кризиса. Ещё не заметного. Так вот в Европе этот культурный кризис как по нотам шёл весь 19 век. И начался он именно в классицизма -который был первым стилизаторским стилем. и первый шаг новый стиль сделал в 1755 , когда Винкельман опубликовал "размышление о подражании греческим творениям..."
Закатившись в культуре, Европа сместилась в область промышленно-технологического (затем и -коммерческого) и начала новый виток цивилизации в её современном понимании? Это Вы понимаете под "удачной мутацией"?
А какие причины были у демографического кризиса? Резкий рост населения в Китае и Индии начался именно тогда?
именно. началась промышленная эпоха с принципиально новыми возможностями для человечества, ускоренным ростом экономики, который стала опережать продолжающийся и ускорившийся рост численности населения. причины у него всегда одни те же. ситуация циклична. долгий мир и относительное процветанию провоцируют демографический взрыв. а возможности кормящего ландшафта при данном технологическом уровне не безграничны. И видимо глобальные кризисы связаны с климатической ситуацией когда эти природные возможности ещё более сокращаются. Но этот механизм ещё будут долго исследовать, методы пока несовершенны.
Империя Империя в 18 веке существовала в каждой цивилизации. Основных империй было 4. В Дальневосточной зоне - империя Цин в Индийской - Великих Моголов в Ближневосточной - Османская (Халифат) в Западной - Римская (Священная Римская империя) На 1762 г. мы увидим эти империи в разной степени деградации. кроме того были локальные империи, связанные с отдельными цивилизационными ветвями. Это Япония, Персия, Россия. на карте я их обвёл. Самой мощной империей в апогее экспансии было Цин, признаки одряхления которой были ещё не очевидны. Для сравнения: население Цин в 1760 г. было 214 миллионов человек, Российской империи - в 1762 г - 19 миллионов.
Т.е. сейчас восстановилось соотношение 18 века 1:10 А ведь 50-60 лет назад было 1:3. Их было 600 млн, а нас 200 млн. ((
Империя Цин представлялась европейцам очень рациональным и упорядоченным государством, практически образцовым. с чёткой централизованной административной системой, веротерпимостью, меритократией (через систему гос .экзаменов). военные успехи Цин 1750-х были ощеломляющи - империя выросла чуть ли не вдвое за счёт покорения Ойратского ханства и резкого усиления власти в Тибете и Монголии. Там везде были созданы эффективные протектораты. Решение на этом фоне закрыть страну для европейцев (кроме русских) показалось странным. Но Цяньлун уже принял решение о новом долговременном курсе не на развитие , а на консервацию. Не без основания расценивая ситуацию как апогей, он решил затормозить упадок , "подморозив страну". В том же (1757) году была реорганизована система госэкзаменов, отныне административный опыт не учитывался вообще, а была сделана ставка на тотальный конформизм и промывание мозгов соискателям. (правда низшую учёную степень активно покупали). Буддизм, даосизм, христианство утратили покровительство. Был задуман грандиознейший в истории литературный проект - создание мегасвода всей китайской словесности (который одновременно должен был стать грандиознейшей чисткой литературы от крамолы). (в основном от наездов на "варваров", напомню, что Цин управлялась маньчжурами и армия и придворная знать комплектовались именно из них и отнюдь не через экзамены). Но, как ярый конфуцианец, ограничить рождаемость он не додумался (да и если бы бы додумался мощности аппарата всё равно бы не хватило, процент чиновников к численности населения был ничтожен, а контроль опирался на традицию). А кризис надвигался именно отсюда. Китай был слишком хорошо освоен, пригодной целины уже почти не было. и рост населения означал постоянное сокращение размеров земельного надела на душу населения. а это увеличивало бедность. В искусстве в 1750-е-60-е гг. естественным путём уходит поколение художников - "чудаков из Янчжоу"- китайских "модернистов" Хуан Шэнь Цзинь Нун (ум.1764) Одним из последних был Ло Пинь (1733-99) (портрет Шэнь Нуна) После чего надолго торжествует академизм и подражательность.
Османская империя (население 20-30 млн. чел) являла уже следующую ступень деградации. Хотя она ещё выглядела как единая держава, возглавляемая всевластным султаном-халифом, а на местах правили , назначаемые Стамбулом паши, на самом деле все провинции за пределами Балкан и Анатолии превратились в автономные образования с собственными правящими группировками и династиями. Конечное слово здесь принадлежала не далёкому султанскому правительству , а местным "милициям" - янычарам, мамлюкам, гулямам - официально рабам, фактически, военной элите. В Египте это были черкесы, в Ираке - грузины и т.д. Их предводители ещё платили дань и почтительно принимали султанские указы, но вопросы наследования власти решались уже на местах. Янычары обросли местными связями, жёнами и детьми, занимались торговлей и ремёслами и партнёрами и конкурентами их были местные богатые горожане и духовенство. В целом это была очень сложная социальная система, с конфессиональной административно-судебной автономией общин, множеством сил и противовесов в лице улемов, орденов, патрициата, в сочетании с деспотизмом властей. султан Мустафа 3-й был , кстати, одним из "хороших правителей", также как его визир Рагиб-паша Они честно старались удержать империю на плаву, тратили деньги не на роскошь, а на модернизацию флота и артиллерии, разогнали разбойников в Анатолии, наладили снабжение священных городов и т.д. Султан был знатоком медицины и астрологии, визир был поклонником Ньютона. Оба живо интересовались европейской политикой. Но для населения Западный мир был и оставался "империей зла" - безбожия. материализма и разврата. Но значения это уже не имело. Империя рушилась изнутри, на микроуровне. Причём перенаселения не было. Напротив, численность населения естественным образом сокращалась. Дряхлели институты исламского мира - государственная собственность на землю, условные держания и т.д. Его разрушал вирус скрытой, но непрерывной приватизиции. Земля, должности, доходы переходили в частные руки. Это не было капитализмом, формировалась феодальная собственность. Формой приватизации стали хищения и коррупция. Формировался класс новых собственников - аянов, удерживающих большую часть собираемых податей. В пер. пол. 18 в. до правительства доходила только пятая часть всех налоговых поступлений, к нач. 19 в. уже одна восьмая. Из Египта вообще вместо дани привозили теперь мешок с накладными. Сильные аяны начали сколачивать свои микрокняжества. Например, в Палестине Захир аль-Омар внук крестьянина, сын городского старосты (шейха), набирая откупа подчинил себе целую округу, в 1743 в ходе небольшой частной войны отобрал у паши три города, в 1746 купил развалины крепости крестоносцев Акка и восстановил её как свою резиденцию. К 1770 там уже был город в 30 000 жителей. Владения его охватили всю Галилею и Самарию. Он дружил с бедуинами, покровительствовал христианам и шиита и скупал каперскую добычу у мальтийских госпитальеров. Наконец в 68 г. с помощью подкупа он добился в Стамбуле. официального статуса эмира . Чтоб всё начало расползаться по швам не хватало только толчка. И он вскоре последовал. А в Центральной Аравии уже явилась (1745) сила, готовая стать могильщиком. Это были ваххабиты. Что касается искусства, то традиция исламского мира умирала естественной смертью. в силу исчерпанности. Даже ремёсла, по мнению современников, деградировали на глазах. В искусстве миниатюры в сер.18 в. была дыра, разрыв традиции. Он произошёл между Левни (1720-30-е) и Фазилем (80-е-90-е) между ними крымский художник Омер (1750-е -60-е) с его росписями Бахчисарайского дворца
Правильно ли применять термин "приватизиция" в данном случае и в современном понимании? Это не приватизиция, а коррупция. Это не синонимы, как кому-то хотелось бы
Приватизация, Яник, это переход государственной собственности в частные руки. А уж каким путём он свершается, дело десятое. А поскольку речь идёт о феодальном обществе, то вместе с собственностью переходили и властные полномочия.
чтобы разобраться с понятиями коротким офтопом. Миллиарды виолончелиста Ралдугина, или шубохранилища Якунина, или бизнес жены Лужкова Батуриной - это всё приватизация?
в широком смысле, да. вопрос только в юридическом оформлении процесса или иных формах санкционирования. Так упомянутый Захир аль Омар получил окончательную санкцию и юридический статус для своего владения через 61 год после начала его приобретения )
Могольская империя Здесь на 1762 г. мы видим уже почти полное завершение процесса распада империи. В руках могольского падишаха Шах Алама остался только район Дели-Агры. (по тогдашней прибаутке "Власть Шах Алама ( букв. Повелителя Мира) от Дели до Калама (пригород Дели) ). Но тем не менее он оставался духовным главой всех мусульман Индии, его вассалами считались три наваба (формально - наместника, фактически государя) - Ауда, Бенгалии и низам Хайдерабада. Однако большая часть земель по соседству с ними была в руках маратхов - федерации индусских княжеств, правители которых начинали как рэкетиры. Запад страны был захвачен афганцами. Восток - Бенгалия, после битвы при Плесси оказался под контролем Английской Ост-Игдийской компании. Компания получила гигантскую контрибуцию в 18 млн. ф.с. и несколько округов в откуп, заодно установив контроль над внешней торговлей. За Дели велась упорная борьба. с 1754 там фактически правил визир Имад уль мульк. в 57 Дели захватили афганцы, но потом визир смог вернуть власть (с помощью маратхов). В 60 г афганский падишах в союзе с навабом Ауда снова взял Дели, сверг визира и поставил на престол этого самого Шах Алама. В 61 г. афганцы в битве при Панипате разбили маратхов и остановили их экспансию. В 63 г. Шах Алам попытается изгнать англичан из Бенгалии, но в 64 объединённые войска Могола, Ауда и Бенгалии будут ими разгромлены. К этому времени уже сложился новы слой феодальных собственников- джагирдаров, когда получивших земли за службу, а потом сделавших их наследственными и заминдаров - банкиров-откупщиков власть которых основыалась на праве сбора налогов. Таким супер-откупщиком была и Английская Ост-Индийская компания. (в 65 г. она получила от Могола на откуп всю Бенгалию (с населением в 20 миллионов) ).
В искусстве в 18 в. процессы были неоднозначны. Золотой век могольской культуры завершился в нач. 18 в. Художники из столицы разъехались по провинциальным центрам и княжествам, где уровень заметно повысился и сложилось много региональных школ, в той или ной степени стремившихся к синтезу могольской и местных традиций. В Дели вт. пол. 18 в. это эпоха повторов и подделок. Тем не менее традиция полностью утрачена не была. 1750-е-60-е (афганский падишах) (дворец наваба Ауда в Файзабаде) В целом же 18 в. в Индии имеет все признаки демографического кризиса - постоянный прирост населения на фоне снижения душевого ВВП и доходов населения. в ценах 1990 душевой ВВП составлял в 1700- 728 долларов, в 1751- 669 , в 1801 - 646 средняя зарплата чернорабочего в % к 1870 г. : в 1700- 171,9%, в 1751 - 140,7%, в 1801 - 120,8% в городах жило в 1700- 14%, в 1751 - 13%, в 1821 - 12% населения.. Т.о. налицо явная деградация системы.