Осталось сказать о завершающем этапе истории буддизма в Афганистане. В 8 в. (особенно с середины) процесс исламизации восточных окраин Халифата пошёл более интенсивно. Во всяком случае восстания в это время поднимались уже под исламо-сектантскими знамёнами. Бактриец Абу-Муслим начал движение приведшее к власти Аббасидов. Род Бармакидов происходил от главного администратора Нава Вихары перешедшего в ислам. Ок. 725 г. он был пожалован всеми землями этого монастыря. Его наследники предпочитали говорить, что Бармак первоначально был зороастрийцем. Халид ибн Бармак последовательно управлял несколькими провинциями при Аббасидах. Его сын Яхья 17 лет был визиром Харуна ар Рашида. В Гандхаре буддизм продолжал доминировать. В сер. 8 в. в Уддаяне достиг большого влияния Падмасамбхава - приёмный сын царя. Он известен как великий тантрический учитель - в 760-70 -х гг. весьма успешно действовал в Тибете. В 780-х гг. джихадисты из Синда уничтожили буддийский монастырь-университет в Валлабхе (Гуджарат) - после этого интеллектуальные связи северного будизма с Индией заметно ослабли. В 815 г. арабы разгромили Кабул. Кабулшах (правитель Гандхары) должен был принять ислам и выдать золотую статую Будды. последняя два года выставлялась в Мекке, а потом была переплавлена на монеты. В 870 г. Саффариды снова взяли Кабул (где буддизм восстановился) и на этот раз уничтожили все монастыри. Кабул-шах был низложен своим министром - сторонником индуизма, индуизм и стал господствующей религией в восточной Гандхаре - в 879 г. Кабул был снова отвоёван у мусульман. К кон. 9 в. организованный буддизм в целом прекратил существование на территории Бактри и Согдианы. Хотя какие-то монастыри ещё существовали в Бактрии в нач. 11 в. а в Бухаре в пер. пол. 10 в. можно было купить изображение Будды. Мелкие буддийские княжество постепенно уничтожались джихадистами. махмуд газневи в пер. пол 11 в. ок. покорил исламу Гандхару - все буддийские монастыри и сооружения были разрушены. О буддийском искусстве Бактрии всего этого периода говорить уже не приходится. Памятником ,носящим заметные следы синкретизма с западными традициями и конкретно анти-исламской направленности ,является Калачакра-тантра , видимо ,составленная в Кашмире в нач. 11 в.
Древний парфянский город Хатра из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО снесен бульдозерами. Это из последних новостей, т.с.
7-8 вв. Уддияна (Сват) Гилгит (горная страна к северу от Уддияны - Болор, Малый Болюй) 8 в. Гилгит (Уддияна 8-9 в.) (Уддияна 10-11 в.)
надо полагать, ведя джихад против буддистов... Хотя, насколько я понимаю, Кулан это не верховья Аму-Дарьи, а северная граница Киргизии - страна карлуков. (там буддизм тоже был распространён ) )
Афганцы отважно раскапывают древний буддийский храм (III-VII вв.) (по ссылке на статью есть снимки раскопок) Статья «Про нас только и знают, что мы террористы и растим мак». Как афганцы защищают древний храм (Может это не сюда?..)
До знакомства с Ондатром мой взгляд на мир был как-то попроще. Какого черта я должен всё усложнять на старости лет!? Все эти Бактрии, Парфии и прочие душманы были для меня на одно лицо и существовали примерно в одной точке глобуса. Ондатр, ты за это ответишь!
Не, про Бактрию я еще до Ондатра знала. У меня есть книжечка про Бактрийское искусство. Еще - про Кушанское царство. Но, Максим так все здорово раскладывает. Правда, душманы от Максиминых выкладок не перестают быть (УВЫ!) душманами. Причем, типичными - ДУШ- МАНАМИ (от слова "душить").
Возможно, самое раннее антропоморфное изображение Будды. Нанесено на стенки золотого реликвия, найденного в Бимаране в восточном Афганистане. Датируется 30-10 гг. до н.э. Реликварий принадлежал индо-скифскому царю Азесу II, но выполнен, по всей видимости, греческими мастерами. Будда изображен в легком движении, руки в положении абхая-мудры, или мудры бесстрашия. Из ФБ.