1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    5-6 века

    Это эпоха кристаллизации, застывания христианского/византийского мира. Но из-за стремления к предельной ортодоксальности совершенство могло быть достигнуто только путём отторжения "лишнего".
    И в результате вместо единого христианства получилось три новых византийское (греческое), монофизитское (коптское и армянское), несторианское (сирийское).

    И одновременно происходит процесс "переливания" культуры с запада на восток, из Византии в Иран (но фактически в рамках сирийской цивилизации - из Сирии в Месопотамию).
    В 489 закрыли несторианскую академию в Эдессе - учёные перебрались в Низибин и в Гондишапур (в Хузистане). Там возникли новые академии. В нач. 6 в. туда же отправились неоплатоники из закрытой афинской академии.
    Но в целом в новых центрах господствовал рациональный логический аристотелизм. В 5 в. на сирийский стали переводится с греческого медицинские и астрономические трактаты. И Гондишапур прославилсчя именно как медицинская академия - центр точных наук. В 6 в наступил золотой век сирийских переводчиков. Греческая премудрость больше не нужная Византии была здесь весьма востребована.
    Даже центр талмудизма в 5 в. перемещается из Палестины в Вавилонию(Месопотамию) в еврейскую Сурскую академию.

    Оккультные науки в это время скрылись с глаз.
    Но несомненно процветала еврейская мистика.
    В Вавилонии был центр манихейства (позднее он сместился в Среднюю Азию)
    В Александрии процветала алхимия (синезий 5 в. Олимпиодор и Стефан 6 в.)
    там же оставался центр неоплатонизма. в 5 в. Прокл утвердил его в Афинах, но в нач. 6 афинская академия пала. в Александрии же академия просуществовала до 560-х гг.
    В кон. 5 в. псевдо-Дионисий Ареопагит (видимо в Палестине среди монофизитов) создаёт знаменитые Ареопагитики с системой ангелологии (только ак она попала в ортодоксальный канон)
     
    La Mecha нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    7-8 вв.

    Сирийцы

    7 в. это век арабских/мусульманских завоеваний Сасанидского Ирана и большей части Византии.
    В какой-то мере арабы были варварами покорившими цивилизацию. Но только в какой-то ) Можно сравнить события так же с возникновением Римской империи, где арабы выступили в роли римлян, а сирийцы - греков. Последняя роль это роль побеждённых ,но вездесущих носителей культуры и цивилизаторов.
    Очень скоро сирийцы (особенно врачи) заняли все ключевые интеллектуальные позиции в Халифате (исключая естественно область шариата). Академия в Гондишапуре продолжала регулярно выпускать новые кадры. Они и "подсадили" арабов на античную премудрость.

    В Византии сирийцы (как мигранты, так и живущие в Халифате) в целом тоже оказались главной интеллектуальной силой.
    Главные церковные писатели эпохи: Андрей Критский 660-740 из Дамаска – автор 70 канонов, Иоанн Дамаскин (675-753) - автор «Точного изложения православной веры» и его друг Косма Маюмский автор 40 канонов.
    Исаак Сирин 7 в. аскет, мистик, главный духовный писатель эпохи, при том, что он был несторианин.
    (крупнйшия монофизитский автор - Иаков Эдесский 633-708)
    С сер. 7 по сер. 8 папский престол в Риме занимали большую часть времени сирийцы.
    В нач.8-нач. 9 в. в Византии правила Исаврийская династия сирийского происхождения.

    На востоке в 7 в. несторианские и манихейские проповедники создали миссии в Китае, а уж Средняя Азия была их прочной базой. В 762 манихейство стало государственной религией Уйгурского каганата.
    (В Южной Индии сирийские христиане обосновались ещё в сер 4 в.)
     
    Последнее редактирование: 23 авг 2016
    La Mecha нравится это.
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Вселенская ересь.

    В сер. 7 в. уже подзабытый гностицизм вновь выходит на поверхность в Византии (в Западной Армении) в виде движения павликиан.
    (Армения несомненно была немаловажной частью "магической культуры")
    Истоки его связывали с манихейством, но если это так , то манихейство это было заметно трансформированное. Однако общий гностический характер идей сомнения не вызывает.
    Сами павликиане считали себя христианами (причём последними христианами в это искажённо мире).
    И они занимали очень активную жизненную позицию, жёстко выступая против несправедливого социального устройства и Церкви. (предтечами их в этом направлении были иранские маздакиты 5 в., но вообще для гностицизма явление в виде организованной и воинственной секты было новацией).
    Хотя в начале павликиане просто желали жить свободными общинами на окраине империи, а воинственными их сделали постоянные карательные экспедиции и византийская инквизиция, учреждённая ля борьбы с ними в нач. 9 в.)
    Основано павликианство было ок. 657 г. Константином-Сильваном (особо почитавшим апостола Павла).
    С нач. 8 в. оно стало распространятся по всей Малой Азии.
    Из-за преследований с нач. 9 в. павликиане стали переселятся в пограничные районы Халифата, где вскоре стали активно участвовать в пограничных столкновениях. В в 850 они основали город Тефрику - форпост борьбы с Византией. В 872 византийцам удалось её взять и устроить массовую резню павликиан пограничья(убито от 100 до 400 000 человек). Оставшиеся отступили в Восточную Армению (подвластную Халифату), где соединились со своими единоверцами тондракийцами (движение с 830-х гг.)

    Халифату тоже досталось. Там гностическая (впрочем, скорее маздакитская) ересь в Восточном Закавказье именовалась хуррамитами и отличалась воинственностью.
    Возможно впервые они приняли участие в смуте ещё в сер. 8 в. В 780 в Халифате была учреждена должность инквизитора ("палач зиндиков").
    И с 778 по 838 хуррамиты подняли три мощных восстания, сотрясших регион.
     
    Последнее редактирование: 14 май 2020
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Арабы

    Скоро арабы стали брать с Византии дань и контрибуции книгами.
    В сер. 8 в. начались переводы на арабский (прежде всего с сирийского, потом и греческого)
    В 20-е гг. 9 в. работа началась вестись организованно в багдадском Доме Мудрости, куда были переведены и учёные из Гондишапура.

    Особенностью восприятия арабами античной культуры была нерасчленённость - т.е всё вместе воспринималась как единая система премудрости. Аристотель и Платон как дополняющие друг друга мыслители. Новая арабская учёность предполагала владение платоновско-аристелевской философией, математикой, астрономией и всеми науками, включая герметические.

    Чуть ли не первым таким универсальным учёным был Джабир ибн Хайан (Гебер) (ок. 721-815)
    Среди его многочисленных научных занятий не последнее место принадлежало алхимии. Он не просто подхватил эстафету и добавил собственные теоретические разработка (на основе аристотелевой методологии). Именно он выделил два первоначала - абстрактные ртуть и серу - сочетание которых определяет характер вещества. Подход его к алхимии при всей мистичности установок был весьма рациональным.

    Зун-Нун аль-Мисри 796-859 известен прежде всего как один из отцов суфизма - и прямой передатчик герметического и гностического наследия. Он прямо ввёл понятие гнозиса как цели суфийской мистической практики. Но кроме того он был известен как чародей и алхимик. И даже , как считало, мог читать иероглифы (загадка иероглифической письменности как ключа к оккультным тайнам Египта не давала арабам покоя, иероглифика получила статус особой оккультной дисциплины)

    ар-Рази (865-925) уже для изучения наук мог не покидать Персии (точнее, не выезжать дальше Багдада).
    алхимия была среди его многочисленных учёных занятий и именно он создал алхимию не двух , а трёх начал (добавив "соль")
     
    Последнее редактирование: 23 авг 2016
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Исмаилиты

    после этого они исчезают из поля зрения.
    чисто гностические секты были изолированы и маловлиятельны за пределами своего этноса (тондракийцы, мандеи, йезиды)

    Но зато происходит гностическое преображение крайнего шиизма. Когда именно чисто политическая секта шиитов-исмаилитов преобразилась в тайный орден, с системой посвящений в тайное гностическое ядро учения, неизвестно. Очевидно это произошло в 9 в. (к 900 г.).
    Но с этого времени в исламе появилась новая грозная сила, подробное рассмотрение истории которой, впрочем, для заявленной темы не обязательно.
    Главным была продуманная конспирация, изощрённая система пропаганды и внешняя принадлежность к исламу.
     
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Путь в Европу

    Евреи

    В раннее средневековье, пожалуй, только евреи были посредником поддерживающей регулярную связь между варварской Европой и остальным миром.
    В их руках находился участок караванного пути из центральной Азии через Хазарию в Прагу и далее в Испанию (этот участок функционировал г.о. как работорговый путь). Сохранялись также средиземноморские маршруты.
    Только еврейские общины в это время были рассеяны равно по Византии, Ближнему Востоку и Западной Европе. Дело только в том, что в культурном плане эти общины были связаны между собой и минимально с окружающим миром. В Европе они оставались факториями Ближнего Востока.
    А центр еврейской цивилизации был в Вавилонии (Месопотамии).

    В сер. 9 в. Южную Италию (византийско-лангобардско-арабскую) посетил учёный Аарон бар Шмуэль из Багдада и некоторое время преподавал там в ешиве.
    Именно через него еврейская мистическая традиция проникает к иудеям Европы (точнее , Италии).
    В том же веке семья Келонимуса бар Моше из Лукки (Келониды) переселяется из Италии в Германию и вместе с ними туда проникло и тайноведение .
    В 10 веке евреям Германии была известна магия (связанная с заклинанием ангелов и демонов), а в Южной Италии и мистика Меркавы. В пер. пол. 12 в Авррам бин Эзра живший в Италии считался сведущим в астрологии. У евреев Германии и Южной Франции 12-13 вв. существовало уже собственное мистическое течение хасидов (не путать с современным хасидизмом).

    Но... всё это, похоже, не выходило за пределы еврейских общин...
     
  7. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.753
    Симпатии:
    833
    :clapping:
    Забегая вперед, а куда потом делась эта высочайшая арабская культура 8-10 вв?
    Турки что ли всё разорили?
    И как арабы таких культурных высот достигли за пару веков (7-8)? Европейским варварам на это 1000 лет понадобилась ](*,)
     
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Г.о. благодаря сирийцам. Переходя в ислам, они тоже становились арабами ) (язык очень близок)

    Турки (сельджуки), берберы, монголы. Мусульманский мир переживал своё великое переселение народов в 11-13 вв.
    Поэтому это была скорее античность, чем ренессанс )
    Да и всё же варварами были не все арабы, в завоеваниях участвовали и достаточно цивилизованные южане из Йемена.
     
  9. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.753
    Симпатии:
    833
    а ренессанс, соответственно, в 21 в будет! :D
     
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    может и в 22 )
     
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ереси

    В 10 в. в Болгарии внезапно расцветает секта богомилов, определённых как манихеи.
    Установки её скорее можно назвать общегностическими ,чем конкретно манихейскими. И она имела вполне средневековый характер (массовость плюс конспирация и активная социальная позиция).
    Мир рассматривался как творение Сатанаила - старшего сына Бога, а Христос - младший сын был его противником.
    Несомненна тесная связь с павликианством. Но собственно павликиане появились на Балканах чуть позднее - в 970 г. они были переселены из Азии в Европу в Филиппополь (Пловдив).
    В кон. 11- нач. 12 в. завоевав Болгарию византийцы обрушили на еретиков репрессии, изобличение (довольно подлым способом) предполагаемого патриарха богомилов занялся сам император.
    Секты были ослаблены, но не уничтожены. (в 14 в. ересь проникла даже на Афон).
    Центр богомильства переместился в более глухую и труднодоступную Боснию. Там существовала церковь во главе с патриархом и апостолами. Власти Боснии в 13-15 вв. фактически легализовали богомильство . Неоднократные крестовые походы из Венгрии ничего не изменили.

    К 1000 г. богомильство/манихейство проникло из Болгарии в Западную Европу - в пер. пол. 11 в прокатился ряд процессов заканчивающихся сожжением еретиков - это были исключительно представители образованного духовенства.
    Но в итоге ересь стала массовой - это было движение катаров. Центр его был в Южной Франции, а филиалы в Шампани, Рейнской Германии, Италии и Арагоне. Ок. 1170 в результате визита богомильского патриарха, катарская церковь получила епископальную организацию.
    В проповеди катары опирались на христианские источники. Гланым было Евангелие от Иоанна и Послания Павла, которые получили гностическое дуалистическое истолкование. Ветхий завет отвергался.
    С манихейской организацией их роднило наличие "совершенных" .
    Покровителями катаров были графы Тулузы их вассалы.

    С нач. 13 Церковь взялась за еретиков всерьёз - совершаются креатовые походы в Южную Францию с масовым истреблением подозреваемых, учреждаются постоянные инквизиционные трибуналы.
    Но уничтожение катаров потребовалось более ста лет. Последний проповедник был сожжён в 1322 г.

    (на Балканах богомильство просуществовало до 17 в.. а следы павликианства в Армении были ещё в 19в)
     
  12. Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    :wild-joy:
    Метатрон это примерно Логос. Скорее даже Ишвара. То есть покрывающий диапазон от личного божественного Гуру до Бога в практически любом смысле.
    В большом исследовании, посвященном Иосифу Каро и цфатским каббалистам* довольно широко разбирается широкое понятие Метатрона, с которым у Каро были весьма интенсивные отношения. Получается в целом очень близко к Богу-Слово.
    То есть ситуация близкая к концепции Гуру вообще. Спектр почти как у Христа: вполне человек (в данном случае - ангел) по человечески/ангельски и вполне Бог по божеству.
    Так что Вики оказалось в понятном затруднении :lol:
    --
    *) (включая Ари, Ицхака Лурию, который был их младшим современником; причем сын Йосефа Каро женился на дочери Ицхака Лурии.)
     
    Последнее редактирование: 24 авг 2016
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Метатрон не Творец, он наместник.
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Арабское влияние

    В 12 в в христианской Испании и норманнском королевстве в Южной Италии (Сицилийском) стали активно переводить на латынь арабские и греческие научные и философские тексты.
    (как ехидно заметил один автор: " Просвещенная Европа XIII века" знакомилась с Аристотелем "...по латинскому переводу еврейского перевода комментария к арабскому переводу сирийского перевода греческого текста.")
    Обе эти страны и стали светочами новой культуры. Заметную роль в Сицилии при дворе и в университете Салерно играли арабы и евреи. Эта космополитическая традиция сохранялась и при Штауфенах, вплоть до анжуйского (французского ) завоевания 1266-68 г. (при этом завоевание считало крестовым походом)
    В Кастилии евреи стали играть особенно заметную роль в интеллектуальной сфере во вт. пол. 13 в. при Альфонсе Мудром .

    Среди переводной литературы попадались и герметические работы, которые и воспринимались в соответствии с арабской точкой зрения как неотъемлемая часть науки/философии.
    Например сборник Пикатрикс (арабский текст 11 в, посвящённый астрологии, амулетам и практической магии) был в 1256 переведён на испанский, а потом на латынь по повелению Альфонса Мудрого.
    В 13 в. уж появились христианские учёные-энциклопедисты , писавшие и по вопросах алхимии и астрологии. Это:
    Винсент из Бове (1190-1264) автор первой средневековой энциклопедии в Европе
    Альберт Великий (1200-80) святой, схоласт,учитель Фомы Аквинского,
    Роджер Бэкон 1214-94, францисканец, первый поставивший во главу угла опыт (и в естественных и в духовных делах) и видевший универсальную науку в математике
    Раймонд Луллий 1232-1316, был алхимиком, добывшим философский камень, согласно легендам.
    Арнольд из Виллановы (1235—1313) - медик и ятрохимик.

    Появляются в этом веке и профессиональные астрологи. 13 в. предположительно датируется и гримуар (справочник по заклинанию демонов), автором которого указан папа Гонорий.
     
    Последнее редактирование: 24 авг 2016
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Испанская каббала

    Чисто хронологически испанская каббала 13 в. развивалась параллельно германскому хасидизму.
    Но хасидизм был прямым продолжением старой еврейской мистики Меркавы, в то время как испанская сосредоточилась на исследовании Сефер Йецира и во вт.пол. 13 в. дала принципиально новые результаты.
    Два главных представителя каббалы этого периода это Авраам Абулафия (1240-91) и Моше де Леон (1250-1305)
    Абулафия был откровенным новатором, новым пророком, сподобившегося божественного откровения. Его тексты ясны и прагматичны, главным в них является описания техники мистического делания. Он дружил с христианскими мистиками и никак не был связан с талмудизмом. Видимо именно поэтому после его смерти его сочинения были тщательно скрыты и доступны только внутрениму кругу каббалистов, как совершенно секретная техника.
    де Леон , напротив, создавал новую теософскую концепцию в виде якобы найденной им древней книги Зогар (которую он написал на довольно искусственном арамейском). Не сразу, но в обозримый период, Зогар стал "библией каббалистов" - самым прославленным и авторитетным тестом каббалы. Там получили подробную (хотя и причудливую и малосистематическую) разработку учения о Творнеии, Эйн Соф, сефирот, мирах, клиппот и "антисфирот" и т.д.

    Из Абулафии:
     
    Светлана нравится это.
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Аллегоризм

    В европейской культуре 13 века символизм и аллегоризм становятся чуть ли не основным художественным приёмом.
    (Возможно не без влияния суфизма) куртуазная литература одновременно становится мистической.
    Если в тотальном аллегоризме Романа о Розе 1225-30, 1275 мистическое содержание прочитывается несколько искусственно, то в поэзии"нового сладостного стиля" это суть.
    Именно этот символизм/аллегоризм и стал основным языком средневекового оккультизма.

    Примерно так же каббалисты толковали Библию. Как заметил один из них: если бы Тора была тем, чем она видится при обычном прочтении, сейчас бы мы могли написать её лучше )
    Но каждое слово и даже буква теперь воспринимались как отсылки к чему то запредельному и таинственному.
    В 14 в. каббалисты символически стали толковать даже Талмуд
     
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Процесс тамплиеров 1307-14

    В общем то можно было бы не упоминать. Если бы в 18 веке тамплиерская легенда не была положена в основу шотландского ритуала масонства. С этого времени большинство оккультных организаций Европы возводили свою генеалогию именно к тамплиерам.

    Относительно того существовала ли в действительности тамплиерская ересь, мнения расходятся. Вероятно, содомия была ) А идола Бафомета в виде головы всё же не было.
    А вот плевали ли тамплиеры вт. пол. 13 в на крест при посвящении неясно.

    Действительно тамплиеры относились к катарам нейтрально, и путь для них в орден закрыт не был.
    Кажется, у тамплиеров были какие-то неформальные связи с исмаилитами.
    Действительно многие тамплиеры укрылись в Шотландии.

    Дальше область мифологии.
     
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Упадок

    В нач. 14 в. в Европе происходит своеобразная реакция против арабских влияний и мистицизма.
    И это касалось не только христиан, например в 1305 испанские раввины отлучили от синагоги всех любителей мистического толкования Торы и запретили изучение философии и естественных наук до 25 лет.
    В 1316 была издана папская булла против алхимиков, а в 1326 против чернокнижников.
    Естественно, оккультные дисциплины они не искоренили, но несомненно способствовали их маргинализации. Респектабельным учёным занятием осталась только астрология.

    Архетипический алхимик 14 в. это Николя Фламмель (1330-1418). Он не учёный и не монах, а скромный книготорговец, который 20 лет пытался расшифровать попавший к нему в руки алхимический трактат некого иудея Авраама. А потом вдруг внезапно богатеет, доживает почти до 90 лет и умирает , оставив пустую гробницу и ворох легенд.

    Зато не смотря на все запреты (а может благодаря им, ведь теперь истинность колдовства и сообщения с демонами была подтверждена авторитетом Церкви) магия, некромантия и вызывания демонов получили в 14-15 вв широчайшее распространение.
    В иудейских кругах тоже мистическая каббала отступает перед натиском каббалистики - использования каббалистических методов в чисто магически-прикладных целях.
     
    Последнее редактирование: 25 авг 2016
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Магия

    Оккультное возрождение 15 века, возможно, произошло благодаря новым импульсам с Ближнего Востока.
    Во всяком случае, вот биографии реального Абрахама Вормского и легендарного Христиана Розенкрейца.

    Абрахам Вормский (1362-1458)
    еврей из Вормса (Германия), в 1383-1404 предпринял длительное путешествие на Восток (Византия, Палестина, Синай, Египет). В Египте он встречает мудреца Абрамелина , который посвящает его в оккультные тайны.
    Вернувшись в Германию Абрахам служит нескольким (анти) папам и императору Сигизмунду от которого получил защитную грамоту. Он пишет 4 книги магических сочинений на немецком языке, отождествляя каббалу с магией. Та содержаться рецепт магической мази, методы заклинания демонов (божьей волей), установления контакта с ангелами, магический квадрат и многое другое другое. В основном это церемониальная магия. (любовная магия, невидимость, полёты, обнаружение сокровищ и т.д.)

    Христиан Розенкрейц (1378-1484), согласно легенде, родом из Германии, в 1393-1400 совершил путешествие на Восток (Палестина, Египет, Марокко), где изучает каббалу и другие оккультные дисциплины. Вернувшись в Германию основывает тайное общество "семи неизвестных" для сохранения и передачи тайной науки). Главное сочинение ,якобы, обнаружено в его гробнице, вскрытой через 120 лет после смерти)

    В 15 в. действительно появляются весьма подробные руководства по заклинанию духов умерших и демонов. Это прежде всего, знаменитый Ключ Соломона. Ну или чисто чернокнижное "Мюнхенское руководство по некромантии"
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Реванш Дьявола

    Повсеместная вера в колдовство и вездесущие козни Дьявола стали реалиями 14-15 в. От них уже не могли уберечь ни молитвы , ни благочестие. Христианне жили в осаждённом городе набитом агентами противника. Неверие в дьявола и колдовство стало считаться ересью.
    Не удивительно, что такое невероятно -возросшее могущество противника толкало многих в его объятья )
    В 1398 Парижский университет ( в то время высшая теологическая инстанция) выпустил раъяснение, о том что все обряды не основанные на помощи Божьей, несомненно основываются на помощи Дьявола.

    "Университет объявил, что все суеверные обряды, где нельзя логически ожидать помощи Бога или природы, содержат в себе необходимость заговора с Сатаною; он осуждал веру в допустимость призывать помощь демонов, искать их дружбы, вступать с ними в договоры, прибегать к чародейству с добрыми целями или для отвращения враждебного чародейства; что возможно чарами упросить Бога заставить демона внимать молитвам; что разрешается совершать обедню или какую-либо другую службу в целях колдовства; что чудеса, совершенные некогда пророками и святыми, были вызваны подобным же искусством, открытым Богом своим слугам; и что человек может при помощи известных чародеяний достигнуть видения божеской сущности. Университет также отрицал, что изображения из свинца, золота или воска, окрещенные, заклятые или посвященные в известные дни, обладали могуществом, которое им приписывалось магическими книгами; но он же клеймил и неверие людей, отрицавших за магией, заклинанием и призыванием демонов ту силу, которую им приписывали чародеи."
     
    La Mecha нравится это.
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Флорентийский платонизм

    Знакомясь с античной философией через арабов, европейцы восприняли прежде всего аристотелизм (путь и не в чистом виде). Знакомство с платонизмом (и неоплатонизмом) произошло позднее, через греков - византийских интеллектуалов, склонных к унии, которые после поражения в споре с исихастами стали перебираться в Италию. В 1360 их усилиями во Флоренции была открыта кафедра греческого языка. Роль которою они сыграли в возникновении флорентийского Ренессанса весьма значительна.Новая волна мигрантов была после турецкого завоевания Константинополя.

    Человеком , который действительно познакомил Европу с Платоном, переведя и издав его труды , был Марсилио Фичино (1433-99). В 1462 Козимо Медичи предоставил ему виллу и собрание греческих рукописей для изучения. Так возникла флорентийская платоновская академия.
    Видимо изначально Фичино понял Платона именно через призму неоплатонизма и поэтому начал работу с перевода и издания тех авторов ,которых он считал предтечами и учителями Платона. Первым из них оказался Гермес Трисмегист (Герметический корпус), 1461.
    После Платона он перевёл и издал основных неплатоников, от Плотина до Ареопагитик.
    Эти учения произвели на гуманистов колоссальное впечатление, по их мнению была создана база для универсальной философии, в которой магии отводилось достойное место.

    Сам ярким и страстным представителем этого направления стал Пико делла Мирандола (1463-94).
    В речи "О достоинстве человека" он провозгласил, что человек не принадлежит ник одному из миров, но объемлет их всех. Он смертен ,но он почти бог, способный к сотворчеству с Единым.
    Магия, дающая власть над природой, есть инструмент в его руках:
    теургия и гоетия - операция звёзд, алхимия - операция Солнца и астрология - операция Луны.
    Это была новая ренессансная программа, принятая к исполнению в 16 веке.

    Высшую интегральную мудрость Пико делла Мирандола нашёл в Каббале, тексты которой переводил для него один крещёный еврей. Но это должна была быть христианская каббала.
    Так был найден метод который лёг в основу всего последующего западного оккультизма.
    Ради него Рейхлин (1455-1522 ) первым из западных европейцев выучил еврейский язык (он сравнивал каббалу с неопифагорейством). Но дальше дело не пошло. И де факто западным христианам каббала так и досталась в виде обмылка, на который они навесили уже собственные спекуляции.

    Но так или иначе именно в этот период была создан база, на которой западный оккультизм начал уже самостоятельное развитие.
     
    list нравится это.
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    любопытно, что эта аристотелевская парадигма способствовала определённому взлёту научных исследований во вт. пол 13- 14 в. (собственно, это были первые оригинальные исследования на Западе)
    (в 14 в., например Орем, Бравардин, Альберт Саксонский, псевдо-Гебер), которое сменяется почти полным штилем в 15 в. (писали Пурбах, Региомонтан, Николай Кузанский, но в общем не выходя за пределы известного арабам).
    Новая не-аристотелевская парадигма дала в 16 в. новый взлёт.
     
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Средневековый мир несколько отличался от ренессансного.

    Это был мир тотальных отсылок ) Всё отсылало к чему другому, сама природа была аллегорией.

    А магия напоминала секретный телефонный справочник. Весь мир невидимо управляем бесчисленными чиновниками . И главное знать кто чем именно занимается и как с ним связаться. А это и есть тайное знание.
     
    Glenn и Яник нравится это.
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Испанская каббала это прежде всего восприятие динамики процесса непрерывного миротворения.

    Удачно спародировал её Умберто Эко:

     
    Glenn, list и Яник нравится это.
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Мир ренессансного герметизма напоминает скорее волшебную теплицу.
    Всё одушевлено и полно жизни, растёт и наливается соками (небесными и теллурическими).
    Всякий металл это просто недозревшее золото, всякая душа это просто недозревший бог. Мир абсолютно пластичен и способен к мутациям, отзываясь на любой импульс.
    Человек-Адам- садовник этого райского сада.
     
    Светлана нравится это.

Поделиться этой страницей