Для завершения обзора в этом разделе, наверно, надо всё-таки создать и такую ветку. Хотя тема эта сильно затоптана. Античность это цивилизационный феномен , возникший где ок 800 г. до н.э. и просуществовавший где-то до сер. 3 в. н.э. Античными обществами на раннем этапе могут считаться финикийское ( г.о. карфагенское), греческое, этрусское, латинское общества. Лидировала долгое время Эллада. Все эти общества объединяются развитием в них полисного строя. Можно даже сказать, что античность это и есть эпоха существования полиса. Хронология 814 г. основание Карфагена ок. 800 жизнь Гомера нач 8 в. греческий алфавит на основе финикийского нач. 8 в. этрусская цивилизация в Италии 776 первая Олимпиада 775 греческая великая колонизация (основание Кизика и Трапезунда) 755-53 конец власти наследных архонтов в Афинах 754 в Спарте царская власть ограничена институтом эфоров 753 основание Рима ок. 750 Дельфийский оракул (численность греков примерно 700 000 человек)
8 в до н.э. финикийцы греки подробнее http://forum.arimoya.info/threads/Древняя-Европа.3685/page-7#post-81401
время рождения полиса это примерно сер. 8 в. до нэ. развивается он из слабого вождества (у финикийцев из города-государства с сильной городской общиной) власть переходит к магистратам (выборным должностным лицам), царская власть при этом исчезает или сама сводится к своеобразной магистратуре. отдельные сельские общины сливаются сливаются в одну большую общину - т.н. синойкизм. вероятно, далеко не всегда при этом жители деревень переселялись все в один большой посёлок, но общинная верхушка туда переселялась однозначно. при появлении избыточного населения (когда всем уже не хватало земли) оно выводилось в колонию - т.е. возникал новый полис. у греков он был с самого начала независим, у других народов сохранял определённую зависимость от метрополии, но был полностью независим во внутренних делах. полис был гражданской общиной. т.е. имел чёткое деление на граждан и неграждан. полис не был государством. там не было ни бюрократии, ни профессиональной армии, ни постоянных налогов. актором политической жизни был вооружённый народ. он был армией, он выполнял вынесенные судебные решения и т.д. и он же как народно есобрание был высшей властью (в аристократических/олиграхических полисах это роль выполняло собрание "лучших мужей"). доходы в казну шли от использования полисного имущества или от специально накладыаемых целевых поборов. демократический полис в свете современных политических категорий напоминал не представительную демократию (в полисе она была прямой), а, скорее, анархическое общество (как его представляли идеологи анархизма).
7 в до н.э хронология ок. 700 Гесиод (Гомер и Гесиод- эпические поэты - считались греками главными интерпретаторами мифологии, и создателями религии антропоморфных божеств) ок. 670 Каллин из Эфеса- лирический поэт 7 в до н.э италийская письменность на основе греческой первые законы (Ликурга в Спарте, Драконта в Афинах) кон. 7 в. античная каменная архитектура (дорический ордер) ок. 600 реальное основание Рима (в результате синойкизма)
7 в до н.э. это прежде всего освоение морского пространства, движение вширь, великая колонизация, триеры, морские сражения, быстрый рост населения. Тирания. появляется , видимо. как раз в сер. 7 в. Это особая форма единовластия, характерная для полисного строя. Тиран это не царь и не вождь. Его власть не легитимизирована. Это просто гражданин, который, как лидер, собрал вокруг себя много крепких ребят - друзей и клиентов, иногда наёмников и стал диктовать остальным гражданам свою волю. Он не встроен в систему выборных магистратур и не находится над ними. Он рядом с ними. Его власть не публичная ,а частная по сути.
хронология 6 в. последний век великой колонизации 6 в. до н.э.- настоящий "интеллектуальный взрыв" в Элладе ( параллельно, видимо,быстрое развитие синего и появление оранжевого мема) нач. 6 в. - "7 мудрецов" Эллады - сформулировали правила разумной и праведной жизни 594 реформа Солона в Афинах - запрет долгового рабства 575 начало чеканки монет в Афинах ок. 640-546 Фалес Милетский - один из мудрецов и основатель милетской школы натурофилософии (Анаксимандр, Анаксимен) сер. 6 в. Эзоп 546 персы покоряют азиатских греков ок. 570-496 Пифагор - основатель философско-мистической школы пифагорейцев, видимо, первым ввёл принцип математического доказательства. ок. 570-478 Анакреонт ок. 570-480 Ксенофан - основатель элеатской школы философии ок. 540-480 Гераклит Симмахия. 6 в . до н.э. это время появления симмахий - союзов полисов, часто неравноправных во главе с городом-гегемоном. Такой симмахией была Карфагенская держава, сплотившая финикийцев для борьбы с греческой экспансией. Равноправным, видимо, был союз 12 этрусских городов, в Греции , возможно, первой симммахией был Пелопоннесский союз , сначала во главе с Аргосом, а потом Спартой. Но в составе симмахии каждый полис оставался отдельным полисом со своим гражданством и независимым внутренним устройством.
5-4 вв. до н.э. это Классическая Греция и Греческое чудо. Эллада переживает неслыханный подъём . Численность населения в 5 в. достигает где-то 4 млн. чел, в 4 в. - 8-10 млн. и греки становятся одним из самых многочисленных народов на Земле. Культура в 5 в. выходит на принципиально новый уровень, далеко обогнав своих соседей по античному миру, и в 4 в. они начинают перестраивать свою религию и культуру по греческим стандартам. В чисто военном плане коалиция греческих полисов успешно противостоит единственной мировой державе того времени - Персидской и под конец наносит ей смертельный удар. Появляется наука (Мегон, Гекатей, Алкмеон, Гиппократ из Хирса) хронология. 509 республика в Риме 500-321 Афинская демократия 499-449 греко-персидские войны - персидское наступление захлебнулось 493 Латинский союз (латины и римляне наряду с греками и этрусками начинают играть важную роль в Италии) 493 театр в Афинах ок. 485/80 начало классического периода в искусстве Греции 461-429 "век Перикла" в Афинах 460 "Афина" Фидия 486-406 - Софокл - первый драматург 484-425 Геродот - "отец истории" сер. 5 в Полигнот - первый монументальный живописец (до этого процветала г.о. вазопись) 470-399 - Сократ 460-360 Демокрит 431-404 Пелопоннесская война (борьба за лидерство между Спартой и Афинами серьёзно изнурившая греческий мир)
Античное государство Я уже говорил, что полис это не государство в основном смысле слова. Потому что в полисе нет административных структур отчуждённых, отдельных от общества. Функции государства общество выполняет само , непосредственно. Высшим развитием этого принципа и была афинская демократия. Особенность её была ещё в том, что во первых она объединяла очень большой граждански коллектив. Типичный полис имел 1-5 000 граждан (Платон считал оптимальным 5040). Афины же были городом с населением порядка 160 000 , в 4 в. до н.э здесь было 60 000 граждан (в 5 в до н.э., конечно, меньше). Граждане были меньшинством, поскольку в их число не входили дети, женщины, периэки (неграждане) и многочисленные рабы. И кроме того полисная организация была высорационализована много раз подвергалась направленному рациональному реформированию, а в 4 в до н.э. здесь была разработана теория полисного устройства. Т.о. это устройство не уступало по сложности и структурированности государственному, но было альтернативным. Когда эллины говорили о всеобщем рабстве на Востоке, они имели ввиду именно государственное бюрократическое устройство восточных обществ. Современное государство тоже несомненно было расценено как поголовное рабство. Но с точки зрения греков, на Востоке не было и настоящего рабства, которое было в Греции, где раб был "говорящим орудием" хозяина, властного полностью над его жизнью и смертью. На тему античного устройства было есть очень много размышлений и интеллектуальных медитаций, особенно на тему как могли сочетаться демократия и примат долга. Для консервативно настроенных мыслителей эти понятия расходились принципиально, долг это монархия, а демократия есть нечто растленное. права в ущерб долгу. Разрешение вопроса находили в сверхъестественной добродетельности античных граждан. Спарта особенно привлекала поклонников аристократии, при том, что спартанская система строилась на принципиальном равенстве имущества (в Афинах уравнительные меры тоже хотя и не столь явно, но действовали) и жёстком противопоставлении малочисленных граждан даже не рабам, а государственным крепостным-илотам из покорённого (греческого же) населения. Хотя Спарта считалась монархией, де факто она была разросшимся мужским союзом, спаянным боевым и гомосексуальным братством (пожалуй это было самое гомосексуальным общество в мире, где молодожён должен был тайно пробираться к супруге, одетой и остриженной по-мужски), в Афинах бисексуальность тоже считалась общепринятой нормой. И это тоже было проявлением янской природы античной культуры, гомосесуальность никак не была связана с женоподобием, скорее, наоборот.). Античное же государство в 5 в до н.э. появлялось там где возникали симбиотические политии, включающие и полисное и (часто покорённое) "варварское" население. Таким обществом был Карфаген, но его строй пока ещё был уникален, позднее он станет предтечей римского. Типичнее же были Боспорская царство и Сиракузская тирания. В первом тиран главного города возглавлял симмахию и одновременно являлся царём для варваров. Во втором симмахия господствовала над варварским населением. Сюда же можно отнести Македонское царство - первоначально вождество, потом наследная сатрапия Персидского царства и наконец , независимое, сильно эллинизированное государство, благо, македоняне были родственны эллинам). Здесь царская власть была изначальна, а полисы периферийны.
4 в . до н.э. Это время кризиса полиса. Главной причиной было нарастающее имущественное расслоение. Появились очень богатые и очень бедные (охлос). Первые не были уверены в защите полисом своего имущества , вторые вообще не имели достаточного имущества, чтобы быть воинами и требовали государственного обеспечения. Широкое распространение получило военное наёмничество. Борьба за гегемонию в Элладе велась между Афинами, Спартой и Фивами, к сер. века все три центра выдохлись и главным гегемоном становится Македония. на западе - в Великой Греции гегемоном были Сиракузы, ведущие борьбу с Карфагеном. Латинские города попадают под гегемонию Рима. Античная культура этого времени достигает полной зрелости. "Янское " начало начинает ослабевать, появляется фигура частного человека, занятого своей частной, а не общественной жизнью, обладающего средствами и вкусом. Вт. пол . 4 в. это эпоха македонских завоеваний, расширивших границы античного мира до Инда. Хронология 444/35- 370/Антисфен - основатель школы киников 428-348 Платон 384-322 Аристотель 360-270 - Пиррон - основатель скептицизма 359-326 правление Филиппа Македонского, в 337 объединил Грецию в Коринфский союз. 359-353 Галикарнасский мавзолей (модель) 350/330 Афродита Книдская Праксителя (самая прославленная скульптура во времена античности - и первая полностью обнажённая женская в Элладе) (одна из бесчисленных копий ) 338 Латинский союз разгромлен Римом и распущен. 334-323 азиатский поход Александра Македонского - покорение Персидского царства.
4 в до н.э. , судя по письменным источникам, золотой век греческой живописи. но судить о ней можем только по жалким остаткам гробницы македонских царей