Некоторая "ощетиненность" догматического православия связана с историческими причинами: прежде всего, противостояния и потому противопоставления себя католицизму. Максимальное политическое противоборство при минимальном догматическом расхождении. Выдающийся православный церковный историк Михаил Поснов в своем монументальном труде “История Христианской Церкви пишет:” Подробнее – http://lib.rus.ec/b/121550/read#t167 История Христианской Церкви Михаил Поснов (1874-1931)
И вообще: упирать на "католичество" как некое сомнительное христианство я б поостереглась. Все основные (до 1054г) святые у нас общие. Отличия гл. обр. политические, исторические, обрядовые и в некоторых спекулятивных (умозрительных) концепциях. Обе главные христианские ветки носят одно и то же двойное доопределение: обе Ц. кат(Ф)олические/вселенские и православные/ортодоксальные. Так что прятать христианское за католическое - негоже: христианство вдвое ширше (потому как протестанты - не ангелы тож). При том что наши умыслы на католичество есть домыслы. Мы же ведем себя как схизматики (сектанты-раскольники) /психологически/ совершенно объективно: горды, заносчивы, обидчивы.
У меня никаких умыслов на католичество нет. И домыслов. И я никого на этом ресурсе не знаю - у кого есть. Так что, Соня, не понятно, от чьего имени ты пишешь "наши умыслы", "Мы же ведем себя как" и т.д. Неужели от своего?
(Страдающему техническим не столь образованием сколь мышлением) Янику невдомек: всякое слово понимается в контексте. Необходимость постоянно это напоминать даже заставило сделать эту не для всех очевидную истину своей подписью. "Мы" в данном случае означает православные. "Мы" в данном (и всяком подобном) случае необходимо, поскольку иначе такие утверждения с моей стороны выглядели бы надменным поучением, поучительством. Даже Яник, много менее меня пекущийся о чувствах ближних, способен (после трехкратного перечитывания) понять сказанное.
Прежде всего Filioque*(это по объему накрута , но не только. Каждой (по сути) малости придавалось вселенское значение и делались ну просто эсхатологические** выводы. Дело не только в том, что каждое расхождение трактуется и обосновывается каждой Ц вполне по-своему и вполне убедительно. Причем, почти вовсе неведомым "противной стороне" образом. Дело в том, что сама суть расхождений понимается сторонами (прежде всего - православной) совершенно неправильно. Это и о непогрешимости папы, и о телесном вознесении Девы Марии... Это похоже на ситуацию с монофизитством (Армянская, Эфиопская церковь) На раз заменили монофизитство на миафизитство и наступила тишь, гладь, да божжья благодать. Было бы желание (называемое политической волей)... Гляньте умильно, как все любовно (на бумаге) захороводились и радостно встроились в единый ряд Главные миафизитские церкви: (Вики) Армянская апостольская церковь Коптская православная церковь Эфиопская православная церковь Эритрейская православная церковь Сирийская православная церковь --- *) Уважаемая София, великолепное, исчерпывающее (и одновременно лаконичное) определение отношения/неотношения католицизма/православия! Поверьте, я в своё время закончил духовную семинарию для католических священников, после изучал богословие в Сен-Жодаре. Всё очень точно... Простите, говоря об умозрительных различиях, Вы имеете ввиду канон Filioque и догмат о примате римского первосященника? Другие различия понятны... /комплимент отвешан 2му посту в теме/ **)Да, спасибо Вам! Эсхатологические... это точно (особо касательно разногласий меж Ватиканом и Константинополем в самом 1054 г.,, можно ли монахам носить кальсоны - правоверно это или нет!!!)!
Убедительность любой идеологии никак не противоречит и не исключает ее бессодержательности. 0 (нуль) (или ноль) Наскрести можно чего угодно. И придать этому несусветный смысл офигененной принципиальности и важности. Двуперстие и трехперстие тоже прежде считалось противоположным , как Христос и Антихрист (и формально - это действительно так). А потом признано было равночестным. филиокве делает разной метафизику католичества и православия , что имеет кроме всего прочего важные социальные последствия. Это называется: сколько ни надувай муху - слона из нее не сделаешь. Даже надувного. кроме того " индивидуальное подвижничество" не есть индивидуализм Перлы Фотиевого красноречия за 12 веков не стали ни менее яркими, ни менее пустыми. Как и во всем. Убедительность любой идеологии никак не противоречит и не исключает ее бессодержательности. - Потому что когда захотели - его тут же вполне православненько объяснили и тут же замирились. - Потому что оба мнения - (особенно католическое) имеют своих весьма мудрых и благочестивых защитников. - Потому что в православии ныне такая свистопляска пустейших еретических и просто глупых громогласно провозглашаемых мнений, - что тут уж не до "ужасного филиокве". А при чем здесь отличия? Отличия никто и не отменял. Вопрос в том, что можно трактовать их как (подлинную) соборность, а можно - надувать их символикой вопиющего и вселенского значения. Надо мне в этой связи успеть написать о двуперстии и троеперстии. Формально - полная противоположность. По сути - сущностное, чуть ли не до тождественности, единство, - при отличии просто некоторых смысловых акцентов.
а также массовой путаницы в ней. ) Во время всероссийского репрезентативного опроса 69% православных россиян ответили, что Святой Дух, по их мнению, исходит не только от Отца, но и от Сына. Такой взгляд соответствует католической, а не православной традиции.
Если покопаться, то история Церкви в значительной степени состоит из подобных "преступных ошибок", впоследствии (или тут же) освящённых. Подобной деконструкции можно подвергнуть многие её элементы, вплоть до догматов. Что же останется в итоге на этом пепелище? )
Жизнь и Бог, Олег. А вообще, История церкви состоит в гораздо большей степени из разного рода благих дел, ценность которых понимается только спустя годы и столетия. Поэтому, церковь вечно находится в пути, как человечество, вообще.
Слово "религия" (буквальный его смысл совпадает с понятием "йога") употребляю в смысле расширения сознания. Догматика - это внешняя скорлупа религиозного орешка. Догмы - отвердение духовного опыта в словах. Вырабатываются, обычно, прежде всего в результате вынужденной полемики (апологии)
КП - (камни преткновения или когнитивный прожектор) : то обо что ушибся взгляд при просмотре ФБ. Нагородят же поверхностной чепухи ... О подвижниках-индивидуалистах лучше б вспомнили. Об исихазме. О выдающемся мистике и интеллектуале не только своего времени - Григории Паламе. И о том, существуют ли хоть какие-то богословские различие между православием и католицизмом. О том что православие и "русское" - отнюдь не синонимы. О том что первую свою и не худшую 1000 лет все христианство было единым и православным Все это сабж-мысли столь же легковесные, сколь и распространенные. Зато только по подобным перлам понимаешь, что Познер, например, - неглубокий человек. Цитир. высказывание интересно тем, что густо: в нем все термины употребляются в том же досужем значении. Наскрести можно чего угодно. И придать этому несусветный смысл офигененной принципиальности и важности. Двуперстие и трехперстие тоже прежде считалось противоположным , как Христос и Антихрист (и формально - это действительно так). А потом признано было равночестным. (РПЦ признано. Давным давно) Потому что когда захотели - его тут же вполне православненько объяснили и тут же замирились. Это называется: сколько ни надувай муху - слона из нее не сделаешь. Даже надувного.= Перлы Фотиевого красноречия за 12 веков не стали ни менее яркими, ни менее пустыми. (Фотий I (патриарх Константинопольский "Напряжённость отношений между Римом и Константинополем, усугублявшаяся спором о юрисдикции над Болгарией и Южной Италией, привела к взаимному осуждению и отлучению патриарха и папы. Возникла так называемая «Фотианская схизма»: в августе 863 на Римском Соборе был отлучен Фотий, в сентябре 867 Собор в Константинополе отлучил папу Николая." https://ru.wikipedia.org/wiki/Фотий_I_(патриарх_Константинопольский) ===========+++========= Сыщется ли высказанным мыслям перевод на здравый? - Разумеется. А Именно. Всякая религия во всяком месте и времени неизбежно и прискорбно подвержена состоянию людских умов и нравов.
Западное христианство*.... --- *) как следует правильно называть католицизм: обе древнейшие ветви христианства именуются одинаково и даже тождественно (как до раскола): Обе - православные и кафолические/всемирные (ортодоксальные и католические). Западное христианство не менее и даже более восточного - явление слишком большое и многоплановое, чтобы его враз обмазать краской из одного ведра. Ужасное и прекрасное В Католической церкви чтение Символа веры допускается как с филиокве (в латинском обряде), так и без него (некоторые восточнокатолические церкви). известно, что некоторые католики восточного обряда могут читать Символ Веры без filioque; так, в греческой католической церкви вариант без филиокве принят как основной 6 августа 2000 года Католической церковью была опубликована декларация «Dominus Iesus» («Господь Иисус»). Автором этой декларации был кардинал Йозеф Ратцингер (папа Бенедикт XVI с 2005 года). В этом документе во втором абзаце первой части[49] приводится текст Символа Веры в редакции без филиокве: «Et in Spiritum Sanctum, Dominum et vivificantem, qui ex Patre procedit, qui cum Patre et Filio simul adoratur et conglorificatur, qui locutus est per prophetas». («И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, который вещал через пророков»).