Посмотрел в кинотеатре "Молчание" Скорсезе, по книге Сюсаку Эндо, которую по рекомендации Родика читал года 2 назад. Фильм очень сильно встряхивает, если подставляешь себя на место героев: "А если бы это со мной?" Вместо дубляжа субтитры, длительность 2:40, действие неторопливое, под тонкую струйку звука флейты. Внутреннее напряжение нарастает, и когда священником оказывается перед неразрешимой дилеммой между любовью к Богу и любовью к ближним (типичное дьявольское расщепление) и делает роковой выбор и вдруг слышит Голос - я беззвучно рыдал.
А подход буддиста какой, если, например, ему будет предложено отречься от учения Будды и для наглядности разрушить статую? Или твой? Мне кажется, проблема отречения отсутствует только для тех, для кого нет понятия "верность".
Статуя это просто камень. Учение Будды заключается в уменьшении суммы страдания. Вы же помните эту историю про деревянного будду, которого сожгли чтобы согреться.
Историю, честно сказать не помню. Понятно, что в данном случае это был единственный выход, так как второй - околеть. В Испании во время ужасных лет Гражданской войны, голодающий и нищий люд ободрал все храмы (например, церковь 16 века в Ронде), если что-то уцелело, то только стараниями тех, кто сохранил где-то в своём доме. Всё имущество было пущено в дело. Как тут осуждать? Произведения искусства часто оказываются самыми беззащитными в таких событиях. И их ужасно жаль.
Однажды, во время путешествия Танка Теннен остановился на ночь в храме. Было так холодно, что он разложил костер из деревянной статуи Будды. Когда на следующее утро храмовые монахи стали стыдить его, Танка объяснил, что сжег статую, чтобы собрать кости Будды. «Разве могут быть кости у деревянной статуи?» — спросил монах Танку Теннена. «Тогда почему вы ругали меня?» — ответил Танка.
А учение Христа - в любви. Дело не в иконе или статуе как материальных предметах: они символизируют драгоценнейшее для человека, а их попрание - внутренний отказ от сердцевины души. Чтобы такой поступок не означал самоубийства, верующему требуется уже надчеловеческий уровень, практически отказ от культуры. Невозможностью такого уровня для большинства и воспользовался инквизитор.
Но христианство - не в учении Христа, не так ли. Если бы было иначе, то не было бы вышеозначенного "рокового выбора". Между чем и чем выбирать? От чего отрекаться? Отрекшись от христианства, стал ли главный герой менее любящим? А если не стал, от чего именно он отрекался? А в вере в него. Фильм хороший, но адресован он прежде всего христианам. Имхо, автор ставит перед христианами вопрос: что есть христианство? В чём его суть?
Выходит, такой христианин отождествляет символ с любовью. Или иначе: "изображение Бога с Богом". Тогда как символ - это просто картинка, изображение, знак. Это слово "любовь", но не сама любовь.
Символ вызывает в нашем сознании примерно те же реакции, что и память, и само событие. Поэтому такое значение имеет язык культуры: вторичная реальность возвращает к первичной, причём обогащает её. Влюблённый юноша дорожит и самой девушкой, и её фотографией, и даже снимками мест, где они встречались: всё, освященное любовью, делается для него особенно важным. Может, глаза любви видят как раз глубже всех прочих глаз. Если "просто знак", то оправдано иконоборчество в Византии или уничтожение статуй Будды талибами, да и вообще храмов, писаний - ведь это всё вроде как и не Бог? Хотя на самом деле Бог через всё это становится доступнее Может, и стал: часть его души была убита предательством, хотя бы и прощённым. К тому же он лишил духовной опоры паству: если уж священник отрекается!.. А надо противопоставлять? Христианство - это отношения доверия, уверенность в предании (включая учение). От своего отношения. Может ли юноша плюнуть на фото любимой? Может, но такой поступок выражает не любовь.
Эта травма была как раз обусловлена наличием "рокового выбора". Или поставил перед ними тот же вопрос. Это ты меня спрашиваешь? ) Почему-то так получилось, что они оказались противопоставлены (причём ты первый же и обозначил в этой ветке это противопоставление). Искусственная аналогия.
Хорошо. А если, как ты говоришь, выбор роковой? Плюнуть на фотографию или на саму любимую? (Или сжечь - то или другое?) Тогда плевок на фотографию будет выражением любви?
Может ли юноша плюнуть на фото любимой, если на другой чаше весов будет смерть живых людей и в конечном итоге - самой этой девушки? Роковой выбор перед ним встанет лишь в том случае, если ему будет с детства внушено, что фотография - священна. Даже не так: СВЯЩЕННА. Напомню, что именно Скорсезе снял "Последнее искушение Христа", где по сути ставит тот же вопрос.
Но она остаётся вторичной, правда? Обогащая наше воображение, мышление, развивая тем самым сознание в целом, символ пленяет в итоге. Пленившись им, человек имеет "роковой" выбор, тогда как на самом деле никакого рока тут нет. В символ вложено слишком много значимости за человеческую историю. Поэтому он стал "живым". Собственно, история - это и есть история символа. Но любовь и Бог - это то, что вне истории. Вне символа. Который да, может на него указывать. Напоминать. Вдохновлять. В зависимости от веры человека в символ. Учение же Христа - о любви. Если уж мы говорим в этих категориях. "Вне" - имеется в виду, не то что они "на небесах", где-то там, а то, что они не зависят от времени, места и прочих условий, в т.ч. символа.
"Учение Христа" - о том что из него сделают "ученики Христа". Причем не только из "священных текстов" или писаний-размышлений завязанных-инспирированных ими. А иногда даже вопреки. В экстремальном случае все это не важно, и можно получить то же самое учение на базе любого развернутого и сложного корпуса текстов - Махабхараты, там, а при определенной изобретательности и гибкости мышления, даже из Майн Кампф....
Нет, то что сделают из учения Христа "ученики" - это как раз "вторичная реальность" ) Володя, говоря так (а я говорю, отталкиваясь от его слов), имел в виду суть учения, а не его интерпретации, и мы с ним в этих терминах (я надеюсь).
Вот, о чём и речь. Без указателя на первичную где она, первичная? Что она есть? ) Потому вторичная стала важнее. Отсюда "роковой" выбор.
Вот, видимо, автор фильма как раз и задаёт вопрос: а о чём, собственно, учение Христа? и о чём христианство? Вы уж, мол, определитесь, дорогие христиане.
Хочу вернуться к фильму "Молчание". Признаться, я оторопел от реплик Олега и Ирины, вроде: Мне казалось, что режиссёр, как и автор книги, высказались предельно ясно: люди попали в мучительную ситуацию, опасную не только для тела, но и для души (см. Мф. 10, 28). Нечто похожее было недавно и у нас, когда "...над страной бесшумно встал/Час всенародной Гефсимании" ("Русские боги", гл. 16, "Чаша"). Чаша сия не минует и будущие поколения уже во всемирном масштабе при Антихристе. Собственно, инквизитор - это и есть локальный антихрист. Но я читаю суждения, в которых его почти оправдывают за пусть суровый, но возврат якобы от символов к реальности, к истинному учению Христа. Тогда и большевиков стоило бы поблагодарить - за разрушение храмов, ведь главный храм - "не в брёвнах, а в рёбрах". Я спросил мнение непосредственного участника тех японских событий Родика и, с его разрешения, публикую ответ. Живой авторский слог сохранён как представляющий художественную и психологическую ценность : После чтения обсуждения: