ок. 1810 в Британии возникает "эклетическое" направление в устройстве парков - реабилитируются регулярные сады возле дома, создаются парковые участки в разных исторических стилях 1810 возникновение в Италии художественной колонии "назарейцев" - молодых немецких художников восставших против канонов классицизма в пользу кватроченто. Предтечей романтизма в музыке считается Бетховен (особенно в поздних, после 1810 г произведениях) Непосредственно первыми романтическими можно считать оперу "Абу Гассан" фон Вебера - 1811, и первую симфонию Шуберта 1813 1811 "Чувства и чувствительность" Джейн Остин (13- выйдет Гордость и предубеждение) - начало реалистической литературы 1814 первый исторический роман Вальтера Скотта - в отличие от "готических" он не нагнетает ужасы, а стремится точно соответствовать эпохе и исторической событийной канве. 1816-17 назарейцы расписывают дом консула Бартольди (и впервые привлекают к себе внимание) 1817 исследование Рикмана об архитектурных стилях в истории Британии 1818 в Англии возникает художественное объединение "Древние" 1819"Мир как воля и представление" Шопенгауэра. 1820-е золотой век романтизма "стиль Карла 10" - мебель "под французский ренессанс", в германских странах - бидермайер, ок. 1825 новая мода в одежде - отход от "античного" образца платья-туники. 1827 манифест романтической литературы Гюго. "История архитектуры" Штиглица - выделяет и описывает архитектурные стили Европы с древнейших времён. Ок. 1830 распространение реалистической литературы (Стендаль, Мериме, Бальзак)
первые постройки в нео-стилях 1811-24 Эбботсфорд - замок Вальтера Скотта - уже не фантастическая реплика ,а де факто музей шотландской архитектуры 1805 усадьба Сезинкот в могольском стиле 1815-22 королевский павильон в Брайтоне - условный "восточный" стиль Лейхтенбергский дворец. Мюнхен. 1816. Неоренессанс. Глиптотека. Мюнхен. 1816-31. нео-греческий стиль Мебель "Карл 10" Храм Александра Невского в Потсдаме. 1826. Русско-византийский стиль
Итак, что же такое эпоха историзма? Как уже было сказано системообразующим стилем для неё стал романтизм, когда он постепенно вытеснил классицизм в роли мейнстрима. Но романтическим можно назвать только первые период 1815-35, когда и ампир ещё не сдал свои позиции. В период зрелого и особенно позднего историзма его основами были романтизм и реализм (натуральная школа) Ни в один другой период искусство и роль артиста не возносили так высоко. Но никогда столь масштабно не тяготели над творческим поисками изыскания учёных искусствоведов и историков. История действительно в это время превращается в сверхнауку, философия становится историей философии, искусство историей искусства... Идея развития-эволюции стала ключевой применительно в любой области человеческой деятельности , мысли и самой природы. А культура начала восприниматься как гигантский музей.
ранний историзм -романтический это Шуберт, Байрон, Мицкевич, Пушкин, Гауф зрелый - романтики: Гюго, Жорж Санд, Дюма, Гейне, Словацкий, Лермонтов, Гоголь, Тютчев, славянофилы,По, Лонгфелло, Мелвилл. Лист, Шопен, Шуман, Берлиоз, Вагнер, реалисты: Бальзак, Диккенс, Гончаров... эпоха зрелого историзма это примерно 1830/35 - 1855/60 гг. Всецело он начинает господствовать в Британии (Викторианский стиль). На континенте он определяет интерьеры. Всё больше возводится зданий в "стилях". Декор заполняет стены, ордер становится необязательным. третий период - позднего историзма можно назвать эклектическим это 1855/60 - 1890-е гг. Застройка в нео-стилях становится массовой, она полностью преобразуют городскую среду. Здания редко следую конкретному стилю, а обычно сочетают их элементы. Как эстетические объекты воспринимаются абсолютно все постройки, появляются готические водонапорные башни, фабрики и т.д. Господствует "фасадная архитектура" - т.е. структура здания никак не связана к экстерьером, фасадный декор "накладывается" на типовую планировку ради "стиля". четвёртый период - ретроспективный - это историзм эпохи модерна. Надо сказать, что инерция историзма была колоссальна, и новому стилю так и не удалось вытеснить повсеместно старый. Более того, с 1910 г. этот ретроспективный стиль повсеместно вытесняет модерн (своеобразная "реакция") и конкурируя с авангардом и ар деко продолжает своё существование все 20-е , переходя местами даже в 30-е, а в СССР обретает новую жизнь в "сталинском ампире" до сер. 50-х гг. сами же нео-стили менялись в разных странах как самые модные , не вытесняя окончательно другие. Например в Британии - викториански стиль это нео-готика в экстерьере и эклектика в интерьере , а эдвардианский (эпоха модерна) это неоклассицизм. Во Франции 1830-е-50-е в интерьере господствовало нео-рококо, 60-70 е эклектичный бозар, в 80-нео-ренессанс, В Германии 1820-е-30 е бидермайер, 40-е нео-рококо, 50-60-неоготика, 70-е неоренессанс ("клоповый"), 80-е нео-бидермайер и "древнегерманский" стиль
Зрелый историзм Нео-грек - классицизм эпохи историзма "Вальгалла". Пруссия. 1830-42 Британия Британский музей. 1823-47 Россия Новый Эрмитаж. 1842-51 Дворец Лейхтенбергского. 1839-42 Бельведер. Петергоф 1853-56
Период массового строительства 60-е-90-е. Россия Музей Александра 3 . Одна из последних построек стиля . 1898-1912
а так всё археологически достоверно ) "Вальгалла" это точная реконструкция Парфенона ) Джон Гибсон (1790-1866)
Египетский стиль Для эпохи классицизма древнеегипетский стиль был её "восточным стилем", как для рококо шинаузри. кон. 18 -нач 19 в Египетский вестибюль. Павловск. 1803 Франция. фонтан 1806 Памятник воинам павшим при взятии. Казань. 1813-23 Петербург. 1825 Царское село. 1827-30 в рамках историзма Британия 1838 1860-63 Берлин музей (1843-55)
Фаберже 1893 Египетский дом (Доходный дом Нежинской) СПБ. 1911 (это уже фактически египтизирующий модерн) Франция 1925 Альма-Тадема (1836-1912)
нео-романский стиль первый период экспериментов с романскими формами в Англии проходил в рамках предромантизма и романтизма (1744-1816), когда ещё никтоне догадывался что это континентальный романский стиль, а отождествляли его с дороманским древнесаксонским. 1792 Собственно к раннему историзма относится второй период - после исследовательских работ, установивших что это норманнский стиль и выявивших его характерные особенности первые постройки нового стиля 1820-37 замок Пенрин замок Госфорд 1819-59 в целом же нео-романский стиль становится в Британии стилей церквей 1839-44 1849 - православный храм параллельно с 30-х гг. нео-романские эксперименты начинаются в Германии, там это называлось круглоарочным стилем и он много менее исторически строг 1833-35 1839. синагога 1847 вокзал 1854 форт в Кенигсберге во вт. пол 19 в. обе версии стиля достигают Америки становясь стилем массовым строится с 1856. колледж в Канаде 1855 США 1857 США. особняк Франция . 1879 монастырь ла Салетта
Следующий этап начинается с работ американского архитектора Ричардсона 1872 1878 1883 1883 библиотека по сути это уже версия романского возрождения соотносимая с национал-романтическим модерном аналогично развивался стиль и в Германии 1883 вокзал Новый собор в Меце 1889-1904 императорский замок в Познани 1905-11 т.н. романо-византийский стиль 1864-82 резиденция митрополита в Черновцах Вестминстерский собор в Лондоне (1895-1903) стиль просуществовал до нач. 1930-х гг.
нео-готика В развитии неоготики можно выделить несколько этапов: 1. 1753-1813 эпоха романтических затей и фантазий на тему готики 2. 1814-36 научный подход к реконструкции готического стиля в отдельных уникальных сооружениях 3. с 1836 - массовое использование нео-готики в Британии , растущий интерес на континенте 4. вт. пол. 19 в. эпоха достройки великих средневековых соборов, реконструкции, реставрации, восстановления средневековых замков и создание новых - романтических. использование нео-готических приёмов в архитектуре становится всё более массовым. Например в Британии нео-готическое строительство росло с каждым десятилетием с 1810-х, достигнув пика в 1860- х гг.. а потом кривая плавно снижается до 1920-х. отдельные постройки возводятся и в 30-х. В Германии 1830-40-е отдельные уникальные постройки, в 50-х-80-х определённый всплеск, пик в 1890-е -1900 е и быстрый сход на нет в 1910-х. Во Франции отдельные постройки с 1840-х до 1920-х и два всплеска - в 1860- и 90-х
На континента вплоть до 1830-х речь идёт об отдельных парковых сооружениях, правда постепенно всё более масштабных. готическая руина Шапель в Царском селе. 1827 готическая руина Лёвенбург в Касселе 1793-1806 1824-30 первая неоготическая церковь на континента. Берлин первые радикальные реконструкции старинных развалин: Германия 1820 1826-37 Штлценфельс в кобленце . видимо, первый полностью неоготический замок на континента 1838 начата "реставрация" (по сути романтическая перестройка) Вартубурга. Создание нео-готических интерьеров Хоэншвангау . 1832-37 Бавария
Вестминстерский дворец (1840-60) - символ нео-готического стиля и визитная карточка викторианской эпохи
Вотивкихе. Вена. 1855-79 Оттмаркирхе. Вена 1866-73 Шварценбергкирхе 1874-77 Гамбург. ц. св. Николая. 1874 ц. св. Гертруды 1885 Австралия. 1897