Речь пойдёт о культурной эпохе (большом стиле) расцвет которой приходится примерно на 1925-75 гг. Зарождение новой стилистики начинается где-то в 1890-х, а инерция её сохраняется до сих пор. Период 1905-25 можно считать ранним модернизмом, 1925-45/55 зрелым. после 55 поздним. Как и любой большой стиль этот слагается из разнонаправленных векторов. Главными были авангард (собственно модернизм) и нео-классицизм. Между ними в качестве переходного моста : ар деко с магическим реализмом/новой вещественностью. На первом этапе (до 45/55 гг.) нео-классические тенденции явно преобладают, на втором торжествует авангард. Можно считать нео-классицизм и ар деко и продолжением безвременно почившей эпохи модерна (ар нуво)
Стадии развития неоклассицизма. Неоклассицизм прошёл несколько этапов развития, которые разумеется, не сменяли друг друга хронологически, а последовательно появлялись , длительное время сосуществуя. Существовало классическое направление в рамках историзма (нео-грек и ретро-классицизм, стремящиеся точно воспроизвести ранее существовавшие формы классицизма, соответственно, древнегреческие и местные региональные 17- нач. 19 вв.) . (второй примерно с 1870-х) Существовал классицизирующий модерн (ар нуво). (с 1890-х). Он играл с внешними формами классицизма, часто гипертрофируя их, но планировочные решения построек с классицизмом не имели ничего общего, а картины и скульптуры скорее стремились передать "дух древности" - для них характерно обращение к древнегреческой архаике. Существовал переходный "эдвардианский" стиль (первые шаги в 1890-х, но в основном 1900-е). Он близок к бозару , но более тщательно отбирает элементы архитектурного декора (с ориентацией не на барочно-ренессансные, а на классические формы). Здесь уже присутствуют претензии на преодоление эклектики, путём возвращения к универсальности и рациональности классики. Строгий неоклассический стиль (1900-е) в идеале стремился к универсализации форм нео-грека, в массовой практике скорее ориентируясь на рационализм плана и минимализацию декора (последний, в чисто классических формах, скорее накладывался на функциональную архитектуру зданий). Наконец последний вариант - вплотную примыкающий к ар деко и магическому реализму - появляется в 1910-е гг. и полностью созвучен духу модернизма. Рим 1885-1911 "Алтарь Отечества"
Россия Посмотреть вложение 61346 Посмотреть вложение 61347 Посмотреть вложение 61349 1904 1907 1908 1907 Вена 1914 Венгрия 1925
США 1893 1901 особняк на Палм-Бич снаружи и внутри (классический экстерьер, эклектический интерьер) 1902 1914 (лестница в стилистике боз ара) 1915 . стилистика британского барочного классицизма 1932 экстерьер и интерьер стилистически совпадают Пэрриш
Россия 1910 1913 Беренс. Посольство Германии. архетип стиля. 1915 1916 1918 1933 1934 (знаменитый Жёлтый дом Жолтовского- символ торжества нео-классицизма над конструктивизмом 36 (Ярославль) 1938 Киев 38 (метро Курская, Белорусская) 1940 1952
Япония. министерские здания 1920 1927 (банк Кавасаки) 1929 1934 1936 Британия. 1914 1928 (университетское здание) 19129 парламент Новой Зеландии 1931 1938-51
Финляндия 1912 1925 1929 1931 Здание парламента 1940 Швеция 1925 1926 1936 Италия 1930 1931 (вокзал. Милан) по моему приблизительному прикиду , после того как начался ок. 1910 нео-классический бум. в Европе возводилось в этом стиле к 1914 г. ок. трети зданий в 1920-е примерно половина. к 1930 снова треть. По разным странам результаты конечно разные. В 20-е неоклассицизм господствовал в Германии ,Польше, Скандинавии, составлял не меньше половины построек в Австрии, Чехословакии, Италии. К 30 г. он был заметно потеснён ар деко, но дальше начался бум в СССР, Германии и Италии.
А парк обнажённых скульптур Вигеланда в Осло к какому стилю относится? Здесь фото скульптур лучше. Ворота:
Посмотреть вложение 61648 Посмотреть вложение 61649 Посмотреть вложение 61650 Посмотреть вложение 61651 Посмотреть вложение 61652