И Моисеенко, и Рабин, и Коржев, и Зверев, и Попков, и Мыльников - все это порою трагическое искусство. И все же, кроме боли, в нем есть надежда, потому что, хотя Божья Матерь с сыном и бегут в Египет, есть надежда, что они когда-нибудь вернутся. Иначе они просто не появились бы в картине - на фоне всеобщей разрухи и наверняка пустого продмага... И опустившийся человек - это не конченая идея человека и человечности. Гуманизм не выветрился - несмотря на форму. ) Можно (по-хорошему) позавидовать такой Вере.
Я, конечно, не искусствовед, но, по-моему, в таком искусстве есть что-то близкое иконе и средневековой живописи вообще. То есть вот он человек - и грязный, и нищий, и опустившийся... даже над этим безмерно трагическим созданием реет неземная мечта. Даже он не забыт окончательно и не брошен в своей абсолютной нищете и в падении. И Бог существует в этом искусстве вполне зримо. Вот помните Гентский алтарь? ) Так вот там изображенные на внутренних створках Адам и Ева - падшие, изгнанные из Рая - а все равно на том же уровне, что Бог - Царь Вселенной, в короне с драгоценными камнями, и Дева Мария, и Ангелы. Все средневековое искусство пропитано этим благоговением перед творением Божьим, перед человеком - и нищим, и падшим - а все равно Человеком. И тут - то же самое, то же. Может, нет такого ощущения вышней благодати, но есть боль за эту нищету и убожество - и человека, и мира. А, значит, есть надежда, что когда-то эта боль уйдет, и мир преобразится.
Мне пришла такая интерпретация: Рабин описывает, буквально, Богом забытое место, а внедрение персонажей с нимбами, заметно инородных, - это попытка привлечь внимание Бога изобразительной магией, чтобы он таки вспомнил.
Только, я думаю, все-таки именно Он помнит, потому что люди-то могут забывать, а иные и вовсе забыли.
Оскар Рабин особенно. Со всем возможным ужасом богоотставленности и богооставленности - самим же человеком. А вот Пушкин-то какой ... чудесный... ) Еще такая пришла ассоциация. У Максимилиана Волошина есть выражение - "зараженные совестью", вот о таких художниках можно так сказать.
Ну вот видишь, не зря у нас говорили о бездуховности Запада (см. предыдущую страницу) ) Вообще эпоха модернизма это параллельно восторг перед сотворением нового не бывшего мира и новыми фундаментальными законами и ужас перед обезбоженой и обесчеловеченой цивилизацией. Первое воплощается в аналитическом авангарде, интернациональном стиле и т.д. в , второе в экспрессиозме. первое это философия третьего позитивизма (для позднего -с труктурализма), второе экзистенциализм (для раннего религиозный - Хаёдеггера, для позднего атеистический - Камю и Сартра). В 1968-69 обе тенденции достигли своего пика : это полёт на луну и молодёжная революция. Можно сказать что это стало исчерпанием модернизма, хотя конечно не его скоропостижной кончиной.
Если честно, многие считают этот храм уже постмодернистским по духу ) у архитекторов символом конца эпохи модернизма считается снос жилищного комплекса Прютт-Айго в 1972 г.
Сады модернизма появились ещё в 20-е, но до войны их устроено было не много. кубистический сад виллы Ноалес 1927 сады Туннарда (20-е-30-е) Посмотреть вложение 65876 основное устройство новых садов развернулось после войны