Дальний Восток (Чжун-го) Центром данной цивилизации был Китай, разделённый на две империи : чжурчженьскую Цзинь и Южную Сун. Поскольку Цзинь в 1230-34 вела свой последний бой с монголами, разговор г.о. пойдёт о Сун.
Как уже говорилось, Южная Сун, несмотря на довольно компактную территорию, по численности населения превосходила и Христианский мир и Исламский, не говоря уже про Монгольскую империю. В городах проживало ок. 10 % населения (в самых высокоурабинизированных районах Европы, вроде Нидерландов 12%) В столице - Ханчжоу - жило более миллиона человек (а во всей столичной городской агломерации ок. 2 млн.), такие города как Сучжоу или Нанкин не уступали по населению Багдаду - ок. 200 000 чел. Страна располагала примерно миллионной профессиональной (контрактной) армией - и военных флотом с 54 000 морских солдат. Сюда видимо не входили "сельские войска"- что-то вроде внутренних войск. На границах воинские части из столицы служили по очереди. Около миллиона человек было занято в управлении.
Строй Южной Сун это премодерн в чистом виде - высшая стадия развития которое может достичь общество без модернизации. мы видим здесь бюрократическую империю с максимальными полномочиями центрального разветвлённого аппарата в столице и чёткой вертикалью власти внизу : провинции - округа- уезды - волости, отдельно региональные военные и промысловые управления. в каждой провинции было разделение властей - 4 начальника подчинённых центру : военный, судебный, налоговый и отвечающий за сельское хозяйство (включая ирригацию и ссудно-благотворительные зерновые склады), плюс надзирающий над ними прокурор. чиновники (в т.ч. военные командиры) регулярно перемещались из провинции в провинцию. Кадры набирались через систему государственных экзаменов из шэньши - учёных конфуцианцев получивших хотя бы первую учёную степень - сюцай (бакалавр). Для обладателей более высоких степеней пост был гарантирован. Официальные и неофициальные доходы чиновников могли обеспечить безбедную жизнь не только ему но и потомству. Социальные лифты работали исправно - минимум половина чиновников были шэньши в первом поколении. Хотя аристократические и потомственно чиновные семьи конечно были. Основным предметом обучения была этическая философия, классическая филология, этика и история (набор близкий тому который в Европе потом назовут гуманистическим). Сословий теоретически в стране не было - только шэньши и простой народ.
Города из сельской местности административно тоже не выделялись и особого статуса не имели, не было и городского самоуправления. Но реально конечно городской и сельский образ жизни существенно различались. Общество конечно оставалось аграрным, но развитие ремёсел и торговли был столь велики , что именно они давали главные доходы казне. Уровень налогообложения был очень высоким. Кроме того казна занималась сама разного рода предпринимательством - т.е. и промышленности и в торговле присутствовал госсектор. Некоторые отрасли был госмонополией (полной или частично)- чеканка монеты, внешняя торговля, продажа металлов, соли, уксуса,. чая, вина, дрожжей, квасцов. Казне принадлежала 1/15 земли, где был гос. имения обрабатываемые мелкими арендаторами, военные поселения и должностные поместья чиновников. В основном же землевладение было частным (хотя был и общинный сектор), примерно треть крестьян не имела земли и были наследными арендаторами. Частное предпринимательство преобладало и в других отраслях. рабство практически исчезло. Внутренние коммуникации в стране опирались на 50000 км. каналов и справленных русел рек. Были торговые дома, векселя, чеки. Основной денежный оборот осуществлялся в ассигнациях. Проблемой была инфляция бумажных денег из-за чрезмерной эмиссии. в описываемые годы правительству приходилось выкупать излишки ассигнаций за золото и серебро. Обложение торговли осуществлялось на многочисленных внутренних таможнях. Большинство продукции производилось мелкими ремесленниками, цеховых ограничений не было. но в городах были профессиональные союзы - ряды - хан - по профессиям и специализациям. В Ханчжоу их было 413. К средним предприятиям относились , например, типографии - книгопечатание было частным и распространённым бизнесом. К крупным- весьма развитая металлургия (обогнавашая европейскую на многие столетия) Образование (профессиональное) тоже в основном было частным. Хотя конфуцианская учёность признавалась высшим достоинством, любое предпринимательство, и сельский труд считались не позорящими семью. Деньги у богатых людей обычно выступали как оборотный капитал - вкладывались в ссуды, торговлю, склады и т.п. Громадную предпринимательскую активность развили буддийские монастыри. Были ломбарды, сберегательные кассы и т.д.
Вообще общество было достаточно светское. Буддизм и даосизм были скорее на положении терпимых. Но они уже глубоко проникли в народ. В Ханчжоу было 400 буддийских монастырей и храмов и 100 даосских (это соотношение примерно и характеризует популярность этих религий). Вокруг них складывались активные религиозные общества мирян - иногда насчитывающие десятки тысяч человек. Но не мало было и разнообразных светских обществ - литературных, спортивных и т.п. Уровень грамотности был довольно высок. Среди буддийских школ на тот момент самой значимой была чаньская Линьцзи с её "пятью горами" - монастырями. Главой её был мастер Учжунь Шифэнь (к которому приезжали ученики даже из Японии) (портрет прижизненный)
Интересно, как выглядели тогда эти предметы. История, например, была историей какого мира и какого периода? Этика и этическая философия что представляли из себя? Если уровень грамотности был высок, значит, общее образование было доступно многим? Как его можно было получить простым людям? И по поводу рабства: как оно отпадало? Как возникла система, более выгодная, чем рабство, и без революций?
Большой китайский город (главный конечно Ханчжоу) сильно отличался от иноземных - прямые мощёные улицы, муниципальные подметальщики. Отсутствие внутренних застав и запоров - город жил круглые сутки - были даже ночные рынки. Рынков было множество и они были специализированные - от рынка книг, до рынка крабов. Куча была мест общественного питания, многие рестораны готовили сложные блюда для привередливых гурманов. Толпы уличных бродячих торговцев (они не платили налогов). Масса городского пролетариата работавшего по найму. Говорили, что женщине в большом городе устроится много легче , чем мужчинам - в богатых домах, в сфере обслуживания. Девочек сызмалу чему то учили в зависимости от способностей. Певички, служанки, дамы экскорта и дамы свита, поварихи, куртизанки разных рангов и даже шахматистки. Удачей было стать наложницей (младшей женой) в богатом доме. бедные мужчины напротив "шли в зятья"( т.е. в примаки). В Ханчжоу было 20 "развлекательных центров" - площадок где целый день сменяли друг друга разные артисты , певцы, акробаты и т.п. было 4000 бань (чиновникам раз в 10 дней давали отгул на банный день) Город делился на 23 участка с пожарными командами и ямынями (полицейскими участками ) (суд и следствие были с применением пыток) Водоснабжение было коммерческим - были частные колодцы и множество водоносов. Ассенизация тоже - поскольку дерьмо продавали на удобрение, это была сфера с острой конкуренцией.
его никто не отменял. просто сложился широкий рынок наёмного труда, а длительный мир внутри страны не давал поводов к пополнению числа рабов. школы были платные и обычно частные. но если мальчик обнаруживал способности деньги на обучение собирала вся родня (а клановые связи были крепкие). потому что иметь с своей семье хоть одного шэньши было почётно и выгодно. а уж заиметь чиновника это был предмет клановых вожделений. Но нередко учили и девочек. история была историей Китая с древнейших времён. Это была очень почтенная весьма разработанная дисциплина, с периодизацией и т.п. Была даже археология и палеографика. это было изучение и комментирование конфуцианских книг. в 11-12 вв. жили многие нео-конфуцианские философы. в описываемое время их труды тоже начинали ценить и изучать (прежде всего Чжу Си - ум. в 1200)
Имущественное расслоение в городе было очень большим . На "средний класс" среди нечиновного люда приходилось всего процентов 6 горожан. Но среди чиновников и купцов была популярна идея тайной благотворительности (покупать товары у бедных торговцев, тайно подбрасывать деньги и т.п.)
вид китайского города сунских времён https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/86/Alongtheriver_QingMing.jpg (увеличивается если щёлкнуть)
существовала и массовая культура - городская повесть, городской романс, культовые актёры и певицы и т.п. Ну разумеется и элитарная - учёная.
Дай Фугу Отражается месяц в реке. Словно по небу лодка плывет. Свежий воздух осенний упруг. Без изъяна гладь яшмовых вод. Я ушел с головою в стихи. Тень от паруса в лодку легла. Нарушает порой забытье легкий плеск рулевого весла. Острой льдинкой сверкнула звезда, в изумрудные глуби упав; Слышен горестный крик лебедей среди шороха высохших трав. Челн рыбацкий уткнулся в песок, потушили фонарь на носу... Лишь утуны на сломанный мост словно слезы роняют росу. ЮАНЬ ХАО-ВЭНЬ (поэт из Цзинь) (1190-1257)
царствовал в это время император Ли Цзун делами он не занимался, предпочитая учёные и литературные упражнения реально правил (с 1208) канцлер Ши Миюань, который и возвёл этого императора на трон в сговоре с императрицей -матерью. Это был добросовестный и некоррумпированный сановник, который стремился сохранить мир на севере. в 1230 он отказался пропустить монгольские войска через сунскую территорию, что создало для них большую проблему. Когда затем монголы стали брать верх канцлер впал в депрессию и умер в 1233, всё же под конец заключив с монголами союз.
Наверно, китайцы самые дотошные в передаче действительности! Даже поздние западные панорамные полотна не отличаются такими масштабами и такой тонкой прорисовкой деталей (из тех, что я помню). Вообще говоря, в отличие от европейских образцов искусства того времени, где реальность преимущественно закодирована в символы и аллегории, где процветают "сады вымышленных существ", китайцы сохраняют приверженность строгому реализму? Или всё ж и у них попадаются мистические существа, образы?
Искусство премодерных обществ вообще, как правило тяготеет к "реализму". А люди которые заводят себе счётные тетради добрых и злых дел даже к иному миру относятся с изрядной долей рационализма...
Есть тут про Китай, только это все же не Сун. ) Но - фото дают представление о природе и культуре. http://chinaclouds.ru http://chinaclouds.ru/фотоальбомы-китай.html