1231

Тема в разделе "Вокруг света", создана пользователем Ондатр, 26 янв 2018.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Да, этой цивилизации я как раз подхожу.

    Индия

    В этот регион имеет смысл включать не только Индостан , но и всю ЮВА , а также Тибет.

    Здесь не так легко выделить периферию и центр. Дело в том, что первобытные и полупервобытные общества вклинивались между государствами и городами даже в центральных районах Индостана. Например огромный племенной район Гондвана к югу от Бенгалии.
    Но в целом, конечно, "плотность" цивилизации снижалась в направлении Индонезии и к северу от Гималаев.

    В этом регионе существовало не две , а четыре империи: Камбуджадеша (Камбоджа-Лаос-Таиланд), Шривиджайя (Малакский п-ов, Суматра, запад Явы), Хойсала (земля дравидов) и Сеунадеша (западный Декан). И кроме них большое количество средних и малых государств.
    На всех этих территориях как один из языков был известен санскрит - но он не был столь универсален в регионе как в других китайский, арабский или латынь. Но культурные и культовые практики повсюду была взаимопонятны.
    Господствующей религией был индуизм (хотя это понятие описывает весьма сложный комплекс верований) . Другой - явно проигрывающей конкурентную борьбу - буддизм. Единственной его нерушимой цитаделью был Бирма. Он держался в Шривиджайе, проигрывал в Камбодже, теплился в Чампе и доживал последние дни в Индостане, отступая в Тибет.

    Индуизм предполагал существование замкнутой касты брахманов и варну кшатриев - далеко не столь замкнутую, но фиктивно стремящейся возвести свои корни к одной из древних" "истинных" кшатрийских династий - Солнечной, Лунной или реже к Огненной. Поддержка брахманов должна была быть свидетельством этой кшатрийской "истинности".

    в остальном кастовый строй мог быть развит в очень разной степени - чем ближе к северному Индостану тем сильнее, в буддийских странах почти не ощущаясь.
    Но обзор начнём мы со стороны Китая - т.е по отношению к Индии с периферии.
     
    Последнее редактирование: 25 фев 2018
    Glenn, list и La Mecha нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    рассказывает о Шривиджайе так:
    http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XIII/1220-1240/Zhao_Zhugua/text1.htm

    Из этого рассказа ясно предстаёт облик государства совсем не -китайского типа. Это таласократия - основной источник доходов которой торговля экзотическими товарами и контроль международных путей между Индией и Китаем. Это не единая держава , а центр осуществляющий военный контроль над 15 зависимыми государствами (в числе которых Цейлон - видимо его юго-западная часть, где сохранялось буддийское царство , основная часть острова была захвачена индийским царством Калинга). Вывозились из этих стран г.о. слоновая кость, благовония и прянности. http://www.synologia.ru/a/Чжао Жугуа «Чжу фань чжи»

    Это государство во главе со священным царём - живым богом, с которым связано множество табу. (известно, что вассалы "пили клятву" - т.е. выпивали напиток, который в случае нарушения присяги должен был стать ядом), в военном деле упор тоже делался на магию. Хотя армия похоже была профессиональной.
    В этом довольно архаичном государстве была однако и высокая культура, связанная с буддизмом махаяны (а может быть и ваджраяны).
    В описываемое время империя уже начала распадаться. так к 1230 на Малакском полуострове выделилась сильная Тамбралинга, видимо стремившаяся заменить суматранский центр империи).
     
    Последнее редактирование: 17 апр 2020
    Glenn, La Mecha и list нравится это.
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Такой тип города-государства на торговых путях, с авторитарной властью именуется нагара. Это богатые космополитические центра больше связанные с международными коммуникациями , чем с окружающим ландшафтом. Таких независимых городов было много на юге Индии, и отчасти и по другим побережьям. Были и некоторые неподвластные Шривиджайе в Нусантаре (Индонезии). Там жили и колонии мусульманских купцов, а в Южной Индии и большая христианская община.
     
    La Mecha нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Другой тип государственности - это ирригационные царства - с экономикой построенной на интенсивном рисоводстве. с государсвтенной собственностью на землю и бюрократическом управлении. Во главе такого государства тоже стоял священный царь -живой бог. Идеальным образцом типом такого государства была Камбуджадеша.
     
    Последнее редактирование: 25 фев 2018
    La Mecha нравится это.
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Камбуджадеша чем-то напоминала Древний Египет. Только ирригационная система была б.ч. искусственной и очень сложной, связанной с системой искусственных водохранилищ. Но зато позволяла собирать 3 урожая в год. Это конечно не Нил с его естественным удобрением почв, рано или поздно почвы истощились бы, и зависимость от дождей сохранялась. но пока этого ещё не произошло примерно 6-миллионное население страны процветало. Общины практически исчезли. статус крестьян ("сервов" или "вилланов") почти сравнялся. Управлялась страна квалифицированной наследной бюрократией или образованными чиновниками-монахами. население было обязано многочисленными повинностями, главной была трудовая. Огромные владения имели храмы.
    Пик эта система пережила при Джаявармане 7 (ум. ок. 1220). При Индравармане 2-м уже ощущались признаки кризиса - практически прекратилось строительство и вместо расширения империя начала сужаться (получила независимость Чампа).
    В основе возможно лежали религиозные разногласия - Джаяварман был сторонником буддизма махаяны, а при его сыне, видимо началась индуистская (шиваитская) реакция (пика, впрочем она достигнет только при следующем правлении).
     
    La Mecha нравится это.
  6. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Как выяснилось, это и есть Джаяварман 7-й.

    khmer-king-jayavarman-vii-ca-1200.jpg
     
    list нравится это.
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    города и храмы, выстроенные Джаяварманом, конечно поражают воображение. Столица Ангкор-Тхом имела площадь в 900 га. окружённую стеной.
    ворота
    0_93ed5_853a6ce6_XL.jpg
    а вообще в зоне столичной агломерации могло жить до миллиона человек.
    в центре города находился храмовый комплекс Байон , законченный в 1219

    Prasat_Bayon_2014.JPG bayon-foto-6.jpg

    все города империи было соединены прекрасными дорогами с сотней постоялых дворов. было возведено и 102 больницы.
    в нескольких километрах от столицы был грандиозный буддийский монастырь-университет -Та Прохм, где обитало 12640 человек , а принадлежало ему 80 000 подданных.
    1369640691_204133688.jpg

    разгром их начался возможно уже при Идравармане. поскольку учёные монахи-чиновники были слишком серьёзной конкуренцией традиционной элите.
     
    Glenn, La Mecha и list нравится это.
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Бирма и Ява тоже были ирригационными обществами, но но столь классичными как Камбоджа. Там (как и в Индии) большую роль играли самостоятельные крестьянские общины.
    Бирманское царство Паган было центром буддизма тхеравады (хотя на окраинах присутствовала и ваджраяна). Управление было бюрократическим, но структура государства довольно странной - центром считались полувождестские образования - где было этническое ядро бирманцев, а реальная столица Паган имела статус провинции. Тут давно не велось ни экспансии, ни строительства - большая часть земли принадлежала монастырям.
     
    La Mecha нравится это.
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    На Яве основной религией был шиваизм, но присутствовал и буддизм. В нач. 13 в. и там были кризисные явления. В какой-то момент царь Кертаджайя объявил себя Шивой. К такому радикальному варианту обожествления правителя многие из духовенства оказались не готовы.
    И бежали к князю Тумапеля, начавшему войну и захватившему царство. Этот князь был легендарный Кен Ангрок (т.е. Ниспровергатель) - сирота из простонародья, бывший разбойник, он поступил на службу к князю, коварно организовал его убийство и женился на вдове, овладев престолом княжества, а потом и царства. Он тоже считался сыном Брахмы и воплощением Шивы. И чуть ли не первый решил объединить буддизм и шиваизм в едином культе Шива-Будды. В 1227 его убийство не менее коварно организовал пасынок - сын бывшего князя Тумапеля - затем овладевший престолом. Этот царь уже не расставался с охраной (впрочем позднее убили и его)
     
    Последнее редактирование: 25 фев 2018
    La Mecha нравится это.
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ява
    13 drajnaparamita_Java_Front.JPG
    (Праджняпарамита)

    000206.jpg

    Бирма
    13Buddha_Shakyamuni_LACMA_M.91.76_(1_of_5).jpg 13A_Crowned_Buddha_LACMA_M.84.183_(1_of_2).jpg
     
    Последнее редактирование: 25 фев 2018
    La Mecha и list нравится это.
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Для строя Южной Индии ещё более характерны сильные общины. Объединения этих общин были настоящими маленькими республиками, с собственными землями, доходами, налогами, храмами, судами. В такой союз могли входить многие десятки деревень и десятки тысяч дворов иногда центром был небольшой город. Они были юридическими лицами, могли судится с сановниками и храмами. Но кажется никогда не отрицали права царя на взыскание традиционно установленного немаленького налога. Этот налог -рента в свою очередь передавался в лен зависимым правителям и далее вниз. Теоретически существовала иерархия в 9 ступеней правителей во главе с чакравартином. Реально возглавляли её императоры (махараджадхираджа ) Хойсалы и Сеунадеши (династия Ядавов).
    Но существовали ещё купеческие корпорации с огромными капиталами и собственными войсками. Храмы, постепенно собирающие всё больше земель и богатств. Касты, живущие строго по своим правилам и обычаям. Даже не совсем понятно, зачем в этой системе была царская бюрократия - все вопросы прекрасно решались и без неё. Возможно для управления городами-резиденциями.
     
    Glenn, La Mecha и list нравится это.
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
  13. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Знакомая картина.)
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Образ жизни индийский той эпохи в большинстве случаев это жизнь деревенская. Т.е. городов было довольно много, но они или обслуживали как нагары внешнюю торговлю или были резиденциями и обслуживали пышный двор правителя или великие храмы.
    Всё это были центры куда стекалась изымаемая из деревни (б.ч.) натуральная рента.
    Но отдавая её в основном деревня была предоставлена сама себе и жизнь там мало отличалась от городской. Землёй владели представители высоких земледельческих каст или брахманы (получившие её в дар). Но кроме того община содержала целый штат персонала из низких каст - общинных слуг, ремесленников, брадобреев, пастухов, прачек, кого угодно, включая брахмана астролога. все они получали фиксированное содержание от общины и другой платы за услуги не получали.
    В остальном мире всё текло по заведённому порядку: брахманы комментировали и изучали веды и шастры, правители воевали и свергали друга друга с престола, купцы торговали, аскеты предавались аскезе. Любой авторитетный текст считался написанным многие тысячи лет назад. истории не существовало. времени тоже. развитие остановилось.
    Разнообразие вносило только активное движение бхактов - почитавших Кришну или Лингам Шивы (и те и другие в довольно эротических образах) (философское обоснование - Нимбарка, Мадхва)

    Образ жизни и уровень потребления диктовался кастовыми обычаями. Питание было вегетарианским (г.о. рис с приправами и молоко), исключая касту раджапутов и дикие племена.

    Положение каждого человека и его биография полностью были определены с момента рождения. астролог составлял сразу гороскоп, что бы не было сомнения даже в нюансах. супругов подбирали родители сразу же, в год- в два или даже до рождения.
    Единственно человек мог выбрать секту или мистическую школу. Ну а цари, естественно, зависели от удачи.
     
    Последнее редактирование: 26 фев 2018
    list и La Mecha нравится это.
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ближе к северу начинались владения раджапутских кланов. Они были организованы в иерархическую систему. мелкие кланы подчинялись крупным, но обычно клан был столь разветвлён, что родственниками были не только раджа, сановники, вассалы. воины, владельцы деревень, но зачастую и все землевладельцы в этой деревне. и место каждого диктовалось степенью родства и старшинства. Война и почитание брахманов были смыслом жизни раджапутов.
     
    La Mecha нравится это.
  16. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Было ли такое ощущение времени, отсутствия "истории", как бы воспроизведение того, что существует"издавна", характерно вообще для этой эпохи, для разных стран - или это специфика Востока, индийского или околоиндийского мира? Удивительная монотонность, замедленность жизни.

    А вообще есть в этом восприятии поразительное спокойствие, как в изречениях Екклезиаста.
    И еще вот : "когда -то времени было много"...
    Может быть, в этом скрыта ностальгия по прошлому. )
     
    Последнее редактирование модератором: 26 фев 2018
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    того времени которое с часами на башнях действительно ещё нигде не было (кроме Дамаска где были башенные гидравлические). было циклическое время от праздника к празднику, было деление суток на несколько "страж". Но история несомненно была. Её отслеживали хронисты, летописцы, в Европе и ЮВА, историки в странах ислама и в Китае . Но только не в Индии. Её там не было )
     
    La Mecha нравится это.
  18. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Нет, не совсем так. :)
    Вот так:
    " Время - опасная штука. Время терзало тушу вечности, заглатывая ее день за днем. И он знал, что когда-нибудь вечности не останется, только голодное время. А раньше ее было много, он еще помнил. Ее везла каждая повозка, влекомая неспешно ступающими волами, ее замешивали в раствор, слагая стены и башни, она звучала в каждой пастушьей песне..." )
     
  19. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Все равно. Другое течение времени, никакой спешки, никакой суматохи - вчера, почти то же, что завтра. В этом есть нечто притягательное. Но может, только для таких традиционалистов, как я. )
     
  20. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Только при отсутствии "истории" можно возводить такие здания... навечно.
    "Время боится пирамид"... о том же. И Будды с этой кроткой и величественной улыбкой - они тоже на века - на кальпы так замерли.
     
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    как раз такие здания и были её единственными сторожами - при основании закладывались надписи с датировками и именами правителей )

    Впрочем в Индию история всё же вломилась ) В лице мусульманских завоевателей, овладевших долинами Инда и Ганга. И они же добивают индийский буддизм.

    Путешествие Чаг-Лоцзавы 1229-41 http://forum.arimoya.info/threads/Причины-упадка-буддизма-в-Индии.2849/#post-94386
     
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Тибет этого времени, это небольшие монастырские княжества долины Брахмапутры и средних размеров царство в Западном Тибете. Индия всё ещё была для Тибета духовной метрополией , куда не взирая на смертельные угрозы, отправлялись за новыми знаниями. Но новая реальность внесённая мусульманскими завоеваниями внесла свои коррективы. (Хотя в целом видно, что в 1230-е буддизм ещё в Индии не исчез)

    Магадха (12 в.)
    12d Goddess,_and_the_Goddess_Mahapratisara,_Two_Folios_from_a_Pancharaksha.jpg
    12dtA_Goddess,_and_the_Goddess_Mahapratisara,_Two_Folios_from_a_Pancharaksha_.jpg
    Посмотреть вложение 75059
    12 амида32faa0335b8caae873c6ef77f3e37978.jpg
    12 dвекe4b3a94ddc3a932513f99359f8c50a0e.jpg

    Кашмир


    245414_12959733693Vb1.jpg 245414_1295973338do3D.jpg

    Тибет
    13 в тибет0f659a0d7788a7016802950e031f05a0.jpg 13 векebff85e7c3cf22ad2f54cc876817d82a.jpg
    13A_Buddha_(left);_Crowned_Deity_(right);_Folio_from_a_Buddhist_Manuscript_LACMA_AC1992.209.2.jpg 13Green_Tara._Late_12th_to_1st_half_of_13th_century._The_Cleveland_Museum_of_Art..jpg 13Old_Green_Tara.JPG 13Thangka_of_Amitabha_Western_Tibet,_Second_Half_13th_Century._Christie's.jpg '13The_Dhyani_Buddha_Akshobhya',_Tibetan_thangka,_late_13th_century,_Honolulu_Academy_of_Arts.jpg 13The_Bodhisattva_Manjushri_LACMA_M.78.136.jpg 13The_Bodhisattva_Vajrapani_LACMA_M.81.272.1_(1_of_2).jpg
     
    La Mecha и list нравится это.
  23. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Очень изящное изображение .

    [​IMG]
     
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Делийский султанат

    В самом начале 13 века север Индостана была захвачен армиями Мухаммада Гури. Наследниками стали его гулямы- воины рабы. Полководцы из их числа поделили владения султана и продолжили завоевание. Это были тюрки.
    В 1231 г. на престоле в Дели сидел избранный гулямами и сам бывший гулям Ильтутмыш.Он покорил прочие мусульманские владения и совершал победоносные походы на раджапутов. В 1228 Ильтутмыш получил инвеституру из Багдада и стал законным султаном -васалом халифа. Государственным языком был фарси, религией суннитский ислам , высшие посты занимали тюрки и таджики, они же получили завоёванные земли в икта. Это были такие "конкистадоры", покорившие языческие царства - походы сопровождались разрушением храмов. Статуи богов были закопаны у входы в делийскую мечеть, чтобы правоверные могли попирать их ногами, а сама мечеть была построена из материалов 27-и разобранных святилищ. Но конечно ни обратить всё покорённое население в ислам, ни истребить его завоеватели были не в состоянии, поэтому обычно довольствовались получением дани и подушной подати. В страну устремились факихи, суфийские учителя, наёмники - многие из которых бежали от монголов (но при итронизации Угедея в 1229 присутствовал какой-то индийский царь - видимо кто-то пострадавший от Ильтутмыша.)

    мечеть Дели с минаретом Кутб Минар - самым высоким в мире и гробницей Ильтутмыша (построенной ещё при его жизни)
    Qutub.Minar.original.2723а.jpg


    IMG_4904.JPG

    5e0466b3b0cf26170053a086abebc35f.jpg

    c40a5c7f0592.jpg

    a513e01f09f4f6528969ef108f2bee9d.jpg

    799847.jpg

    4b98ef3393a9c9d3b74520fb3dc80032.jpg f11cc187e97fcf0ffe685724dc179d20.jpg

    000005.jpg
     
    Glenn, list и La Mecha нравится это.
  25. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396

Поделиться этой страницей