Японский сад 20-21 веков

Тема в разделе "Японский сад", создана пользователем takedo, 15 мар 2018.

  1. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Усадьба Тояма Гэнъити. Продолжение 2

    Однако «хозяином» сада, безусловно, является ручей, двумя рукавами охватывающий широкий газон и организующий всё пространство, деля его на луговую зону перед домом и «лесную» – за ручьём. Основное русло ручья скрывается среди деревьев сада и вода из него уходит в расположенный вне усадьбы лотосовый пруд.

    114.Тояма Гэнъити.Ручей.jpg

    115.Тояма Гэнъити.Лотосовый пруд.jpg

    В 1968 году Гэнъити построил на территории усадьбы музей, в котором хранятся собранные им за долгие годы ценные произведения искусства. В 1970 году музей был открыт для посещения.
     
    La Mecha, list, plot и ещё 1-му нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Усадьба Китамура Киндзиро

    Китамура Киндзиро 北村謹次郎(1904-1991)- бизнесмен, занимавшийся наследственным делом семьи – лесоводством в преф. Нара. При этом Киндзиро был истинным «человеком чая», мастером тя-до, поклонником творчества Кобори Энсю, являвшегося не только знаменитым ландшафтным дизайнером, архитектором, керамистом, но и известным мастером чайной церемонии. Практикуя тя-до, Киндзиро увлёкся коллекционированием чайной посуды, живописных и каллиграфических свитков для токонома. Это увлечение разделяла и его любимая жена. Собранная ими коллекция произведений искусства легла в основу открытого в 1977 году Музея Китамура.
    Постройки в стиле сукия для проведения чайной церемонии в усадьбе Киндзиро были поручены известному плотнику Китамура Сутэдзиро (он не состоял в родстве с Киндзиро, как это можно было бы подумать), который с успехом это поручение выполнил. Однако после поражения Японии во Второй мировой войне жилой дом был реквизирован оккупационными войсками, а в 1955 году основательно перестроен. В 1964 году он был реконструирован по проекту признанного авторитета в области сукия-дзукури Ёсида Исоя, создавшего в усадьбе единый архитектурный ансамбль. Несмотря совершенно японский облик главного дома, построен он из железобетонных конструкций с использованием современных для того времени материалов.
    Если сразу от главных ворот свернуть налево и пойти по мощёной дорожке вдоль внешней стены, попадаешь в закуток с боковым входом в главный дом.

    213.Китамура Киндзиро. План.jpg

    214.Китамура Киндзиро.Дорожка к боковому входу.jpg
    Дорожка к боковому входу

    215.Китамура Киндзиро.Боковой вход.jpg
    Боковой вход

    Войдя в него и миновав ряд помещений и коридор с небольшим садиком цубо, исполняющим роль светового окна, попадаешь в обставленную в европейском стиле общую комнату с прекрасным видом на сад с чайным павильоном вдали.

    216.Китамура Киндзиро.Коридор.jpg
    Коридор

    217.Китамура Киндзиро.Сад Цубо.jpg
    Сад Цубо

    218.Китамура Киндзиро.Общая комната.jpg
    Общая комната

    Через просторный зал, с которым граничит общая комната, видна длинная крытая галерея, ведущая к родзи, а слева виднеется уголок чайного павильона.

    219.Китамура Киндзиро.Общая комната 2.jpg
    Общая комната

    220.Китамура Киндзиро.Чайный павильон.jpg
    Чайный павильон

    В зал можно попасть и через гэнкан, дорожка к которому, уложенная плитами из старого монастыря в Нара, ведёт от главных ворот. В конце идущего от гэнкана коридора открывается вид на сад с водоёмом.

    221.Китамура Киндзиро.Главные ворота.jpg
    Главные ворота

    222.Китамура Киндзиро.Дорожка к гэнкану.jpg
    Дорожка к гэнкану

    223.Китамура Киндзиро.Гэнкан.jpg
    Гэнкан


    Но если не идти по этому коридору, а свернуть налево и потом направо, попадаешь в гостиную. Из неё виден сад с опорным камнем из храма Тюгу-дзи, основанного принцем Сётоку Тайси (574 – 622) и фонарём эпохи Камакура (1185 – 1333).
    За гостиной - зал с токонома. С энгавы, на которую выходят гостиная и зал, хорошо виден сад с восьмигранным фонарём окидоро и четырёхсторонним тёдзубати эпохи Камакура с изображением Будды.

    224.Китамура Киндзиро.Гостиная.jpg
    Гостиная

    225.Китамура Киндзиро.Зал с токонома.jpg
    Зал с токонома

    226.Китамура Киндзиро.Вид с энгавы.jpg
    Вид с энгавы
     
    Последнее редактирование: 3 апр 2018
    Ондатр, list и La Mecha нравится это.
  3. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Было бы интересно узнать, какую площадь примерно может занимать сад при таком доме? )
    Площадь самого дома, думаю, не меньше 300 кв. м...
     
  4. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Усадьба Китамура Киндзиро. Продолжение

    Третья дорожка, начинающаяся у главных ворот, ведёт направо, мимо трёхъярусной пагоды к внутренним воротам, от которых направляется к длинной крытой галерее со скамьёй для ожидания, хотя согласно ритуалу к этой галерее следует проходить через внутренний гэнкан. У начала галереи установлен тёдзубати времён Камакура (1185 – 1333) с изображениями павлинов. Дальше по галерее видны ворота в сад.

    227.Китамура Киндзиро.Пагода, внутренние ворота.jpg
    Пагода, внутренние ворота

    228.Китамура Киндзиро.Тёдзубати.jpg
    Тёдзубати

    От скамьи для ожидания, находящейся в конце галереи, дорожка ведёт через родзи, мимо двух сидений из окаменевших стволов камфорного дерева и фонаря с топкой, украшенной гербами кири-мон с цветами павлонии, к чайному павильону.

    230.Китамура Киндзиро.Родзи.jpg
    Родзи

    231.Китамура Киндзиро.Чайный павильон.jpg

    Чайный павильон

    Есть в родзи и тёдзубати, в качестве которого использован опорный камень от моста Миюкибаси. На этом мосту 6 августа 1945 года, во время атомной бомбардировки Хиросимы, был разбит экстренный медпункт для получения первой медицинской помощи пострадавшим.

    232.Китамура Киндзиро.Тёдзубати в родзи.jpg
    Тёдзубати в родзи

    Апофеозом многочисленных митатэ (то, что вышло из употребления и применяется повторно не по назначению) в усадьбе является крышка саркофага, используемая в качестве камня для снятия обуви перед тясицу. Случайно или нет, но дно водоёма рядом с крышкой выложено красным камнем, и вода в этом месте напоминает кровь.

    233.Китамура Киндзиро.Крышка саркофага.jpg
    Крышка саркофага

    В воде перед тясицу установлен ещё один тёдзубати, из котла для выпарки соли. За ним, у моста через водоём, стоит фонарь для любования снегом с треугольной топкой, принадлежавший ранее основанному в XVI веке храму Рётоку-дзи. В правом верхнем углу фотографии виден главный дом. У противоположного конца моста, с другой его стороны, стоит фонарь окидоро эпохи Муромати (1336 — 1573), мимо которого проплывает каменная ладья.

    234.Китамура Киндзиро.Сад перед чайным павильоном.jpg

    235.Китамура Киндзиро.Сад перед чайным павильоном 2.jpg


    Сад усадьбы с водоёмом, где плавают карпы, создан ландшафтным дизайнером Сано Эцусю. Он называется Сикунси-эн 四君子苑– «Сад четырёх благородных растений» - хризантемы 菊, сливы 梅, орхидеи 蘭 и бамбука 竹, чаще всего изображавшихся в живописи. Это название полно символики, связанной с растениями. Хризантема, наряду с долголетием, счастьем, красотой символизирует богиню Аматэрасу, начало всего сущего, расцвет духовности. Бамбук – неколебимая стойкость. Слива зацветает ранней весной, мужественно преодолев невзгоды зимы, жизненные невзгоды. Орхидея – символ добродетельного, выдающегося человека, гармонии и изысканности. Самое замечательное заключается в том, что иероглифы, которыми записываются эти растения, будучи поставленными в ряд в определённой последовательности – хризантема, бамбук, слива, орхидея, складываются в фамилию хозяина усадьбы – Китамура 菊竹梅蘭. В названии усадьбы Китамура Киндзиро хотел выразить стремление к обретению качеств, достойных благородного мужа. В своей усадьбе Киндзиро вместе с женой практиковал тя-до, превращая жизнь в искусство.
    Сад Сикунси-эн называют «сокровищницей каменных изделий». В нём установлено около 60 художественных изделий из камня, представляющих высокую культурную ценность. Среди них самый старый в Японии датированный фонарь с выбитым на нём годом «3 год Катэй» (1237 г.), большой барельеф Будды в саду перед галереей, относящийся к концу эпохи Хэйан (794 – 1185), небольшая пятиярусная ступа XIII века из храма Дайнити-дзи и рядом – маленькое надгробие с барельефами Будды .

    236.Китамура Киндзиро.Фонарь 1237 года.jpg
    Фонарь 1237 года

    237.Китамура Киндзиро.Барельеф Будды.jpg
    Барельеф Будды

    238.Китамура Киндзиро.Барельеф Будды 2.jpg
    Барельеф Будды

    239.Китамура Киндзиро.Пятичастная ступа.jpg
    Пятичастная ступа

    Усадьба Китамура является примером сочетания главного дома в стиле сукия, но без чайной комнаты, с чайным павильоном для проведения церемонии тя-до. Это может свидетельствовать о том, что архитектура сукия-дзукури в эпоху Сёва приобретает самостоятельную ценность, независимую от традиции чая сэнтя-до, с которой она была тесно связана, начиная с XVII века. В период Сёва началось активное слияние тяною и сэнтя-до, поэтому все тенденции в прежнем их самостоятельном существовании были стёрты. Началось шествие смешанной формы, получившей общее название - тяною.
     
    Последнее редактирование: 3 апр 2018
    list и Ондатр нравится это.
  5. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Площадь участка около 1820 кв.м, чуть больше 18 соток.
     
  6. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    «Сад вечерней сосны»

    Это усадьба удивительной женщины, вошедшей в историю под именем Садаякко. Её настоящее имя – Кояма Сада 小山貞, а профессиональное имя Садаякко 貞奴, «служанка Сада», она получила, став гейшей. Садаякко была обучена грамоте, что не часто встречалось среди женщин того времени. Более того, она тайно посещала занятия дзюдо, верховой езды и даже научилась играть в бильярд. К тому же ей удавалось выступать на сцене, хотя женщинам было запрещено играть в театре Кабуки, где все женские роли исполняли мужчины. Во время гастролей за рубежом Садаякко неизменно покоряла зрителей своей красотой и искусством. Ею восхищались президент США и принц Уэльский, перед которыми она танцевала, а Н. С. Гумилёв посвятил ей стихотворение «Сада-Якко».
    Кояма Сада (1871 – 1946) родилась двенадцатым ребёнком в семье торговца. Когда ей исполнилось 4 года, семья разорилась, и девочку удочерила владелица дома гейш, где она и получила профессиональное имя, ставшее знаменитым. В 15 лет Садаякко выкупил будущий премьер-министр Ито Хиробуми, ставший её покровителем, а потом и другом, и советчиком.
    В 22 года Садаякко вышла замуж за актёра Каваками Отодзиро, вполне её достойного. В 14 лет Отодзиро первый раз сбежал из дома, но был пойман. Второй побег оказался более удачным. В Токио он некоторое время зарабатывал услужением в разных местах. Судьба свела Отодзиро с членами оппозиционно настроенной Либеральной партии, к которой он и присоединился. За антиправительственные выступления неоднократно арестовывался и попадал в тюрьму.

    Садаякко, Каваками Отодзиро.jpg

    В 1899 году Отодзиро и Садаякко с небольшой труппой отправились в гастрольное турне по Европе и Америке. Западная публика впервые увидела японский театр, поэтому горячий интерес к выступлениям труппы был вполне понятен. Вернувшись в 1902 году на родину, Садаякко и Отодзиро поселились на вилле в г. Тигасаки, однако их совместная жизнь на этой вилле оказалась недолгой. В 1911 году Каваками Отодзиро скончался во время выступления на сцене.
    В 1917 году Садаякко завершила свою сценическую карьеру, а в 1933 году на свои средства возвела у реки Кисо в преф. Гифу семейный храм предков Тэйсё-дзи, где и был захоронен её прах.

    70.Садаякко.Тэйсё-дзи.jpg
    Тэйсё-дзи

    Рядом Садаякко построила усадьбу Бансё-эн 晩松園, «Сад вечерней сосны», где и пожила до самой смерти. Под «вечерней сосной» Садаякко, конечно, подразумевала себя. С иероглифа «бан» начинается также слово баннэн 晩年, означающее «закат жизни». Было ей в ту пору 62 года. У дома растёт несколько старых сосен.

    71.Садаякко.Бансё=эн.jpg
    Бансё-эн

    72.Садаякко.Сосны.jpg
    Сосны

    Строения главного дома усадьбы в модернизированном стиле сукия-дзукури расположены в форме журавлиного клина. Главный гэнкан находится с правой стороны дома. С внутренней стороны «журавлиного клина» - внутренний гэнкан более скромного вида, а справа от него – единственная двухэтажная часть дома.

    74.Садаякко.Главный гэнкан.jpg
    Главный гэнкан

    75.Садаякко.Внутренний гэнкан.jpg
    Внутренний гэнкан

    76.Садаякко.Второй этаж.jpg
    Второй этаж

    В доме имеется более 25 комнат. Те из них, что расположены в восточной части дома, предназначались для самой Садаякко и гостей, а в западной находились комнаты прислуги и кухня. Интерьер почти всех комнат выдержан в чисто японском стиле, но есть и европейская солнечная комната (солярий) в фасадной части главного дома с чудесным видом на сад.

    78.Садаякко.Вид из Солнечной комнаты.jpg
    Вид из Солнечной комнаты

    В материалах об усадьбе постоянно упоминается своеобразие каждого помещения, неизменно отмеченного прекрасным вкусом хозяйки. Об изысканности этого вкуса говорят хотя бы ручки перегородок фусума в гостиной. Орнамент на них является ничем иным, как одним из символических сочетаний черт, используемых в искусстве составления благовоний, любимым занятием дам и кавалеров эпохи Хэйан (794 – 1185). Этот орнамент относится к группе «ароматов Гэндзи» гэндзи-ко 源氏香, вызывая в памяти образ блистательного принца из лучшего произведения той эпохи, «Гэндзи моногатари». К тому же орнамент носит название эавасэ 絵合わせ, игры в подбор картинок и стихов к ним, также популярной во времена Хэйан. Два развлечения – составление благовоний и подбор картинок, весьма подходящая тема для гостиной. И всё это – в маленькой ручке на фусума.

    79.Садаякко.Ручка фусума.jpg
    Ручка фусума

    Все строения усадьбы, в том числе крытый тростником флигель, стилизованный под деревенский домик инакая, сохранены в неизменном виде.

    80.Садаякко.Инакая.jpg
    Инакая

    В непосредственной близости от инакая стоит чайный павильон.

    81.Садаякко.Чайный павильон.jpg

    82.Садаякко.Чайный павильон 2.jpg

    83.Садаякко.Чайный павильон 3.jpg

    В саду есть и японские, и европейские черты. Но лучше об этой усадьбе, как и о храме, построенном Садаякко, расскажет небольшой фильм
    .
     
    La Mecha, Ондатр и list нравится это.
  7. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    [​IMG]
    1908 год. Автора картины найти не удалось. Возможно, это сам Ёнэдзиро Ногути, который писал о ней.
    Садаякко - Вечерняя Сосна
     
    La Mecha нравится это.
  8. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Это работа чешского художника Тавика Франтишека Шимона
     
  9. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Спасибо.
     
  10. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Усадьба Хаяси Фумико

    Писательница Хяси Фумико (1903 – 1951), родилась в бедной семье на о. Кюсю, и жизнь людей этого слоя общества стала основной темой её произведений.
    Отец Асатаро Мията и мать Хаяси Кику не состояли в браке, и отец, сознавая ситуацию, занёс дочь в книгу посемейной регистрации дяди по материнской линии под фамилией Хаяси.
    Родители Фумико, будучи бродячими торговцами, постоянно переезжали с места на место, и Фумико пришлось три раза менять школу. Наконец в 13 лет, с задержкой в два года, она окончила начальную школу в г. Ономити, преф. Хиросима, где семья осела относительно надолго. Через два года Фумико поступила в Высшую женскую школу. Именно тогда проявился её горячий интерес к литературе. Она зачитывалась книгами из школьной библиотеки, просиживая над ними по ночам и в выходные дни. В 18 лет Фумико впервые публикует свои танка в местной газете.
    Окончив Высшую школу в 1923 году, Фумико решила начать самостоятельную жизнь и уехала в Токио. Однако эта жизнь оказалась ещё тяжелее прежней. Приходилось зарабатывать на жизнь, не гнушаясь самой чёрной работой, и через год она возвратилась в Ономити. Тем не менее, ещё через год Фумико снова отправляется в Токио. На этот раз у неё появились знакомства в литературных кругах. В 1926 году Фумико знакомится с художником Тэдзука Рёкубином, и он становится её гражданским мужем, помогая во всех делах. Уже к 1930 году Хаяси Фумико становится популярной писательницей. В том же году она с группой других японских писательниц посещает с серией лекций Китай.
    В 1931 году Фумико отправляется в Европу через Корею и Советскую Россию, посылая в Японию путевые заметки. Свою вторую поездку в Китай она совершила уже 1938 году, в разгар Японско-Китайской войны, в качестве корреспондента газеты «Майнити Симбун». В 1940 году Фумико была командирована корреспондентом в Маньчжурию и Корею, а в 1942 году, во время Второй мировой войны – на Яву, Борнео, в Сингапур. Встреча с войной лицом к лицу и последующее поражение Японии произвели на Фумико самое тягостное впечатление, задав её произведениям антимилитаристскую направленность.
    Скончалась Хаяси Фумико, не дожив до 48 лет, от сердечного приступа.
    На русский язык переведена одна её книга: Фумико Хаяси. Шесть рассказов. 1960 г.
    В 1939 году Фумико приобрела участок земли площадью около 3 гектар в Токийском районе Синдзюку и начала строительство дома в стиле сукия-дзукури по проекту известного архитектора Ямагути Бундзо. Причём половина участка находилась на склоне холма, а строения - на ровном участке перед этим склоном. У Фумико никогда не было своего дома, и эта усадьба была очень важна для неё.

    134.Хаяси Фумико.План.jpg


    Дом состоит из двух корпусов: жилого и корпуса с мастерской Рёкубина, соединённых переходом.

    137.Хаяси Фумико. План дома.jpg
    План дома

    138.Хаяси Фумико.Жилой корпус.jpg
    Жилой корпус

    139.Мастерская.jpeg
    Мастерская

    От ворот через бамбуковую рощу дорожка ведёт к гэнкану. Из гэнкана можно пройти в уютную гостиную.

    135.Хаяси Фумико.Ворота.jpg
    Ворота

    136.Хаяси Фумико.Гэнкан.jpg
    Гэнкан

    140.Хаяси Фумико.Гостиная.jpg
    Гостиная

    Все комнаты этого корпуса выполнены в японском стиле кромке кухни и туалета.

    142.Хаяси Фумико.Кухня.jpg
    Кухня

    К правой части жилого корпуса пристроена молельня, в которой много времени проводила мать Фумико.
    Сёдзи просторной столовой раскрываются в сад, в котором перед энгавой цветут камелии и гранат, вейгела корейская, гортензия крупнолистная, лагерстремия индийская, наполняя сад красками и ароматом. Осенью сад расцвечивался алыми клёнами.

    145.Хаяси Фумико.Клёны.jpg

    Стрелками на плане усадьбы обозначены куртины диких многолетников самых разнообразных видов и расцветок, посаженных после смерти Фумико вместо шумевшей здесь бамбуковой рощи. Несмотря на то, что деревья и кустарники остались прежними, современный сад гораздо ярче и живописнее, чем был при Фумико. На склоне холма за домом Рёкубин выращивал розы, которые очень любил, но когда Фумико умерла, территория на склоне была продана.
    Примечательно, что в доме нет чайной комнаты. Чайный павильон тоже отсутствует. Нет и пруда. Сад Хаяси Фумико вряд ли можно отнести к какому-либо определённому стилю. Скорее, это сад для души женщины, много испытавшей на своём веку.
     
    Ондатр, list и La Mecha нравится это.
  11. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Может быть переместить в эту ветку те сады из "Серебряного века", которые были устроены в эру Сёва?
     
  12. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Думаю, не стоит. Хочется проследить изменения в стилистике садов от Тайсё к Сёва в хронологическом порядке. В теме садов "Серебряного века" ещё многое предстоит сказать.
     
  13. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Усадьба Ёсия Нобуко

    Писательница Ёсия Нобуко (1896 – 1973) провела детство в преф. Тотиги, где её отец занимал должность главы уезда Симацуга. Отец бал убеждённым сторонником дискриминационных взглядов в отношении женщин и следовал в семье принципу «уважение к мужчинам – презрение к женщинам», что наложило неизгладимый отпечаток на всю жизнь и творчество Нобуко.
    Поступив в Высшую женскую школу в Тотиги, она стала сотрудничать с женскими журналами, публикуя в них свои стихи и рассказы. После школы Нобуко окончательно вступила на путь писательской деятельности, получив премию газеты «Осака Асахи симбун» за сборник рассказов «Цветочные истории» в жанре эсу, посвящённых романтическим увлечениям между девушками. Эти рассказы, которые она написала в 20 лет, определили специфику всех её последующих произведений. Однако, несмотря на свои феминистские убеждения, Ёсия не присоединилась к феминистским партиям, возникшим в то время в Японии под влиянием идей, привнесённых с Запада. В 1923 году Нобуко познакомилась с Момой Тиё, которой оставалась верна до конца жизни. В 1928 году они отправились в далёкое путешествие в Маньчжурию, через Советскую Россию в Европу, прожив в Париже почти год, и вернулись в Японию через Соединённые Штаты. Перед самым началом Второй мировой войны Нобуко побывала в качестве специального корреспондента в Индонезии и Вьетнаме.
    В 1962 году Нобуко построила усадьбу площадью 1880 кв.м у подножья холма в окрестностях г. Камакура, хотя дом в стиле сукия был построен по проекту уже знакомого нам архитектора Ёсида Исоя ещё в 1955 году.
    От внушительных ворот, опирающихся на сучковатые столбы, к дому ведёт прямая дорожка из бетонных плит.

    202.Ёсия Нобуко.Ворота.jpg

    203.Ёсия Нобуко.Дорожка к дому.jpg

    204.Ёсия Нобуко.Дорожка к дому 2.jpg

    Замечательна стена усадьбы, декорированная горбылями того же вида дерева, что и столбы ворот. Слева за оградой, идущей вдоль дорожки, стоит забавная скульптура демона, изнывающего под тяжестью фонаря.

    205.Ёсия Нобуко.Стена усадьбы.jpg

    206.Ёсия Нобуко.Стена усадьбы 2.jpg

    207.Ёсия Нобуко.Демон.jpg

    В небольшом доме всего несколько комнат, из которых в японском стиле только одна. Гостиная и кабинет обставлены в европейском стиле. Из гостиной открывается вид на просторный газон и сад за ним, а окно кабинета обращено на север, в сторону холма. Весной за окном зацветает глициния.

    201.Ёсия Нобуко.Главный дом.jpg
    Главный дом

    208.Ёсия Нобуко.План дома.jpg
    План дома

    209.Ёсия Нобуко.Гостиная.jpg
    Гостиная

    210.Ёсия Нобуко.Кабинет.jpg
    Кабинет

    Сёдзи «японской комнаты» также раскрываются в сторону сада.

    211.Ёсия Нобуко.Японская комната.jpg

    Сам сад словно служит продолжением леса, спускающегося с холма, которому вторит невысокая искусственная горка, поросшая кустами и деревьями, среди которых прячется беседка. Перед горкой поблескивает маленький пруд с разросшимся вдоль берега бузульником. Именно этот уголок сада виден из «японской комнаты» дома Нобуко.

    212.Ёсия Нобуко.Сад.jpg
     
    Елена и La Mecha нравится это.
  14. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
  15. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
  16. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Поэтому я и предлагал перенести сюда из той ветки усадьбы времён Сёва )
     
  17. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Извините, видимо, не совсем Вас тогда понял. В таком случае, придётся перенести (или скопировать) шесть усадеб: Мусянокодзи Санэацу, Асакура Фумио, Сига Наоя, Окоти Дэндзиро, Оотагура Мотоо, Сасаки Нобуцуна и Муро Сайсэй. Хотя, честно говоря, Мусянокодзи Санэацу, Асакура Фумио и Сига Наоя не хотелось бы убирать. Это люди Серебряного века, хоть и построили свои усадьбы позднее.
     
    Последнее редактирование: 23 апр 2018
  18. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Эпоха Сёва (1926 - 1989). Заключение

    Приведённые примеры свидетельствуют о том, что в эпоху Сёва всё стилистическое разнообразие японских садов свелось в усадьбах, по существу, к одному стилю – стилю натурализма, представляющему собой некое смешение японского природного и английского пейзажного садов. Площадки, усыпанные гравием перед домом, уступили место газонам, однако цветники так и не прижились. Не прижилась в чистом виде и европейская архитектура.
    Безусловно, это уже не те сады, которые мы представляем себе при словах "японский сад". Как следствие такого опрощения - их единообразность. С дизайнерской точки зрения, в них исчезла структурированность, композиционнось. Тем не менее, хороший вкус не оставляет японцев. В них превалирует идея преклонения перед природой, признание приоритета творчества природы над творчеством человека. Как раз в начале бурного XX века среди владельцев усадеб появляется всё больше людей сукися, людей с утончённым вкусом, сады которых отличались подчёркнутой простотой и приближенностью к природе, отражавшие стремление укрыться от социально-политических реалий времени.
    Люди издавна искали в природе утешения от мирских бед, и во времена социальных потрясений эта тяга усиливалась. В XII веке, после войн и бесконечных междоусобиц, сопровождавших закат блистательной эпохи Хэйан, многие уходили в горы, ведя там отшельнический образ жизни. Однако с ростом городов обращение к природе стало принимать иные формы. Путь, который выбрали жители городов - не уход от мира в хижины среди природы, а введение естественной природы в свои усадьбы.
    В начале XX века такой подход к созданию сада получил теоретическую поддержку в работах одного из основоположников эстетической науки в Японии Ониси Ёсинори, выдвинувшего принцип сидзэн-сюги («естественность», «натурализм») как основу японского эстетического сознания с древнейших времён. Отличительной чертой стиля натурализма, ставшего ведущим направлением садового искусства Японии XX века, явилось возвращение к безыскусной природе. Сады эпохи Сёва - это продолжение постоянных поисков наилучшего отображения в творчестве человека природы, полной жизни.
     
    La Mecha, Елена, list и ещё 1-му нравится это.
  19. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Эпоха Хэйсэй (1989 - )

    Начиная с восьмидесятых годов XX века, со второй половины эпохи Сёва, экономика Японии, удивлявшая и восхищавшая мир стремительным ростом в послевоенное время, пошла на спад, перешедший в затяжную депрессию. Это не могло не сказаться на покупательной способности населения, в том числе, в сфере недвижимости, что вынудило предпринимателей год от года снижать объём жилищного строительства, цены на жильё и землю. Тем не менее, эти цены остались столь высокими, что речь уже не шла о жилых усадьбах в несколько гектар. Всё, что мог позволить себе японец не только среднего, но и довольно высокого достатка – покупка или аренда дачи с небольшим садиком для летнего отдыха. Ситуация усугублялась огромными налогами на недвижимость, о которых упоминалось в заметке «Мир японских усадеб. Fin-de-Siegel», и которые, с теми или иными изменениями, сохранились до нашего времени.
    В сложном положении оказались и очень богатые люди, получившие усадьбы в наследство от своих предков и способные их содержать, но уже не способные передать их в наследство своим детям. Для этого до 75% стоимости усадьбы пришлось бы отдать государству. В результате усадьба либо полностью отдавалась государству, либо в качестве компенсации налога отдавалась её большая часть, а остальная доставалась наследнику.
    Несмотря на то, что дачи, служащие для летнего времяпровождения, трудно назвать усадьбами, они входят в разряд бэссо, наглядно демонстрируя эволюцию «других имений» вплоть до нашего времени. Разумеется, деградация усадеб началась не с «боем часов», извещающим о наступлении новой эры, эры «Установления мира» - Хэйсэй. Первые скромные дачки начали появляться в конце Сёва, существуя одновременно с усадьбами именитых людей довоенного и послевоенного времени. Старые крупные усадьбы ещё существовали, но новые строились редко. Они уступили место небольшим дачам, порой просто стоящим среди леса, а порой выполненным вполне искусно.
     
    Последнее редактирование: 10 май 2018
    La Mecha нравится это.
  20. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    вообще то именно с конца 80-х
     
  21. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Спасибо, так будет вернее.
     
  22. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Лесные дачи

    Относительно дешёвый и простой вариант дачи – дом среди леса. В большинстве таких домов есть кухня, ванна, туалет, но не подведён водопровод, газ и нет канализации. В некоторых нет и электричества.
    Одноэтажный коттедж в европейском стиле с мансардой построен в 1965 году на острове Хонсю. Вдоль южной стороны дома проходит открытая терраса, на которую раздвигаются застеклённые сёдзи просторной гостиной, служащей также и столовой. Рамы окон трёх других комнат, одна из которых расположена на мансарде, также сделаны раздвижными. Обстановка комнат полностью европейская, хотя полы двух из них покрыты татами.
    Дом стоит среди естественного леса на краю оврага, по дну которого протекает ручей, берущий начало от небольшого родника. На участке площадью 1652 кв.м есть также волейбольная и баскетбольная площадки, ограждённые рабицей.

    1.Гумма 1965.Дом.jpg
    Дом

    3.Гумма 1965.Овраг.jpg
    Овраг

    4.Гумма 1965.Ручей.jpg
    Ручей

    Ещё один коттедж на участке площадью 6.780 кв.м , тоже на о. Хонсю, преф. Нагано, 1974 года постройки. Одноэтажный дом с мансардой в европейском стиле, на высоком каменном фундаменте, со всеми удобствами, стоит среди естественного леса. Вдоль южной стороны дома проходит галерея, а под ней устроен дощатый настил со столом и скамейками. Неподалёку от дома есть маленький флигель.

    5.Нагано1974.Дом.jpg
    Дом

    7.Нагано1974.Галерея, настил.jpg
    Галерея, настил

    8.Нагано1974.Флигель.jpg
    Флигель

    Но и в таких дачах, если на участке имелось открытое пространство, люди старались обустраивать свой быт, организуя места отдыха и сажая огород, как, например, на даче в европейском стиле в преф. Яманаси. Небольшой коттедж с мансардой расположен среди леса. На участке около 3300 кв.м имеются также гараж и круглая беседка.

    9.Яманаси.Дом и гараж.jpg
    Дом и гараж

    10.Яманаси.Дом.jpg
    Дом

    Перед домом разбит просторный газон, а за домом на опушке леса устроен огород.

    11.Яманаси.Газон.jpg
    Газон

    12.Яманаси.Газон 2.jpg
    Газон

    13.Яманаси.Огород, беседка.jpg
    Огород, беседка
     
    Последнее редактирование: 17 май 2018
    list и Ондатр нравится это.
  23. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Надо сказать, что сама идея "дачи" в горах родилась не в эпоху Хэйсэй. И не в эпоху поздней Сёва , к которой относятся представленные примеры.
     
    Последнее редактирование: 27 апр 2019
  24. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Справедливо отмечено. Но тогда это была идея, воплощавшаяся от случая к случаю, теперь - мейнстрим.
    "Хэйсэй" из заголовка убрал.
     
  25. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Лесные дачи. Продолжение

    В качестве ещё одного подобного примера можно привести дачу на о. Хоккайдо, занимающую огромную по тем временам площадь около 2,7 га среди горного леса. Уютный европейский домик с полуподвальным первым этажом, вторым – жилым с балконом и камином, с мансардой, стоит на большой окружённой деревьями поляне. Есть гостевой дом в стиле старых сельских домов минка, приподнятый на сваях, а рядом – маленький естественный прудик. Этот гостевой дом удивительно похож на Зал для приёмов в саду VIII века Мияато-тэйэн.

    14.Хоккайдо.Главный дом.jpg
    Главный дом

    15.Хоккайдо.Гостевой дом.jpg
    Гостевой дом

    16.Хоккайдо.Мияато-тэиэн.jpg
    Мияато-тэйэн

    На опушке леса прячется гараж, по совместительству – склад. Неподалёку – стол со скамейками, огород и кусты роз под сеткой для защиты от оленей. Тут же посажена пихта сахалинская, которая, по замыслу хозяев, может играть роль рождественской ёлки. На участке есть и пруд побольше, искусственный, на берегу которого растут клён и берёза. Берёзы растут и по берегам ручья, впадающего в этот пруд.

    17.Хоккайдо.Гараж.jpg
    Гараж

    18.Хоккайдо.Пруд.jpg
    Пруд

    19.Хоккайдо.Ручей.jpg
    Ручей
     
    La Mecha нравится это.

Поделиться этой страницей