История русской усадьбы

Тема в разделе "Ландшафт", создана пользователем takedo, 14 мар 2018.

  1. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    если вам интересно, комплекс Бор это просто маскировочная зона облегающая усадьбу (дом с колоннами это не она). Сама усадьба это резервная правительственная резиденция.
     
  2. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Не много ли этих резиденций для этого правительства?
    (((
     
  3. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Не знаете ли, за Бором, в резервной резиденции, осталась ли прежняя усадьба, или всё перестроено?
     
  4. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    осталась. она отреставрирована. доступ закрыт полностью.
     
  5. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Хорошо, хоть усадьба сохранилась. Может, когда-нибудь она окажется открытой.
     
    list и La Mecha нравится это.
  6. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Обязательно.
     
  7. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Эпоха модерна. Усадьба Липгарта

    Эмиль Александрович Липгарт (1840 – 1907) – выходец из прибалтийских немцев, переселившийся в Москву в 1865 году. Купец первой гильдии, гласный Московской городской думы, общественный деятель, построивший, в частности, в пригороде Коломны крупнейший по тому времени в России завод по производству строительных смесей.
    Дата приобретения Липгартом участка в д. Щурово близ Коломны нигде не упомянута,
    однако судя по тому, что средний возраст исторических насаждений парка усадьбы составляет примерно 115 лет, можно предположить, что он создавался в начале 1900-х годов. Достоверно известно, что кирпичный особняк с каменной террасой и с индивидуально выполненными фасадами в силе модерн был построен в самом начале ХХ века.

    266.План.jpg
    План

    267.Особняк (фото середины ХХ в.).jpg
    Особняк (фото середины ХХ в.)

    268.Особняк.jpg
    Особняк

    269.Особняк 2.jpg
    Особняк

    Усадьба Липгарта – редкий образец единовременно созданной усадьбы эпохи модерна, сохранившейся не самым худшим образом. Парк усадьбы площадью 3,7 га за прошедшее время, конечно, подвергся изменениям, но не носящим решающего характера. Почти без изменений остались парадная и парковая зоны усадьбы, южная же часть, где находился хозяйственный двор, выделена под нужды муниципальных учреждений. Причина читаемости композиционной организации парковой зоны во многом объясняется родом занятий Липгарта, поскольку все элементы, определяющие графический рисунок планировки – бордюры, поребрики бассейн фонтана, и т. п. сделаны из бетона, производившегося на его заводе, и неплохо сохранились. Особую живописность парку придавало умелое сочетание в нём традиционных и редких деревьев и кустарников, которых насчитывается 28 видов. В одичавшем состоянии сохранились и некоторые травянистые декоративные растения: астра иволистная, колокольчик рапунцелевидный, спаржа лекарственная, фиалка душистая. Впрочем, и весь парк одичал, зарос и замусорен, хотя посадки, бессистемно осуществлявшиеся в советское время, не смогли скрыть структуры парка.
    Южный, парадный двор усадьбы представлял собой классический курдонёр с большой клумбой, обеспечивавшей удобный разворот подъезжающих экипажей. В центре клумбы стояла ваза или статуя, место которых в советское время, когда здесь был парк отдыха, занял Владимир Ильич. Перед северным фасадом был устроен бетонный фонтан с бетонной же скульптурой «девушка с уткой» в центре.

    270.Клумба с остатками пьедестала.jpg
    Клумба с остатками пьедестала

    271.Фонтан.jpg
    Фонтан

    Интересна общая организация парка, в которой присутствует «цветок модерна», тот самый, что был «нарисован» дорожками в усадьбе Храповицкого и усадьбе великого князя Бориса Владимировича. Только здесь лепестки цветка развёрнуты веером вокруг сердцевины, роль которой играет группа боскетов. Причём прямоугольные боскеты образуют регулярную композицию, а «лепестки» - пейзажную, окружающую с трёх сторон расчерченную аллеями на прямоугольники регулярную зону. Однако поскольку это сад модерна, не уважавшего симметрию, восточная и западная группы боскетов сдвинуты относительно друг друга, и сами боскеты имеют разные размеры. Отличались восточная и западная группы и тематически. Восточную можно назвать рекреационной, а западная больше тяготела к декоративности.
    Это не были боскеты с высокими стенами из стриженых деревьев, все они были обрамлены цветущими кустарниками. По внутренним углам самого южного в западной группе боскета располагались цветники с малыми архитектурными формами, возможно, вазонами, а в центре - клумба со скульптурой. Остальные боскеты западной группы также обрамлялись цветущими кустарниками с МАФ-ми по углам, а вдоль поперечных дорожек шли ещё и каменистые цветочные бордюры. Внутри боскетов росли группы из деревьев редких видов, в каждом боскете – свой вид.
    Восточная группа боскетов начиналась с юга деревянным прямоугольным павильоном. По углам остатков павильона сохранились остатки постаментов, на которых, видимо, стояли статуи. Следующий, «зелёный кабинет», был покрыт слоем бетона, образовывавшем пол. Здесь могла устанавливаться лёгкая садовая мебель. Третий боскет был оформлен так же, как боскеты западной группы, как бы связывая тематику групп, а в четвёртом боскете стояла круглая беседка, на подходе к которой свободно росли клёны Гиннала и цветущие кустарники.
    Пейзажные посадки в «лепестках цветка» выглядели как естественные рощицы, лишь на поворотах акцентированные цветущими кустарниками в виде подлеска и на полянках – солитерами.
    Было в усадьбе и нечто совсем новое – спортивная площадка для лаун-тенниса, чрезвычайно популярного в начале века. Она была окружена невысокой деревянной оградой с бетонными пилонами ворот и живой изгородью из цветущих кустарников.

    272.Лаун-теннис.jpg
    Лаун-теннис

    В настоящее время эта одна из немногочисленных сохранившихся усадеб с парком в стиле модерн находится в удручающем состоянии. Тем не менее, её реконструкция предусмотрена губернаторской программой 2013-го года «Усадьбы Подмосковья», а в 2017 году после изучения архивных документов и ситуации на местности было объявлено о начале подготовительных работ.
     
  8. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Эпоха модерна. Заключение

    Усадьбы конца XIX – начала ХХ веков ждала в России тяжёлая участь. «С конца XIX века до начала революции количество дворянских усадеб сократилось с 60 тысяч до 40 тысяч. Из этого числа сельских усадеб около 25 процентов оказались в руках предпринимателей-буржуа, многие из которых вовсе не стремились не только приумножить усадебные культурные ценности, но даже сохранить то, что им досталось. Первая российская революция нанесла еще более ощутимый удар по «культурным гнездам». Известный исследователь русской усадьбы барон Н. Н. Врангель в 1910 году после многочисленных поездок по России так писал о состоянии усадеб: «Сожжены, сгнили, разбиты, растерзаны, раскрадены и распроданы бесчисленные богатства… разорены и обветшали торжественные дома с античными портиками, рухнули храмы в садах, а сами “вишневые сады” повырубили… Русские люди делали все возможное, чтобы исковеркать, уничтожить и затереть следы старой культуры. С преступной небрежностью, с нарочитой ленью и с усердным вандализмом несколько поколений свело на нет все, что создали их прадеды» (https://www.booksite.ru/fulltext/suda/kov/4_09.htm ).

    273.Разгром барской усадьбы. А.А. Дейнека, эскиз.jpg
    Разгром барской усадьбы. А. А. Дейнека, эскиз

    Надо отдать должное, уже в мае 1918 года был организован музейный отдел Народного комиссариата просвещения, занявшийся вывозом из оставшихся усадеб в музеи и хранилища всего, что представляло какую-либо ценность. Однако для самих усадеб было безразлично, попадает хранившееся в них имущество в крестьянские избы или государственные музеи. Усадьбы опустошались, разваливались со временем или разрушались вандалами. Повезло только тем, которые сразу отводились под государственные нужды.
    Разумеется, далеко не все усадьбы «эпохи модерна» создавались в стиле модерн, особенно если речь идёт не об архитектуре, а об усадебных садах. Тем более интересны те из них, что сохранились если не в физическом воплощении, то хотя бы в виде архивных материалов. Одной из таких редких усадеб является усадьба Липгарта. О том, что её сад выполнен в стиле модерн, говорят, в частности, рисунок дорожек и обилие цветущих растений.
    Расчерченная с нарочитой небрежностью на разновеликие прямоугольники центральная часть прекрасно сочетаются с лепестками «цветка модерна», дорожки которых являются продолжением дорожек регулярной части. В основе центральной части лежит регулярная планировка, отнюдь не вступающая в конфликт с пейзажной зоной. Их двуединство не возбраняется в садах модерна, что видно из работ одного из основоположников этого стиля, Лоуренса Джонстона (см. заметку «Эпоха модерна») Цветок же модерна присутствует не только в ранее рассмотренной даче великого князя Бориса Владимировича и усадьбе Храповицкого, но и в Воронихинском сквере у Казанского собора в Петербурге, и в Парке имени 9 января также в Петербурге, и в других садах.

    274.Дача великого князя Бориса Владимировича.План.jpg
    Дача Великого князя Бориса владимировича

    275.Усадьба Храповицкого, план.jpg
    Усадьба Храповицкого

    276.Воронихинский сквер,план.jpg
    Санкт-Петербург. Воронихинский сквер

    277.Парк имени 9 января.jpg
    Санкт-Петербург. Парк им. 9 января

    Ещё один признак, характерный для садов модерна – обилие цветов (см. там же). В усадьбе Липгарта это не только клумба парадного двора, но и цветники в боскетах, цветочные бордюры дорожек, цветущие кустарники двенадцати видов, обрамляющие боскеты, спортивную площадку, декорирующие пейзажные посадки. Кроме того, летом из оранжерей выносили экзотические растения и не просто ставили на землю, а составляли из них всевозможные композиции.
    В усадьбах модерна единству сада и дома придавалось особое значение. Растения не только выносились из дома, они сами как бы входили в дом, обвивая его стены лианами, украшая цветами веранды и помещения. Во «флоральном» стиле декорировался интерьер, как это сделано в доме великого князя Бориса Владимировича. Если дом был деревянный, в нём использовался резной растительный орнамент.

    278.Дача великого князя Бориса Владимировича.Главный дом.jpg
    Дача Великого князя Бориса Владимировича. Главный дом

    279.Дача великого князя Бориса Владимировича.Столовая.jpg
    Дача Великого князя Бориса Владимировича. Столовая

    280.Растительный орнамент.jpg
    Растительный орнамент

    Изменился и характер аллей, которые зачастую становились цветными. Сергей Рахманинов в эмиграции вспоминал белые, берёзовые, и красные, из клёнов Шведлера, аллеи своего сада в усадьбе Ивановке. В 1917 году мужики разграбили и подожгли усадебный дом, а во время Тамбовского восстания 1920 – 1921 годов имение было уничтожено «антоновцами» полностью. Были аллеи и цветущие, как сиренево-жасминовая аллея в саду княгини Палей в Царском селе или усадьбе присяжного поверенного Пыльцова «Любвино», одной из редких усадеб, построенных перед Первой мировой войной, в 1911 году. Её аллеи были высажены из роз и вечнозелёных «альпийских деревьев», возможно, рододендронов. Это были сады, полные экспрессии нового времени. Но общее решение пространства усадебного сада осталось неизменным со второй половины XVIII века – регулярная часть перед домом в окружении пейзажного сада.
     
    list нравится это.
  9. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Усадьбы эпохи модерна как раз к 1917 г. б.ч были в целости ) Гибли усадьбы 19 века. Новые усадьбы не были связаны с поместным землевладением и воспоминаниями о крепостном праве и потому меньше раздражали крестьян. Как правило они принадлежали не дворянам. Хотя в ряде случаев в 1917 "дачи", где в этот момент не оказалось хозяев, грабили и сжигали. Остальные же, как самые современные и оборудованные, были активно использованы новой властью для своих учреждений (нередко детских), резиденций и т.д.
    С точки зрения господствовавшей в 20 веке парадигмы культурной ценности они не представляли и поэтому специально не охранялись. но иногда оказывались закрытыми территориями и в силу этого сохранялись.
     
    list нравится это.
  10. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Да, Вы правы.
    Как раз дальше хочу рассказать о дачах.
     
    list нравится это.
  11. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Эпоха дач

    Слово «дача» появилось в начале XVIII века, когда Пётр I стал раздавать аристократии участки земли в пригородах новой столицы для их обживания и благоустройства. Правда, тогда это были скорее усадьбы, а не загородные дома для летнего отдыха. Однако истинный дачный бум начался со строительством железных дорог. Начало ХХ века уже вполне можно было бы назвать не только «эпохой модерна», но и «эпохой дач». В это время, полное неопределённости и неуверенности в завтрашнем дне, усадьбы, практически, не строились, и дача, эта «временная обитель», убежище, в котором люди пытались укрыться от суеты городской жизни, вполне отвечала духу времени. Такое массовое социальное явление было характерно только для России.
    Процесс миграции, начинавшийся весной по городам России ещё с конца XIX века, удобно рассмотреть на примере столицы, Петербурга, где он был наиболее активен. В начале мая народ разъезжался с четырёх вокзалов: Варшавского, Балтийского, Царскосельского и Финляндского.

    281.Царскосельская железная дорога.jpg
    Дачи снимались не только у местных жителей. Предприимчивые люди усиленно скупали лесные угодья и старые усадьбы, вырубая деревья и разбивая территории под небольшие дачки. Министр двора граф Фредерикс построил неподалёку от посёлка Сиверский дачи, сдававшиеся обеспеченным людям. Потомственный почётный гражданин М. Э. Сегаль, имевший на Невском 45 контору по продаже земельных участков и строительству, скупал участки вокруг всего Петербурга и, раздробив их на мелкие, продавал в кредит. Почти во всех дачных местах под Петербургом были проспекты Сегаля. Строили дачи и крестьяне. Много таких дешёвых участков было на берегу реки Оредеж близь посёлка Сиверский. Много дачных мест имелось между Старым Петергофом и Ораниенбаумом, а также в направлении Ропши.

    282.Б. Кустодиев. На террасе. 1906.jpg
    Кустодиев. На террасе. 1906 г.

    Но дачи снимали и многие известные люди. В Куоккала снимали дачу Корней Иванович Чуковский, Николай Фёдорович Анненский. В Токсово – Михаил Иванович Глинка, Карл Брюллов, Александр Иванович Тургенев. В Метсакюля (ныне – Моложёное) – Дмитрий Иванович Менделеев, Иван Петрович Павлов, Дмитрий Сергеевич Мережковский, популярная писательницу начала ХХ века Мария Всеволодовна Крестовская. Многие деятели науки и искусства, либо не имея достаточных средств, либо не желая обременять себя заботами о собственной даче просто снимали её на лето.
    Возводились и богатые частные дачи. На берегу реки Оредеж посёлка Сиверский располагался громадный участок Адольфа Фёдоровича Маркса, основателя издательства «А. Ф. Маркс», выпускавшего самый популярный в то время журнал «Нива»; дача Елисеевых недалеко от Ново-Сиверской, тоже а берегу Оредежи. В Стрельне, по Ораниенбаумской линии железной дороги, стояла дача балерины М.Ф. Кшесинской. В Царском селе – дача купца, пивного магната Л. И. Крона. Дача литератора и журналиста Л. М. Клячко - в Сестрорецке, в Тюрисевя (ныне - Ушково) - дача действительного статского советника, инженера путей сообщения Владимира Константиновича Орловского. В Келломяки (ныне – Комарово) – дача архитектора Барановского (Замок Арфа). В деревне Инокюля (ныне – Приветинское) – дача Валентина Александровича Серова, в Метсакюля – усадьба Владимира Михайловича Бехтерева «Тихий берег». Собственные дачи имели министр путей сообщения Сергей Васильевич Рухлов, художники Иван Николаевич Крамской и Иван Иванович Шишкин, писатели М. Е. Салтыков-Щедрин и А. Н. Майков и другие.

    283.Дача Елисеевых.jpg
    Дача Елисеевых

    284.Дача Клячко.jpg
    Дача Клячко

    285.Дача Кшесинской.jpg
    Дача Кшесинской

    В 1906 году у мызы Вырица, принадлежавшей светлейшему князю Фёдору Львовичу Витгенштейну, была открыта одноимённая железнодорожная станция. Там предполагалось создать дачный городок, в котором при всех городских удобствах человек мог бы жить в единении с природой. Однако выполнение этого замысла было прервано февральской революцией 1917 года.
     
    Ондатр, list и La Mecha нравится это.
  12. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Эпоха дач. Дача Елисеевых Белогорка

    Эта дача у посёлка Сиверский, главный дом которой до сих пор напоминает о былом величии, принадлежала с 1897 года одному из членов знаменитой купеческой династии Елисеевых, Александру Григорьевичу (1839 – 1918), купившему её для своей дочери Елизаветы Александровны. Но обустройство поместья началось ещё за сто лет до этого, в 1797 году, когда её приобрёл надворный советник Франц Францевич Бёль. На обрывистом берегу реки Оредеж он строит двухэтажный деревянный дом с курдонёром, хозяйственными постройками, фруктовым садом и огородом в окружении пейзажного парка, разбитого на основе естественного леса.

    286.Дом Ф. Ф. Бёля.jpg
    Дом Ф. Ф. Бёля

    В 1903 году в возрасте 45 лет умирает муж Елизаветы Алексеевны, фактической хозяйки дачи, а через год она выходит замуж вторично за известного петербургского врача, доктора медицины Ивана Яковлевича Фомина (1856 – 1918). Выходит наперекор воле всей семьи за женатого человека с тремя детьми от первого брака.
    После этого на даче начинаются крупные преобразования. Первым делом на окраине участка возводится церковь Николая Чудотворца. Однако «на Бога надейся, а сам не плошай» - и вдоль реки Оредеж строится 23 дачи для сдачи петербуржцам. В 1906 году на Оредежи сооружается гидроэлектростанция, появляется молочная ферма, каретник, кузница, кирпичный заводик. Все постройки производятся на деньги Александра Григорьевича.

    287.Церковь Николая Чудотворца.jpg
    Церковь Николая Чудотворца

    288.Гидроэлектростанция.jpg
    Гидроэлектростанция

    Наконец, в 1910 году началось строительство господского дома. Всего за два года по проекту петербургского архитектора В. П. Тавлинова на месте старого дома был возведён новый кирпичный в стиле модерн. Местные жители неспроста называли его «Елисеевский замок».

    289.Елисеевский замок.jpg
    Елисеевский замок

    292.Елисеевский замок.jpg
    Елисеевский замок

    293.Елисеевский замок.jpg
    Елисеевский замок

    Облик замка чрезвычайно динамичен. Разновысотные объёмы по четырём фасадам переходят друг в друга, нигде не повторяясь. Вертикали цилиндрических эркеров и башен разного вида, окна разных форм и размеров, грубо отёсанные блоки цоколя, гармонично контрастирующие с керамической плиткой стен – всё это наполняет экспрессией его облик. Производит впечатление веранда, полностью выполненная из камня.

    294.Керамическая облицовка.jpg
    Керамическая облицовка

    295.Веранда.jpg
    Веранда

    Перед домом был разбит сад, который и сейчас, несмотря на порубки и запущенность, оставляет приятное впечатление. От главных (не сохранившихся) ворот к центральному подъезду ведёт старинная липовая аллея. Деревья в ней сформированы в несколько стволов так, чтобы придать дереву колоновидную форму.

    296.Вид на сад.jpg
    Вид на сад

    297.Вид на сад 2.jpg
    Вид на сад

    298.Вид на сад 3.jpg
    Вид на сад

    299.Деревья аллеи.jpg
    Деревья аллеи

    В 1917 году В усадьбе была организована сельскохозяйственная трудовая коммуна для беспризорников коммуна, с бывшим сторожем имения во главе. В то же году скончалась Елизавета Александровна и её отец, Александр Григорьевич Елисеев, а в 1918 году – и Иван Яковлевич Фомин.
    В 1925 году здесь открылась Ленинградская областная сельскохозяйственная станция, преобразованная в 1956 году в Северо-Западный научно-исследовательский институт «Белогорка».

    300.Белогорка (фото 1939 г.).jpg
    Белогорка (фото 1939 г.)

    Во время Великой отечественной войны в усадьбе размещался немецкий штаб. Оставляя усадьбу в 1944 году, немцы подожгли её, но усадьба была восстановлена. В 2000-х годах она была приобретена частным лицом, и начались какие-то работы по дому, вскоре остановленные. А пока усадьба постепенно зарастает борщевиком.

    301.Борщевик.jpg
    Борщевик
     
    La Mecha и list нравится это.
  13. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Эпоха дач. Дача Барановского

    Гавриил Васильевич Барановский (1860 – 1920) родился в Одессе, в семье коллежского секретаря Василия Ивановича Барановского. Приехав в 1880 году в Петербург, он поступил вольнослушателем на архитектурное отделение Санкт-Петербургской Академии художеств, но за неосторожные публичные высказывания по поводу казни народовольцев был отчислен и подал документы в Институт гражданских инженеров (в последствии – ЛИСИ, а ныне – Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет), который и закончил в 1885 году с серебряной медалью за лучший архитектурный проект.

    302. Гавриил Васильевич Барановский.jpg
    Гавриил Васильевич Барановский

    Барановскому принадлежат такие замечательные творения, как «магазин Елисеевых» и Буддистский храм в Санкт-Петербурге, павильон торгового дома «Братья Елисеевы» на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896 г.). Кроме того, с 1902 по 1908 годы издавалась подготовленная им семитомная «Архитектурной энциклопедии второй половины XIX века».

    303.Павильон тогового дома Братьев Елисеевых.jpg
    Павильон торгового дома Братьев Елисеевых

    304.Елисеевский магазин.jpg
    Магазин Елисеевых

    305.Буддийский храм.jpg
    Буддийский храм

    В 1905 году жена Барановского Екатерина Васильевна (урождённая Кобелева) приобретает в Келломяки (ныне – Комарово) участок «Нордиска вилла» площадью в три гектара, и Гавриил Васильевич возводит там дачу, которую стали называть «замок Арфа». Почему её стали так называть, сказать трудно. Одни считают, что строение напоминает своими очертаниями арфу, другим оно напоминает орган, Третьи идут на компромисс, утверждая, что Барановский был большим меломаном и хотел создать нечто, звучащее как музыка. В любом случае это впечатляющее, фантастическое творение, которое трудно определить каким либо стилем, да и не хочется вешать на него ярлык. Внутри, наряду с многочисленными комнатами, лестницами и переходами располагался небольшой концертный зал. Ещё большее изумление вызывает тот факт, что всё это огромное строение, словно покрытое изящной резьбой, построено из дерева.

    306.Замок Арфа.jpg
    Замок Арфа

    307.Замок Арфа (1937 г.) 2.jpg
    Замок Арфа (фото 1937 г.)

    308.Замок Арфа (1937 г.) 3.jpg
    Замок Арфа (фото 1937 г.)

    С веранды дома открывался вид на море, а для более взыскательного взора на южном краю парка, крутым склоном спускающемся к морю, была устроена бетонная смотровая площадка. С неё был виден Кронштадт и петровские форты. Рядом с площадкой стояла беседка.

    309.Веранда.jpg
    Веранда

    310.Смотровая площадка.jpg
    Смотровая площадка

    311.Смотровая площадка.jpg
    Смотровая площадка

    312.Беседка.jpg
    Беседка

    Смотровая площадка и беседка – единственное, что сохранилось от прекрасного парка с тенистыми аллеями, фонтанами, павильонами, скульптурами, прудом в форме палитры художника. Нет и замка Арфы, сгоревшего в 1941 году.
    Февральскую революцию 1917 года Барановский принял с воодушевлением. Им было предложено создать в России единое управлением благоустройством, однако последующие события изменили всё. В надежде на скорое падение власти большевиков Барановский, Екатерина Васильевна и их сын Владимир, которому было уже 27 лет, остались в Келломяки, ставшей финской.
    В 1920 году Гавриил Васильевич внезапно скончался от паралича сердца. Он похоронен на кладбище Келломяки, но могила его потеряна.
     
    La Mecha, Ондатр и list нравится это.
  14. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Это вообще плохо укладывается в голове. После таких работ... Чудо, что остались фотографии замка и стоит Дацан (судьбу которого можно назвать счастливой).
     
    Последнее редактирование: 12 авг 2018
    takedo нравится это.
  15. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    вот это как раз яркий образец модерна )
     
    takedo и list нравится это.
  16. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Между прочим, я учился в школе, построенной Барановским на Басковом переулке. Прежде это была женская гимназия княгини А. А. Оболенской, и в ней учалась Н. К. Крупская. Дала эта школа стране и В. В. Путина.

    школа.jpg

    школа 2.jpg

    школа 3.jpg

    школа 4.jpg
     
    La Mecha и list нравится это.
  17. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
  18. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
  19. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Эпоха дач. Дача В. М. Бехтерева "Тихий берег"

    Владимир Михайлович Бехтерев (1857 – 1927), выдающийся психиатр, невропатолог, психолог, родился в Вятской губернии в семье станового пристава Михаила Павловича Бехтерева. В 1878 году Владимир Михайлович окончил Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию, и уже с 1885 года, получив звание профессора, заведовал психиатрической клиникой окружной казанской лечебницы. Ещё через восемь лет, в 1908 году, в Петербурге открылся основанный им Психоневрологический институт. На следующий год после окончания академии Бехтерев женился на девятнадцатилетней Наталье Петровне Базилевской, учившейся на женских педагогических курсах в Петербурге. Наталья Петровна стала прекрасной хозяйкой, верным другом и помощником Владимира, а он писал ей записки в стихах.

    313. В. М. Бехтерев.jpg
    В. М. Бехтерев

    313.Наталья Петровнв Бехтерева.jpg
    Н. П. Бехтерева

    С 1914 года семья, а у них к тому времени появились сын и дочь, жила в собственном доме на Каменном острове в Петербурге, а летом переезжала на дачу «Тихий берег» в деревне Ино (ныне – Смолячково) на берегу Финского залива. Там же Бехтеревы любили справлять рождество с друзьями, собираясь за большим столом. Там же Владимир Михайлович написал большинство своих работ.

    314. Дом на Каменном острове.jpg
    Дом на Каменном острове

    Земельный участок площадью 31,8 га в Ино Бехтерев приобрёл в 1903 году. Участок был заболоченный, так что обустройство его началось с ирригационной системы. Территория чисто символически была окружена местами оградой из жердей, местами - столбами с колючей проволокой, и только у ворот, домов и некоторых сараев она была из штакетника. Дома соединяли дорожки из бетонных плит. Позднее, в 1912 году, насыпная дорога, ведущая к даче, была обсажена елями, а дальше, к главным строениям – берёзами. Близ просёлочной дороги, по которой проходила северная граница участка, был посажен большой яблоневый сад, защищённый от северных ветров рядом елей. Ограда из жердей вдоль дороги была заменена живой изгородью из шиповника. Южная граница участка шла по песчаному берегу Финского залива.

    315.Ограждение (1906 г.).jpg
    Ограждение (фото 1906 г.)

    316.Ворота.JPG
    Ворота

    317. Еловая аллея, вид от ворот (1912 г.).jpg
    Еловая аллея. Вид от ворот (фото 1912 г.)

    В западной части участка у дороги в лес были высажены ягодники, а в восточной части многочисленные ручьи стекались в «Малый пруд», хоть и узкий, но не такой уж маленький, сто метров длиной, из которого вода текла в «Большой пруд», а оттуда – в залив. На заливе была сооружена простенькая купальня, служившая одновременно причалом для лодок. Владимир Михайлович перед обедом непременно купался, невзирая на погоду. На берегу напротив купальни стояла беседка и устроено что-то вроде спортплощадки с трапецией, кольцами и «гигантскими шагами».

    319.Купальня (1906 г.).jpg
    Купальня (фото 1906 гг.)

    Из жилых строений в усадьбе имелись «Большая дача» и «Маленькая дача».

    «Большая дача», построенная в 1904 году, представляла собой трёхэтажный деревянный дом в стиле модерн на фундаменте из гранитных блоков, обшитый вагонкой, с балконами и тремя верандами. Войти в дом можно было со всех четырёх сторон. На первом этаже находились гостиная, столовая и кабинет, он же – гостевая комната, на втором этаже – спальня и запасная комната. Запасная комната была и на третьем этаже. В ней любил останавливаться большой друг семьи, министр иностранных дел князь Оболенский, а балкон третьего этажа с видом на море был любимым местом работы Бехтерева.
    «Маленькая дача» была построена раньше Большой. До постройки «Большой дачи» Владимир Михайлович занимал в ней одну комнату, а работать забирался на обращённый к югу балкон, если позволяла погода.

    320.Большая дача, южный фасад (1912).jpg
    Большая дача. Южный фасад (фото 1912 г.)

    321.Маленькая дача, вид от залива (1946).jpg
    Маленькая дача. Вид от залива (фото 1946 г.)

    Бехтерев думал о работе даже во время прогулок по заливу, вдоль берега которого проходила «Морская аллея». Любопытно описывает эти прогулки Мария Владимировна, дочь Владимира Михайловича: «Под вечер папа выходил на прогулку и, дойдя до берега, ходил из конца в конец по длинной аллее вдоль моря, на ходу корректируя присланные из печати гранки. У нас всегда было много дворовых собак. Мама любила их, но отец не уделял им никакого внимания и никогда не кормил. Однако, стоило ему взять направление к морской аллее, как все собаки бросались его сопровождать. Занятый корректурой, отец шёл по аллее очень медленно и даже иногда останавливался, очевидно, для правки. За ним по пятам (одна за другой) двигалось собачье шествие, останавливаясь вместе с ним и поворачивая в конце аллеи в обратную сторону. Они все шли с опущенными головами и хвостами, как бы исполняя серьёзную обязанность, сколько бы ни продолжалась прогулка. Они оживлялись только тогда, когда отец прятал корректуру в карман и поворачивал к дому. Тогда, исполнив свой долг, они убегали, лая и повизгивая. На другой день всё повторялось точно также». Аналогичный ритуал собаки исполняли во время предобеденного купания Бехтерева, усаживаясь рядком на мостках и не покидая поста до завершения процедуры.
    На даче постоянно велись перепланировки и перестройки, пока с началом Первой мировой войны на горизонте не появились немецкие броненосцы и все рабочие уехали. Никакого генерального плана усадьбы не было. В результате получилась очень простая хозяйственная дача безо всяких изысков.
    После признания независимости Финляндии в 1917 году Наталья Петровна Бехтерева, постоянно проживавшая на даче, оказалась за границей. Там она и скончалась в 1921 году.
    Бехтерев после октябрьской революции 1917 года продолжил свою деятельность на поприще науки. В 1918 году по его инициативе в Петрограде был организован Институт по изучению мозга и психической деятельности (Институт мозга). В 1926 году он женился на Берте Яковлевне Гуржи (в девичестве – Арэ), сотруднице канцелярии в Комиссии улучшения быта ученых (КУБУ), с которой был знаком с 1916 года. В 1927 году Бехтерев получил звание заслуженного деятеля науки. В декабре того же года после доклада, сделанного им на I Всесоюзном съезде невропатологов и психиатров в Москве, Владимир Михайлович почувствовал себя плохо и через сутки скончался. Все обстоятельства, связанные со смертью Бехтерева, наводят на мысль, что смерть эта была насильственной. В 1937 году была репрессирована и расстреляна Берта Яковлевна.
    Из многочисленных построек «Тихого берега» до нашего времени дожила только «Маленькая дача». К началу 80-х годов усадьба превратилась в захламлённую территорию с огородами местных жителей. Заросшая еловая аллея была частично вырублена. На месте леса, входившего в состав дачи, был построен пионерский лагерь «Буревестник», оба пруда высохли и заросли, погиб и яблоневый сад.
    «Маленькая дача» тоже не осталась без внимания. С неё были сняты все двери и рамы, украдена часть витражей, нарушена планировка помещений. Большая же дача была разграблена и полностью разобрана сразу после Великой Отечественной войны.
    В 1989 году дача Бехтерева была поставлена на учёт Управлением Государственной инспекции по охране памятников (УГИОП), и в ней начались восстановительные работы. К 2010 году исторический внешний вид был возвращён «Маленькой даче», воссозданы главные ворота и яблоневый сад.

    322.Маленькая дача, современное состояние.JPG
    Маленькая дача. Современное состояние
     
    La Mecha, Ондатр и list нравится это.
  20. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Эпоха дач. Дача Г. Г. Елисеева в Тойла

    Григорий Григорьевич Елисеев (1864 – 1949 (1942?) родился в Санкт-Петербурге, в семье купца Григория Петровича Елисеева, возглавившего в 1857 году прославившийся в последствии торговый дом «Братья Елисеевы».

    323.Григорий Григорьевич Елисеев.jpg
    Г. Г. Елисеев

    В 1892 году Григорий Петрович отошёл от дел, а ещё через четыре года Григорий Григорьевич стал единственным владельцем торгового дома, преобразованного им в «Торговое товарищество «Братья Елисеевы». При нём дело, и без того процветавшее, получило ещё больший размах.
    В 1910 году, внук бывшего крепостного Григорий Елисеев, ставший к тому времени действительным статским советником, «за особые заслуги на пользу и преуспеяние отечественной промышленности» был возведён в потомственное дворянство. Вместе с ним дворянство получили его жена Мария Андреевна, дочь купца Дурдина, и младшая дочь Мария. Через четыре года Мария Андреевна, родившая Елисееву восьмерых детей, покончила жизнь самоубийством из-за раскрывшейся измены мужа. Тот попросил её о разводе, но Мария Андреевна отказала и через некоторое время повесилась. Уже через три недели после похорон Марии Андреевны Григорий Елисеев, не присутствовавший на похоронах, обвенчался с разведённой молодой дамой Верой Фёдоровной Васильевой. Более того, когда в марте 1915 года семья Елисеевых была внесена в дворянскую родословную книгу, там оказалось имя не Марии Александровны, а Веры Фёдоровны.
    Эти события послужили причиной полного краха столь успешной семьи. Уже взрослые дети оказались от отца и прервали с ним всяческие отношения, Все, кроме младшей дочери Марии, которую Елисееву удалось задержать. Но и её братья похитили, разработав хитроумный план.
    После Октябрьского переворота Григорий Елисеев с молодой женой оказался в Крыму, откуда в 1920 году эмигрировал во Францию, где у него имелся дом в Париже и где на деньги Елисеевых в зарубежных банках он купил имение в округе Понтуаз. В России всё имущество Елисеевых было национализировано.
    Ещё в 1897 году, когда дела Товарищества Елисеевых были на подъёме, Григорий Елисеев построил себе дачу в Эстляндской губернии, в живописном местечке Тойла, где река Пюхайыги впадает в Финский залив. Купив 144 га земли, он возвёл в юго-западной части участка пятиэтажный, считая смотровую башню, беломраморный дворец. Вся остальная территория была отдана ландшафтному парку. Дворец а духе итальянского ренессанса строился по проекту архитектора Г. В. Барановского, а проект ландшафтного парка разрабатывал директор рижских городских садов Г. Купхальдт.

    324.Дворец в Тойла.jpg
    Дворец в Тойла

    325.Дворец в Тойла.jpg
    Дворец в Тойла

    326.Дворец в Тойла.jpg
    Дворец в Тойла

    327. План парка.jpg
    План парка

    В восточном крыле здания располагался зимний сад с пальмами, апельсиновыми, персиковыми и лавровыми деревьями. О внутреннем убранстве дворца говорит уже одно то, что потолок его главного зала расписывал Владимир Маковский. Кроме дворца на даче была построена церковь и несколько хозяйственных строений: дом коменданта, оранжерея, манеж, конюшни, псарня, голубятня.

    328.Церковь.jpg
    Церковь

    329.Манеж и конюшни.jpg
    Манеж и конюшни

    Пространство парка Ору организовано по ставшей уже традиционной схеме – регулярная зона у дворца, и ландшафтный парк – вокруг. На террасе перед дворцом разбит чудесный сад с розариями, бассейнами и фонтанами.

    330.Верхняя терраса (На заднем плане - школа).jpg
    Верхняя терраса (на заднем плане - школа)

    331.Розарий.jpg
    Розарий

    332.Розарий (современный вид).jpg
    Розарий (современный вид)

    333.Басейн с фонтаном.jpg
    Бассейн с фонтаном

    334.Фонтан на нижней террасе.jpg
    Фонтан на нижней террасе
     
    Последнее редактирование модератором: 23 авг 2018
    La Mecha, Ондатр и list нравится это.
  21. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Эпоха дач. Дача Г. Г. Елисеева в Тойла. Продолжение

    Дальше начинается живописный парк со сложным рельефом обрывистого речного берега и перепадами высот у залива до 50 метров. Купхальдту удалось прекрасно использовать природные особенности сложенных из песчаника крутых склонов реки с их родниками, пещерами, прудами. Благодаря дугообразной форме аллей эти пейзажи открываются не сразу, позволяя полнее насладиться их естественной, лишь умело обыгранной создателем сада красотой, а множество укромных троп и каменистых лесенок придают ей некую загадочность.

    335.Спуск к реке.jpg
    Спуск к реке

    336.Ручей.jpg
    Ручей

    337.Арочный мост.jpg
    Арочный мост

    338.Водопад.jpg
    Водопад

    Подстать этой атмосфере и липовая аллея, начинающаяся от главных «Медвежьих ворот». Её деревья сформированы так же, как в усадьбе Елисеевых в Белогорке (см. «Дача Елисеевых, Белогорка»). «Медвежьими» эти ворота стали только после 1939 года, изначально же они были украшены гранитными шарами.

    339.Медвежьи ворота.jpg
    Медвежьи ворота

    340.Липовая аллея.jpg
    Липовая аллея

    Липовая аллея идёт до дворцовых ворот, откуда начинается аллея, обсаженная берлинскими тополями с широко-пирамидальной кроной. Надо сказать, что в саду произрастает до 258 видов растений. Большинство европейского происхождения, но есть растения с Дальнего востока и Америки, много клёнов и серебристых тополей. Осенью алеющие клёны составляют прекрасную пару с серебром тополей.

    341.Дворцовые ворота.jpg
    Дворцовые ворота

    342.Тополёвая аллея.jpg
    Тополёвая аллея

    От дворца аллея ведёт на восток, к «смотровой площадке Колдовского леса» на самом высоком месте парка у берега Финского залива. В лесу с таким названием самое место деревьям липовой аллеи. Правда, построена она была в 1938 году, когда дача уже не принадлежала Елисееву. С площадки открывается прекрасный вид на море, а также видны отложения горных пород возрастом 500 миллионов лет. Рядом с площадкой был разбит невообразимых размеров альпинарий в 2 га, спускающийся к заливу, самый крупный в Европе. Через него от смотровой площадки спускалась лестница из известняка и гранита, однако несмотря на все старания по укреплению берега и альпинарий, и лестница были уничтожены весенними оползнями. На площадке построена симпатичная беседка под названием «Ласточкино гнездо».

    Альпинарий.jpg
    Альпинарий

    343.Смотровая площадка.jpg
    Смотровая площадка

    Чуть западнее дворца, на спуске к реке, есть ещё одно замечательное место – пещера «Серебристого родника», одна из трёх пещер, сохранившихся в парке. Из родникового водоёма в парк стекает ручей с ледяной прозрачной водой.

    344.Спуск к пещере.jpg
    Спуск к пещере

    345.Водоём.jpg
    Водоём

    346.Ручей.jpg
    Ручей

    Сам Елисеев не часто бывал на даче, зато Мария Александровна и дети отдавали ей должное вполне. Как и сейчас, парк был открыт для всех, а когда приезжал барин, его встречали оркестром. После переезда Григория Елисеева в Париж дача оказалась заброшенной. Сад посещали только местные жители. В 1934 году три эстонских промышленника выкупили усадьбу и преподнесли в дар первому президенту уже независимой Эстонии Константину Пятсу, сделавшему её своей летней резиденцией.
    Во время Второй мировой войны дворец, как и все служебные постройки, был полностью разрушен и не восстановлен до сих пор, парк же почти уцелел. В настоящее время парк Ору находится под государственной защитой и в нём проводятся реставрационные работы. Восстановлены три фонтана, пещера «Серебристого родника», смотровая площадка с «Ласточкиным гнездом», ещё одна беседка, из которой открывается вид на долину реки, и церковь.
     
    La Mecha, Ондатр и list нравится это.
  22. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Весь мир вместился в этой даче! Да так гармонично. Впечатляющий парк с его не не менее впечатляющими аллеями, пещерами, входами, видами...

    Известно ли, пускают ли на территорию?
     
    La Mecha нравится это.
  23. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Пускают круглый год и бесплатно.
     
    La Mecha нравится это.
  24. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    масштаб, конечно не дачный. но хорошо дополняет ряд богатых усадеб поздней эклетики.
    Впрочем, елисеевские и бехтеревские владения это тоже не дачи, а поместья.
     
    Последнее редактирование: 18 ноя 2023
  25. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Эпоха дач. Усадьбы и дачи после октябрьского переворота

    Основная волна погромов усадеб и дач прокатилась по стране в конце 1917 – начале 1919 годов. Надо отдать должное, со стороны правительства к осени 1918 года было принято около десятка распоряжений о сохранении культурного наследия, в том числе, усадеб, но выполнять эти указы было некому, поскольку никакой реальной власти на местах не было. Местные советы были сформированы только в середине 1919 года, а до этого мужики решали вопросы по старинке, на сходах. В дневнике рыбинского дворянина А. Лютера есть такая запись от 8 марта 1918 г.: «Сегодня в Андреевском (селе) был сход, на котором постановили в субботу отобрать Лытарево… И в Благовещенском был сход и постановлено завтра громить усадьбу… На сходе говорили: сначала покончим с Кладищевым, а потом и за Хомутова…» (Лютер А. Дневник офицера // Памятники Отечества. — 1992. — №25.) Ещё более резко высказывался об этом в газете «Новая жизнь», редактором которой был А. М. Горький, участник революционного движения с 1903 года Суханов Н. Н.: «И мужик начал действовать сам. Делят и запахивают земли, режут и угоняют скот, громят и жгут усадьбы, ломают и захватывают орудия, расхищают и уничтожают запасы, рубят леса и сады, чинят убийства и насилия. Это уже не „эксцессы“, как было в мае и в июне. Это — массовое явление, это — волны, которые вздымаются и растекаются по всей стране.» (Суханов Н. Н. Записки о революции. Книга 6. Разложение демократии 1 сентября — 22 октября 1917 года). Аналогичным образом высказывался об этом и сам Горький.
    Однако не все усадьбы постигла столь печальная участь. Иным везло. Прежде всего, это были «безземельные» дачи, не представлявшие интереса для мужиков.
    Ко второй категории относятся усадьбы и дачи, использованные в государственных целях, такие, как:
    усадьба Дервиза Кирицы (в 1918 г. размещено сельскохозяйственное училище),
    усадьба Уваровых Поречье (в 1922 г. открыт детдом),
    дача Великого князя Бориса Владимировича в Царском селе (после 1917 г. передана в ведение Наркомпроса),
    усадьба Половцева Рапти (с 1918 года – санаторий НКВД, разрушена во Вторую мировую войну),
    усадьба Стуловых (с 1919 г. – детский дом. Сожжена в 1993 г.), усадьба Одинцово-Архангельское (в 1918 г. размещена больница),
    дача Елисеевых Белогорка (в 1917 г. организована сельскохозяйственная коммуна).

    347. Усадьба Рапти.jpg
    Усадьба Рапти

    Сохранились также дачи выдающихся деятелей культуры, превращённые в музеи: Талашкино, Абрамцево, Поленово, Пенаты и другие.

    Наконец, дачи и усадьбы, которые после переворота стали занимать представители правительственной элиты. Подробнее о них можно узнать по адресу http://forum.arimoya.info/threads/Вторая-жизнь-подмосковных-усадеб-Дачи-политбюро.327/ .
    После гражданской войны, страшного голода начала 20-х и голодомора 30-х годов в стране начали создаваться своеобразные садовые товарищества, «коллективные сады», где служащие низшего звена и рабочие могли получить в пользование участок земли 4 – 8 соток для выращивания овощей и фруктов, с летним домиком из двух комнат площадью 15 кв.м.. Ни о каких декоративных садах речь, разумеется, не шла. Люди просто хотели есть.
    В то же самое время в живописных местах неподалёку от крупных городов строились за казённый счёт дачи для партийной номенклатуры, генералитета, «нужных стране» деятелей культуры. Это были огромные благоустроенные дома из 15 – 20 комнат, и проживающие в них могли наслаждаться летом почти всеми радостями дореволюционной дачной жизни. Контраст был столь велик, что Политбюро КП в 1938 году пришлось принять постановление «О дачах ответственных работников», ограничивавшее количество комнат для семейных ответственных работников в восемь комнат, а для одиноких – в пять.
    В 30-е годы этим состоятельным людям было разрешено даже учреждать первые дачно-строительные кооперативы. Правда, такое положение вещей противоречило декларированному в стране запрету на частную собственность, но выход был найден. Если раньше дачи были собственностью государства, то теперь эти кооперативы становились собственностью ведомств – творческих союзов, министерств, научных институтов и пр., а право на пользование дачей было закреплено не за конкретным лицом, а за должностью. Если конкретное лицо лишалось должности, оно лишалось и дачи. То есть это была «дача служебного пользования». Так возникли, например, писательский посёлок Переделкино под Москвой и Академический городок в посёлке Комарово под Петербургом.

    348.Дача Бориса Пастернака в Переделкино.jpg
    Дача Бориса Пастернака в Переделкино

    349. Типичный дачный дом в Академическом посёлке.jpg
    Типичный дачный дом в Академическом посёлке

    Даже на таких дачах не было и речи о каких-либо садах с продуманной композицией. Это были просто участки леса, вошедшие в состав выделенного под дачу участка. В лучшем случае, у дома устраивались какие-нибудь клумбочки. Быт на таких дачах можно представить себе по фильму Михалкова «Утомлённые солнцем».
    В 1949 году, в связи с продовольственными трудностями послевоенного периода, было принято постановление «О коллективном и индивидуальном огородничестве садоводстве и садоводстве рабочих и служащих», причём огородничество и садоводство, естественно, не декоративное, должно было вестись в обязательном порядке, иначе дачи отбирали.

    350.Дачный участок.jpg
    Дачный участок

    Оценив эффективность дач для решения продовольственных проблем, в 1954 году, уже не в связи с войнами, Совет Министров издал постановление, согласно которому райисполкомы получили право выделять землю для ведения хозяйства, пресловутые 6 соток, всем желающим. Правда, желающими, прежде всего, оказывались передовики производства и заслуженные люди. В шестидесятые годы раздача земель под «индивидуальное огородничество» была прекращена. Землю можно было получить, только став членом дачного кооператива, курировавшегося профсоюзами.
    Всё изменилось в 90-е годы, с крутым разворотом экономики страны к капитализму. Теперь участок под дачу снова мог иметь кто угодно, но участок этот нужно было купить, даже в садовом товариществе. Дача, как и в дореволюционные времена, стала частной собственностью, все ограничения на характер использования земли постепенно исчезли, и те, кто мог не задумываться о хлебе насущном, стали создавать сады для «отдохновения души» в любом понравившемся ему стиле, самостоятельно или с помощью какой-либо из возникших в огромном количестве ландшафтных фирм. Это могла быть не только дача, но и полноценная усадьба для постоянного проживания.
    В условиях «дикого капитализма», длящегося в стране до сих пор, массовая застройка пригородов уничтожает природный ландшафт. Не говоря о гигантских садоводческих массивах, таких, как в поселении Мшинская Лужского района Ленинградской области, где на площади 2188 га находится более 22000 участков, это элитные коттеджные посёлки и частные усадьбы. Если садоводства располагаются, как правило, примерно в 100 км от города на непригодных для сельскохозяйственного освоения землях, то элитные дачи и коттеджи в обход всех законов посягают на территории исторических парков и заповедников.

    351.Садоводство Мшинское.jpg
    Садоводство Мшинское

    352.Элитный коттедж.jpg
    Элитный коттедж

    Тем не менее, именно эти элитные дачи и коттеджи, а порой и дачи в садоводствах способствовали возрождению декоративного садоводства в русле мейнстрима, о котором и идёт речь, после почти семидесятилетнего забвения.
     
    La Mecha, list и Ондатр нравится это.

Поделиться этой страницей