В Китае, на скале около священной горы Хэншань в провинции Шаньси, после ремонта, проведённого из-за обрушения фрагмента скалы, открыт храмовый комплекс Сюанькун-сы (Висячий монастырь; первоначально Храм Сокровенной Пустоты). Заложен в 491 году. Уникален тем, что объединяет буддийские, даосские и конфуцианские алтари. Считается самой ненадёжной постройкой в мире. "Все здания в нём вырублены в толще скалы и закреплены с помощью системы деревянных балок и опор. Благодаря скальному расположению монастырь удалось сохранить в практически неизменном виде спустя 1500 лет". Его сравнивают с карточным домиком, приклеенным к скале, но мне он напоминает корабль, выходящий из "сферы камня". описание
Максим, интересно было бы рассмотреть эти три течения в храмовой архитектуре Китая, подобно японскому экскурсу в диалог синто и буддизма.
Китайская архитектура , в принципе, склонна к унифицированным, типологическим, решениям. Но функциональные различия в комплексах "трёх религий" конечно были.
Конфуцианство это собственно самообожествлением цивилизации ) Хотя там существовали ритуалы и жертвоприношения (с приношениями мяса, вина и сжигаемого шёлка) самоценна была сама церемония , воспроизводившая древние чжоусские ритуалы , знатоком которых был Конфуций. Сам Кун-цзы был обожествлён вместе со своими учениками императорским указом. Храмы его начали возводится в 6 веке и играли ту же роль что культ императоров в Риме ) Помимо пяти алтарей в столице (неба, земли, хлеба, солнца и луны) и императорских мемориалов это были основные центра официальной идеологии. И были одновременно храмами и учебными заведениями - местом приёма государственных экзаменов. Стандартная планировочная схема выглядела так первые ворота. площадка для жертвоприношений. вторые ворота со статуей Конфуция. главный двор с садом и стеллами на которых высечены имена успешно сдавших экзамены на докторскую степень. Иногда тут же учебные классы в боковых галереях. Собственно храм Конфуция и его главных учеников. Храм предков Конфуция.
Цюйфу самый монументальный из конфуцианских комплексов - на родине Конфуция структура та же , но величие подчёркивается многочисленными дворами. к востоку от храма родовая усадьба дома Кун - где проживали старшие потомки Конфуция по прямой линии. к западу - залы для приёмов и чтения текстов. в километре к северу - родовое кладбище дома Кун и могила самого Конфуция (мемориальная усадьба Конфуция) могила Конфуция храм кладбище
Храм Неба в Пекине слева комплекс Дворца Воздержания (где император постился перед богослужением - именно сам сын Неба и был главным жрецом) спереди зал небесного свода перед ним жертвенник (круглый алтарь) самая известная постройка это храм Урожая
Храм Неба был только в столице. Храм Конфуция в каждом уездном городе. А самым распространённым типом был храм предков - у каждого клана. храм предков дома Чэнь в Гуанчжоу
Даосские храмы Религиозный даосизм развивается как институт примерно со 2 в. н.э. когда возникла школа Небесных Наставников. Это южная ветвь даосизма в которой нет монастырей и жертвоприношений , но есть иерархия духовенства во главе небесным наставником. центр этого направления в горах Лунхушань. выстроенный там грандиозный комплекс сильно пострадал и в значительной степени заново отстроен в 90-х (это барабанная башня. которая наряду с колокольной является неприменным атрибутом даосского храма). северная ветвь даосизма это прежде всего школа Совершенной Подлинности - Цюаньчжэнь - основанная в 12 в.. Это монастырский децентрализованный даосизм, испытавший сильное влияние буддизма. Его главный центр это монастырь Храм Белых Облаков в Пекине https://anashina.com/baiyunguan/
Поняла вдруг, что не имею представления о жизни даосского монастыря. Нашла немного об этом. И оказалось, что имею )
Горы Тайшань (восток) у подножия храм Дай Мяо постройки 11 века (основан вообще во времена Цинь в 3 в до н.э.). он посвящён божеству горы. (роспись 1009 г.) дальше начинается подъём в гору
Вот это да... Устроен он, видимо, самими бессмертными? Или всё же при помощи людей? Пускают ли избранных смертных попытаться пройти по нему?
Южный Хэншань (Хунань) у подножия горы храмовый комплекс Наньюэ Дамяо (включающий также буддийские и конфуцианские алтари) (комплекс был значительно разрушен во время культурной революции, затем восстановлен) дальше начинается подъём на гору с её даосскими (и буддийскими) святилищами вершина. площадка для любования луной