Лекции в подвале

Тема в разделе "Наука и философия", создана пользователем Ондатр, 3 фев 2019.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Краткое содержание седьмой лекции


    Философия и наука культурные явления родственные, но не совпадающие. Особенно если мы говорим о науке в современном понимании, утвердившимся с 17 в. Отличия будут понятней если мы обратимся к примеру Аристотеля. Это был величайший учёный своего времени и созданная им парадигма господствовала две тысячи лет. Но сейчас его гипотезы представляют интерес только для историка науки. В тоже время Аристотель как философ по-прежнему один из самых цитируемых авторов. Философия в этом отношении ближе к искусству, её произведения могут выходить из моды, но не устаревают. Начиная философское рассуждение, мыслитель выбирает себе собеседника в любой из эпох. Правда, и наука не всегда была тем , чем сейчас и была иначе встроена в систему знания. Вспомним про семь свободных искусств, среди которых были арифметика, геометрия, астрономия и музыка (квадриум – 4 математические дисциплины). Среди 12 муз рядом с Терпсихорой и Мельпоменой была Клио и Урания. Искусство и наука была практически синонимичны в значении умение. Во времена Античности Физика – в смысле естествознания – была одни из разделов философии, наряду с логикой и этикой (три основных философские темы: как устроен мир, как мы познаём мир, и как достичь счастья). Прежде это было темой мифологии в узком смысле слова

    Дело в том, что со времён позитивизма различают три стадии развития знания - мифологическую, метафизическую и позитивную (научную) – первая это внерациональное объяснение, обычно построенное на ассоциативном мышлении и имеющее сакральный статус, вторая требует доказательств , третья экспериментального подтверждения. В последних случаях речь идёт о своеобразном аскетическом самоограничении мысли путём принятия строгой процедуры. С точки зрения мифической космографии это задействование уровня «нижний астрал»/«оранжевый мем». Ему предшествовали стадии воды (мифо-поэтическое мышление), огня (магия, алгоритмизированный мифология) и эфира (рационализированная мифология, «теология»). Впрочем, то, что называют словом «протонаука» появляется уже на первых стадиях, это была магия (натуральная) и прогностика. Последняя включала и астрономические наблюдения.

    Переход к земледелию потребовал создания календаря. Древнейшие обсерватории (тап круга камней) датируются минимум сер. 6 тыс. до н.э. и их сооружение требовало математических знаний. Сам по себе небесный свод был наиболее зримым образом иного мира, высшей реальности. Выявление закономерности в движениях светил, легло в основу представлений и высшем мировом порядке /законе (рита, маат, ли т. д) характерного для «эфирной»/»синей» стадии развития сознания. Астрономические наблюдения задавая структуру формирующей мифической космографии (собственно «астральный» это и значит «звёздный»), ложились в основу рационального , логически систематизированного знания. Первой системой, имевшей международное значение была вавилонская астрология (материнская для аналогичных систем по всей Евразии). Как «псевдонаука» она сохраняет влияние доныне, а в научный багаж вошли зодиак, 16-летний цикл затмений, открытие прецессии и первые (постепенно всё более точные ) астрономические таблицы.

    Эстафету Вавилонии переняла Эллада. Само греческое слово «философия» придумал Пифагор, обучавшийся в Вавилоне, создавший первый мистический орден, познакомивший греков с названной в его честь теоремой (она была давно известна в Египте и Вавилоне ). Для Пифагора и пифагорейцев математика (и математизированные астрономия и музыка) была основой их учения, они полагали, что числа правят миром. Вообще, основной вопрос философии во все века это «почему мир устроен столь рационально, но при этом полон страдания?». Античная в качестве ответа учила о подлинном и мнимом мироздании: подлинное постигается с помощью рационального абстрактного мышления (через логику- математику-астрономию), мнимое дано нам через органы чувств и управляется страстями. Счастье виделось в достижении полного душевного равновесия и невозмутимости – апатии и атараксии. А средством было освобождение абстрактного (астрального) ума от власти души, погружённой в аффекты. Мифологически это описывалось как восхождение через семь планетных небес к сфере неподвижных звёзд, к подлинному и вечно неизменному мирозданию. Неоплатонизм разработал подробно стадии совершенствования: На первой основное внимание уделялось красоте и здоровью тела, очищениям и жертвоприношениям; на второй – наслаждению искусством, науками и красоте души – обретение общих и гражданских добродетелей – сдержанности, щедрости, великодушия, и т.д (уровень эфир); на третьей философ достигший атараксии приступал к упражнениям в математике и логике (нижний астрал) и наконец вершиной становилось прямое мистическое созерцание божественного света и эйдосов (предельно общих абстрактных категорий) в их чистом виде. Т.о мы видим единство науки, философии, мистики и т.д. как идеал.

    С приходом христианства ценности в обществе меняются, для наук места уже не остаётся, высшую ценность обрело Откровение. Учёные уезжают в Иран, а затем начинается мощный подъём наук (астрономии, математики) и логики в Индии (6-8 вв, греческие математические трактаты переведены ок 5 в). Индийская логика и математика сильно отличались от греческих. В Индии изначально вышей познавательной ценностью обладал мистический (йогический) опыт, а логика служила г.о. для дискуссий. Когда Зенон Элейский сочинял свои апории его целью было доказать нереальность («сфальсифицированность») мира чувств с его иллюзорным движением в пользу логически совершенной неподвижности истинной реальности («природа не терпит пустоты»). Нагарджуна в Индии использовал схожие апории для доказательства условности умопостигаемой реальности чтобы подтолкнуть читателя к внерациональному опыту недуальности. Вместо аристотелевой логики, с законом исключённого третьего, была логика чатушкотики, такого закона не содержащая. Для греческой математики всегда было проблематичны и неправильны иррациональные и отрицательные числа (по легенде пифагорейца впервые получившего иррациональное число при вычислении корня соратники просто сбросили с корабля в море). Чтобы не компрометировать идею целых (истинных) чисел дробями, стали различать числа и величины (последние имели природу наглядно геометрическую). Для индийцев таких проблем не существовало. Они стали легко оперировать и иррациональными и отрицательными числами и вели знак ноля (той самой пустоты). Из Индии центр наук переместился в мусульманский мир (9-15 вв), соединивший античные достижения с индийскими, потом снова временно в Индию (Керальская школа кон. 15- нач. 16 в), а потом в Европу (16 в.), где он оставался до 1930-гг, когда переместился в США.

    Наука европейского Возрождения 16века ещё вполне магична, математические методы замешаны на каббале, философия пантеистична и связана с неоплатонизмом, но европейцы уже начинают игры с бесконечностью (Николай Кузанский, Бруно) и готовы отойти от нерушимости традиционных концепций (Коперник, Кеплер). Решающий перелом наступает в 17 веке, с появлением математизированного экспериментального естествознания (Галилей), хотя окончательно современная наука вылупилась из розенкрейцерской мифологии уже ближе к концу столетия. Пифагорейская идея о том, что Бог и природа говорят на языке математики получила новую жизнь.. В терминологии МК можно сказать, что в это время области «верхнего астрала» и «ямья» мыслились уже не чисто мистически, но как область трансцендентального, область врождённых идей и аксиоматики. Освоение философской и научной мыслью областей «верхнего астрала» связана с парадигмальными сдвигами конца 18 в. отходом от неизменной и механистичной картины мира к множественности аксиоматик и методологий конкретных наук, идеи прогресса, эволюции, развития, где изменение уже больше не рассматривалось как область неистинного. Новый парадигмальный сдвиг, это переход к неклассической науке 20 века.

    Смены господствующего направления философской мысли происходил чаще чем научные революции, примерно совпадая со сменой художественных стилей. Но отличие в том, что последние выражали дух настоящего, то философия относилась к нему предельно критично, определяя скорее перспективу, будущее. Так Просвещение - философия эпохи рококо – предвосхищало классицизм, классическая немецкая философия, с её идеей развития – историзм, философия позитивизма – индустриальное общество нач. 20 века, философия жизни эпохи модерна – модернизм и фашизм, нео-марксизм и логический позитивизм легли в основу общества постмодерна – с его социальным государством и машинным языком. Можно предполагать, что ближайшее трансмодерное будущее будет во многом реализацией идей философского постмодернизма с его критическим проектом (постмарксистским, феминистическим, экологическим, постколониальным), а наука приближается к новому парадигмальному сдвигу – междисциплинарности, переходящей к поиску фундаментальной теории общей для различных наук и направлений.
     
    list и La Mecha нравится это.
  2. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    область Эмпирея?

    заданные темы оказались вечным лейтмотивом, особенно отчётливо звучащим сегодня )

    Так вот откуда это разделение на логиков и этиков и отношение к последним как к существам малоразвитым и неразумным. )

    Как здорово ты прошёлся! Для меня открытием была роль Индии в сфере науки - не знала, что она являлась научным центром мира и даже дважды.
    А как же технологическое первенство Японии 20-21 вв.? Это ведь тоже часть науки. А космические соревнования Китая?
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    да, ямьи


    вообще то логика это как раз учение о познании, а этика учение о счастье )

    когда наука становится прикладной это уже область технологии а не область мифа. и японские и китайские разработки 20-21 вв это не прорыв а совершенствование уже имеющихся технологий.
    Но про Китай, как видишь, я вообще не говорил, он всегда был наособицу и успешно развивал свою науку и особенно технику, иногда догоняя, иногда (нередко) перегоняя . Вот только в развитии логики он не преуспел ) Про это в лекции тоже было.
     
    La Mecha нравится это.
  4. Владимир

    Владимир Техадмин

    Сообщения:
    1.173
    Симпатии:
    381
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В это воскресенье завершающая, итоговая лекция цикла - История и антропология.
    В апреле очевидно будут ещё две лекции о буддийской философии (поступил такой заказ).
     
    list, La Mecha и Glenn нравится это.
  6. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Ну, ежели там расскажут про Нагарджуну... Как-нибудь поподробнее. :)
     
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    расскажут. одна будет по мадхьямике, а другая по йогачаре.
     
    list нравится это.
  8. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.753
    Симпатии:
    833
    Роскошный цикл!
    Как-то обидно за узость аудитории. Стадион бы собрать:)
    А лекции, к-рые без аудиозаписей - пропали для потомков? Какой ужОс! :shok:

    Я надеюсь, что докладчик раскроет нам, как всё было, есть и будет на самом деле.
    Если аудиозаписи не будет, я вам какую-нибудь страшную месть придумаю!:hospital:
    (Придумал - напишу в фсб, что вы экстремизмом занимаетесь8-))
     
    La Mecha и list нравится это.
  9. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    У меня, в свою буддийскую очередь, большая просьба (пусть будет лично к Василию, как сокамернику) - записать обе буддийских лекции. Вася, не подкачай!
     
  10. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Йогачакрья или эта ... как ее там... - неважно.
    Важно то, шо это был исключительно правильный дядька! :)

    Вот стишок хорошенький отсюда (самый первый сверху, следующие два путаные)
    http://vbuddisme.ru/wiki/Нагарджуна

     
  11. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Позитивчик какой! )
     
    list нравится это.
  12. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Максим, а ты в споре между М. и Й. кому отдаёшь право истинности? Подозреваю, что М. )

    Буддист как никто другой ощущает себя в мире сансары как в тюрьме )
     
  13. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Ох!!!!! Рыдаю, рыдаю я..... ((((((Не жизнь, а именины сердца... (с)
    :)
     
  14. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Не плачь, душа моя ). Это просто реальность. ) Тюрьма вполне может быть райской и беспредельной!
     
    Glenn нравится это.
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Дерзай! если соберешь, я даже готов приехать с лекциями в Питер )

    правильно подозреваешь
    (также как традиционная и признанная в РФ ветвь буддизма 8-) :priest2:)
     
    list нравится это.
  16. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Или как в горящем доме. )
     
  17. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Да, мы люди традиционные. :priest2:
     
  18. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Ну дык, лучший из миров...
     
    list нравится это.
  19. Владимир

    Владимир Техадмин

    Сообщения:
    1.173
    Симпатии:
    381
    Лучше всего - как в горящей тюрьме.
    Зато для христианина или интегральщика это - поле великого сотворения и сопротивления. Не грязь, а почва.
     
    list нравится это.
  20. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Володя! :good10:

    Ну что ты, какая грязь. Тюрьма прекрасная почва для просветления. ) В ней нет ни одного негодного для этого камня.
     
  21. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Горящая тюрьма - клаустрофобично, БПМ-2. А буддизм оптимистичен. Все получится, главное - поскорее дать деру! )
     
  22. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    А у меня и нет другого. И не надо, наверное. То, что я видела там, было только копией того, что здесь. Поэтому начну с малого, попытаюсь сделать этот лучший из миров еще чуть лучше. Дай только Бог Огня. А упражнения в угасании предоставлю более мудрым и утонченным натурам .
     
  23. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    От себя, наверное. Достойная цель.
     
  24. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Володь, все зависит от того, кто и как обращается с буддизмом или с христианством.
     
  25. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Володь, все зависит от того, кто и как обращается с буддизмом или с христианством. Несмотря на беспрецедентный заеб человеческих мозгов, и один, и другое в целом хорошо справляются с возложенной на них задачей. Это безотносительно к личностям основателей, как ты понимаешь. Коих я глубоко уважаю и пр, и пр.
     
    list нравится это.

Поделиться этой страницей