вторая группа это владения в Марокко населённые б.ч. берберами это территории Рио-де-Оро и Сегиет-эль-Хамра известные также как Испанская Сахара - кусок пустыни с непокорными племенами напротив Канар. отдельной колонией был основананный в 1920 г. город Агуэра. Ифни - мусульманский город официально принадлежащий Испании, но реально самоуправляющийся И Испанское Марокко - область прилегающая к гибралтарскому проливу (не считая непосредственно входящих в Испанию Сеуты и Мелильи) - область имела статус протектората и считалась принадлежащей марокканскому султану. контролировалось побережье. в горах с 1919 г. велись активные боевые действия против полунезависимых берберскх вождеств. Значительно было число евреев. Для мусульманского населения существовали шариатские суды.
Иберо-американский мир королевство Испания Страна средних размеров - нас. 21 388 551 чел. В Испании модернизация-2 и прекрасная эпоха ещё продолжались но уже входя в глубокий кризис. политически это была система сменяющих друг друга у власти (в силу договорённости и воли короля) либералов и консерваторов, затем благодаря адм. ресурсу выигрывающих выборы. Избирательное право было всеобщим для мужчин. к 20 г. традиционные партии раскололись на враждебные фракции. отдельной силой была армия - подчинённая только королю. это была весьма элитарная корпорация - на 80 000 солдат приходилось 30000 офицеров. малешиее посягательство на её престиж пресекались военными судами и офицерскими обществами. Впрочем боеспособность её была не велика. Война в Марокко тянулась и тянулась. Неграмотных было больше половины населения. В быту сохранилось много архаики. В первой мировой Испания не участвовала , но зато переживала экономический бум. с 10 по 30 гг. численность населения в аграрном сектора сократилась с 66 до 45% (на 20 г. где то больше половины). Возникли индустриальные регионы - Каталония и Страна басков. Центральные районы вокруг Мадрида почти запустели. В аграрном секторе продолжало господствовать крупное землевладение (47% земли у помещиков), помещики вкладывали активы и в акции. Но конкретно сейчас - с 17 г. начался продолжительный кризис - на фоне инфляции. И все эти годы нарастало недовольство, усиливались стачки и аграрные волнения. Влиятельной революционной группой была анархисты, часто прибегающие к террору. Быстро сменяющиеся правительства то шли на уступки, то прибегали к репрессиям. Был введён 8-часовой рабочий, день, пенсионное страхование и т.п. параллельно нанятые банды отстреливали активистов. Но не помогало ни то, ни другое. Поскольку реальные доходы рабочих продолжали падать. 8 марта 1921 анархистом был убит консервативный премьер Дато-и-Ирадьер Каталония, баски и Галисия требовали автономии. король Альфонс 13
Культура Испании переживала в нач 20 в. мощный взлёт - это эпоха "поколения 98 года" - близкого стилистике модерна (В латинской Америке аналогом является "модернизм" https://ru.wikipedia.org/wiki/Испаноамериканский_модернизм - в это й стилистике первоначально писал и Пабло Неруда) Это поэты Мачадо и Хименес, прозаики Валье-Инклан и Бароха, публицист Асорин, философы Унамуно и Ортега-и-Гассет, композитор Фалья реализм 19 века продолжал Ибаньес в 19 г. появляется авангардное направление - ультраизм (к нему в частности примкнул аргентинец Борхес и активно поддерживал Ортега-и-Гассет) в 21 г. чемпионом мира по шахматам стал кубинец Капабланка (а шахматы в тогдашнем мире значили много). известен был бразильский композитор Вила-Лобос.
Латинская Америка г.о. Аргентина историзм (Бразилия) (Коста-Рика) модерн (Чили) (Чили) неоклассицизм (Уругвай)
Страны иберо-американского мира, юридически независимые, были интегрированы в глобальную экономику как поставщики продовольствия и сырья. К этому времени их уже выдрессировали на предмет уплаты долгов. Испания была крупным продавцом железа, Бразилия - кофе , Аргентина - мяса и другого продовольствия, Чили - меди и селитры, Перу - хлопка, Венесуэла - кож, каучука, кофе, какао. Американская компания Стандарт ойл повсеместно получала концессии на поиски и добычу нефти. В первой мировой, все страны кроме Бразилии, хранили нейтралитет и получили сверхприбыли, кончившиеся вместе с войной, оставив после себя инфляцию и падение жизненного уровня. До 14 г. экономически доминировала в Южной Америке Британия, за годы войны лидерство перешло к США (кроме Аргентины - полностью интегрированной экономически в Британскую империю) Хотя получила развитие промышленность (особенно в Чили и Аргентине) в целом страны были скорее аграрные(в Бразилии в с .х. 69,1% занятых). Господствовало крупное землевладение и полуфеодальные обычаи на селе. В ряд стран - Бразилию, Аргентину, меньше в Чили, Уругвай, парагвай - направлялся поток колонистов из Европы и (в Бразилию) из Японии. Политический строй - обычно коррумпированная олигархия с демократической конституций (голосование чаще цензовое). Исключение составляла Веенсуэла - с её открытой диктатурой Гомеса и однопартийной системой (это называлось "демократический цезаризм") и Аргентина, где прервав олигархические оплоты к власти пришла партия радикалов, были проведены реформы (всеобщее избирательное право для мужчин,10 часовой рабочий день, выходной в воскресенье, страхование рабочих) и даже обсуждалась национализация главных отраслей. Но в основном радикальному правительству Иригойена пришлось бороться с волной стачек и бунтов, вплоть до вооружённого восстания в столице . Профсоюзами в Южной Америке обычно заправляли анархисты. Серьёзные волнения были и в Бразилии, где пришлось объявить 8-часовой рабочий день. (потом его отменили)
визитной карточкой Латинской Америки (Аргентины-Уругвая) в тогдашнем мире было танго .вообще золотой жилой для иберо-американской культуры стала дикая витальность.
Мексика те полвека которые мы не заглядывали сюда прошли большей частью под знамением диктатуры Порфирио Диаса. генерал Диас - герой войны против империи и французов, правил страной 35 лет (включая перерыв на 4 года когда он "уступал" кресло своему ставленнику). Законодательство постепенно менялось - увеличивался срок, снимались ограничения на число сроков... В отличие от венесуэльского Гомеса, Диас сохранял видимость демократических институтов - регулярно проходили выборы, где всегда побеждали ставленники Диаса (адм. ресурс и фальсификации в помощь). существовала карманная или карикатурная оппозиция. Проводилась жёсткая централизация - от столицы до округов. парламент был полностью подконтролен и большой роли н еиграл. Главную роль играли друзья Диаса и т.н. "учёные" - позитивисты, которые фактически проводили в стране колониальную политику. Впрочем на фоне постоянных разговоров о патриотизме и величии Мексики. Народ Диас считал пригодным только для деспотизма и нуждающимся в опеке, с Церковью (которая была отделена от государства) он прекрасно ладил и она ему верно служила. Проводилась политика изъятия по юридическими предлогами земли у общин и мелких собственников и перераспределение её в пользу "друзей" и иностранных компаний. Общины были распущены и большая часть крестьян стала безземельными арендаторми ичасто пеонами. Порядки в латифундиях был феодальными - помещикам принадлежало ок 57% земли. американский капитал владел 43,4% национального богатства. Фактически страна превратилась в сырьевой придаток США - и как сырьевая экономика развивалась весьма успешно - строились железные дороги , росла добыча полезных ископаемых - вывозились золото, серебро, свинец, медь, нефть. на плантациях выращивался хенекен, каучуконосы, кофе, какао, на ранчо разводился скот. Богачи богатели, бедняки беднели. в сельской местности жило 77% населения. Но в конце концов и США отказали Диасу в поддержке (он стал привлекать британские капиталы) в 1910 Диас выиграл очередные выборы, посадив соперника в тюрьму. Отпущенные под залог тот бежал в США и вернулся с отрядом. Это стало толчок к революции- фактически же основной её силой стала тлеющая а теперь заполыхавшая крестьянская война.
Диктатура пала и началась гражданская война, продолжавшаяся фактически 10 лет и поразившая мысль своей бурной витальностью и бессмысленной жестокостью. Зеркалом её стал роман Асуэла Los de abajo (1920) фактически положивший начало новой мексиканской литературе. в 1917 г. революция как бы победила и была принята новая демократическая контитуция, предполагающая ограничение прав иностранцев на владение собственностью и возможность национализации. Бала начата аграрная реформа - которая шла таким черепашьим шагов, что никого не устроила. Крестьянские вожди Сапата (убит в 1919) и Вилья продолжала борьбу. Пока в 1920 популярный генерал однорукий Обрегон , договорившись с анархистскими профсоюзами, не двинул войска на столицу. президент Карранса, бежал но был схвачен и расстрелян. На новых выборах Обрегон стал президентом, профсоюзные лидеры вошли в правительство, Вилья прекратил боевые действия, аграрная реформа (изъятие земель сверх установленного максимума и распределение её между крестьянами) резко ускорилась. фактически Мексика переходит на стадию модернизация-3 (обычной для Латинской Америки была модернизация-2)
Эпилог Тема цивилизации и варварства в эту эпоху получает новое звучание. Фин де сикль это не просто конец века, это осознание заката европейской цивилизации, её золотой осени. Декаданс это: "Двадцать тысячелетий каторжного труда дают нам право жить наконец праздно, тихо и созерцательно. Конец цивилизации будет покрыт венцом золотого века. Мы организуем общественные праздники и прекрасные развлечения. Быть может, даже срок жизни, указанный мною, продлится еще на несколько столетий, потому что мы будем жить в покое". ("Аэлита"). в отсветах заката мир был прекрасен как никогда. Но на самом деле ждали варваров. В то время все слишком хорошо знали римскую историю ) Страх жёлтой опасности из этой серии, как и ужас перед сенегальскими и мароканскими войсками приведёнными французами в Европу. Но наглядней был прорыв "внутренних варваров " - пролетариата и революций показавшей всю зыбкость и шаткость цивилизации. марксисты-футуристы готовы были стать варварами сами сокрушить прежний мир и начать сначала. а фашисты и прочие консервативные революционеры сознательно стали варварами чтобы сохранить Империю. Поразивший всех стремительный откат к самому дикому варварству был целенаправленно сделанным выбором. совершёнными людьми войны.
Илья Эренбург. Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников. 1921. "С величайшим волнением приступаю я к труду, в котором вижу цель и оправдание своей убогой жизни, к описанию дней и дум Учителя Хулио Хуренито. Подавленная калейдоскопическим изобилием событий, моя память преждевременно одряхлела; этому способствовало также недостаточное питание, главным образом отсутствие сахара. Со страхом я думаю о том, что многие повествования и суждения Учителя навеки утеряны для меня и мира. Но образ его ярок и жив. Он стоит предо мной, худой и неистовый, в оранжевом жилете, в незабвенном галстуке с зелеными крапинками, и тихо усмехается. Учитель, я не предам тебя! Я иногда еще пишу по инерции стихи среднего достоинства и на вопрос о профессии бесстыдно отвечаю: «Литератор». Но все это относится к быту: по существу, я давно разлюбил и покинул столь непроизводительный образ времяпрепровождения. Мне было бы весьма обидно, если бы кто-нибудь воспринял настоящую книгу как роман, более или менее занимательный. Это означало бы, что я не сумел выполнить задачу, данную мне в тягостный день 12 марта 1921 года, день смерти Учителя. Да будут мои слова теплыми, как его волосатые руки, жилыми, домашними, как его пропахший табаком и потом жилет, на котором любил плакать маленький Айша, трепещущими от боли и гнева, как его верхняя губа во время припадков тика!"
"ватиканским узником " официально именовал себя папа римский, уже полвека находящийся в конфронтации с итальянским королевством, захватившим Рим. отсюда и любимая конспирологами "чёрная знать" - это римская аристократия никогда не снимающая траура по светской власти папы.
Всё таки "1921". Т.е. на грани с предыдущим периодом. И про Россию меньшая часть романа. А вот про самую середину 20-х в Петрограде/Ленинграде рекомендовал бы "Мы живые" Айн Рэнд (если кто не читал). Почти 500 стр. Подробно про жизнь "мелкобуржуазной"-интеллигентской среды. Всё автобиографично, т.е. владея темой, и весьма объективно. Написано через 10 лет в США. И хотя с явно антибольшевистских позиций, но на описании быта это не отразилось. Не опасаясь цензуры и не подлаживаясь к читателю (который был несомненно левых взглядов
о рождении стиля ар-деко и отличиях его от модерна в то же время Запад обращается в таинственную глубь древних цивилизаций, и не только к известному Египту (как рассказывали в ролике про ар-деко). например, в 1925 году совершается первая экспедиция к новой находке - к ольмекам, обнаруженным, что интересно, в 1862-м (первая публикация - в 1869-м)
религия католичество папство оставалось главным оплотом традиционного консерватизма. но как антилиберальное учение в условиях кризиса гуманизма 19 века вызвало значительный интерес в интеллектуальной элите. одним из явлений стало появление неотомизма (Жильсон, Маритен https://w.histrf.ru/articles/article/show/maritien_zhak) протестантизм, напротив, с 19 века стоял на позициях гуманистических и либеральных однако теперь появляется (с запозданием) и новая теология (например диалектическая теология Барта https://ru.wikipedia.org/wiki/Барт,_Карл) В близком направлении (к христианству от либерализма) копали русские философы позиционирующие себя как православные (от Флоренского до Бердяева). разница была в том, что Православная Церковь своими их не признала. Православные церкви в это время в основном решали вопросы своих отношений с государством. Новые государства Восточной европы стремились обзавестись автокефалией )в чём Константинополь им иногда шёл навстречу) Русская же Церковь наслаждалась с 17 года восстановлением патриархии и уходом из под контроля государственных ведомств. Но столкнулась с проблемой безбожной власти в стране. (Настоящий конфликт, впрочем , начался только в 1921) В истории буддизма новым моментом было его проникновение на запад и в Индию . Причём и для буддизма и для индуизма роль покровителя -проводника играло Теософское общество.